Симон ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Часть 1

В этой части работы даны задания по истории России и истории зарубежных стран в Новое время.

1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)

А) создание единой системы денежного обращения в России
Б) Переяславская рада
В) начало реформации в Германии

УЧАСТНИКИ

1) Елена Глинская
2) Фернан Магеллан
3) Д.Т. Трубецкой
4) Мартин Лютер
5) Б.М. Хмельницкий

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Предприятие, основанное на ручном труде работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание 3.

«Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей… а в писцовых книгах… те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».

3. Укажите название данного исторического источника.

Укажите название народного восстания, с которым связано появление данного
исторического источника.

Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.

4. Назовите российского монарха в период, когда произошло восстание, границы района которого обозначены на карте.

5. Подпишите на карте город Москву и Речь Посполитую.>

Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.

1) «Сказание о князьях Владимирских»
2) «Калязинская челобитная»

6. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

7. Создателем какого из приведённых памятников культуры был Симон Ушаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

8. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России пресеклась царская династия Рюриковичей. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которых была Россия.

Время с точностью до десятилетия: __________

Событие из истории зарубежных стран: __________

9. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в последние 10 лет царствования Ивана IV была неудачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.

1) битва при Молодях
2) заключение Плюсского договора со Швецией
3) начало проведения политики опричнины

Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку
зрения.

Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.

Перечень событий (процессов)

А) венчание Ивана IV на царство
Б) избрание на царство Михаила Романова
В) экспедиция С.И. Дежнёва
Г) заключение Бахчисарайского мирного договора

10. Выбранное событие (процесс): ___ (укажите букву в перечне).

Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс).
Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).

Год (годы): __________

Факты: __________

11. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело
большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.

Начало пути

Его биография началась в1626 году в Москве.  Яркий представитель завершающего периода искусства Московской Руси немало сделал для развития живописи.

С момента возведения Кремля начался новый период в отечественной культуре. К изображению предметов подхоили в новаторскими приемами. Для русской архитектуры и живописи того времени характерны подходы различных школ, итальянской в том числе.  Благодаря новым веяниям все виды творчества обрели большую декоративность, яркость красок и пластичность образов.

Главным представителем переходного к новому периода стал Ушаков. Мастерству живописи Симона обучали с ранних лет.  Ни после него, ни до него на престижную должность знаменщика не принимали никого в возрасте 22 лет. Есть версии о посадском происхождении семьи художника. Однако подписи на его работах говорят о том, что автор – московский дворянин. Этот титул получен позднее как знак особого отличия.

По мнению одного из исследователей творчества Симона, дворянином мастер мог быть потомственным, потому сумел овладеть ремеслом, а после получения образования занять государственный пост с жалованием. В должностные обязанности входила создание эскизов для церковной утвари из драгоценных металлов и эмали. Кроме росписи знамен, Ушакову вменялось также разрабатывание рисунков и мотивов для вышивки.

Работы[править | править код]

Тайная Вечеря

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами техники того времени. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских гравёров» указывает на два офорта, исполненных им самим.

Привил иконографию генеалогического древа на Руси — см. икона Древо государей Российских.

Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»

Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.

Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.

Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия). Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций

По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя

Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.

Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.

Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания

Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск

Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678Дерево, темпера. 53?42. Третьяковская галерея

(1626–1686)

Основные данные Иконы Гравюры Литература Ссылки  
  • Филимонов 1873.
    Филимонов Г. Симон Ушаков и современная ему эпоха Русской Иконописи // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее. — М., 1873. — С. 3–104 (1-я паг.).
  • Успенский А. И. 1901/4.
    Успенский А. И. Пять вновь открытых икон кисти Симона Ушакова. — М.: изд. при Церк.-археол. отд. Об-ва любителей духовного просвещения, 1901.
  • Леонов 1945.
    Леонов А. Симон Ушаков: русский художник XVII века: 1626–1686. — М.—Л.: Искусство, 1945.
  • Ананьева 1971.
    Ананьева Т. А. Симон Ушаков = Simon Ushakov : . — Л.: Аврора, 1971.
  • Чубинская 1985.
    Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», «Древо Московского государства», «Похвала Богоматери Владимирской». (Опыт историко-культурной интерпретации) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. — Л.: Наука, 1985. — С. 290–308.
  • Балакин 1989.
    Балакин П. П. Икона «Макарий Желтоводский» Симона Ушакова // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1988. — М.: Наука, 1989. — С. 246–253.
  • Брюсова 1991.
    Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // Русская художественная культура XVII века: / Музеи Московского Кремля. — М., 1991. — С. 9–19.
  • Бусева-Давыдова 1991.
    Бусева-Давыдова И. Л. Пространственные построения в работах Симона Ушакова // Русская художественная культура XVII века: / Музеи Московского Кремля. — М., 1991. — С. 20–31.
  • Данченко, Красилин 1994.
    Данченко Е. А., Красилин М. М. Материалы к словарю иконописцев XVII–XX веков (по данным обследований церковных и других коллекций 1973–1993 гг.). — М., 1994. — № 154, стр. 34, ил. на обл.
  • Сукина 1994.
    Сукина Л. Б. К биографии Симона Ушакова // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1993. — М.: Наука, 1994. — С. 152–154.
  • Словарь русских иконописцев 2003.
    Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. — М.: Индрик, 2003. — Стр. 684-707.
  • Быкова М. А. 2008.
    Быкова М. А. Две иконы царского изографа Симона Ушакова в собрании музея-заповедника // Материалы исследований. Вып. 14. Научно-практическая конференция (18–19 декабря 2007 г.). — Владимир, 2008. — С. 121–130.
  • Липатова 2011/2.
    Липатова С. Н. Государев иконописец // Нескучный сад. — 2011. — № 3. — С. 79–82.
  • Липатова 2012.
    Липатова С. Н. Проблемы изучения наследия Симона Ушакова: историографический обзор // XVI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2012. — С. 29–42.
  • Копировский 2015/1-07.
    Копировский А. М. Сочетаются ли новизна и верность Преданию? Иконы Симона Ушакова // Копировский А. М. Введение во храм: Очерки по церковному искусству. — М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. — С. 153–168.
  • Саенкова, Свердлова 2015.
    Саенкова Е. М., Свердлова С. В. Симон Ушаков. Древо государства Московского (Похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). — М., 2015.
  • Симон Ушаков 2015.
    Симон Ушаков — царский изограф: . — М., 2015.
  • Западалова 2017/2.
    Западалова П. В. Икона «Спас Вседержитель» Симона Ушакова 1662/1663 гг. и некоторые вопросы становления живоподобного стиля // Seminarium Bulkinianum IV: К 80-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина: . — СПб.: Каламос, 2017. — С. 314–327.
  • Муравьева 2018.
    Муравьева Т. В. Московский изограф Симон Ушаков. — М.: Кучково поле, 2018.
  • Комашко 2020.
    Комашко Н. И. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» 1672 года с виршами // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. XVII: Сборник научных статей. — М., 2020. — С. 216–224.

Работы

  • 1652, 1676 – «Богоматерь Владимирская»
  • 1658 – «Христос – Великий Архиерей»
  • 1658, 1676 – «Казанская икона Богоматери»
  • 1660 – «Владимирская икона Богоматери с избранными святыми»
  • 1661, 1670-е, 1673, 1677, 1678 – «Спас Нерукотворный»
  • 1663 – «Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…»
  • 1668, 1686 – «Христос Эммануил»
  • 1668, 1675 – «Богоматерь Киккская»
  • 1668 – «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа Государства Российского»)
  • 1670 – «Икона Богоматери «Живоносный источник»
  • 1671 – «Троица Живоначальная»
  • 1673 – «Благовещение»
  • 1674 – «Святитель Николай Чудотворец»
  • 1677 – «Муромская икона Богоматери»
  • 1685 – «Тайная вечеря»

О русском иконописце xvii века симоне ушакове

Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей

Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.

«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева.

Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.

Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.

В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках).

Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи.

Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.

Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова.

Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.

Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника.

Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий.

При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.

Призвание

Несмотря на высокую загруженность Симон успевал писать образа, становясь известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, выполнял на ружьях красивые насечки, искусно изготавливал карты.

Не ускользнули от внимания начальства поразительное трудолюбие и мастерство Симона. В 1644 парня перевели в Оружейную палату. Там он занял должность жалованного изографа. По мере совершенствования таланта Ушаков возглавил московских иконописцев.

Первой работой мастера в 1652 стал знаменитый образ Владимирской Божьей Матери. Пятью годами позже появился первый Спас нерукотворный авторства живописца.

Известность образу принесло нарушение привычных канонов письма. В работе заметна реалистичность черт, объемность и тщательность выписывания. Несмотря на присутствие ресниц, блеска в глазах, имитации слез, то есть новаторства, церковь приняла икону.

Всего написано несколько образов, однако первый признан программным. В поисках максимальной приближенности к убрусу с оставленным на нем ликом Христа, Ушаков постоянно совершенствовал работы. Он изменял черты, убирал либо добавлял надписи. И сам мастер, и его ученики стали первыми, равнявшимися на западных живописцев. В изображаемые лики вносились человеческие черты. Этот прием не использовался в старой иконописи.

Биографические данные

Симон Ушаков — это один из немногих деятелей культуры XVII века, биографию которого можно установить по сохранившимся документам. Достоверно известно, что родился он в 1626 году в столице — Москве. При рождении мальчика назвали Пименом. Это доказывает характерная подпись художника — «Государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин, по прозванию Симон Ушаков».

Детство и юность

Точных данных о том, кем были родители Пимена, нет. Но можно предположить, что они были довольно обеспеченными посадскими людьми. С раннего детства мальчик занимался рисованием, но об имени его учителя нет никакой достоверной информации. Стоит думать, что им был один из лучших московских живописцев. Это доказывает то, что уже в 22 года он получил жалованный царем статус мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Основные направления деятельности

Тайная Вечеря 1685 г. Профессия обязывала художника зарисовывать ценные предметы обихода, находящиеся в царском дворце, расписывать воинские знамена и создавать новые задумки для узоров, вышивок. Также он чертил карты и планы разных территорий, руководил проведением художественных работ во дворцах, храмах. Все обязанности, которые легли на плечи мастера с началом государевой службы, позволили ему тесно познакомиться с культурой и традицией живописи своего времени.

Параллельно с этим Ушаков занимался иконописью. Именно иконопись и прославила мастера. Его работы можно было увидеть во всех главных церквях того исторического периода. Влияние и узнаваемость Симона Федоровича только выросли, когда в 1664 году его перевели в Оружейную палату. Тогда он стал руководить остальными царскими мастерами, лично реставрировать важные религиозные объекты.

Стоит отметить, что талант Ушакова открывался и в других искусствах, к примеру, в публицистике. Масштабное сочинение «Слово к люботщательному иконного писания» — это его реакция на первый отечественный теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Значительная часть текста посвящена основной сфере интересов Симона Федоровича — иконам. Он довольно экспрессивно рассуждает о хуле священных изображений и об их восприятии человеком в целом.

Школа иконописцев

Растущее влияние при дворе позволило Симону Ушакову открыть свою школу иконописцев. Для того времени это было большим и смелым шагом: учеников он отбирал лично, предпочитая талантливых родовитым. Школа находилась под патронажем Алексея Михайловича Романова — царя, при правлении которого и творил иконописец. Лояльными к ней были и его потомки, царевич Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, в дальнейшем получившие власть.

Последние годы

В последние годы Симон Ушаков выполнял конкретные дворцовые поручения — основная работа ложилась на плечи его учеников, сам мастер занимался только наиболее важными заказами. Он скончался 25 июня 1686 года в Москве. По меркам XVII столетия Симон Федорович прожил довольно долгую и насыщенную жизнь. А наследие его — как материальное, так и идейное — значимо для любителей культуры восточного христианства по сей день.

Новаторство

Старообрядцы жестко критиковали представителей ушаковской школы. Нерукотворный Спас, написанный для Троицкого собора, разительно отличается от старообрядческих ликов. Жесткие каноны диктовали манеру письма, далекую от реальности. От красочных и светлых работ Симона они заметно отличались.

Впервые в творчестве одного живописца сошлись древнерусское и новое искусство. Впервые мастер задействовал «фряжское», западное искусство, перспективу, сюжет.

Свои представления о современном ему живописном ремесле, Ушаков описал в книге «Слово к любознательному иконного писания», вышедшей в 1666. В своем сочинении автор высказывался более прогрессивно, чем реализовался в живописи. В принципе зеркала рассказывалось о стремлении к точности изображения. В предлагаемой новаторской методике письма применялись мельчайшие чуть различимые мазки, скрадывающие цветовой переход. «Плави» были многослойными.

С их помощью формировался близкий к реальному оттенок кожи, придавалась округлость подбородку, подчеркивалась пухлость губ, тщательно прорисовывались глаза. За внедрения Ушаков получил прозвище российского Рафаэля. Первый выполненный мастером портрет, парсуна, демонстрировал новое в искусстве.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам

Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть спокойствие, равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам

Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector