Чем отличаются католические кресты от православных?

Как выглядит католический и православный крестик

Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.

В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.

Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!

Иерусалимский крест

Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического

Обратите внимание на следующие различия:

  • Поза Спасителя. До раскола христианской церкви Христа было принято изображать воскрешенным и торжествующим. Однако в последующие века в католичестве Спасителя стали изображать страдающим, бессильно обвисшим на кресте.
  • Голова. Католический Христос обычно бессильно опускает голову либо вздымает ее вверх с невыразимыми муками на лице. Часто присутствует терновый венец. Православный Спаситель одухотворен и возвышен, смотрит на людей с благостным выражением. Может наличествовать нимб с греческими буквами, обозначающими «Сущий».
  • Руки. В православной традиции руки Христа практически прямые, ладони раскрыты – он как бы хочет обнять все Человечество. В католицизме он висит на расслабленных руках, пальцы сведены в кулаки от боли.
  • Ноги. Перед нами визуальное воплощение предмета наиболее яростных споров между католическими и православными теологами. Католики полагают, что Спаситель был прибит к кресту тремя гвоздями (ступни наложены одна на другую и пронзены одним гвоздем). Православные полагают, что гвоздей было четыре, и располагают ноги Христа параллельно.
  • Титло. Во время казни преступников на крестах полагалось прибивать сверху таблички с перечнем их преступлений. Для Христа придумали саркастическую надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудеи». В православной традиции такая табличка (титло) трансформировалась в верхнюю планку восьмиконечного креста. На ней обычно изображают аббревиатуру І.Н.Ц.І. (церковнославянский) или И.Н.Ц.И. (русский). В католицизме латинская аббревиатура I.N.R.I., обозначающая то же самое, пишется прямо на кресте.
  • Христограмма. На православном кресте часто наличествует христограмма, то есть, инициалы Иисуса Христа. Обычно она располагается на поперечной перекладине креста по обе руки Спасителя.
  • НИКА. Это греческое слово, обозначающее «победа», встречается только на православных крестах. И немудрено: крест с такой надписью император Константин воздвиг в Византии (позже Константинополе). Он считал, что именно вера в Христа помогла ему одержать победу над римским «коллегой» Марком Аврелием (естественно, язычником). А Константин считается первым христианским императором, впоследствии более почитаемом именно в православии.
  • «Спаси и Сохрани». Речь идет о надписи с тыльной стороны креста. Эти слова начертаны исключительно на православных крестиках. Они могут быть декорированы виноградными гроздьями.
  • Глава Адамова. Речь идет о символе, ввергающем в изумление многих непосвященных. Зачастую под распятием (обычно на православных крестиках) изображается череп со скрещенными костями. Конечно, это не пиратский «Веселый Роджер» и не оккультный символ. Дело в том, что христианская религиозная доктрина размещает могилу праотца Адама именно на Голгофе. Там в земле покоились его останки, которые впоследствии омыла кровь из христовых ран. Таким образом Христос искупил грехи не только нашего пращура, но и человечества в целом.

Положение тела Иисуса на кресте

Если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей господу, то положение тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью.

Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. В нем смирение и радость воскрешения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

Аббревиатуры и шифры: кресты на Руси

В 1551 году на Руси стал официальным русский православный крест, изображение которого до сих пор присутствует почти на любой российской церкви.

Этот восьмиконечный крест, представляющий собой модифицированное латинское распятие, был известен в Византии с VI века и отличался от прочих дополнительной верхней чертой, обозначающей табличку с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (ее повесили для осмеяния Христа), а также дополнительной нижней косой чертой, обозначающей перекладину-подножку для фиксации ног распятого.

Вариант этого креста представляет собой восьмиконечное распятие, стоящее на полумесяце.

Христиане разных эпох трактовали ее как другие церковные символы — якорь, Луна, на которой в Апокалипсисе стояла Жена, облеченная в Солнце, или чаша с кровью Христа.

Третий вариант православного распятия — схимнический, или голгофский крест, который используют православные монахи.

Его подножие символизирует подножие Голгофы, где был распят Иисус, и маркировано буквами Г Г («Гора Голгофа»). Под крестом нарисован череп, помеченный буквами Г А, — это «Глава Адама», по легенде, похороненного в том же месте, где распинали Христа. По мнению богословов, когда кровь Спасителя пролилась на череп Адама, первородный грех Адама и Евы был смыт ею и человечество вновь получило шанс на спасение. Выше мы видим надписи МЛ и РБ, шифрующие фразу «Место Лобное Рай Бысть» — это означает, что теперь, после того как Христос дал распять себя за грехи человечества, всем верующим стал доступен рай. Рядом с этими буквами из подножия креста наверх направлены копье и трость с губкой с уксусом: эти два предмета, по легенде, римские солдаты использовали против умирающего Спасителя. Предметы также отмечены буквами — К («копие») и Т («трость») соответственно. Выше написано «НИКА», на греческом — «победа», слово, обозначающее победу Иисуса над смертью, а еще выше — его имена.

Вместе с общей для Европы Нового времени тенденцией к геометричности и к кодифицированию как можно большего количества информации на одном изображении на Руси, в старообрядческой среде в конце XVI века возникают свои варианты голгофского креста. Эти вырезанные по дереву кресты применялись в качестве надгробий, а также для охраны домов от нечистой силы или как моленные образы. Горка, изображаемая в центре, всё так же отмечала Голгофу, а девять куполов храма, изображенные на кресте, отсылали к девяти ангельским чинам (другое число куполов тоже имело особое значение — от одного, обозначающего единого Бога, до тридцати трех, символизирующих земные годы Христа). Сверху на кресте могла быть написана молитва: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…».

Далее шли аббревиатуры, которые можно найти только на старообрядческих голгофских крестах. Они не только сокращают, но и шифруют в заглавных буквах высказывания, понятные лишь знающим — старообрядцам. На иконе XVIII века сверху мы видим следующие тайные надписи:

КХВВ: Крест Христов возвещает воскресение.

ККЦ: Крест — красота церковная.

КЦД: Крест — царям держава.

КАС: Крест — ангелам слава.

КВУ: Крест — верным утешение.

КБЯ: Крест — бесам язва.

Ниже, вокруг креста, изображено еще больше аббревиатур:

КТПВ ИВТС: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твое славим (строка из тропаря Кресту).

ББББ ВВВВ: Бич Божий бьет бесов, всей Вселенной возвещает веру.

ВВВВ ДДДД: Всем верным возвращение в рай, древо добро — досада дьяволу.

ДДДД НННН: Древо дарует древнее достояние, нощь неведения не светла неверным.

ОООО КККК: Обретенный обретатель обретен от Бога, Крест — крепость Константина к вере.

ППППТ ППППЕ: Пою, почитаю, поклоняюся подножию Твоему, паки подает по роду поклоняющимся Ему.

***

После Нового времени история разнообразнейших форм креста в христианских землях не закончилась. Сегодня кресты изобретают многочисленные новые церкви и религиозные организации, особенно национально-патриотического толка. Как и раньше, кресты служат мощной идеологемой, связывающей смотрящего на них человека с землей, верой и государством.

Когда появились различия?

Раскол христианской церкви на западную и восточную произошёл в 1054 году. Однако предпосылки к нему появились значительно раньше. Несмотря на то, что у представителей западного и восточного христианства была одна вера, подход к ней отличался. Разногласия возникли даже в представлениях о том, как должен выглядеть священнослужитель. «Латиняне» брили бороды. Для восточного духовенства такое поведение было недопустимым. Различия стали заметны и при проведении обрядов, украшении храмов и т. д. Христиане не стремились к тому, чтобы устранить разницу. Они делали её ещё более видимой, противопоставляя себя тем, кто, по их мнению, поклонялся Богу неправильно.

Новгородский

Православный крест, в изображении которого присутствует круг. иногда его считают одной из разновидностей креста тамплиеров. Символ был распространен в Новгородской земле, из-за чего и получил свое название.

Один из самых известных каменных новгородских крестов был установлен в память о Куликовской битве архиепископом Новгородским Алексием, жившим в XIV веке. Поэтому его также называют алексеевским.

Старообрядческий

Восьмиконечный крест, расположенных внутри четырехконечного. Ключевая особенность — отсутствие распятия: важна только форма символа. Короткие перекладины изображаются так же, как и в православии.

Смерть Иисуса Спасителя

Известно, что причиной возникновения креста стала мученическая гибель Иисуса, принятая им по приговору, который вынужденно вынес Понтий Пилат. Это был популярный метод исполнения смертной казни в древнеримском государстве, который римляне позаимствовали у карфагенян (распространено мнение, что именно карфагеняне первыми стали использовать распятие). Чаще всего к казни таким способом приговаривались разбойники; многих ранних христиан, которые подвергались преследованиям в Римской империи, тоже казнили на кресте.

До Иисуса крест был средством позорной казни. Однако после Его гибели он превратился в символ победы жизни и добра над смертью и злом, напоминанием о безграничной любви Господа, чей Сын освятил крест Своей кровью, сделав его средством благодати и освящения.

Православный догмат Креста (также называемый догматом Искупления) подразумевает, что гибель Иисуса является выкупом для всех людей, призванием всего человечества. Крест отличается от казни любым другим способом тем, что позволил Спасителю умереть, расставив руки в стороны, как бы призывая людей со всех концов земли.

При чтении Библии можно убедиться, что подвиг Христа – это главный эпизод Его жизни на земле. Его крестные страдания позволили смыть свои грехи, покрыть долг людей перед Господом – искупить (то есть выкупить) их. Голгофа содержит непостижимую тайну любви Творца.

Итак, католический крест православный крест – в чём разница между ними?

Специально для вас: Православный крест: значение перекладин

Почему православный крест отличается от католического

Если сравнить католический и православный кресты, то будет несложно найти между ними несколько отличий. Первое и главное заключается в том, что у православного креста есть еще две перекладины, одна из которых – наклонная. Есть и еще заметные отличия, но их можно списать на художественное творчество, а вот форма креста — тут точно принципиальная разница.

Почему так получилось?

Католики почитают крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. В православии форма креста в принципе не имеет никакого значения, однако большее распространение получили шестиконечные и восьмиконечные кресты.

Крест, как символ, был хорошо знаком практически во всех культурах Европы еще до появления христианства, однако большое значение данному символу стали придавать только после воцарения и реформ Константина Великого в Римской Империи (именно он сделал христианство государственной религией, тем ироничней, что до момента своей смерти, сам император оставался язычником). После принятия христианства в разных регионах и культурах просто начали использовать уже знакомые местным жителям кресты, смысл и значение которых принялись переосмысливать.

Поэтому в латинской части Римской Империи (на западе) принялись использовать максимально упрощенный символ. В то же время на востоке, в Греции пошли по другому пути, пытаясь сделать главный символ веры максимально аутентичным тому, что был в действительности. Все дело в том, что распят Иисус Христос был именно на восьмиконечном кресте. Две дополнительные плашки символизируют подставку для ног и табличку с надписью, которая крепилась над головой у распятого. Впрочем, до великой схизмы (раскола вселенской кафолической церкви на восточную и западную) все это имело крайне мало значения. Более того, даже на востоке использовались греческие кресты, которые, по сути, мало чем отличались от латинских. Когда же раскол все-таки случился, то «новый» восьмиконечный крест просто стал еще одним способом подчеркнуть свою инаковость.

На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но если оно присутствует, то Иисус Христос изображен на нем мертвым, с потоками крови на лице и ранами на руках, ногах и ребрах. На православном кресте Христос изображен воскресшим, его ладони открыты и он как бы призывает всех быть рядом с ним в Царстве Божием.

На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно, а на католических ноги пригвождены одним гвоздем, одна на другую. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине XIII века.

История возникновения раскола

Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.

Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.

Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.

История католицизма

Как отдельное течение Христианства, он отделился ещё в 1054 г. Произошло это после «Великого раскола», когда Папа и Патриарх придали друг друга анафеме. Последователи также разделились на два «лагеря» и с тех пор, католицизм считается отдельным религиозным течением.

Как и у православных, у них есть свои символы и атрибуты, которые символизируют их веру. Католицизм считается одним из самых распространенных на планете вероисповеданий. В Европе, большинство стран находятся под управлением и сильнейшем влияние церкви на жизнь людей. Например, Польша, Бельгия, Италия и другие. Больше всего католиков на американском континенте.

Как и для православных, для католиков крест обозначает освобождение и символ победы добра над злом. Может трактоваться, как атрибут вечной загробной жизни. Крест также символизирует надежду и веру – это его основная цель. Человек получает его в знак того, что он привержен определенной церкви.

Также существует крест Св.Петра, который может символизировать веру в христианство. Он отнюдь не символизирует сатанизм или богохульство, а является одной из разновидностей католического креста. Стоит заметить, что это обычный латинский перевернутый крест. Вы сможете найти множество различных крестов, которые используются не только у католиков, но также и православных.

Каждая из разновидностей символизирует причастность к церкви, а также высоко почитается Христианской церковью

Стоит обратить внимание, что у католиков обычный крест и Папский, различаются количеством концов. Папский представляет собой тройное правление, как священника высшего чина

Он выше над всеми остальными, так как больше привержен к Господу и может посылать свои молитвы напрямую.

Обнуление пространства

Ванда: А можно узнать подробней?

Алена: Вам нужно отмотать процессы назад и найти, нащупать момент, когда у вас что-то не пошло.

Ванда: Когда у нас не пошло дело или когда только мысль зарождалась о самом деле?

Алена: И так и эдак можно. Дело в том, что для вас несет обнуление того пространства, в котором вы создавали. Не информации обнуление, а обнуление пространства. Чтобы что-то изменить, нужно обнулить пространство, в котором пошло что-то не так, очистить его.

Ванда: А каким образом можно очистить то пространство?

Алена: Обнулить пространство при помощи этого знака изначального креста. Тем самым вы очищаете пространство и даете Высшим Силам сигнал, что вы начинаете что-то новое.

Если строите дом, то на том месте нарисуйте этот знак. Даже просто на земле начертайте. Хотя мне сейчас идет понимание, что этот знак должен быть заключен в круг.

Ванда: Может нужно произносить какие-то слова при начертании этого символа?

Алена: «Я начинаю начало» — это должно быть четко сказано, заявлено, что именно вы начинаете заново. Самому звуку «Я» мало придают значение. Вы мало его произносите в истинном понимании.

То, что мы произносим в школе, определенные слова и звуки, и когда там звучит «Я» — это как призыв о внимании к вам.

Четыре живоносных источника

Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)

В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).

Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).

Виды

Помимо формы, символы веры различаются и по виду. Типы возникали в различные исторические эпохи, приурочены к различным значимым событиям.

Георгиевский

Наградной вариант, предназначенный для поддержания веры служителей церкви и офицеров. Он имеет 4 конца, и его форма признается максимально верной. В свое время эта награда была утверждена Екатериной Великой.

Виноградная лоза

На восьмиконечном кресте изображена виноградная лоза, а в центре часто размещают портрет Спасителя или буквы ХВ. Идея креста такова, что Иисус – лоза, а все люди – ветви. Основное таинство, которое связано с этой идеей – Таинство причащения.

Семиконечный

Бывают и семиконечные крестики. Сегодня в качестве нательного не производятся, однако таким типом украшены иконы 15 века, а также купола старейших храмов.

Терновый венец

На иконах 12 века можно встретить изображение колючего венца на крестах. Так авторы старались изобразить страдания Христа.

Виселицеобразный

Современный вариант украшения храмов. Широко распространен при украшении предметов церковной службы, церковных облачений, а также на множестве икон, которыми украшены стены церквей.

Мальтийский

Вид Мальтийского креста «пришел» с острова Мальта, где шла долгая битва против масонства. Форма символа – равносторонняя, с лучами, расширяющимися на концах. Его нельзя купить – он вручается только за особую доблесть в боях. В частности, в свое время он был утвержден орденом Иоанна Иерусалимского. Крест украшал гербы многих городов и регионов.

Просфорный

Просфора – уникальная печать с изображением греческой фразы «Иисус-победитель». По форме просфорный крест похож на георгиевскую разновидность, но имеет дополнительную надпись. Изначально существовал в ограниченном количестве церквей, а сегодня его изображение печатаются на просфорах.

Каплевидный четырехконечный

Именно этот округленный крест расположен в греческой версии Евангелия, выпущенного во II веке. Капли на концах изделия символизируют кровь Иисуса, а также борьбу за свою веру до конца.

Восьмиконечный

Самый популярный, почитаемый вид крестика. Он символизирует момент распятия Христа. Свои кресты те, кто шел на казнь тащили на себе. По форме это были четырех конечные сооружения. Потом, после казни Иисуса на кресте сделали подножку, чтобы закрепить ноги сына Бога. На верхней планке Понтий Пилат распорядился поместить табличку.

Во времена Елизаветы Петровны восьмиконечная форма была закреплена законом, а кресты использовались в качестве наградных. Такую форму считают наиболее близкой к вере, поскольку на верхней планке была надпись «Иисус – царь Иудейский». Именно с того смертельного часа Христос получил признание.

Равносторонний

Это тип изделия с двумя перпендикулярными балками. Придуман для разнообразия, не несет какой-либо особой идеи. По форме напоминает квадрат.

Что означает полумесяц на кресте православного храма?

Широко распространен полумесяц на православном кресте, расположенный в нижней части символа. Незнание значения данного изображение может привести к его неверному восприятию и толкованию. Стоит отметить, что наличие полумесяца на православном кресте не имеет ничего общего с мусульманской религией или с победой над мусульманами. Крест с полумесяцем можно увидеть на многих древних храмах, таких как Церковь Покрова на Нерли (1165), Димитриевский собор во Владимире (1197) и т.д., когда о победе над мусульманами не могло быть и речи. 

С древних времен знак полумесяца являлся государственным знаком Византии и символизировал царскую власть вплоть до захвата Константинополя Османской империей (1453). Православный крест с полумесяцем имеет несколько значений.

Олицетворение Церкви как корабля

«Церковь как корабль, ведомый Христом,» – распространенная метафора в богословии. Так и каждый христианин может уподобляться кораблику, который следует за кораблем-Церковью по волнам житейского моря

Вместо паруса – крест и молитва, а вместо ветра – Бог, который помогает отважно бороться со штормами грехов и направляться к вечности на горизонте. Ссылаясь на это значение, Климент Александрийский в своем Гимне Иисусу Христу пишет:

Символ победы христианства над язычеством

В данном варианте крест – символ Христа и его воинства, состоящего из ангельских сил и сонма святых. Язычество здесь выступает как поверженный и изогнутый дракон (традиционное обозначение дьявола).  

Значение креста в Православии чрезвычайно велико. Его значение сочетает в себе побежденную смерть и цветущую жизнь, полную надежды и крепкой веры. Крест является священным символом Христа и обладает великой силой, которая может защитить человека от бесовского влияния, подарить мир душе и помочь ей на пути к Царству Небесному. 

Каждый православный человек осеняет себя Крестным Знамением, выражая свою внутреннюю веру в Бога, Его любовь, благодарность по отношению к Нему, надежду на Его защиту и спасение своей души в вечной жизни. 

Чем является Символ веры?

Символ веры, католический и православный, это совокупность главных религиозных догматов, образующая стержневую систему учения в целом. Иными словами, в христианстве под данным термином понимается краткое изложение обязательных и неизменных истин, не подлежащих оспариванию или сомнениям. Соответственно, этот термин в своей сути схож с понятием аксиомы.

Символ веры – понятие во многом схожее с Соборными изложениями, однако, оно обособлено от этих церковных документов. Соборные вероизложения подразумевают под собой результат труда присутствующих на них первосвященников. Первичные же догматы вероисповедания лежат в основе работы всех, когда-либо имевших место быть, Соборов.

Также Символом веры является и текст особой молитвы, появившейся в IV столетии и ставшей результатом работы двух Вселенских Соборов. В этом молении выражены все непреложные для христиан истины, именно поэтому оно так и называется. Иными словами, данная молитва перечисляет имеющиеся в религии Символы веры.

«Идите, научите все народы»

С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.

Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.

Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.

С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».

Кресты ставились в ознаменование утвержения веры

Долго еще после Владимира шла на Руси борьба христианства с язычеством и мусульманством, ознаменованная славными победами первого над последними: и когда неверующие обращались к вере, то не раз приходилось крестить их не в храмах, а в реках. Каждое подобное торжество христианства, как естественно и предположить, ознаменовалось построением священных памятников и если не церквей, то часовен и крестов. Укажем в особенности на землю псковскую, муромскую, суздальскую, где русскому христианству приходилось вести довольно упорную борьбу с язычеством и мусульманством после того, как на юге России оно уже прочно утвердилось.

Известны подвиги св. Авраамия Ростовского, который апостольским жезлом, имевшим наверху крест, сокрушил идол Велеса и обратил ко Христу многих язычников — жителей Ростова.

Крест святителя Авраамия Ростовского. Копия старообрядческого литья

Известно также апостольство св. Леонтия, епископа Ростовского (ум. около 1077 г.), силою креста, с кото­рым он выступил против восставших на него язычников, и преклонившего сердца их к вере Христовой. В Муроме особенно славен апостольский под­виг св. Константина (Ярослава Муромского, ум. 1129 г.), который после му­жественной борьбы силою веры и слова покорил упорных язычников своей вере. Вообще же в суздальской земле торжество русского христианства окончательно утвердилось со времени Андрея Боголюбского, боровшегося, впрочем, не столько с язычеством, сколько с мусульманством, жившем в соседнем богатом племени волжских болгар, хотевших некогда обольстить и Владимира. В 1164 году Андрей одержал над болгарами славную победу, которая пришлась в одно время с победою, одержанною греческим импера­тором Маниулом над сарацинами мусульманами. 

Стерженский крест. 1133 год. Озеро Стержь. Осташковский район. Тверская область

Оба государя приписали это дело победной силе креста и по взаимному соглашению установили или подтвердили новый праздник святому кресту 1-го августа, во время которо­го в Константинополе, а потом и Руси совершались крестные ходы. Эта, конечно, сила креста помогла Андрею обращать к вере болгар, даже евреев, что летопись относит к славе этого боголюбивого князя.

Что означает крест с полумесяцем на церкви

Крест с полумесяцем появился в эпоху Никона. Он установлен на многих православных храмах, например, на Покровском или на Дмитриевском соборе в городе Владимире.

Этот символ не имеет ничего общего с мусульманской луной, внутри которой находится пятиконечная звезда.

В древние времена полумесяц был символом Византии, из которой православие и пришло на Древнюю Русь. Только после завоевания Константинополя турками этот символ стал мусульманским.

Дмитриевский собор (Владимир)

Есть несколько версий, почему полумесяц появился под крестом и что это означает в православной символике.

Константин Великий считал полумесяц символом христианства и подтверждал то, что православие стало главной верой в его стране.
Есть мнение, что полумесяц означал колыбель новорожденного Христа.
По другой версии на кресте с полумесяцем изображается вовсе не полумесяц, а чаша, которая использовалась в евхаристии во время причастия.
По мнению некоторых священнослужителей, полумесяц на кресте – это не полумесяц, а корабль, парусом которого является крест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector