Ростов. митрополичий двор. кафедральный собор успения пресвятой богородицы

Другие храмы Ростова-на-Дону

Церковь Тайной Вечери — это здание принадлежит римско-католическому приходу, который действует в городе с 19 века (приход тогда был около 3000 человек). Здание было разрушено во время войны 1941-1945 гг., но восстановлено в 1993 г. в виде деревянной часовни.


Католический храм в Ростове-на-Дону

Заново отстроенное и заново освященное здание постоянно открыто для прихожан с 2004 г. Сейчас число прихожан колеблется от 400 до 500 человек.

Благовещенский греческий храм — это здание было построено в 1909 году на проспекте Кировском № 57. Его возвели в ново-византийском стиле, однако позже полностью уничтожили большевики — остался лишь фундамент, который использовали для постройки Театра кукол.

После распада СССР РПЦ приняла решение о восстановлении строения, и новое строение было освящено в 2015 году. Сегодня тут регулярно проходят богослужения, паломники могут посетить их каждый день, а для прихожан действуют различные службы и проводятся регулярные совместные мероприятия и акции.

Соборы и церкви Ростова-на-Дону

Колокольня

В 1875 году с западной стороны собора была заложена колокольня. Её проект был выполнен войсковым архитектор-инженером А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Строительство осуществлялось на средства купцов П. Р. Максимова и С. Н. Кошкина, табачного фабриканта и мецената В. И. Асмолова и уже ставшего тогда церковным старостой И. С. Панченко и было окончено в 1887 году.

Колокольня имеет высоту 75 м. В её проекте были использованы элементы классицизма и ренессанса. Главка купола синего цвета, украшена позолоченными звёздами. В верхнем ярусе были установлены четырёхциферблатные часы с четвертным боем. В средних ярусах размещаются колокола, первые из которых были повешены 15 октября 1887 года. Главный колокол, отлитый на средства И. С. Панченко в Москве на заводе Н. Д. Финляндского, весом 1032 пуда (16,5 т) был повешен 22 октября. Этот колокол был украшен четырьмя изображениями: Рождества Пресвятой Богородицы, великомученика Пантелеимона Целителя, Иверской иконы Божией Матери и Святого евангелиста Иоанна Богослова. Считается, что звон с колокольни был слышен за 40 вёрст.

В 1882 году на первом ярусе был устроен малый храм-крестильня во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Во время Великой Отечественной войны возникли опасения, что колокольня может быть использована немцами как ориентир для артиллерии и авиации, и в июле 1942 года, на основании решения обкома ВКП(б), были взорваны два верхних яруса. А в 1949 году был разобран и второй ярус.

Колокольня была восстановлена в 1999 году. Над проектом восстановления работал архитектор Ю. Н. Солнышкин. Новые колокола были изготовлены на МП «Вера» (город Воронеж). При этом новые колокола отличаются от своих предшественников названиями и меньшими размерами. Теперь они были названы в честь небесных покровителей тогдашних духовных и светских руководителей региона:

  • колокол Великомученика Пантелеимона Целителя; вес колокола 4 тонны, имя связано с бывшим владыкой епархии;
  • колокол Святого равноапостольного князя Владимира; вес колокола 2 тонны, имя связано с бывшим губернатором;
  • колокол Архистратига Михаила; вес колокола 1 тонна, имя связано с мэром Ростова;
  • колокол Преподобного Сергия Радонежского; вес колокола 0,5 тонны, имя связано с бывшим настоятелем собора;
  • колокол Рождества Пресвятой Богородицы; вес колокола 0,25 тонны.

Несмотря на то что эксплуатация самой колокольни была начата в 1999 году, восстановление интерьеров первого яруса было окончено только 4 декабря 2011 году, когда часовня Николая Чудотворца была вновь освящена.

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

Судьба Ростовского собора

Судьба Ростовского собора

   Ростовский кафедральный собор является не только достопримечательностью Ленинского района, в котором он расположен, но и символом нашего города. Не буду говорить о том, как важен этот храм для каждого верующего человека, скажу лишь, что, помимо огромной духовной ценности, это один из главных исторических и архитектурных памятников Ростова.

     В следующем году Ростовскому кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы исполнится 145 лет. А в этом году свой 175-летний юбилей отмечает ростовское епархиальное управление. Накануне этих праздников мы решили познакомить читателей с историей строительства главного храма Ростова.

   С началом сооружения  крепости Димитрия Ростовского на территории слободы Полуденка (в районе нынешнего парка Революции) началось строительство часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1766 году ей было присвоено положение церкви, а через 12 лет на месте ветхого здания было отстроено новое.

    Спустя год после этого, в 1779 году, армяне, переселившись из Крыма на донскую землю, заняли слободу Полуденку и учредили на её месте свой город Нахичеван. Большинство жителей Полуденки при этом были переселены во вновь организованную Солдатскую слободу, которая заняла территорию между нынешними Будённовским и Ворошиловским проспектами. Деревянную церковь перенесли на торговую площадь в центре слободы — место нынешнего собора.

    После пожара в 1791 году на месте деревянной церкви за четыре года была построена новая церковь с каменными стенами и деревянным куполом. Лишь в 1822 году указом Святого Синода она получила права «соборной», но официально как собор Рождества Пресвятой Богородицы церковь значится с 20 апреля 1847 года.

       С ростом населения в городе и увеличением числа прихожан вместимость церкви становится недостаточной. Здание нынешнего кафедрального собора было построено в 1860 году (строительство велось 6 лет) на средства двух купцов Семёна Кошкина и Фёдора Михайлова.

      Автором проекта собора был известный в то время академик архитектуры Константин Тон, основатель русско-византийского стиля и автор таких проектов, как Большой Кремлёвский дворец на Красной площади, храм Христа Спасителя в Москве, Оружейная палата в Кремле, набережных и ряда церквей в Санкт-Петербурге, первых вокзалов в Питере и Москве.

    29 июня 1875 года было заложено здание четырёхярусной колокольни по проекту архитектора-художника Дмитрия Васильевича Лебедева. Колокольня строилась на средства купца Петра Максимова. Строительство было закончено через два года. Освящение состоялось 22 октября 1887 года. Тогда же был поднят на колокольню главный колокол весом 17 тонн и заведены четырёхсторонние часы с четвертным боем. Звук этого колокола был слышен в радиусе 30 километров. Колокольня была самым высоким строением в городе (75 м). Во время Великой Отечественной войны демонтировали два её верхних яруса, чтобы высокое строение не служило ориентиром для фашистских лётчиков. Судьба главного колокола не известна, скорее всего, его переплавили на нужды Советской армии.

      Что же касается собора, в 1929 году он был закрыт, кресты с куполов сняты, а здание использовалось под склад зерна. В 1934-1935 гг. на подворье собора разместился городской зверинец.

       В конце 1942 года верующие ростовчане сами открыли собор и стали трудиться над его восстановлением. В конце 80-х началось восстановление колокольни.

       Второй раз кафедральный собор был открыт в 1943 году. В 1951-м была произведена капитальная реставрация собора. А к 1000-летию Крещения Руси, в 1988 году, были позолочены купола Ростовского кафедрального собора, произведена вторая его реставрация.

      В 1989 году подворье собора была расширено, отстроено здание малого храма во имя Иоанна Предтечи, здание воскресной школы, трапезной и административное здание.

   28 марта 1996 года решением мэра г. Ростова-на-Дону создан попечительский совет по восстановлению исторического облика подворья Ростовского кафедрального собора. Управление муниципального строительства города стало генеральным заказчиком строительства колокольни, памятника Святителю Димитрию Ростовскому и Соборной площади. Восстановление колокольни было закончено в 1999 году. В тот год Ростов отмечал свой 250-й день рождения, а епархиальное управление 170-й. На празднование приехал Святейший Патриарх всея Руси Алексий II. Он освятил здание колокольни и установленный на площади перед храмом памятник Святителю Димитрию Ростовскому, покровителю Ростова.

      Как и в 19-м веке, переулок, на котором расположен храм, называется Соборным. А само здание собора взято на учёт как памятник архитектуры 19-го столетия.

28 июля 2004г., РО.

Армянские церкви

В Ростове-на-Дону около 5% населения являются этническими армянами, поэтому в городе существуют несколько армянских церквей, которые обязательно стоит посетить. Среди них выделяются особо три следующих храма:

  1. Святого Карапета — он располагается на территории армянского кладбища, и был освящен в 1881 г. Строение сочетает в себе уникальные черты базиликальной и крестово-купольной традиции. Армянское зодчество тут особенно ярко проявляется в резных каменных элементах и лаконичности внутреннего убранства.
  2. Сурб Арутюн (Святого Воскресения) — это новое строение 2011 г., возведенное на месте разрушенного большевиками старого армянского кафедрального собора. Внутреннее и внешнее убранство соответствует строгим армянским традициям: мраморный резной алтарь, отсутствие фресок, темные тона.
  3. Сурб Хач (Святого Креста) — это уцелевшее здание ранее большого монастыря, который построили переселенцы-армяне, бежавшие с Крыма в 18 веке. Здание построено в классическом стиле, в нем преобладают светлые тона. Главной реликвией считается священный крест-камень, вывезенный древней столицы Армении — города Ани.

Армянские приходы отличаются небольшим количеством прихожан, но их соборы существенно отличаются от традиционных русских, поэтому заслуживают внимания.

Внутреннее убранство

После строительства в 1860 году нового каменного храма ростовчанин И. Панченко, носивший потомственное звание почетного гражданина города, выделил немалую сумму на роспись стен, приобретение икон и купольных крестов, а также на установку дорогостоящей церковной ограды.

В процессе ремонта храма в середине прошлого века были восстановлены настенные росписи и внутреннее убранство. В 1951 году из Москвы прибыл четырехъярусный иконостас необычной формы. Он выполнен в виде часовни, накрытой шатром, увенчанным миниатюрной главкой с крестом. Через четыре года убранство собора пополнилось еще двумя подобными иконостасами. Один из них находится в Преображенском (левом) приделе, второй — украшает Петро-Павловский (правый) придел.

Четырехъярусный иконостас, StachBpl

Живописные росписи на стенах и сводах выполнены по библейским сюжетам. Они расположены в обрамлении ниш и орнаментальных рисунков. Окраска пилонов и пилястр имитирует срез мрамора, а свободные поверхности украшены фризами с растительным орнаментом.

Сегодня масляная роспись стен требует реставрации. На темнеющей от времени и загрязнений поверхности видны трещины, шелушения и отслоения.

Кресты для куполов, АЛЕКСАНДР

Святыни

В Кафедральном соборе Ростова-на Дону хранится точный список с чудотворной Донской иконы Божией Матери. Оригинал, датируемый концом XIV века, находится в Третьяковской галерее. В соборе имеются и другие списки — с почитаемых икон Казанской и Владимирской Божией Матери, а также Пресвятой Троицы с частицей Мамврийского дуба. Кроме того, здесь имеется несколько икон с частицами мощей великомучеников, святителей и преподобных, в том числе:

  • Сергия Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Георгия Победоносца;
  • Николая Чудотворца.

Соборный ковчег хранит частицы мощей святых пророков и князей, апостолов, великомучеников, преподобных и святителей.

Особенности храма

Собор имеет традиционную структуру. В основе находится крестообразная форма, позволившая придать ему византийский стиль с элементами русского зодчества. Внутри находится высокий иконостас-часовня. Возле соборного здания расположены также церковь Ивана Предтечи, небольшая крестильня святого Николая, служебные, канцелярские и епархиальные помещения, резиденция настоятеля, издательство и типография, духовный центр.
Колокольня построена в смешанном стиле, где четко прослеживаются ренессансные и классические черты. Венчает здание синий купол, покрытый золотыми звездами. На самом верхнем ярусе находится циферблат. На третьем и втором ярусах повешены колокола, снятые во время ВОВ – они были заменены пятью новыми, носящими имена различных святых.

История

Рождественский собор и центральный рынок. 1906 год

В связи с быстрым ростом населения города в 1854 году был высочайше утверждён проект новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви.

Собор был построен в 1854—1860 годах по типовому проекту архитектора Константина Тона и внешне схож с другими храмами, построенным по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве, несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Непосредственную «посадку» храма на местности выполнил архитектор А. С. Кутепов.

Главным попечителем строительства являлся церковный староста Константин Михайлов-Нефёдов. На средства потомственного почётного гражданина Ростова И. С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.

В 1887 году построена четырёхъярусная колокольня.

После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на православную церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали. В 1929 году с куполов были сбиты кресты. В 1937 году собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. Во время войны в 1942 году, при наступлении немецких войск, было принято решение о взрыве колокольни. Но успели взорвать только два верхних яруса.

Собор в период немецкой оккупации. 1942 год

Снова собор открыт в 1942 году, в условиях немецкой оккупации; прихожане сами принесли всё необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы.

В 1947—1949 годах в соборе служил игумен Пимен (Извеков), будущий патриарх Московский и всея Руси.

В конце 1940-х годов шли восстановительные работы, к которым был привлечён ростовский архитектор Л. Ф. Эберг. В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объёме сохранившейся части». Однако проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году сохранившийся самый высокий и красивый ярус колокольни разобрали (уцелел только нижний четверик). В 1950-х годах на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой. В 1950 году в соборе был произведён ремонт и восстановлены росписи, в 1988 году проведена реконструкция внутреннего убранства храма.

В 1999 году, к 250-летию города Ростова, восстановлена колокольня в её первоначальном виде.

Самая грандиозная реставрация собора была начата в 2011 году. В результате масштабных работ, продолжавшихся семь лет, на основе архивных материалов воссозданы в мельчайших деталях соборные росписи, кресты, 15 колоколов. В собор вернулись его основные святыни: икона Божьей Матери Донская, часть пояса Пресвятой Богородицы и ковчег со святыми мощами. Новая реликвия собора — таганрогский мощевик.

27 октября 2019 года, в день памяти святых отцов VII Вселенского собора, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора и возглавил служение Божественной литургии в обновлённом храме.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер. Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

История храма

Вскоре после заселения Солдатской Слободы было принято решение о демонтаже и переносе деревянной церкви во имя Рождества Богородицы, возведенной в границах Ростовской крепости, учрежденной в 1761 году императрицей Елизаветой Петровной. Строение достаточно быстро переместили на новое место рядом с торговой площадью. В феврале 1781 года храм был заложен, а уже через полгода — освящен.

Главный фасад, Валерия Белоусова

Здание простояло чуть более десяти лет, пока во время грозы в него не попала молния. Пожар произошел 27 декабря 1791-го, но по прошествии четырех лет здесь же был возведен новый храм Рождества Пресвятой Богородицы с каменными стенами и деревянными куполами.

Статус соборной церковь получила в 1822 году согласно указу Святейшего Синода. До этого она была купеческой.

Город быстро разрастался, поэтому собор к середине XIX столетия уже перестал вмещать верующих. Два ростовских купца по благословению архиерея обратились в Святейший Синод за разрешением на строительство нового, более просторного и величественного храма. При этом они обязались взять на себя все текущие расходы.

Каменное здание было возведено в период с 1854 по 1860 г. Сразу же после окончания строительства собор освятили. В 1887 году рядом с ним соорудили четырехъярусную колокольню.

Золотые купола, александр-161

После 1917-го Кафедральный собор Ростова постигла участь большинства религиозных объектов того времени. Нападки на него начались уже с 20-х годов прошлого века. Тогда величественные мраморные паперти были разобраны, территория — обнесена кирпичным забором, а разграбление церковной утвари стало обычным делом. Последнюю икону сняли в 1929 году, а в 1932-м окончательно запретили богослужения. Церковь закрыли, внутри организовали зерновой склад, а на подворье устроили зоопарк. Верхняя часть колокольни была наполовину разрушена в начале сороковых, так как ее посчитали прекрасным ориентиром для вражеской артиллерии.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы открыл свои двери для прихожан в годы немецкой оккупации. Через пять лет после окончания ВОВ был произведен ремонт и частично восстановлены настенные росписи. Более капитальная реконструкция состоялась в конце 80-х годов прошлого века, а к 250-летию города по чертежам и старым снимкам восстановили колокольню.

Верхние ярусы колокольни, АЛЕКСАНДР

Православные храмы города

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Это кафедральный собор с богатой и интересной историей, настоящий символ города. Автором проекта стал К. А. Тон, который проектировал московский Храм Христа Спасителя. Ростовский собор был отстроен к 1860 году. А основой ему послужила крепость Дмитрия Ростовского 1761 года. В советское время он сильно пострадал: были сняты кресты и иконы, разобраны паперти из мрамора, исчезли элементы внутреннего убранства. Потом в храме устроили склад зерна, во дворе – зверинец. В наши дни проведена реконструкция, к радости прихожан.

Расположен на улице Станиславского, 58.

Сретенский храм

Это строение упоминалось еще в 1778 г., его прошлое тесно связано с донским казачеством. Именно казаки и построили красивый деревянный храм в станице Александровской. С тех пор здание не раз перестраивалось, но даже в камне сохранило истинно русский стиль и легкость устремленных ввысь построек из дерева.

Располагается на ул. Детская, 254.

Старо-Покровский храм

Один из старейших храмов Ростова, построенный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, когда-то перенесли из крепости Св. Анны. Здание возводилось из соснового массива и впервые открыло двери гостям в 1784 г. Церковь пережила многое на своем веку, увеличить приход получилось в 1869 г.

И сегодня можно посетить ее, неоднократно перестроенную: ул. Б. Садовая, 113б.

Вознесенский храм

Решение о постройке часовни было принято в 1868 году, в честь избавления царя Александра от опасности. Сначала появилась маленькая церковь, потом приход, а строительство Александро-Невского храма шло с 1876 по 1878 гг. Позднее Дума изменила решение и постановила строить «главный собор» на Ново-базарной площади. Проект принадлежит архитектору А. Ященко.

Собор в Ахтарском переулке, 3, был освящен в 1910 г.

Храм преподобного Серафима Саровского

История отсчитывается с 1904 года. Жители станицы Гниловской почитали Святого, возводить церковь в его имя стали по своей инициативе. Всем миром собирали средства на проект, который в итоге выполнил зодчий Козлов — в древнерусском стиле. У здания — 7 золоченых куполов, трехъярусная звонница, кирпичная кладка выглядит узорно. Здесь располагается и Донская Духовная семинария.

Он расположен по улице Портовой, 72.

Храм Преполовения Пятидесятницы

Каменную церковь во имя Преполовения Пятидесятницы решили строить в 1820, к 1829 храмовое строение было возведено. Потом, в начале 20 века, его перестраивали. Здание красиво и снаружи, и изнутри — здесь искусная роспись и внушительный иконостас.

Придется добираться до Всесоюзной, 165.

Свято-Троицкий приход

Западный жилой массив украшают сразу два храма, которые отстроены на одной территории. Это храмы Святой Троицы и в честь преподобного Сергия Радонежского. Вместе они образуют удивительный ансамбль, по красоте и атмосфере напоминающий Троице-Сергиеву Лавру.

Посетить их можно, добравшись на Международную, 7а.

Свято-Казанский собор

Это новое строение, история которого началась с 1996 г., когда в северном районе Ростова-на-Дону, на пустыре возник вагончик с крестом, где служили службы.

Прихожан становилось все больше, и в 2004 г.Состоялась закладка храма, сейчас он действует по адресу: пр. Космонавтов, 16а/32а.

Имени Иоанна Кронштадтского

Выглядит он так, будто вы на миг очутились в Петербурге. Постройка новая — в 1999 г. ее освящал Алексий II. Рядом Институт путей сообщения, поэтому заходит много молодежи.

Храм святителя Димитрия

Крепость на Дону была заложена по указу императрицы Елизаветы. Святитель Димитрий Ростовский многое сделал для ее становления, именно от его имени и родилось название города — Ростов.

Святой стал для всех ростовчан покровителем, а церковь стоит в парке «Дмитриевский».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector