С вознесением господним

Что нельзя делать в Вознесение Господне, приметы

Вознесение, как и другие церковные праздники, должно посвящаться Богу, поэтому священнослужители считают обязательным в этот день молиться. Вечером в среду перед Вознесением в храмах обычно проходит праздничное Всенощное бдение, а утром в четверг — в сам праздник — в храмах идет праздничная литургия. В крупных храмах литургии проводят две — раннюю и позднюю — чтобы присутствовать могли все желающие. Если прихожане работают в праздник, то церковь рекомендует им посетить храм после рабочего дня или завершить день домашней молитвой.

На праздник Вознесения не выпадает постов, поэтому после молитв церковь разрешает верующим есть и молочные продукты, и мясо, а также не запрещается выпить за праздничным столом вина.

Венчаться в Вознесение Господне и накануне церковь не позволяет в связи с тем, что по большим праздникам венчания не проводятся, а Вознесение является одним из двунадесятых праздников.

Также в этот день не рекомендуется совершать какую-то большую тяжелую работу, за исключением повседневных бытовых дел.

Считалось, что в этот день весна окончательно переходит в лето, в честь будущего хорошего урожая раньше в Вознесение водили хороводы. В домах на Вознесение пекли пироги с начинкой из лука, а также хлебные изделия —лесенки, или лествицы — на них обязательно делали семь перекладин, символизирующих ступени. Лепешки освящали в церкви и с этим угощением отправлялись в гости к родне или подавали нищим.

Согласно народным приметам, на Вознесение соловьи поют всегда громче обычного, и если кому-то удастся поймать эту птицу, то будет счастье на целый год. Также люди считали, что по улицам под видом нищего в этот день ходит Господь, поэтому в деревнях на праздник было принято не выкидывать мусор из дома, нельзя плеваться — иначе можно оскорбить Бога. Считалось особым грехом с Пасхи до Вознесения отказывать в чем-то странникам и нуждающимся, верующие старались больше подавать милостыню просящим.

Важнейшие черты праздничного богослужения

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Продолжается он десять дней, имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу 7 седмицы по Пасхе.

Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.

На великой вечерне кафизмы нет (т.е. «Блажен муж» не поется). На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

На утрене: полиелей праздника; величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение»; степенны — первый антифон 4 гласа.

Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:

После Евангелия на утрене поется: «Воскресение Христово видевше» (единожды).

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»).

Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

Канонов два: первый — святого Иоанна Дамаскина — «Спасителю Богу»; второй канон — святого Иосифа Песнописца. «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем». Затем — остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо».

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу».

На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) — ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (8 мая) — святому апостолу Иоанну Богослову и Вознесению (см. Храмовая глава 51).

В день праздника великая вечерня. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори».

В попразднство до отдания Вознесения Господня на Литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб «Царю Небесный» не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь праздника или дня («Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш» — до Троицкой субботы, «Глубиною мудрости» — в Троицкую субботу).

Традиции празднования Вознесения Господнего

Практически до V века Вознесения и Пятидесятница были единым праздником. Это был период в календаре, который называли «Радостнейший». Позже Пятидесятница стала отдельным праздником.

Потом иконописцы создали целый ряд образов, где наш Спаситель вновь живой! Икона Вознесения Иисуса Христа.

Как празднуют великий праздник?

Так как праздник Вознесения посвящен Господу, то во время богослужений священнослужители облачены в белые одежды, символизирующие Божественный свет.

Празднование включает в себя один день предпраздненства и восемь дней попраздненства. За день до праздника проводится во всех храмах чин «отдания» Пасхи.

В День Вознесения Христа служится торжественная литургия, а пока звонят колокола, читается та часть Евангелия, которая посвящена этому событию.

Окончание праздника (длится 10 дней) наступает в следующую пятницу (то есть в пятницу седьмой недели после Великой Пасхи).

В этот день читаются те же молитвы и песнопения, которые совершали на богослужении Вознесения Господня.

Слушая церковные песнопения в этот день, люди чувствуют присутствие Господа в нашем мире. Теперь человечество не один на один со смертью, злобой, страданием, подлостью.

Нет! Божье присутствие ощущается во всем: в весеннем солнце и радостном щебете птиц, в отблеске свеч у икон, в церковном песнопении, молитве, в улыбке мимо проходящего человека и в вашем добром деле, которое вы совершаете сейчас или совершите.

«Имейте веру» – говорил Христос

Божьей милостью, возлюбленные во Христе братья и сестры, прошло сорок дней после светлого Христового Воскресения. «Сколько Господь совершил чудес, – говорит Иоанн Богослов, – что не вместить и миру пишимых книг».

Потому что чудеса, которые совершались Господом при жизни, – насыщение пятью хлебами, воскресение умерших и другие примеры действия благодати Христовой, – они переходят уже как бы из видимого образа в невидимый. Потому что уже нет Христа с нами видимым образом, но благодать Святого Духа и Его идея проповеди присутствует в жизни людей, она совершает многие чудеса.

«Имейте веру» – постоянно говорил Христос. Сороковой день после Пасхи –  Вознесение – символизирует окончание дней Светлой Пасхи Господней. Господь приводит на Елеонскую гору своих учеников и дает последнее благословение явно видимым образом. Он благословляет в сиянии Божественной благодати и начинает возноситься на небо.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский говорит, что Господь, благословляя, возносился на небо. То есть, то благословение, которое Он даровал для апостолов, не прекращается даже до сегодняшнего дня.

Небо постоянно посылает свой благодатный мир, посылает все блага, посылает радость живущим на земле, а именно тем членам Церкви воинствующей, которые  впоследствии, после многих испытаний, после многих страданий и смерти (а все апостолы практически и последователи Христовы были замучены), будут переселены в Горний Иерусалим, то есть – Церковь Торжествующую, Святую –  в Царство Небесное.

Народные приметы и поверья на Вознесение Господне

В народе верили, что в течение этих 40 дней открываются врата рая, и души умерших могут посещать мир живых. Кроме того, сам Христос может ходить по земле в облике нищего и просить подаяния. А потому в этот период нельзя отказывать никому в помощи, иначе можно навлечь на себя гнев Божий.

По народным приметам  после Вознесения Господня лето вступает в свои права, поэтому в этот день все радуются, украшают дом зеленью, ходят в гости к близким. Существует обычай на Вознесение Господне «завивать березу». Ранее на праздник Вознесения девушки заплетали в косу несколько веточек березы и смотрели не завянут ли они. Если до Троицы ветки оставались зелеными, судьба девушки сложится удачно.

В праздничный день принято раздавать подаяние, а также жертвовать деньги и необходимые вещи в церкви, приюты и иные организации, занимающиеся поддержкой всех, кто оказался в затруднительном положении.

Народные приметы:

  • Если на Вознесение хорошая погода, то она продержится до дня Святого Михаила;
  • Если трава пахнет сильнее обычного — к дождю;
  • Дождливая погода в Вознесение сулит болезни и неурожай;
  • Утренняя роса на Вознесение подарит молодость и красоту каждому, кто умоется ею.
  • Сильный дождь на Вознесение считается плохим знаком. Согласно приметам, это приводит к неурожаю и болезни у скота.
  • Если не будет дождя на Вознесенье, то не будет шесть недель; как на Вознесенье пойдёт дождь, то будет шесть недель идти.
  • Вознесение с дождем — Илья с грозой. А вообще погоду на Вознесение примечали еще в Великий четверг — говорили, какова погода в чистый четверг, такова и в Вознесенье.
  • Народная примета, что после того, как пройдет Вознесение, уже можно не бояться изменчивой весенней погоды. Никаких похолоданий уже точно не будет. Живите и наслаждайтесь летней погодой. Можно спокойно купаться в водоемах, не переживая о том, что можно заболеть.
  • Услышать карканье вороны – добрый знак.
  • Если слышен стрекот сороки  — это к деньгам, но нужно произнести особый заговор, чтобы она несла добро в дом.

Богослужение в праздник Вознесения Господня

Зная, какой это праздник Вознесение Господне, духовенство совершает богослужение по Цветной Триоди. Перед праздничным четвергом в ночь начинают всенощное бдение, вечеря сопровождается пением стихиры, читают паремии, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа.

После всенощной наступает заутреня. На ней читают Евангелие от Марка, два канона от преподобного Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнопевца. А кондак и икос торжественному дню составил преподобный Роман Сладкопевец.

Церковные тексты содержат описания о Восхождении Христа на небо, процесс встречи Его ангелами. Православные христиане прослеживают в текстах молитв символический смысл событий.

Молитвы: Тропарь и Кондак Вознесению Господню

Читать Тропарь праздника Вознесение Господне и Кондак лучше на старославянском языке. Но можно и на новом, принятом повсеместно. Вот текст молитв:

Тропарь Вознесению Господню

глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак Вознесению Господню

глас 6

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Величание Вознесению Господню

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.

Молитва Вознесению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Что не рекомендуется делать в православный праздник Вознесение Господне

У любого церковного праздника есть определенные запреты. Некие работы, действия, планы придется отложить и в Вознесение Господне. Так, например, в такой день:

  1. не занимаются домашней уборкой, стиркой, различными иными повседневными делами, требующими физических усилий – все дела нужно завершить накануне;
  2. не стригут газоны, не обрезают деревья, кустарники;
  3. не готовят блюда – приготовлениями к праздничному столу занимаются накануне;
  4. не планируют какие-либо работы – строительные, ремонтные, садово-огородные;
  5. не занимаются кропотливым трудом;
  6. не венчаются.

Нельзя в праздник говорить плохие слова, сквернословить, ругаться, скандалить, ссориться, конфликтовать с близкими людьми. Нельзя осуждать и обсуждать окружающих, отзываться о них плохо, оскорблять. В течение этого дня не злоупотребляют алкоголем, даже не занимаются плотскими утехами. Запрещено отказывать в просьбе, переедать, веселиться, плясать, петь, громко кричать. В Вознесение Господне не играют свадьбы.

В праздничный день в храмах отменены панихиды, поэтому и покойников не отпевают. Помянуть умерших родственников, близких людей можно в тесном кругу семьи, на скоромным ужином. Не запрещено в Вознесение Господне ходить на кладбище, убирать на могилках, сажать клумбы, красить оградки, омывать памятники.

Обычаи и традиции на Вознесение

Вознесение Господне – светлый и радостный праздник. В этот день обязательно пойдите в церковь на богослужение и постарайтесь в течение дня читать молитвы. В церквях, соборах и храмах читают:

  • Евангелие от Луки;
  • Отрывки евангелия от Марка;
  • Застойник;
  • Тропарь;
  • Кондак;
  • Апостол.

В канун праздника в храмах проводится Всенощное бдение. Священники читают литургию и совершают обряд «отдания» Пасхи. Церковнослужители облачаются в ризы бело-розового оттенка, символизирующего божественное свечение.

Само событие празднуется 10 дней, начиная с предпраздничного дня – среды. В это время как можно чаще посещайте церковь и молитесь, ходите в гости к родным и друзьям, поминайте усопших.

По традиции на вашем праздничном столе должны быть:

  • блины;
  • печеные «Небесные лесенки» из теста;
  • куличи;
  • творожные лепешки;
  • пирожки с луком;
  • отваренные яйца.

Согласно поверьям на Вознесение целебные растения набираются еще большей силы, поэтому многие травники отправляются на сбор лекарственных трав и корешков. Роса, собранная утром этого дня, также обладает целебными и полезными свойствами.

Также день Вознесения Господнего принято отождествлять с уходом весны и приходом лета.

Вознесение Господне — что это за праздник

В Евангелии есть много упоминаний, что после чудесного воскрешения Иисус продолжал находиться в мире живых вместе со своими апостолами еще 40 дней. Учитель рассказывал ученикам о православной вере, проповедовал Божьи заповеди, говорил о небесном царствии. Христос сказал мирянам, что нужно поведать всему миру о христианстве, и на этом его земная миссия завершилась.

На 40 дней после воскрешения Христос взошел на вершину Елеонской горы, находящейся в священном Иерусалиме, вместе со своими учениками. Последователи увидели своего Учителя, парящего в воздухе, а затем его тело вознеслось к небесам. Апостолы возрадовались этому событию: их души ликовали. Спаситель наконец-то обрел спокойствие и отправился в рай.

Вознесение Господне наполнено духовным смыслом: верующие воспринимают его как воссоединение Сына Божьего со своим Родителем. Праздник означает постоянное незримое присутствие Иисуса на земле. Многие христиане говорят, что замечают это, а сам Спаситель продолжает помогать своим последователям: защищает их от невзгод, награждает за благие дела, наставляет на нужный путь.

Торжество длится 10 дней, а не один, как считают некоторые. Именно столько его отмечает православная церковь. После того как Иисус вознесся на небеса, на 10-е сутки на землю спустился Святой Дух. Господь послал его, чтобы наделить апостолов невиданной мощью, которая понадобилась им для дальнейшего проповедования христианства. Это событие впоследствии православные назвали Пятидесятницей.

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7).

Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре.

В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.).

Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8).

Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.

Вознесение Христа. П. Сведомский. Фреска Владимирского собора в Киеве

Смысл праздника Вознесения Господнего

Вознесение Господне — это день когда Иисус Христос покинул наш мир и вознесся на Небо. Произошло это на 40 день после Его воскрешения из мертвых. Этот день знаменует некий переход или рубеж, когда зримое физическое присутствие Бога на земле заканчивается, и начинается Его незримое присутствие духовное в жизни каждого верующего человека.

Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня

В богословском смысле выделяют несколько значений этого дня для христиан:

  • вознесение знаменует собой соединение земной физической природы с Божественной сутью;
  • это день последнего присутствия Бога на земле;
  • в нравственном смысле этот праздник напоминает нам, что человек состоит не только из физической плоти, но имеет еще и душу, которая должна всю жизнь стремиться к Богу.

В Евангелии события этого праздника довольно детально описывает апостол Лука, а также события изложены в Деяниях апостолов. После своего воскресения Иисус Христос много раз является ученикам во плоти, чтобы они могли удостовериться в произошедшем Чуде. Когда же его ученики достаточно укрепились в вере и стали готовы совершать дальнейшее служение, Господь собрал их на горе Елеон.

О других двунадесятых праздниках:

На этой горе Христос подал им последнее благословение, и стал удаляться в небо, окруженный облаками. Ученики Его были наполнены радостью, и по возвращении в Иерусалим, на них сошел Святой Дух.

Важно! С этого дня на земле заканчивается служение Бога в человеческой природе и начинается служение апостолов. Сам факт вознесения Христа не означает только лишь физический уход, но знаменует особое прославление Бога, о чем в Евангелии есть много слов

Кроме того, сам Христос, будучи на Земле, говорил о том, что он воссядет одесную своего Отца Небесного, т.е. прославится после своего воскресения.

Таким образом, можно сказать, что Вознесение стало кульминацией прославления Бога после его земной жизни и крестных страданий. Именно поэтому так велико значение этого дня для каждого православного человека.

Вознесение Господне связывают с возвращением Иисуса Христа к небесному Отцу

Иконография праздника

Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая «втягивает» Спасителя на небо. По мнению С.Н. Липатовой, опирающейся на исследования предшественников, такое изображение можно трактовать «как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: “Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он, быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33)».

Вознесение Господне. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Бамбергский аворий; Римская Империя. Рим; IV в.; местонахождение: Германия. Мюнхен. Баварский национальный музей; 11.6 x 18.7 см.; материал: кость; техника: резьба по кости.

Другим архаичным примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V в.). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к словам: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой, изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына у евангелистов ничего не сообщается, однако Ее образ занимает центральное место во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы.

Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме.

Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Такое несоответствие исторической действительности нельзя, однако, считать однозначно ошибочным, поскольку иконописцы создавали, прежде всего, символический образ новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам.

В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Однако композиции наделены и эсхатологическим смыслом, который сосредоточен в изображении под славой Христа тетраморфы с огненными колесами (ср.: Иез. 1: 4–25 и Откр. 4: 7–8).

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция

В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагалось в своде купола (как, например, в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году). Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческий период. Эта сцена, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалась для купольной декорации.

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII столетий – в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице и многих других.

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Как празднуют Вознесение в других странах

Католическое Вознесение отмечается 10 мая. Западные христиане видят значимость в том, что в этот день Спаситель по святости соединился с Отцом и Святым Духом. Эту дату они стали отмечать в 4 веке.

У католиков в храмах Иисус Христос изображен в виде скульптуры. Поэтому во время праздничного служения совершается ритуал: статую Христа приподнимают к вершине нефа.

Есть еще много интересных традиций, которые свято чтут и исполняют:

  • Установлены «Три дня прощения» до всенощной и главной литургии.
  • Просят у Бога благосклонности.
  • Хозяйки пекут «Христовы лапоточки», а в некоторых странах — булочки-птички.
  • Люди несут продукты в храм, чтобы их благословить, а также просят у Господа хорошую погоду, отменный урожай.

В Германии выпускают голубей. Всюду проводятся празднования с соблюдением обрядов той страны, где праздник отмечается.

Традиции и обычаи

Перед Вознесением, благочестивые люди пекли особые пироги – «лесенки». Пирог с семью ступенями – лесенками, начиненный зеленым луком, символ семи небес апокалипсиса. «Лесенка» — своеобразная помощь Христу, чтобы подняться на Небеса, Его проводы в дорогу. Пироги освящали в храме, несколько «лесенок» оставляли там же, остальными угощали гостей и нищих.
В сам праздник, люди ходили друг к другу в гости, вместе трапезничали, угощались пирогами.

До Вознесения особо пристально следили за чистотой на улицах. Считалось, что Христос ходит по земле, заставляя природу оживать. Этим объяснялся факт того, что к празднику, обычно, все вокруг зеленеет.

Еще в период от Пасхи до Вознесения, люди старались угодить нищей братии, накормить, одеть, пожертвовать немного денег. Считалось, что в это время Господь, под видом бедного странника, может прийти в дом и попросить помощи. Таким образом, Спаситель проверяет хозяев дома, насколько те милосердны и добры.

В праздник, если на улице тепло, люди ходили купаться. Согласно народным поверьям, вода в этот день смывает все хвори с человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector