Книга многие знания

Содержание:

О чем эта книга

На первый взгляд, главным мотивом Книги Екклесиаста выступает бессмыс­ленность человеческой жизни. Автор описывает картину вечного круговорота жизни. Все названо суетой, бессмысленной тратой времени. Не только обретение богатства, власти, получение удовольствий, но и любой человеческий труд определены как бесполезные.

Автор говорит, что в мире никогда не будет настоящей справедливости. Всегда один будет властвовать над другим. Всегда будут подкупленные судьи. Мудрец даже не видит никакого различия между людьми и животными: умирают и те, и другие. Нет смысла и в получении знаний и мудрости, так как от этого только увеличивается скорбь человека.

Часто употребляемое слово «хэвэл» (от халдейского «habal» – «дымиться, испаряться») переведено на русский как «суета» — пустые, безрезультатные занятия.

Единственной достойной жизненной позицией является получение удовольствия от самого процесса жизни, помня при этом ее суетность. Екклесиаст считает, что в целом человеческая деятельность безрезультатна, мы не можем изменить существующий порядок вещей на земле. Все в человеческой жизни носит преходящий характер. Ничто земное не в состоянии дать ощущение совершенного счастья. Блаженства можно достичь только в Боге.

Все суета сует: как не сойти с ума от этой мысли?

Читаем Екклесиаста вместес американским священником Протоиерей Стивен Фриман — настоятель храма святой Анны в городе Оук Ридж, штат Теннесси, США, создатель популярного православного блога Glory To God For All Things («Слава Богу за все»).

Песня Пита Сигера (американский фолк-певец (1919–2014). — Ред

.) «Как было — так и будет…» (To Everything There Is a Season) была очень популярна в Америке в 60-е годы. Она стала гимном Peace Movement (движение, которое выступало против войны во Вьетнаме. —Ред .). А после того как в 1965 году ее исполнила рок-группа The Byrds, она стала мировых хитом.

Удивительно, но кроме «turn, turn, turn» («вновь, вновь, вновь») и двух заключительных строк, все остальные слова этой песни прямо позаимствованы из Книги Екклесиаста (3

:1–8) — настолько созвучны оказались ее смыслы настроениям того времени:

На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература

В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.

При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.

Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения

Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.

Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.

Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Название «Екклесиаст» переводиться как «проповедник», это калька с греческого слова «кохелет»

Книга называется Екклесиаст, поскольку написана от лица «Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Екк. 1:1). Это название ― греческая калька с еврейского слова «кохелет». Оно означает проповедника в собрании.

Именно поэтому в христианском каноне сочинение носит название Екклесиаст или Экклезиаст. В переводе с греческого оно означает «оратор в собрании». Полное название в синодальном переводе этой книги следующее: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Святой Григорий Нисский. Мозаика XI века в киевском Софийском соборе. Святой Григорий Нисский считает, что имя Екклесиаст указывает на высшего Наставника Церкви ― Иисуса Христа

Современные богословы указывают на то, что слово «ках`ал», означает собрание всей ветхозаветной Общины или молитвенное собрание верующих. Именно поэтому греческий переводчик произвел свое наименование книги от слова «экклесиа» — народное собрание, Церковь. Именно поэтому Смысл слова «Кохелет-Екклесиаст» передаётся как проповедник или говорящий в собрании.

Стоит при этом отметить, что святой Григорий Нисский видит в этом имени указание на высшего Наставника Церкви — Христа (Истолков. Екк 2:1). Таким образом, можно сделать вывод, что название произведения носит символический и характер и избранно не случайно.

Книга Екклесиаста: история написания и авторство

Книга Екклесиаста — уникальный текст в ветхозаветном Священном Писании. О ней зачастую говорят, что это самая «небиблейская» книга.  Она не содержит яркого свидетельства веры. В ней нет пророческих предсказаний и наставлений. Описанная бессмыс­ленность человеческой жизни, как кажется на первый взгляд, противоречит самому духу Священного Писания.

До сих пор нет общепризнанного мнения о ее авторе и времени написания. Однако сложилось традиционное представление, что она написана еврейским царем Соломоном (10 век) на исходе его долгой жизни. На это указывает сам автор, называя себя сыном Давида и царем в Иерусалиме.  Именно предполагаемое авторство Соломона повлияло на судьбу Книги — ее включили в иудейское Священное Писание. 

Название «Екклесиаст» — греческий перевод с еврейского. В оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». То есть Екклесиаст — это не собственное имя автора.

Древнейшее предание об авторстве царя Соломона, сына царя Давида, подверг сомнению в 17 веке голландский христианский богослов  Гуго Гроций. Эту позицию подхватили и обосновали целый ряд протестантских ученых, отрицавших подлинность Книги. Тогда же были высказаны сомнения относительно времени написания. Расхождения в датировках составляли в несколько веков. Например, немецкий историк Фридрих Делич — к 464—332 годам до Рождества Христова, а немецкий историк Генрих Грец — к 1 веку до Рождества Христова. По их мнению, в Книге Екклесиаста встречаются описание бедствий жизни, о которых ничего не известно из жизни Соломона. Также в Книге использованы слова, употребление которых несвойственно для эпохи царя Соломона.

Для христианского богословия вопрос о том, кто именно написал Книгу Екклесиаста, не является принципиальным. Главным остаётся смысл данного Писания.

Экклезиаст — Коэлет

Эта мудрая книга, принадлежащая перу царя Шломо (Соломона), посвящена поискам смысла жизни. Изначально она представляла собой речь, произнесенную в присутствии народа. Автор, мудрейший из людей, делится с нами своими соображениями по поводу иллюзорности материальных наслаждений

Одна из самых известных книг Танаха. Греческое название — Экклесиастес, в русской традиции — Экклезиаст.

Автор книги — царь Шломо, чему свидетельствуют первые слова текста: «Слова Коэлета, сына Давида, царя в Иерусалиме»

Книга содержит 12 глав, состоящих из 222 стихов.

Эту книгу принято читать в субботу праздника Суккот. Мидраш

поясняет, почему: Чтобы напомнить, что мы веселимся не для самого веселья, а с целью выполнить заповедь. Ведь написано:«Про смех я сказал: глупость! Про веселье: зачем оно?» Здесь подразумевается бесцельное, пустое веселье, смех ради смеха. И там же сказано:«И прославил я веселье» , — это о веселье, связанном с заповедью. Потому что Б-г «не присутствует» там, где царит уныние.

Название свитка — на иврите Коэлет (Коhэлет

) — происходит от словакааль , что означает:«община» , или«собрание» (от корнякуф-hэй-ламед , имеющего значение «собирания»). ВедьКоэлет — это речь, произнесенная в присутствии народа: Тора приводит заповедь собирать народ «в год шмита, в праздник Суккот» (Дварим 31 ), т.е. на седьмой год семилетнего цикла, в Иерусалим, и читать перед ними некоторые разделы из Торы.

А про автора книги, царя Шломо, сказано: «И собрал Шломо народ». Итак, Коэлет — это слова царя Шломо.

Еще одно интересное объяснение: Раши пишет, что Шломо назван здесь именно этим именем, потому что собрал за свою жизнь много мудрости. Накопленную за годы жизни мудрость он изложил в этой книге. Мудрецы (Шир а-Ширим рабба 1, 1

) говорят, что царь Шломо написал эту книгу в конце своей жизни. И ещё сказали мудрецы (Талмуд, трактат Мегила 7а ): «Коhэлет — мудрость царя Шломо».

Книга посвящена поискам смысла существования. Чувственные наслаждения не могут удовлетворить разумного человека. Также иллюзорны удовольствия эстетического характера. Автор находит, что надо отказаться от эгоистических целей. Но признав ценность знания и мудрости, он озабочен одинаковостью судьбы мудрых и глупых людей.

Разгадка бытия содержится в заключительных словах: «Бойся Всевышнего и соблюдай Его заповеди, ведь для того человек и создан. Ибо все дела Всевышний приведет на Суд — даже скрытые, — будь то хорошее или злое (дело)».

Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»

О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.

Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону

В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.

В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.

Впервые сомнения об авторстве Екклесиаста высказал Гуго Гроций в XVII веке.

Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:

  • Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
  • Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
  • Делич — к 464—332 г. до н.э.;
  • Гитциг — к 204 г. до н. э.;
  • Грец — к царствованию Ирода Великого.

Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.

Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.

Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста

Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.

Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.

О чем эта книга

На первый взгляд, главным мотивом Книги Екклесиаста выступает бессмыс­ленность человеческой жизни. Автор описывает картину вечного круговорота жизни. Все названо суетой, бессмысленной тратой времени. Не только обретение богатства, власти, получение удовольствий, но и любой человеческий труд определены как бесполезные.

Автор говорит, что в мире никогда не будет настоящей справедливости. Всегда один будет властвовать над другим. Всегда будут подкупленные судьи. Мудрец даже не видит никакого различия между людьми и животными: умирают и те, и другие. Нет смысла и в получении знаний и мудрости, так как от этого только  увеличивается скорбь человека.

Часто употребляемое слово «хэвэл» (от халдейского «habal» – «дымиться, испаряться») переведено на русский как «суета» — пустые, безрезультатные занятия.

Единственной достойной жизненной позицией является получение удовольствия от самого процесса жизни, помня при этом ее суетность. Екклесиаст считает, что в целом человеческая деятельность безрезультатна, мы не можем изменить существующий порядок вещей на земле. Все в человеческой жизни носит преходящий характер. Ничто земное не в состоянии дать ощущение совершенного счастья. Блаженства можно достичь только в Боге.

Почему во многой мудрости много печали

Сегодня мы попробуем выйти далеко за рамки сегодняшних наших знаний и хоть немножечко приоткрыть тайны великой мудрости. А для этого мы детально познакомимся с самым высшим и продвинутым уровнем интеллектуальной мудрости, который только возможно достичь, и узнаем его основные недостатки, если они конечно существуют. Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть у самого умного, или даже мудрого человека, но самое интересное что эти проблемы появляются именно с обретением высшей мудрости.

мы подробно рассмотрим тему, почему так часто люди говорят, что во многой мудрости много печалипо логике, обретение знаний должно давать прозрение, счастье, успех, известность, и тому подобные вещи, которые в итоге дают мудрецу радость, но никак не печаль.

И так мы начали свое путешествие в тайны мудрости еще с прошлой статьи про ошибки мудрости. Советую прочесть ее, ведь если мы не сможем приодолеть все главные трудности рассмотренные нами, то мы просто не попадем на высший уровень мудрости, а просто по дороге заблудимся где-то в темноте лени или невежества.

Великая мудрость

Ну ладно, сегодня побудем оптимистами, и представим что мы все-таки взобрались на высший уровень мудрости, преодолели все преграды и открыв все тайны мудрости. Казалось бы, все просто отлично.

Для достижения великой мудрости, мы объединили все наши огромные знания в одну цельную картину мира, теперь можем предсказать любой процесс заранее, и находимся на не достижимой высоте сознания от всего остального человечества.

Какие же могут возникнуть проблемы теперь, когда мы можем решить любую даже самую сложную задачу. В жизни все должно вроде бы само наладиться, ведь теперь нам все по силам, деньги не проблема, ведь с помощью гениального ума легко заработать в бизнесе любые нужные деньги. А соответственно теперь легко можно купить любую вещь.

Отношение с людьми еще легче, ведь психологией можно любого человека подтолкнуть принять вашу сторону в споре, сделать то что вы хотите, подружиться с вами, и даже работать на вас. Фактически можно завести семью, бизнес, знакомства, хобби, кошку, собаку, любовницу, и даже свой самолет.

Но в итоге, все равно что-то всегда не так, ведь счастья как не было, так и нет. А то и еще хуже этого. Возможно раньше было счастье, ведь мы росли на пути обретения мудрости и познания ее секретов, нам было все ново и интересно, все в новинку. Мы познавали огромный и бесконечно интересный мир, но что случилось сейчас, когда мы казалось бы знаем про него все, почему пропали все краски?

Почему во многой мудрости много печали

Давайте подумаем логикой, ведь наш бренный мир в любом случае станет совсем однообразным, скучным, пресным и унылым местом, если ты научишься его в точности предсказывать на много шагов вперед. Просто исчезнет, любой сюрприз, неожиданность и пропадет желание развиваться дальше. Да и куда теперь развиваться, если ты все уже знаешь, и многое даже наперед.

Это и есть та самая последняя загадка мудрости которую вам предстоит разгадать, для того что бы стать счастливым. Ведь именно от пагубного влияния этой великой ошибки и великой тайны мудрости которую вам еще предстоит раскрыть и пошла фраза «во многой мудрости много печали». Именно эта ошибка преследует многих печальных мудрецов прошлого и современности, именно она делает унылой и не счастливой их жизнь.

Ну вы также можете возразить, что за вздор ты говоришь, как мир может надоесть. Ладно давайте представим живо представим себе картину которую видит очень интеллектуально мудрый человек.

Для начала тяжело даже представить в теории, что вообще может нас порадовать хотя бы немного?

Да и к тому же, если бы эти люди еще были в итоге хоть когда-нибудь благодарны по настоящему. Ведь если разобраться по существу, все мотивы и поступки людей настолько банальны и предсказуемы, что становиться даже противно с ними как-либо контактировать, а не то что бы им раскрывать священные тайны мудрости.

Книга Екклесиаста содержит 12 глав

С литературной точки зрения Екклесиаст считается поэтическим произведением. Оно делится на 12 глав. Строфическую форму Екклесиаста открыл Кёстер в 1831 году. Позже это открытие повторил Вайгинг. Они разделили книгу на 4 части, при этом каждая из частей делилась в свою очередь на 3 отдела. Почти все они имеют по 3 строфы.

Видеоролик: Библия книга Екклесиаст. Автор читает текст Екклесиаста.

Главы книги посвящены следующим темам:

Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.

Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.

Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.

Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.

Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.

Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.

Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.

Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека

Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость – не залог успешности.

Глава 10. Мудрость – лучше глупости.

Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.

Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.

Екклесиаст состоит из 12 глав.

Таким образом, в книге Екклесиаст, автор анализирует события своей жизни и приходит к выводу, что всё уже было под солнцем вся человеческая жизнь ― это суета, то есть бессмыслица.

Именно поэтому в тексе постоянно встречаются подобные высказывания:

(Екк. 3:19)

Или же такие:

(Екк. 1:7)

⚫ Мудрые цитаты царя Соломона о жизни

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

Всё пройдёт. И это пройдёт.

Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.

Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.

Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.

Род уходит и род приходит, а Земля остаётся на век.

Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.

⚫ Мудрые цитаты царя Соломона о мудрости

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость, но мудрость бедного презирают и не слушают его речей.

Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.

Думал: «Стану мудрым» — а мудрость от меня далека.

Если притупится топор и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.

Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Мудрость защищает так же, как и деньги, но её превосходство в том, что она сохраняет жизнь её владельцу.

Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих.

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.

Стремление познать суть вещей дано человеку как бич наказующий.

⚫ Мудрые цитаты царя Соломона о о жизненной этике

Доброе имя лучше большого богатства.

И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый ли он будет или глупый, — а будет владеть моими трудами.

Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Не очень будь нечестивым и не будь глупцом — зачем тебе умирать до срока?

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное.

Не стремись слышать всё, ибо ты услышишь, как твой раб злословит тебя.

Не хвались завтрашним днём; потому что не знаешь, что родит тот день.

Не очень будь праведным и не слишком мудрым — зачем тебе ужасаться?

Нерадивый в работе своей — брат расточителю.

Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.

Сердце и разум — две несоединимые части одного неразрывного целого. Разуму надлежит оставаться холодным, но сердцу следует быть горячим. Сумей сохранить ясность рассудка в миг, когда сердце твое пылает, — и станешь вершить деяния, о которых ранее не мог и помыслить.

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

«Многие знания многие печали» — это о депрессии?

Слова Екклесиаста “многие знания многие печали” говорят об опыте человека, стремившегося некогда приобрести мудрость и всевозможные знания. Однако по прошествии времени автор ощутил, что все это было суетой жизни, погоней за ветром. Счастье на земле обретено не было, увеличились лишь страдания от понимания призрачности человеческой надежды.

Однако слова автора не говорят о его депрессивном состоянии. Екклесиаст не пессимист. Он своими рассуждениями подготавливает к восприятию настоящей мудрости, явленной в Новом Завете. Им были познаны пути Божественного Промысла. А тот, кто обретает в своем сердце Истинного Бога, обретает настоящую мудрость. Это всегда приводит к настоящей радости, а не печали.

Экклезиаст: это что или кто?

В еврейском оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». Дословный перевод на греческий — Экклезиаст («Εκκλησιαστής»). Таким образом, Экклезиаст это не собственное имя. В Русском Православии по традиции сохранено именно греческое слово. Так что в полном названии книги синодального перевода указано: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Если Екклесиаст это не имя, тогда кто же тогда автор Книги?

Общепринятого мнения об авторстве и времени написания книги до сих пор нет. Хотя Православное Предание считает, что это творение принадлежит еврейскому царю и пророку Соломону (10 век). Предполагают, что он ее написал на исходе своей долгой жизни. На это указывают слова самого автора, который называет себя сыном Давида и царем в Иерусалиме.

Однако в 17 веке голландский богослов Гуго Гроций высказал сомнения по поводу авторства царя Соломона. Это мнение поддержали многие протестантские ученые, сомневающиеся в подлинности Книги. Выдвигалось множество предположений о времени ее написания. В пользу своих суждений приводилось описание бедствий, неизвестных в судьбе Соломона. Использование некоторых слов в Книге Экклезиаста признавались несвойственными Соломоновой эпохе. Так, немецким историком Фридрихом Деличем время составления Книги указывался период с 464 по 332 годы до Рождества Христова. Немецкий же историк Генрих Грец относил ее к 1 веку до Рождества Христова.

Для православных вопрос об авторстве Книги Экклезиаста занимает второстепенное значение. Здесь главным является сам смысл Книги, ее содержание и учение.

Христианское понимание слов «Многие знания многие печали»

Каково же христианское понимание слов «многие знания многие печали»? Для точного понимания требуется изучение всей Книги и правильное ее толкование. Выдергивание из контекста отдельной фразы, даже очень яркой, не позволяет понять ее истинный смысл.

По мнению Святых Отцов, главная мысль Книги Екклесиаста заключается в указании, что необходимо отвергнуть земную суету. Самым ценным для человека является служение Господу. А все остальное на земле есть просто дым, который легко развеивается и не оставляет следов. Даже человеческая мудрость признается недостаточной и бессмысленной без общения с Богом. 

Однако понимание временности земной жизни не является поводом опускать руки. Суета и бессмысленность открывают человеку собственную беспомощность, заставляют его искать ответы на волнующие душу вопросы. Где же найти опору? В чем смысл происходящего и всей жизни? Эти искания человека приводят к тому, что им открывается Присутствие Бога, рождается вера, появляется надежда. Христианское отношение к жизни заключается в стремлении обретения единения с Богом, что означает покой и блаженство.

Христианское понимание слов «Многие знания многие печали»

Каково же христианское понимание слов «многие знания многие печали»? Для точного понимания требуется изучение всей Книги и правильное ее толкование. Выдергивание из контекста отдельной фразы, даже очень яркой, не позволяет понять ее истинный смысл.

По мнению Святых Отцов, главная мысль Книги Екклесиаста заключается в указании, что необходимо отвергнуть земную суету. Самым ценным для человека является служение Господу. А все остальное на земле есть просто дым, который легко развеивается и не оставляет следов. Даже человеческая мудрость признается недостаточной и бессмысленной без общения с Богом.

Однако понимание временности земной жизни не является поводом опускать руки. Суета и бессмысленность открывают человеку собственную беспомощность, заставляют его искать ответы на волнующие душу вопросы. Где же найти опору? В чем смысл происходящего и всей жизни? Эти искания человека приводят к тому, что им открывается Присутствие Бога, рождается вера, появляется надежда. Христианское отношение к жизни заключается в стремлении обретения единения с Богом, что означает покой и блаженство.

10 ЦИТАТ: Книга Екклесиаста, или Проповедника

1.   Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! 

2.   И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета. 

3.  Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета! 

4.  И сказал я в сердце моем: `и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?’ И сказал я в сердце моем, что и это — суета; 

5.  И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа! 

6.  Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа! 

7.  Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! 

8.   Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! 

9.  Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?’ И это — суета и недоброе дело! 

10. Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога. 

***

Слово «суета» подразумевает все же, что можно суетиться и все же что-то приобрести в результате суеты. 

Однако более точно было бы перевести то, что имеет ввиду премудрый Соломон словом «тщета», то есть все попытки человека тщетны, вся жизнь человека тщетна.Какие именно поступки человека тщетны? Соломон начинает размышлять о смысле жизни: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл 1:14). В книге Екклесиаст очень часто встречается фраза «под солнцем» в различных вариациях. 

Что значит «делается под солнцем»? Согласно контекста всей Книги Екклесиаст, дела «под солнцем», это дела совершаемые без Бога, то есть тщетные дела, которые не приближают человека к Спасению и последующей вечной жизни.

Язычники почитали богом солнце, и Екклесиаст на протяжении всех своих размышлений сетует на языческий менталитет людей, которые не видят за ярким солнцем живого, славного, справедливого Бога. Соломон пытается сказать, что конечно, человек может жить как хочет, как будто есть только солнце, и нет справедливого Бога, но все это не так, Бог есть, и Он видит наши дела.

В конце своих размышлений Соломон приходит к выводу что же, действительно, является полезным для человека и какие дела не являются суетой, точней тщетой: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12:13,14).

Бог не запрещает нам радоваться жизни, и нам не стоит быть унылыми. Но в то же время, нам не стоит забывать о Боге, который предлагает нам истинную счастливую жизнь, которая по настоящему утолит жажду нашей души. 

***

Трудно назвать что-то настолько разрушительное для внутреннего мира христианина, как суета и то смятение, в которое, словно в какую-то страшную, гибельную воронку она то и дело нас вовлекает. Точнее, нет — не вовлекает, нет у нее такой силы и власти. Вовлекаемся мы сами, по вполне свободному, хотя и далеко не всегда по-настоящему осознанному выбору. Читать статью полностью>>

Книга Екклесиаста: история написания и авторство

Книга Екклесиаста — уникальный текст в ветхозаветном Священном Писании. О ней зачастую говорят, что это самая «небиблейская» книга. Она не содержит яркого свидетельства веры. В ней нет пророческих предсказаний и наставлений. Описанная бессмыс­ленность человеческой жизни, как кажется на первый взгляд, противоречит самому духу Священного Писания.

До сих пор нет общепризнанного мнения о ее авторе и времени написания. Однако сложилось традиционное представление, что она написана еврейским царем Соломоном (10 век) на исходе его долгой жизни. На это указывает сам автор, называя себя сыном Давида и царем в Иерусалиме. Именно предполагаемое авторство Соломона повлияло на судьбу Книги — ее включили в иудейское Священное Писание.

Название «Екклесиаст» — греческий перевод с еврейского. В оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». То есть Екклесиаст — это не собственное имя автора.

Древнейшее предание об авторстве царя Соломона, сына царя Давида, подверг сомнению в 17 веке голландский христианский богослов Гуго Гроций. Эту позицию подхватили и обосновали целый ряд протестантских ученых, отрицавших подлинность Книги. Тогда же были высказаны сомнения относительно времени написания. Расхождения в датировках составляли в несколько веков. Например, немецкий историк Фридрих Делич — к 464—332 годам до Рождества Христова, а немецкий историк Генрих Грец — к 1 веку до Рождества Христова. По их мнению, в Книге Екклесиаста встречаются описание бедствий жизни, о которых ничего не известно из жизни Соломона. Также в Книге использованы слова, употребление которых несвойственно для эпохи царя Соломона.

Для христианского богословия вопрос о том, кто именно написал Книгу Екклесиаста, не является принципиальным. Главным остаётся смысл данного Писания.

Пояснение к тексту

Практически первое, с чем сталкивается читатель Екклезиаста — это печаль автора о человеческих грехах. Автор говорит о том, что Бог изначально создал человека «правым» ( в смысле — правильным, праведным), но люди по своей свободной воле выбирают путь греховной жизни (Еккл. 7:29).

Грех, который изначально был не свойственен человеческой природе, настолько тесно вплетается в жизнь человека, что вот уже нельзя найти никого, кто мог бы жить и не совершать хотя бы каких-нибудь грехов (Еккл. 7:20).

Несмотря на то, что расплата за совершенный грех всегда произойдет, она часто приходит не сразу. И человек, вместо того, чтобы использовать это время для покаяния и исправления своей жизни, начинает грешить еще больше. Тем не менее, если в душе поселяется страх Божий, все можно исправить (Еккл. 7:18).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector