Благовещенский собор московского кремля. история

Содержание:

Архитектура и внутреннее убранство

Архитектурная направленность Благовещенского собора — русско-византийский стиль. Церковное здание олицетворяет единство неба и земли. По своей форме, как видно на фото, строение напоминает крест, ориентированный по сторонам света, а пять куполов символизируют круг. Колонны, установленные по всему периметру, подчеркивают величественность храма. С западной стороны возвышается четырехъярусная колокольня, в которой установлено 12 колоколов.

Благовещенский кафедральный собор и памятник святителю Митрофану

Новый храм по своему внешнему виду не имеет ничего общего со своим предшественником. Он состоит из верхнего и нижнего храма. Его вместительность — около 6 тыс. человек. Это сооружение находится в перечне самых высоких храмов России. Шпиль купола достигает 85 м.

Крест на главном куполе Благовещенского храма

В верхнем церковном зале установлен трехъярусный иконостас. Его авторами являются мастера Свято-Троицкого братства. Творение отличается некоторой сдержанностью и архаичностью, но оно является настолько продуманным до мелочей, что просто поражает своей величавостью. Двухъярусный иконостас в нижнем зале выглядит очень нарядно. Подчеркивают его изысканность солнечные лучи, которые падают на него в дневное время.

Иконостас Благовещенского кафедрального собора

Уникальным оформлением отличаются царские ворота, которые сделаны в виде углубленного полукруглого портала, обрамленного чеканными окладами. В качестве дополнительных декоративных элементов используются лазуритовые пластины. Ажурные накладки с растительными орнаментами на них выглядят очень оригинально. На стенах Благовещенского собора расположены иконы. Дополнительно стеновые поверхности украшены изумительными по красоте изображениями религиозной тематики. За престолом на стене находится мозаичный образ. Он — авторская копия известного константинопольского изображения.

Фрагмент внешнего оформления: настенные иконы

Архитектура

Фотография Н.Найдёнова, 1882

Вид на соборы с реки, 2014

Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида.

Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым. Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд.

Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.

В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.

Иконостас

Иконостас собора является древнейшим в России . Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.

Фрески Благовещенского собора

Собор был расписан в 1508 году. Эта дата считается окончанием работ по созданию фресок на стенах.

Основное по объему и значению место на фресках собора отведено иллюстрациям из Евангелия, объединенным в несколько циклов — праздников, страстей, чудес и притч, явлений Христа по воскресении.

В центральной части собора размещены фрески со сценами из Апокалипсиса. «Страшный суд», «Процессия праведников, следующая к вратам рая» и многие другие сюжеты отражаются в живописи того времени.

В боковых частях собора чередуются «Княжеская» тематика (изображение великих князей, причисленных к лику Святых) и изображения теофаний — видений Бога. В особую группу выделяются росписи хоров, где некогда располагались приделы.

В Благовещенском соборе изображению праздников — основных событий из жизни Христа отведено центральное место. Эти композиции объединены в несколько групп. Наиболее значимые из них: «Благовещение», «Рождество Христово», «Путешествие в Вифлеем», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и т. д.

В западной части собора находятся фрески, повествующие о божественной сущности Христа. Среди них: «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим». Основной свод и южная его часть наполнены иллюстрациями чудес и исцелений Христа, а также библейских притч.

Строительство Благовещенского собора Московского Кремля

Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.

Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.

В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.

Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.

После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.

Основание Митрофанова монастыря

В 1832 году великий подвижник был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Вскоре решили основать при кафедральном соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором бы сохранялось место пребывания останков главы Воронежской епархии. У благого дела всегда найдется поддержка, и с приходом осени 1836 года открылись врата святой обители.

Новоиспеченный Митрофановский монастырь в архитектурном плане составил с Благовещенским собором единый ансамбль, весьма органичный. Каждый год в августе сюда съезжались многочисленные паломники — поклониться нетленным мощам святителя Митрофана.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона

В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени — сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня. Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы — в виде креста. Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.

Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.

Купола собора

Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним — он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!

Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля

История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III. Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон — только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым. А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии — сказать наверняка сложно.

Вид на южный фасад собора

Но самое интересное в другом — на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции — хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида. Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий. В одной считается, что данные изображения — своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой — приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.

Текущая деятельность

В соборе служит 7 священников и 4 диакона. При храме работает воскресная школа. Здесь дети учатся не только основам православия, но и осваивают нотную грамоту. Учебный год начинается 10 сентября, а завершается 27 мая, что ознаменовывается особыми молебнами.

Кроме освоения ряда дисциплин, включая церковнославянский язык или историю церкви, дети принимают участие в храмовых службах и приходской жизни. Также проводятся беседы с родителями учеников о правильном воспитании и устройстве семьи. Родители могут получить консультацию священника об особенностях воспитания ребенка в православии.

История создания Благовещенского собора

4 октября 1552 г., торжественно въехавший в покоренную Казань Иван Грозный  в связи с радостным  событием — окончанием многолетней борьбы между Русским государством и Казанским ханством – велел соорудить несколько храмов на территории бывшей ханской резиденции. Так, практически в один день, были основаны Спасская церковь, Церковь св. Киприана и Устиньи и Благовещенский храм.

После взятия Казани мусульманская архитектура кремля была заменена на православную

Место для будущего кафедрального собора Иван  Грозный выбирал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был находиться алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство первого деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его и освятили.

Спустя 9 лет, взамен деревянного храмового строения, началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство прибыло в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали сюда  и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского собора, сооруженного в московском Кремле. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в  серебряную раку, стали главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.

Сегодня мощи Св.Гурия вновь находятся в Благовещенском соборе

Иконостас

Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.

Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.

Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.

Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.

Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.

Роскошная многослойная рама иконостаса выполнена в трех тонах: белом, голубом и вишневом. Материалом для нее послужил медный лист. Поверх него положен позолоченный оклад из латуни и все это украшено прозрачными пластинами из слюды.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора

Живописный собор давно признан выдающимся памятником отечественной архитектуры. Так как строили его псковские мастера, во внешнем облике собора традиции московской архитектуры тесно переплетены с опытом храмового зодчества древнего Пскова. Нарядное здание украшено типичными для псковского зодчества поясками «бегунок» и «поребрик» и имеет характерные полукруглые ниши. Московские традиции выдают выразительные кокошники и ярусы килевидных закомар.

Основной объём стоит на квадратном подклете, сложенном крупными блоками известняка, и окружён тремя каменными галереями. Пристроенные при Иоанне IV Грозном приделы удачно дополняют пирамидальное здание. Угловые церкви совсем небольшие и окружены стенами толщиной всего в один кирпич. Венчают собор девять аккуратных золочёных куполов. Они делают церковь похожей на знаменитый Покровский собор (Василия Блаженного) и подчёркивают державное положение московского правителя.

Очень красиво оформлено южное крыльцо собора. Раньше оно выводило в сад при княжеском дворце и по нему можно было пройти к Архангельскому собору. Сейчас крыльцо закрыто. До наших дней сохранились каменный портал и фрагмент фриза, вырезанные в середине XV в. Внутри храма находятся иконостасы, созданные в 1560-е годы. Кроме того, здесь можно увидеть много резных колон и кованые двери, за оформление названые «златыми вратами».

Одной из главных достопримечательностей Благовещенского собора в Московском Кремле считается цветной кремниевый пол с вкраплениями яшмы и агата. По легенде, камни для этого пола были доставлены в Москву из Византии. Совсем недавно реставраторы вскрыли в южной галерее керамический пол, выложенный во время правления Иоанна IV Грозного.

Необычайно красивы храмовые светильники. Некоторые их них были специально изготовлены для собора, а другие попали сюда в качестве даров. В наши дни перед иконостасом, расположенным возле центральной главы собора, висит крупное медное паникадило, рассчитанное на 24 свечи.

Иконостас

Ценители древнерусской живописи приходят в древний собор, чтобы полюбоваться на старинный иконостас и работы знаменитых изографов Феофана Грека и Андрея Рублёва. Главный иконостас имеет шесть рядов и состоит из почти ста икон, некоторые из которых очень древние — специалисты относят эти иконы к XIV-XV вв. и признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Настенные росписи

Очень интересно посмотреть на внутреннее оформление стен собора. Летописи рассказывают, что впервые Благовещенский собор был расписан в 1508 году мастерами под руководством изографа Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия. Однако после пожара, случившегося в середине XVI века, настенные росписи пришлось делать заново.

В центральной части храма сохранились фрески, раскрывающие сюжеты Евангелия и росписи, рассказывающие об Апокалипсисе. В галереях помещены фрески по библейским тестам. Здесь же можно увидеть несколько изображений античных философов и портреты московских князей.

На центральной главе храма, по христианской традиции являющейся символом неба, помещено изображение Спасителя. Богатые росписи также сохранились над хорами и в скрытом за иконостасом алтаре.

Музейные экспозиции

Выставка в подклете собора посвящена истории заселения Боровицкого холма. Здесь можно увидеть уникальные клады, обнаруженные во время археологических раскопок, проведённых в Кремле в XIX и XX веках.

Наиболее ценным разделом экспозиции считают 250 предметов домонгольского искусства XII-XIII веков — ювелирные украшения из серебра и золота. В подклете храма хранятся воинские доспехи и оружие XII-XVI веков: белокаменные ядра, стремена, боевые топоры, шлемы, наконечники, копья, шпоры, меч XII века и кольчуги. Здесь также экспонируются слитки и монеты XI-XVII веков.

В южной галерее собора открыта выставка икон XVI-XVII веков, которые когда-то входили в убранство храма. А в шести витринах выставлены иконы, находившиеся прежде в приделах собора.

Как побывать в соборе

Старинный храм стоит на бровке возвышенного Боровицкого холма к северу от Тайницкой башни. Кремлёвская территория — режимный объект, попасть сюда можно по билетам, которые продаются в кассах Александровского сада. По единому билету можно осмотреть не только Благовещенский собор, но и другие соборы древней площади, побывать в красивом храме Ризоположения и увидеть экспозиции, выставленные внутри Патриарших палат.

История строительства Благовещенского собора Московского Кремля

Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна — это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского. Храм был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название. Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами-иконописцами, среди которых были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек.

Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен новый — из камня. Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой каменных строений Московского Кремля. Казалось бы, что и нет необходимости искать кого-то другого: ведь итальянцы — лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам — Кривцову и Мышкину.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Если читатель еще не знает, это те самые Кривцов и Мышкин, которые построили в свое время Успенский собор Московского Кремля, рухнувший во время землетрясения случившегося в Москве 20 мая 1474 года.

Однако их невиновность была полностью доказана, и доказана специальной комиссией. Были найдены незначительные недостатки, но для обвинения мастеров этого было явно мало. Кстати, перед нашими мастерами в связи со строительством нового Благовещенского собора была поставлена очень сложная задача. Этот каменный храм нужно было точно вписать в тот архитектурный комплекс, над которым работали итальянцы.

Дата закладки нового храма — 1484 год и уже в 1489 году строительные работы были завершены. В тот же год храм был освящен митрополитом Геронтием.

История названия Благовещенский собор Московского Кремля

Князь Василий III не щадил казенных денег на строительство нового храма, и это чувствуется во всем — в дорогой церковной живописи, в изготовлении окладов икон из серебра и золота. Кстати, немало золота было потрачено и на золочение главок храма. Позолоты было так много и она так ярко и красиво блестела на солнце, что за храмом закрепилось третье по счету название «Златоверхий» (после Благовещенского и «на Царском дворе у сеней»).

Вид собора от Архангельского собора

Если уж продолжать рассказывать о всем великолепии храма, то следует уpпомянуть и его полах. Ведь они выложены сплошь из драгоценных камней — агата, мрамора, яшмы. Яшму по одной из исторических версий царь Алексей Михайлович получил в подарок от персидского шаха.

Русские государи очень любили и опекали Благовещенский собор. После постройки и освящения храма во времена Василия III, этот храм перешел под опеку его сына Ивана Грозного.

Архитектура Благовещенского собора Московского Кремля

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни  в единый ансамбль.

Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен  галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой. Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение — нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

Постоянные экспозиции Благовещенского собора в составе Музеев Московского Кремля

Южная галерея Благовещенского собора – экспозиция икон и памятников древнерусской живописи XII-XVII веков.
Археологическая выставка в Подклете Благовещенского собора с 1989 года рассказывает о заселении и освоении Боровицкого холма в Москве, о найденных на территории Московского Кремля уникальных кладах XIX-XX века. Более 1500 экспонатов обнаружены при раскопках на территории Московского Кремля.
Подклет Благовещенского собора в рамках экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» представляет для обозрения 5 витрин:

  • Оружие и воинское снаряжение XII-XVII веков;
  • Предметы ювелирного искусства XI-XIV веков;
  • Шедевры раннего ювелирного искусства XI-XIII веков;
  • Денежные слитки и монеты XI-XVII веков;
  • Клады монет XVI-XVII веков.

С марта 2012 года в подклете Благовещенского собора – новая архитектурная экспозиция музея, куда включены элементы архитектурной археологии самого Благовещенского собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector