19 самых древних храмов россии и мира
Содержание:
- Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
- Древний город Петра, высеченный в скале (Иордания)
- Утро империи. Первый каменный храм в Москве
- Новгородская архитектура
- Храм Хатшепсут
- Церковь Дура-Европос
- Собор Святой Софии, Стамбул (532 – 537 гг. н.э.)
- Храм Сети I (Египет)
- Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
- Деревянные конструкции
- Церковь Дура-Европос
- Исаакиевский собор в Санкт Петербурге
- Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде
- Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи: непростая судьба
- Церковь в Керчи: возвращение святыни
- Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
- Гипогей (Мальта)
- Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
- Средневековое священное место Лалибела (Эфиопия)
- Храм Покрова в Филях
- Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.
В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.
В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.
Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.
Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).
Древний город Петра, высеченный в скале (Иордания)
Древний город Петра – национальное достояние Иордании.
На юге Иордании находится Петра – одно из самых известных мест региона и национальное сокровище страны. Этот древний город примечателен тем, что высечен на склонах горы Джебель-эль-Мадхба арабским народом – набатеями, которые обосновались на юге Иордании более 2000 лет назад.
Гениальные зодчие и камнетесы смогли в толще горной породы разместить полноценный город, который до сих пор хранит утонченные образцы древнего искусства, начиная с жилищ, храмов, гробниц, сокровищницы и амфитеатра, и заканчивая хитроумным комплексом плотин и водных каналов. С 1985 г. Петра является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из новых Семи чудес света.
Утро империи. Первый каменный храм в Москве
Сегодня, 4 августа, отмечает день рождения старейший каменный храм Москвы – Успенский собор. Он же является старейшим сохранившимся зданием Москвы. Каменные храмы на Руси начали строить еще в Х веке, предтечей всего каменного храмового строительства считается Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве. Русские храмы – святая печать империи на землях, находящихся под защитой Отечества и Божьим покровом.
Успенский собор был заложен в Кремле 4 августа 1326 года по велению Ивана Первого (Ивана Даниловича Калиты). Повеление же великого князя было мотивировано пожеланием митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого события переехавшего в Москву из Владимира. Перемещение митрополита в Москву символизировало собой признание за Москвой центра всего русского православия и предопределило региональный статус Киева, отошедшего с этого момента на второй план в русской истории.
Каменные храмы возводились на Руси и до строительства Успенского собора. Задолго до этого каменные церкви и часовни появились в Пскове, Суздале, Великом Новгороде, Владимире, Чернигове, Переславле-Залесском. Причем архитектурно первые крестово-купольные храмы (их тип господствовал в древней Руси) строились по образу и подобию храмов Византии, что и ныне прямо связывает нас с культурой и предназначением древней империи.
Возведение новых храмов в России и на территории ныне независимых государств останавливалось полностью лишь однажды – во время татаро-монгольского нашествия. Даже богоборческая коммунистическая власть, а точнее, первые большевики под руководством Троцкого и Ленина не смогли остановить тягу русского народа к строительству церквей, приделов, часовен, храмов и соборов. К примеру, левый придел Вознесенского кафедрального собора в Новосибирске был освящен в 1925 году, спустя 12 лет после освящения главного престола храма, еще в Российской Империи. Борьба руководства страны Советов с Церковью прекратилась лишь во время Великой Отечественной войны, однако и тогда для строительства каждого храма верующим нужно было совершать настоящие подвиги, преодолевая противостояние политиков, спецслужб и особо рьяных богоборцев. Вместе же с развенчанием культа Сталина, под руководством Хрущева, гонения на Церковь вновь вошли в СССР в моду, и к своему закату количество храмов в СССР, по сравнению с их числом в Российской империи, сократилось чуть не в тысячу раз.
Ныне знамя богоборцев из ослабших рук большевиков подхватили современные либералы, фантазирующие о восстановлении бассейна «Москва» на месте храма Христа Спасителя и устраивающие бесноватые пляски в пределах церквей. Но отвратить русского человека от желания посещать церковь невозможно – это не удалось даже жестокому тоталитарному советскому режиму, отчаявшемуся бороться с Рождеством, Пасхой и Крещением. Попытки же либерального антиимперского меньшинства унизить и дискредитировать Русскую Церковь выглядят просто наивно, но символизируют собой именно заокеанский интерес в разрушении Церкви как одного из столпов русской культуры и цивилизации.
В последние годы интерес и тягу к восстановлению церквей и храмов испытывает даже не сама Церковь, а народ. Меценатство и вложение людей в вечные ценности являются естественным процессом, символизирующим восстановление русской цивилизации и осознание народом своего предназначения и цели в жизни.
Более тысячи лет назад на Руси начали возводить православные храмы. В каждом месте, где поселялся русский человек, он возводил храм или хотя бы часовню. Красный угол в каждой деревенской избе – это норма, появляются красные углы и в обычных городских квартирах, а новые коттеджные поселки включают в свою общественную инфраструктуру православную церковь.
Поздравляем всех с днем рождения Успенского собора, патриаршего кафедрального собора Патриарха Московского и всея Руси – первого каменного храма Москвы и старейшего полностью сохранившегося здания старой Москвы.
Да возродится в России каменное церковное зодчество, и пребудет вовеки как русская имперская цивилизация.
Новгородская архитектура
Новгородских зодчих отличала любовь к монументальности, отсутствию лишних декораций и простоте. В середине XI века Ярослав Мудрый приказал заложить каменный детинец, который служил укреплением города. Позже на нем возвели грандиозный каменный собор Софии Премудрой.
Древнерусские храмы, выполненные в новгородском стиле, не поражают величием. Они тяжеловесны, но просты. Выглядят так, словно прочно и надежно вросли в землю, и никакие бури или нападения их не сломят. Украшали сооружения изнутри фресками. В церкви Федора Стратилата свое искусство проявил Феофан Грек, его живописью можно полюбоваться и сегодня.
Русская архитектура Пскова была похожа на новгородскую. В этом городе возвели множество церквей со странными названиями: Василия на Горке, Николы со Усохи или Успенья на Пароменье со звонницей. Именовали здания на Руси кратко, но выразительно.
Светских построек в то время почти не создавали, но известными можно назвать древние Поганкины Палаты. Их соорудили в 1671−1679 годах торговцы Поганкины и назвали по своей фамилии. Обликом здание напоминает крепость-церковь, стены сложены из белого камня, их толщина достигает двух метров.
Храм Хатшепсут
Другое его название – Десер-Джесеру, что в переводе с древнеегипетского означает «Священный священных». Он построен в честь Амона и Хатшепсут вблизи заупокойного храма Ментухотепа II.
Хатшепсут была мачехой Тутмоса III и его регентшей. После 21-летнего правления она умерла, и в ее честь был возведен огромный храм. Пасынок, ненавидящий свою мачеху, приказал уничтожить все, что связано с ней. В том числе и Джесер-Джесеру. На стенах разрушенного здания высекли проклятия в адрес Хатшепсут, которые должны были настигнуть ее в загробном мире.
Современным археологам удалось раскопать храм и восстановить его. Сейчас он является популярным туристическим местом и памятником архитектуры Древнего Египта.
Церковь Дура-Европос
Руины древней синагоги Дура-Европос находятся рядом с городом Калат-эс-Салихия (Сирия). Они обнаружены в 1932 году во время проведения раскопок под руководством Михаила Ростовцева. Синагога прославилась на весь мир не только тем, что ее построили в 244-245 году, но и множеством фресок, на которых изображены библейские сюжеты.
Обнаружение Дура-Европос помогло историкам узнать много нового о жизни древних еврейских общин и их религии. Сегодня все артефакты, найденные среди руин церкви, перенесены в Дамасский национальный музей. Там они хранятся в комнатах, в которых восстановлен интерьер синагоги III века нашей эры.
Собор Святой Софии, Стамбул (532 – 537 гг. н.э.)
На протяжении более тысячи лет собор Святой Софии, расположенный в Стамбуле, был самой большой христианской церковью в мире. Построенный византийским императором Юстинианом I, он претерпел много изменений за эти годы. За время своего долгого существования собор был и христианским, и греко-православным, и римско-католическим. Был он и императорской мечетью.
В наши дни собор Святой Софии является не церковью, а музеем, который может посетить любой желающий.
Фото: Dennis Jarvis from Halifax, Canada (CC BY-SA 2.0)
Фото: Anne Dirkse (www.annedirkse.com) (CC BY-SA 4.0)
Фото: blueMix / pixabay (Pixabay License)
Храм Сети I (Египет)
Сети I, Абидос — этот храм один из наиболее известных дворцов, построенных при правлении Нового царства древнего Египта. Абидос занимает огромное значение среди религиозных строений Египта, поскольку считалось, что именно здесь похоронен Осирис. Он являлся один из самых важных культурных центров цивилизации. Все храмы посвященные Осирису расположены в одном районе и построены в период правления Сети.
Сети был одним из наиболее значимых фараонов, потому что должен был навести порядок в Египте и восстановить суверенитет над его восточными соседями, после социальных потрясений, вызванных Эхнатоном и его религиозными реформами.
Храм Сети построен в основном из известняка, хотя некоторые части сделаны из песчаника. Строительство началось при правлении Сети, а завершилось при его сыне Рамсесе II. Дворец состоял из двух открытых дворов, двух гипостильных залов и семи святынь, посвященных важнейшим египетским божествам (Гору, Исиде, Осирису, Амон-Ра, Ра-Хорахты, Птах). Также была построена часовня Сети, а позже достроены другие части дворца во времена правления других фараонов.
Одна из самых важных особенностей найденных в храме — это Список Короля Абидоса, обозначающий, что Сети был законным правителем. Список был вырезан на стене и содержал имена 76 правителей древнего Египта, предшественников, которых Абидос признал законными фараонами. Таких правителей, как Хатшепсут и Эхнатон он исключил из списка. Имена были составлены в три ряда, каждый из которых содержал 38 картушей.
Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.
Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.
В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.
В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.
Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.
Деревянные конструкции
Древнерусская архитектура поражает своей мощью и характером крепостей. Но при этом она довольно красива и величественна. В современной России это уже единственные сооружения, которые дают возможность почувствовать дух былых сражений с варварскими войсками. А путь архитектуры Киевской Руси был очень сложным и долгим, и начался он с простых деревянных изб.
Не все жители современных городов были внутри такой конструкции. Избы остались только в маленьких деревнях, что сегодня уже забыты или полностью заброшены. Но многие жители поселков продолжают строить дома в русском архитектурном стиле, сочетающем современные материалы с натуральным деревом.
Бревенчатые избы возводили из одного или двух срубов и двускатной крыши. Четыре бревна складывали прямоугольником, затем зодчие соединяли их врубками по углам, получая в результате венец. Тогда существовало 2 способа соединения: в чашу и лапу. Первый встречался только в очень старых домонгольских строениях, второй использовали позже — он более экономный, хоть и сложный. Венцы нужно было сложить друг на друга, так получался сруб. Для больших построек использовали несколько таких деталей.
С северной стороны деревянные избы украшали резьбой, фантастических существ изображали на ставнях, воротах, оконных наличниках. Строения в городах не отличались от деревенских домиков, иногда возводили двухэтажные здания. Каждая изба состояла из нескольких отделов или комнат:
- подклет;
- горница;
- жилое помещение;
- сени.
Подклетом назывался полуподвальный этаж, его использовали вместо кладовой или погреба. Горница — это основная комната, где проводили время все члены семейства и размещалась русская печь. В жилом помещении ставили кровати, оно служило спальней. Сенями называлась входная часть, сегодня это слово заменили французским «вестибюль».
Церковь Дура-Европос
Руины древней синагоги Дура-Европос находятся рядом с городом Калат-эс-Салихия (Сирия). Они обнаружены в 1932 году во время проведения раскопок под руководством Михаила Ростовцева. Синагога прославилась на весь мир не только тем, что ее построили в 244-245 году, но и множеством фресок, на которых изображены библейские сюжеты.
Обнаружение Дура-Европос помогло историкам узнать много нового о жизни древних еврейских общин и их религии. Сегодня все артефакты, найденные среди руин церкви, перенесены в Дамасский национальный музей. Там они хранятся в комнатах, в которых восстановлен интерьер синагоги III века нашей эры.
Исаакиевский собор в Санкт Петербурге
Самый монументальный в северной столице и четвёртый по величине в мире Исаакиевский собор был построен по приказу императора Николая первого. Удивительная история возведения собора переносит нас в самое начало 18 века, когда была построена церковь Исаакия Далмацкого, в которой венчался Петр 1 с Мартой Скавронской. По мере ветшания, на площади были заложены вторая и третья церкви. И только в начале 19 века к строительству нового собора был привлечён французский архитектор Огюст Монферран со своим новым проектом в стиле классицизм.
Возведение Исаакиевского собора было трудным и длилось почти на 40 лет. Только на возведение фундамента ушло 5 лет, так как болотистый грунт, на котором шло строительство, требовал большого внимания. Было вбито более 12 000 штук свай, которые призваны были держать собор на болотистой почве. Высота собора составляла 101,5 метр, а масса 300 тысяч тонн. Главный купол сделан не из дерева, а из металла, который был значительно легче. А внутреннее убранство храма было потрачено более 400 кг золота. Примечательно, что храм считается музеем, но в нем проходят богослужения.
Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде
Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.
Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.
Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.
В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.
Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.
Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи: непростая судьба
До XV века храм Иоанна Предтечи пользовался большой популярностью. Расположенный рядом город был переименован в порт Святого Иоанна, так же назывался и пролив. В XV веке с приходом Крымского ханства православная история церкви заканчивается. Из храма сделали мечеть, что, конечно, спасло его от разрушения, но нанесло непоправимый ущерб. Так, сильно пострадали древние фрески, которые удалось восстановить лишь частично. Православным храм снова стал в 1774 году, когда Российская Империя отвоевала Керчь.
Но и на этом неожиданные повороты в судьбе церкви не закончились. В XIX веке храм многократно переделывался. В 1832 году началось сооружение трёхфанерного придела, для чего была демонтирована западная стена. Пристройку выполнили в псевдовизантийском стиле, так что она отлично слилась с общим архитектурным обликом. Благодаря модернизации пространство внутри храма значительно увеличилось.
Колокольня XIX века
Церковь в Керчи: возвращение святыни
Больше всего храм пострадал не во времена Крымского ханства, а после революции. В начале XX века церковь закрыли. Десятки лет запустения сильно сказались на сохранности храма. Кроме того, в это время были утеряны драгоценные реликвии: Евангелие на греческом языке и «Апостол». Исчезли практически все древние иконы.
Когда храм получил статус памятника культуры республиканского значения в 1960 году, выглядел он плачевно. Все окна были разбиты, кладка начала осыпаться, купол обвалился. Реставрационные работы начались лишь в 1974 году. После восстановления внешнего и внутреннего облика на купол установили православный крест. Сделано это было без официального разрешения церкви. С этого момента храм начинает функционировать как памятник истории. В 1990 году церковь Иоанна Предтечи вернули верующим. Сейчас это не просто памятник федерального значения, но и действующий православный храм, в котором проводятся службы.
- Вы удивитесь, узнав, как иностранцы воспринимают нашу речь!
- 6 верных признаков коренного москвича
- За что Пётр I собственноручно казнил свою любовницу
- Беспощадная Фрума Хайкина, лично казнившая врагов революции
- Как Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и другие персонажи русских сказок получили свои прозвища
Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
Наикрасивейшими храмами России считаются расположенные в городах «Золотого кольца». Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и многие другие – все они представляют сохранившиеся до наших дней преимущественно с допетровской эпохи (XVIIв.) «живые свидетельства» веры.
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Увенчанные куполами и украшенные изразцами и фресками, эти храмы и сегодня – действующие.
Церкви о. Кижи
Лучшим воплощением деревянного зодчества являются храмы на острове Кижи и в Карелии.
Деревянная церковь в Суздале
Это уходящее искусство, от которого сохранились единицы — в отдельных селах и деревнях, в Суздале и Сургуте.
Гипогей (Мальта)
Гипогей Хала Сафлиени на Мальте является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается самым старым доисторическим подземным храмом в мире. Подземное сооружение окутано тайной — от удивительных удлиненных черепов до паранормальных явлений. Однако больше всего исследователей и экспертов привлекает уникальные акустические свойства обнаруженные в подземных камерах Гипогеума.
Храм является культурным достоянием исторической ценностью, датируемой 5 000 лет, и единственным примером подземного сооружения “бронзового” века. Его часто называют “Лабиринт”, потому как он состоит из серии эллиптических камер на трех уровнях, доступ к которым осуществляется через специальные коридоры.
Исследователи считают, что храм первоначально предназначался для святилища, возможно, для оракула. Поэтому он имеет такие невероятные акустические свойства, названный “Палатой Оракула”. Многие говорят, что стоять в центре Гипогея, словно внутри гигантского колокола. Также предполагается, что храм специально строился с акустическими эффектами, чтобы воздействовать на психику людей во время мистических ритуалов.
Один из известных фактов, произошедших в наше время, в 1985 году — таинственное исчезновение черепов размещенных в Археологическом музее Валетты и не найденных до сих пор.
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.
В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.
В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.
Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.
Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).
Средневековое священное место Лалибела (Эфиопия)
Лалибела – одно из самых священных мест в Эфиопии (Церковь Святого Георгия).
11 пещерных церквей Лалибелы, возведенных в самом сердце Эфиопии в XII-XIII вв., считаются одними из главных святынь страны. Они расположены на высоте более 2,5 тыс. м над уровнем моря в горной окрестности. Их строительство приписывается королю Лалибеле, который намеревался построить в XII веке «Новый Иерусалим» после того, как мусульманские завоеватели остановили паломничество христиан в Святую землю.
По этой причине в главной церкви можно увидеть реплику Голгофы, копии гробницы Христа, Адама и колыбели Рождества. На сегодняшний день Лалибела привлекает множество туристов, а также христианских паломников, которые устремляются к священным местам поклонения.
Храм Покрова в Филях
Архитектурный стиль: Нарышкинский стиль
Дата постройки: 1694 год
Где находится: Москва, Новозаводская ул., 6.
Как используется в настоящее время: действующая церковь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях был построен родным дядей Петра Первого — Львом Кирилловичем Нарышкиным. Именно эта церковь стала в архитектуре образцом нарышкинского стиля, являющемся связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем — петровским барокко. Самые красивые церкви России строились, опираясь на образ храма в Филях.
По легенде церковь была воздвигнута в честь случайного спасения Льва Нарышкина во время стрелецкого бунта 1682 года. Тогда были жестоко убиты два старших брата, Лев Кириллович был спрятан сестрой — царицей Натальей Кирилловной на женской половине, где он молился перед образом Спаса Нерукотворного. Оставшись в живых, он дал обет построить храм и выполнил свое обещание, разобрав старый деревянный храм в Филях и заложив новый каменный.
Двухэтажный храм имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм неоднократно посещал Петр I, он подарил церкви цветные витражи.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.
Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.
Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.
Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.