Смоленский успенский собор
Содержание:
- Где рядом можно остановиться
- 3. Соборный ансамбль архитектуры.
- Архитектура и убранство храма
- Как лучше добираться к Успенскому собору в Смоленске
- Внутреннее убранство
- Царские врата
- История Успенского Собора
- Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель
- Ансамбль Соборной горы
- Информация для путешественников
- Надвратный образ
- Святыни Успенского собора
- Возрождение Успенского собора на прежнем месте
- Подвиг отважного оборонителя города
- Свято-Успенский Кафедральный собор
Где рядом можно остановиться
Неподалеку храма Успения Пресвятой Богородицы расположены несколько гостиниц, где можно переночевать, если не получается уехать в тот же день.
- Паломнический дом «На Соборной горе». За двухместный номер «Комфорт» потребуется отдать 3 000 р. за сутки, за трехместный «Комфорт» – 2 800 р. (по специальной скидке за популярность), за представительский люкс – 5 500 р., за люкс с 1 спальней – 4 500 р.
- Мини-отель «Респект». Одноместный улучшенный номер обойдется в 2 200 р. за сутки, двухместный – 2 400 р., трехместный люкс – 4 000 р., семейный люкс на 4 человека – 4 000 р.
- Small Hotel. Стоимость двухместного номера за сутки – 1 800 р., трехместного – 2 700 р., двухместного люкса – 2 600 р., семейного на 4 человека – 3 200 р.
Паломнический дом «На Соборной горе».
3. Соборный ансамбль архитектуры.
Это не просто обычный собор. Это ансамбль архитектуры. В 1787 году построили Богоявленский собор. Он находится над въездом в сам собор. Архиерейские палаты соединяются с собором двухъярусной переходной галереей. Значительным памятником гражданской архитектуры. Был он выполнен в стиле барокко. И является дом Архиерейский. Так как строился он с середины восемнадцатого века. В соборе есть еще постройки восемнадцатого века. Это здания келий, хлебная и епископская библиотека.
Церковь Иоанна Предтечи была построена на восточном склоне Соборного храма в 1703 году. Строили ее в традициях московской школы архитектуры. Там до сих пор сохранилась печь с уникальными расписными изразцами. Палаты архиепископа примыкали к алтарю церкви. После в 1799 году они вошли в состав здания консистории.
Благовещенская церковь дополняет Соборный холм. Ее помог построить полковник Лесли. Он был родом из дворян. Помог он своими пожертвованиями. Хранилась здесь икона » Одигитрия». Очень древняя икона. Она путешествовала по многим городам и странам. Написана она на деревянной доске. Прошло столько времени, что сейчас трудно определить из какого именно дерева ее сделали. Дерево просто со временем очень почернело. Ее подарили Борису Годунову для крепостной стены. А именно для ворот Днепровских. Из этой церкви икона Божьей Матери отправилась на Бородинское поле. Может именно она помогла противостоять врагам.
В северно-западном углу была построена колокольня. Это было в 1772 году. Когда происходит звон колоколов, их слышно по всему городу. Это происходит за счет того, что соборный ансамбль стоит на возвышенности.
Кстати сам ансамбль обнесен каменной стеной и имеет только три входа. На соборной площади есть смотровая площадка. С нее открывается прекрасный вид на крепостную стену. Можно увидеть величественный Днепр. Открывается красивый вид на город. Можно оценить красоту современного Смоленска. Кстати в Смоленске множество храмов и церквей. Когда Смоленск вернулся в Московское государство, началось полномасштабное строительство каменных храмов и церквей.
Находится он в центральной части города, на улице Соборный двор. Работает в пятницу и субботу с восьми утра до восьми вечера. А в воскресенье с семи утра до восьми вечера. В храме есть юбки и платки. Они там лежат на всякий случай. Ведь женщинам с непокрытой головой и в брюках в храм входить нельзя. Между улицами Соборной и Большой Советской стоит памятник М. Кутузову. Возле него есть хорошее место для парковки. В храме нельзя фотографироваться.
Вот теперь все известно про Соборный холм. Можно смело отправляться на экскурсию. Даже можно побывать на службе. Помните, что в собор женщинам нужно входить в юбках и с покрытой головой. Туристам очень понравится весь соборный ансамбль. Можно оценить город почти с высоты птичьего полета. Этот памятник архитектуры выстоял во время войн. Даже сам Император Наполеон был покорен красотой этого храма. Не дал его разрушить. И даже выставил охрану. А в годы Великой Отечественной войны немецкое командование тоже не позволило разрушить храм. Они даже там прятались. И русским солдатом не разрешали ее осаждать. Поэтому даже самый обычный человек не будет равнодушен к красоте собора.
Архитектура и убранство храма
Взрывом здание храма было основательно разрушено, но все равно оставалось жемчужиной архитектурного зодчества. Поляки использовали полуразрушенный собор для своих богослужебных нужд и устроили в нем костел. Даже несмотря на то, что вверху храм был серьезно поврежден, — перекрыли кровлю досками.
На месте поврежденного войной собора впоследствии был возведен другой, обновленный храм. Его архитектурные особенности:
- крестово-купольный;
- кубический;
- с трехчастной апсидой;
- с тремя порталами входа.
Украшением кафедрального собора служит иконостас, покрытый позолотой, выполненный из липового дерева и являющийся шедевром декоративно-прикладного искусства. В его росписи участвовали мастера, чье искусство формировалось под влиянием школы Андрея Рублева.
Интерьер Успенского собора
Собор внутри очень просторный, он имеет около двух тысяч метров. Внутри высота достигает около тридцати метров, снаружи — более семидесяти метров. Закончена постройка собора была к 1772 году, и с этого времени никаких изменений во внешнем виде здания не было.
В завершении XVIII века вблизи храма построили помещение для городских часов, а также колокольню, на которой разместилось три колокола:
- праздничный;
- всемилостивый;
- будничный.
Именно отсюда начинается колокольный звон над городом. Нынешний ансамбль соборного холма составляет:
- сам собор;
- храм Иоанна Предтечи;
- Благовещенская церковь;
- архиерейские и бывшие гостиные палаты.
К собору вверх по склону ведет большая широкая лестница, подчеркивающая величественность места, которое тысячелетиями является сердцем Смоленской земли.
Смоленск нередко страдал от различных войн, но редкая и величественная красота храма покоряла даже сердца захватчиков. Существуют исторические свидетельства тому, что сам Наполеон преклонил обнаженную главу перед зданием храма, когда вел свои войска на Москву. А генерал-полковник Гудериан, возглавлявший немецкие танковые войска в 1941 году, издал приказ о бережном отношении к зданию собора.
Советским артиллерийским войскам тоже было запрещено во время обстрела оккупированного города использовать храм в качестве ориентира. В советское время в стенах собора находился антирелигиозный музей.
Важно! По-настоящему святыня ожила, когда Смоленскую кафедру возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который провел здесь 25 лет своего архиерейского служения. Ежедневно сюда приходят сотни людей для того, чтобы совершить молитву, чтобы проникнуться той необычайной атмосферой, которая царит здесь на соборном холме
Как лучше добираться к Успенскому собору в Смоленске
Смоленск имеет хорошее как железнодорожное, так и автомобильное сообщение. Поэтому к нему добраться не составит труда. Предлагаю несколько вариантов.
- Как доехать на поезде. Добираясь к Смоленску из Москвы, можно воспользоваться скорым поездом «Москва-Гродно», который отправляется с Белорусского вокзала и следует в Смоленск примерно 5-6 часов. Также подойдут поезда «Москва-Калининград», «Москва-Смоленск», «Москва-Брест» и другие.
- Как доехать на автобусе. С Железнодорожного вокзала на маршрутном такси № 34Н нужно доехать до улицы Зеленый ручей (также в центр Смоленска ходят маршрутки № 10 и 41, на которых следует доехать до улицы Тухачевского). От нее двигаться пешком в течение 8-10 минут по улице Соболева до перекрестка с улицей Школьной, затем по Мало-Школьной, которая и приведет к улице Соборный двор, где и стоит Успенский собор.
- Как доехать на авто. Как уже говорилось, Смоленск расположен в очень удобном месте, поэтому к нему будет не сложно добраться с разных городов. К примеру, от Москвы Смоленск находится в 400 км и дорога займет около 5 часов. Далее следует вбить в свой навигатор GPS-координаты Успенского собора: 54°47’19.0″N 32°03’15.8″E.
Внутреннее убранство
Фотогалерея
Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.
Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
В 1820 при Преосвященном Иосифе была «обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены». В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона «Великий Архиерей». Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.
В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.
Царские врата
Особенно искусно выполнены царские врата — центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, который кормит своей плотью птенцов. Да, именно так: когда зоология как наука находилась еще в младенческом состоянии, считалось, что пеликан питает своих отпрысков собственным телом. Благодаря этому заблуждению он стал одним из важных христианских символов.
В верхней части иконостаса помещены трехметровые деревянные скульптуры ангелов.
Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы, когда его полностью разобрали и, вынесши из собора, заново позолотили, а иконы «поновили». Полностью переписаны все иконы были в 1888 году, а в 1900 году еще одной «переписи» подверглись образа Одигириевского придела.
В первоначальном виде сохранился лишь один образ иконостаса — «Великий Архиерей», изображающий Христа в архиерейском облачении на престоле. В алтаре нетронутым сохранился запрестольный образ Божией Матери.
Саша Митрахович 07:46
История Успенского Собора
Предок современного храма связан со временем правления Владимира Всеволодовича Мономаха, распорядившийся о его возведении в XII веке. В 1136-1137 гг., во времена княжения Ростислава Мстиславича (потомок Владимира Мономаха) и процветания Смоленского княжества, была учреждена Смоленская епархия, после чего Успенский собор получил статус кафедрального.
В 11-ом году XVII века при вторжении польских войск, защищавшие Успенский собор горожане воспользовались взрывчаткой и взорвали себя в нем. Взрыв уничтожил часть храма, мирно простоявшего до сего часа пять веков. Выживших после добивали. Впоследствии захватчики застроили его и учинили из него свой католический храм.
После возврата своих владений было решено демонтировать и выстроить церковь заново. Спустя пару лет под контролем Алексея Королькова начались работы по строительству храма, увеличенного в размерах. Но из-за допустимых ошибок появился риск крушения, и работы были приостановлены до начала XVIII века. К 40-му году XVIII века под новым руководством Готфрида Шеделя завершилось строительство собора, что владел семью куполами. Однако через 20 лет обвалились купола храма. Перестраивал его окончательно уже Пётр Обухов, оставив традиционное пятиглавие и дав то обличье, что осталось до нашего времени.
Во время захвата французами Смоленска в 1812 году особо не пострадало здание собора, очень впечатлившее своей величественностью самого Наполеона, который после установил стражников, чтобы круглосуточно его хранить.
Впоследствии очередной оккупации Смоленска уже немецко-фашистскими войсками генерал-полковник вермахта нашел случай познакомиться с собором Успения Пресвятой Богородицы, который оказался цел. Позже он вспоминал, что все значимые изделия располагались кучкой в центре зала. Немец приказал смотрителю собора с вытянутой седой бородкой взять на себя обязанность за хранение драгоценностей. В итоге вызолоченные резные рамки иконостаса остались сохраненными, а дальнейшая судьба собора ему неизвестна.
Видео: Краткая история Успенского собора
Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель
Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:
Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.
В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.
Успенский собор в Смоленске
Защитники города спрятались в Успенском соборе. О причинах дальнейшей трагедии существуют две версии. Согласно одной из них, смоляне сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. По другой — взорвались пороховые склады, которые находились поблизости от собора в толще Соборной горы. Как бы то ни было, но страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня. Уцелевших добивали поляки.
Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»
Успенский собор. С гравюры В.Гондиуса
Ансамбль Соборной горы
Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.
Ансамбль Соборной горы
На территории около Успенского собора
Богоявленский собор
Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.
Богоявленский надвратный собор
Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища
С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.
Лестница к Успенскому собору
Богоявленский надвратный собор
Успенский собор и Соборная колокольня
Информация для путешественников
- Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
- К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
- Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
- В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
- В Успенском соборе фотографировать запрещено.
- Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.
Успенский собор в конце Большой Советской улицы
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
- Дешевые авиабилеты: Aviasales
- Гостиницы и базы отдыха: Booking
- Туристическая страховка: Cherehapa
- Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все
Надвратный образ
Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными – Фроловскими – воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.
К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.
25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.
Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.
Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия – Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская – Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.
Святыни Успенского собора
Фотогалерея
К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб» – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.
Возрождение Успенского собора на прежнем месте
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Подвиг отважного оборонителя города
Если говорить подробнее о святом воине Меркурии, в начале тринадцатого века он был смоленским воеводой. Славный витязь разгромил монголо-татарское войско. Битва имела место возле села Далгомостья, в которое можно было попасть, пройдя 27 километров на юг от Смоленского края.
Меркурий погиб героической смертью истинного защитника родной земли. Когда воевода погнался за струсившим врагом, они сцепились в битве, из которой татарин вышел победителем. С почитанием и трепетом мощи военачальника, причисленного после смерти к лику святых, были сохранены в стенах божественного места, которое в то время носило название Успенский Мономаховский собор.
17-й век принес городу еще страдания. Он оборонялся от польских отрядов. В пылу схватки кто-то похитил мощи. В начале 19-го века из храма также украли копье воина. На этом мародерства не остановились, и в середине 20-го века исчезает еще и шлем. И только сандалии пока лежат на своем месте.
Если верить преданию, нахождение воинских доспехов, которые носил мученик Меркурий, в городе обеспечивает покровительство Небесной Царицы над Смоленском и оборону от всех напастей.
Свято-Успенский Кафедральный собор
Успенский собор был заложен в Смоленске в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха. В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. После этого, в течение XVII-XVIII веков, храм начали возводить заново. В результате ошибок, купола Успенского собора неоднократно обрушивались. Однако, в конце концов, он принял приблизительно тот вид, в котором и сохранился до наших дней.
Успенский собор пережил две войны: Отечественную 1812 года (по приказу Наполеона в соборе была выставлена охрана) и Великую Отечественную 1941-45 годов. Он выжил в период «войны с храмами» в 20-30-е годы прошлого века – в храме был открыт антирелигиозный музей. И теперь собор является не только главным храмом Смоленской епархии, но и самой известной туристской достопримечательностью Смоленска.
Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).
Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.
Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.
Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.
В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.
Адрес: Смоленск, ул. Соборная гора, д.5