Саровская пустынь
Содержание:
- Как добраться?
- Тайны Саровской пустыни
- Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г.[33]
- Деятельность прихода
- Святыни[править]
- Современный период
- Свято-Успенский мужской монастырь
- Что посмотреть
- Отшельничество
- Современный период
- Описание Серафимо-Саровского мужского монастыря | Православные паломничества
- Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово Епархиальные монастыри РПЦ
- Святой Серебряного века
- Исторические достопримечательности «Ядерного щита страны»
- Житие Серафима Саровского
- Православный город
- История Саровской пустыни
- Саровская пустынь: от древности до наших дней
- Возрождение церковной жизни
- Богослужения и другие возможности посещения
- Свято-Успенский мужской монастырь
- Костомаровский Спасский монастырь
Как добраться?
Всем паломникам рекомендуется обязательно посетить столь священное месте, как Саровская пустынь. Как доехать в это место?
С Нижнего Новгорода отправляются автобусы в Дивеево с автовокзала Щербинки. На Московском вокзале также есть остановка микроавтобусов, которые также едут в этом направлении. Добираясь на автомобиле, можно заодно посетить старинный город Арзамас.
Из Нижнего Новгорода в Дивеево регулярно осуществляются экскурсионные автобусные туры. Можно заказать экскурсию и узнать больше об этом удивительном месте.
Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий побывать в поистине святом месте.
Тайны Саровской пустыни
В середине XVIII века на территории Саровского монастыря был построен каменный храм Живоносного Источника. Впоследствии на время зимних богослужений в него помещали мощи Серафима Саровского. В 1920-х годах богослужения в церкви прекратились, а в 1954-м она была взорвана. В ходе экспедиции 2018 года археологи расчистили и изучили фундамент храма.
«Так как площадка работ имеет сложную археологическую историю и на ней представлены культурные напластования и объекты различных периодов, перед нами стояло несколько задач, одной из которых было получение новых материалов по истории и архитектуре церкви Живоносного Источника», — добавил Милованов.
Археологи полностью расчистили фундамент, благодаря чему удалось выделить основные этапы строительства храма. Оказалось, что церковь на протяжении XIX века достраивалась дважды. Её окончательные размеры составили 20,6 × 47,6 м. В северо-западной части притвора был установлен фонтан, символизировавший Живоносный источник.
Среди находок этого времени учёные выделили два артефакта, связанных с канонизацией преподобного Серафима Саровского в 1903 году. В честь события, в котором принимала участие императорская семья, была изготовлена памятная доска из мрамора с буквами, покрытыми золотом.
Вторая находка представляет собой обломки камня для изготовления литографий. На артефакте оказался изображён один из наиболее распространённых сюжетов в иконографии Серафима Саровского — «Моление на камне». По мнению учёных, предмет был изготовлен в 1874 году в санкт-петербургской или московской мастерской.
- 1 — памятная мраморная доска; 2 — камень для изготовления литографий
Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г.[33]
мирское имя | годы жизни | годы управленияпустынью | |
---|---|---|---|
Исаакий, иеромонах(в схиме Иоанн, «Первоначальник») | Попов Иван Федорович | 1669—1737 | 1708—1734 |
Дорофей, иеромонах(в схиме Димитрий) | Замятин Дмитрий Анисимович | 1678—1747 | 1731—1747 |
Филарет, иеромонах | Филипп,«а откуда и чей сын не помнит» | ?—? | 1747—1749 |
Маркелл, иеромонах | требует уточнения | 1721—1752 | 1749—1751 |
Исаакий (II), иеромонах | требует уточнения | 1721— после 1775 | 1751—1758 |
Ефрем, иеромонах | Коротков Евдоким Андреевич | 1694—1778 | 1758—1777 |
Пахомий, иеромонах | Леонов Борис[источник не указан 925 дней] Назарович | 1729—1794 | 1777—1794 |
Исайя (I), иеромонах | Зубков Илья Гаврилович | 1741—1807 | 1794—1807 |
Нифонт, игумен | Черницын Василий Петрович | 1761—1842 | 1807—1842 |
Исайя (II) Путилов, игумен | Путилов Иона Иванович | 1786—1858 | 1842—1858 |
Серафим, игумен | Пестов Спиридон Андреевич | 1805—1878 | 1858—1872 |
Иосиф, игумен(в схиме Иоанн II) | Шумилин Иван Петрович | 1818—1892 | 1872—1890 |
Рафаил, игумен | Трухин Николай Ионович | 1844—1901 | 1890—1894 |
Иерофей, игумен | Мелентьев Иван Петрович | 1828—1920 | 1894—1920 |
Руфин, игумен | Велькин Родион Иванович | 1858—1925 | 1920—1925 |
Мефодий, игумен | Коковихин Михаил Кузьмич | 1871—? | 1925—1926 |
Киприан, иеромонах | Петров Касьян Егорович | 1876—? | 1926—1927 |
Деятельность прихода
В настоящее время приход возглавляет иеромонах Алексий (с 2015 года) и он отвечает за деятельность прихода и богослужения, которые проводятся на его территории каждый день. Расписание богослужений такое:
- Братский молебен или Полунощница, совершаемый каждое утро в 6 часов.
- Божественная литургия в 7 часов утра.
- Всенощное бдение в 4 часа вечера.
Богослужение в Свято-Успенском монастыре
Кроме этого, каждое воскресенье летом в пещерном храме служиться вторая поздняя вечерняя литургия.
Основной деятельностью монастыря на сегодняшний день является сохранение исторических памятников Церкви и предоставление экскурсий паломникам для ознакомления с церквями и святынями, которые хранятся на территории храма. Для этого при обители экскурсионно-паломнический центр, который собирает заявки на предоставление экскурсий, ночлега и питания для паломников. Приезжие туристы могут принять участие в богослужениях на территории трех храмов, посетить уникальную пещерную церковь, насладиться природными пейзажами и меловыми горами, которые окружают обитель.
Кроме этого, монастырь проводит просветительскую работу среди местного населения, восстановительно-реставрационные работы храмов, монахи трудятся в подсобном хозяйстве (пасека, скотоводство и пр.)
Святыни
Сама обитель и ее храмы являются важным историческим памятником Русской Православной Церкви. Кроме того, на территории церквей монастыря хранятся несколько святых ковчегов, в которых находятся мощи святых. Всего Дивногорье хранит 3 ковчега, по одному в каждом храме прихода.
Дивногорская икона Божией Матери
Хранится тут образ Матери Божией Дивногорская — он был чудным образом явлен местным монахам три века назад и с тех пор неоднократно исцелял местных жителей. Самая известная история чудесного исцеления произошла в 1830 году, когда местные жители взяли образ и внесли его в город Коротояк для прекращения эпидемии холеры.
Престольные праздники
В монастыре регулярно празднуют три престольных праздника. Это Успение Пресвятой Богородицы, которое отмечается 28 августа торжественными богослужениями с исполнением праздничных молебнов. А также празднование в честь иконы Девы Марии Дивногорской, которое отмечается два раза в год:
- 5 (18 по старому стилю) февраля;
- 1 (14 по старому стилю) июля.
А 7 июля отмечается Рождество Иоанна Предтечи и в одноименном храме на территории обители служатся торжественные молебны.
На заметку! Любой паломник может спланировать свое путешествие так, чтобы присутствовать на торжественном богослужении в монастыре. Монахи готовы предоставить ночлег и пищу для тех христиан, которые желают посетить ночные и утренние богослужения.
Также есть возможность заказать экскурсию по территории монастыря, оставив заявку на его сайте.
Святыни[править]
Частицы святых мощей угодников Божиих:
Преподобного Серафима Саровского, частицы его святой мантии и епитрахиль, частицы гроба Саровского Старца
Святого Крестителя Господня и Предтечи Иоанна
Великомученника Пантелиимона
Святителя Николая Чудотворца
Преподобных старцев Оптинских
Святого Блаженного Павла Таганрогского
Преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары
Великомученика Иоанна Воина
Мученицы Марины
Преподобного Антония Великого
А также:
Частица Животворящего Креста Господня
Частица хитона Спасителя
Частица лестницы, по которой Спаситель восходил на суд к Пилату
Часть облачения преподобного Серафима Вырицкого
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
«Казанская» и «Ахтырская» иконы Божией Матери
Икона Божией Матери «В Скорбях и печалях утешение»
Святой источник
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
В период с — гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.
В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.
Свято-Успенский мужской монастырь
Пустынь Саровская знаменита Свято-Успенским Постройку храма заложили в 1897 году, когда Серафим Саровский еще не был причислен к лику святых. Изначально строительство собора прославляло Поскольку храм возводился над кельей старца, его так и называли. После причисления Серафима Саровского к лику святых, храм сразу же освятили. Это первый в России собор
Внутри церкви располагалась келья святого, как самая дорогая святыня. Иконостас выглядел довольно просто. Вокруг кельи можно было совершить обход и даже зайти во внутрь. Позже келью расписали и поставили на ней небольшой купол. Она приобрела вид часовни.
В 1927 году собор был закрыт. Его превратили в театр. В 2002 году начались восстановительные работы, и уже в августе 2003 года в храме вновь стали проходить богослужения.
Что посмотреть
В чистом поле у дороги стоит деревянная часовенка, рядом поклонный крест и поворот к обители. Местность для нее выбрана из-за поразительного сходства со святынями в Дивеево. Золоченые луковичные главы храмов блестят из-за деревьев, путь лежит мимо рва, выкопанного еще при отставном генерале и напоминающем Святую Канавку. Родник в чаще леса издавна славился целебностью, как и дивеевский источник, сегодня рядом с ним сооружены часовня иконы Божией матери Неупиваемая Чаша и купальня. Неподалеку срублена избушка, копия скита Батюшки Серафима в Саровском лесу.
Храм его имени невелик, это классический «восьмерик на четверике» с трапезной и шатровой кровлей, увенчанной маленькой главкой с крестом.
Главные святыни — одежда преподобного и камень, на котором он преклонял колени в молитве. Реликвии доставлены сюда из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Особо почитаемы чудотворные иконы Богоматери «Казанская» и «Скоропослушница».
В 2001 г. здесь находился образ Царя мученика, который неожиданно замироточил вместе с храмовыми иконами. В память о свершившемся чуде поставили летнюю церковь Царственных Страстотерпцев в псевдорусском стиле. Рядом высится колокольня.
Считается, что купание в святом источнике способствует излечению от алкоголизма и наркомании. В монастырской лавке продают липовый мед и лекарственные травы.
Отшельничество
Спустя несколько лет Серафим перебрался жить в лес вблизи монастыря. Он просто одевался, ел то, что находил в лесу, чаще постился. Каждый день он тратил на бесконечные молитвы и чтение Евангелия. Недалеко от своей кельи Серафим соорудил небольшой огород и пасеку.
Спустя несколько лет Серафим Саровский наложил на себя аскезу в виде трехлетнего молчания. После он ненадолго вернулся в монастырь, но через 10 лет вновь покинул его.
Такой образ жизни наделил Серафима Саровского необычайным даром прозорливости и умением исцелять людей. Благодаря ему были открыты несколько женских монастырей. Икона «Умиление» была последним образом, который видел Серафим в своей жизни.
Похоронили святого возле Успенского собора.
В 1903 году Серафима Саровского причислили к С тех пор место, где жил святой, иногда называют пустынь Серафима Саровского.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
В период с — гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.
В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.
Описание Серафимо-Саровского мужского монастыря | Православные паломничества
«Стяжи дух мирен и тысячи во круг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.
С этой целью приходят люди в обитель, чтобы через отречение от собственной воли покориться воли Христовой.
На Воронежской земле был основан монастырь, который не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника.
Великий Чудотворец и молитвенник земли Русской Преподобный Серафим Саровский родился в 18 веке и явил образ любви Христовой ко всем людям врачуя их раны телесные и душевные.
«Сим Победиши» – эти слова начертаны на поклонном Кресте, который встречает паломников при въезде в монастырь Серафима Саровского. Обитель расположена в 150-ти километрах от Воронежа, на границе Аннинского и Грибановского районов, неподолеку от села Новомакарово.
Важно
Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея.
Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову.
Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).
Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.
Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.
Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.
Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма.
Совет
Храм освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте.
Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.
Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил.
Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница».
В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».
В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников.
В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.
Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.
Сайт: https://www.serafimov-skit.ru
Паломнические поездки к Серафимо-Саровскому мужскому монастырю
Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово Епархиальные монастыри РПЦ
Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.
Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество людей, ищущих спасения души.
Первые насельники появились здесь в 1995 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года было освящено место и первый закладной камень в основании храма обители, носящего имя Всероссийского светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители.
Трижды в монастыре находился мироточивый образ царя – страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апреле 2002 года икона царя – мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы»
Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование пребывания чудотворного образа царя мученика Николая был заложен летний храм в честь царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.
Имена последнего Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь, и здесь в обители соединились два великих молитвенника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.
На территории монастыря имеется святой источник, который был известен с незапамятных времен и в народе считался целебным. Сейчас расчищенный, благоустроенный и освященный в честь преподобного Серафима, он привлекает к себе водой, имеющей целебную силу. «С верою кто да примет, здрав бывает. Всяку немощь попирает зело».
В благодарность Царице Небесной ископан источник и построена купель в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которые были освящены в день памяти убиения Царственных мучеников 17 июля 2005 года. В этом источнике по вере прибегающих к молитвенному заступничеству Божией Матери получают исцеления от душевных и телесных недугов, в том числе, пьянства, наркомании и табакокурения.
Святой Серебряного века
Прославление преп. Серафима происходит в момент смены эпох. В девяностых годах XIX века начинается религиозное возрождение. Оно происходит и в духовной, и в светской жизни. К 1903 году соединились все нити народной жизни: и собственно народное почитание, которое жило в народе в скрытом виде, и интеллигентское духовное исследование, и в том числе повышающийся впервые интерес к монашеской жизни и к умной молитве и иноческому деланию, и вообще ко всему духовному. Народная инициатива, дошедшая до самого царского престола. Святейший Синод, по-прежнему пребывавший во многом на путях более рационалистического отношения к святости, еще долго бы проколебался, если бы не было прямого царского указания к канонизации…
Так совпало, что преподобный Серафим стал самым почитаемым на Руси святым с 1903 года. Он как бы замкнул собой всех остальных русских святых. Д. С. Мережковский пишет большую серьезную статью «Последний святой». Менялся век, менялась духовная ситуация.
Преподобный Серафим Саровский. Икона. Россия, XX век
Не случайно сам себя этот век обозначил как серебряный. Серафим стал святым Серебряного века. Он в этом смысле очень точно лег на души, оказался ко времени. Естественно, преподобный Серафим есть святой на все времена. Но в это время особенно.
Русский двадцатый век вообще начинается необычными вещами. Например, на протяжении многих веков после Андрея Рублева, Дионисия, великих иконописцев русская икона пребывала в состоянии, которое наш современник В. А. Солоухин назвал «черные доски». В XX веке русская икона вдруг открывается. Причем именно где-то в 1903-1905 гг. открывают рублевскую «Троицу», в 1918 г. — Вла-димирскую Божию Матерь. Значит, в XVIII и XIX веке Господь «не считал нужным» предъявить эту форму святости народу. А вот где-то на рубеже двадцатого века — в предчувствии общей гибели, в предчувствии общей катастрофы — это происходит. В ощущении приближающейся гибели вдруг «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», и русские — русские православные прежде всего, а за ними и весь мир — вдруг что-то увидели. Мир увидел уникальное явление русской иконы и почти одновременно — уникальность подвига русских святых, среди которых первым оказался преподобный Серафим.
…У моей бабушки на столике возле постели всегда стояли две маленьких иконки: преподобный Серафим и преподобный Сергий. Они действительно друг друга дополняют. И они совпадают… по времени. В 1892 году в России торжественно праздновалось пятисотлетие преподобного Сергия. Вы думаете, так вот постоянно помнили все о преподобном Сергии и читали о нем, и писали? Нет, тоже нет. И юбилеев раньше не праздновали… Снова, как мы уже видели по «совпадениям» из жизни Серафима, так всё подгадалось, что и юбилей преподобного Сергия, и канонизация преподобного Серафима пришлись на одно десятилетие. Все это с чрезвычайной силой всколыхнуло все русское общество, дало мощный духовный всплеск, который явил действительно миру, помимо феномена русской чудотворной иконы, еще и феномен русской духовности, русской святости в самых высоких образцах
Обратим внимание: к этому времени и русская литература, и русская религиозная мысль, и русская богословская наука, преодолев путы западного просвещения, сумела осознать свой православный путь. В этом контексте преподобные Сергий и Серафим оказались «оптимальными» фигурами для диалога Церкви с миром, а позже в русской эмиграции для творческого, богословского диалога с латинским Западом…
Монахини у колодца, вырытого по благословению преподобного Серафима. 1904
Исторические достопримечательности «Ядерного щита страны»
Саров известен в мире как родина Советского ядерного оружия. Научные разработки тех, кто жил и трудился в закрытом городе, послужили не только наращиванию мощи оружия. Очень многое ученые сделали и для создания атомного щита страны.
Музей РФЯЦ-ВНИИЭФ
Один из загадочных объектов города – Музей РФЯЦ-ВНИИЭФ. Это первый в стране музей ядерного оружия. Экспонатами здесь являются образцы изделий, ставших легендами в истории страны.
Административный корпус Ядерного центра
Это старинное здание из красного кирпича один из неофициальных символов города.
Построено в 1911-1914 г.г. на данный момент является памятником архитектуры федерального значения.
Бюст Юлия Борисовича Харитона
Установлен недалеко от Дома ученых.
Этот человек был одним из основателей ВНИИЭФ, и руководителем проекта советской атомной бомбы.
Житие Серафима Саровского
Пустынь Саровская была прославлена величайшим русским святым Серафимом Саровским. Его отец занимался строительством храма, но внезапная кончина так и не позволила ему дойти до конечной цели. После смерти отца Серафим (Прохор по рождению) с матерью Агафьей продолжили строительство собора. Однажды на стройке случилось чудо. Мать недоглядела за маленьким Прохором, и он упал с большой высоты, но остался в живых. С раннего детства Прохор искренне верил в Господа и чтил его. Во время тяжелой болезни во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая пообещала излечить его. Вскоре так и произошло.
С тех пор Прохор твердо решил посвятить всю свою жизнь Господу. В 1776 году он пришел в монастырь Саровская пустынь. Спустя 8 лет после пострига в монахи Прохор был наречен именем Серафим, которое означало «пламенный».
Православный город
История этого города одновременно трудная и великая. Его разрушали до руин, сжигали, засыпали родники, но он, словно птица Феникс, возрождался из пепла.
Кто бы мог подумать, что маленький поселочек, расположенный на развалинах старой крепости, станет образцом взаимопонимания атомной науки и церкви.
Здесь осуществляет свою деятельность Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики и одновременно Духовно-научный центр Саровского монастыря.
История города
В начале 14 столетия в бассейне реки Мокша, между речкой Сатис и притоком Саровка, была построена эрзянами и татарами деревянная крепость Сары-Кылыч. Крепость постепенно развивалась и переросла в большое торговое селение, со временем оно пришло в упадок, получив в народе название «Старое городище».
В 1664 году здесь поселился первый монах-отшельник инок Феодосий. Монахи ставили свои кельи вдоль речки и вели уединенный образ жизни. В 1705 году местный князь Кугулов передал в дар земли старого городища отцу Исаакию, который к июню 1706 года построил первый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». С этой даты и началась непростая история мужского монастыря Саровской пустыни.
В 1778 году в монастырь пришел молодой мужчина, ставший впоследствии русским святым — преподобным Серафимом Саровским.
При жизни и после его кончины в 1833 году народ почитал старца за доброту, скромность, за покровительство Дивеевскому женскому монастырю. После пятнадцатилетнего затворничества с 1810 по 1825 г. он был наделен даром предсказания и исцеления от болезней. Канонизирован в 1903 году Святейшим синодом Русской Православной Церкви по инициативе царя Николая II.
В 1927 году Саровский монастырь был сожжен и разграблен.
Из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Все святыни монастыря, библиотека, часовня над могилой Серафима Саровского — все было разрушено. Вход в подземный город с кельями и подземной церковью замуровали. Имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского НКВД.
В 1946 году Саровский монастырь был выбран местом размещения секретного объекта по созданию атомной бомбы. Очень быстро построили новый город и негражданскую производственную базу.
До 1991 года несколько раз менял название:
- Кремлев;
- Арзамас-75;
- Арзамас-16.
Современное положение
Предназначение нового города — положить конец атомной монополии США, задание это было успешно выполнено.
По архитектурному стилю город напоминает Москву в 70-х годах прошлого века. Численность населения приближается к 100 тысячам, уровень жизни — выше среднего по Нижегородской области, цены на жилье — высокие. Образование — одно из самых лучших в регионе. Закрытость города уже не такая строгая,жители могут ездить в отпуск, приглашать в гости родственников. Многие приобрели в округе дачи, чтобы можно было встречаться с друзьями в любое время.
Растет и развивается инфраструктура — строится новое жилье, работает Дом ученых, театр, музеи, открываются картинные галереи, спортивные и торговые комплексы.
Важнейшей движущей силой жизнеспособности и уникальности города является историческое наследие.
История Саровской пустыни
Пустынь Саровская была основана иеросхимонахом Введенского монастыря Иоанном. От своего щедрого крестного отца он получил в дар три десятка десятин земли в городе Сарове (в прошлом — Саровское городище). Немедля он отправил письмо в Москву с просьбой о разрешении возвести на этой земле церковь. Сложно найти более удачное место для подобной постройки. Казалось бы, сама природа в этих местах была наполнена покоем и святостью. Более того, хорошее месторасположение позволяло без труда добираться до Нижнего Новгорода, Москвы и Владимира.
Вскоре на этой земле образовалась Свято-Успенская Саровская пустынь. Специальный указ Петра I разрешил строительство церкви Пресвятой Богородицы и ее Животворящего источника там, где раньше было мордовское городище. Всего 50 дней шло строительство церкви. 29 июня 1706 года считается официальной датой основания такого памятника, как Свято-Успенская Саровская пустынь.
Саровская пустынь: от древности до наших дней
Автор Ирина Шлионская
11.01.2012 10:00
Религия » Религии России » Православие
Свято-Успенскую Саровскую пустынь связывают прежде всего с именем преподобного Серафима Саровского. Однако обитель эта возникла задолго до него, на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Нижегородская область). Впрочем, сначала была это никакая не обитель, а поселение отшельников, избравших это место для уединения в молитвах…
Первым насельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий. Он пришел на «старое городище» (как его тогда называли) в 1664 году и устроил себе здесь келью. Через несколько лет к нему присоединился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Вскоре Феодосий вернулся в Пензу, а Герасим некоторое время жил на «старом городище» один, но потом тоже возвратился в свою обитель. Около 1683 года сюда приходили иеромонах Савватий и монах Филарет из Санаксарского монастыря, но прожили в отшельничестве недолго…
Наконец, тут поселились иеромонах Исаакий из Введенского монастыря вместе с иноком Филаретом из Санаксарского монастыря. Вскоре к ним присоединились другие насельники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об устройстве в городе Сарове иноческой обители.
В 1705 году владелец «старого городища» князь Кугушев передал в дар отцу Исаакию участок земли, расположенный между реками Сатисом и Саровкой. Там и должна была располагаться будущая обитель. 28 апреля 1706 года в этом месте был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», а 16 июня совершилось его освящение.
Из настоятелей нового монастыря особо почитаем был отец Ефрем, которому по несправедливому обвинению в государственной измене пришлось провести 16 лет в ссылке в Оренбургской крепости. Во время голода 1775 года отец Ефрем отдал распоряжение отворить монастырские житницы, чтобы оказать помощь нуждающемуся местному населению…
Возрождение церковной жизни
26 сентября года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в г., хотя зарегистрировать его удалось только в г., уже после обретения мощей преподобного Серафима. 2 августа года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.
14 июля года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых — бывшая монастырская кладбищенская церковь.
В году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.
К августу года на Дальней Пустыньке была воздвигнута и освящена часовня-алтарь с навесом для молящихся. В том же году первостепенная роль Саровской обители в новой истории Русской Церкви нашла отражение на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной по случаю их прославления в году. На четырнадцатом клейме было изображено разорение обители и похищение из неё мощей преподобного Серафима (см. иллюстрацию выше).
В ноябре года епархии был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых (1 августа 2003 года).
17 июля года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Свято-Успенской Саровской пустыни.
Богослужения и другие возможности посещения
В настоящее время в монастыре службы проходят ежедневно.
Расписание Богослужений в Благовещенском соборе:
- 6.00 — Братский молебен;
- 7.30 — исповедь;
- 7.40 — часы;
- 8.00 — Божественная Литургия;
- 16.00 — вечернее Богослужение.
После Литургии каждый день служатся молебны и панихиды, а также литии.
По воскресеньям и праздничным дням расписание меняется:
- 7.15 — водосвятный молебен;
- 8.00 — исповедь;
- 8.40 — часы;
- 9.00 — Божественная Литургия.
В храме св. Алексия службы проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вечернее Богослужение проходит в 17.00, а Литургия — в 7.00. В воскресенье Литургия начинается в 8 утра.
Также в обители проводятся экскурсии для групп до 25 человек. Чем меньше человек в группе, тем выше будет цена. Время проведения обсуждается заранее по телефону. Для детей билет стоит в два раза дешевле. Иногда настоятель дает благословение на бесплатные экскурсии.
В интернете есть возможность совершить виртуальное путешествие по обители.
Свято-Успенский мужской монастырь
Пустынь Саровская знаменита Свято-Успенским мужским монастырем. Постройку храма заложили в 1897 году, когда Серафим Саровский еще не был причислен к лику святых. Изначально строительство собора прославляло Пресвятую Троицу. Поскольку храм возводился над кельей старца, его так и называли. После причисления Серафима Саровского к лику святых, храм сразу же освятили. Это первый в России собор святого Серафима.
Внутри церкви располагалась келья святого, как самая дорогая святыня. Иконостас выглядел довольно просто. Вокруг кельи можно было совершить обход и даже зайти во внутрь. Позже келью расписали и поставили на ней небольшой купол. Она приобрела вид часовни.
В 1927 году собор был закрыт. Его превратили в театр. В 2002 году начались восстановительные работы, и уже в августе 2003 года в храме вновь стали проходить богослужения.
Костомаровский Спасский монастырь
Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.
На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.
История
К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.