Разновидности, формы и особенности православных крестов
Содержание:
- Что означает полумесяц на кресте православного храма?
- Другие формы креста
- Солнечное колесо
- Виды крестов
- Крест с полумесяцем
- «Идите, научите все народы»
- Сосуд Вселенной
- Аббревиатуры и шифры: кресты на Руси
- Советы как выбрать, использовать и носить амулет
- Носят ли протестанты крестики?
- Можно ли православному носить католический крестик
- Как выглядит католический и православный крестик
- Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения
- Особенности изображения Распятия
- О чем расскажет наколка кельтский крест
- «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Что означает полумесяц на кресте православного храма?
Широко распространен полумесяц на православном кресте, расположенный в нижней части символа. Незнание значения данного изображение может привести к его неверному восприятию и толкованию. Стоит отметить, что наличие полумесяца на православном кресте не имеет ничего общего с мусульманской религией или с победой над мусульманами. Крест с полумесяцем можно увидеть на многих древних храмах, таких как Церковь Покрова на Нерли (1165), Димитриевский собор во Владимире (1197) и т.д., когда о победе над мусульманами не могло быть и речи.
С древних времен знак полумесяца являлся государственным знаком Византии и символизировал царскую власть вплоть до захвата Константинополя Османской империей (1453). Православный крест с полумесяцем имеет несколько значений.
Олицетворение Церкви как корабля
«Церковь как корабль, ведомый Христом,» – распространенная метафора в богословии. Так и каждый христианин может уподобляться кораблику, который следует за кораблем-Церковью по волнам житейского моря
Вместо паруса – крест и молитва, а вместо ветра – Бог, который помогает отважно бороться со штормами грехов и направляться к вечности на горизонте. Ссылаясь на это значение, Климент Александрийский в своем Гимне Иисусу Христу пишет:
Символ победы христианства над язычеством
В данном варианте крест – символ Христа и его воинства, состоящего из ангельских сил и сонма святых. Язычество здесь выступает как поверженный и изогнутый дракон (традиционное обозначение дьявола).
Значение креста в Православии чрезвычайно велико. Его значение сочетает в себе побежденную смерть и цветущую жизнь, полную надежды и крепкой веры. Крест является священным символом Христа и обладает великой силой, которая может защитить человека от бесовского влияния, подарить мир душе и помочь ей на пути к Царству Небесному.
Каждый православный человек осеняет себя Крестным Знамением, выражая свою внутреннюю веру в Бога, Его любовь, благодарность по отношению к Нему, надежду на Его защиту и спасение своей души в вечной жизни.
Другие формы креста
Т-образный. В годы, когда первых христиан преследовали за их веру, буква Т служила изображением креста. Египетский. Он похож на египетский иероглиф, значение которого — жизнь
Такой символ часто использовался ранними христианами, чтобы знакомый знак не привлекал внимание язычников. Андреевский
Похож на букву Х. По преданию, на таком кресте закончил свою жизнь апостол Андрей, поэтому крест был назван в его честь. Монограммный. Напоминает андреевский крест, который пересекает посередине еще одна черта. Означает буквы I и Х, как символ имени Спасителя. Монограмма Константина. Этот крест был явлен царю Константину во время ночного видения. Господь завещал правителю защищаться им от всякого зла. Символ состоит из букв Х и Р, и означает слово «Христос». Солнцеобразный. В нем константиновская монограмма дополнена знаком I. Катакомбный. Археологи находят такие символы в росписи древних храмов и в катакомбах, где проводили богослужения первые верующие. Сейчас крест используется в орнаменте, которым украшают стены храма и церковную утварь. Семиконечный. Встречается на древних иконах северного письма. Терновый венец. Такие символы изображались в христианских рукописях древней Армении, на церковных атрибутах в России. Виселицеобразный. Символ используется для украшения атрибутики в храме и облачений священников. Виноградная лоза. «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви», — так говорил о себе Христос. С тех пор лоза ассоциируется у верующих с Таинством Причастия, которое позволяет верующим почувствовать себя единым целым с Господом. Лепестковый. Такая фигура часто встречается в церковном изобразительном искусстве. Греческий. Крест похожей формы установил князь Владимир на берегу Днепра, вернувшись из Константинополя. Его часто вписывают в круг, изображающий небесную сферу. Накупольный. Крест с полумесяцем, венчающий купола храмов. Трилистниковый. Наиболее распространенная форма напрестольных крестов. Георгиевский. Используется на рукояти жезлов архиереев. Кроме того, эта форма использовалась при изготовлении орденов Святого Георгия. Плетеный. Древние христиане выполняли такие кресты из мозаики, вырезали из дерева. Византийское плетение украшает старопечатные книги.
Солнечное колесо
Это наиболее известное наименование символа креста в круге. Одна из вариаций данного сигиля известна как колесо сансары. Выглядит данный знак как перекрещивание 6 или 8 линий в круге. Его ключевое значение – вечный цикл между жизнью и смертью, полный страдания ввиду перерождения души. Для индийцев этот символ крайне важен, поскольку ключевая идея их религии заключается в том, чтобы достичь нирваны и никогда больше не возвращаться в мир.
Впрочем, символ креста в круге также может иметь сакральное значение и для других народов. Так, к примеру, розетка с шестью спицами означает громовое колесо среди народов кельтов, славян. Это знак Перуна, символ почитания и принадлежности владельца к религиозному культу. Последователи этого божества верили, что он придает им сил, наделяет храбростью и силой.
Виды крестов
Нательные крестики носят все христиане, их надевают в Таинстве Крещения и носят в знак любви и верности ко Христу. Крест наше оружие против духов злобы, всегдашняя молитва от пребывания Распятия Господнего на нашем сердце, свидетельство Крещения в Христову веру, знак принадлежности православной Церкви.
Каноничным православным крестом считается четырех-, шести-, восьмиконечный крест с изображением Спасителя, с обратной стороны с надписью «спаси и сохрани», обязательно освященный в церкви. Крест лучше не снимать с себя ни в бане, и в больнице.
Материал, из которого будет сделан крестик, его стоимость, не имеют значения, ведь это не ювелирное украшение. Нательный крест потому и нательный, что его не носят на показ, его носят под одеждой на груди. Крест не сувенирчик и не амулет. Ко кресту надо относиться как к святыне, но если он вдруг потерялся (цепочка порвалась), то не стоит впадать в суеверный ужас, нужно купить и освятить другой, носить, относиться к нему внимательно и бережно, и при каждом своем шаге помнить, что у тебя на груди Распятие Христово. Нужно верить Христу и жить христианской жизнью в лоне матери-Церкви.
Наперсный или нагрудный крест – принадлежность одеяния священника, введен в России с XVIII века, до этого крест на груди носили только епископы. Первоначально наперсный крест был знаком отличия для пресвитеров, использовался, как награда.
Крест наперсныйXIV в.Шифер, резьбаЧастное собрание
Сейчас также есть повседневные иерейские кресты, по которым всегда можно отличить батюшку или иеромонаха от простого клирика или простого монаха в церкви, но есть и наградные наперсные кресты для священства. На обратной стороне креста надпись:
Иерейский крест носится на цепочке, конец которой перекидывается через шею на спину. Это является пастырским знаком заботы о прихожанах, как ношение на раменах заблудшей овцы.
Архиерейский крест также наперсный, т.е. носится на груди и надевается вместе с панагией – овальной формы образ Божией Матери. Они означают высшую иерархию в Церкви и символизируют ответственность епископа за народ и его обязанность подражать в этой заботе о людях Крестному подвигу Спасителя и уповать на предстательство и молитвы Божией Матери.
Крест наперсный панагийный. Крест корсунскийXIII в. (оправа — XVI в.)Яшма, оправа — серебро, скань7.7 × 5 смЦентральный музей древнерусской культурыи искусства им. Андрея Рублева, Москва, РоссияИнв. КП-3626
Напрестольный Крест — принадлежность святая святых храма – алтаря. Напрестольным он называется потому, что полагается на престоле, т.е. на том святом месте в храме, где совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых. Там же на престоле лежит святое Евангелие. Евангелие и Крест символизируют полноту Божественной истины, открывшейся в Новом Завете, о Домостроительстве спасения человеческого рода.
Распятие Христово с предстоящими и апостоламиИкона с врезанным крестомXIX в.Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль.31.4 × 26.8 × 2.7 см (икона), 16,3 × 10.5 (крест)Центральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, Россия
Напрестольным Крестом во время богослужения осеняется народ, к нему прикладываются после окончания Литургии, его употребляют для совершения Таинств и других уставных служб и священнодействий, например, для освящения воды на Богоявление.
Церковь не перестает славить Крест за богослужением: зачастую обращаясь к нему, как к личности.
Но не само по себе древо имеет чудодейственную силу для нас. Сила Креста в Распятом на нем Господе, Он есть спасение миру, Тот, кто дарует нам символом спасения нашего Свой святой Крест.
Крест, на котором был распят Христос, стал знаменем нашей Церкви, воплощением жертвенной Любви Бога к людям, символом истинного пути для тех, кто верует Спасителю и желает идти за Ним. Пусть мир хвалится силой, властью, богатством, нам же с апостолом подобает «хвалиться разве только крестом Господа» (Гал. 6, 14) и пребыванием с Ним на Кресте, Причастием Его Телу и Крови и надеждой наследования Его Воскресения.
Крест с полумесяцем
На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.
- Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
- Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
- Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.
Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.
«Идите, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.
Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.
Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».
Сосуд Вселенной
Ванда: Опиши этот сосуд.
Алена: Мне не очень хорошо виден этот сосуд, по форме похож на восточный сосуд с узким горлышком, сосуд золотого цвета. Я вижу только один бок сосуда и горлышко.
Мне говорят, что это сосуд Вселенной. Там все, это то, из чего строится Вселенная. Это сосуд изначального Источника. Это сосуд Создателя, он позволяет прикасаться к этому сосуду.
Есть вопросы, ответы на которые можно получить только в этом сосуде. Информация, касающаяся креста. Находится в этом сосуде.
Ванда: А как получить информацию из сосуда?
Алена: Сейчас сосуд наклонился в мою сторону. И в мою сторону льется что-то золотое. В этом золотом потоке огромное количество символов. Это золотая масса, а в ней символы или как выдавлены на поверхности золотой массы.
Ванда: Не торопись, разреши всему происходить, и постарайся описать, все, что ты видишь.
Алена: Среди всех символов я вижу символ изначального креста. Он похож на знак «Х», с загнутыми кончиками вовнутрь. Это первичный крест. Еще вижу крест в форме лепестков, но дуги не дорисовали до конца.
Аббревиатуры и шифры: кресты на Руси
В 1551 году на Руси стал официальным русский православный крест, изображение которого до сих пор присутствует почти на любой российской церкви.
Этот восьмиконечный крест, представляющий собой модифицированное латинское распятие, был известен в Византии с VI века и отличался от прочих дополнительной верхней чертой, обозначающей табличку с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (ее повесили для осмеяния Христа), а также дополнительной нижней косой чертой, обозначающей перекладину-подножку для фиксации ног распятого.
Вариант этого креста представляет собой восьмиконечное распятие, стоящее на полумесяце.
Христиане разных эпох трактовали ее как другие церковные символы — якорь, Луна, на которой в Апокалипсисе стояла Жена, облеченная в Солнце, или чаша с кровью Христа.
Третий вариант православного распятия — схимнический, или голгофский крест, который используют православные монахи.
Его подножие символизирует подножие Голгофы, где был распят Иисус, и маркировано буквами Г Г («Гора Голгофа»). Под крестом нарисован череп, помеченный буквами Г А, — это «Глава Адама», по легенде, похороненного в том же месте, где распинали Христа. По мнению богословов, когда кровь Спасителя пролилась на череп Адама, первородный грех Адама и Евы был смыт ею и человечество вновь получило шанс на спасение. Выше мы видим надписи МЛ и РБ, шифрующие фразу «Место Лобное Рай Бысть» — это означает, что теперь, после того как Христос дал распять себя за грехи человечества, всем верующим стал доступен рай. Рядом с этими буквами из подножия креста наверх направлены копье и трость с губкой с уксусом: эти два предмета, по легенде, римские солдаты использовали против умирающего Спасителя. Предметы также отмечены буквами — К («копие») и Т («трость») соответственно. Выше написано «НИКА», на греческом — «победа», слово, обозначающее победу Иисуса над смертью, а еще выше — его имена.
Вместе с общей для Европы Нового времени тенденцией к геометричности и к кодифицированию как можно большего количества информации на одном изображении на Руси, в старообрядческой среде в конце XVI века возникают свои варианты голгофского креста. Эти вырезанные по дереву кресты применялись в качестве надгробий, а также для охраны домов от нечистой силы или как моленные образы. Горка, изображаемая в центре, всё так же отмечала Голгофу, а девять куполов храма, изображенные на кресте, отсылали к девяти ангельским чинам (другое число куполов тоже имело особое значение — от одного, обозначающего единого Бога, до тридцати трех, символизирующих земные годы Христа). Сверху на кресте могла быть написана молитва: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…».
Далее шли аббревиатуры, которые можно найти только на старообрядческих голгофских крестах. Они не только сокращают, но и шифруют в заглавных буквах высказывания, понятные лишь знающим — старообрядцам. На иконе XVIII века сверху мы видим следующие тайные надписи:
КХВВ: Крест Христов возвещает воскресение.
ККЦ: Крест — красота церковная.
КЦД: Крест — царям держава.
КАС: Крест — ангелам слава.
КВУ: Крест — верным утешение.
КБЯ: Крест — бесам язва.
Ниже, вокруг креста, изображено еще больше аббревиатур:
КТПВ ИВТС: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твое славим (строка из тропаря Кресту).
ББББ ВВВВ: Бич Божий бьет бесов, всей Вселенной возвещает веру.
ВВВВ ДДДД: Всем верным возвращение в рай, древо добро — досада дьяволу.
ДДДД НННН: Древо дарует древнее достояние, нощь неведения не светла неверным.
ОООО КККК: Обретенный обретатель обретен от Бога, Крест — крепость Константина к вере.
ППППТ ППППЕ: Пою, почитаю, поклоняюся подножию Твоему, паки подает по роду поклоняющимся Ему.
***
После Нового времени история разнообразнейших форм креста в христианских землях не закончилась. Сегодня кресты изобретают многочисленные новые церкви и религиозные организации, особенно национально-патриотического толка. Как и раньше, кресты служат мощной идеологемой, связывающей смотрящего на них человека с землей, верой и государством.
Советы как выбрать, использовать и носить амулет
По преданиям символ бесконечной жизни и надежды дарит человеку мудрость и защищает от любого негатива.
Оберег изготавливают в виде подвески, перстня, кулона или кольца. Кельтский охранный крест проявляет свою силу при соблюдении особых правил:
сакральный предмет сам выбирает своего владельца;
среди множества предложений внимание покупателя сразу привлекает нужный вариант;
изделия с изображением креста Святого Патрика должны быть выполнены из дерева, золота, меди, серебра;
следует выбирать круглый предмет с нанесённым знаком, который усиливает солярную энергию;
носить кельтский крест нужно постоянно;
магическая вещь требует общения со своим хозяином: выслушивает просьбы, исполняет желания;
после установления контакта защитная сила распространяется на всю семью.
Носят ли протестанты крестики?
Как говорилось выше, протестантизм весьма многообразен и широко распространен – количество разнообразных течений внутри него измеряется тысячами. Большинство их основано на безусловном следовании Библии, живой вере и священстве всех верующих.
Канонизированных святых в протестантизме практически нет. Точнее, их житие не отрицается, но они почитаются, скорее, как мудрые учителя. В большинстве направлений обрядовая часть сильно урезана и сводится лишь к двум таинствам: крещению (которое проводится обычно в осознанном возрасте) и причастию. Некоторые течения обходятся и вовсе без них.
Действительно, протестанты не носят крестик (во всяком случае, представители большинства крупных течений). Крест не используется в богослужениях и не является объектом поклонения.
Протестанты объясняют это тем, что истинная вера не нуждается в материальных символах, а поклонение им – идолопоклонничество, всячески порицаемое в христианстве. Тем не менее, символ креста они не отвергают (он украшает молельные дома, изображается на Библиях, которые распространяются бесплатно), а просто ему не поклоняются.
Отдельные ветви отрицают какую-либо роль креста в христианском вероучении. Якобы, Христос принял смерть на столбе, а не кресте. Эти разночтения вызваны нюансами перевода Священного Писания.
Можно ли православному носить католический крестик
В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.
Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы
В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии
Католики предпочитают вариант без распятия
Более прогрессивные представители РПЦ не запрещают носить католический крест православному человеку. Они закономерно полагают, что духовное содержание креста и степень жертвенного подвига Иисуса не зависят от визуальных нюансов материального объекта.
С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.
Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.
07.05.21
Как выглядит католический и православный крестик
Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.
В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.
Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!
Иерусалимский крест
Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического
Обратите внимание на следующие различия:
- Поза Спасителя. До раскола христианской церкви Христа было принято изображать воскрешенным и торжествующим. Однако в последующие века в католичестве Спасителя стали изображать страдающим, бессильно обвисшим на кресте.
- Голова. Католический Христос обычно бессильно опускает голову либо вздымает ее вверх с невыразимыми муками на лице. Часто присутствует терновый венец. Православный Спаситель одухотворен и возвышен, смотрит на людей с благостным выражением. Может наличествовать нимб с греческими буквами, обозначающими «Сущий».
- Руки. В православной традиции руки Христа практически прямые, ладони раскрыты – он как бы хочет обнять все Человечество. В католицизме он висит на расслабленных руках, пальцы сведены в кулаки от боли.
- Ноги. Перед нами визуальное воплощение предмета наиболее яростных споров между католическими и православными теологами. Католики полагают, что Спаситель был прибит к кресту тремя гвоздями (ступни наложены одна на другую и пронзены одним гвоздем). Православные полагают, что гвоздей было четыре, и располагают ноги Христа параллельно.
- Титло. Во время казни преступников на крестах полагалось прибивать сверху таблички с перечнем их преступлений. Для Христа придумали саркастическую надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудеи». В православной традиции такая табличка (титло) трансформировалась в верхнюю планку восьмиконечного креста. На ней обычно изображают аббревиатуру І.Н.Ц.І. (церковнославянский) или И.Н.Ц.И. (русский). В католицизме латинская аббревиатура I.N.R.I., обозначающая то же самое, пишется прямо на кресте.
- Христограмма. На православном кресте часто наличествует христограмма, то есть, инициалы Иисуса Христа. Обычно она располагается на поперечной перекладине креста по обе руки Спасителя.
- НИКА. Это греческое слово, обозначающее «победа», встречается только на православных крестах. И немудрено: крест с такой надписью император Константин воздвиг в Византии (позже Константинополе). Он считал, что именно вера в Христа помогла ему одержать победу над римским «коллегой» Марком Аврелием (естественно, язычником). А Константин считается первым христианским императором, впоследствии более почитаемом именно в православии.
- «Спаси и Сохрани». Речь идет о надписи с тыльной стороны креста. Эти слова начертаны исключительно на православных крестиках. Они могут быть декорированы виноградными гроздьями.
- Глава Адамова. Речь идет о символе, ввергающем в изумление многих непосвященных. Зачастую под распятием (обычно на православных крестиках) изображается череп со скрещенными костями. Конечно, это не пиратский «Веселый Роджер» и не оккультный символ. Дело в том, что христианская религиозная доктрина размещает могилу праотца Адама именно на Голгофе. Там в земле покоились его останки, которые впоследствии омыла кровь из христовых ран. Таким образом Христос искупил грехи не только нашего пращура, но и человечества в целом.
Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения
Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения — яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.
За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.
Особенности изображения Распятия
Появившееся значительно позже изображение Распятия стало результатом развития богословской традиции — воплотившийся и ставший человеком Бог мог быть изображен. Но в этом изображении выразилась особенность богословских взглядов Востока и Запада.
, — говорил о радости победы Иоанн Дамаскин (†около780 г.).
Это торжество требовало от христианского искусства изобразить Победу на Кресте. До IX века Христос изображался на Кресте живым и даже торжествующим. Для изображения торжества использовались драгоценные металлы, золото, каменья.
Умершего Христа стали изображать только с X века. В католических церквях стали использовать Распятия, изображавшие страдания и мучения Спасителя, применяли натуралистическую технику изображения с напряжением мышц, отражением страданий на лице. По этому натурализму можно отличить католическое распятие от православного. Православное Распятие всегда иконное изображение, т.е. изображение духовного мира, лишенное плотских характеристик и натуральности.
Кроме того, на востоке с древности на Кресте-распятии Христос изображался с ногами, прибитыми каждая отдельным гвоздем. Изображать Спасителя со скрещенными ногами, прибитыми одним гвоздем, стали на западе с XIII века. В нашей Церкви сохранилась традиция изображать Христа Воскресшим и обнимающим весь мир.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания». Иеромонах Адриан (Пашин).
Еще одна форма креста — схематичное, без Распятия, изображение — Схимнический Крест, который имеет множество буквенных символов. Это также восьмиконечный крест, возвышающийся над символом горы Голгофы, под которой расположен череп – голова Адама, т.к. из предания известно, что распятие совершилось на том месте, где с древности покоились кости древнего Адама. После Распятия Кровь Нового Адама упала на них, смывая древний грех человека. Крест дополнен изображением орудий казни – трость (Т) и копие (К).
Таким образом, изображение Схимнического креста сопровождается первыми буквами (сокровенно) слов: Царь Славы, Сын Божий, Иисус Христос, Победитель (на греческом), ГГ – гора Голгофа, ГА – глава Адама, МЛРБ – «место лобное распят бысть».
В православных церквях после службы раздают просфоры, на которых также изображен крест (бывают и богородичные с символом Божией Матери). «Просфорный крест» — особая форма креста, имеющая также и буквенные знаки: греческие буквы «IC.XP» и «NIKA», что означает имя Спасителя – заглавные буквы имени Иисус Христос и «NIKA» — по-гречески означает Победа или Победитель. Эта просфорная печать означает выкуп грешников из пленения греху и смерти за великую цену.
О чем расскажет наколка кельтский крест
Тату кельтский крест
Тату кельтский крест
Тату кельтский крест
Тату кельтский крест
Тату кельтский крест
Тату кельтский крест
С кельтским крестом связано объединение духовного и материального мира, мужского и женского начала, сил света и тьмы. Вписанный в круг он символизирует цикличность времени, времен года, перерождений души. Традиционно его принято наносить черными чернилами.
Часто такое тату дополняют различными элементами:
- розами и другими цветами;
- колючей проволокой;
- крыльями ангела;
- кельтским орнаментом;
- огнем, бриллиантом, короной, сердцем.
От места расположения так же зависит трактовка символа:
- На груди его изображают для защиты владельца наколки от собственных пороков и грехов.
- На спине знак дает защиту от негативного воздействия извне (физического и энергетического).
- На шее и лопатке способствует развитию интуиции, постижению тайн и загадок Вселенной.
- На левой руке тату чаще набивают экстрасенсы и маги, оно будет увеличивать собственную энергетику, связывать носителя с природными стихиями.
- Правая рука или плечо выбирается для нанесения тату, если мужчина стремиться узнать свое жизненное предназначение, задумывается о вечном.
Без надобности лучше не изображать кельтский крест на голове. В этом месте он значительно усиливает связь человека с потусторонними мирами. У обычного мужчины такой знак может вызвать психические расстройства, постоянные нервные срывы.
Кроме того, знак указывает на мужскую сексуальную силу, стремление к гармонии между платонической любовью и физическим влечением.
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» .
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).