Церковь ризоположения в кремле

Архитектурные особенности, внутреннее убранство

На общем фоне церковь выделяется своим изяществом, аккуратными пропорциями. Здание увенчано одной главой. Здесь и там видны оригинальные фризы-орнаменты из кирпича. Такие характерны для древних псковский храмов (именно в Пскове в период с XIV‒XV вв зародилось множество русских архитектурных традиций).

Стоит храм на высоком фундаменте, именуемом подклетом. Такой наши предки использовали и для создания запасов зерна. По своей форме постройка может отдаленно напоминать куб. Стены ее разграничены лопатками. Некоторые из прясел, в частности центральное, украшено закомарой. Кроме этого, собор может похвастаться килевидными арками, оригинальным терракотовым фризом. Подобный декор имели многие средневековые русские храмы.

Внутреннее пространство строения имеет свои особенности: благодаря компактным размерам зодчие смогли сделать переход купола в своды максимально плавным (использовать для этого паруса, как в прочих кремлевских церквях не понадобилось). Купол подпирает 4 мощных столба.

Главным украшением интерьера является иконостас, созданный в далеком 1627 г. Его гармонично дополняют фрески, большая часть которых была нарисована мастерами в 1644 г.

Говоря об уникальных характеристиках церкви Ризоположения, нельзя не вспомнить, что с правой стороны от Царских ворот здесь располагается не изображение святого (как в большинстве других храмов), а лик Богородицы, икону Положения Ризы Преснодевы.

РЕКОМЕНДУЕМ: Храм Христа Спасителя в Москве.

Акцент на старинном иконостасе сделан за счет двух массивных подсвечников, для изготовления которых был использован воск, украшенный впоследствии орнаментами, цветочными узорами. Свечки в подсвечниках поддерживаются фигурками величественных львов, основание их посеребренное.

История

Каменная церковь построена в 1719–22 годах в вотчине князя В. П. Хованского, сменив деревянный храм, известный с 1633-го. Постройка каменного храма, по преданию, связана с раскаянием князя за пристрастие к алкогольным напиткам и нарушением церковных обрядов в нетрезвом виде.

Церковь была закрыта в 1800–59 годах по распоряжению промышленника и владельца суконной мануфактуры, находившейся в Ростокино, П. Г. Демидова, страдавшего психическими заболеваниями и не выносившего никакого шума. В дальнейшем, когда усадьба перешла к семье Капустиных, церковь снова открылась. Как отмечает в своих воспоминаниях М.В. Алпатов, «в самом подкупольном пространстве ярко освещенная солнцем высилась копия ивановского Явления Христа народу».

Кроме центрального придела в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы во Влахерне, храм имеет еще два придела: Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и Святителя Николая.

Построена из камня и кирпича, отштукатурена. Состоит из храма типа восьмерик на двухсветном четверике с прямоугольной в плане апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Первоначальная фасадная декорация (угловые пилястры, профилированные карнизы с так называемыми сухариками на четверике и рядом мелких филёнок на апсиде) дополнена штукатурными наличниками с «ушами», а также наружной настенной живописью, относящейся ко времени реставрации церкви в 1859 году, осуществлённой на средства фабриканта Молчанова для нужд рабочих Ростокинской ситценабивной мануфактуры, располагавшейся неподалёку. Тогда же, по-видимому, была несколько расширена трапезная и возведён верхний ярус колокольни. В 1859 году выполнены иконостасы и живопись в интерьере.

ХХ век

В 1918 году церковь была передана советской властью в безвозмездное пользование прихожанам. В 1922 году из неё были изъяты ценности. В 1931—1937 годах в церкви служил священник Павел Фелицын (прославлен в лике святых в 2000 году).

Возможно, на рубеже 1930-х – 1940-х годов богослужения в церкви не совершались в связи с политикой государственного атеизма, проводившейся в СССР.

Во время войны, в 1942 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Марков († 1955); приход вносил значительные суммы в фонд Красной Армии.

Немного истории

Собор освятили в честь установленного в 5 веке (в Византии) великого праздника Ризоположения. Важный для христиан памятный день связан с обретением Ризы Девы Марии (одежды Божьей Матери). Изначально он хранился в Константинопольском храме, размещенном на побережье Влахернского залива. Предания гласят, что эта святыня неоднократно спасала местных от вражеских войск.

Сохранившаяся до наших дней Московская церковь Ризоположения возведена на месте более старой одноименной, заложенной в далеком XV веке после победы храбрых воинов над татарами. Простояла она ровно 34 года, после чего ее снесли, решив начать строительство нового храма, каменного. Именно эта версия собора доступна для посещения современным православным, туристам из разных уголков России, из других государств.

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Ангелу-Хранителю.

Возвели каменную церковь Ризоположения по инициативе митрополита Ионы, который запланировал открыть в Митрополичьем дворе домовой храммосковских митрополитов (со временем — патриархов). Собор благополучно функционировал до прихода советов, после чего его закрыли, перестали использовать для организации богослужений. Со средины 60-х церковь работала в качестве музея.

Так было до 1993 г, когда после развала Советского Союза РПЦ восстановила свое право проводить литургии, создавать приходы, т. д. После открытия храма в нем снова начали совершать богослужения, в том числе и патриаршие (событие редкое, выпадающее ежегодно на 15 июля, праздник Ризоположения).

Архитектурные особенности

Церковь Ризоположения выглядит достаточно скромно на фоне более поздних зданий Кремля, однако в XV в. храм был одним из крупнейших в стране, и значение его было сопоставимо с той ролью, что ныне играет Храм Христа Спасителя.

Церковь Ризоположения – классическое для русского зодчества купольное строение. Храм полностью сложен из обожжённого кирпича. В соответствии с архитектурной традицией того времени, фасады делятся на прясла – художественно выделенные части фасада. Каждое прясло увенчано шлемовидным сводом, выполненным из металла. Центральный фасад выделяется тремя полукруглыми выступами – в образуемом этой стеной помещении находится алтарь церкви.

У Церкви Ризоположения лишь один купол, установленный на высокую круглую башню с окошками-бойницами. По внешнему облику и архитектурным особенностям Церковь Ризоположения очень напоминает шедевр средневекового зодчества – Храм Покрова на Нерли.

Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом. Кроме того, в качестве декора использовались ленты из лепнины и камня – фризы. Главный вход в церковь представляет собой каменную арку, по внешнему виду напоминающую шлем русского ратника XIII-XIV вв.

На всех стенах храма можно разглядеть небольшие углубления: в этих нишах находились иконы, выполненные из цветных камней и стекла. До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства XVII в. обнаружили реставраторы, занимавшиеся восстановлением фасада церкви в 1996 г. Фреска, изображающая Ризоположение Богородицы, украшает северный фасад здания.

Церковь Ризоположения в Кремле

Храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля. К сожалению, он не так хорошо известен москвичам, как Успенский или Архангельский соборы. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой. Еще в V веке от Рождества Христова, неподалеку от Назарета были обнаружены одеяния Богородицы – ее риза. Ризу перенесли в Византию, основав в честь этого великого события храм. В дальнейшем эта риза неоднократно чудесным образом спасала Константинополь от неминуемого захвата противниками. День обретения ризы Пресвятой Богородицы стал большим праздником на Руси, перенявшей религию и обряды от Византии.

Летом 1451 года, накануне праздника Обретения Ризы, к стенам Кремля подошли татарские войска. Татары подожгли вокруг крепости все деревянные постройки, и дым от них душил кремлевских защитников. Митрополит Иона в дыму и под градом стрел провел крестный ход, прося помощи у Богородицы. И случилось великое чудо: ночью татарам привиделось огромное войско, пришедшее на защиту Кремля. В потемках татарские отряды, бросив все награбленное, спешно бежали из Москвы. В память об этом событии Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь.

Так как церковь была выстроена рядом с двором митрополита, в скором времени она стала его домовым храмом. В дальнейшем, вплоть до середины XVII века, митрополиты и патриархи молились здесь в уединении. Возвели Ризоположенскую церковь псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Возможно, постройка была доверена русским мастерам во избежание народных волнений: ведь большинство каменных построек в Кремле возводили итальянские архитекторы – иноземцы, что вызывало ропот среди народа. Ризоположенская церковь стала примером воплощения традиций русского зодчества. Рядом с величественным Успенским собором она кажется изящной и воздушной.

Когда-то высшие духовные лица попадали в церковь Ризоположения, не выходя на улицу – по крытым переходам, ведущим от митрополичьих палат. В нижнем ярусе церкви – подклете – хранилось драгоценное имущество митрополита. Ризоположенская церковь неоднократно страдала от пожаров и разорений. Самый большой вред был нанесен ей в смутное время, на рубеже XVI и XVII веков, когда Москва была захвачена шведско-польскими интервентами. Надеясь поживиться драгоценностями митрополитов и патриархов, они уничтожили большую часть церковных интерьеров. Восстанавливали церковь уже представители новой правящей царской династии – Романовы.

В связи с тем, что внутреннее убранство церкви было восстановлено одновременно, сейчас оно является прекрасным примером единообразного оформления храма XVII века. Почти сразу же после реставрации Ризоположенской церкви был выстроен новый патриарший двор с внутренним храмом. Патриарх передал церковь Ризоположения царскому двору, она была соединена переходами с палатами цариц и царевен и в скором времени стала одним из домовых храмов царской семьи. Над северной и западной папертями церкви Ризоположения возвели крытые галереи. Позже с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери.

Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры

При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России. Подобные скульптуры были своего рода объемными иконами и располагались в киоте

Святой Георгий традиционно считался покровителем Москвы, его изображение находится на городском гербе. Также здесь можно увидеть произведения мастеров-резчиков по дереву из других городов России.

Особый интерес представляют «Богоматерь Знамение» из Ростова, рельефная икона «Снятие с креста» из Новгорода, а также деревянные иконы из Соловецкого монастыря. Есть среди экспонатов и деревянное изображение митрополита Ионы, трудами которого была заложена Ризоположенская церковь. На выставке представлено изображение Николая Можайского – образ, в котором чудотворец явился на защиту русского города Можайска. В самом храме располагается иконостас, иконы которого были выполнены в XVII веке артелью иконописца Назария Истомина. Фрески появились в храме в тот же период. Сюжетом стенных росписей является прославление Богородицы.Александра Гурьянова

История[править | править код]

Каменная церковь построена в 1719—1722 годах в вотчине князя Василия Хованского, сменив деревянный храм, известный с 1633-го. Постройка каменного храма, по преданию, связана с раскаянием князя за пристрастие к алкогольным напиткам и нарушение церковных обрядов в нетрезвом виде.

В 1800 году церковь была закрыта по распоряжению учёного-натуралиста и мецената Павла Демидова, страдавшего психическими заболеваниями и не выносившего никакого шума. В соответствии с резолюцией митрополита Платона, утварь и иконостасы были розданы другим церквям. После 1859 года, когда усадьба перешла к семье Капустиных, церковь снова открылась. Как отмечает в своих воспоминаниях Михаил Алпатов, «в самом подкупольном пространстве ярко освещённая солнцем высилась копия ивановского Явления Христа народу».

В 1918 году церковь была передана советской властью в безвозмездное пользование прихожанам. 23 апреля 1922 года «в период ограбления храмов под предлогом изъятия ценностей в пользу голодающих» из храма изъяли 26 пудов 65 золотников серебряных изделий. В 1931—1937 годах в церкви служил священник Павел Фелицын (прославлен в лике святых в 2000 году).

На рубеже 1930—1940-х годов богослужения в церкви не совершались в связи с политикой государственного атеизма, проводившейся в СССР.

Во время войны, в 1942 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Марков († 1955); приход вносил значительные суммы в фонд Красной Армии.

Архитектурные особенности и интерьер храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Церковь Ризоположения – одно из красивейших зданий Москвы. Это трехапсидный храм, который стоит на высоком цокольном этаже — подклете. Храмовые своды опираются на четыре столба. Три стороны церкви украшены фризом. А на южной стороне есть портал с колонками, куда ведет высокое крыльцо. Храм построили из кирпича, заменившего в то время традиционный строительный материал — белый камень. Монументальный объем стен завершают изящные килевидные закомары. Эта церковь стала своеобразным сплавом традиций московского и псковского зодчества.

Церковь Ризоположения на фоне Верхоспасского собора

Особенностью храмового интерьера является то, что весь он сделан в одно время, в полном стилистическом и художественном единстве. Во время перестройки церкви, в 1627 году, московские мастера под руководством одного из лучших придворных иконописцев Назария Истомина выполнили для храма прекрасный четырехъярусный иконостас, обрамленный в оклад из серебра – настоящее произведение искусства!

Стены храма расписаны фресками по церковно-библейские темы известнейшими мастерами своего времени – Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Федором Абрамовым в течение трех месяцев 1644 г. Эту роспись раскрыли от более поздних наслоений в ходе реставрационных работ, проведенных в середине прошлого века. Памятников такого рода в России сохранилось немного.

Наши реквизиты

Полное наименование:
Местная религиозная организация Православный приход храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Леонове гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Наименование используемое в платежных документах:
«Местная религиозная организация Православный приход храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Леонове гор. Москвы»

Юридический адрес:
Россия, 129226, г. Москва,
ул. Докукина, д. 15, стр.1

Телефон: 8 (495) 602-86-61

ОГРН 1037739769913

ОКВЭД 91.31

Расчётный счёт
40703810438000000089

БИК 044525225
ОАО «Сбербанк России»
г. Москва

Назначение платежа:
На уставную деятельность

Почтовый адрес:
Россия, 129226, г. Москва,
ул. Докукина, д. 15, стр.1

ОКТМО 45360000

ОКАТО 45280577000

ИНН 7716113921/ КПП 771601001

Корреспондирующий счёт
30101810400000000225

Адрес банка:
129281, г. Москва, ул. Енисейская, д.29

Правовая информация для наших благотворителей

Согласно Федеральному закону о «Благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который был принят Государственной Думой 7 июля 1995 года и его последней редакции от под номером N383-Ф3, благотворительная деятельность — это добровольная и бескорыстная передача материальных или имущественных средств или любого другого рода помощь от физического или юридического лица. Юридические лица, которые совершают пожертвования в пользу каких-либо некоммерческих организаций или  же с целью поддержания памятников архитектуры и проч. не могут рассчитывать на льготное налогообложение. Они могут перечислять пожертвования только за счёт «чистой прибыли», которая осталась после уплаты налогов. Для физических лиц, то есть обычных граждан, возможно льготное налогообложение. В соответствии с положением указанным в 1 пункте 1 статьи закона 219 НК РФ, физические лица при перечислении части своего дохода на благотворительные цели, могут использовать социальный налоговый вычет. Сумма вычета из налога может быть равна сумме, которая была пожертвована (однако сумма налогового вычета не может быть больше, 25% от общей суммы дохода гражданина от которой нужно уплатить налог (федеральный закон номер N 24.07.2007 )).

Социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 Статьи 219 под названием «Социальные налоговые вычеты» предоставляются при подаче налоговой декларации физическими лицами в налоговый орган по окончании налогового периода. Чтобы произвести такой вычет, при подаче налоговой декларации в орган налоговой службы, нужно написать письмо, составленное по форме размещенной на сайте налоговой службы Москвы (с соответствующим внесением изменений: то есть согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ.) и подать его вместе с декларацией.

Образец заявления можно скачать по ссылке www.nalog.ru/fl/docs/4003497/
Так же необходимо ознакомиться с перечнем документов для социального вычета и собрать все необходимые документы для предоставления их в орган налоговой службы www.nalog.ru/fl/docs/4003497/Сайт налоговой службы Москвы www.nalog.ru

Описание

Церковь Ризположения была возведена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.

Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану выполнен без использования парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Стены храма расчленены на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо.

Внутреннее убранство

Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи — возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: выразительный контраст изящного облика Ризположенской церкви и строгих торжественных форм кафедрального собора обогатил архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.

Интерьер

Церковь Ризположения отличают изящные пропорции и камерный интерьер, прекрасно соответствующие ее назначению – служить местом для домашней молитвы. Вход в церковь предваряет крытое крыльцо с восточной стороны, которое ведет в северную часть галереи. Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены. Часть восточной стены северной паперти церкви, над лестницей, занимает живопись конца XIX века, которая была также расчищена, отреставрирована и дописана совсем недавно.

Несмотря на небольшие размеры церкви, ее значительная высота, мощные столпы и украшенные росписями стены придают храму московских святителей подобающую торжественность. Особенностью внутреннего убранства храма является стилистическое единство всех его составляющих: иконы иконостаса, стенные росписи, произведения прикладного искусства относятся к началу XVII веку и представляют собой прекрасно сложенный, хорошо сохранившийся ансамбль. После разорения Кремля и патриаршего двора в период Смутного времени, а также пожара 1626 года интерьер храма был восстановлен при патриархе Филарете и, позднее, патриархе Иосифе.

Современность

В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» — полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.

В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).

В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.

Описание

Церковь Ризположения была возведена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.

Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану выполнен без использования парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Стены храма расчленены на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо.

Внутреннее убранство

Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи — возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: выразительный контраст изящного облика Ризположенской церкви и строгих торжественных форм кафедрального собора обогатил архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.

Интерьер

Церковь Ризположения отличают изящные пропорции и камерный интерьер, прекрасно соответствующие ее назначению – служить местом для домашней молитвы. Вход в церковь предваряет крытое крыльцо с восточной стороны, которое ведет в северную часть галереи. Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены. Часть восточной стены северной паперти церкви, над лестницей, занимает живопись конца XIX века, которая была также расчищена, отреставрирована и дописана совсем недавно.

Несмотря на небольшие размеры церкви, ее значительная высота, мощные столпы и украшенные росписями стены придают храму московских святителей подобающую торжественность. Особенностью внутреннего убранства храма является стилистическое единство всех его составляющих: иконы иконостаса, стенные росписи, произведения прикладного искусства относятся к началу XVII веку и представляют собой прекрасно сложенный, хорошо сохранившийся ансамбль. После разорения Кремля и патриаршего двора в период Смутного времени, а также пожара 1626 года интерьер храма был восстановлен при патриархе Филарете и, позднее, патриархе Иосифе.

Современность

В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» — полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.

В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).

В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.

Как Риза Богородицы — защитила Константинополь от киевского князя Аскольда, а Москву от нашествия татар

Началом этого церковного праздника считается 471 год. Двое братьев, византийских вельможи, Гальбий и Кандид, отправились в паломническое странствие по святым местам Палестины. В Назарете, остановившись на ночлег в доме некой женщины, они совершенно случайно нашли ковчег с одеждами Девы Марии.

Хозяйка дома рассказала паломникам, как эта святыня появилась у них и как многие поколения ее семьи хранили и оберегали эту реликвию. Так же услышали они историю многочисленных чудес и исцелений, которые совершались в этом доме.

Существует несколько версий о том, как святыня досталась церкви. Одна из них гласит, что

Император и Константинопольский патриарх уговорили женщину передать эту бесценную святыню церкви.

Но существует более распространенное предание, согласно которому византийские паломники просто похитили Ризу Богородицы. Братья замеряли ковчег с одеянием и в Иерусалиме заказали точную копию. На пути домой, из Палестины в Византию, они остановились в том же доме и подменили ковчег.

Таким образом, Риза Божьей Матери оказалась в Константинополе. Для хранения и поклонения Ризе, не далеко от императорского дворца, была возведена специальная церковь. Это был пригород Константинополя, который назывался Влахерны. В этом же храме находился еще пояс Богородицы и особо почитаемая икона с Ее ликом.

Согласно церковным приданиям во влахернском храме происходило такое количество чудес, что не нашлось бы ни одного храма в мире, чтоб уместить все книги, которые бы эти чудеса описывали. В 860 году киевский князь Аскольд с многочисленным войском осадил Константинополь. Жители столицы Византии вместе с императором Михаилом III и патриархом совершили крестный ход с Ризой Божьей Матери, долго и усердно молились.

После этого армия Аскольда отступила от Константинополя, и был заключен мирный договор между Византией и Киевом. Кроме того, Аскольд чуть позже крестился, принял в крещении имя Николай и содействовал распространению христианской веры на Руси.

В 1434 году после большого пожара в Константинополе Влахернская церковь полностью сгорела и никаких сведений о Ризе Божией Матери летописи и источники того времени нам не оставляют.

Сохранились лишь отдельные церковные предания, в которых говорится о небольших частицах Ризы, находящихся по всему свету. Есть сведения о том, что частицу Ризы в конце XV века приобрел для Русской Церкви Дионисий, архиепископ Суздальский.

Немного позднее, 2 (15 по новому стилю) июля 1451 года, в день праздника Положения Ризы Богородицы на Руси также сотворилось чудо. Это произошло когда московским княжеством правил Василий II Темный. Ногайский князь Мозавша направился с войском захватить русские земли и осадил Московский кремль. Князь Василий с ближайшим окружением бежал из Москвы за Дубну.

Татары сожгли все посады вокруг кремля и осажденные защитники едва не задохнулись от дыма. Первый штурм захватчиков был отбит. Утром дым развеялся и осажденные увидели, что татарское войско неожиданно ушло, бросив все, что успели награбить.

Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность. Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.

Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.

Музейная коллекция включает порядка 80 уникальных экспонатов. Она дает полное представление, как развивался этот вид церковного искусства. Необычные формы выставленной здесь деревянной скульптуры и самобытные художественные решения резчиков говорят о мощных традициях, уходящих корнями в глубокую древность.

Сам храм охраняется как памятник архитектуры второй половины XV века. Здесь можно побывать ежедневно, помимо четверга, с 10.00 до 17.00.

В честь Ризоположения в России выстроено множество церквей, но храм в Московском Кремле – самый известный. Его изящные и компактные формы продолжают служить образцами архитектурных решений для культовых зданий православной церкви.

(202)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector