История развития формы креста. краткий курс православной ставрографии

Виды крестов

Нательные крестики носят все христиане, их надевают в Таинстве Крещения и носят в знак любви и верности ко Христу. Крест наше оружие против духов злобы, всегдашняя молитва от пребывания Распятия Господнего на нашем сердце, свидетельство Крещения в Христову веру, знак принадлежности православной Церкви.

Каноничным православным крестом считается четырех-, шести-, восьмиконечный крест с изображением Спасителя, с обратной стороны с надписью «спаси и сохрани», обязательно освященный в церкви. Крест лучше не снимать с себя ни в бане, и в больнице.

Материал, из которого будет сделан крестик, его стоимость, не имеют значения, ведь это не ювелирное украшение. Нательный крест потому и нательный, что его не носят на показ, его носят под одеждой на груди. Крест не сувенирчик и не амулет. Ко кресту надо относиться как к святыне, но если он вдруг потерялся (цепочка порвалась), то не стоит впадать в суеверный ужас, нужно купить и освятить другой, носить, относиться к нему внимательно и бережно, и при каждом своем шаге помнить, что у тебя на груди Распятие Христово. Нужно верить Христу и жить христианской жизнью в лоне матери-Церкви.

Наперсный или нагрудный крест – принадлежность одеяния священника, введен в России с XVIII века, до этого крест на груди носили только епископы. Первоначально наперсный крест был знаком отличия для пресвитеров, использовался, как награда.

Крест наперсныйXIV в.Шифер, резьбаЧастное собрание

Сейчас также есть повседневные иерейские кресты, по которым всегда можно отличить батюшку или иеромонаха от простого клирика или простого монаха в церкви, но есть и наградные наперсные кресты для священства. На обратной стороне креста надпись:

Иерейский крест носится на цепочке, конец которой перекидывается через шею на спину. Это является пастырским знаком заботы о прихожанах, как ношение на раменах заблудшей овцы.

Архиерейский крест также наперсный, т.е. носится на груди и надевается вместе с панагией – овальной формы образ Божией Матери. Они означают высшую иерархию в Церкви и символизируют ответственность епископа за народ и его обязанность подражать в этой заботе о людях Крестному подвигу Спасителя и уповать на предстательство и молитвы Божией Матери.

Крест наперсный панагийный. Крест корсунскийXIII в. (оправа — XVI в.)Яшма, оправа — серебро, скань7.7 × 5 смЦентральный музей древнерусской культурыи искусства им. Андрея Рублева, Москва, РоссияИнв. КП-3626

Напрестольный Крест — принадлежность святая святых храма – алтаря. Напрестольным он называется потому, что полагается на престоле, т.е. на том святом месте в храме, где совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых. Там же на престоле лежит святое Евангелие. Евангелие и Крест символизируют полноту Божественной истины, открывшейся в Новом Завете, о Домостроительстве спасения человеческого рода.

Распятие Христово с предстоящими и апостоламиИкона с врезанным крестомXIX в.Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль.31.4 × 26.8 × 2.7 см (икона), 16,3 × 10.5 (крест)Центральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, Россия

Напрестольным Крестом во время богослужения осеняется народ, к нему прикладываются после окончания Литургии, его употребляют для совершения Таинств и других уставных служб и священнодействий, например, для освящения воды на Богоявление.

Церковь не перестает славить Крест за богослужением: зачастую обращаясь к нему, как к личности.

Но не само по себе древо имеет чудодейственную силу для нас. Сила Креста в Распятом на нем Господе, Он есть спасение миру, Тот, кто дарует нам символом спасения нашего Свой святой Крест.

Крест, на котором был распят Христос, стал знаменем нашей Церкви, воплощением жертвенной Любви Бога к людям, символом истинного пути для тех, кто верует Спасителю и желает идти за Ним. Пусть мир хвалится силой, властью, богатством, нам же с апостолом подобает «хвалиться разве только крестом Господа» (Гал. 6, 14) и пребыванием с Ним на Кресте, Причастием Его Телу и Крови и надеждой наследования Его Воскресения.

Основные элементы Креста

Несмотря на то что главный имеет различные начертания, православные Голгофские Кресты принято изображать трёхсоставными, то есть восьмиконечными. Они представляют собой сочетание вертикального столба и большой перекладины, расположенной, как правило, на уровне, составляющем две трети от их высоты. Это, собственно, и есть само орудие мучения, на котором был распят Спаситель.

Над большой горизонтальной перекладиной изображается параллельная ей малая, символизирующая дощечку, прибитую к кресту перед казнью. На ней были слова, написанные самим Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эти же слова, но в славянском начертании, содержат все православные Голгофские Кресты.

Крест — картина великого события

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

В его композицию включены изображения Креста — орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Символ Лобного места

Голгофский Крест всегда изображается на некоем постаменте, олицетворяющем гору Голгофу, название которой переводится с древнееврейского языка как «череп». Это послужило основанием для другого названия, упомянутого в славянском и русском переводах Евангелия, — «Лобное место». Известно, что в древние времена оно служило местом казней особо опасных преступников. Есть свидетельства, что состоящая из серого известняка гора действительно внешне напоминала череп.

Как правило, Голгофа изображается в нескольких вариантах. Это может быть полусфера, а также пирамида с ровными или ступенчатыми краями. В последнем случае эти ступени называют «ступенями духовного восхождения», и каждая из них имеет определённое название: нижняя — Вера, средняя — Любовь, высшая — Милосердие. С обеих сторон горы, на которой изображён Голгофский Крест, помещаются две буквы — «ГГ», что значит «Гора Голгофа». Их начертание является обязательным.

Тверские кресты

Вторая половина XIII столетия стала временем упадка древнерусского искусства и ремесел. Разгром Киева в 1240 году привел к прекращению деятельности большинства художественных мастерских. Что касается Северо-Восточной Руси, куда к тому времени переместился центр политической жизни, свои художественные традиции и школы там еще не сложились. Однако катастрофа монгольского нашествия не прекратила духовного и культурного развития Руси, а лишь замедлила его. Церковь, сумевшая отстоять свою духовную независимость и оставшаяся единственным залогом государственного единства, поддерживала стремление русского народа к объединению и освобождению. В подчиненных Орде русских княжествах строились храмы, составлялись летописи, писались иконы, отливались кресты.

Крупным центром производства нательных крестиков в XIV-XV столетиях становятся Тверь и Старица. В Твери, как пишут исследователи В. В. Солдатенкова и Н. Е. Персов, «обнаружено более 4500 индивидуальных находок, датируемых от XI до рубежа XVIII-XIX веков… Найдено большое количество изделий свинцово-оловянистого сплава, в том числе крестов-тельников и других предметов христианского культа».

Тверские кресты не были такими разнообразными, как домонгольские. Тем не менее, можно выделить несколько типов, самым характерным из которых является небольшой прямоконечный крест с изображением Михаила Архистратига на обороте и Распятия, Нерукотворного Спаса или Никиты Бесогона на лицевой стороне.

Святой великомученик Никита, запомнившийся русскому народу благодаря житийному эпизоду побивания беса собственными веригами, был в XIV-XVIII веках одним из любимых русских святых. Вершковые (то есть небольшие, около шести сантиметров в длину) иконы Никиты Бесогона отливались в старообрядческих мастерских до начала XIX века.

Чем славянский Крес отличается от других символов

Начнём разговор с того, чем русский крест отличается от православного крестика.

Первое отличие тут в значении – кресты у славян связаны с силами природы. Православный же крестик связан с библейской символикой, это знак распятия. Сами по себе кресты существовали давно и у славян, и в других древних культурах. Лишь совсем недавно, во время повсеместного распространения христианства, люди стали считать крест символом исключительно этой религии. Встарь же крест был сильным знаком, дающим защиту или благословение, в зависимости от формы оберега.

Второе отличие во внешнем виде оберега. Славянские Кресы, как правило, равносторонние. В них две черты пересекаются ровно по центру, а не смещены вверх, как на христианском крестике. И, уж конечно, на русском кресте нет символа распятия в виде фигуры человека.

Отличается славянский Крес и от свастических символов. Здесь бывает непросто определить, где ещё крест, а где уже свастика. В славянских оберегах могут сочетаться несколько крестов, наложенных друг на друга и узор уже становится похож на свастический. Разница в том, к какой силе обращается символ на обереге. Свастика отражает движение солнца, как правило свастические символы посвящены солнечным Богам. Прямой крест же символ земного огня, например, такой огонь мы видим в символах «Кузня Сварога» и «Алатырь»

Один из видов русского креста – знак «Кузня Сварога»

Русские нательные кресты, иконки 14-15 век.

У ранних крестов и иконок, как правило, простая и на первый взгляд совсем незамысловатая форма. Но какой она обладает тонкой эстетикой и силой ! Она присуща только ранним древнерусским вещам, в частности, христьянским древностям. Простота, эргономика и аскетизм декора не отвлекает от главного смысла, которое несет в себе небольшое изделие, отлитое мастером-ювелиром. У домонгольских крестов и иконок совсем нет того излишнего орнаментализма, детализации и отвлекающих игр форм и вырисовки, как, к примеру, на христианской металлопластике 18-19 века. Это во времена Петровские да Екатерининские начались веяния запада, что заметно отразились на христианской металлопластики и иконографии. Ну и развитие технологий сказалось. В средние века материалы: бронза, а тем более завозное серебро, были малодоступны и дороги. Большинство изделий, вероятнее всего, вообще были из дерева и не сохранились в земле. Но сама энергетика скромных небольших крестиков и образков, отлитых из бронзы, той поры (домонгола), которые найдены в полях и сохранились в коллекциях, она очень велика ! Ведь то были времена, когда вера занимала совсем другое место в обществе в целом и в жизни каждого отдельного человека. Внешнее было далеко вторично. Лишние украшательства были не к чему. Православными стали далеко не все и не сразу. Славяне-язычники, иноверцы со степей, латиняне-крестоносцы с запада — христианину византийской православной традиции любой мог принести смерть за его веру, и крестик на шеи был далеко не просто украшением… История и традиции православного креста.

Во время Таинства крещения на каждого новокрещеного на Руси надевался крест. Нательный, или тельный, крест постоянно носили на себе, с ним и хоронили. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее почитаемые нательные кресты с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству. Известны кресты — исторические реликвии, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Евфимию Суздальскому, протопопу Аввакуму, и другие. Известны чудотворные кресты — меднолитой крест-энколпион (от греч. — «на груди») XII века с изображением Купятицкой иконы Богоматери и другие. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Наиболее древние тельные кресты, Х-ХП веков, найденные на территории Херсонеса, Киева и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

Почему под крестом Иисуса Христа изображается череп с костями

Изображения черепа и костей под распятием Господа Иисуса Христа часто встречается не только на иконах с изображением крестных страданий Спасителя, но и на нательных крестах. При этом, на некоторых изображениях распятия рядом с черепом виднеются буквы «Г» и «А». Это является своеобразной абривиатурой главы Адама. Таким образом, под распятием Христа изображается глава прародителя человечества Адама.

Такая практика основывается на церковном предании. Священное Писание именует Голгофу (место, где был распят Иисус Христос) Лобным местом. Считается, что именно там было положено тело праведного Адама после смерти. Пояснение именования Голгофы Лобным местом так же можно найти в христианском предании. Первые люди не знали, что делать с умершим человеком. Поэтому Адам был положен на землю, а под лучами солнца кожа и мышечная ткань истлена до появления лобной кости.

Крестная смерть Господа Иисуса Христа на месте погребения первого человека Адама глубоко символично. Так, Священное Писание повествует о том, что сама смерть пришла в мир после грехопадения человека. Подобно тому, как через Адама вошел в мир грех и смерть, во Христе человечество наследовало примирение с Богом, спасение и возможность вновь быть в раю после смерти. Кровь Спасителя мира как-бы омыла место захоронения Адама и его череп.

Череп и кости под изображением распятия Исуса Христа символизируют собой и все человечество, которое нуждалось в спасении. Грех прародителей, который помешал миру между людьми и Богом теперь омывается кровью Единородного Сына Божия. Жертва Господа Иисуса Христа стала свидетельство великой любви Бога к человеку.

Таким образом изображения черепа и костей под распятием не говорит о какой-либо мистической смерти, не означает магические элементы некромантии. Это указание на предание и символ спасения всего человечества через крестную смерть Спасителя мира.

Три памятных креста

Римский историк Евсевий Памфил описывает это знамя с изображением Креста в виде копья с поперечной перекладиной и начертанного сверху буквенного сокращения имени Иисуса Христа. Несомненно, что Голгофский Крест, фото которого представлено в статье, стал результатом последующих видоизменений символа, украшавшего боевое знамя римского императора.

После победы, одержанной Константином, в знак благодарности Спасителю он приказал установить три памятных Креста и нанести на них надпись «Иисус Христос победитель». По-гречески она выглядит так: IC.XP.NIKA. Такую же надпись, но по-славянски, содержат все православные Голгофские Кресты.

В 313 году свершилось великое событие: на основании Миланского эдикта, принятого по инициативе императора Константина, в Римской империи была установлена свобода вероисповедания. Христианство после трёх веков гонений получило, наконец, официальный государственный статус, и его символике был дан мощный импульс для дальнейшего развития.

Частица Божьей Благодати

Схематическое изображение места распятия Христа – Голгофский Крест, нательный, наперстный и напрестольный – прочно вошло в число наиболее почитаемых православных символов. В наши дни оно является не только атрибутом монастырской аскезы, но и святыней, бережно хранимой благочестивыми мирянами.

Большинство россиян, иногда даже те из них, которые не причисляют себя к верующим людям, придерживаются, тем не менее, старинных традиций и носят на груди символы христианства, в том числе и Голгофский Крест. Серебро ли пошло на его изготовление, золото, или выполнен он из иных металлов, освящённый в церкви Христовой, он всегда несёт в себе частицу Божественной Благодати, столь необходимой в жизни каждого из нас.

Вопросы, задаваемые жизнью

Сегодня почти каждая религия мира имеет свой символ: полумесяц у
мусульман, шестиконечная звезда у иудеев, янь и инь у конфуцианцев
и пр.

У многих христиан таким символом является крест. Однако, помимо
символа, он во многих христианских конфессиях еще и объект
поклонения, в честь него учреждены многочисленные праздники, ему
приписывается живительная сила и способность отгонять силы зла. В
предыдущих главах мы уже исследовали, с какой настойчивостью князь
тьмы внедрял лжеучения в церкви, вносил языческие учения, обряды и
обычаи. И поэтому невольно возникает вопрос: коснулось ли это
Креста? Ведь Голгофский Крест является символом победы нашего
Господа Иисуса Христа над дьяволом, грехом. Благодаря крестной
смерти Спасителя каждый из нас получил право на спасение. Принимая
Крест, Голгофу, мы духовно распинаем на нем свой греховный
характер, свои порочные наклонности. Словом, истина о Кресте Иисуса
Христа необходима для каждого человека. Но именно в этом и
заключался коварный замысел дьявола. «Чтобы с помощью обмана крепко
держать людей в неведении относительно истины о Кресте, сатана
возвысил и сделал предметом поклонения знак (!) Креста… Какой более
искусный обман может осуществить побежденный враг — взять символ
своего поражения и превратить его в эмблему своей победы» . Он сделал из Креста — идола,
амулет, талисман, которому стали поклоняться. Возвышенная истина о
Кресте как символе страданий и подвига Христа, Его победы над
грехом и князем зла была заменена идолопоклонством.

Более того, Крест становится символом церкви воинствующей. Этот
знак изображается на щитах крестоносцев, несущих кровь и слезы
многим народам, особенно славянам, арабам, евреям. Крест становится
символом «святой» инквизиции, красуясь на мантиях монахов-палачей.
Его выносят перед сожжениями людей на кострах, он становится
отличительным знаком католиков в Варфоломеевскую ночь, когда тысячи
протестантов были убиты, и их кровь ручьями лилась по улицам
Парижа.

Из каких материалов изготавливают нательные кресты?

Наиболее широко распространены нательные крестики из металла, особенно серебряные и золотые. Но встречаются и другие материалы: кто-то предпочитает деревянный нательный крест, кто-то – вырезанный из камня, кости, перламутра. Каждый из этих материалов имеет свою символику, и каждый соответствует церковной традиции.

Из истории нательного креста

Ношение на себе изображений креста было распространено еще во временапервых христиан – причем одни скрывали его под одеждой, а другие носили явно, не боясь гонений. Об этом свидетельствуют жития древних мучеников, например, святого Прокопия, пострадавшего в начале IV столетия. Нагрудные кресты находили и в погребениях некоторых первохристианских мучеников. Так, рядом с мощами мученицы Мартины, обретенными в римских катакомбах, лежал ее крестик: маленький, деревянный, весьма искусной работы, с дырочкой для ношения, проделанной в верхней части. Об этом факте упоминает святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем трактате о православном кресте (не все знают, что величайшему молитвеннику и чудотворцу конца XIX — начала ХХ веков принадлежит труд по ставрографии). После обретения Креста Господня святой царицей Еленой (IV век по Р.Х.) частицы Святого Древа разошлись по миру. Многие постоянно носили их с собой, вправляя их в небольшие крестики. На Руси традиция носить нательный крест широко распространилась сразу по принятии Крещения: одни исследователи полагают, что таким образом христиан отличали от язычников и этого требовала государственная власть, другие отвергают это мнение, видя в ношении тельника свободное проявление благочестия.

https://youtube.com/watch?v=bIUvUKmvEIY

Крест – картина великого события

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах церковной утвари, а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

В его композицию включены изображения Креста – орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Крест без распятия

Другой отличительной особенностью староверского тельника является то, что на нём нет образа Спасителя. Такая традиция существовала на Руси до XVII века, но после раскола в православие проникли новые правила, допускавшие помещение на крест изображения Сына Божьего.

По взглядам старообрядцев присутствие на кресте образа Иисуса по факту значит его повторное распятие.

Кроме того, по объяснению игумена Серапиона (Митько) нательный крест с распятым Христом становится подобием иконы, которая в свою очередь предназначена для молитвы и созерцания, а не для ношения.

Поскольку икону нельзя прятать от глаз, а тельник принято носить под одеждой, получается нестыковка, превращающая нательный крест с распятием в языческий амулет.

Об этом же в IV веке писал архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Голгофский крест

Целая история зашифрована в так называемом Голгофском кресте, также используемом и признаваемом в старообрядчестве.

Эта разновидность Символа Веры представляет собой восьмиконечный крест, водружённый на холм или пирамиду с пещерой, внутри которых изображён череп с христограммами «Г» и «А», означающие «Голова Адама», так как по преданию именно в недрах горы Голгофы нашел последний приют первый человек на Земле — Адам.

Череп Адама, который был омыт кровью распятого Иисуса, олицетворяет грехи человечества, искуплённые Сыном Божьим ценой его собственной жизни.

Над гротом значатся буквы «Г» и «Г», «МЛ» и «РБ», которые расшифровываются как «Гора», «Голгофа», «Место лобное» и «Раю быть».

Из горы Голгофы, по обе стороны креста торчат копьё и трость с губкой, обозначенные буквами «К» и «Т». Эти орудия, применявшиеся в процессе казни Христа, символизируют собой пытки и мучения, которые претерпел Христос во имя очищения грехов человечества.

Под центральной перекладиной Голгофского креста значится надпись «НИКА», напоминающая о воскрешении Христа и его победе над смертью.

Над ней, на разных концам горизонтали начертаны монограммы «IС» и «ХС» — «Иисус Христос».

На верхней, короткой перемычке изображено подлое титло «IНЦИ», которое в данном случае воспринимается староверами как должное, поскольку Голгофский крест повествует о последних часах жизни Христа.
Венчает этот крест монограмма на старославянском языке «СНЪ БЖІЙ», то есть «Сын Божий».

Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:

от 700 руб. от 950 руб. от 1 910 руб.

Другие православные изделия:

  • Крестики:
  • Православные кресты из желтого золота с горячей эмалью;
  • Православные кресты из красного золота с чернением;
  • Православные кресты из желтого золота с чернением и бриллиантами;
  • Православные кресты из желтого золота с чернением и фианитами;
  • Кольца:
  • Православные серебряные кольца с молитвой;
  • Православные серебряные кольца с позолотой;
  • Православные кольца (горячая эмаль), серебро с золотым покрытием;
  • Православные золотые кольца (красное золото, горячая эмаль);
  • Православные золотые кольца (желтое золото, горячая эмаль);
  • Православные золотые кольца с молитвой (Au 585);
  • Иконки:
  • Иконы из серебра с чернением;
  • Серебряные иконы с чернением и золотым покрытием;
  • Православные иконки (горячая эмаль), серебро с золотым покрытием;
  • Православные иконы из желтого золота с горячей эмалью;
  • Православные иконы из красного золота с чернением;

Пасхальные яйца (серебро Ag 925, золотое покрытие Au 999, горячая эмаль).

Другие серебряные изделия:

  • Цепочки:
  • Цепи, серебро 925 пробы;
  • Серебряные цепочки с чернью;
  • Цепи, серебро 925 пробы с позолотой;
  • Серебряные цепи (горячая эмаль), серебро с золотым покрытием;

Кольца с искусственными вставками, серебро 925 пробы;

  • Серьги:
  • Серьги-пусеты с искусственными вставками, серебро 925 пробы;
  • Серьги-пусеты с полудрагоценными камнями, серебро 925 пробы;
  • Серьги-пусеты с бриллиантом, серебро 925 пробы;
  • Серьги с английским замком и искусственными вставками, серебро 925 пробы.

Другие золотые изделия:

  • Цепочки:
  • Золотые цепи с горячей эмалью (желтое золото 585 пробы);
  • Золотые цепи из красного золота с алмазными гранями;
  • Кольца:
  • Кольца с искусственными вставками, золото 585 пробы;
  • Кольца с полудрагоценными вставками, золото 585 пробы;
  • Кольца с драгоценными вставками, золото 585 пробы;
  • Кольца обручальные, золото 585 пробы;
  • Кольца обручальные бухтированные (Au 585);
  • Серьги:
  • Серьги-пусеты с искусственными вставками, золото 585 пробы;
  • Серьги-пусеты с драгоценными вставками, золото 585 пробы;
  • Серьги с английским замком и искусственными вставками, золото 585 пробы;
  • Серьги с английским замком и полудрагоценными вставками, золото 585 пробы;
  • Серьги с английским замком и драгоценными вставками, золото 585 пробы;
  • Серьги «Конго», золото 585 пробы;
  • Подвески, гривны:
  • Кулоны с искусственными вставками, золото 585 пробы;
  • Гривна, золото 585 пробы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector