Храм живоначальной троицы в честь тысячелетия крещения руси
Содержание:
- Режим работы и расписание богослужений
- Иконостас Благовещенского собора
- История
- Церковь при Романовых
- Внутреннее убранство
- Современное состояние
- История церкви Живоначальной Троицы
- Святыни и иконы
- Святыни храма
- История
- Интересные факты о храме Троеручицы в Орехово-Борисове
- Повседневная жизнь храма
- Краткая история храма
- Деятельность прихода
- Внутреннее убранство
- Святые и святыни
- Иконостас Троице-Сергиевой лавры
- Царские врата иконостаса
- Как добраться:
- Устройство иконостаса
Режим работы и расписание богослужений
Богослужения в храме Троеручицы проводят каждый день. Двери храма не закрываются весь день, что оставляет возможность прихожанам приходить с молитвой в любое время.
С расписанием богослужений можно ознакомиться ниже:
Время | Богослужение |
Будни | |
17-00 | Вечерня. Утреня. Исповедь |
7-30 | Часы. Божественная Литургия. Церковное песнопение. Молебен по усопшим. |
Воскресение | |
17-00 | Всенощное бдение. Исповедь. |
6-00 | Часы. Исповедь. Ранняя Божественная Литургия. |
9-30 | Часы. Исповедь. Поздняя Божественная Литургия. |
Праздники | |
17-00 | Всенощное бдение. Исповедь. |
6-30 | Часы. Исповедь. Ранняя Божественная Литургия. |
9-00 | Часы. Исповедь. Поздняя Божественная Литургия |
Иконостас Благовещенского собора
Также одним из очень древних является иконостас Благовещенского собора Московского кремля – самого, пожалуй, уютного храма Кремля, со сказочным полом из агатовидной яшмы янтарно-медовых оттенков
Благовещенский собор Московского кремля
Иконостас Благовещенского собора дошел до нас не в том первоначальном виде, как он создавался. Иконы 2-го и 3-го снизу ряда написаны в конце XIV – начале XV веков (!). Ряды выше — написаны в XVI веке. В центре иконостаса – серебряные позолоченные чеканные Царские врата. Интересно, что в нижнем ряду иконостаса предусмотрено постоянное место для образа небесного покровителя царствующего государя. После смерти царя эту икону уносили «ко гробу», а для Благовещенского собора писали новый образ покровителя государя, взошедшего на престол
Иконостас Благовещенского собора Московского кремля
История
Решение о строительстве в Москве храма в честь Святой Троицы, посвящённого юбилею Крещения Руси, было принято в 1988 году, но первоначально планировалось в ином месте, несколько западнее настоящего (близ музея-заповедника «Царицыно» 13 июня 1988 года Патриарх Пимен освятил закладной камень, что явилось следствием удовлетворения исполкомом Моссовета просьбы Московской Патриархии, высказанной во время встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом и членами Синода 29 апреля того же года; но строительство не было начато по ряду причин, в частности, ввиду начавшегося в 1995 году воссоздания Храма Христа Спасителя на Волхонке).
1 сентября 2001 года Патриарх Алексий II совершил молебен на начало строительства храма-памятника Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове.
К весне 2004 года строительство храмового здания было завершено, коллектив художников-иконописцев под руководством народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Нестеренко приступил к росписи храма, проект которой был утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Юрием Лужковым 12 мая 2004 года. Грандиозный керамический иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Юрия Волкотруба. Все иконы для него написала Анна Калинина — известный московский иконописец, авторская работа которой по созданию 48 икон этого иконостаса признана Российской академией художеств, как одна из лучших в Москве. От Русской православной церкви Анна Калинина получила золотую медаль Ордена преподобного Сергия Радонежского (2004 г.) и Серебряную медаль Российской академии художеств (2012 г.). Иконы в киоты выполнены иконописцами под руководством Елены Князевой. За эту работу она была удостоена Ордена преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви III степени.
19 мая 2004 года в День отдания праздника Пасхи Христовой Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении Митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Смоленского и Калининградского Кирилла и Калужского и Боровского Климента и многочисленного сонма иерархов и священнослужителей совершил освящение и Божественную Литургию возглавил при огромном стечении молящихся. На освящении присутствовали: первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла), архиепископы Марк (Арндт) и Кирилл (Дмитриев) и сопровождающие их священнослужители, полпред РФ в ЦФО Г. С. Полтавченко, руководитель Балтийской строительной компании И. А. Найвальта.
Церковь при Романовых
Первые цари из династии Романовых старались дистанцироваться от имени Б. Годунова, ведь именно с ним они связывали беды, которые постигли Россию. Также Романовы помнили, что их предки пострадали при его правлении. Сразу после того, как первые Романовы взошли на русский престол, на колокольне Ивана Великого была замазана надпись, упоминающая Годунова. Именно из-за нее колокольня в народе имела название «Годунов столп».
Однако Хорошево и местный храм пользовались популярностью у царственных особ и их ближайших родственников. В смутное время церковь на Карамышевской набережной была разорена, но постепенно ее переосвятили, а внутреннее убранство обновили.
Со временем Хорошево и храм, находящийся в нем, утратили свой статус, как любимое место для отдыха и почитаемое святое место. В 1812 году церковь была разграблена французами в ходе войны с Наполеоном. Помимо этого, храму угрожало полное разрушение из-за возможного оползня, всерьез обсуждалась возможность его переноса.
В 1854 году была осуществлена масштабная реконструкция, проект которой составил известный архитектор В. Дрегалов. Помимо главного, было создано еще три придела: Ильинский, Никольский и Федора Стратилата. В последнем приделе имелся старинный иконостас, который очень почитался среди прихожан.
Внутреннее убранство
По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.
Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.
В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.
Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.
Современное состояние
Культовое религиозное здание в Хорошёве передали Русской православной церкви в 1989 году. В этом же году началось восстановление росписей, которые украшали стены и своды. Иконы для нового собрания собирали всем миром. Люди приносили как старинные, так и новые образы.
В 1993 году все святые изображения были похищены. Но, как и когда-то в прошлом, усилиями прихожан и благотворителей коллекция икон в восстановленной церкви быстро пополнилась. А в 1997 году в храме появились новые иконостасы, образы которых написаны в рублевском стиле.
Иконостас в храме Троицы Живоначальной в Хорошёве
С благословения патриарха Алексия II настоятелями и клириками троицкого прихода являются священнослужители, находящиеся на службе в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. В настоящее время главой прихода является митрополит Рязанский и Михайловский Марк, являющийся руководителем Управления зарубежных учреждений.
Реставрационные работы в храме Троицы Живоначальной завершились в 2002 году. На свои места в кокошниках основной части здания встали копии керамических тарелок, подаренных Борису Годунову турками.
История церкви Живоначальной Троицы
Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.
- Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
- Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
- Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
- История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
- Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
- Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
- Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.
Церковь Троицы Живоначальной находится в столичном районе Хорошёво-Мневники по адресу: Карамышевская набережная, д. 15. Добраться до храма можно несколькими способами:
- Доехав до станции метро «Щукинская» следует пересесть на трамвай No 30, 28 и доехать до конечной остановки.
- Троллейбусный маршрут No59 также заканчивается в районе хорошевской церкви.
- На троллейбусе No65, 20, 35 или автобусе No 155 и 48 необходимо доехать до остановки «Живописная». На противоположной стороне шоссе, преодолевать которое следует только по подземному переходу, располагается Троицкая церковь.
Совет! Собираясь посетить этот храм всей семьёй, необходимо учитывать, что его внутреннее пространство довольно сумрачное, что может не понравиться маленьким детям. Церковь Троицы Живоначальной, расположенная в живописной местности на берегу Москвы-реки, — умиротворение место для общения с Господом и размышлений о духовной стороне мирской жизни.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве
Святыни и иконы
Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.
Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:
- Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
- Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
- Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
- Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
- Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.
Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.
Святыни храма
- Икона Людмилы Чешской с частицей мощей помогает избавиться от раздоров в семье и покровительствует всем женщинам, носящим её имя, а также матерям, бабушкам и тем, кто занимается педагогической деятельностью;
- Икона блаженной Матроны Московской с частицей её мощей помогает женщинам познать счастье материнства, решить людям финансовые трудности, сохранить семью и исцелиться от тяжёлых болезней;
- Крест с землёй монастыря преподобного Саввы, освященного, где подвизался Иоанн Дамаскин. Прихожанам, приложившимся к кресту, святой поможет исцелиться даже от таких серьёзных заболеваний, как лейкемия и онкология;
- Ковчег с 60-ю частицами мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры, среди которых Прп. Илья Муромский, Прмч. Анастасий диакон, Прп. Домиан Целебник и другие;
- Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, помогающего исцелиться от всех болезней;
- Ковчег с частицей мамврийского дуба, под которым сам Авраам принимал Святую Троицу.
Считается, что именно это дерево соединяет человека с Богом и Вселенной.
История
Решение о строительстве в Москве храма в честь Святой Троицы, посвящённого юбилею Крещения Руси, было принято в 1988 году, но первоначально планировалось в ином месте, несколько западнее настоящего (близ музея-заповедника «Царицыно» 13 июня 1988 года Патриарх Пимен освятил закладной камень, что явилось следствием удовлетворения исполкомом Моссовета просьбы Московской Патриархии, высказанной во время встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом и членами Синода 29 апреля того же года; но строительство не было начато по ряду причин, в частности, ввиду начавшегося в 1995 году воссоздания Храма Христа Спасителя на Волхонке).
1 сентября 2001 года Патриарх Алексий II совершил молебен на начало строительства храма-памятника Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове.
К весне 2004 года строительство храмового здания было завершено, коллектив художников-иконописцев под руководством народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Нестеренко приступил к росписи храма, проект которой был утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Юрием Лужковым 12 мая 2004 года. Грандиозный керамический иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Юрия Волкотруба. Все иконы для него написала Анна Калинина — известный московский иконописец, авторская работа которой по созданию 48 икон этого иконостаса признана Российской академией художеств, как одна из лучших в Москве. От Русской православной церкви Анна Калинина получила золотую медаль Ордена преподобного Сергия Радонежского (2004 г.) и Серебряную медаль Российской академии художеств (2012 г.). Иконы в киоты выполнены иконописцами под руководством Елены Князевой. За эту работу она была удостоена Ордена преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви III степени.
19 мая 2004 года в День отдания праздника Пасхи Христовой Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении Митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Смоленского и Калининградского Кирилла и Калужского и Боровского Климента и многочисленного сонма иерархов и священнослужителей совершил освящение и Божественную Литургию возглавил при огромном стечении молящихся. На освящении присутствовали: первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла), архиепископы Марк (Арндт) и Кирилл (Дмитриев) и сопровождающие их священнослужители, полпред РФ в ЦФО Г. С. Полтавченко, руководитель Балтийской строительной компании И. А. Найвальт.
Интересные факты о храме Троеручицы в Орехово-Борисове
- Храм стоит на святой земле, освящённой Иоанном Кронштадтским, о чём можно узнать из стихотворной летописи, написанной первыми воспитанницами Сурской обители.
- Строительство храма в Орехово-Борисово стало поводом для восстановления монастыря, разрушенного с приходом советской власти. По приданию служительницы монастыря были утоплены в реке.
- Первая божественная литургия была проведена под открытым небом, т.к. храм был возведён на территории бывшего женского монастыря позже.
- Храмовая икона Божией Матери «Троеручица» была написана художницами Людмилой и Еленой Исаевыми.
- В мае 2010 г. прихожане стали собирать подписи правительству с целью получить заброшенный рядом с храмом участок для дальнейшего благоустройства и возведения нового храма.
Храм Иконы Божьей Матери «Троеручица», несмотря на небольшую историю, привлекает к себе не только прихожан Орехово-Борисово, но и паломников из других стран, желающих преклониться перед святынями храма.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Повседневная жизнь храма
Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.
Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.
Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.
При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.
Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.
Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.
Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.
Краткая история храма
Первоначально храм планировали построить рядом с музеем-заповедником «Царицыно», даже был заложен и освящен закладной камень. Но по разным причинам строительство так и не было начато.
Проект храмового комплекса подразумевал застройку территории площадью около 5 тыс.кв.м. Но после кончины автора проекта – архитектора А.Т.Полянского его переделали и церковная площадь была сокращена до 1100 кв.м.
1988 год – в преддверии юбилея Крещения Руси принято решение о строительстве храма в честь Святой Троицы. Прошло освящение закладного камня.
2000 год – Патриарх Алексий II обратился к мэру Москвы с просьбой разрешить начать строительство храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах.
2001 год – начало строительство храма в Орехове-Борисове. По этому поводу был произведен молебен Патриархом Алексием II.
2004 год – завершение строительства главного храмового здания.
Башня слева от входа в Храм
Деятельность прихода
Церковь Св. Троицы в Борисове была передана православной общине в ужасающем состоянии, фактически сохранились только стены. Но в короткое время удалось воссоздать храм в прежнем виде и возобновить богослужение.
Богослужение в церкви Троицы Живоначальной, Борисово
Ныне при храме действует воскресная школа, которая осуществляет всю работу по катехизации и религиозном просвещении всего населения района:
- учебным днем в школе является суббота;
- расположена она в Центре непрерывного образования им. прп. Серафима Саровского, который находится по адресу ул. Ясеневая, 33/2;
- воскресная школа шефствует над социальным приютом детей-подростков и коррекционным детским домом № 9.
Также при храме регулярно организуются паломнические поездки по святым местам России.
Внутреннее убранство
Храм Троеручицы в Орехово-Борисово поражает и своим внутренним убранством. Притвор и средняя часть храма разделены деревянной аркой, удерживаемой двумя колонами, которые, как и всё в храме, выполнены из древесины. Над аркой икона «Успения Пресвятой Богородицы».
В центре композиции Пречистая дева на смертном одре. У изголовья стоят апостолы, которых хотела видеть Мария, и которых прислал сам Господь к её одру. Здесь же можно увидеть Иоанна Богослова, и это кажется символичным, если вспомнить историю Сурской обители. Именно ему, Иоанну, Христос заповедовал заботиться о Пресвятой деве.
Сверху изображён и сам Иисус Христос в синей сфере, символизирующей Небесное царство.
Свет в храм пробивается через решётчатые окна вертикально-прямоугольной формы. Он озаряет иконы, заключённые в деревянные резные рамы
На что особенно следует обратить внимание, так это на иконостас. Он также выполнен из дерева и представляет собой потрясающую резную композицию
Выполнялась она на заказ в греческом городе Салоники.
Прекрасно сочетаясь с амвоном и царскими вратами, она гармонично завершает внутреннее убранство храма.
Святые и святыни
Прихожанином храма являлся Алексий Зверев, прославленный Русской православной церковью как новомученик. Он был членом Поместного собора 1917 — 1918 гг. и входил в состав комиссии по расследованию убийства архиепископа Пермского Андроника (Никольского).
Среди наиболее почитаемых святынь храма:
- икона блаж. Матроны Московской (на ней святая с открытыми глазами);
- икона свщмч. Алексия Зверева;
- икона Успения Божией Матери с частицей Гроба Господня;
- старинные иконы архангелов Михаила и Гавриила;
- иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Державная», «Утоли моя печали»;
- икона свт. Николая Чудотворца.
Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Борисове
Иконостас Троице-Сергиевой лавры
Считается, что один из первых высоких иконостасов был создан в самом начале XV века для Успенского собора во Владимире, он до наших дней не сохранился. Но один из первых высоких иконостасов и один из трех иконостасов XV века, дошедших до нас, мы можем увидеть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Троицкий собор лавры — древнейшее из сохранившихся сооружений лавры, в нем хранится одна из величайших святынь русской православной церкви — мощи Преподобного Сергия Радонежского
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
Ценность иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в том, что это единственный комплекс начала XV века, сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Создан этот иконостас в 1425—1427 годах.
Царские врата иконостаса
В центральной части иконостаса располагаются Царские врата. Предполагается, что иконостас помогает понять содержание и смысл происходящего в храме богослужения, он призван наглядно демонстрировать, что верующие на своих путях духовной жизни не одиноки – им помогает тот, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с ними. В самом нижнем ряду располагаются Царские врата как образ дверей в рай. По бокам Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери.
Центральная часть иконостаса с царскими вратами. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях
Второй иконой справа от Царских врат иконостаса всегда располагается образ, изображающий святого (или событие), в честь которого освящен храм. То есть чтобы узнать, как называется и в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на вторую справа от Царских врат икону
Правая часть иконостаса. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях
Как добраться:
От ст. метро «Домодедовская» в сторону центра авт. 95, тролл. 67, 71; от ст. метро «Каширская» в сторону МКАД авт. 95, 117, 766, 298, 299, тролл. 11, 71, 67 до остановки «7-ой мкр.Орехово-Борисово»; от ст. метро «Орехово», авт. 117, 711, 709 до остановки «Каширское шоссе»; от ст. метро «Красногвардейская» авт.711 до остановки «Улица генерала Белова» или тролл. 11, до остановки «7-ой мкр. Орехово-Борисово».
Эти два храма Троицы Живоначальной стоят недалеко друг от друга, всего-то в километре с небольшим. Один – старый – называется Храм Троицы в Борисово. Другой – молодой – храм Троицы в Орехово-Борисово. И стоят они на месте, где когда-то располагалось большое село Борисово. В 1591 году на Москву пришел крымский хан. И как мы понимаем, отнюдь не с дружеским визитом. Отчего навстречу ему вышли войска под предводительством боярина Бориса Годунова, после столкновения с которыми татары бежали, А царь Федор Иоаннович жаловал Годунову 32 селения. Одно из них – Овражки – после сего события и стало называться Борисово. Позже, когда Годунова избрали царем, на речке Городня началось возведение плотины, которую позже назвали Цареборисовской или Годуновской. В советские годы пруд стали прозывать Борисовским, от этого же имени произошли названия Борисовский проезд и улица Борисовские пруды и станция метро «Борисово». В 1605 году Лжедмитрий Первый, узнав, кому принадлежало село Борисово, велел стереть его с лица земли. И восстановили село лишь спустя 15 лет. В документах 1670-х годов упоминается деревянная Троицкая церковь, а в 1710 церковь уже числится как каменная. Стояла она на берегу пруда. И в результате весенних разливов храм изрядно обветшал, поэтому на усадебной земле священника Николая Смирнова в 1859 году построили новый Троицкий храм. А спустя еще 40 лет снесли и старое здание. Позже храм закрыли, и возвратили церкви в 1990 году. А недалеко от него, на Каширском шоссе, 61-а, в 1988 году в честь 1000-летия крещения Руси решили построить новый храм. Строительство, однако, отложили в связи с начавшимся строительством Храма Христа Спасителя. Однако несколько позже строительство началось, благополучно завершившись освящением вновь построенного храма 19 мая 2004 года. Храмовый комплекс выполнен в византийском стиле. Сам храм однокупольный крестообразный с четырьмя приделами. Его высота с крестом 70 метров, а вмещает он до 4 тыс. человек. В состав комплекса – а храм стал еще и Патриаршим подворьем — входят дом причта, воскресная школа, звонница и часовня во имя Святого князя Александра Невского. В-общем, церковная жизнь в бывшем селе Борисово благополучно возрождается.
Адрес сайта: https://1000let.ru/
Устройство иконостаса
Пожалуй, надо сказать об устройстве иконостаса. Образа на иконостасе располагаются рядами, которые называются ярусами или чинами. Каждый чин имеет своё название, при движении снизу вверх это: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Читать ярусы иконостаса надо сверху вниз, они иллюстрируют ход истории от древнейших времен до наших дней (в церковном трактовании). Традиционным в православии считается пятиярусный иконостас, но могут быть добавлены ряды с иконами Страстей Христовых, страстей апостольских, каких-то иных композиций. Вот, например, церковь Покрова в Филях, прекрасный образец нарышкинского барокко
Церковь Покрова в Филях
В ней в нижнем храме, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, иконостас трехъярусный. Он был создан в XIX веке, поскольку убранство первого этажа было разграблено и осквернено французами в 1812 году. Верхний храм Спаса Нерукотворного практически полностью сохранил свой первоначальный облик и своё главное украшение — потрясающий восьмиярусный иконостас необычной ступенчатой формы
Верхний храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях
Автором этого резного чуда является один из лучших мастеров Оружейной палаты Карп Иванович Золотарёв. Пышный растительный орнамент словно бы навевает нам образы прекрасного райского сада, в котором пребывают образы святых. Посмотрите, как резной декор меняет традиционные очертания икон, придает им необычные овальные или многогранные формы, уводит от четкого деления ярусов на горизонтали
Но все-таки основная эволюция иконостаса проходила в развитии декора. Для русских мастеров была характерна плоскостная и глухая, несквозная резьба. А приглашенные белорусские и украинские резчики работали в так называемой флемской (т.е.фламандской) манере: прорезная, объемная, практически скульптурная резьба позволяла украшать интерьеры с невиданной ранее пышностью и нарядностью
Левая часть иконостаса храма Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях