Чин великого освящения храма бываемого от архиерея

Придел в храме

Наконец, мы добрались до слова «придел». Да-да, именно того слова, который пишется с буквой «и». Лучше оговориться сразу, что глагол «приделывать» практически не связан с этим словом.

Придел храма — это дополнительный особый алтарь. Он, наряду с главным алтарем, всегда обращен на восток. Но не во всех храмах есть приделы. В них возникает необходимость, когда церковь большая, и в день нужно совершать литургию несколько раз. Дело в том,что на одном и том же престоле дважды и более в день нельзя проводить литургию, она в этом случае не священнодействуется. Отделение от основного помещения храма, как и в случае с главным алтарем, происходит с помощью иконостаса.

Каждый престол в приделах храма освящен в честь какого-нибудь святого, архангела, иконы Божией Матери. Как они расположены? Либо вровень с главным алтарем по левую и правую сторону, либо ближе к притвору (входу) в храм.

6.4. Построение Иерусалимского храма

На том месте, которое Давид приобрел у Орны и где поставил жертвенник, Соломон выстроил Храм. Начало постройке было им положено в четвертый год своего царствования. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что здесь содержится предуказание того, что Иисус Христос на четвертом году Своего служения положил крест в основание Своей Церкви. Дворец Соломона строился в течение 14 лет. На строительство Храма ему хватило семи, и по своему размеру Храм был существенно меньше, чем дворец. Собственно, Храм Соломонов по размерам был всего 30 на 10 метров, высота – 15 метров (60 на 20 на 30 локтей). Значит, внутрь храма Христа Спасителя можно вставить не один такой, как Соломонов. Однако, судя по описанию, по великолепию отделки это было уникальное сооружение.

Когда Храм был построен, туда был перенесен ковчег и вся утварь, хранившиеяся прежде в скинии.

Храм строился из заранее обтесанных и пригнанных камней. Как говорит Писание, при строительстве не было слышно звука железа, ударяемого о камень. Само же здание Храма было изнутри обито кедровыми досками. Из них же была сделана плоская крыша. Пол был покрыт кипарисовыми досками. Затем, все было отделано золотом. Стены, двери и ворота были украшены драгоценными камнями и резными изображениями херувимов, пальм, цветов.

По периметру Храма с трех сторон была сделана трехъярусная пристройка с кладовыми и хранилищами.

Внутреннее разделение было такое же, как и в скинии: двор, вернее, два двора, внешний (нижний) и внутренний (верхний), Святое и Святое Святых. Во внутреннем дворе находился жертвенник всесожжений, медное «море», десять передвижных умывальниц и два богато украшенных медных столба, каждый из которых имел собственное название. Как видите, по сравнению со скинией появились некоторые отличия. Медное «море» – это огромная умывальница, подставкой которой служили 12 скульптурных изображений быков.

В Святом находился золотой жертвенник кадильный, десять семисвечников и десять столов предложения, по пять на каждой стороне (правда, судя по (3 Цар. 7:48), можно предположить, что хлебы полагались только на один).

В Святом Святых находились ковчег и два позолоченных Херувима, вырезанных из дерева.

История традиции

Освящение храма — древняя традиция, берущая начало в ветхозаветные времена. В Ветхом Завете описаны обряды освящения каменных жертвенников и синий, которые совершались древними патриархами и во имя Господа.


Ветхозаветная Скиния

Ветхозаветный обряд заключался в следующих действиях:

  • внесении в церковь скрижалей с текстом заповедей;
  • пении псалмов;
  • жертвоприношении с возлиянием на алтарь крови животного;
  • помазании жертвенника и стен скинии благовонным маслом;
  • всеобщей молитвой.

Некоторые древние традиции были восприняты новозаветной Церковью. В первые века становления христианства у верующих людей не было возможности для открытого освящения храмов. Но в это же время зародилась традиция ставить церковь на месте погребения мучеников.

Со временем она переросла в обычай закладывать под церковный престол частицу святых мощей. Он был официально закреплён на IV Вселенском соборе одновременно с утверждением необходимости архипастырского благословения.

Полный чин освящения строительства и обновления храма сложился к IX в. Он включает следующие части:

  1. Богослужение при основании постройки, который совершается после подготовительных работ. В ходе его осуществляется закладка камня, на котором высекается информация о наименовании культового здания, времени события и правящем архиерее.
  2. Установление креста подразумевающее совершение торжественного богослужения перед установкой куполов и крестов, их венчающих.
  3. Благословение колокола совершается перед его поднятием на звонницу.
  4. Чин обновления храма архиереем, проводящийся по завершении строительства.

В основание престола закладывается частица мощей

Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.

Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.

Скиния собрания — походный храм евреев.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так мученик уже изначально переводится с древнегреческого языка как — свидетель.

Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).

Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности

Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).

После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.

Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).

6.5. Освящение Храма. Молитва Соломона

Когда постройка Храма была окончена, на его освящение собрались старейшины со всей страны. Освящение Храма совершалось в дни праздника Кущей. Во Святое Святых был торжественно перенесен ковчег завета (разобранная скиния также была перенесена в храм).При освящении Храма Соломон обратился к Богу с молитвой, которая имела семь прошений. Он молится о своем доме, о своих потомках, он молится о том, чтобы имя Божие пребывало на этом Храме. «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему, но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Будет имя Мое там», услышь молитву, которой будет молиться раб Твой на месте сем, услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем, услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3 Цар. 8:27–30).Дальше он молится о том, что если кто согрешит против ближнего своего и придет для клятвы в Храм, чтоб Господь обвинил виновного и рассудил между ними. Соломон просит о том, что если будет засуха, то когда израильтяне придут с покаянием и молитвой в Храм, дал Господь дождь, чтобы Господь разрешил голод, который приключится.Затем он говорит, что «если иноплеменник, который не от Твоего народа, придет из земли далекой ради имени Твоего… и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба и сделай все, о чем он будет взывать к Тебе, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиля, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (ст. 41–43).Он просит, чтобы во время войны, когда народ будет молиться, обратившись к Храму, Господь услышал молитву их.И, наконец, последнее. «Когда они согрешат пред Тобою, ибо нет человека, который не согрешал бы, Ты прогневаешься на них и отдашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю далекую или близкую, и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе, то тогда услышь с неба, с места обитания Твоего молитву и прошение их и сделай, что потребно для них. И прости народу Твоему, в чем он согрешил пред тобою, ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи» (ст. 46–51).После этого приносится жертва. Соломон благословляет весь народ, призывая его ходить путями Господними, чтобы пребывало на них благословение, «чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3 Цар. 8:60).Во время освящения облако, такое же, как некогда наполняло скинию, наполнило Храм, так что не могли там приносить жертвы, Слава Божия осенила этот Храм Соломона. Книга Паралипоменон, в добавление к книге Царств, говорит нам, что «сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы» (2 Пар. 7:1).

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

Освящение престола в храме Иоанна Предтечи 23 Сентябрь 2015

Престол являет собой место присутствия единого Бога Вседержителя и знаменует Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Таким образом, престол соединяет в себе два основных представления: о смерти Христа ради нашего спасения и о царственной славе Вседержителя, восседающего на пренебесном престоле. Внутренняя связь этих двух представлений полагается в основу чина освящения престола.

11 сентября в тверском храме Иоанна Предтечи состоялось освящение престола, которое совершил Митрополит Тверской и Кашинский Виктор. 

Поливание углов престола кипящим воскомастиком. Воскомастик (состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ) вместе с гвоздями служит средством для прикрепления доски престола. Он знаменует те ароматы, которыми  было помазано тело Спасителя, снятое с Креста.

  

Владыка освещает камни. По древней традиции этими камнями священники забивают в столпы престола четыре гвоздя, символизирующие собой четыре гвоздя, которыми был распят Господь наш Иисус Христос.

   

Священнослужители дуют на воскомастих, залитый Владыкой на шляпки гвоздей. Священники одеты в специальные запоны, которые применяют для освящения престола.

    

Излишки воскомастиха аккуратно зачищаются ножами.

Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином. Протодиакон читает Великую ектенью со специальными прошениями.

   

  

Престол омывается двукратно. В первый раз – теплою водою с мылом. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами.

   

Вторичное омовение Престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него розовою водою, смешанною с красным вином.

   

  

Престол тщательно вытирается губками.

Престол помазывается святым Миром. На его поверхности делаются три креста: посередине и немного ниже по обе стороны. Так освящаются места престола, где во время Литургии стоят Святое Евангелие, дискос и Чаша. Затем св. Миром изображаются по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах, на месте антиминса. На каждое помазание диакон возглашает: «Вонмем», а предстоятель трижды произносит: «Аллилуиа». 

Нижнее облачение престола в белое льняное покрывало (срачицу), которое символически являет плащаницу Иисуса Христа.

Владыка окропляет вервие святой водой. Им Престол будет перевязан так, что бы с четырёх сторон образовались кресты. Вервие символизирует путы, которыми был завязан ведомый на суд Христос и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную.

Облачение престола в индитию (верхняя одежда) с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…»…

Все светильники в храме погашены, в кадиле разжигается уголь.

Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма.

   

Владыка зажигает первую свечу и раздаёт горящие свечи всем молящимся.

   

     

Начинается подготовка к Крестному ходу.

     

   

Владыка читает молитву у святых мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, которые будут заложены в основании престола.

   

Начинается Крестный ход. Настоятель окропляет наружные стены храма святой водой, совершается их помазание Миром.

   

Двери храма закрываются. В притворе совершаются молитвы, песнопения и возгласы. Шествие архиерея и сослужащих в открывшиеся двери при пении тропаря «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту Святаго селения славы Твоея, Господи», вход в алтарь и возложение дискоса с мощами на престол.

Мощи вкладываются в основание Святого престола. Начинается Божественная литургия.

   

По фотографиям сайта Тверской Епархии

назад к списку новостей

Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм

Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.

Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.

Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.

Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.

Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.

Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.

Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.

Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.

Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.

Нельзя совершать за одни сутки две литургии в одном алтаре.

А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.

Готовиться к подвигам

В торжественном богослужении в подмосковной Кубинке приняли участие архиереи Русской православной церкви, министр обороны Сергей Шойгу и его заместители, а также представители местных властей. Патриарх Кирилл помолился за упокой душ павших воинов и прочел молитву об избавлении от «губительного поветрия» — она была утверждена в марте этого года.

В своей проповеди предстоятель РПЦ отметил, что храм стал одним из символов исторического поворота народа и его Вооруженных сил к вере, «от бессмысленного бытия к осмысленному». Он призвал военнослужащих оставаться верными присяге и помнить, что за их спинами — весь народ и вся страна.

— Пусть Господь хранит всех, кто, по слову апостола Павла, имеет меч при бедре, и который этот меч способен обнажить только тогда, когда наступает опасность для возлюбленного отечества, — сказал патриарх.

храм

Церемония освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот» в Московской области, 14 июня 2020 года

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Патриархии РПЦ

Глава Минобороны назвал освящение собора знаменательным событием не только для Вооруженных сил, но и для всей страны. Он поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве собора и поддерживал его.

— Я абсолютно уверен, что все приходящие сюда будут вспоминать о прошлых подвигах и готовиться к будущим, — заявил Сергей Шойгу.

Патриарх сообщил собравшимся на службу, что принял решение возложить на себя обязанности настоятеля храма. По его словам, теперь главный храм Вооруженных сил будет патриаршим собором.

— Я буду иметь особое попечение о свершении богослужения и о пасторской деятельности, которая будет совершаться в приделах этого храма, памятуя о том великом значении, о той роли, которую имеют для нашего народа Вооруженные силы, Российская армия, Военно-морской флот и российская авиация, — подчеркнул глава РПЦ.

Отметим, что официально настоятелем храма считается председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан.

храм

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр обороны РФ Сергей Шойгу во время церемонии освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот», 14 июня 2020 года

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Патриархии РПЦ

Храмов, которые находятся под личным ведением патриарха, множество, пояснил «Известиям» протоиерей Игорь Фомин. Но в каждом из них есть так называемый ключарь, который отвечает за хозяйственную деятельность, богослужебную, приходскую жизнь. Именно эту роль и будет выполнять владыка Стефан.

Образ спасения: какие тайны откроет реставрация Успенского собора

Главный храм Московского Кремля пострадал от либерализма Александра II

— Для нас всех появление еще одного храма, не важно с каким статусом, — это еще одно место соприкосновения человека с Богом, — отметил протоиерей Игорь Фомин. — Военные храмы были и до революции, один из самых известных — Морской собор в Кронштадте

В Москве такими примерами являются Преображенский собор, построенный для отдельного полка, и Благовещенский храм в Сокольниках.

Русская православная церковь молится о вооруженных защитниках, которые выполняют свой долг не только на территории России, но и за рубежом, рассказал «Известиям» владыка Стефан.

— Сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию. А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения, — заявил священнослужитель.

Новый храм имеет важное значение не только для верующих, но и для всех граждан России из-за своего музейного комплекса, отметил он

Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом

Алтарь, отделяется от остальной части храма особой стеной с иконами — иконостасом. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.

Стрелочками показана та самая стена, которая отделяется от алтаря. Именно за этой стеной находится алтарь

По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.

Сохранились царские врата XIII—XIV веках, относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».

XIV

в этом веке иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи

К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В Государственной Третьяковской Галерее хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове.

Деисусные иконы — такие, которые имеют в центре Христа, слева и справа от него находятся Божия Матерь и Иоанн Креститель.

Одна из старинных икон деисуса, которая называется «Деисус с припадающими святыми»

Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.

Сразу за иконостасом следует возвышение именуемое солеей.

Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.

За ней следует амвон — специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После следует пространство, в котором стоят люди и молятся.

На фото подробно указано, где находится амвон и солея

Важно отметить, что и центральный, и дополнительные приделы устроены абсолютно одинаково, и имеют одни и те же составные части. Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки

Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки.

Обычно центральный придел — самый красивый и величественный во всем храме.

Дополнительные приделы намного скромнее выглядят.

Чаще всего, в обычные будние дни, когда нет необходимости совершать несколько литургий, служба совершается в дополнительном приделе.

Сделано это потому, что когда служба начинает совершаться в центральном приделе, визуально для прихожан оно как бы выделятся пышностью и важностью. Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Летние и зимние приделы

Особое значение приделы приобретают в храмах, разделенных на летнюю и зимнюю часть. Как правило, такой храм имеет форму буквы Т

, ножка которой устремлена к востоку. В конце этой «ножки» находится алтарьцентрального – летнего – придела. Этот придел – самое высокое и торжественное помещение в храме. Он переходит в небольшой коридор, перегороженный стеной с относительно небольшой дверью. За ней, в боковых сторонах поперечной перекладины «Т», находятся еще 2 придела. Эта часть храма именуетсятрапезной . Потолки в ней не столь высоки, как в основной части, благодаря чему ее легче протопить. В теплое время года богослужения совершаются главным образом в летней части храма, где нет отопления, зато много света и воздуха. На зиму дверь в эту часть закрывают, а трапезную с двумя ее приделами протапливают и служат в ней.

Значение обрядов, входящих в чин великого освящения храма

11 декабря 2018

Действия, совершаемые при освящении храма, имеют таинственное знаменование и древнее происхождение. Обряд освящения начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Утверждение престола духовно указывает на вселение Господа среди верующих для их освящения. Доска престола утверждается четырьмя гвоздями для напоминания о пригвождении Спасителя ко кресту.

Углы престола, знаменующего гроб Христов, скрепляются особым благовонным составом (воскомастихом), для означения той благовонной мази, которою Никодим и Иосиф помазали снятое со Креста тело Спасителя. После утверждения престола совершается омовение его, которое есть древнее и священное действие.

Пример очищения храма Божия и алтаря предписан был в Ветхом Завете (Лев. 16, 16–20). Престол омывается сперва теплою водою с мылом, а потом розовою водою с красным вином, в воспоминание того, что Церковь омыта и освящена Кровию Иисуса Христа, которую прообразовала жертвенная кровь, излитая Моисеем на алтарь при освящении скинии (Лев. 8, 24).

Престол помазуется Миром в знак излияния благодати Божией. Миропомазание престола и храма употребляется издревле. Сам Бог повелел Моисею освятить елеем помазания алтарь в скинии, и Моисей помазал алтарь и освятил его (Чис. 7, 1).

После помазания престола на него возлагаются две одежды, соответствующие духовному значению престола как гроба Господня и Престола Царя Небесного. Нижняя одежда препоясуется вервию для напоминания о тех узах, которыми был связан Спаситель и приведен к первосвященникам Анне и Каиафе.

После освящения престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и помазанием святым Миром стен храма. Каждение архиереем всего храма изображает славу Божию, в виде облака покрывающую ветхозаветное святилище (Исх. 40, 34; 3 Цар. 8, 10). Помазание стен Миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.

После возвращения духовного собора в алтарь архиерей читает молитву, и возжигает своими руками первую свечу, и поставляет ее возле престола на горнем месте. Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

По освящении храма бывает торжественный крестный ход со святыми мощами вокруг храма или в другой, ближайший, храм для перенесения мощей в новоосвященный храм. Это последнее действие означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма.

Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего. При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша» и проч. А певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Эти слова псалма, по объяснению святого Иустина мученика и святителя Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам вознесения Иисуса Христа на небо.

Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы».

И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников (7 прав.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector