Как сергий радонежский стал монахом и чем он прославился

Ранние годы

Зрение к отроку Варфоломею , по Михаил Нестеров (1890).

Дата его рождения неясна: это могло быть 1314, 1319 или 1322 год. В его средневековой биографии говорится, что он родился в боярской семье Кирилла и Марии недалеко от Ростова ( Ярославская область ), на месте Варницкого монастыря   теперь стоит.

В повествовании Епифания не уточняется точное место рождения монаха, говорится только о том, что до переселения из Ростовского княжества семья монаха жила «в деревне в районе Ростовского княжества, недалеко от города Ростов. «. Считается , что это село Варница ( русский : Варница ) вблизи Ростова. Сергий получил крестильное имя Варфоломей (Варѳоломе́й Варфоломей ) в честь апостола Варфоломея .

Хотя Варфоломей был умным мальчиком, ему было очень трудно научиться читать. В его биографии говорится, что однажды его встретил старец (духовный старец) и дал ему съесть кусок просфоры (святого хлеба), и с этого дня он мог читать. Православные христиане интерпретируют случившееся как посещение ангелов .

Когда Княжество Ростова попала в руки князя Ивана Даниловича из Великого княжества Московского , его родители Кирилл и Мария стали нищими и переехал в Радонеж вместе со своими тремя сыновьями, Стефаном, Варфоломеем и Петром.

Война и победа

Сдача монастыря означала не только измену русскому царю, но и измену православной вере.

25 сентября был днем памяти прп. Сергия Радонежского, все собрались в монастырском храме и стали горячо молиться своему святому о защите от врагов.

Силы были неравные — защитников монастыря насчитывалось 2400, осаждавших врагов — 30 000 человек. Обороной командовали воеводы князь Долгорукий и боярин Голохвостов. Шесть недель длился штурм монастыря, пушки не умолкали, кругом все горело и грохотало.

Успешной защите монастыря способствовали упование на всесильную помощь Божию, Пресвятой Богородицы, обещавшей быть неотступной защитницей, и преподобному Сергию, который неоднократно являлся инокам и ратникам, ободряя и утешая их.

В ночь с 3 на 4 ноября поляки и бывшие с ними казаки видели, как в обители ходили два старца, похожие на святителей Сергия и Никона. Один осенял стены крестом, другой окроплял их святой водой. Казаки испугались такого видения и убежали вместе с атаманом Стеаном Епифанцем, оставив поляков.

Поляки отошли. В монастыре началась цинга, из-за которой погибло много людей. Защитников оставалось очень мало.

Весной опять начался штурм. Но тут пришла поддержка. Атаковав неприятеля с разных сторон, русские воеводы разорвали кольцо осады. Наступила долгожданная победа. Обороняли Троице-Сергиев монастырь в период с 23.09.1608 г. по 12.01.1610 г.

Таким образом, по словам святителя Московского Филарета, обитель прп. Сергия оказалась практически единственной территорией тогдашней Руси, не опороченной скверной ни самозванческой смуты, ни иноземных захватчиков.

Помощь святого лика

Всматриваясь в изображение, размышляя о жизни старца, православный верующий подсознательно совершает анализ своих поступков. Каждых христианин понимает разницу между собственной деятельностью и аскетичным бытием святого. Человек мысленно пристыжает себя и старается некоторым образом очистить греховное мировоззрение.

Молитва перед иконой Сергия Радонежского помогает человеку овладеть знаниями. Летопись утверждает, что преподобный обрел способность к грамоте после встречи с таинственным монахом, хотя ранее молодому человеку она совершенно не давалась.Святой образ поможет в усмирении и вразумлении непослушных детей.Чудодейственное изображение способно избавить от гордыни и нетерпеливости.Молитвы помогают от негативного внешнего воздействия, вражеских козней и житейских разладов.Старец становится покровителем всех мужчин с именем Сергей, а также защищает сирот и женщин, потерявших мужей.Еще при жизни святой изгонял нечистых духов, исцелял немощных и воскрешал людей. Существует множество описаний посмертных чудес, это привлекает большое количество православных христиан к иконам и мощам святого.

Эффект наступает через некоторое время. Верующему нужно понимать, что Бог проверяет силу и волевое стремление просящего. Неофиты, молясь перед иконой, могут ощущать большую потерю сил, поэтому необходимо учесть: всякая духовная деятельность требует колоссального усердия. Дискомфортное состояние является естественным, если человек не наработал привычки.

Читая молитву, человеку необходимо придерживаться тех текстов, которые ему хорошо известны. Своими словами разрешается добавлять только суть прошения. Лучше молится ежедневно, чем раз в неделю, но долго.

Совет! Верующему не стоит корить себя за физическую слабость в божественных делах. Летописи утверждают, что и святые люди испытывали усталость, и отдых необходим каждому. Даже лежа на одре человек способен читать молитвы и получать вспоможение от Всевышнего.

Кому еще можно молиться об учебе:

Молитва Матроне Московской перед экзаменомМолитва Николаю Чудотворцу об учебеМолитва перед началом учебного года

Значение святых в православии

Подвиг служения греческих братьев-миссионеров заключается в искоренении язычества среди северных русских племен. Христианство только зарождалось на Руси, но монахам удалось основать в Карелии Валаамскую обитель, и превратить ее в центр православия.

Благочестивые монахи обладали авторитетом среди православных деятелей и духовенства. Они вошли в историю как приверженцы нестяжательства. Преподобные до сих пор незримо помогают братьям в обители и всем нуждающимся в защите и исцелении.

В архиве старого карельского монастыря остались свидетельства о чудесах монахов-основателей. Они являлись инокам, сомневавшимся в подлинности могилы и мощей. Также, по чудесному вмешательству братьев, спасались утопающие. Сергию и Герману Валаамским молятся об укреплении веры, духа, об исцелении от недугов.

Покровительство и помощь Святого

Преподобный Сергий – покровитель Москвы, русских воинов, детей, сирот и вдов, а также мужчин, крещенных именем Сергей и Варфоломей.

Он помогает всем, кто возносит искреннюю молитву и просит вернуть здоровье, найти общий язык с детьми, наладить отношения в семье. Святой защищает от завистников, козней врагов, судебных ошибок.

Преподобный всегда выступал за учение, поощрял тех, кто стремился к умственному и личностному развитию, поэтому всегда услышит и исполнит молитвы о помощи в учебе и работе.

Вглядываясь в строгий лик, человек пытается избавиться от греховных помыслов, гордыни, обрести смирение.

Почитание

Преподобных величают на празднестве в честь Новгородских святых. Монахи упоминаются в старославянской службе, посвященной русским святым. Источником сведений о монастырской жизни, работе и пребывании мощей преподобных в новгородской обители стали «Валаамские беседы» — литературная памятка церковной мысли 17-18-го века.

Игумен Валаамского монастыря Ефрем построил придел при соборе в честь преподобных братьев, а казначей и монахи — новый храм. Постройки появились во второй половине 18-го века. 

Преподобных почитали в царской семье. Александр Первый однажды приехал помолиться без свиты, как обычный паломник. Государь с ночи ждал начала утренней службы. Семейство Романовых щедро жертвовало средства на нужды обители.

Общецерковное почитание утверждено в 1819-м году. День памяти святых отмечают 11 июля (28 июня). Дата перенесения мощей в Новгород — 24 сентября (11 сентября). Также монахов прославляют 3 июня (21 мая) как Карельских и 22 августа (9 августа) как Валаамских святых. В 1999-м году Патриарх Алексей Второй приурочил визит в обитель к памятному дню основателей Сергия и Германа. Праздник ознаменовался чудом — на иконе монахов проступило миро.

Значение иконы Сергия Радонежского, в чём помогает

У лика принято просить помощи в отказе от пагубных привычек, а также – о здоровье и укреплении своей веры. При этом можно просить о помощи Всевышнего не только лишь для своей персоны, а и для своего близкого окружения, кто в этом нуждается.

Чистосердечно помолившись у образа, можно надеяться на чудо, ведь не зря этот образ почитается как чудотворный.

В очень частых случаях к нему обращаются в молитве родители, отпрыски которых не отличаются хорошей успеваемостью в школе. Примечательно, что самому Святому грамота также изначально давалась достаточно непросто, но он проявил много упорства и постоянно возносил молитвы Господу. А сейчас он сам находится рядом с Создателем и просит про всех, кому тяжело своими силами справиться с наукой.

Поэтому у многих студентов существует традиция просить святого успешно сдать экзамены.

Главная цель всех молитв – обретение поддержки, защиты и душевного спокойствия. А самый важный момент при чтении любой из молитв – наличие искренней веры, чтобы прошение исходило от чистого сердца и действительно было нужно вам.

А напоследок я предлагаю вам просмотреть увлекательный тематический видео-ролик:

Watch this video on YouTube

История иконы

Сергий Радонежский, один из самых почитаемых и любимых православными русских святых, оставил неизгладимый след в истории Руси. О его роли свидетельствует тот факт, что первая икона Сергия Радонежского была написана в начале XV века, то есть практически сразу же после его кончины в 1392 году.

В детстве отрок Варфоломей, как святой был наречен при крещении, очень плохо воспринимал учение, но после чудесной встречи с неким черноризцем с ним произошло удивительное превращение, и он стал преуспевать в учении.

По его завершении благочестивый юноша ушел в пустынь, чтобы вести отшельническую жизнь. Ему было около 20 лет, когда он принял монашеский постриг под именем Сергия, которое впоследствии прославило его по всей Руси. Постепенно вокруг Сергия стала собираться братия, и вместе они основали обитель, именуемую ныне Троице-Сергиевой лаврой. Тем самым было положено начало основанию множества монастырей: Сергием и его учениками их было создано около сорока.

Это сыграло решающую роль в победе русского воинства в Куликовской битве, на которую Сергий лично благословил князя Дмитрия, о чем повествует икона Сергия Радонежского «Куликовская битва».

Уже в преклонном возрасте преподобный испытал великое потрясение от чуда, которое описывает икона «Явление Богородицы Сергию Радонежскому»: ему явилась сама Матерь Божия и пообещала и впредь Свое покровительство.

Сегодня икона преподобного Сергия Радонежского есть практически в каждом православном храме, а у многих и дома. Чтобы этот святой стал заступником и небесным покровителем мальчика, нареченного Сергеем, нужно обязательно подарить ему икону святого Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский мирно почил 25 сентября (8 октября) 1392 года. Ровно через 30 лет его мощи были обретены, и сегодня они хранятся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Троицкий монастырь: 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части – общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины – преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия.

Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Немного о святом

О совершенстве преподобного известно по всему миру. Он жил во времена сильного бедствия в стране. Святой отличался добротой и самоотверженностью. Преподобный помогал всем людям, нуждающимся в этом. Благодаря Божьей воле он оказался в центре истории государства России. Молитвы, произносимые им, воодушевляли жителей, чтобы пережить с твердой верой все невзгоды, происходящие в те года, когда русское население вело страшную борьбу с монголо- татарским игом.

Более того, святой был светлым человеком и творил чудеса. Именно его имя упоминается как основатель Троице-Сергиевскую лавру. К нему люди приходили за утешением и советами. Его образ почитается православными и по сей день. К иконе преподобного съезжаются люди со всего мира.  Удивительно, но его первый лик сохранился и по сей день. Он находится в лавре, которую основал сам святой. Существуют и другие лики преподобного. Все они являются чудодейственными и перед ними преклоняется не малое количество христиан.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, “имел силу противу двух человек”.

Был первым и на службах.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.

— Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.

Но братия настаивала. Несколько раз “приступали” к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.

Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.

— Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.

Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.

Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви— воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.

В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон — первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.

С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.

Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью — но никак не в разговорах.

Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету ап. Павла, он требовал от иноков труда и запрещал им выходить за подаянием.

История появления образа

Первые образы стали появляться сразу после смерти старца. Их легко распознать по описанию и гравировке имени, которое высвечивается на уровне плеча преподобного.

Сергий Радонежский чаще изображен в полный рост, реже — поясно.У старца узкое лицо, своею правой рукой святой делает благословляющий жест. В другой его руке располагается свиток с молитвенными словами.Преподобный всю свою жизнь посвятил служению воле Господа, являлся великим монахом, поэтому он всегда изображается в рясе. Под ней располагается подрясник, а поверх этих одежд виднеется епитрахиль (длинная богослужебная лента).У Сергия Радонежского, изображенного на иконе, длинная борода клиновидной формы и усы. Его волосы, зачесанные назад, густые, средней длины. Строгий взгляд направлен прямо на верующего. Иногда он изображается с глазами, обращенными в сторону.Вокруг святого лика располагаются многочисленные клейма (10-20 шт.), демонстрирующие различные сцены из жития преподобного.

Читайте о святом:

Житие преподобного Сергия РадонежскогоМощи святогоХрам преподобного Сергия Радонежского на Рязанке, Москва Интересно! Подобный экземпляр располагается в музее имени А. Рублева. Начальное клеймо изображает появление на свет будущего просветителя, на следующих — обучение, постриг в монашескую жизнь, совершение чудес и погребение. На последнем клейме присутствует Ангел Хранитель, который держит открытый молитвенник.

Любая икона преподобного Сергия Радонежского обладает назидательным значением. Каждый образ наделен исторической достоверностью и учит верующих раскрывать собственные сердца для принятия истинного знания о Боге и освобождении. Преподобный является идеальным образцом для подражания. Он был человеком, сумевшим возобновить в русской душе веру в Сына Божьего.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Из Успенского собора г. Дмитрова. Москва, музей им. Андрея Рублева

Другие изображения

Существует икона, где зритель может обнаружить Серафима Саровского и мудрого Сергия вместе. Оба старца, жившие в разное время, изображены в полный рост, а над их головами, на облаке, восседает Иисус Христос, благословляющий человечество. Композиция демонстрирует особое положение, которого были удостоены святые праведники. Этот фактор позволяет разместить их вместе на одном полотне.

Икона с двумя великими подвижниками говорит о тленности бытия и любви Господа к каждому живому существу.

Часто эти святые отцы изображаются молящимися у Божьего Престола. Они смиренно и одухотворенно просят защиты и благодати для тех, кто еще продолжает свой мирской путь. Во главе собрания здесь предстает Пречистая Дева Мария.

Посещение Богородицей кельи Сергия Радонежского послужило сюжетом для написания иконы. На священном полотне изображена Божья Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Мария протягивает свою десницу вставшему на колени преподобному старцу.

История пришествия известна их уст келейника по имени Михей. Он являлся учеником Сергия, который сказал ему после пения акафиста, что через считанные минуты случится сверхъестественное событие.

В середине XX века обнаружилась икона преподобного Сергия Радонежского и Куликовской битвы. Авторами считаются мастера из Ярославля XVII века. Два с половиной столетия эта икона скрывалась под толстым слоем олифы: поверх нее были написаны другие картины. Особый состав помог устранить новые изображения и открыть чудесное полотно православному миру.

Эта композиция оставляет множество нераскрытых загадок:

Святой старец располагается в центре иконы.Сбоку находятся многочисленные клейма с демонстрациями жития преподобного Сергия.В нижней части видна продольная и нетипичная для иконографии композиция, где изображен сложный сюжет и большое количество действующих персонажей.Сражающиеся войска имеют тождественные знамена со Спасом Нерукотворным (реликвия с ликом Христа).Противоборствующие армии совершенно схожи.Противники князя Дмитрия спускаются с горного массива, переходят речку и попадают на само поле битвы.Русское войско обладает пушками, которые стреляют по монгольской орде.

Эти особенности дают повод к новейшей трактовке знаменитого события. Эта уникальная икона хранится в Ярославском музее.

Рака с мощами Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Когда появились первые изображения святого

Скончался преподобный 8 октября 1392 г. Почитание его началось сразу по кончине, хотя Церковь еще не прославила угодника Божия. Через 30 лет, в 1422 г., монахи обители, как великое утешение, обрели мощи своего аввы. Именно к этому году, как считается, относится первый образ преподобного.

Прп. Сергий Радонежский. Покров (196 × 84 см)1420-е годы. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.

Это не писаная икона, а вышитая пелена для гроба святого. Ее подарил монастырю сын блгв. Димитрия Донского, князь Василий. Кем создано это изображение, точно не известно. Нередко такие пелены делали жены и дочери великих князей, желавшие своими трудами послужить Церкви. Но случай этой пелены, конечно, особый. Современные церковные историки предполагают:

  • создавший изображение мог лично знать преподобного: изображение явно воспроизводит индивидуальные черты внешности, причем с большим искусством;
  • поэтому многие считают, что рисунок, на основе которого сделана вышивка, мог создать прп. Андрей Рублев.

Именно благодаря первой иконе рано сложились описания изображения святого в так называемых «иконописных подлинниках». Вот как рекомендует писать прп. Сергия один из них, относящийся уже к началу XX в., созданный иконописцем, художником В.Д.Фартусовым на основе древних источников:

Самым ранним из известных иконописных образов святого считается икона Богородицы с прп. Сергием и арх. Гавриилом. Она создана через несколько лет по прославлении святого, причем изображает не явление Пречистой, бывшее при земной жизни преподобного, а его молитвенное предстояние пред престолом, на котором восседает Царица.

Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении прп. Сергием Радонежским, XV век.

Еще одно древнее изображение святого относится к примерно к 1480 г. Она могла быть написана по заказу Ивана III после рождения у него сына Василия, как благодарность преподобному. Другие авторы думают, что образ мог быть создан в 1460-е гг., или даже несколько раньше, сразу после обретения мощей святого. Его именуют Троицким, по месту нахождения, в иконостасе Троицкого собора, где находятся мощи преподобного. Возможно, это первая «житийная» икона преподобного: на клеймах, окружающих фигуру угодника Божия, представлены самые важные события его жизни. 

Сергий Радонежский с житием Неизвестный автор времени Андрея Рублева Конец XV в. 140 × 102 см. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

1510 г. датируют искусствоведы еще одну житийную икону, из Успенского собора Москвы. Установлено, что основой иконы послужило «Житие» преподобного пера Пахомия Логофета, составившего жития многих святых Сергиевой обители. На иконе всего 17 клейм, представляющих как прижизненные события жизни святого, так его посмертные чудеса. 

Сергий Радонежский с житием». Россия, Москва, 1480-е гг. Успенский собор Московского Кремля.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.

Монах Сергий Радонежский

По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.

Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов

Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.

Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров

Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Отрочество

Отроком его отправили в школу, однако хорошо учиться ему мешала плохая память. В этом ему помог старец-инок, а если быть точнее, Богом посланный ангел, с которым он встретился, прогуливаясь по дубраве. Старец пообещал, что отныне мальчик будет и сам хорошо учиться, а потом и других учить будет. Так совсем юный Варфоломей принял благословение, и отныне с учебой у него проблем не было. Но вместо обычных детских игр он посвящал все свое свободное время чтению Святого Писания.

Икона преподобного святого Сергия Радонежского очень нужна родителям, так как она может помогать им в воспитании детей

И просто необходима для учеников, которым тяжело дается учеба, у которых слабая память и внимание. Вообще икона «Сергий Радонежский» должна быть в каждом православном доме и в каждой верующей семье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector