Успенский кафедральный собор во владимире

Что можно увидеть внутри собора?

Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.

Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе

Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма

Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами

В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:

  • Старинная хоругвь как образец древнего золотошвейного искусства.
  • Выточенный из дерева изящный подсвечник начала XVII века.
  • Серебряная церковная утварь 1714 года, пожертвованная представителями царственной династии.
  • Древнейшее евангелие XVII века.
  • Писаная грамота 1515 года на пергаменте, пожалованная самим великим князем Василием IV Иоанновичем.
  • Надгробная плита 1804 года первого местного губернатора графа Воронцова.

Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.

Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.

По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Успенский собор во Владимире

Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде львиных, женских масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции («Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских») оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов. Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г. В южной галерее видна часть композиции «Чудо Федора Тирона» начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы.

1.2-4.

На своде — Христос-судия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) — «Престол уготованный», по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами. Остальные члены «апостольского трибунала» (слова Н. Н. Воронина) изображены на склонах свода. На северном — Матфей, Лука, Марк, Андрей и другие. На южном — Варфоломей, Симон, Иоанн и другие. За апостолами — сонм ангелов, склоненные головы которых (округлых «рублевских» очертаний) по грациозности близки к голове трубящего ангела. Под южным сводом — «праведные жены». На своде смежного южного нефа — большая композиция «Шествие праведных в рай». Путь шествию указывает апостол Павел (со свитком в руке). За апостолами, среди которых различаются Петр и Иоанн, идут пророки, потом отцы церкви и другие. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла, но и он добр. Вся эсхатологическая сцена поражает настроением умиротворенности. В юго-западной части собора располагались картины самого рая. Роспись сильно пострадала от времени. Ее первоначальный колорит сохранился слабо. Для иконостаса собора Андреем Рублевым и Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда.

Колокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом безусловно сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего. Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза — настолько велико впечатление, производимое собором — Г.К. Вагнер.

Вокруг росписей Успенского собора в искусствоведческой среде не раз возникали споры относительно их сохранности. По мнению специалистов нагар от свечей, постоянно горящих в храме и несоблюдение норм температурно-влажностного режима пагубно влияют на древние фрески.В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра. Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения

Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа -XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

История

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность — у него было 12 детей. В то время князья имели два имени — княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества — Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части — придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807–1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

История Успенского собора

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный кафедральный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофилированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Вид на Успенский собор во Владимире с высоты птичьего полета

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III Большое Гнездо, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Княгиня Агафья Всеволодовна

После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада построек. Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В соборе сохранилось около трехсот квадратных метров композиций фресок и их фрагментов, написанных Даниилом Черным и Андреем Рублевым: 

  • “Страшный суд”;
  •  “Лоно Авраамово”; 
  • “Преображение”; 
  • “Крещение”; 
  • “Сошествие Святого Духа”; 
  • “Введение Богородицы”; 
  • “Жертвоприношение Иоакима и Анны”.

 Сохранились в соборе и фрески 12 века: святые в арках, пророки, павлины, орнаменты.

Фрески в Успенском соборе во Владимире

В специальных арочных нишах стоят раки с останками князей и епископов. Высоко под куполом два высеченных из камня льва. Со свода взирает Христос, ангелы и апостолы.

Каменный лев на стене Успенского собора во Владимире

В 1411 году, посланный Суздальско-Нижегородским княжичем, татарский царевич Талыч совершил набег на Владимир. Ворвавшись в Успенский собор, Талыч не нашел большей части ценностей. Отец Патрикий спрятал сокровища в тайнике внутри храма  и не выдал их местонахождение. Под пытками священник принял мученическую смерть. Полчища орды не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

С одной из сторон к собору примыкает небольшая пристройка – храм святого Георгия, построенная в 1862 году. 

Храм святого Георгия в Успенском соборе во Владимире

Высокая колокольня 1810 года заменила прежнюю, шатровую, разбитую ударом молнии.

Колокольня Успенского собора во Владимире

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня.

В советские годы новую колокольню пытались превратить в парашютную вышку, Георгиевскую церковь разобрать. К счастью ансамбль уцелел.

Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Архитектурные особенности собора

Первый проект собора создавался на шести столпах, при этом имел три апсида. Материалом для постройки взяли белый известняк, качество которого было настолько высоким, что с ним не мог сравниться материал стен галереи Всеволода.

Шестистолпный храм имел одну особенность: четверик был почти кубичным и имел такие параметры:

  • ширина – 17.5 м;
  • длина – 22.5 м;
  • высота – 21 м.

Подкупольный квадрат имел сторону длиной 6.4 м. Все храмовые элементы словно тянулись к Богу, стремилось вверх.

Среди современников собор относился к наиболее высоким. 32.3 метра высоты превосходили имеющиеся храмовые комплексы Новгорода и Киева.

Толщина стен и крещатых столпов невелика. В том проекте храма роль столпов брали на себя так называемые лопатки, размещенные внутри и снаружи, убранные полуколоннами, капителями из лиственного орнамента. Сверху, над линией аркатурно-колончатого пояса, профиль лопаток усложнили валиком.

От подпружных арок путь к барабану о 12 окнах вел сквозь тромпы. В то время такой проект строения был одним из наиболее уникальных, поскольку в северо-восточной части Руси зодчими не создавались подобные сооружения данного периода.

Известно, что у первичного храма было 3 притвора. Цоколь изготовлен из непрофилированного отлива так, как это делали и при строительстве соборов Юрия Долгорукого. На стенах собора красовалось украшение из пояса, составляли который арки и колонны, сверху окантованный лентой поребрика.

Капители небольших колон, использованных для декора, по своей форме напоминают кубические романские изделия, базу же составляют клинчатые консоли.

Поверхности стен, расположенные между колоннами, покрывали штукатурка и изящные фрески.

Основой строения был каменный фундамент, раствор в котором достигал только двух рядов, а выше строители расположили мелкий бут белого камня. Мастера ставили стены собора уже поверх него.

Войти на хоры собора можно было, воспользовавшись входом лестничной башни. Она располагалась с северной стороны храма, примыкая к пряслу.

Первичный храмовый комплекс при строительстве задекорировали скульптурными декоративными композициями зооантропоморфного типа. Когда проводилась обстройка галереями (в 1180 году), все статуи исчезли. Некоторые исследователи считают, что их перенесли в галерею Всеволода.

Двуярусные фасады разделялись сложными пилястрами. Поверхность центральных закомаров украшали рельефные композиции, на которых были изображены:

  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо
  • Три отрока в пещере огненной

Дополнительными элементами декора были маски львиных голов и женских лиц.

Прошло много времени, но некоторые элементы старинной работы дожили до наших дней. К ним относятся статуи в виде пророков, изображения птиц, напоминающих внешне павлинов, и капители в форме пары лежащих львов.

Сколько глав тогда у храма было – не знает точно никто. Некоторые исследователи утверждают, что их было 5.

Восстанавливая храм после пожара 1185 года, мастера не только визуально расширили его с помощью галерей, но и сделали вместительнее. При этом разделение новых достроек проводилось согласно первичному плану, что сделало дополнение к собору гармоничным.

Образ храма стал ступенчатым, поскольку закомары галерей расположились немного ниже, чем на основных стенах.

Новые апсиды мастера разместили восточнее прежних. Если внимательно рассматривать Всеволодовы галереи, видно, что на северо-востоке и юго-востоке строения не украшены угловыми компартиментами, а малые главы с восточной стороны сделаны меньше, при этом сдвинуты на запад.

Когда проводились работы по восстановлению храма и изменения в его проекте, стены Андреевского собора подверглись частичному разрушению. Чтобы галереи Всеволода дополнили храм, при этом стали частью единого внутреннего пространства, создавались дополнительные арки.

Внешние гладкие стены галерей частично изукрасили рисунки, продублированные с вертикальных поверхностей собора, построенного Андреем Боголюбским.

В летописях отмечается, что всю перестройку проводили местные мастера, включая и декорирование стен росписями. В настоящее время сохранились элементы декора, созданные руками зодчих того времени.

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: «доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с «сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови.

Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!

Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада — на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

Дмитриевский собор, 1911 год

Западный фасад

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.

Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.

Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

Крест на вершине купола (копия)

Крест (настоящий), хранится внутри собора

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Это интересно: Успенский собор во Владимире: раскрываем вопрос

↑ Интересные факты

  • В 1158 г. князь Боголюбский вёз икону Божьей Матери. Внезапно лошади остановились и ни в какую не трогались дальше. Это произошло рядом с городом Владимиром. До полуночи продолжались молитвы князя, пока не появилось видение Богоматери. Мать Бога уверила, что этот город станет столицей русского государства. Так же велела на этом месте построить храм и поставить там её икону.
  • Говорят, что пространство между стенами центральной главы было занято тайником с казной государства. 1771 г.
  • Боголюбская икона Пресвятой Богородицы спасла город от эпидемии страшной болезни. Девочка, молившаяся у иконы, перестала заикаться. Другая девочка, после автокатастрофы, которую не вылечили врачи, начала ходить. У молящихся на икону бездетных семей рождались дети.
  • Хан Батый приказал отрубить князю Георгию голову. При вскрытии гроба, в феврале 1919 г., установлено, что голова приросла к телу. Доказательства: неправильно сросшиеся позвонки шеи.
  • Мощи князя Глеба Андреевича не затронул пожар 1238 года. В 1410 г. гробница опалила огнём врага — татарина, искавшего сокровища.

Колокольня Успенского собора фото

История постройки

Прежде во Владимире действовала церковь из дубового сруба, названная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней относится к 990 году. Однако после того, как хранящаяся там икона Богоматери необъяснимым образом стала недвижимой, князь Андрей Боголюбский распорядился построить на берегу Клязьмы новый собор специально для святыни. Как гласит Лаврентиевская летопись, закладка состоялась в 1158 году.


Свято-Успенский кафедральный собор во Владимире

Работы были окончены в 1161 году 30 августа. Тогда же и прошел чин освящения собора. Князь Андрей пожаловал церкви большие земельные угодья и сделал собор десятинным. Главной святыней храма стала Владимирская икона Богородицы. Впоследствии Свято-Успенский собор подвергся разграблению представителями рода Ростиславовичей. А в 1185 году он пострадал от пожара.

После этого князь Всеволод Юрьевич принял решение обнести здание высокими галереями. В 1189 году строительство завершили и увенчали углы малыми главами. Чтобы соединить старое помещение с галерейным, в стенах прорубили арочные проходы. Алтарную часть также обновили и ростовский святитель Лука освятил собор.

Пожар и восстановление

В 1193 году вновь случился пожар. Восстановление шло несколько лет. Постройка, которую возвели при Всеволоде, стала использоваться, как княжеская усыпальница. Роспись стен в галереях окончили в 1237 году.

С наступлением времен монголо-татарского ига собор дважды подвергался нападению врагов. При первом разграблении приняли мученическую смерть многие священнослужители и горожане, укрывавшиеся в стенах храма. В 1252 году в соборе проходила церемония возведения на княжеский престол Александра Невского. Ремонт обветшавшего за много лет здания провели в 1280 году. Позже сюда перевез свою резиденцию киевский митрополит Максим.

В период с XIII по XIV века к Успенской церкви пристраивались новые приделы, а в 1325 году митрополит Всероссийский Петр перебрался со своей резиденцией в Москву, где со временем стали проводить и коронацию на княжий престол.


Внутреннее убранство собора

С этого момента, за исключением нескольких лет, собор во Владимире утрачивает свой статус кафедрального до XVIII века. К тому времени сооружение уже было в плачевном состоянии, но переломным моментом в судьбе церкви стало возведение в лик святых князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского. В 1702 году правительство приняло на рассмотрение просьбу о реставрации и выделило средства на предстоящие работы. Однако в результате облик собора сильно исказился, а укрепить несущие конструкции не получилось.

Возвращение кафедрального статуса

Кафедральный статус вновь присвоили Успенскому собору в 1744 году при правлении императрицы Екатерины II. Царица выделила 14 тысяч рублей на ремонт. К работе приступило восемь артелей. 25 мая в 1774 году прошло освящение храма Владимирским епископом Иеронимом.

Со временем рядом с собором появилась колокольня, крещальня и часовня. Предпринимались попытки по раскрытию фресок, созданных Андреем Рублевым. К 1890 году удалось провести масштабные реставрационные мероприятия, в ходе которых всё-таки восстановили фрески, укрепили своды, сделали новое покрытие храма и его глав. Фасады облицевали новым камнем и обновили резные элементы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector