Икона святая преподобная благоверная княгиня анна кашинская
Содержание:
- Жизнеописание преподобной Анны Кашинской
- Краткое жизнеописание святой княгини
- Забвение и чудеса
- О чем молятся святой Анне Кашинской?
- Царь
- Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании
- Память: 12 / 25 июня (Перенесение мощей и второе прославление), 21 июля / 3 августа (Обретение мощей), 2 / 15 октября
- Молитвы
- После революции и до наших дней
- Запрет на почитание и его восстановление
- Трагедия жены и матери
- Почитание княгини Анны
- О чем молятся святой мученице
- Житие княгини
- История любви князя Михаила и княгини Анны
- Потеря мужа
Жизнеописание преподобной Анны Кашинской
Очень скоро княгиня Анна потеряла любимого супруга и обоих сыновей. Пережив такое великое горе, женщина решила принять свою судьбу с кротостью и смирением. Она ушла в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Господу.
При постриге ей было дано имя София. Только перед самой кончиной, приняв схим, она снова назвалась Анной. Последние месяцы жизни старица Анна жила в городке Кашино, который впоследствии назвали местом поклонения святой.
Русский царь в 1649 г. лично присутствовал на богослужении, посвященном мощам святой Анны, оказавшимися нетленными. С того самого дня православные христиане почитают Анну, как мученицу. Молятся Анне Кашинской о сотворении чуда выздоровления от тяжелых недугов и неизлечимых болезней, а также защите брака и семьи.
Однако церковные распри, произошедшие в 1677 г. повлекли де канонизацию Анны. Только в 1909 году по приказу царя Николая святая мученица Анна была восстановлена в ранге святой, а ее мощи снова разрешили посещать паломникам. Почитают святую Анну с 12-25 июня, с 21 июля по 3 августа и со 2 по 15 октября.
Краткое жизнеописание святой княгини
Княгиню любили за мудрость и справедливость. Она придерживалась выбранных принципов до своих последних дней. Жизнь княгини была наполнена трагическими событиями.
Происхождение
Анна родилась в семье ростовского князя. Кашинской ее называют из-за того, что последние годы прошли в городе Кашине, уделе младшего сына княгини.
Житие в супружестве
Анну выдали замуж за Михаила Ярославича Тверского. Вскоре после женитьбы он стал обладателем ярлыка, дававшего ему право княжения во Владимирском великом княжестве. У супругов родилось пятеро детей.
Вдовство
Зверское убийство тверского князя Михаила стало трагедией для всей семьи. Княгиня пожелала стать монахиней после смерти супруга, но осталась, чтобы поддержать сыновей
Княгиня-инокиня
После смерти сыновей и внука она уехала, стала настоятельницей монастыря. За праведную жизнь после смерти инокиня стала называться святой благоверной, это значит, что, оставаясь княгиней, она вела праведную жизнь.
Запрет на почитание
Церковный раскол, который произошел при Никоне, привел к тому, что тверскую княгиню деканонизировали. Останки были закопаны, могилу забаррикадировали.
Народное почитание
Несмотря на запреты, народ не забывал об Анне. Ей молились, хранили иконы. Несмотря на то, что она прожила в Кашине лишь последние годы жизни, ее считали Кашинской святой.
Вторая канонизация
Повторное причисление и захоронение произошло при правлении Николая II. Мощи были вновь возвращены церкви города Кашин.
Забвение и чудеса
В 1368 году 2 октября душа ее упокоилась. Перед своей кончиною княгиня Анна приняла схиму. Ее похоронили в Успенском храме монастыря города Кашино (Тверской области), где она жила. К ее гробнице сначала относились неподобающим образом, а ее имя со временем было просто забыто за древностью лет. Но в 1611 году произошли чудеса при гробе ее. Во время осады города Кашина литовскими восками она явилась одному благочестивому пономарю, вылечила его и сказала, что она молит Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, чтобы они избавили город от захватчиков. И тогда у жителей города пробудилось благоговейное отношение к своей небесной защитнице, которая и потом не раз спасала город от разорения.
Тогда в честь святой благоверной Анны стали назвать новорожденных детей, ее закрытый гроб стали украшать.
О чем молятся святой Анне Кашинской?
Святая Анна, пройдя через все испытания, сохранила кроткий нрав и любовь к Господу. Ее характер, судьба и образ жизни являлись величайшим образцом христианского смирения и милосердия.
Поэтому молитвы Анне Кашинской возносят все страждущие, желающие донести свои просьбы Господу. Чаще всего возносят молитву Анне Кашинской о здоровье, но это далеко не весь перечень помощи, который она оказывает христианам. Просят святую Анну:
- об исцелении от болезней, облегчении тяжких страданий и укреплении веры в бога;
- перед тем, как принять сложное решение, или непростой выбор в своей жизни;
- перед началом нового жизненного пути (уходе в армию, поступлении в институт, устройстве на новую работу, принятии монашеского пострига)
- о семейном счастье, здоровье детей и близких;
- перед замужеством (особенно, когда у человека есть сомнения в том, стоит ли вступать в брак);
- крепости духа и придания ясности мыслям;
- в безвыходной, или запутанной жизненной ситуации, когда человек не видит для себя путей выхода и самым правильным выбором кажется смерть.
Возносят молитвы Анне Кашинской о замужестве молодые девушки в полном уединении перед ее иконой с зажженной свечей, или лампадой. Прежде чем молиться святой нужно освободить свой ум от злых, корыстных и негативных помыслов. Просить помощи нужно искренне, со смирением в душе и сильной верой в сердце.
Царь
В 1677 году в Кашин поклониться святым мощам святой схимонахини Анны захотел приехать сам царь Феодор Алексеевич, но в последний момент он отказался от этой поездки, по примеру отца своего Алексея Михайловича. Вместо этого проводилось заседание, датированное 12-21 февраля этого же года, по распоряжению патриарха Иоакима была создана комиссия из митрополита Иосифа, архиепископа Симеона, игумена Варсонофия, протопопа Иоанна Лазарева, которые, осмотрев мощи святой, выявили свои «несогласия» и пришли к выводу, что правая рука княжны Анны сложена двуперстно.
И тогда ее светлая память опять пострадала, канонизация имени святой была отменена. Это был единственный такой очень необычный случай на Руси в православной церкви.
Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании
Княгиня Анна была дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского. Летописцы не сообщают точной даты рождения княгини. Однако Т.И. Манухина прибегает к приблизительному расчету: поскольку девушки выходили замуж в 15-17 лет, а брак княгини с Михаилом Тверским состоялся, по ее мнению, в 1294 г., следовательно, Анна могла родиться в 1278 г. или 1279 г. Прадед Анны — князь Василько Ростовский, плененный татарами в 1238 г. на р. Сити, с гневом отверг предложение перейти на их сторону и был убит; дед Борис вместе с братом Глебом мирно правили 40 лет. Дед по матери — князь Михаил Черниговский — героически погиб в Орде за Христианскую веру, отказавшись поклониться монгольским идолам; дочь Михаила, княгиня Мария Ростовская, по мнению Д.С. Лихачева, была первой женщиной-летописцем.
Анна росла в традициях крепкой православной веры, любви к Церкви, в почитании духовенства и «иноческого чина», традиций Ростова. Епископ Игнатий, как глава Ростовской епархии и духовник Анны, был близок княжескому дому. Твердой вере учил Анну живой пример епископа Игнатия.
Можно с уверенностью сказать, что невесту сыну Михаилу подыскала княгиня Ксения, как того требовал обычай. Великая княгиня Ксения, мать Михаила, прослышав о добродетелях Анны, послала в Ростов сватов, которые обо всем договорились.
Супруг преп. Анны — благоверный князь Михаил Тверской. Он был также понижен в богослужебном статусе после церковного раскола
8 ноября 1294 г. в день архангела Михаила, в день ангела жениха, состоялась свадьба в Спасо-Преображенском соборе, где жених и невеста впервые увидели друг друга. Венчал Михаила и Анну епископ Андрей
В своей книге автор характеризует мужа Анны как человека душевно одаренного, сильного, благородно-отважного. В 1298 г
у княгини Анны родился первенец — сын Дмитрий, В 1299 г. — дочь Феодора (о ней ничего неизвестно и Манухина предполагает, что она скончалась в младенчестве), в 1300 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, и потом еще один сын — Василий, дата рождения которого неизвестна.
Память: 12 / 25 июня (Перенесение мощей и второе прославление), 21 июля / 3 августа (Обретение мощей), 2 / 15 октября
Великой княгине Анне Кашинской выпали
великие скорби: гибель мужа, детей, внука, пожары,
погромы (и даже после смерти перенесла 200 лет забвения
как «раскольница»). Не предавшись отчаянию, Анна вынесла
все — она символ душевной стойкости. Ее помощи просят
перед вступлением в брак, на службу, перед постригом,
перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь
серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях
и скорбях.
Святая благоверная великая княгиня Анна
— дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка
святого благоверного князя Василия Ростовского,
принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой
православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был
святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин,
канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294
году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем
Михаилом Тверским.
Преподобная Анна Кашинская. Икона, 1910 год
Много скорбей выпало на долю святой
Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел
дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре
после этого сильно заболел молодой князь. Во
младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь
Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с
князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня
прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду,
где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее,
Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия
Московского — виновника смерти отца, убил его, за что
был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех
татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После
этого стихийного восстания вся тверская земля была
опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в
плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало
никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын
Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их
разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была
приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью.
По кончине мужа испытания следовали одно за другим и,
казалось, их невозможно пережить, не предавшись
отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве
мужескую крепость имела еси… — так ублажает Церковь
святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре
после мученической кончины сына и внука Анна приняла
монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего
сына Василия, перебралась в специально выстроенный для
нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в
схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском
храме.
Имя благоверной княгини Анны с течением
времени было забыто до того, что к гробнице ее
относились непочтительно, и только в 1611 году
вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось
в жителях города Кашина особое благоговение к своей
небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от
врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах
от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою
царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона,
и на Московском Соборе 1649 года постановлено было
открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной
Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю
историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не
удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна
Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и
Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию
святой, запрещает поклонение святым мощам Анны
Кашинской. Это необычайное событие — единственное в
истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность
благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная
народная память хранила крепкую веру в предстательство
пред Господом своей небесной покровительницы. Перед
вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед
началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное
решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и
скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной
Анны.
В 1908 году почитание благоверной
княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в
городе Грозном в области Терского казачества возникла
женская община в честь святой благоверной княгини Анны
Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой
Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ
благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и
понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже
провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность,
откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их,
тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как
враги громили и жгли ее землю
Православие.Ru
Молитвы
Тропарь великой княгини Анны Кашинской |
Ин тропарь великой княгини Анны Кашинской |
Кондак великой княгини Анны Кашинской |
Ин кондак великой княгини Анны Кашинской |
Молитва благоверной княгине Анне Кашинской |
После революции и до наших дней
После 1917 года храмы в Кашине постепенно закрывались, гроб с мощами постоянно переносили, но заступничество святой и здесь сделало свое дело, не оставив город без действующей церкви. По словам очевидцев, некоторые видели Анну Кашинскую в первый год Великой Отечественной войны, и она говорила, что охраняет свой город от захватчиков. До 1987 года святые мощи Анны Кашинской пребывали в храме Петра и Павла.
Сейчас поклониться мощам святой можно в Вознесенском кафедральном соборе города, гробница пребывает там с 1993 года и доступна всем верующим. Собор расположен на площади Единения в городе Кашин Тверской области. Храм Анны Кашинской есть в нескольких городах и с ними тоже не все просто. Один из них расположен в Санкт-Петербурге и принадлежит православной христианской церкви. А вот храм ее имени в Кузнецах принадлежит старообрядческой концессии православного христианства, он активно восстанавливается. Еще один старообрядческий храм святой княгини Анны Кашинской заложен в Твери.
Паломники часто приходят за помощью к святой, и многим дает утешение Анна Кашинская. В чем помогает святая? Она откликается на просьбы об укреплении семейных уз, укреплении в христианской православной вере и терпении. Также она становится заступницей всех страждущих, вдов, сирот и помогает тем, кто избирает путь монашества.
Запрет на почитание и его восстановление
Старообрядческие раскольнические беспорядки привели к тому, что в 1677 году патриархом Иоакимом было принято решение об упразднении памяти благоверной Анны. Поводом для этого послужило положение пальцев на ее правой руке, сложенных якобы в двуперстном крещении.
Гроб опечатали, поставив архиерейские печати, иконы и покрывала забрали в Москву, оставив запрет на написание образов святой. Придел, построенный в честь благоверной покровительницы, переименовали в церковь Всех святых.
За хранение икон с изображением княгини Каширской следовала анафема. За свидетельствование о чудесах благоверной дьячок Никифор и священник Василий были приговорены к монастырскому затвору. Однако невозможно вытереть из почитания народа ту, которая неоднократно приходила на помощь и даровала исцеление, священники делали вид, что не замечают народного поклонения.
Чудеса от молений у ее мощей не прекращались все это время. Во время войны с французами по молитвам любимой правительнице Кашино город ни разу не был разорен врагом. В 1817 году при перестройке старого храма, мощи были перенесены в новый Воскресенский собор.
В 1848 году холера накрыла город. Среди населения начался мор, он прекратился сразу после крестного хода, совершенного вокруг города с образом святой княгини.
Только в 1909 году было восстановлено почитание благоверной Анны Кашинской.
Это интересно: Житие митрополита Антония Сурожского: рассказываем по полочкам
Трагедия жены и матери
В 1305 г. князь Михаил Тверской получил ярлык на Великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице князя Юрия Московского. Кроме этого, семейную жизнь омрачали болезнь князя и детей, природные катаклизмы (мор, засуха). Князь Юрий Московский воспротивился законному наследнику престола. И в 1317 г., расположив к себе хана, женился на его сестре Кончаке и был возведен в достоинство великого князя Владимирского. Князь Юрий Московский решил подчинить себе Тверь. Однако Юрий понимал, что получил ярлык не по законам Древней Руси. В 1317 г. произошла битва возле села Бортенево, но Юрий был разбит и бежал в Новгород, а Михаил, захватил в плен жену Юрия — Кончаку, которая, вероятно, была отравлена монголами и скончалась в Твери. Великий князь Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 г. Михаила вызвали в Орду, где Тверской князь вскоре был казнен.
После трагической кончины супруга княгиня Анна в 1319-1320 гг. женит одного за другим трех своих сыновей. В 1322 г. старший сын Дмитрий получил ярлык на Великое княжение. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве гнева заколол князя Юрия Московского. Хан, разгневавшись на Дмитрия за его самоуправство, приказал казнить его 15 сентября 1326 г., но ярлык на Великое княжение передал князю Александру Тверскому.
Князь Дмитрий расправляется с убийцей своего отца
В 1327 г. в Твери произошло восстание и тут же двинулся татарский карательный поход на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием, с боярами укрылись в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми — в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. Десять лет прожил Александр с семьей в Пскове. В 1337 г. Александр прибыл в Тверь проездом в Орду, где Анна после десятилетней разлуки увидалась с сыном. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.
В 1339 г. Александр с сыном выехал в Орду, где без всякого суда их казнили. Анна, братья, княгиня Анастасия с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 г. вновь интриги родственников поспособствовали вызову в Орду правившего в это время третьего сына Анны — Константина Михайловича, однако дело до тяжбы не дошло: Константин Михайлович скончался в Орде.
Почитание княгини Анны
Даже после окончания земного пути княгиня не перестала помогать верующим, защищать и охранять их. Свидетельства о посмертной защите города Кашина и его жителей дошли к нам с древних времен. Неоднократно княгиня защищала Кашин от пожаров и набегов неприятелей, помогала его жителям в течение пяти лет польской осады: войска врага так и не смогли за все это время взять город.
Благоверная княгиня была канонизирована по решению Собора Русской православной церкви в XVII веке, однако старообрядческая смута и церковный раскол привели к тому, что на некоторое время был установлен запрет на почитание святых мощей праведницы. Все дело в том, что пальцы праведной княгини были якобы сложены в двуперстном знамении. Христиане, продолжающие почитать праведную княгиню и хранить дома образа с ее ликом, подвергались анафеме. Но стереть из памяти народа воспоминания о той, которая неоднократно приходила на помощь и хранила людей в тяжелые времена, никто не мог. С течением времени наказания за почитание мощей княгини перестали быть такими строгими: многие священники просто делали вид, что не замечают такого всенародного поклонения, чтобы не навлекать на верующих гонения.
Княгиня не оставила своих людей и в эти тяжелые времена. Во времена Отечественной войны 1812 года по молитвам княгине ее любимый город Кашин не был разрушен неприятелем. В 1848 году княгиня спасла город от эпидемии холеры: все случаи заболевания прекратились после того, как жители города трижды обошли городские стены, неся перед собой образ благоверной княгини.
Церковная развенчанность Анны Кашинской длилась более 200 лет. Народная память сохранила крепкую веру в то, что защитница и заступница княгиня Анна неустанно предстательствует перед Господом за простых верующих. Почитание благоверной Анны было восстановлено уже в начале XX века. В это время возникла первая община, названная в честь Анны Кашинской. Позже в ее честь был освящен первый храм в Петербурге.
О чем молятся святой мученице
Великомученица даже после всех перенесенных испытаний сохранила глубокую любовь к Господу. Кроткий нрав, способность, желание помощь страждущим сохранила до самой кончины. Вся жизнь княгини была образцом христианского смирения. Верующие всей планеты обращаются за помощью к святой. С молитвой просят об укреплении веры, преумножении душевных сил, освобождении от тоски и печали, даровании исцеления болеющим.
Еще образ инокини Анны способствует укреплению духа смирения. Святая является заступницей сирот, вдов, родителей, потерявших детей. Традиционно обращаются с молитвой о помощи к святой Анне перед бракосочетанием, принятием монашества. Верующие просят заступничества святой при тяжелых жизненных ситуациях. Тогда, когда лишь смерть кажется выходом из них.
Нужно знать! Молодым девушкам на пороге замужества следует обращаться к святой Анне Кашинской уединенно. Обязательна зажженная лампадка перед иконой. До молитвы нужно освободить разум и сердце от посторонних мыслей. Просьба о помощи должна быть искренней, душа смиренной, вера сильной.
Житие княгини
Княгиня Анна жила на землях Руси в ХІІІ веке, она была дочкой Ростовского князя. С самого детства девушка проявляла усердие в молитве и росла кроткой и благочестивой.
С юных лет княгине пришлось узнать о непрочности земного счастья и скоротечности, мирских благ. Удары настигали ее один за другим, так в 1294 году скончался ее отец, далее в 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом.
После ранней потери отца княжна вышла замуж по большой и обоюдной любви, но счастье семейной жизни длилось недолго, ее муж, князь Михаил Тверской, сильно заболел, едва эта опасность прошла, как в младенчестве умерла Феодора — первенец великокняжеской семьи.
В 1318 г. княгиню постигло новое горе, за отказ поклониться языческим идолам в Орде ее муж был замучен на смерть. Самым прискорбным было то, что смерть князя была спровоцирована соперничеством единоверного московского князя Юрия.
Междоусобные войны и набеги врагов отбирали у женщины близких одного за другим: в 1325 г. ее старший сын, Димитрий-Грозные Очи, встретившись в Орде с князем Юрием Московским, виновником в смерти отца, убил его и был за это казнен ханом.
В 1339 г. в Орде погибают ее второй сын, Александр и внук Феодор, им отрубили головы, а тела разрубили на куски. Таким образом, хан мстил за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.
Множество бед и лишений, которые святая претерпела за свою жизнь, натолкнули ее на мысли о монашестве.
Священнослужитель благословил княжну, она приняла постриг и поселилась в Софийском монастыре в Твери. Через некоторое время, по просьбе младшего сына Василия, княгиня-мать перебралась в специально выстроенный для нее монастырь.
Женщина постоянно молилась за своих невинно убиенных родных, и только благодаря молитвам, ее душа нашла покой.
Внутренняя монашеская жизнь княгини — это тайна для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих известно только то, что она посвятила себя сокровенному подвигу. Уделом женщины стала молитва за безвинно усопших близких и за умиротворение Русской земли.
Анна умерла в 1368 году с молитвой на устах. Сразу после кончины святой на его могиле начали происходить чудеса исцеления безнадежно больных людей. В 1649 Кашинская была канонизирована, а ее образ был написан мастерами-иконописцами Софийского собора.
В сонме русских святых Анна Кашинская занимает особое место, так как каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель.
Женщина воплощает в себе добродетель терпения, данное душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей, таких как смирение и кротость.
История любви князя Михаила и княгини Анны
Брак Михаила и Анны стал примером настоящей супружеской любви и заботы. В семье князя и княгини родилось пятеро детей: четверо мальчиков и одна девочка. Дочь Анны Кашинской, к сожалению, умерла в младенчестве. Княгиня сама занималась воспитанием своих детей, стремясь привить им любочестие и христианское мировоззрение. Будучи глубоко верующим человеком, княгиня воспитывала в христианской вере своих детей. Они посещали богослужения с матерью и отцом, с ранних лет умели читать, знали Священное Писание, с радостью участвовали в благотворительности. Видя положительный пример родителей, дети росли настоящими поклонниками Господа.
Не только для своей семьи княгиня была примером любви и добродетели: многие тверские мужчины и женщины видели, какими счастливыми могут быть супруги, если они любят друг друга и вверяют свою судьбу в руки Господа. По примеру правителей женщины учились давать больше любви мужу и детям, а мужчины – защищать и оберегать своих жен. Сейчас невозможно сосчитать число семей, ставших счастливыми благодаря примеру князя Михаила и княгини Анны.
Князь и княгиня прожили много лет в мире и согласии, заботясь друг о друге, однако их супружеское счастье на Земле не было бесконечным. Князь Михаил пал жертвой междоусобной войны по ложному навету жены московского князя. Провожая князя в его последний поход, Анна Кашинская предвидела, что больше не увидит любимого мужа живым. Много дней и ночей проводила она в молитвах, прося Господа облегчить мучения князя Михаила и придать ему силы с достоинством перенести все пытки и испытания. После полугодового заточения князь Михаил был казнен ханом Узбеком. Сейчас он почитается как великомученик, его мощи хранятся в Преображенском соборе.
Некоторое время после смерти возлюбленного княгиня прожила в своем доме. Каждый день вдовы был наполнен молитвами о муже и детях, делами любви и милосердия. Вскоре княгиня принимает решение уйти в монастырь, оставив мирскую жизнь и посвятив себя полностью служению Господу, и принимает монашеский постриг под именем София.
Поселившись в обители, княгиня жила в самой простой монашеской келье, ее распорядок дня ничем не отличался от жизни других монахинь. Даже в таких стесненных условиях она находила возможность заниматься благотворительностью и помогать тем, кто нуждался в ее помощи.
Вскоре княгиня вернулась в родовое поместье в Кашине и в Успенском монастыре была пострижена в схимонахини под именем Анна. Став схимонахиней, княгиня практически постоянно пребывала в безмолвии, прерывая его лишь для общения со своим сыном Василием.
Благоверная княгиня отошла к Господу в 1368 году в возрасте 88 лет.
Потеря мужа
В 1304 году Михаил Тверской принял княжение. Чтобы утвердиться на троне в те времена, нужно было получить особое одобрение хана – ярлык, Михаил съездил в ставку, но притязания высказал Юрий, сын почившего Московского князя Даниила. Началось противостояние, накрывшее два княжества на полтора века.
В 1313 году Орда хана Узбека приняла ислам, что завершило эпоху терпимости в вероисповедании. Положение Михаила Тверского и его вотчины ухудшилось, дополнительную шаткость положению придала женитьба Юрия, Московского князя, на сестре хана. Через четыре года Михаил Тверской решил поступиться княжеством в пользу Юрия, но тому было мало факта правления, он пожелал уничтожить противника. Вторгшись с хорошо вооруженной многочисленной дружиной в Тверское княжество, он уничтожал поселения, вытаптывал и выжигал поля, угонял людей в рабство. Михаил возглавил компанию по противодействию и вступил в бой в сорока верстах перед Тверью, Юрий, бросив дружину, бежал.
Михаил взял в плен боярство, князей и жену Юрия – татарку Кончаку, начались переговоры с ханом. Пока велись дипломатические встречи, в Твери скончалась Кончака. С этой вестью Юрий отправился к хану, рассказав в доносе, что ее отравили люди Михаила. Хан впал в гнев и выбирал способ мести. Михаил, решив не подвергать свой народ еще одному разорению, сам отправился в Орду. Анна Кашинская, святая благоверная княгиня понимала, что муж идет на мученическую гибель, но благословила его в путь. Расставание супругов произошло на берегу реки Нерли, теперь там стоит часовня, в ней ранее было изображение сцены прощания князя с княгиней.
В ставке хана Михаил принял мученическую казнь, которую можно было избежать ценой поклонения идолам, от чего князь отказался. О его смерти известили князя Московского и туда же отправили тело. Анна Кашинская и дети долго не знали, что с ним стало. Когда ситуация прояснилась, она долго умоляла Юрия отдать тело мужа для погребения, он потребовал унизительных условий для договора и добился своего.
Изувеченное тело князя Михаила проделало долгий путь, но не подверглось разложению, что было расценено, как Божье чудо. Михаил был канонизирован церковью в 1549 году, а народ стал почитать его за святого сразу после погребения.