Хамовники. церковь смоленской иконы божией матери на плющихе

Примечания

  1. Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.
  2. В советское время был разрушен. Восстановлен в 2007 году
  3. В советское время была разрушена
  4. Ныне собор переосвящён, в храме сооружён небольшой иконостас. Регулярных богослужений в соборе не проводится. Монастырь ныне не действует
  5. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей
  6. Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня
Список статей об одноимённых храмах. Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, следует уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном храме.

История

Крестовоздвиженского монастыря

История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.

Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.

В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет — работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества — в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.

После упразднения монастыря году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в году.

В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели — канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.

В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной.

Но память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в году — в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.

Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.

Реконструкция храма

В 1992–1995 годах было получено благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на реконструкцию храма, в результате которой были модернизированы практически все его части, кроме той, что находится под куполом.

20 октября 1992 года архимандрит Иона (Карпухин) на заседании Священного Синода был избран епископом Астраханским и Енотаевским. При этом до дня своей кончины 4 мая 2020 года он остался почетным настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Исполняющим обязанности настоятеля храма назначили протоиерея Анатолия Алефирова. 

В 1993 году в церкви появилась просторная трапезная, пришедшая на смену прежней небольшой, а также новая колокольня. Площадь сооружения выросла вдвое, изначальные пропорции кардинально изменились. Мастера произвели полноценную отделку интерьера, фасад и внутренние стены украсили мозаикой высокого качества. Была сооружена церковная ограда.

Реконструкция, проводившаяся с 1992 года, изменила первоначальный план архитекторов. Колокольня превратилась в световой барабан – для этой цели строителям пришлось пробить старинный свод собора, срезать балки, державшие колокола, а также застеклить проемы.

Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, называемом «под звоном» (также применяются именования и́же под колоко́лы, то есть «который под колоколами», или подколокольный храм). Этот архитектурный тип получил широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV – первой половине XVI века. Отличительный признак храма типа иже под колоколы: ярус звона в нем сооружается над самим помещением храма. В алтуфьевской Крестовоздвиженской церкви восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением храма. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле позднего московского барокко. 

В 1999 году, в престольный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение Крестовоздвиженского храма после реконструкции, после чего отслужил Божественную литургию и молебен совместно с архиепископом Истринским Арсением и епископом Астраханским и Енотаевским Ионой.

После расширения храма и алтаря центральный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Построенные боковые приделы освятили во имя святителя Макария Желтоводского (левый) и святителя Ионы, митрополита Московского (правый). В главном алтаре также имеется приставной престол во имя святого мученика Трифона. 

  • ПРАВЫЙ ПРИДЕЛ НАШЕГО ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, ГДЕ РАСПОЛОЖЕН  КОВЧЕГ С ЧАСТИЦАМИ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО  ЧУДОТВОРЦА, СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО, ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО УНЖЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА, СВЯТИТЕЛЯ  ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА И КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ СВЯТЫХ .
  • ЛЕВЫЙ ПРИДЕЛ НАШЕГО ХРАМА  ПРП. МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО УНЖЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА

В Крестовоздвиженском храме находятся местночтимые иконы: список Казанского образа Пресвятой Богородицы, иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. 

Неподалеку от храма Воздвижения Креста Господня, около МКАД, находится источник преподобного Макария Желтоводского. В 1996 году над источником была возведена часовня, она освящена причтом Крестовоздвиженского храма во главе с настоятелем протоиереем Анатолием Алефировым. 

В 1998 году в причтовом доме был освящен крестильный храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием

Константин Великий

римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

Версия автора

Было бы нечестно оставить читателя без версии, разбираться самому с этой мешаниной странностей, но озвучивать ее мало, надо приводить тонну примеров и доказательств. Более того, неискушенный читатель вообще не поймет, о чем речь. Мало ли сейчас на храмах разных крестов?

Ну, да ладно….

В очередной раз тут мы видим не что иное как свидетельство явного несоответствия реального прошлого с предложенным официальной историей. Я не знаю, были ли эти кресты частями каких-то энергетических систем (такие версии часто выдвигаются). Но называть эти навершия христианскими крестами язык не поворачивается.

В чем же дело?

Есть многие подтверждения тому, что Московия вплоть до 19 века, да-да, до девятнадцатого, была частью Тартарии, а никакой не России или Руси. Со своей государственностью и религией, в которой, видимо, спокойно относились и к другим конфессиям (в том числе христианству), но оно не было основным.

Войной 1812 года завершился распад Тартарии, Московия была захвачена, столицей государства стал Санкт-Петербург. История была переписана.

Доказательством такого варианта событий служат многие статьи на сайте tart-aria.info. Повторюсь, данное исследование — лишь кусочек пазла, было бы смешно делать такие громкие заявления основываясь только на нем.

Эвтерпа, ты? Куда зашел я, а?
И что здесь подо мной: вода? трава?
отросток лиры вересковой,
изогнутый такой подковой,
что счастье чудится,
такой, что, может быть,
как перейти на иноходь с галопа
так быстро и дыхания не сбить,
не ведаешь ни ты, ни Каллиопа

Иосиф Бродский Новые стансы к Августе

P/S

Тех кто решит спекулировать на теме великих укров и поганых москалей замечу, что в времена о которых идет речь в данной статье существовало ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО и это, не Киевская Русь, уж извините! Но и не Московия! На то тут и ролик Пыжикова.  В это государство входили как и ныне украинские земли так и Московия и карпаты и многие другие. И даже более того, слово «государство» подрузумевает наличие государя, какового не было, точнее форма управления и названия были иные! Так что, пожалуйста, скачите в другом месте. Эта статья помимо всего была написана чтобы показать единство народов и «наций» — понятие, кстати, повторюсь, возникшее лишь в 19 веке! И да, есть три ярких осколка ПРАязыка — русский, украинский и белорусский которые надо рассматривать вцелом. Ибо исковерканы были они все, но по-разному. И по общим осколкам, возможно еще удастся чтото востановить, только не толкаясь как на привозе выясняя кто за кем стоял и кто арий, а кто нет.

  • 48
  • 42

Отрывок, характеризующий Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле

Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее. Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.) Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их. С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали. Пьер побежал вниз. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения. Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил. Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом. Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино. От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута. Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.

История

В период времени, который принято называть смутным, первый Кремль был разрушен. И в 1635 г. царь Михаил Федорович распорядился построить вновь из камня Теремной дворец. При нем выстроили домовые церкви. Эти церкви строились не разом.

Наиболее возрастная церковь дворца — это церковь Екатерины Великомученицы. В 1626 г. она не устояла на пожаре, и в последующем году специалист из Англии Джон Талер построил Екатерининский храм, но уже каменный, «у царицы на сенях», который включили в структуру Теремного дворца.

В 1654 г. государь Алексей Михайлович в указанной церкви в честь матери своей Евдокии Стрешневой устроил приделы: один по именинам царицы — во имя святой Евдокии, который стал потом самостоятельным теремным храмом, другой в память дня ее рождения — святого Онуфрия.

Федор Алексеевич взошел на царство в 1676 г. Его озарили святые и великие мысли создать в Кремле символичный образ, подобный храму Гробу Господня и Воскресения Христова, который в Иерусалиме. Есть мнение о том, что юный царь вдохновился Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, который находится под Москвой.

Комплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня

Государем были переделаны эти домовые храмы. В 1681 году святой Евдокии храм заново освятили в память Воскресения Словущего, и уже царь присутствовал на Преображение в нем на службе.

В Воскресенском храме в этом же 1681 году по весне освятили крохотную Распятскую церковь.

В 1681 году данную церковь выстроил Царь Федор Алексеевич выше северного предела в соборе Верхоспасском. Длина ее в пределах 7 м, а ширина в пределах 4 м. Пол изготовлен из плит мрамора (цвета чёрный и белый), обладает сомкнутым сводом.

В конце 17 века зодчий Осип Старцев устроил над домовыми церквями Теремного дворца единый верх.

Верхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь

О духовенстве

С 1980 года приход стал двухштатным, вторым священником здесь служил до 1990 года протоиерей Димитрий Смирнов (преставился в 2020 году). В последующие годы в храме служили такие клирики, как протоиерей Михаил Петров, протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Алексий Ладыгин, священник Димитрий Оболонков, иеромонах Никодим (Чибисов; в настоящее время – митрополит Новосибирский и Бердский), игумен Павел (Полуков), иеромонах Тихон (Батурин), священник Савва Гаглоев, священник Александр Майстер, священник Сергий Малашкин.

В настоящее время храм является многоштатным. В нем служат протоиерей Николай Аникеев (с 1991 г.), протоиерей Александр Смедюк (с 1999 г.), в седмичные дни богослужения также совершает настоятель соседнего храма святого благоверного князя Александра Невского в Лианозове священник Димитрий Киосе. 

Диаконский чин: в 60-е годы здесь служил протодиакон Ермолай; в настоящее время служат протодиаконы Александр Киреев (с 1981 года), Андрей Тараканов (с 2000 года).

В 1986 г., когда настоятелем прихода был протоиерей Михаил Олейников, удалось добиться разрешения на расширение храма: была сооружена дополнительная каменная пристройка вместо деревянной. Но и этого оказалось недостаточно для того, чтобы храм мог вместить собирающихся на богослужения прихожан, особенно в большие праздники. 

В 1989 году удалось возвести двухэтажный дом причта, где был устроен крестильный храм.

1 марта 1991 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве был назначен преподаватель Московской духовной семинарии, благочинный академического Покровского храма архимандрит Иона (Карпухин), в будущем митрополит Астраханский. Этот приход был для него родным, так как отец Иона жил неподалеку и с детства ходил в Крестовоздвиженский храм, прислуживал в алтаре. Архимандрит Иона вспоминал пророческие слова тогдашнего настоятеля отца Стефана Андрусенко, который говорил: «Юра (мирское имя отца Ионы), попомни меня, что через несколько лет на месте этого села будет большой город с большими домами». 

С первых дней своего настоятельства будущий архипастырь проявлял особое попечение о храме, стремился благоустроить церковное здание. В частности, он заменил старые купола на новые с позолоченными крестами. 

Католическая окупация

По версии Пыжикова, под татаро-монголами скрывались жители, населявшие территорию северо-восточной России. Он не произносит слов Тартары и Тартария, не говорит о могулах, что ж, оставим этот вопрос пока в стороне. Он рассказывает, как с территорий Польши и якобы «Киевской Руси» не прекращающаяся экспансия шла на восток, вдохновляемая католическим западом. И именно эти захваченные территории в ответ и испытали на себе тяжесть «татаро-монгольского ига».

Пыжиков называет захватчиками и оккупантами прозападные силы и выводит, что закрепляясь на захваченных славянских территориях, они строили крепости и форпосты, в которых фактически находились в осадном положении, учитывая «большую любовь» коренных жителей к ним. Колонизаторы смогли закрепиться только в верховьях Волги. Где же им не удалось закрепиться, народы стали называться «погаными».

И вот эти форпосты уничтожались, сжигались вместе с храмами, что мы называем Татаро-монгольским нашествием, людей убивали беспощадно потому, что к ним относились, как к колонизаторам.

Но Александр Пыжников специально уточняет, что церкви и монастыри ВСЕГДА находились за стенами крепостей.

Итого, территория Польши и западной Украины находилась под сильным влиянием «европейской культуры и религии». А по версии Пыжникова, были оккупированы колонизаторами при поддержки католической церкви.

Возможно ли что «готика Марамароша» — это следы этого влияния?

Пыжников же утверждает, что «оккупация» далее верховий Волги не дошла!

Но тогда как быть с Коломной и даже Москвой, где у Майерберга и на рисунках других путешественников мы видим точно такие же церкви и такие же навершия (язык не поворачивается назвать это крестами)? Тоже самое, что и сейчас сохранилось на Украине (не шипите, пишу как учили меня в школе «на». Никого не хочу обидеть.)

Описание храма

В Греции есть селение, также называемое Ливадия, известное древним монастырем святого Луки. Храм этого монастыря был взят архитектором Монигетти за образец при строительстве дворцовой церкви. Поэтому, ее стиль близок к византийскому.

В основании церкви положена форма вытянутого креста. Купол один, небольшого размера. Окна арочные, двойные и тройные. Стены с внешней стороны украшает резной орнамент. Рядом с церковью построили миниатюрную звонницу, повторяющую форму храма.

Интересно! До революции внутреннее убранство храма было очень богатым: резной иконостас из белого итальянского мрамора, иконы, украшенные драгоценными камнями, серебряные подсвечники, литые бронзовые врата, прекрасные росписи, мраморная облицовка стен. К нашему времени от прежнего великолепия сохранилось немногое.

Весь мрамор из церкви после революции убрали, и стены просто покрыли масляной краской «под мрамор». Иконостас же, в первое время после возрождения церкви, был фанерным, затем поставили дубовый. Зато мозаика дошла до наших дней.

Звонница Крестовоздвиженской церкви

За горами

Последний из четырёх закарпатских комитатов — Мараморош (или Марамуреш), «за горами» даже относительно всего остального Закарпатья.

За Виноградовом Вулканический хребет поворачивает на юг, отделяясь от основного нагорья, и вот котловина за ним — это и есть Мараморош. Единственный вход туда — долина Тисы, по которой в 1918 году комитат разделили между Румынией и Закарпатьем.

Тиса, далеко-далеко на юге впадающая в Дунай, — главная река Трансильвании, и в Марамороше находятся её истоки. Это — самая настоящая Трансильвания, и даже первым хозяином комитата был рыцарь Драгош Водэ, основатель Молдавского княжества, и по известной здесь легенде — дальний предок князя Дракулы.

Столицами Марамороша исторически были Сигет-Марамуршеский (ныне в Румынии) и Хуст, стоящий как раз у входа в эту долину, и ставший центром её чехословацкой-советской-украинской части. Третий по величине город Закарпатья (35 тыс. жителей), крупный транспортный узел, город-базар с несколькими памятниками трансильванского Средневековья.

Вблизи Хуста в нескольких селах сохранились уникальные деревянные церкви, которые называют Мараморошской готикой, или деревянной готикой Потисья.

Самая, пожалуй, известная — Покровская церковь из Каноры.

Извините, я не нашел описания на русском, но о церкви есть много на украинских сайтах.

А вот еще одна:

Церковь в Александровке, Украина.

Их достаточно много.

Закарпатская обл., м.Свалява, поселок БыстрыйСело Гукливый (угор. Zugo) Воловецького района, Закарпатской областиСело Подобовець (угор. Padoc) Межгорского района, Закарпатской областиСело Изки (угор. Iszka) Межгорского района, Закарпатской области

Ну, это Карпаты да западная Украина — вы скажете: «Ладно. Воздействие европейской готической культуры!».

Так ли это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector