Одигитрия

Почитание Смоленской иконы на Руси

В 1239 году, когда на запад Руси надвигалось полчище Батыя, Богородица через Смоленскую икону явила Свою защиту. Благочестивый воин по имени Меркурий услышал от Смоленской иконы голос Божией Матери. Пресвятая Дева повелела поднять всех горожан на защиту города. Ночью 24 ноября вражеское войско собирается неожиданно напасть на город. Все жители Смоленска встали на защиту. Сам Меркурий бесстрашно сражался и пал в неравном бою. Впоследствии воин был причислен к лику святых. В день его гибели перед Смоленской иконой стали совершать благодарственный молебен.

В 1395 году Смоленск подпал под власть Литовского княжества. А в 1398 году Смоленская икона в качестве приданного дочери литовского князя Витовта Софии была привезена в Москву. Местом ее хранения стал Благовещенский собор в Кремле. Но в 1456 году смоленские жители выпросили у московского князя Василия Темного свою святыню. 28 июля (10 августа по новому стилю) москвичи крестным ходом провожали почитаемый образ Божией Матери. В Москве же был оставлен список (копия) иконы. После этого события ежегодно стал совершаться праздничный крестный ход от Кремля до Новодевичьего монастыря. Обитель была построена как раз на месте прощания со Смоленской святыней.

В 1514 года, на следующий день после дня празднования Смоленской иконы (29 июля), русские войска штурмом взяли Смоленск. Город вернулся в состав Русского государства.

В настоящее время местонахождение подлинной Смоленской иконы неизвестно. После освобождения города Смоленска в 1943 году от фашистов этот образ бесследно исчез.

Сейчас в Успенском соборе Смоленска находится список чудотворной иконы 17 века.

Известные списки и судьба оригинала

После прибытия Одигитрии в Россию иконописцы сделали с нее множество точных списков. Такие картины получали свои названия в зависимости от места создания, пребывания или сотворенных чудес.

Существует более 30 копий святыни, каждая из которых признана чудотворной. К самым известным среди них принадлежат:

  • Смоленская Костромская икона;
  • Святогорская;
  • Югская;
  • Иверская;
  • Сергиевская;
  • Соловецкая;
  • Кирилло-Белозерская.

Подлинный образ считается потерянным еще с середины прошлого столетия. По официальной версии, он пропал в 1941 г., в самом начале Великой Отечественной войны. В это время икона находилась в Успенском соборе Смоленска, который не функционировал, но не был разорен. После взятия города немцами реликвия исчезла. Когда спустя два года советские войска вернули Смоленск, она так и не была обнаружена.

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными – Фроловскими – воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия – Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская – Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

Храмы, которые посвящены образу «Одигитрия»

Рассмотрев вопрос: «Одигитрия — что это такое?» — следует заметить, что данному образу соответствуют и другие святыни. К примеру, во многих городах как России, так и других стран, существуют храмы, которые построены в честь образа «Путеводительница». Рассмотрим список:

  • церковь в Кимже, находится в Архангельской области (не действует);
  • церковь в городе Дисне, Беларусь (действующая);
  • часовня-храм Одигитрия, она находится в Симферополе, Крым (действующая);
  • церковь в Касимове, находится в Рязанской области (действующая).

И таких церквей, часовен и храмов довольно большое количество, так как почитание Богородицы православными велико.

Казанская икона

Еще одна известная «Богоматерь Одигитрия» находится в Казани. Эта икона была обретена в 1579 году в городе Казани, после того как в нем случился страшный пожар, который уничтожил почти все поселение. Образ Богородицы был явлен маленькой девочке, которая и выкопала икону из-под пепла.

Чудесное обретение образа после страшной трагедии поразило всех очень сильно. Многие в то время шли поклониться ей, она давала надежду на спасение (ведь наступали холода, а многие люди оставались на улице, без крова и какого-либо имущества).

Впоследствии по велению Ивана Грозного был выстроен Казанский собор, а возле него основан женский монастырь. Чудеса стали случаться возле иконы сразу после обретения (прозрение двух слепцов).

На сегодняшний день оригинала иконы не существует, он через некоторое время был утрачен. Однако многочисленные списки с нее существуют и поныне, славясь своими чудесами.

Варианты

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая, Великоустюжская и др. Из икон Одигитрии с греческими наименованиями можно отметить: Психосострия, Перивлепта и др.

  • Тихвинская икона Божией Матери.
  • Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г. ГТГ.
  • Перивлепта. Византия. Вторая половина XIV в.
  • Троеручица (Трихейруса)
  • Казанская икона Божией Матери
  • Ченстоховская икона Божией Матери
  • Сокращённый вариант Одигитрии — Казанская икона. Макарьевский монастырь (дар царя Михаила Фёдоровича). Фото С. М. Прокудина-Горского нач. XX в.
  • Споручница грешных

История образа

Автором доски, по церковному преданию, является апостол Лука, чье евангелие можно найти в Новом Завете. Доска была обнаружена и перевезена в Константинополь из Палестины в 5 веке в составе иных святынь императрицей Евдокией, чей муж был император Феодосий Младший.

По сохранившимся источникам можно вычислить, что доска изначально хранилась в женском монастыре Одигон, а на пасхальные дни перемещалась в императорский дворец. Монастырь уже в то время славился чудесами и был назван Одигоном или «Путеводителем», а позже и святыня, хранившаяся в нем, стала называться «Одигитрией».

Важно! Название «Одигитрия» прекрасно подходит доске не только по месту ее первоначального хранения, но и в духовном смысле, ведь Богоматерь — это путеводительница всех людей к Господу, которая наставляет на истинный пусть и сохраняет от врагов. Этот портрет стал одним из главных в Константинополе — именно его поднимали на городские стены при осаде, защищая город от врагов

Многие историки подтверждают, что именно данная доска стала главной в крестном ходе. Известно и чудо, произошедшее во время этого хода: по записям Стефана Новгородского, который был паломником в Константинополе, картину Богоматери носили по улицам и площадям, но чудо было в том, что тяжелое изображение в красивой деревянной раме, весившей не менее 10-20 кг носил всего один человек на протяжении всего хода, длившегося около 4-6 часов. Это ли не чудо?

Еще о чудесах в православии:

  • Чудеса и помощь Божьей Матери
  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Ланчанское чудо

В 11 веке Богоматерь Одигитрия попадает на территорию Руси в составе приданного, которое император Константин дал за свою дочь Анну во время венчания с князем Всеволодом. Когда Всеволод умер, его сын Владимир Мономах, наказал заложить в Смоленске храм Успения Богородицы, где и расположили святое наследство. После этого, лик стал защитником города. Первое знаменательное чудо произошло в 1239 году во время осады его воинством хана Батыя. Воин Меркурий долго молился Одигитрии и получил откровение — сразиться с врагом в одиночку. По свидетельству многих монголов, во время боя Меркурия с ним были ангелы и сама Богоматерь, которые сражались вместе с ним. Монголы бежали, в ужасе от увиденного, а Меркурий погиб там и стал одним из святых православной Церкви.

Церковь Смоленской Божией Матери в Кривцах

Церковь возведена в XVIII веке (1702 – 1708 гг). Удивительное здание с высокой колокольней выстроено в стиле московского барокко. Снаружи стены украшены резьбой. Снизу церковь сложена из белого камня, сверху – выстроена из кирпича.

Изначально она строилась как летнее здание, а все «зимние» службы проходили в соседнем храме Феодора Стратилата. Позже храм Феодора был снесен, а на его месте построен магазин. Все богослужения стали проходить в Смоленской церкви.

Расположена она по адресу: Московская область, Раменский район (бывший Бронницкий уезд), село Кривцы, дом 109. Службы идут по воскресным и праздничным дням.

Сюжет образа «Одигитрия» ― пришествие великого Судии и Царя на землю

Значение и догматический смысл Одигитрии состоит в явлении в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу. Именно поэтому, несмотря на то, что существует несколько вариантов этого образа, в нём присутствует единое композиционное решение. Некоторые элементы иконы всегда неизменны. Так традиционно на ней изображён младенец Христос, сидящий на руках Богородицы.

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 год. Иконографический канон изображения Иисуса Христа на иконе Божией Матери «Одигитрия» соответствует канону изображения Христа Пантократора

Богоматерь на иконе пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. Спаситель правой рукой благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он обычно держит книгу или свиток.

Тип богородичных икон «Одигитрия» наиболее почитали в Византии и России.

Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль. В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери. Но также встречаются и оплечные варианты (например, Казанская икона), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне. Обычно голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!».

Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник. На «Одигитрию» в целом похож тип изображения «Елиуса», но на иконе «Одигитрии» Богородица не прижимается к Иисусу

Существует в целом похожий на Одигитрию распространенный тип изображения «Елиуса» (Умиление). В отличие от Одигитрии, в этом случае Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру. Кроме того, для Одигитрии характерно выражение не безграничной любви, а явлению миру Спасителя, которому Богородица указала путь. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Они хранятся во многих русских православных храмах.

Молитва вторая

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ин кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

История появления

У иконографии непростая судьба — первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры — бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.

Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими — канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос — Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. — этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.

Святыня из Византии

Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом — икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.

Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.

В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище — там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный — простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.

Да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог

Впрочем, чудотворная икона Одигитрия Смоленская не раз защищала не только Смоленск, но и Россию. В 1812 году во время нашествия Наполеона, когда наши войска оставляли Смоленск (в ночь на 6 августа 1812 года), по приказу генерала Ермолова два офицера с командой вынесли икону из горящего города и доставили за Днепр на Покровскую гору. А затем по Старой Смоленской дороге Одигитрия вместе с отступающими русскими войсками дошла до Бородинского поля. Накануне сражения ее торжественно проносили по всем войскам, служили молебны. В последующие месяцы икона сопровождала русские войска постоянно.
После Краснинского сражения в ноябре 1812 года, когда французские войска были окончательно разбиты, Одигитрию по распоряжению фельдмаршала Кутузова вернули в Смоленск.

Генерал Коновницын, провожая икону в Смоленск, писал к старшему в городе духовному лицу:

«Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия. Ныне же, когда Всемогущей Господь благословил российское оружие, и с покорением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями князя Михаила Илларионовича Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Богоматери обратно, да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог, чудесно карающий кичливого врага, нарушающего спокойствие народов».

В дни празднования столетия победы над Наполеоном икона Смоленской Божией Матери вновь проделала путь по Старой Смоленской дороге на Бородинское поле. Это был крестный ход через восемьдесят шесть сел и деревень, через три города. После торжеств икона тем же путем вернулась в Смоленск и заняла свое место в Богородицком надвратном храме.

И, судя по архивным документам, с тех пор икона не покидала Смоленск.

Описание древней иконы

По церковным преданиям чудотворная икона Смоленской Божьей Матери писалась при земной жизни Девы Марии. Шедевр создал святой евангелист Лука. Работу заказал Феофил — древний антиохийский правитель. Из Антиохии икона была доставлена в Иерусалим, а уже потом императрица Евдокия преподнесла ее сестре императора Пульхерии в Константинополь. Здесь икона долгое время хранилась во Влахернском храме.

Доска, которая использовалась для писания иконы, сильно изменилась под гнетом времени. Теперь трудно определить, из какого дерева она выполнена. По весу она очень тяжела. Божья Матерь изображена по пояс. Левой рукой поддерживает она Младенца-Иисуса, правая покоится на груди. Богомладенец в левой руке держит книжный свиток, а правой совершает благословляющий жест. Одежда Девы Марии темно-кофейного цвета, Иисуса — темно-зеленого с позолотой.

Какими чудесами прославилась Одигитрия

Смоленскую икону почитают все православные христиане, поскольку в разные времена при участии этого образа произошло множество невероятных и необъяснимых событий.

  1. Спасение Смоленска от татар. В 1239 г. город хотели разграбить и разрушить несметные полчища Батыя, и его жители стали горячо молиться Божией Матери. Пречистая Дева услышала просьбы о помощи. Царица Небесная явилась одному церковному служителю, через которого обратилась к Меркурию, бывшему в дружине смоленского князя, и велела ему прийти к своей иконе. Следуя повелению, этот воин получил от Пресвятой Богородицы наказ без страха идти не врага. При этом Богоматерь пообещала свою помощь и предупредила о том, что вместе с победой его ожидает мученическая смерть. Вместе с другими защитниками Меркурий сумел разбить татарское войско, а во время битвы враги видели сопровождавших его ангелов и Светозарную Жену. Благодаря небесной поддержке Меркурию удалось спасти Смоленск от разрушения, но в конце битвы он был тяжело ранен и погиб.
  2. Прекращение эпидемии. В 1665 г. в Шуе бушевала моровая язва, которая ежедневно уносила много жизней. Чтобы защититься от страшной болезни, жители города попросили местного мастера сделать копию чудотворной Смоленской иконы. Художник создал эскиз, но на следующий день заметил удивительное явление: правая ножка Спасителя изменила свое положение и оказалась на левом колене. Иконописец исправил эту деталь, однако на следующее утро увидел то же самое. Богобоязненный художник придал этому большое значение и истолковал данное событие как знамение Господне, поэтому больше не стал вносить исправлений. Вскоре список отправили в храм, где он поразил всех присутствующих невероятным свечением. После молебна у иконы эпидемия моровой язвы прекратилась, а слава о чудесной силе Богородичного образа распространилась по всей России. Известно, что царем Алексеем Михайловичем была создана специальная комиссия, которая по прибытии в Шую подтвердила наличие у иконы необыкновенных способностей.
  3. Победа в Бородинском сражении. В период Отечественной войны 1812 г. Одигитрию доставили из Смоленска в Москву. Сначала священный образ пребывал в стенах храма Св. Василия Неокесарийского, а позже был отправлен в Успенский собор Кремля. В день Бородинской битвы владыка Августин и грузинские епископы Иона и Пафнутий совершали со Смоленской иконой крестный ход вокруг важнейших московских территорий. Как известно, русские войска одержали над французами громкую победу. Многие считают, что в значительной мере она была обусловлена вмешательством Божьей Матери.

Смоленский образ не раз защищал земли Руси от завоевателей. Кроме этого, святыня известна многочисленными исцелениями, помощью бездетным семьям, покровительством тем, кто находился вдали от родного дома и отчаялся вернуться на Родину.

Значение Смоленской иконы Богородицы

Это божественное изображение бывало во многих странах: несколько десятилетий она пребывала в Москве в Новодевичьем монастыре. Затем, пока в Смоленске были поляки, она пребывала в Ярославле. И только в 1655 году она смогла вернуться назад в Смоленск.

Это божественное изображение почитается еще с начала XII века. В переводе с греческого языка она означает «Путеводительница». Это название было дано ей не случайно. Большое количество очень важных событий в стране благополучно закончились благодаря искренним молитвам православных христиан перед этим ликом.

Она все время ведет страну, ограждая ее от страшных эпидемий, защищая от кровопролитных войн и земли от завоеваний.

Православные христиане верят в то, что образ Смоленской Богородицы принесет гармонию и мир в тот дом, в котором его бережно хранят и чтут. Смоленская икона помогает утихомирить неприязнь враждующих сторон, а также решить семейные конфликты.

Есть несколько вариантов появления названия этого божественного изображения. Но все православные христиане знают, что она является направляющей к спасению человечества. Он всегда помогает тем, кто молится к ней с чистым сердцем и исцеляет от тяжелых заболеваний, помогает найти мир в семейных делах, разрешить сложные ситуации и является нашей первой заступницей перед Господом Богом.

Если в какой-либо ситуации Вы не знаете, как поступить, то помолитесь этому божественному изображению и она поможет Вам принять правильное решение.

Святой образ Богоматери Смоленской

Главное – делать все это с чистым сердцем и от всей души. И тогда Смоленская Богоматерь непременно услышит молитвы. Она помогает всем, кто ждет этой помощи. Смоленская Одигитрия не только помогает верующим в житейских нуждах, но также помогает людям стать добрее, милосерднее, смягчает людские сердца и уменьшает злобу, раздражение, смягчает гнев и превращает ненависть в братскую любовь. Для тех, кто верит всем сердцем, нет ничего невозможного.

Чудотворный образ Богоматери Смоленской, несомненно, является одним из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России. Его популярность связана с древней историей, а также с многочисленными чудесами, которые произошли по молитвам небесной заступницы. Для того чтобы попросить Пресвятую Деву о помощи, достаточно мысленно обратиться к ней с самой сокровенной просьбой. И она обязательно услышит и поможет. Возможно, именно поэтому в России так много православных храмов, названных в честь иконы Смоленской Божией Матери, это и большие соборы, и маленькие сельские церкви.

Икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

И вот одна осталась

Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.

К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию.
Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.

В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:

«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».

«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.

Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.

То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».

О второй иконе опять — ни слова.

Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.

Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.

Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):

«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».

Как и когда молиться

Православные люди издавна верят, что икона приносит в дом мир и гармонию. Поэтому образ необходимо иметь в доме. Смоленская икона помогает решить конфликты, избавиться от неприязни врагов. Чтобы в семье царило благополучие, в доме непременно нужно хранить образ.

Но главной задачей иконы является указание людям пути к спасению. Бога найдут все те, кто желает этого. Больные люди могут просить у Богородицы исцеления. Их просьбы будут непременно услышаны. Но можно просить у иконы о здравии собственной души.

Молиться около образа можно в любой день. Однако наиболее сильны молитвы, произносимые 28 августа, 5 ноября и 24 ноября. В эти дни почитается Смоленская икона, а в храмах во время службы читается акафист.

Если хотите, чтобы Божия матерь услышала вас, нужно пойти в храм и зажечь свечу перед образом. Приложившись к иконе, можно попросить обо всем, что вас тревожит.

Фото 5. Икона способна защитить дом и людей от всяческих напастей.

В дни почитания Смоленского образа стоит принять участие в крестном ходе. Кроме того, верующие могут взять послушание и самостоятельно читать молитву каждый день. Но перед этим необходимо взять благословение у батюшки. В храм к Богородице нужно идти с чистой душей. В молитве можно просить обо всем, главное никому не желать ничего плохого. Ведь Богородица излучает только доброту и милосердие.

Смоленская икона очень почитаема. Все верующие относятся к ней с глубоким уважением. Этот образ один из тех, которые необходимо иметь в доме. Повесить икону можно в любом удобном для вас месте, где вы сможете молиться в тишине. Особых требований к месту размещения святых ликов нет. Главное, чтобы образ находился подальше от техники, статуэток и плакатов. Считается, что икона защищает дом от зла, распрей, его обитателей от болезней.  К ней можно обращаться с самыми разными просьбами. Женщины читают перед Смоленским образом молитвы, когда хотят избавиться от бесплодия и забеременеть. За всю историю икона неоднократно исцеляла от многих недугов, поэтому верующие часто обращаются к ней с молитвами о здравии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector