Краткое житие серафима саровского и подвиги преподобного

Подвиг пустынножительства

В возрасте 39 лет преподобный был возведен в сан иеромонаха и был благословлен на проведение божественной литургии. Когда игумен обители отошел ко Господу, Серафим принял на себя подвиг пустынножительства (покойный отец Пахомий перед смертью благословил инока). Получив еще одно благословение у нового игумена, он удалился в глухой лес.

Но окончательно монастырь он не бросил, каждый субботний день к вечеру, перед началом всенощной, он возвращался в обитель и причащался Святых Христовых Таин.

Подвиги Серафима, которые он совершал во Имя Христово, были суровыми:

  • его молитвенное правило совершалось по Уставу древних пустынножителей;
  • он постоянно изучал Святое Евангелие, Новый Завет, усердно изучал богослужебную литературу;
  • инок знал наизусть множество песнопений, а когда работал в лесу, то любил их напевать;
  • он сам для себя добывал пропитание, работал на огороде;
  • держал строгий пост, питался всего раз в сутки, в постные дни недели голодал.

Его скудный пищевой рацион в течение первых трех лет отшельничества составляли травы. Изредка его навещали такие же пустынники.

Слух о уединенном житии батюшки распространился за пределы монастыря и его стали часто навещать монахи и миряне. Каждому человеку требовались мудрые советы, ответы на вопросы и благословение на труды. Вскоре Серафим запретил посещение своей келии женщинам, а затем и всем остальным, потому что в очередном видении инок узрел, что Господу угодно полное безмолвие инока.

Круг общения святого сузился, теперь его могли посещать только дикие звери и птицы. Серафим любил подкармливать хлебом, который ему доставляли из монастырской хлебопекарни, диких медведей.

Икона Серафима Саровского

Искушения диавола

Высокие подвиги монаха вызвали неодобрение диавола. Он вздумал устрашить святого, дабы тот оставил безмолвие. Инок не поддавался нападкам темных сил, но сатана упорно продолжал искушение. Но Серафим, дабы отразить натиск вражий, принял на 1000 дней подвиг столпничества.

Но посрамленный верой преподобного, диавол надумал умертвить святого и наслал к нему грабителей, которые стали требовать от него деньги. Естественно, денег у него не было, за что разбойники жестоко избили инока и проломили ему голову топором. В безжизненном состоянии святой пролежал до утра, а очнувшись, из последних сил добрел до обители. Братия ужаснулась виду израненного подвижника. Восемь дней монастырские врачи вытаскивали Серафима «с того света», ведь полученные раны были несовместимы с жизнью.

Но исцеление было получено не от лекарей. Во сне ему явилась Царица Небесная и, коснувшись израненного чела, даровала здравие. Но спина преподобного осталась сгорбленной, поэтому ему приходилось ходить, опираясь на посох.

Около полугода монах провел в обители, и набравшись сил, вновь вернулся в лесную келью. В безмолвии он провел три года. Серафиму было предложено настоятелем и братией обители: посещать богослужения и причащаться, или вернуться в обитель. Серафим выбрал второе, потому что из-за увечья и преклонных лет ему было тяжело ходить из леса, в котором он совершал подвиг пустынножительства 15 лет, в монастырь.

Окончание земного пути

Вернувшись, к подвигу молчания он прибавил еще и затвор. Из своей келии монах никуда не выходил и никого не принимал.

За свои труды он сподобился от Господа дара чудотворения и был поставлен на служение людям в подвиге старчества. Сама Матерь Божия явилась во сне к Серафиму и повелела выйти из затвора, дабы принимать у себя просителей, молящих о наставлении, утешении, исцелении.

Теперь дверь келии старца была открыта для всех! Чудотворец созерцал человеческие сердца, исцелял прихожан молитвой, утешал ласковым словом.

В последние годы жизни Серафим особенно заботился о Дивеевской обители, которая являлась его детищем. Он был добрым отцом для сестер монастыря, окормлял обитель, а сестры обращались к старцу во всех трудностях.

За год до смерти отец Серафим сильно ослаб и для себя изготовил гроб. Он указал монахам место, где следует похоронить его тело. 1 января 1833 года старец в последний раз принял причастие, после чего благословил братию и каждому иноку раздал добрые пожелания, а на следующий день преставился ко Господу.

Его тело нашли бездыханным пред Ликом Богоматери.

Во время болезни в отрочестве

Почитание святого

Вся жизнь святого Серафима была наполнена любовью к людям и служением Богу, вероятно, поэтому во все времена день памяти этого святого отмечается с особой любовью и вниманием. Даже в тот период истории нашей страны, когда массово закрывались православные храмы и прекращались богослужения, день памяти Серафима Саровского продолжал отмечаться большинством храмов России

Святой преподобный Серафим Саровский

Биография святого Серафима довольно обширна и известна, довольно много книг рассказывают о жизни этого человека от рождения и до старости. Интересно, что будущий праведник родился в довольно богатой купеческой семье и по рождению получил имя Прохор, однако уже в возрасте 7 лет стало понятно, каково предназначение мальчика. Взобравшись на колокольню Сергиево-Казанского собора, ребенок сорвался с нее, но, к счастью родителей, остался жив.

Читайте о святом:

  • Икона святого Серафима Саровского
  • Серафимо-Саровский монастырь в Воронежской области
  • Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Верующие люди посчитали, что мальчика спасла от смерти сама Божья Матерь, которая затем не раз являлась Серафиму во сне и спасала его от серьезных заболеваний.

Почитание Преподобного отца Серафима ежегодно совершается 1 августа. Именно в этот день Серафим Саровский был причислен к лику святых, и, хотя канонизирован этот святой был лишь в 1903 году, почитание его как святого праведника имело место уже при жизни, поэтому часто к его отшельнической келье приходили люди с просьбами о помощи.

Следует заметить, что в русской церкви принято почитать святого Серафима два раза в год:

  • 1 августа, как было сказано, отмечается обретение мощей святого Серафима.
  • 15 января чтят день, когда Серафим Саровский представился.

Важно! Наиболее важной датой, среди перечисленных, является день 1 августа, когда в храмах проходят праздничные богослужения. Особенно посещаем в этот день Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где хранятся святые мощи Серафима Саровского

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

Следующая статья >

В Фаворском свете

Что такое исихазм? Это другая духовная культура, другая система жизнеустроения, отличная от интеллектуализма Просвещения. Граница Запада и Востока (духовного «Запада» и духовного «Востока») прошла по горе Фавор.

Что произошло на горе Фавор? Господь преобразился пред своими учениками: апостолы увидели Христа не обычным человеком, а в сиянии славы, в свете уже здесь, на земле, открывающегося обожения.

Но ведь Господь со всеми своими энергиями, осияниями всегда был такой, с Ним ничего нового не случилось. Преображение произошло с учениками. На какой-то краткий миг у них открылись глаза, чтобы увидеть сияние, увидеть прославленного Спасителя, увидеть, как сказал Сам Христос, Царство Небесное, пришедшее в силе. (Лишь на короткий момент. Эта сила тут же их сбила с ног, они пали ниц и ничего не видели.) У них открылся слух: они услышали, как Спаситель разговаривает с Ильей и Моисеем. То есть произошло отверзение чувств, открылись новые чувства.

Ведь нам кажется — да, человек слышит, да, человек видит. На самом деле он ничего не видит и не слышит; только какие-то шумы и какие-то светы. А вот когда ему от Бога дано увидеть и услышать, вот тогда он преображается и видит и слышит по-настоящему.

Фаворский свет — это видение, которое возможно только в молитве, на высоком уровне подвига духовного, зрительное восприятие тех самых божественных энергий, божественного присутствия. Мы знаем, что Бог есть всё во всем, мы знаем, что мир пронизан божественной благодатью, но мы это знаем умом, а в молитве и в аскетическом делании мы получаем возможность это увидеть, прикоснуться.

И этими энергиями воспользоваться для своего преображения. В богословии есть такое понятие: синергия. Об этом состоянии апостол Павел сказал: уже не я живу, но живет во мне Христос. И появляется возможность для совсем другого поведения и отношения ко всему. Вроде бы ничего особенного нет, вроде бы преп. Серафим обыкновенный старичок, в балахончике холщовом, согбенный… И вдруг — небеса отверзаются. И вдруг оказывается, что он видит Россию в новом ее качестве, в новом ее предназначении и в новом способе устроения. Он увидел новый образ России, новый путь России. Поэтому иногда говорят, что он первый в русской истории преподобный пророческого типа. Не потому только, что он кому-то что-то открыл или сказал. А прежде всего по самому типу отношения к жизни. Вот в чем была его «пророчественность».

Преп. Серафим мог сидеть в своей дальней пустыньке и молиться в лесу или на камне, и никто его при этом не видел, но не зря он сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот дух изливается из каждого молитвенника и начинает преображать и благоустраивать жизнь окружающую. И не только человека, но и бессловесных тварей: и мишку косолапого, и зайца, и лис… То, что сейчас называется экология. И на этой новой, духовной экологии прежде всего, основан, между прочим, и иной, иноческий способ хозяйствования. В результате может быть так, что на Соловках, на севере, куда в советское время только ссылали и сажали, виноград рос! Монахи своим не только физическим, но и молитвенным, духовным, исихастским трудом так возделывали окружающий мир, что климат менялся. Это совсем другая культура, иной способ устроения и, кстати сказать, способ государствования другой, даже державное строительство, иное, духовное…

Еще в России этого нет, еще снег лежит на полях перед ближней пустынькой, а преподобный Серафим на этом снегу показывает Мотовилову, что значит быть в Духе Святом. Вот это очень четкий образ. Ничего не изменилось: заснеженная поляна, обрубок дерева, пенек, на который он посадил Мотовилова, а сам на корточки перед ним присел.

Н. А. Мотовилов. Фото третьей четверти XIX века

И вдруг — отверзаются небеса. И вдруг Мотовилова пронизывает Фаворский свет, который не жжет, который греет. И преподобный спрашивает: «Как, Ваше Боголюбие, чувствуешь, греет тебя? Греет. — А смотри, снег-то вокруг тебя не тает, — говорит старичок. — Снег-то не тает, значит, это другое тепло, другой свет, чем тот, о котором ты думал». Вот эта готовность и способность русского человека зажечься этим новым светом, новой энергией, и устроить в будущем всю жизнь свою в Фаворском свете подвига и молитвы, возможность строительства иной — Фаворской, на открытости к божественным энергиям созидаемой — культуры, — об этом пророчество (не в буквальном, писанном, слове) преподобного Серафима.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. Вторая половина XIX в.

Крестные ходы

На праздник в Дивеево стремятся попасть многие, и часть паломников хочет еще и пройти этот путь Крестным ходом. Вот уже не одно десятилетие в середине июля православные богомольцы отправляются в гости к батюшке Серафиму пешком, с Крестным ходом, как в старину.

Из Нижнего Новгорода и города Павлова (нижегородской области) люди выходят за 10 дней. Маршруты уже привычные. На всем пути в деревнях доброхоты готовы принимать паломников и кормить их. Сопровождающие богомольцев священники служат в пути молебны.

Однодневные Крестные ходы совершаются из близлежащих населенных пунктов: рабочего поселка Ардатова, г. Сарова, иногда из сел Дивеевского района. Они, как правило, начинаются и заканчиваются в течение одного дня – 30 или 31 июля.

Любой Крестный ход, который появляется в зоне видимости на подступах к монастырю, встречается колокольным звоном.

А когда богомольцы приходят на территорию самого монастыря, другие паломники стремятся поклонится святым иконам (подчас старинным), которые долгий путь освящали людей в их непростом подвиге. Зрелище это трогательное, до слез.

В отдельные года были памятные Крестные ходы и из других городов, и весей и даже всероссийские. Все они пунктом своего конечного назначения считали Серафимо – Дивеевский монастырь.

Краткое житие Преподобного Серафима Саровского

Серафим Саровский родился в Курске 1 августа (по новому стилю) 1754 года, в состоятельной купеческой семье Исидора Мошнина и его жены Агафьи. Младенца нарекли именем Прохор, что в переводе с греческого означает «Ведущий за собой». Исидор Мошнин умер, когда Прохор был совсем ещё младенцем. Обладая острым, цепким умом и исключительной памятью, мальчик быстро научился грамоте и начал самостоятельно читать и перечитывать Евангелие и святоотеческие книги.

В семилетнем возрасте Прохор едва не погиб. Поднявшись вместе с матерью на колокольню Курского кафедрального собора Сергия Радонежского и Казанской иконы Божией Матери, мальчик оступился и упал с высоты нескольких метров. Но с Божьей помощью Прохор остался целым и невредимым. В десятилетнем возрасте Прохор тяжело заболел. Во сне ему явилась Богородица, пообещав исцеление. Через несколько дней мимо дома Мошниных шёл Крестный ход с Курской иконой Божией Матери «Знамение». Больного Прохора вынесли на улицу, чтобы он приложился к иконе. Обещание Богородицы сбылось — Прохор исцелился.

В семнадцать лет Прохор решил оставить светский мир. Агафья благословила своего сына нательным медным крестом, который тот не снимал до конца своей жизни. Этот нательный крест можно увидеть на большом количестве икон Серафима Саровского. Семнадцатилетний Прохор отправился в пешее паломничество, чтобы посетить Киево — Печерскую лавру. В Киеве юношу заметил Досифей, и благословил его на монашеское житие. Последующие несколько лет Прохор провёл в Свято-Успенской Саровской пустыни послушником, выполняя всевозможные работы в монастыре. В 1785 году Прохор был пострижен Отцом Пахомием в младший монашеский чин — рясофор, и изменил своё мирское имя на Серафим — пламенный, пламенеющий. Через год Серафим стал иеродиаконом, а в 1793 иеромонахом. В 1794 году Серафим уединился в Дальней пустыни, расположенной на расстоянии несколько километров от Саровского монастыря. Он выстроил себе келью, разбил огород и небольшую пасеку. Одежду он носил одну и ту же, и зимой и летом, постоянно постился, читал священные книги, молился всё свободное время.

Для усмирения собственного духа и для стяжания Святого Духа Серафим Саровский простоял 1000 дней на валуне, совершив тем самым подвиг столпничества. Ещё один подвиг преподобного Серафима Саровского — трёхлетнее постничество, во время которого он питался только молодыми побегами сныти, сорного медоносного растения. Помимо этого монах приручил диких животных. Те, кто приходил к пустыннику за советом, часто видели, как Серафим кормит с рук огромного медведя.

К праведнику за советом и благословением часто приходили и бедные, и богатые люди, и даже царь Александр I. Однажды разбойники, решив, что богачи оделяют частью своего состояния праведника, решили ограбить отшельника. Застав Серафима в одиночестве за молитвой, они покалечили его и проломили голову обухом топора. После чего принялись обыскивать келью, но ничего ценного там не нашли.

Позже разбойников нашли, но Серафим простил их, попросив не наказывать. Преподобный монах быстро поправился после нападения грабителей, но навсегда остался сильно сгорбленным из-за повреждения позвоночника.

На иконах преподобного чудотворца Серафима Саровского эта особенность видна особенно очевидно.

В 1810 году из своей кельи Святой преподобный Серафим вернулся в монастырь. Там он принял обет молчания, который продлился 15 лет. После прекращения обета Святой Серафим стал принимать к себе посетителей. К этому периоду относятся многочисленные случаи исцеления больных и прозорливости, явленные праведным старцем.

Святой Серебряного века

Прославление преп. Серафима происходит в момент смены эпох. В девяностых годах XIX века начинается религиозное возрождение. Оно происходит и в духовной, и в светской жизни. К 1903 году соединились все нити народной жизни: и собственно народное почитание, которое жило в народе в скрытом виде, и интеллигентское духовное исследование, и в том числе повышающийся впервые интерес к монашеской жизни и к умной молитве и иноческому деланию, и вообще ко всему духовному. Народная инициатива, дошедшая до самого царского престола. Святейший Синод, по-прежнему пребывавший во многом на путях более рационалистического отношения к святости, еще долго бы проколебался, если бы не было прямого царского указания к канонизации…

Так совпало, что преподобный Серафим стал самым почитаемым на Руси святым с 1903 года. Он как бы замкнул собой всех остальных русских святых. Д. С. Мережковский пишет большую серьезную статью «Последний святой». Менялся век, менялась духовная ситуация.

Преподобный Серафим Саровский. Икона. Россия, XX век

Не случайно сам себя этот век обозначил как серебряный. Серафим стал святым Серебряного века. Он в этом смысле очень точно лег на души, оказался ко времени. Естественно, преподобный Серафим есть святой на все времена. Но в это время особенно.

Русский двадцатый век вообще начинается необычными вещами. Например, на протяжении многих веков после Андрея Рублева, Дионисия, великих иконописцев русская икона пребывала в состоянии, которое наш современник В. А. Солоухин назвал «черные доски». В XX веке русская икона вдруг открывается. Причем именно где-то в 1903-1905 гг. открывают рублевскую «Троицу», в 1918 г. — Вла-димирскую Божию Матерь. Значит, в XVIII и XIX веке Господь «не считал нужным» предъявить эту форму святости народу. А вот где-то на рубеже двадцатого века — в предчувствии общей гибели, в предчувствии общей катастрофы — это происходит. В ощущении приближающейся гибели вдруг «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», и русские — русские православные прежде всего, а за ними и весь мир — вдруг что-то увидели. Мир увидел уникальное явление русской иконы и почти одновременно — уникальность подвига русских святых, среди которых первым оказался преподобный Серафим.

…У моей бабушки на столике возле постели всегда стояли две маленьких иконки: преподобный Серафим и преподобный Сергий. Они действительно друг друга дополняют. И они совпадают… по времени. В 1892 году в России торжественно праздновалось пятисотлетие преподобного Сергия. Вы думаете, так вот постоянно помнили все о преподобном Сергии и читали о нем, и писали? Нет, тоже нет. И юбилеев раньше не праздновали… Снова, как мы уже видели по «совпадениям» из жизни Серафима, так всё подгадалось, что и юбилей преподобного Сергия, и канонизация преподобного Серафима пришлись на одно десятилетие. Все это с чрезвычайной силой всколыхнуло все русское общество, дало мощный духовный всплеск, который явил действительно миру, помимо феномена русской чудотворной иконы, еще и феномен русской духовности, русской святости в самых высоких образцах

Обратим внимание: к этому времени и русская литература, и русская религиозная мысль, и русская богословская наука, преодолев путы западного просвещения, сумела осознать свой православный путь. В этом контексте преподобные Сергий и Серафим оказались «оптимальными» фигурами для диалога Церкви с миром, а позже в русской эмиграции для творческого, богословского диалога с латинским Западом…

Монахини у колодца, вырытого по благословению преподобного Серафима. 1904

Детство и юность

Будущий иеромонах Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) появился на свет в июле 1759 (по другим сведениям — 1754) года в городе Курске Белгородской губернии в обеспеченном роду. Отца звали Исидор, а мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже подрастал старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора, купец, владел небольшими местными кирпичными заводами и занимался строительством разного рода зданий. В то время глава семейства строил как обычные жилые дома, так и церкви. Исидор Иванович начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но довести дело до конца не успел. Когда сын был маленьким, Исидор Мошнин умер, а незаконченные дела продолжила супруга.

Икона Серафима Саровского

С детства мальчик тяготел к вере, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила на службу. По преданию, в возрасте около 7 лет Прохор взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты, однако остался цел и невредим. Насчет этого факта биографии существуют споры, основанные на мнении, что к тому времени колокольни либо еще не существовало, либо здание было низким, и опасность ребенку не грозила.

Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что во сне увидел Деву Марию, которая дала обещание исцелить его от болезни. Тогда неподалеку от дома Мошниных проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла отпрыска в забытьи на улицу, приложила к лику — и хворь отступила. С той поры Прохор твердо решил, что посвятит жизнь служению Богу.

Жизнь в лесной келье

В возрасте 39 лет на новую ступень служения святой церкви поднялся Серафим Саровский. Биография сообщает о том, что, будучи рукоположен в сан иеромонаха, он испросил благословения у настоятеля монастыря на подвиг пустынножительства. С того времени преподобный поселился в одинокой лесной келье, всего себя посвятив молитве и духовному созерцанию. В стенах обители он появлялся один раз в неделю для причащения Святых Даров.

Существует Устав древних пустынных жителей. Необычайно строги и полны аскетизма его требования. Именно ими и руководствовался подвижник. Кроме непрестанной молитвы, он заполнял время чтением трудов святых отцов церкви, и, разумеется, Нового Завета, который знал почти наизусть. Вблизи кельи он развёл огород, где выращивал самое необходимое для пропитания. Пищу принимал один раз в день, а по средам и пятницам и вовсе воздерживался от еды. Изредка ему приносили хлеб из монастыря. Живя так, преподобный вошёл в полное единение с природой. К нему даже стал наведываться медведь, и, угощая его, делился с ним последним куском хлеба преподобный Серафим Саровский. Биография для детей, иллюстрированная сценами из жизни святого, обязательно показывает этот эпизод кормления косолапого гостя.

Жизнь

Курская Коренная икона

Преподобный Серафим кормит медведя вне своего скита (религиозной обители) (из литографии «Дорога в Саров» , 1903 г.).

Место паломничества

Родился 19 июля (OS) 1754, будущий святой был крещен с именем Prochor, после того, как Прохор , один из первых семи диаконов в ранней Церкви и ученика от Иоанна Богослова . Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, жили в Курске, Россия . Его отец был купцом. Согласно православной церкви традиции, чудотворная икона из Богородицы ( Девы Марии ), Богоматерь Курском , исцелил мальчика. Позже Серафиму было несколько видений .

В 1775 году в возрасте 17 лет он посетил Доротею Киевскую.

В 1777 году , в возрасте 19 лет , он вступил в Сарове монастырь как новичку ( poslushnik ). Он был официально пострижен (принял ) в 1786 году и получил религиозное имя Серафим (что на иврите означает «огненный» или «горящий» ). Вскоре после этого он был рукоположен в сан иеродиакона (монашеского диакона ). В 1793 году он был рукоположен в сан иеромонаха (монашеского священника ) и стал духовным руководителем Дивеевского женского монастыря, который с тех пор стал известен как Серафимо-Дивеевский женский монастырь .

Вскоре после этого Серафим уединился в бревенчатой ​​хижине в лесу за пределами Саровского монастыря и в течение 25 лет вёл уединенный образ жизни отшельника . За это время его ноги распухли до такой степени, что ему стало трудно ходить. У Сарова ужесточились пищевые и постные привычки. Сначала он ел хлеб, полученный в монастыре, и овощи из своего огорода, потом только овощи. Три года он ел только траву.

Николай Мотовилов , один из самых известных учеников Серафима .

Однажды, рубя дрова, на Серафима напала банда воров, которые безжалостно избили его рукоятью собственного топора. Он никогда не сопротивлялся и был оставлен умирать. Грабители не нашли деньги , которые они стремились, только значок на БОГОРОДИЦЫ (Девы Марии) в своей хижине. Серафим всю оставшуюся жизнь был сгорбленным. Однако на суде над ворами он умолял судью о пощаде от их имени.

«После этого случая Серафим провел в монастыре 5 месяцев, выздоравливая, а оттуда снова вернулся в пустыню для прежних духовных подвигов». («Святый преподобный Серафим Саровский чудотворец» — стр. 14)

После этого инцидента Серафим провел 1000 ночей подряд на скале в непрерывной молитве с поднятыми к небу руками, подвиг аскетизма, который Восточная Православная Церковь сочла чудодейственным, особенно учитывая боль от его ран.

В 1815 году, повинуясь известному духовному опыту, который он приписал Деве Марии, Серафим начал принимать паломников в свою обитель в качестве исповедника . Вскоре он стал чрезвычайно популярным благодаря своей репутации целителя и дара пророчества . Сотни паломников в день посещали его, привлеченные также его способностью ответить на вопросы своих гостей, прежде чем они успели задать.

Каким бы необычайно суровым ни был Серафим по отношению к себе, он был добр и мягок по отношению к другим — всегда приветствовал своих гостей земным поклоном , поцелуем и восклицанием: «Христос воскрес!» , и называя всех «Моя радость». Он умер, стоя на коленях перед Умиление иконой Божией Матери , который он назвал «Радость всех радостей». Эта икона в настоящее время хранится в часовне резиденции Патриарха Московского.

Служение Господу до конца дней

Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.

В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.

Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.

Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом. 

https://youtube.com/watch?v=d_tt-i-UlFA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector