Храм живоначальной троицы на грязех

Путешествие в поселок Троицкий.

Подробный рассказ о поездке в Истру, и в том числе в поселок Троицкий.

Все фотографии Троицких храмов.

Расписания автобусов — в полезных ссылках.

Посмотреть на карте яндекса:

Поселок Троицкий находится в Истринском районе Московской области.

В поселке расположены два храма во имя Святой Живоначальной Троицы — деревянный храм, построенный в 1675 г., и каменная церковь, сооруженная в 1913 г.

Поездка в пос.Троицкий Истринского района Московской обл. была также связана с путешествием в пос.Павловская Слобода к храму Благовещения Пресвятой Богородицы, в пос.Аносино в Борисоглебский Аносин женский монастырь, в г.Истру в Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь и в пос.Бужарово к Преображенской церкви со святым источником и купальней.

В 1643 году деревню Троицкое, которая в то время называлась Бобырёво, купил царский стольник Роман Фёдорович Бобарыкин. Впервые в письменных источниках деревня Бобырёво появляется в 1584-86 гг.

Деревянная церковь построена в ноябре 1675 года во владении и на средства Р. Ф. Бобарыкина. Она не сохранила своего первоначального вида — облик близкий к современному, памятник приобрёл в первой четверти ХIХ.

С постройкой храма канула в лету маленькая деревенька Бобырёво, став отныне селом Троицким.

В летописи XVII века сохранилось сказание о том, что царь Федор Иоаннович купил у боярина Бобарыкина деревянную церковь Св.Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону, строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Из глубины веков родной истории сохранилось еще одно предание, что в этих местах останавливался преподобный Сергий Радонежский на пути из своей обители к ученику прп. Савве Сторожевскому. И действительно, если провести прямую линию от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде, то Троицкий храм в селе Троицком окажется где-то посередине.

В 1904-1913 гг. на погосте сооружен новый каменный храм с главным престолом также во имя Святой Троицы. Создан он на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова и других благотворителей, автор проекта – М. Н. Литвинов.

Впервые в письменных источниках деревня Бобырёво появляется в 1584-86 гг.

В 1643 году деревню Бобырёво купил царский стольник Роман Фёдорович Бобарыкин.

Деревянная церковь построена в ноябре 1675 года во владении и на средства Р. Ф. Бобарыкина. Она не сохранила своего первоначального вида — облик близкий к современному, памятник приобрёл в первой четверти ХIХ.

С постройкой храма канула в лету маленькая деревенька Бобырёво, став отныне селом Троицким.

В летописи XVII века сохранилось сказание о том, что царь Федор Иоаннович купил у боярина Бобарыкина деревянную церковь Св.Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону, строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Из глубины веков родной истории сохранилось еще одно предание, что в этих местах останавливался преподобный Сергий Радонежский на пути из своей обители к ученику прп. Савве Сторожевскому. И действительно, если провести прямую линию от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде, то Троицкий храм в селе Троицком окажется где-то посередине.

В 1904-1913 гг. на погосте сооружен новый каменный храм с главным престолом также во имя Святой Троицы. Создан он на средства фабриканта Сергея Максимовича Попова и других благотворителей, автор проекта – М. Н. Литвинов.

Строитель храма священник отец Василий Лебедев жил в этом приходе 65 лет, умер в 1931 г., похоронен в ограде старого деревянного храма.
Одним из четырех настоятелей Троицкого храма был протоиерей Руф Поляков – участник Великой отечественной войны. Несмотря на потерянную на фронте ногу, долгие годы нес он нелегкую священническую службу, одно время духовно окормляя многих жителей Истринского района. Остальные храмы в округе были тогда закрыты.

Места, связанные с путешествием в Троицкий.

Павловская Слобода
Борисоглебский Аносин женский монастырь.
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь.
Бужарово

Святыни храма

Храм Живоначальной Троицы в г. Реутов — место, где чтят христианские традиции и почитают святые мощи угодников Божиих. Церковь верит, что искренняя молитва перед святыми мощами способна исцелить человека, даже если они представлены фрагментами тел праведников.

Как и любой другой величественный храм, церковь Святой Троицы в городе Реутове имеет свои святыни, представленные мощами священномучеников. В реутовском храме верующие имеют возможность почтить нетленные фрагменты тел православных святых Александра, Алексия и Феодора. Кроме этого, в помещении церкви находятся и другие мощи, которые превратили ее в настоящее место поклонения Божьей благодати.

Дмитрий Молотков

Непростая судьба церкви в Листах

Строительство продолжается

Строительство медленно, но верно продолжалось. В 1774 году построили новые помещения: трапезную и придел вместо уже разрушающихся старых, была открыта богадельня.

В 1788 году церковный двор украсила новая красивая ограда и высокая колокольня. По вышедшему указу Екатерины Второй о красных линиях московских улиц колокольню, дабы выровнять уличный ряд, возвели с восточной стороны.

На месте же старой колокольни было возведено крыльцо на белокаменной площадке.

Спустя некоторое время при храме построили ещё один придел. Первоначально он был освящён во имя И. Дамаскина, но через 10 лет его освятили во имя Московского Митрополита Алексия.

Как разрушили древний храм

Тяжёлые времена для Троицкого храма настали после революционных событий в России в начале 20 столетия. В 1930 году арестовали и сослали в Сибирь, а позже (в 1938 г) расстреляли настоятеля храма В. Н. Страхова. Саму церковь закрыли в 1939 году, снесли купола. Чуть позже разобрали колокольню. Над помещением бывшей трапезной возвели ещё один этаж.

Одно время в этом здании размещалось общежитие для работников трамвайного депо. Потом дом переоборудовали под мастерские, где работали скульпторы. Перепланировка была проведена довольно значительная: некоторые стены полностью разобрали, а для хранения подсобного материала в полу вырыли специальные углубления.

Получившееся здание уже мало чем напоминало былую величественную церковь.

Восстановление памятника нашей истории

В 1972 году начали строить новую станцию метро. Она называлась Колхозной. Тогда, после того как разрушили Сухареву башню, переименовали и площадь: Сухаревскую назвали Колхозной.

В ходе подземного строительства один из выходов из метрополитена пришёлся непосредственно под храмом. Исторический памятник стал разрушаться: на стенах появились трещины, и в дом стала из-под земли поступать вода. Строительные работы в этом месте были тут же остановлены, и после недолгих обсуждений власти Москвы приняли решение о восстановлении памятника перед предстоящей Олимпиадой 1980 года.

Здание освободили от находившихся там скульптурных мастерских и приступили к воссозданию изначального облика Троицкой церкви в Листах. Чтобы это сделать, перво-наперво, снесли когда-то надстроенный этаж и поставили на положенное им место купола и главы, на вершине которых засияли золотом кресты.

Но тут поступило предложение оборудовать в здании с хорошей акустикой концертный зал. На некоторое время работы опять были приостановлены. Но предложение не было утверждено, и обустройство храмового здания продолжалось.

Только в 1990 году воссоздание древней церкви завершилось. Через год храм Святой Троицы в Листах снова освятили.

Чуть позже церковную территорию окружила чугунная ограда. А в 2004 году там, рядом с храмом на Сухаревской построили колокольню, план которой был составлен по старым фотографиям и на основе других архивных документов. Украшением колокольни стали десять колоколов, звон которых слышен далеко вокруг. Они были отлиты в городе Тутаев (Ярославская область).

А 12 сентября 2007 года, в день памяти Александра Невского и его сына Даниила Московского «звонкий оркестр» церкви пополнился. На колокольню подняли ещё один старый колокол, который в 1991 году известил прихожан об открытии и освящении храма.

Как строился полковой храм стрельцов

Как реформы патриарха Никона повлияли на Троицкую церковь

О существовании здесь деревянной церкви известно ещё с 1632 года. Изначально она строилась как кладбищенская. Сам же погост был достаточно большим и находился с её северо-западной стороны.

В середине 17 века церковь Троицы в листах уже считалась храмом стрельцов под началом их командира Василия Пушечникова. Здесь была окраина Москвы, и стрельцы несли свою службу: охраняли въезд в город. К тому же здесь, у Сретенских ворот, проходил путь паломников в Троице-Сергиеву Лавру.

Со временем, стрельцы решили обновить свою полковую церковь и выстроить каменное, более надёжное и долговечное здание. Точная дата начала постройки нового храма в документах не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1657 году стройка шла полным ходом. А в 1661 году патриарх Никон торжественно провёл обряд освящения каменного храма во имя Святой Троицы.

Интересная история связывает это имя и храм Живоначальной Троицы в листах. Строительство пришлось на время, когда архиепископ Никон запретил шатровое зодчество, приказав все постройки возводить только в традициях византийской архитектуры. Солдаты привыкли выполнять приказы, и новая полковая церковь стрельцов имела вид пятиглавого крестово-купольного здания, как и повелел Никон. Лишь одна небольшая поправочка была допущена военными. Дело в том, что патриарх лично выдал им документ, в котором указывал точные размеры будущей полковой церкви.

Чтобы несколько увеличить объём своего храма военнослужащие немного изменили по своему желанию предписанные размеры. Узнав об этом, патриарх пришёл в ярость. Он приказал всё построенное снести, а старосту с семьёй на десять лет отлучить от церкви. Вероятно, так он хотел показать всем свою безграничную власть. Получилось так, что старосту через некоторое время убили в бою, с его семьи наказание сняли. А стрельцы, немного схитрив, сумели построить здание положенных параметров на заложенном ранее фундаменте большего объёма.

Почему церковь “в листах”?

Своё необычное название храм получил совсем не потому, что его окружало большое количество лиственных деревьев. Дело тут в том, что недалеко находилась слобода работников Государева Печатного двора, которое основал ещё Иван Грозный. И печатники, чтобы показать прохожим свой товар, который они хотели продать, вывешивали на ограду церкви свои творения.

Чаще всего это были изготовленные ими собственноручно лубочные картинки, кстати, очень популярные в те времена. Назывались они просто «листы». Вот и получалось, что храм стоит весь в листах.

Такие картинки использовались, чаще всего, для украшения внутреннего интерьера комнаты. Их отличительной особенностью, и это было обязательным, являлась словесная надпись или поучительного, или же юмористического содержания.

Под царским покровительством

Интересный факт: церковь Троица в Листах всегда была на особом положении у царей дома Романовых и церковных служителей высокого ранга. Наверное, причиной этому были ратные подвиги стрельцов, постоянно делом, а не словом доказывающих свою преданность царю и Отечеству.

Так, в 1667 году именно это военное подразделение, по приказу царя, направили в Астрахань. Там солдаты принимали участие в подавлении мятежа Степана Разина.

Вернувшись домой, полк был награждён царствующим в те годы Алексеем Михайловичем. 150 тысяч кирпичей были куплены за казённый счёт для конкретной цели: обновления полкового храма. К тому же, царь пожаловал для церкви ещё много икон, различную церковную утварь, необходимую для Богослужений, и даже главные в православном храме врата иконостаса — царские.

Особо ценными среди царских даров являлись такие предметы как, например, искусно сделанный позолоченный потир ручной работы для совершения обряда причастия, изысканный украшенный жемчугом серебряный с позолотой крест. Патриарх Никон также не остался в стороне и преподнёс стрелецкой церкви свой подарок: напрестольное Евангелие середины 17 века.

Со временем и по необходимости храм расширялся. Так, в 1680 году там появилась трапезная

Затем в честь успешного окончания Чигиринского похода, исход которого имел важное значение для Руси в войне с турками возвели придел во имя Покрова Пресвятой Божьей Матери. Позже его обновили на деньги прихожанина купца Колосова

Чуть позже в 1689 году в здании произошёл пожар. После него храм нужно было восстанавливать. Узнав об этом Пётр 1, помня о доблести и верности ему стрельцов этого полка, пожаловал 700 рублей специально на его восстановление.

История храма

Согласно официальным источникам, датой основания Троицкого храма в Реутове считается 20 июля 2008 года, когда горожане отмечали престольный праздник другой церкви — Казанского храма. Именно из этого храма прошел крестный ход к месту, выделенному под строение новой святыни. Ход закончился установкой и освещением креста с закладкой камня на месте будущего строительства, которое было начато лишь спустя полгода.

Главным инициатором постройки нового храма был городской голова Реутова А. Н. Ходырев. Как известно, строительство церкви нуждается в значительных финансовых вложениях, которые достаточно быстро удалось собрать, благодаря пожертвованиям местных меценатов, предпринимателей, организаций и простых горожан.

Строительство храма длилось несколько лет. Причиной этому послужил огромный объем работы, связанной с возведением цокольного помещения и стен церкви. Только к концу 2011 года удалось установить центральный купол храма, завершить наружную отделку и благоустроить прилегающую территорию. Храм был освящен и открыт для верующих прихожан, начиная с 2012 года.

Летом 2014 года состоялось Великое освящение Троицкого храма митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В сослужении им помогали другие представители духовенства Московской епархии. Через три года Благочинным храмов и церквей Балашихинского округа и настоятелем Троицкого храма был назначен протоиерей Димитрий Мурзюков. С этого момента церковь в Реутове превратилась в центр Балашихинского благочиния.

Дмитрий Молотков

Архитектура

Поскольку Троицкая церковь в городе Реутове появилась совсем недавно, при строительстве использовались современные технологии и материалы. Монолитный каркас здания отделан кирпичом и стоит на высоком стилобате. Наружные стены выкрашены в белый цвет. Над храмом возвышаются пять золоченых куполов, один из которых выше и больше остальных, что символизирует Христа и четырех евангелистов. Архитектура храма сочетает в себе элементы псевдорусского и псевдовизантийского стилей.

Интерьеры храма скромны, и в то же время праздничны. Большая внутренняя площадь храма позволяет прихожанам нашего города чувствовать себя комфортно даже во время многолюдных служб по большим церковным праздникам. Второй этаж украшают росписи и большой иконостас.

Алёна Тыщик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector