Успенский собор кремля

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Строительство Успенского собора в Москве

Первоначальный, однако увы не сохранившийся, храм был выполнен из камня на том месте где ранее находилась деревянная молельня и возведен в 1326-1327 гг. во временя Иване I Калите. Само святилище было одноглавым, трехапсидным, созданного по образу древнего Георгиевского храма сохранившегося и по сей день в Юрьев-Польском (Владимирская область).

Белокаменное святилище уже достигнув середины 15-го века имело достаточно большое количество разрушений, посему еще при Иване III было принято решение об постройке новой обители, которая бы в своих размерах значительно превышала старую.

С самого начала строительные работы по возведению святилища в Кремле были поручены таким мастерам, как Мышкин и Кривцов, но постройка молебни согласно их макету так и не пришла к завершающему этапу, то бишь то сооружение, которое они довели до сводов было обрушено во время землетрясения, произошедшего в 1474 г.

В результате этого события нынешнюю московскую богомольню возвел Аристотель Фиораванти – архитектор, который возвел святилище по примеру построенного в 12-м веке величественного Успенского храма во Владимире.

Обязательно к прочтению:  Благовещенский собор в Харькове

Освятили пятиапсидную, пятиглавую молельню в 1479 г. Фрески кафедрального святилища выполнялись в период с 1482-1515 гг. Один из задействованных иконописцев при возведении храма Дионисий был действительно легендарным создателем соборных росписей, однако написанные им фрески увы до наших дней сохранились лишь в частичном виде.

Полезные статьи:

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать
Если болеют дети
, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородиц… Читайте далее

Бог – поругаем не бывает!
Бог – поругаем не бывает! Вот примеры из жизни о людях, которые — посмели поднять свои грязные руки и поганые языки — на Бога и Церковь.Когда в селе Селявны Воронёжской области ломали церковь, председатель сельсовета и двое его помощников разбили уникальную огромную �… Читайте далее

СОВЕТЫ — БАТЮШКИ. КАК СОХРАНИТЬ — СЕМЬЮ. Игумен Георгий (Шестун)
Мужчина должен знать:
НЕЛЬЗЯ — УНИЖАТЬ и оскорблять свою жену — ОБЗЫВАЯ её грубыми словами. Грубые слова — ЗАПОМНЯТСЯ, лягут — Раной на сердце и ИЗГОНЯТ оттуда — Любовь.Мужчина НЕ ИМЕЕТ права — КОМАНДОВАТЬ, кричать, обижать, и СИЛОЙ, насилием ПОДЧИНЯТЬ — жену себе.Му�… Читайте далее

«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО
1) Не усложнять себе жизнь многими заботами.
2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их.
3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений.
4) Научить себя и детей приноси�… Читайте далее

Сам же храм смог уцелеть, однако за свою немалую историю они не один раз получал повреждения при пожарах, но в конечном итоге его вновь и вновь реставрировали, сохраняя тем самым главную патриаршую молельню государства, а также некрополь митрополичий и патриарший.

В годы правления советской власти представленный храм оказался закрыт на довольно длительный период для посещения православных людей, а также и других посетителей, а именно святилище не функционировало с 1918-1955 гг., а по прошествии этого времени он снова стал действенным, но уже в качестве музея. Вместе с тем богослужения были восстановлены только с 1990 г., но статус музея так и по сей день остается за этим сооружением.

Росписи восточных столбов

Больше всего росписей сохранилось на восточных столбах-пилонах, которые изначально были закрыты высоким иконостасом, поэтому их не трогали при поздних реконструкциях храма. Их широкие плоскости были обращены на запад к прихожанам, представляя собой три регистра изображений.

В верхнем из них были изображены два медальона с полуфигурами святых мучеников и целителей, святых Лавра и Флора. Примечательно, что их изображения можно встретить еще в домонгольких древнерусских храмах. Святые представлены не только как целители тела, но и человеческих душ. Под ними расположились высокие Голгофские кресты. Не исключено, что эти композиции долгое время были закрыты праздничными иконами.

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе

Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

История

Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.

Успенский собор в Москве, 13 век

К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.

В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий

В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.

Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков

В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.

Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами

Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.

Успенский собор Кремля, 1913 год

Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.

Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Жизнь прихода

Подворье в Аляухово

К храму Успения Божией Матери в Путинках приписан храм Святых Царственных страстотерпцев в Аляухово.

Адрес:

Московская область, Одинцовский район, село Аляухово, дом 33

Молодежный клуб Петра и Февронии

Клуб во имя святых Петра и Февронии является одной из самых больших православных молодежных организаций Москвы. Общий охват молодежи, привлеченной к участию – около 4 тыс человек. Основной возраст участников Клуба – 20-45 лет. С момента создания Клуба (сентябрь 2007 годя) из участников образовалось более 100 венчанных пар. Руководитель Клуба – Громова Екатерина.

Каждое воскресение за исключением Великого поста и престольных праздников в 17.00 служится молебен перед чудотворной иконой святых Петра и Февронии в храме Успения (Успенский пер, д. 4), проводится чаепитие, концерты православных исполнителей. После чаепития – мастер-классы по историческим бальным танцам. На каждую встречу приходит около 250 человек, в летнее время около 350.

Внутреннее убранство

Общество трезвости во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского было создано по инициативе настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Гомонова в последнюю неделю Великого поста в 2013 году. Этим постом многие страждущие недугом пьянства, прошли по благословению духовника серьезный этап воздержания, и наш батюшка принял решение закрепить эти результаты созданием Общества трезвости. «Гибнут хорошие люди от водки и наркотиков. Не только неверующие, но и верующие. И чтобы помочь им, нужно приложить усилия. Недостаточно простой исповеди, надо создать особую среду для исцеления их и общения с ними», – так определил о. Алексий задачи вновь созданного общества.

Служба помощи жен-мироносиц

Благотворительная служба Жен Мироносиц возникла в конце 90-х при московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Ее основательница Людмила Афанасьева — вдова первого настоятеля этого храма протоиерея Глеба Афанасьева. Указом Святейшего Патриарха Алексия она была назначена старостой храма, главой приходского совета. После смерти мужа все свои силы она сосредоточила на восстановлении храма. Храм восстановили, начал складываться и крепкий дружный приход. Тогда и возникла мысль о помощи тем, кто так часто оказывается всеми забыт — вдовствующим матушкам и престарелым священнослужителям.

Клуб «Вербочка»

Клуб православных многодетных семей «Вербочка» при храме Успения Божией Матери в Путинках, являющийся коллективным членом Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо!», ставит своей задачей подержать и объединить семьи с детьми, в которых :

— считают, что основное воспитание детей и становление их личности происходит в кругу семьи;

— чтят наши русские православные традиции, обряды, праздники;

— любят нашу прекрасную русскую землю и её древнюю столицу Москву;

— принято воспитывать детей на примерах русской истории, русской классической и святоотеческой литературы, на лучших образцах зарубежной культуры.

Для совместного отдыха родителей и детей создан летний семейный православный лагерь в г. Плёсе Ивановской области на 50 человек ( в 2015 году — с 10 по 25 июля), где дети и их родители могут не только отдохнуть, но и принять участие в литературных и музыкальных вечерах, народных праздниках, в благотворительной ярмарке, в помощи храму и детям местного детского реабилитационного центра и во многих других совместных делах.

Кроме того дети и родители нашего семейного клуба могут заниматься в различных кружках по интересам.

Все участники семейного клуба «Вербочка» считают, что только в многодетной семье, основанной на крепких традициях и православном укладе жизни, ребёнок может вырасти достойным гражданином нашей Родины, которая всегда называлась Святой Русью.

Более подробную информацию о наших встречах можно узнать на сайте клуба «Вербочка».

Руководитель Клуба многодетных православных семей «Вербочка» — Козлова Елена Владимировна (мама 4-х детей и бабушка 1-й внучки) — 8 963 7700627.

История создания собора длиною в пять столетий

Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.

4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.

25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.

Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.

При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.

Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.

20 мая 1474
произошло сильное землетрясение. Недостроенный храм разрушился

Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.

Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.

Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.

Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.

Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.

Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.

Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.

Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.

12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.

В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.

В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.

15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.

Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.

Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.

С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector