Мощи серафима саровского

Почему Дивеевской обители покровительствует Богородица

Когда апостол Яков был обезглавлен, а Христос распят на кресте, верующие православные покинули землю обетованную с целью нести учение Спасителя по миру. Богородице досталось четыре удела Иверская земля, нынешняя Грузия, гора Афон в Греции, Киевско-Печерская лавра в Киеве и Дивеевская обитель, единственное место в России, которому покровительствует Божья Матерь.

Ярославской помещице Агафье Мельгуновой, монахине Александре, приснился сон, в котором Богородица вещала, что не в Киеве она окончит свою жизнь, а на севере в Дивеевской обители. Монахиня Александра начала строительство келий на собственные сбережения и поселилась в них с четырьмя послушницами.

Главная святыня Свято-Дивеевского монастыря Дивеевская канавка. Богородица двенадцать раз являлась старцу во сне и велела соорудить великое чудо Серафима Саровского Дивеевскую канавку. Первый аршин прокопал сам старец за одну ночь, а дальше сооружение вырыли сестры своими руками, обнесли оградой в виде кустов крыжовника. Сам старец говорил, что по канавке каждый день идет Богородица, а ее защита простирается до самого неба.

Канавка Богородицы

Канавка – одна из главных святынь Дивеевской обители. По преданию Преподобному Серафиму явилась Богородица и наказала обнести святую обитель канавой и валом.

«Тут стопочки Богородицы прошли. Во веки будет вам стена и защита, не сможет антихрист перейти ее» – гласит пророчество старца.

По завету канавка должны была быть выкопана силами монахинь, миряне помогали с насыпкой вала. Работы велись ежедневно и всесезонно и были закончены к празднованию Рождества Христова 1933 года.

Не во все годы Канавка почиталась как святыня. После смерти Серафима Саровского уход за ней был прекращен, но возобновлен при настоятельнице Марии в 1862 году. Особо пострадала святыня при советской власти: вал был срезан, значительная часть Канавки засыпана, а на ее месте были проложены коммуникации. Восстановление началось в 1997 году. В настоящее время Канавка полностью расчищена, тропа облагорожена тротуарной плиткой и кованым забором, установлены поклонные кресты из мрамора.

По поверью, тот, кто пройдет весь путь (777 м), прочитав за это время молитву Богородице 150 раз, избавится от душевных и телесных мук. Совершать ход лучше с 3 до 4 часов ночи. В это время избранным является сама Царица Небесная.

Чудодейственными свойствами обладают земля из травы из Канавки. Использовать их можно по разному:

  • как питье, добавляя в святую воду;
  • прикладывать к больным местам;
  • закапывать возле дома в качестве оберега.

По свидетельствам очевидцев люди избавлялись от самых страшных недугов, даже от онкологических заболеваний в стадии метастазов.

Правила посещения в Дивеево канавки Пресвятой Богородицы

Среди православных, Канавка Пресвятой Богородицы почитается как одна из великих святынь христианского мира. Но в отличии от других святынь, Канавка имеет свои сугубые свойства, которые выделяют её из сонма других предметов поклонения. Намоленные иконы, мощи святых праведников и даже огромные храмы, можно перемещать, а Богородичная Канавка навсегда привязана к Дивеево, ибо связана с чудесным явлением.

Как описывал преподобный Серафим Саровский, ему явилась Пресвятая Богородица, и вместе с ним прошла по земле, обозначив место основания Мельничной Девичьей Общины. «Стопочки Пречистой Богоматери ступали по грешной земле в этом месте» — такими словами характеризовал этом место великий старец Серафим Саровский.

Разумные ограничения

Существуют такие понятия и правила, которые нигде не изложены, но как писал св. апостол Павел: «написаны на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:3). У любого человека, при трезвенном рассуждении, есть границы и рамки допустимого. Эти категории впитываются с молоком матери, и должны руководить людьми всю жизнь. На этих основаниях и зиждется правило посещения Богородичной Канавки.

Как напоминание для инославных и невоцерковлённых туристов, эти правила в виде рекомендаций изложены в памятках постояльцам гостиничных комплексов, например «Дивеевская слобода». Ничего сложного в этих рекомендациях нет, они очень похожи на требования, которые все соблюдают при посещении «Могилы Неизвестного Солдата» у Кремлёвской Стены, или заходя на Красную Площадь:

  • Не шуметь;

  • Не бегать;

  • Быть опрятно одетым в чистую одежду;

  • Не курить и быть трезвым и т.п.

В общем это обычные правила благопристойного поведения воспитанного человека. Но если в светских местах за порядком следят правоохранительные органы, и при многократном нарушении спокойствия могут применить законные меры, то на святых местах принципиально другой подход. В Послании Галатам апостола Павла (6:7) прямо сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».

Как подготовиться к посещению святыни

Дивеево, это не просто географический объект, а место где в течении многих веков, миллионы православных людей возносили свои молитвы к Богу. Сама местность располагает паломников и туристов соблюдать благочестивые традиции и правила. Если не сопротивляться велению сердца, то человек органически вписывается в эти критерии, и пребывание в Дивеево проходит без недоразумений.

Однако перед тем как подойти к таким великим святыням как Канавка Пресвятой Богородицы, было бы очень хорошо, если человек в молитве обратиться к Господу. Пусть даже это будет молитва не из церковных книг, а сотворённая от сердца, своими словами. Главное, чтобы это была искренняя и чистая просьба.

Архитектура и внутренне убранство

В храме три этажа: на первом расположено православное сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Фёдоровны; на втором — крестильня и трапезная; на третьем — молитвенное помещение храма. Храм в плане представляет базилику, разделённую на три нефа. С запада над притворной частью надстроена высокая колокольня состоящая из простого кубического основания, яруса звона и фонарика увенчанного луковичным куполом, высота колокольни с притворной частью, т.е. от земли – 32 метра. Основное помещение храма увенчано пятью луковичными главами, над алтарной частью, что на востоке, один небольшой луковичный купол.

Стиль архитектуры

В экстерьере храма присутствуют элементы разных архитектурных стилей: есть элементы стиля древнерусских храмов — луковичные главы, криволинейные закомары; паперть напоминает крыльцо деревянного древнерусского зодчества; окна на закомарах — элементы модерна, и прочее, что даёт право говорить с одной стороны о эклектичности архитектуры. С другой стороны, совершенно отсутствуют элементы стилей послереволюционного XX века и века XXI, храм как будто вовсе не является постройкой начала XXI века, а полностью соответствует моде второй половины века XIX, когда постройки из красного кирпича не оштукатуривались. Такой стиль искусствоведами принят как кирпичный.

Интерьер

Интерьер представлен обилием арок и сводов как в византийском стиле. Всё внутреннее помещение храма расписано в лучших традициях русской академической живописи, на картинах подробно освещается житие преподобного Серафима Саровского. Шесть пилонов и их рельефное отображение на всех стенах храма украшают высокие напольные киоты выполненные в технике резьбы по дереву. Иконы украшены керамической росписью. Цвета в интерьере нежные: светло-изумрудный, светло-фиолетовый, голубой, оранжевый; трудно отнести такое сочетание цветов к какой-нибудь известной традиции, это цвета неба от рассвета до заката. В целом интерьер оказывает сильное воздействие и человек находящийся в храме во время моления чувствует себя действительно причастником Небесного Царства, дополняет эффект позолота.

Необходимое предисловие

Говорить, писать о святых, снимать о них фильмы очень сложно. Сложно, во-первых, потому что давно разрушена традиция, в которой святость была — могла быть! — непосредственным опытом жизни русского человека. Причем разрыв этот произошел отнюдь не семьдесят или восемьдесят лет назад, во времена советского атеизма, а намного раньше. Уже в эпоху преп. Серафима далеко не все понимали и принимали тех людей, которые позднее были прославлены как святые.

Во-вторых, в нашей Церкви почти не существует богословского учения о святости. Как говорил Василий Васильевич Болотов, великий церковный историк, в Православной Церкви хорошо разработано учение о Святой Троице, о Христе, и мало — антропология, то есть учение о человеке. А учение о святости непосредственно связано с христианской антропологией, так как святость является наиболее высоким состоянием человека в его возможном приближении к обожению.

Есть и еще одна тонкость. Внутри самой Церкви к святости всегда относились в известной мере настороженно. По очень понятной причине: потому что она — по лезвию ножа с прелестью, то есть лжедуховным состоянием, псевдодуховным опытом. Иногда очень трудно различить, где и как состояние святости переходит в состояние прелести. Как сказал один поэт: «…дни мои бегут лукавы, завиваются кружа, я живу на грани славы, как на лезвии ножа». Так вот, на грани славы, славы не в обыденном смысле, а в смысле церковного прославления, сияния иконного нимба — это всегда на лезвии ножа. Потому не будем считать странным тот факт, что и к преп. Серафиму, к его подвигам и чудесам иные из его современников и его монастырского начальства относились настороженно.

Четвертый удел Богородицы — Дивеево

Есть всего несколько мест на земле, которые Дева Мария окружает своим особым покровительством: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Расположен четвертый удел возле города Арзамаса, на берегу р. Вычкинзы. В с. Дивеево ныне проживает около 9 тыс. человек. Всего 200 лет назад тут было лишь маленькое поселение с деревянной церквушкой во имя Николая Чудоворца. Располагалась церковь по дороге, ведущей в Саров. Поэтому паломники останавливались в ней, чтобы отдохнуть.

Много усилий приложил батюшка Серафим к тому, чтобы обустроить здесь обитель для сестер. В июле 1827 г. тут появились первые насельницы. На средства жертвователей был возведен каменный храм Рождества Христова. Обитель разрасталась. После упокоения батюшки Серафима, в 1861 г. она получила статус монастыря. Был заложен собор во имя Святой Троицы, строительство которого продолжалось 27 лет.

Как добраться

Сегодня мощи святого Серафима располагаются на территории Саровского монастыря, находящемуся в Нижегородской области. Часть останков преподобного хранится в церкви Георгия Победоносца и внутри Спасо-Преображенской обители.

Мощную энергетику святых мощей православный подвижник ощутит в монастыре, в котором похоронили преподобного старца.

Множество людей утверждает, что настоящее исцеление приходит только здесь, в Дивеево. Добраться сюда из Москвы можно за шесть часов, если использовать личный транспорт. Часто на место погребения собираются православные паломники, которые берут с собою всех желающих.

Четвертый удел Богородицы — Дивеево

Есть всего несколько мест на земле, которые Дева Мария окружает своим особым покровительством: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Расположен четвертый удел возле города Арзамаса, на берегу р. Вычкинзы. В с. Дивеево ныне проживает около 9 тыс. человек. Всего 200 лет назад тут было лишь маленькое поселение с деревянной церквушкой во имя Николая Чудоворца. Располагалась церковь по дороге, ведущей в Саров. Поэтому паломники останавливались в ней, чтобы отдохнуть.

Много усилий приложил батюшка Серафим к тому, чтобы обустроить здесь обитель для сестер. В июле 1827 г. тут появились первые насельницы. На средства жертвователей был возведен каменный храм Рождества Христова. Обитель разрасталась. После упокоения батюшки Серафима, в 1861 г. она получила статус монастыря. Был заложен собор во имя Святой Троицы, строительство которого продолжалось 27 лет.

Эпоха

Время, когда жил преп. Серафим (1759—1833) — весьма непростой период в истории русской духовности и русского монашества. Преп. Серафим является ровесником, сверстником монастырской реформы Екатерины Великой — введения монастырских «штатов», конфискации церковных земель. Реформа была проведена в 1764 году. Преп. Серафиму (впрочем, в то время он еще всего лишь мальчик Проша, Прохор Мошнин) было тогда 5 лет. Он растет на фоне этих событий.

Екатерина не была каким-то злонравным врагом, пытавшимся всё разрушить в Церкви. Это была действительно великая императрица. Современники Петра I и Екатерины II не были далеки от истины, когда критиковали современное им состояние монашества. Положа руку на сердце, что мы можем вспомнить выдающегося из истории русского монашества и русской святости, скажем, второй половины XVII века, в предпетровское время? Практически ничего. Самые яркие события связаны с расколом, с противостоянием Никона и Аввакума. То есть вся энергия народная, весь духовный потенциал ушел в раскол, негатив, в поэзию раскольничьих скитов, воспетых позже Мельниковым-Печерским и Лесковым. А что осталось «в позитиве»? Огромное число недостатков, погрешностей и просто безобразий, которые на протяжении всей второй половины XVII века и первой половины XVIII века и церковные, и светские власти пытались искоренить.

Посмотрите Деяния Соборов 1667 года, 1682 года, многочисленные указы царя Алексея Михайловича, царя Петра Великого, направленные на то, чтобы искоренить в монашестве пьянство, тунеядство, бродяжничество, привить общегосударственную дисциплину. Появился контроль — да, контроль излишний, чрезмерный — но, тем не менее, контроль со стороны государства. От епископов требовали, чтобы они следили за порядком в монастырской жизни, те требовали порядка от настоятелей, и что-то менялось.

Несколько слов о секуляризации, фактически национализации монастырских владений. Государство не могло уже терпеть, чтобы целый миллион его подданных находился в крепостной зависимости от монастырей и чтобы у монастырей оставался столь большой процент земель. Екатерининской реформой монашество было освобождено от необходимости вести огромное хозяйство: Троице-Сергиева Лавра, например, имела сто тысяч крепостных, а ее владения находились в семи или восьми губерниях! От этого всего вдруг освободились. И куда должна деваться энергия? Во внутреннее монашеское возрождение! Отныне (хотя это вовсе не «открытие» XVIII века, а изначальная суть иночества) «передний край» монашества — святость — проходит уже через сердце каждого монаха.

Да, конечно, не все оказались к этому способны, не все были готовы. Но все-таки потихоньку начиналось возрождение. Возрождение на новых условиях. В чем эти новые условия? В чем новизна ситуации? Практически впервые петровская и екатерининская эпоха вводит монашество в сферу богословской мысли.

Русское духовенство (если не считать нескольких деятелей малороссийского происхождения), русская Церковь приняла со смирением эту монастырскую реформу. Единственный способ внутреннего протеста со стороны русского духовенства и русского монашества заключался… в подвижничестве. И при Екатерине, и после, в советское время: чем жестче было давление и сильнее гнет, чем жестче становился антицерковный террор, тем больше подвижников, тем больше святых появлялось на русской земле…

Социальная работа, повседневная жизнь

С 2010 г. при храме существует общество трезвости. Ежегодно за помощью избавления от алкогольной зависимости обращается более 200 человек. Членам общества предлагаются индивидуальные консультации с православным психологом, разрабатываются специальные программы для личностного роста и избавления от зависимости.

Благодаря этому становится возможным отправлять желающих в реабилитационные центры. Также проводятся и общие беседы, катехизация, общие исповеди. Ежемесячно проходят совместные акафисты перед иконой Неупиваемая Чаша. Ежегодно проходит общий крестный ход с иконой вокруг Вырицы.

Для реабилитации участники общества трезвости привлекаются к послушанию на территории храма. Участники общества трезвости при желании принимают обет трезвости перед иконой.

Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно

Многих людей пугает возможность самостоятельных путешествий. Их смущает неосведомленность, незнание исторических и культурных особенностей места, внутренние правила поведения в монастыре.

На самом деле все просто. Правила поведения в Серафимо–Дивеевском монастыре вывешены на воротах монастырской стены. В паломническом центре монастыря вы можете получить любую информацию и ответы на все вопросы. Расписание церковных служб висят на дверях храма. Там же вы найдете рекомендации по церковному этикету.

Соборная площадь Серафимо–Дивеевского монастыря включает в себя три огромных собора: Троицкий (зеленый), Преображенский (белый) и Благовещенский (тоже белый, но он вновь построенный и внутри не до конца отделан).

В Троицком соборе покоятся мощи батюшки Серафима и попасть к его раке можно в любой день в часы работы храма (как правило с 5.00 до 22.00часов). Здесь же в витринах хранятся вещи преподобного и к ним тоже можно приложиться. Знаменитая икона Богородицы «Умиление» находится тоже в Троицком соборе, в центральном пределе.

В Преображенском соборе для поклонения открыт мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых. В этом храме в притворе ежедневно с 9.00 до 16.00 ч. всем желающим дают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей.

Ежедневные церковные службы совершаются в Троицком и Преображенском соборах попеременно (точное расписание смотрите в самих храмах).

За Преображенским собором начинается Святая Канавка. По ней обязательно надо пройти и прочитать 150 раз молитву: «Богородице, Дево, радуйся». Место это особенное и единственное в мире. Святая Канавка вырыта по повелению самой Богородицы. У Канавки интересная история, а искренняя молитва, прочтенная сердцем здесь, поистине творит чудеса.

За Колокольней расположен уникальный церковный комплекс – в одном здании находится сразу три церкви – Казанский храм, Церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы.

В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. В храм можно попасть с 8.00 до 17.00 ч.

В Казанской церкви находятся мощи Дивеевских Блаженных и к ним можно приложится ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

На территории монастыря находится Домик-музей блаженной Паши Саровской, а в паломническом центре вам могут предложить посмотреть фильм–фотоэкскурсию.

Дивеевская земля славится святыми родниками, и непосредственно в самом селе находится 5 наиболее известных источников.

Недалеко от Серафимо-Дивеевского монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры.

От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» -находятся в северной части села, в поселке Северном. На машине добраться быстро, а пешком – далековато, но возможно.

Все эти места можно посетить самостоятельно, не полагаясь на турфирмы. На нашем сайте есть вся исчерпывающая информация о Серафимо-Дивеевском монастыре. Прочитав ее, вы будете подготовлены к путешествию. В крайнем случае, при большом желании вы всегда сможете заказать экскурсию уже на месте, в паломническом центре Серафимо – Дивеевского монастыря.

После восьми лет послушничества Прохор был пострижен в монахи под именем Серафим

Старец Иосиф

Взял попечительство над юным Прохором, будущим Серафимом

Духовное попечительство над вновь прибывшим послушником взял на себя старец Иосиф. Прохор усердно трудился но пользу обители: колол дрова, помогал в хлебне и просфорне, служил пономарем.

Вдохновляясь примером святых отшельников и имея тягу к отшельнической жизни, Прохор попросил благословления на житье в лесу. Благословление было дано. Прохор выстроил себе шалашик, где в уединении предавался молитвам.

1786 ‒ Купеческий сын Прохор Сидорович Мошнин стал иноком Серафимом

13 августа 1786 г., после почти восьми лет послушания игумен Пахомий постриг Прохора в монахи. При пострижении Прохор получил свое новое имя ‒ Серафим.

Через два месяца, в октябре 1786 г. епископ Владимирский и Муромский Виктор посвятил Серафима в сан иеродиакона. Еще через три года игумен Пахомий поручил Серафиму попечительство над монашеской Казанской общиной села Дивеево.

Отец Серафим сыграл важную роль в организации Дивеевского монастыря

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении

Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.

Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.

И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.

Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.

Молитва Серафиму Саровскому о здравии

Когда состоялось обретение мощей Серафима Саровского

Немногие знают, когда состоялось обретение мощей Серафима Саровского. Впервые это случилось в г. Сарове. 1 августа 1903 г. братией была открыта гробница праведника. Несколько позже, в торжественной обстановке, состоялась официальная канонизация. На событие собралось примерно 300 тыс. паломников, прибыли члены царской семьи, представители духовенства.

В годы правления советской власти святыня была утеряна. Вторично их обрели в 1990 г. в Музеи истории религии и атеизма (ныне — Казанский собор Санкт-Петербурга).

31 июля 1991 г. состоялось торжественное прибытие мощей батюшки Серафима в возрожденный монастырь Дивеево. Сегодня святыня находится в левой части Свято-Троицкого собора, рядом стоит посох святого. Перед своей кончиной старец оставил устное завещание духовным детям. Он наказал обращаться к нему, словно к живому. Обещал, что услышит и держит свое слово. Об этом можно судить по многим чудесам, произошедшим по молитвам к святому.

Праведник помогает исцелиться от зависти, нападок недоброжелателей, восстанавливает сложные семейные отношения, помогает одолеть уныние, исцеляет также и от физических недугов.

Месторасположение и помощь останков

Святой лично предсказал нахождение его останков. Он добавил, что христианская община утратит их.

В первой половине XX века все святые мощи вскрывались во времена большевистских гонений на религию. Множество останков предали поруганию, поэтому священство прятало их в своих квартирах. Мощам Серафима Саровского удалось избежать плачевной участи. В благоприятное время их разместили в московском Страстном храме.

Знаменитая келья 1867 года постройки, в которой провел последние мгновения жизни преподобный старец, вошла в состав храма Пресвятой Троицы. В этой монашеской обители хранятся личные вещи Серафима Саровского: мантия, суконная шапочка, крест, лестовки из кожи, Евангелие, часть камня и скамейка.

Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector