Великий новгород. кремль. собор софии, премудрости божией

Премудрость созда себе дом…

Икона «Премудрость созда Себе Дом» (ок. 1548). Новгородская школа Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в… Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Технические особенности собора

Софийский собор в Новгороде – один из немногих пятинефных крестово-купольных храмов, построенных в XI веке. Позже строительство церквей такого типа на Руси не практиковалось. Храм выполнен в византийском стиле. Боковые аспиды храма сделаны в форме пятигранника, центральная – круглая. Широкие галереи в два этажа опоясывают здание с трех сторон. Историки считают, что галереи были построены одновременно со зданием храма. Структура здания пирамидальная, с 6-ю куполами.

Вместе с галереями собор имеет прямоугольную форму (34,5×39,3 м). Высота здания в месте центральной главы составляет 38 м (без креста). При постройке храма были выложены массивные стены. Их толщина равна 1,2 метра. Материалом для стен послужил известняк разного цвета. Для скрепления камней применялся раствор из извести с добавлением толченого кирпича. У камней отделывалась только сторона, выходящая на поверхность фасада.

Материалом для арочных проемов и сводов был выбран кирпич. Внутренние стены в районе главной аспиды и в парусах выложены керамическими сосудами округлой формы (голосниками). Некоторые голосники при строительстве специально сделали открытыми во внутреннее помещение. Таким образом русские умельцы избавились от нежелательного для храма эха. Еще одним плюсом наличия пустотелых предметов в кладке стало уменьшение нагрузки от тяжести барабана на подпружные арки.

Интерьер Софийского собора очень похож на киевский храм, только имеются небольшие расхождения в пропорциях.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

Крест главного купола и легенда о голубе

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.p>

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
  • Центральный купол собора с голубем
  • Голубь
  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

История

Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов). 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.

Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь

Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).

Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).

Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.

Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.

С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».

Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году.

Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.

С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.

В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».

Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ ​обильнѣйшій кивотъ или ​вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)

Внешний вид

Пять нефов

Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нар- текс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами.

Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем харак-теризуется как пятинефный, трех- апсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где рас-положены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтаж-ной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек».

Домик при звоннице

Вид на домик при звоннице с юга

Домик при звоннице XVII века, по результатам исследований, проведённых в 1946 году, возможно, был одноэтажным и сооружён до середины XVII века. Современные окна, возможно, устроены в XIX веке, ранние окна были узкие и по расположению лишь частично совпадают с нынешними. Во время восстановительных работ под руководством В. Н. Захаровой в 1946 году восстановили лишь часть здания — руины южной части были разобраны, так как эта часть была разрушена прямым попаданием бомбы; также была сделана внутренняя перепланировка оставшейся части здания.

В XIX веке в здании жили сторожа Софийского собора и звонари Софийской звонницы.

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX века

«Магдебургские врата»

Фотография 1900 года Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма/p>

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формыВ некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Башни Новгородского Кремля

У башен Новгородского Кремля своя история. Они все разные по форме и размеру, имеют свои архитектурные особенности. И судьбы у всех башен разные. Их было 12, но до нашего времени сохранились только 9.

Кокуй

Эту башню еще называют Кукуй, или Каланча. Она не проходная, т. е. не имеет ворот, через которые можно попасть в Кремль. Башню возвели в XV в. Она представляет собой прямоугольное трехъярусное сооружение высотой почти 40 м. В нижнем ярусе располагалась казенная палата. Позже там поместили винный погреб, а в XIX в. нижнюю часть башни использовали в качестве загона для свиней. В верхнем ярусе располагалась смотровая площадка.

Башня Кокуй.

Спасская

Спасская башня также была возведена в XV в. Это проездная прямоугольная башня высотой 19 м. Под крышей располагаются бойницы. А саму крышу венчает дозорная вышка, которая в XVIII в. была восстановлена по сохранившимся чертежам.

Дворцовая

Глухая башня Новгородского Детинца, возведенная в конце XV в. и сначала носившая название Борисоглебская. Высота башни 20 м, еще 9 м в вышину имеет крыша в форме шатра. Под крышей в два ряда расположены окна и бойницы.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.

Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

История строительства

Кратко историю строительства этого великого храма не расскажешь… В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

История Новгородского Детинца

Детинец — далеко не самая первая новгородская крепость. Начиная с Рюрика, которого в ряде списков «Повести временных лет» называют основателем Новгорода, долгое время княжеской резиденцией было Рюриково Городище, лежащее выше по течению Волхова близ его истока из Ильмень-озера. Князь Ярослав Мудрый перенес свою резиденцию ближе к Торгу, на Ярославово дворище.

Первое письменное упоминание о Новгородском кремле относится к 1044 году. Деревянную крепость заложил князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. В 1136 году, после изгнания князя Всеволода Мстиславовича из Новгорода, Детинец становится оплотом Новгородской вечевой республики. Княжеской резиденцией вновь становится Городище.

В 1333 году при новгородском архиепископе Василии (Калика) начинается строительство каменной крепости, что было вызвано необходимостью защиты Новгорода как от поползновений Москвы, так и от Швеции, которая нарушила Ореховецкий мир и захватила часть Новгородских земель. Только спустя столетие строительство Детинца было завершено. Однако в 1478-1490 годах, уже после вхождения Новгорода в состав Московского царства, в связи с развитием артиллерии кремль был полностью перестроен.

Давайте совершим небольшую прогулку по Детинцу и полюбуемся его главными достопримечательностями.

Новгородский кремль

Граффити на стенах

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector