Житие и почитание даниила столпника в чем помогает святой и тексты молитв

Краткое жизнеописание

Даниил родился в семье Александра Невского. Правление Данила Московского положило начало существованию московской династической ветви Рюриковичей.

Происхождение

Последнего сына Александра Невского назвали Даниилом в честь почитаемого святого, христианского аскета, Даниила стольника. Когда Даниилу исполнилось 2 или 3 года, его отец умер. Вся юность Даниила прошла рядом с дядьками, братьями отца. Они присматривали за ним до тех пор, пока он сам не взял на себя ответственность по управлению уделом.

Житие и деяния

По тому, как проходило его правление, о Данииле судили его последователи. Он участвовал в борьбе своих братьев за удельные княжества, но оставался приверженцем мира. За годы его правления были возведены:

  • Спасопреображенская церковь на территории московского Кремля;
  • Богоявленский монастырь;
  • храм святых Петра и Павла;
  • Свято-Данилово-Спасский монастырь.

На территории северо-восточной Руси Даниил внедрял идеи миролюбия, призывал к прекращению междоусобиц, организовывал встречи с князьями, проповедовал объединение земель.

На протяжении периода правления Даниила укрепилась практика перестройки старых деревянных храмов в каменные, прочные. Даниилом Московским была придумана, а затем построена Ордынская дорога, которая выполнила одновременно несколько задач:

  • объединение земель;
  • возвышение Москвы;
  • создание стабильной транспортной коммуникации между населенными пунктами.

Смерть и место погребения

По записям многочисленных источников, Даниил Александрович перед смертью был пострижен в монахи. Он жил на территории Данилова монастыря, усердно молился, умер во время одного из молебнов. Даниил был погребен в Даниловом монастыре.

Канонизация

Обретением мощей называют специально проведенный процесс по извлечению останков из места захоронения. Православная церковь дает разрешение на эксгумацию мощей тех христиан, которые причислены к лику святых. После извлечения останки освидетельствуют, затем мощи переносят в храм, канонизируют. Преподобными называют святых, которые при жизни были монахами и усердно служили Господу.

Почитание св. преподобного Даниила относится к ведению местной московской епархии. Кроме установления праздников, предприняты меры по возданию дани памяти московскому удельному князю:

  • учрежден орден св. Даниила Московского 3 степеней;
  • храм св. Даниила является историческим центром военно-воздушных войск вооруженных сил страны с базой в подмосковном Нахабино;
  • с 1996 года атомная подводная лодка флота носит имя князя Даниила.

Даниил Александрович Московский

Князь Даниил Московский родился в 1261 году. Его отец – великий князь Александр Ярославич Невский, мать – княгиня Александра Брячиславна, дочь Брячислава Васильковича, князя Полоцкого. Даниил был четвертым и самым младшим сыном великого князя. Александр Невский умер в 1263 году, и вскоре умерла мать Даниила. Он остается сиротой и долгое время зависит от старших братьев, которые, завладев великокняжеской властью, не спешили поделиться с ним отцовским наследством.

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

Биография Даниила Московского

Одним из особо почитаемых образов в Православной Церкви является благоверный князь Даниила Московский. При жизни святой занимался созиданием и гармонизацией мира сего.

Молитвы князю Даниилу Московскому защищают от войны

Детство и юность

Как сказано в предании, Даниил Московский был младшим сыном великого полководца Александра Ярославича Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. Точной информации о дате рождения будущего святого нет. Одни источники говорят, что мальчик появился на свет 8 января 1261 года, другие – в самом конце 1261 года. Нарекли младенца именем Даниил (часто встречается Данила) в честь христианского аскета святого Даниила Столпника.

Когда младшему сыну исполнилось 2 года, великий полководец Александр Ярославич Невский погиб. Жена его приняла постриг под именем Васса в Успенском монастыре во Владимире. Хотя некоторые исторические летописи свидетельствуют, что княжна Александра Брячиславна умерла вскоре после гибели мужа.

Младший сын семьи попал под опеку старших братьев. Разделив отцовское наследство и выделив младшему отроку самое маленькое и бедное на то время Московское княжество, братья передали опеку над Даниилом дяде своему – тверскому князю Ярославу. Первые годы жизни мальчик изучал грамоту, Ярослав хотел научить ребенка военному и политическому искусствам. Но малец больше внимания уделял храму Божиему. Любую свободную минуту он проводил в общении с Господом Богом, часто посещал храмы и слушал молитвенные речи и песнопения.

В 1672 году, когда мальцу едва исполнилось 11 лет, умер его опекун. Отрок вынужден был переехать в Москву и приступить к правлению. Первый приказ юного правителя был связан с реконструкцией Кремля. Именно в тот период было положено начало строительству Спасо-Преображенского собора.

При жизни святой занимался созиданием мира

Миролюбивая политика праведника

Несмотря на юный возраст, князь крепко взялся за дело. Он сразу же искоренил казнокрадство и пересмотрел систему налогообложения. Даниил много времени посвящал общению с народом. У самых стен Кремля отвели место для организации торговых дел. При его правлении Красная площадь приобрела статус украшения Москвы.

По приказу правителя построили соединяющую все торговые пути Большую ордынскую дорогу, полуразрушенные деревянные церкви заменили возведенными из камня храмами. Каменные монастыри служили не только Божией обителью, но и убежищем для мирян во время вражьих противостояний.

За время его правления бедное княжество существенно преобразилось в первопрестольную столицу. Даниила стали величать великим князем Московским. Правитель отличался миролюбивостью и добротой, все конфликты он старался решать мирным путем без кровопролитий. Так, 1301 год считается переломным в отношениях дворян. Выступивший на общем съезде князь Московский предложил объединиться и прекратить все противостояния.

После смерти Ивана Дмитриевича, князя Переяславского, Даниил Московский стал наследником земель его. Произошло это событие в 1302 году. Переяслав на тот период был больше Москвы, но благоверный князь не стал переносить столицу. С того самого момента князь Даниила Московский начинает вести миролюбивую политику по объединению земель русских.

Московское княжество при правлении сына Александра Ярославича Невского

Личная жизнь

О личной жизни правителя сохранилось очень мало информации. Имя жены его не упоминается в сохранившихся до наших дней исторических летописях. Однако в «Русской родословной книге», составленной Петром Владимировичем Долгоруковым, говорится, что звали ее Евдокией Александровной.

Имена и судьбы дочерей княжьих – неизвестны. Во времена правления князя Даниила было не принято сохранять в летописях биографии женщин. А вот сыновей было пятеро. Носили они имена Александр, Афанасий, Борис, Иван и Юрий.

Монашество и последние дни

По достижении 41 года князь Московский оставил престол и принял схимнический сан. Всю свою дальнейшую жизнь Даниил посвятил служению Господу Богу. Но монашеская жизнь бывшего правителя продлилась недолго. В 1303 году Даниил Московский умер от поразившей его болезни.

Тело князя предали земле на кладбище близ Данилового монастыря. Со временем кладбище перестали посещать люди. Заброшенные могилы стали никому не нужны. Спустя несколько лет не удалось найти и могилу великого князя Московского.

В чем помогает святой Даниил Московский?

Князь является преимущественно исторической личностью. Однако свидетельства паломников говорят, что он всегда приходит на помощь тем, кто искренне обращается с молитвой о приобретении жилья или чудесном исцелении от тяжелых недугов (в частности, онкологических). Также к святому обращаются люди, которым не хватает душевных сил для прощения или для защиты от ложных обвинений. Ведь князь, согласно летописям, был на редкость милосердным и справедливым человеком. Для получения помощи и исполнения просьбы верующего, помимо молитв и тропаря, читают акафист святому Даниилу Московскому 40 дней подряд.

глас 4

Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей.

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому

глас 4

Избранный Богом от чресл родительских и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием, верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле, ихже образом своим наставляя и поучая заповедем Господним выну, путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя, Небеснаго Царства достигл еси, идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Молитва первая благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския божественное утверждение, преподобие княже Данииле, усердно молим тя: призри на нас (имена), память твою воспевающих, пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя: всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков, аминь.

Молитва вторая благоверному князю Даниилу Московскому

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше. Весна покаяния да украсит дела наша.

Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

Смерть

Достоверно известно, что Даниил Александрович умер в 1303 году от болезни, успев перед кончиной принять монашеский постриг согласно традиции правителей того времени. По поводу места захоронения известны две версии. Одна, изложенная в «Степенной книге» и вошедшая в канонические жития святого, гласит, что князь завещал похоронить его на общем кладбище при Даниловском монастыре, что и было исполнено.

Саркофаг Даниила Московского

Вторая версия основана на несохранившейся Троицкой летописи, написанной в XIV веке и сгоревшей на пожаре в 1812 году. Н. М. Карамзин, работавший с летописью, почерпнул оттуда информацию, что тело захоронили в Соборе святого Архистратига Михаила в Москве. Это же место называет и Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

Как бы то ни было, но в 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь Алексей Михайлович приказал перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке. Произошло это событие 30 августа (12 сентября) и с тех пор ежегодно отмечается церковью.

Храм Даниила Московского

После революции 1917 года мощи хранились в Троицком соборе. В 1930 году их переместили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Во время борьбы советской власти с религией мощи были утрачены и до сих пор не найдены. Поминают святого 4 (17) марта и в переходящий праздник — день Собора Московских святых. В эти дни в церквях читаются положенные каноны и акафисты.

Иконы Даниила Московского

На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря. К святому обращаются с молитвой об избавлении от ссор и разногласий, его просят о помощи в обретении дома и защите от воров, об успешном исходе судебного процесса, считают покровителем инженерных войск вооруженных сил России.

Участие в княжеских съездах

Владимирский съезд 1296 года

В 1296 году был организован съезд во Владимире, должный уладить дела между коалицией моковско-переяславльско-тверского союза и его противников — великого князя владимирского Андрея Александровича, к которому присоединились ярославский князь Фёдор Ростиславич и ростовский князь Константин Борисович. На съезде произошла ссора, во время которой, как замечает летописец, дело едва не дошло до кровопролития, но князей примирил епископ владимирский Симеон.

В том же году, по окончании съезда, Андрей выступил с войском к Переяславлю Залесскому, городу Ивана Дмитриевича, но путь ему заградили полки московские и тверские. Запись в Служебной Минее добавляет, таким образом, что против Андрея выступили тогда и новгородцы. Они призывают Даниила на княжение, а тот посылает впереди себя наместником сына Ивана, будущего Калиту.

Дмитровский съезд 1301 года

Съезд четырёх князей в Дмитрове.Худ. Б. Чупров

В 1301 году состоялся съезд четырех русских князей:

  • Владимирского великого князя Андрея Александровича, сына Александра Ярославича Невского,
  • Тверского князя Михаила Ярославича, племянника Александра Невского,
  • Московского князя Даниила Александровича, самого младшего сына Александра Невского
  • Переславского князя Ивана Дмитриевича, внука Александра Невского

О съезде летописи сообщают очень кратко и без конкретики. В ходе переговоров дела свои они закончили дружелюбно, однако Михаил Тверской уехал из Дмитрова в распре с князем Иваном.

Съезд князей не решил проблемы и через четыре года, уже после смерти Даниила Московского, братоубийственная война возобновилась.

Поход на Рязань

В 1300/1301 году Даниил Московский предпринял поход против рязанского князя Константина, предположительно из-за города Коломны. В битве на стороне Константина участвовали татары, но московскому князю удалось выиграть битву, а затем взять в плен Константина «некоей хитростью» и изменой его бояр. После этого пленник был отвезён в Москву, где содержался в «чести», так как Даниил хотел заключить с ним договор и «отпустить на Рязань». Дело почему-то затянулось и Даниил в 1303 году скончался, а Константин всё ещё находился в плену. В 1306 году сын и преемник Даниила, Юрий Данилович, приказал его убить.

После убийства Константина рязанский город Коломна «остался» за Москвой, а рязанский престол был занят одним из сыновей Константина.

Смерть

Достоверно известно, что Даниил Александрович умер в 1303 году от болезни, успев перед кончиной принять монашеский постриг согласно традиции правителей того времени. По поводу места захоронения известны две версии. Одна, изложенная в «Степенной книге» и вошедшая в канонические жития святого, гласит, что князь завещал похоронить его на общем кладбище при Даниловском монастыре, что и было исполнено.

Саркофаг Даниила Московского

Вторая версия основана на несохранившейся Троицкой летописи, написанной в XIV веке и сгоревшей на пожаре в 1812 году. Н. М. Карамзин, работавший с летописью, почерпнул оттуда информацию, что тело захоронили в Соборе святого Архистратига Михаила в Москве. Это же место называет и Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

Как бы то ни было, но в 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь Алексей Михайлович приказал перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке. Произошло это событие 30 августа (12 сентября) и с тех пор ежегодно отмечается церковью.

Храм Даниила Московского

После революции 1917 года мощи хранились в Троицком соборе. В 1930 году их переместили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Во время борьбы советской власти с религией мощи были утрачены и до сих пор не найдены. Поминают святого 4 (17) марта и в переходящий праздник — день Собора Московских святых. В эти дни в церквях читаются положенные каноны и акафисты.

Иконы Даниила Московского

На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря. К святому обращаются с молитвой об избавлении от ссор и разногласий, его просят о помощи в обретении дома и защите от воров, об успешном исходе судебного процесса, считают покровителем инженерных войск вооруженных сил России.

Как правильно молиться

Обращения к Даниилу совершают в храмах или дома. Домашний иконостас устанавливают с таким расчетом, чтобы иметь возможность сосредоточиться и побыть в уединении. Лучшее время для домашней молитвы: раннее утро или ранний вечер, до ужина. Священнослужители советуют бережно относиться к текстам, учитывать некоторые правила:

  • тексты из молитвослова, предназначенные для ежедневных молитв, заучивают наизусть;
  • перед заучиванием основные мысли переводят с церковно-славянского на русский, чтобы полностью понимать, о чем говорится;
  • молитвы с просьбами читают отдельно, сопровождая ежедневными текстами, а также словами благодарности.

На домашнем иконостасе иконы устанавливают в соответствии с законами иерархии. Рядом допускают размещение лампад, свечей.

Информация! Рядом с иконами не ставят фотографий, картин, не декорируют их салфетками, искусственными цветами.

Участие в междоусобицах

В различных исторических трудах присутствует характеристика Даниила Александровича, как князя предпочитающего мирное решение споров с другими членами рода Рюриковичей, однако основано оно лишь на умозаключениях и догадках, но не на фактическом упоминании конкретных действий. Даниил не раз принимал участие в походах старших братьев или племянников, но в летописях решение о заключении мира без столкновения войск не отнесены к его конкретной личности, а определяются как коллективные решения.

Междоусобная война 1281-1293

В 1281 году Андрей Александрович Городецкий получил ярлык на княжение у хана и с татарским войском пришёл под Муром, где к нему присоединились ярославский, ростовский и стародубский князья. Его брат, Дмитрий Александрович не предпринял ответных действий, уехал в Копорье. Переяславль был взят и сожжён. Новгородцы не пустили Дмитрия в Копорье и вынудили оставить город псковского князя Довмонта, который перед этим женился на дочери Дмитрия Марии и совершил грабительский набег на Ладогу.

Андрей был принят новгородцами на княжение, а Дмитрий после ухода татар вернулся в Переяславль и начал собирать войско, а также заручился поддержкой Ногайской орды. Андрей был вынужден уйти из Новгорода сначала во Владимир, а затем в свой Городец. Дмитрий вновь вернул себе власть.

Князь Дмитрий Александрович.Худ. В. П. Верещагин

В 1282 году, вместе с тверским князем Святославом Ярославичем, Даниил соединил свои московские войска с новгородцами и войсками брата Андрея, участвуя в походе против Димитрия. При встрече у города Дмитрова соперники заключили мир, и обошлось без кровопролития.

Ещё в 1285 году московские полки помогали тверскому князю защититься от литовского вторжения, но уже в 1288 году Даниил действовал против Твери в походе Дмитрия Александровича, участвуя в разорении области недавнего союзника. Тверской князь Ярослав собрал войска и выдвинулся навстречу противникам, они сошлись вблизи Кашина и дело вновь не дошло до битвы.

В 1293 году князь Андрей Городецкий стал зачинщиком нового похода полководцев Золотой орды на Северо-Восточную Русь — т.н. «дюденевой рати». Дмитрий Александрович бежал, многие города, в том числе Москва, были разорены ордынцами.

Даниил возглавляет анти-великокняжеский союз

Князь Андрей Александрович.Худ. В. П. Верещагин
В 1294, после смерти Дмитрия, его сын Иван возглавил Переяславльское княжество и коалиция тверского, московского и переяславльского князя продолжила сопротивляться Андрею Городецкому, княжившему во Владимире. На их съезде во Владимире 1296 года ссора не была улажена, вскоре новгородцы изгнали посадников Андрея и пригласили Даниила Московского. Занятый приготовлениями к возможному столкновению с Андреем, московский князь отправил вместо себя сына Ивана (будущего Калиту) и посадников. Тем временем переяславльский князь Иван отправился в Ногайскую Орду за помощью и во время его отъезда в 1297 году великий князь Андрей пытался овладеть Переяславлем, но был остановлены войсками московского и тверского князей. Детали мира неизвестны, но он был заключен без кровопролития, а уже с 1299 года в Новгород вернулись посадники владимирского князя.

Смерть темника Ногая в 1300 году укрепила позиции Андрея Городецкого и вскоре тверской князь начал выступать на его стороне в конфликте со шведами, пытающимися строить крепости и закрепиться на новгородской земле. Очередное шаткое перемирие было заключено между братьями и племянниками в 1301 году на Дмитровском съезде, хотя бывшие союзники тверской и переяславльский князь уехали так и не договорившись о каком-то споре. Но если тверской князь переориентировался на союз с великим князем владимирским, то московский князь Даниил Александрович остался на прежних позициях. Заодно с ним выступал и Иван Переяславский. Однако изменение ситуации на русском Северо-Востоке, усиление влияния великого князя владимирского не позволяли князю Даниилу вести активную политику в этом регионеВ. А. Кучкин «Первый московский князь Даниил Александрович».

Присоединение Переяславля

Последнее из успешных действий князя Даниила — отстаивание своего права на наследование Переяславля после смерти племянника Ивана Дмитриевича. Князь Иван не имел наследников и по общей традиции его земли должны были отойти во владение владимирского княза, однако в своём завещании Иван указал наследником Даниила. Намереваясь заручиться поддержкой, Андрей выехал в Орду, а в его отсутствие Даниил направил в Переяславль московских наместников. В последующие годы на переяславском столе закрепился старший сын Даниила, Юрий, а затем, когда Юрий стал московским князем, второй сын Даниила, Иван Калита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector