Значение и виды крестов староверов
Содержание:
- Нательный крест староверов
- Мужской нательный крест
- Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):
- Какие нательные кресты старообрядцы считают негодными
- Главная фигура церковного раскола, Никон, родился в обычной крестьянской семье
- Значение славянского креста оберега
- Где находятся поселения староверов
- Разница староверов и православных
- Обряд крещения староверов
- Старообрядческий крест
- Терминология
- Различия в Символе веры
- «Царь Славы»
- Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов
- Сугубая и трегубая Алилуйя
- Особенности распятия
- Троеперстие
Нательный крест староверов
Крест, превратившийся после казни Иисуса Христа из средства убийства в знамя торжества добра над злом, является одним из центральных символов христианства.
Согласно обычаям старообрядчества каждый христианин с момента святого Крещения и до самой смерти обязан носить на груди, спрятанный под одеждой нательный крест, олицетворяющий веру человека в распятие и Воскрешение Христа.
Староверы, не поддержавшие церковные нововведения XVII века, признают православие только в его первоначальном виде, а потому для них единственно правильной формой тельника является та, что представляет собой восьмиконечный крест, который может быть вписан внутрь четырёхконечного.
Старообрядцы отвергают закрепившиеся в официальной русской церкви помимо восьмиконечных четырёхконечные и шестиконечные кресты, считая их незаконченными или неполноценными. В качестве аргумента они ссылаются на легенду, повествующую о том, что равноапостольная царица Елена в ходе поисков на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых, обнаружила именно восьмиконечный Животворящий Символ Веры.
Этот крест состоит из одной вертикальной и трёх поперечных перекладин, из которых самая нижняя располагается по диагонали. Она у староверов называется мерилом праведности и имеет такой наклон, при котором левый край находится выше правого. Такое расположение отсылает к моменту казни Христа, и указывает на двух преступников принявших смерть вместе с ним.
Тот, кто находился слева от Спасителя, раскаявшись в своих грехах и уверовав в Бога, отправился после гибели в рай, то есть наверх на небеса. Иная участь ожидала уголовника, распятого справа от Христа, который усомнившись в Божьей благодати, оказался в аду.
Мужской нательный крест
Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.
Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):
Хорошие книги по этому вопросу: C. Зеньковский «Русское старообрядчество», Н. П. Каптерев «Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович».
«Придерживаться старой веры», как это понимают старообрядцы значит фактически находиться в расколе с Вселенской Церковью, т. к. старообрядцы всех направлений, за исключением единоверов, едины в одном — в непризнании православности Вселенской Православной Церкви.
Вопрос об употреблении одного из видов крестного знамения, признанных Русской церковью равноспасительными, не является насущной проблемой для нашего спасения. Креститься двумя перстами не является грехом, но для некоторых людей может быть соблазном, т. к. в течение 3-х столетий это крестное знамение считалось «раскольничьим». На поместных соборах 1918 и 1971 гг.. Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов, но конечно, те, кто не общается с Вселенской Церковью находятся в сомнительном положении. Как верные чада Православной Церкви мы можем посоветовать Вам ни в коем случае не разрывать общение с Русской Православной Церковью и постараться отнестись со смирением к некоторому неприятию старых обрядов среди некоторых ее чад.
Единоверческая церковь возникла как путь возвращения старообрядцев, находящихся в расколе, во Вселенскую Церковь. «Единоверие» значит, что вера одна, вера Вселенской Православной Церкви. Смотрите: /news/001127/01.htm Это такая же православная церковь, как и другие, там служат священники, рукоположенные нашими епископами, и поминается Святейший Патриарх Алексий.
Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.
Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?
Какие нательные кресты старообрядцы считают негодными
В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.
Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными
Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»)
В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.
Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).
В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).
Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.
Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».
До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.
По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.
Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».
Источник
Главная фигура церковного раскола, Никон, родился в обычной крестьянской семье
О Никоне мы знаем из жития, написанного Шушериным И.К., который был в услужении у патриарха. В нем говорится, что будущий патриарх Московской и Всея Руси родился в 1605 году в семье крестьян. При рождении мальчику было дано имя Никита Минин.
В ранние годы Никита был отдан изучать Священное Писание и грамоту. Вскоре он сам решает поселиться при монастыре, чтобы не пропускать ни одной службы, а также продолжать учиться. После смерти родителей Никита женился и принял сан священника.
Однако спустя 10 лет, после смерти детей, он решает навсегда оставить мирскую жизнь. Убедив свою жену постричься в монахини, он сам в возрасте 30 лет совершил пострижение в монашество под именем Никон.
Д. Вухтерс(?), 1660-1665 гг. Портрет патриарха Никона с клиром
В 1646 году он прибыл в Москву, где сблизился с правившим тогда царем Алексеем Михайловичем, который впоследствии содействовал становлению Никона патриархом Московским.
Значение славянского креста оберега
- прямой славянский крест (с вертикальной и горизонтальной перекладинами) считается мужским огненным символом;
-
косой славянский крест (с двумя перекладинами) считается женским водным символом.
Кресты, как сильное защитное магическое средство, чаще всего носили мужчины в своих опасных походах, потому они несли на себе прямой мужской крест.
Пример креста-ладанки XI-XII вв. Имеет две створки, внутри был вкладыш, имеющий магическое значение.
Пример славянского креста XII-XIII вв. со значением благополучия и богатства. На таком кресте символ «Засеянное поле» являлся часто встречающимся изображением.
Пример литого славянского креста оберега XII-XIII вв. Привеска прорезная в форме четырехконечного равностороннего креста, в который включен солярный знак в виде свастики, украшенной шариками ложной зерни. Оглавие имеет вид уплощенной бусины.
Пример славянского креста XII-XIII вв. Привеска круглая прорезная с включенным четырехконечным равносторонним крестом. Крест имеет ромбовидное средокрестие и криновидные концы. Оглавие имеет вид плоского ушка.
Пример славянского креста ХII-ХIII вв. Крестовидная равносторонняя ажурная петлеконечная привеска с ромбическим средокрестием и петлевидными концами. Лицевая сторона украшена рельефным изображением жгута с шариками ложной зерни. Оглавие выполнено в виде плоского ушка. В этом символе ясно угадывается звенчатый крест — Знак Бога Даждьбога.
Пример славянского креста вторая пол. XII в. Крестовидная равносторонняя круглоконечная привеска имеет квадратное средокрестие и четыре лопасти в виде полукругов. Лицевая сторона орнаментирована двумя рельефными 5-видными фигурами, пересекающимися в средокрестии и имеющими на концах спиральные завитки. Оглавие выполнено в виде бусины. Вероятно, использовался моряками, в честь Покровителя мореплавателей Бога Переплута.
Пример славянского креста ХIII-ХIV вв. Четырехконечный равносторонний крест с прямоугольным средокрестием и перекрещенными концами. Оглавие имеет вид плоского ушка.
Пример медного литого славянского креста ХIII-ХIV вв. Крест четырехконечный равносторонний с расширяющимися концами. В средокрестии — ромб с вписанным четырехконечным крестом. Оглавие имеет вид гранёной бусины.
Пример женского славянского креста ХI-ХIII вв. Равносторонняя привеска с круглыми лопастями, декорированными выемчатой эмалью (частично утрачена), и косым крестом в средокрестии. Оглавие имеет вид плоского ушка. Как видите, ясно просматривается косой крест.
Пример старообрядческого креста – ладанки ХI-ХII вв. Как видите, он сочетает в себе прямой мужской огненный крест и женский водный косой крест.
Пример северного нательного креста, распространённого в наших краях. Собственно, именно такой крест оберегал староверов в наших местах, сохранивших дохристианскую культуру.
Сейчас, когда мы посмотрели символику славянских оберегов, посмотрим на то, как оживить ваш оберег.
Где находятся поселения староверов
Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.
Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.
В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.
Разница староверов и православных
Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.
Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.
Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.
Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.
Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:
- Имеет старообрядческий крест отличие от православного, но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
- Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
- Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. л дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
- Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
- Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
- Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
- Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.
Обряд крещения староверов
Данный обряд предусматривает троекратное погружение человека в воду, каждое из них должно быть полным. Во время крещения младенцу надевают пояс и крест. Последний представляет собой не только символ веры, но и оберег от нечисти. Именно по этой причине его нужно надеть всем детям, даже если они не прошли еще процесс крещения.
Одеть крест должны родители или же бабка, принявшая роды. Обряд начинается с момента накидывания креста. Тот, кто накинул его, несет аналогичную ответственность, как и крестные родители.
На протяжении последующих 8-ми дней, человек прошедший обряд крещения, не должен мыться, переодеваться. Главная особенность обряда- наречения имени. Его выбирают в соответствии со святцами. Девочек за неделю после или же до рождения, а мальчиков в соответствии с днем обряда крещения. Что касается выбора покровителя для ребенка, то им становился тот святой, чье имя было выбрано.
Старообрядческий крест
В православии крест — это символ веры, неотъемлемый атрибут богослужений и церковных обрядов. Верующие люди почитают его как святыню.
Непосредственно крест в старообрядчестве и современном православии выглядит одинаково. Горизонтальная и вертикальные перекладины — символизируют распятие, которое нёс на плечах Иисус к месту своей казни. Различия наблюдаются в формах нательных крестов. Иначе их называют — тельники.
Вид
Внешний вид креста староверов несколько отличается от современного символа веры. В четырёхконечную крестообразную форму заключён восьмиконечный крест. Как ни удивительно, но многие современные православные кресты выполнены в традициях католицизма — состоят из двух поперечных перекладин, содержат изображение распятого Христа. Такие кресты называют четырёхконечными — просто и лаконично.
Староверы подобную форму не приемлют. Их символ полностью соответствует Голгофскому изображению, описанному в Библии. Причём лицевая сторона креста не имеет изображения Спасителя. Оборотная сторона креста старообрядцев обязательно содержит молитву о вере в воскресение Бога.
Мужской крест староверов
Значение
Верхняя перекладина представляет табличку с начертанными словами: «Иисус Назарянин Царь Славы». Надпись может состоять из букв «ИНЦИ» — взамен «Славы» пишется «Иудейский». Это не изменяет сути, прописанной в Библии — над головой распятого Христа начертано Его имя.
Нижняя перекладина изображает опору для ног Спасителя. Скошенная форма напоминает библейскую историю распятых слева и справа от Христа разбойников. Первый (левый) конец направлен вниз. Означает проклявшего Иисуса разбойника, который после смерти отправился в ад. Второй конец устремлён вверх — что говорит о раскаявшемся разбойнике, отправившемся вместе со Спасителем в Рай.
Арочное подножие креста символизирует гору Голгофу — место казни. Изображённые слева и справа от креста, соответственно, копьё и трость — орудия казни. Копьём было проткнуто тело скончавшегося Христа с целью убедиться в его смерти. На трость насаживалась губка с уксусом, подносимая к губам ещё живого Спасителя вместо воды. Череп — изображает голову Адама, символизирующую падение человечества, поддавшегося духовным и физическим грехам. Буквы «Г» и «А» слева и справа от черепа означают «голова Адама». Внутренний смысл изображения — символ спасения — омытый кровью Христа череп очищает человека от греха, дарит возможность обрести вечную жизнь.
Кресты, распятия староверов могут иметь иные отличия, но они незначительны — не меняют суть передачи изложенной в Библии истории.
Терминология
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.
В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.
Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства
Различия в Символе веры
В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».
Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».
Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.
Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.
«Царь Славы»
На самой верхней, коротенькой перекладине, на которую римляне вешали табличку с описанием преступления, за которое человек подвергался казни через распятие, на староверском нательном кресте присутствуют надписи «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») или «Ника» («Победитель»). Приверженцы дореформенного православия резко протестуют против начертания на ней принятых в православии аббревиатур «INRI» или «IНЦИ», означающих «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Согласно объяснению архидиакона Соловецкого монастыря Игнатия, являющегося знаковой фигурой для староверов, истинным христианам нельзя поклоняться кресту, на котором красуется глумливая надпись, придуманная убийцей Иисуса Понтием Пилатом.
Кроме того на старообрядческом нательном кресте можно встретить именуемые монограммами Константина символические надписи. «ІС» и «ХС» означающие имя Христа, которые размещаются по обе стороны центральной перекладины.
На оборотной стороне староверского восьмиконечного креста гравируются следующие молитвенные слова: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его» или «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов
Чтобы разрешить вопросы и создать единые обычаи и традиции в русском православном мире в 1656 году Патриархом Никоном был созван Церковный Собор в Москве.
На Собор были приглашены представители восточных иерархов, которые в главном вопросе крестного знамения, провозгласили:
В скрижали были письменно зафиксированы слова трех восточных иерархов о трехперстном крещении, которое признавалось единственно верным. Скрижаль. — Москва : Печатный двор, X. 1655; дополнительные статьи 2. VI. 1656 с. 429
В результате последовали нововведения. Главные реформы коснулись унификации церковных обрядов согласно греческим, в первую очередь совершать крестные знамения тремя, а не двумя перстами; Реформа также затронула корректировку русских православных книг по новопечатным греческим.
Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881гг. Староверы вели рьяную дискуссию со сторонниками реформ о том, какие традиции Православия истинные
После Собора Русской Православной Церкви совершающие крестное знамение двумя перстами были преданы анафеме. Спустя два года анафема распространилась на древние церковные обряды, а тех, кто следовал им, признавали еретиками. Отлучения от церквей стали главными причинами раскола, и появления старообрядчества.
П.Е. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума» (протопоп Аввакум был старовер и один из рьяных противников реформ Никона). После реформ Никона все староверы были объявлены еретиками и приговаривались к смертной казни
Поэтому староверами принято сейчас называть людей, которые живут и служат по законам древнего православия дореформаторской Руси, до Церковного раскола.
Не смотря на долгие, жестокие гонения и преследования старообрядчества, стоит отметить, что его отличие от православной церкви не столь велико. Изменения в обрядах затронули лишь некоторые составляющие: как крестились, как писали имя Христа, какой крест признавался, каким образом совершали крестные ходы (по солнцу или против) и несколько других.
Сугубая и трегубая Алилуйя
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».
По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.
Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).
Особенности распятия
В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.
Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.
К основным особенностям этих крестов относят:
- Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
- Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
- Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
- Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
- Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.
Троеперстие
Первоначально пальцы при совершении крестного знамения складывали в виде двоеперстия: указательный и средний пальцы соединены, остальные согнуты и сомкнуты. Такой жест и сейчас можно увидеть на старинных иконах. В таком виде крестное знамение было заимствовано из Византии. В 13 в. в греческой Церкви произошло изменение молитвенного жеста, а в 17 в. патриарх Никон путем реформы привел русскую церковную традицию в соответствии с изменившейся греческой. Так было введено троеперстие, и до сих пор православные христиане крестятся именно так. При совершении крестного знамения большой, указательный и средний пальцы соединяются, это символизирует единство и нераздельность Святой Троицы. Безымянный палец и мизинец прижимаются к ладони. Сочетание двух пальцев обозначает единство двух природ Иисуса Христа – божественной и человеческой. В сущности, символизм двоеперстия был таким же – 3 и 2, Троица и Богочеловек, так что изменение касалось не столько содержания, сколько формы, но в современной Православной церкви утвердилось именно троеперстие, а двоеперстие сохранилось лишь у старообрядцев, следовательно, православному христианину не нужно его применять.