Исихазм в православии и философии — что это такое?
Содержание:
- “Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”
- Популярное за 7 дней
- Влияние старца Иосифа Исихаста на жизнь Афона
- Монастырь Сихастрия, Румыния
- Ветхозаветные пророки — сюрреалисты и дадаисты
- “Если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон”
- “Когда человек в праздники не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке”
- Наследие
- Этимология
- Храм, располагающий к исихастской молитве
- Мэгура и другие скиты, Молдова
- “Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем”
- Происхождение
- Метод непрестанной молитвы
- Житие Иосифа, говорит нам о том, что родился он на острове Парос, в деревне Лефке
“Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”
Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым или в пылу гнева. Помню, что только однажды он повелительно возвысил тон своего голоса, не соглашаясь с одним братом, который настаивал на том, чтобы что-то было сделано иначе. Но старец с помощью молитвы провидел, что если бы уступил, то с другим братом случился бы несчастный случай. Поэтому он строгим тоном сказал: “Ты сотворишь послушание. Будет именно так”. И действительно, он оказался абсолютно прав.
В ясности ума предчувствуя кончину, отец Арсений открыл и обнажил всего себя перед своими духовными чадами. Многие братия не успевали задать ему вопрос: как только они приближались, он опережал их, входил в их помыслы, в их затруднения и тотчас давал соответствующий совет. Некоего брата, помышлявшего уйти из монастыря, он призвал и, наедине открыв ему его же собственные помыслы, предложил и соответствующие лекарства, чтобы избавиться от брани».
Духовные наставления старца Арсения Исихаста
О молитве
Когда миряне интересовались Иисусовой молитвой, старец Арсений обычно спрашивал их: «Есть ли у вас духовник? Исповедуетесь ли вы? Ходите ли вы в храм, молитесь ли дома? Поститесь ли вы в среду и пятницу? Регулярно ли причащаетесь?» Если посетители были людьми семейными, он добавлял: «Соблюдаете ли вы воздержание со своей женой в посты, воскресные дни, праздники? Столько ли у вас детей, сколько дает вам Бог? Имеете ли любовь к врагам и друзьям? Если вы поступаете так, тогда мы побеседуем об умной молитве. Если нет, то и умной молитвы нет. И времени не будем терять».
«Основанием, конечно, является Иисусова молитва. Если есть у тебя охота к молитве, не прерывай молитву. Она возмещает всё. Если молитва ослабнет, тогда читай акафист. Божия Матерь очень любит и молитву “Богородице Дево, радуйся”. Иногда, как прочитаешь несколько раз эту молитву, Богородица дает такую неописуемую сладость!»
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Дела семейные
30.09.21 10:41
Влияние старца Иосифа Исихаста на жизнь Афона
Старец Иосиф считал основной целью своей жизни служение Господу, но его жизнь повлияла на целое поколение афонских монахов. Ученики старца участвовали в восстановлении следующих афонских обителей:
- Ватопед;
- Филофей;
- монастырь святого Дионисия;
- Ксиропотам;
- Констамонит;
- Каракал.
Последователи Иосифа Исихаста основали 20 монастырей на территории США, Греции, Кипра и Румынии. Старец Иосиф учил своих учеников следующим идеям:
- Монахи должны предаваться умной Иисусовой молитве, так как она является главным условием духовного роста.
- Монахи и миряне должны часто причащаться Святых Христовых Тайн. Старец говорил, что во время этого таинства люди приближаются к Божией Благодати и удостаиваются божественных откровений.
- Иноческая жизнь — постоянная борьба с мирскими искушениями и бесовскими соблазнами. Главным орудием монаха является смирение, труд и непрестанная молитва.
Послания к монахам содержатся в полном собрании сочинений, которое читают молодые иноки в качестве настольной книги и чтения во время совместных трапез.
Монастырь Сихастрия, Румыния
Небольшой лесной монастырь, где продолжалась и поддерживалась, в том числе при коммунистах, исихастская традиция. Румынские исихасты традиционно в наши дни живут в скитах в лесу. В монастыре находятся могилы известных исихастов современности – Клеопы Илия и Паисия Олару. В монастыре есть музей Клеопы Илия (на фото ниже).
Сергей Хоружий, директор «Института синергийной антропологии»: «В недавней истории существует весьма яркий, если угодно, эталонный пример национального исихазма. Это – сложившийся в 70-е гг. прошлого века гибрид румынского исихазма с «протохронизмом», идеологией национально-коммунистического режима Чаушеску. Здесь исихазм ставился на службу национализму самым откровенно-прямолинейным образом. Деятельность исихастской румыно-славянской общины в XVIII в., созданной и возглавлявшейся преп. Паисием Величковским, представлялась как доказательство первенства и превосходства румынской духовности и культуры. Значение этой деятельности, ее плоды гипертрофировались до грани абсурда. Тот же факт, что сам старец Паисий румыном не был, успешно преодолевался даже двумя путями: во-первых, была выдвинута теория о его румынском происхождении (от адюльтера, якобы совершенного его матерью с эмигрантом-румыном!); а во-вторых, крупнейший исихаст-богослов о. Думитру Станилоаэ в своем исследовании «Исихазм в румынской православной традиции» наставлял, что надо «показывать не только то, что Паисий внес в румынское монашество, но и то, что он от него получил».
Ветхозаветные пророки — сюрреалисты и дадаисты
В книге «Тоталитаризм и авангард» философ Филипп Серс рассматривает нелюбовь Адольфа Гитлера к еврейству, христианству и авангарду как противостояние двух религиозно-эстетических проектов модерна. Первый из них — это направленное в прошлое языческое: Гитлер, как жрец, вводил в транс толпы, то есть племя, претендующее на универсальность, искусство и архитектуру, построил по примеру римлян и греков. Языческому противопоставлено иудейско-христианское, направленное в невозможное будущее, к утопии. Здесь первостепенное значение имеет не толпа, а личность, устремленная к самореализации через творчество и, в конечном итоге, к спасению.
С этого ракурса Серс предлагает религиозную трактовку не только беспредметной живописи, родство которой с мистическими практиками лежит на поверхности.
Сюда помимо абстракционизма Серс относит попытки сюрреалистов вскрыть бессознательное, исследовать сновидения и пограничные состояния.
Другое авангардно-религиозное занятие — «провокация смысла». Иудейские пророки, чтобы проверить истинность видений, требовали от Бога знаков, появления в обыденном. Он и внимал. Каждая «провокация смысла» — это возможность для пророка открыть часть знания, истина не является ему единовременно и единообразно.
Регулярная «провокация смысла» с опорой на случайное — главная практика дадаистов. Как и абстракционистов, их интересовали не предметы, а их душа, поэтому дадаисты, например, открывали новые возможности мирских вещей. Так, немецкий художник Курт Швиттерс занимался «преображением» мелкого, но памятного мусора. Его главная работа, «колонна Швиттерса» — противоположность триумфальным колоннам.
“Если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон”
Христос не требует от нас того, что выше наших сил
«Доколе держат вас ноги, на молитве стойте, если желаете увидеть плоды».
«Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон».
О чтении духовной литературы
«Чтение тоже является одним из видов молитвы. Мы каждый день читали одну-две главы Священного Писания и после этого – книги святых отцов. Что же касается Исаака Сирина, то он всегда был у нас под мышкой… Но, кроме него, мы читали и “Лествицу”, и авву Дорофея, и “Эвергетинос”, и святого Макария, и многих других, а также и жития святых».
«Всё Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё
Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва»
«Читая жития святых, мы получаем двойную пользу. Первая польза состоит в том, что пример их подвигов пробуждает нас от сна нерадения. Вторая же – в том, что, когда мы читаем жития святых с благоговением, святые эти молятся за нас Христу».
«Но всегда, прежде чем начать чтение, нужно помолиться. После молитвы чтение жития святого приводит нас в такое умиление, что мы уже не в состоянии остановить слезы. Так бывает потому, что молитва просвещает ум».
“Когда человек в праздники не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке”
Знак духовного преуспеяния
«Еще одним очень важным знаком нашего духовного преуспеяния служит особенная благодать по воскресеньям и великим праздникам. Когда человек в эти дни не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке».
Следи за тем, чтобы иметь любовь к брату
Отец Арсений рассказывал: «Однажды один брат положил передо мной поклон и говорит: “Благослови, геронда. Я опечалил одного брата, и потому молитва не идет”. Я отвечаю ему: “Ну, ничего страшного. Положи перед братом поклон, чтобы пришла любовь, и молитва вернется снова”. – “Геронда, но ведь я положил поклон перед тобой, разве этого недостаточно?” – “А вот и нет,– говорю ему,– недостаточно. В чем ты перед ним провинился, за то и попросишь прощения”. Я видел, как внутри него происходила борьба. Наконец он пошел и попросил прощения. На следующий день он приходит снова и говорит мне: “Спасибо, геронда, за совет. Всю прошедшую ночь я молился с радостью и умилением”».
У отца Арсения спросили: «Геронда, просить прощения – это хорошо, но случается, что попросишь у кого-либо прощения, а он не прощает. Как быть?» Старец ответил: «Ты попросил прощения? Значит, ты свободен. Следи лишь за тем, чтобы иметь любовь к брату. И впредь, пока он не примет твоего покаяния, немного тяни за него и четку».
«Насколько это в ваших силах, следите за тем, чтобы все отцы были вами довольны. Если в киновии у тебя хорошие отношения с 99 братьями, а одного брата ты по невнимательности огорчил, то он становится препятствием в твоей молитве».
Наследие
Будучи человеком высокодуховным, старец Иосиф Исихаст Афонский, жизнь и учение которого будут примером для многих праведных людей, подготовился к неминуемой кончине, которую он уже чувствовал. Он сетовал на то, что люди, которым он пытался помочь, не могли внять ему, насмехались и смеялись. Но все же старец нашел тех, кто един с ним в деяниях и мыслях. В День Успения Божьей Матери он причастился Святых Христовых Тайн. Старец Иосиф Исихаст отошел в мир иной 15 августа 1959 году, в возрасте 60 лет.
Кроме душевной теплоты и праведных речей оставил старец Иосиф Исихаст письма к монашествующим и мирянам. Здесь наставления и праведные речи старец адресует всем, кто хочет стать ближе к Богу. Одним из лучших напутствий старца Иосифа Исихаста стало полное собрание творений, которое считают книгой жизни, открывающей путь к знаниям. Именно эту книгу выбирают в качестве проводника на пути к монашеской жизни те, кто почувствовал в себе призвание уйти от мирской суеты.
В своих книгах старец Иосиф Исихаст проповедует душевно-телесную молитву, которую необходимо проживать, пропускать через себя. Он говорил, что молитва – умное действо, и у каждого она будет проходить по-разному. Божественная Литургия – одно из излюбленных времяпрепровождений старца, ведь именно она может стать для монаха важным условием для духовного роста.
В своем братстве отец Иосиф постоянно обращался к Литургии. Совершая ее ежедневно, причащаясь, монахи чувствовали тот божественный свет, к которому стремились. Некоторые, правда, роптали, что слишком частые причащения становятся слишком тягостны. На что Иосиф напоминал осуждающим о том, что многие святые следовали этой дорогой, что именно в этом деянии было дано множество откровений.
В 2008 году один из учеников преподобного Иосифа, Старец Ефрем Филофейский, выпустил книгу — «Мой Старец Иосиф Исихаст и Пещерник», где изложил свои воспоминания о своей жизни и, в частности, о жизни под наставничеством Иосифа. В русском переводе книга имеет название: «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Эту книгу даже читали во время трапезы в монастырях, настолько она полна мудрости.
Монах Иосиф Ватопедский, старец Иосиф Исихаст которому стал духовным отцом и наставником, в 1982 году также выпустил книгу. Он посвятил свое творение жизни и аскетическому учению своего учителя. Книга названа «Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и Учение». Она была написана по просьбам большого количества людей, почитающих старца Иосифа. Затем к этой книге добавилась еще одна глава. Это было учение о практике жизни в безмолвии — «Десятигласная духодвижная труба», написанное в свое время старцем Иосифом Исихастом.
Этимология
Имея в виду
Исихазм ( греческий : ἡσυχασμός , Современный греческий язык: ) происходит от слова исихии ( ἡσυχία , Греческое произношение: ), что означает «неподвижность, покой, тишину, тишину» и hesychazo ( ἡσυχάζω Греческого произношение: ) «сохранять тишину».
использование
Митрополит Каллистос Вар , исследователь восточно-православного богословия, выделяет пять различных употреблений термина «исихазм»:
- «уединенная жизнь», значение, эквивалентное « отшельнической жизни», в которой этот термин используется с 4 века;
- «практика внутренней молитвы, направленная на единение с Богом на уровне, выходящем за рамки образов, понятий и языка», в этом смысле этот термин встречается у Евагрия Понтийского (345–399), Максима Исповедника (ок. 580 — 662) и Симеон Новый Богослов (949–1022);
- «поиск такого союза посредством Иисусовой молитвы », самое раннее упоминание о котором есть у Диадоха из Фотики (ок. 450 г.);
- «особая психосоматическая техника в сочетании с Иисусовой молитвой», использование которой восходит к XIII веку;
- «Богословие св. Григория Паламы», о котором см. паламизм .
История термина
Происхождение термина « исихазмос» и связанных с ним терминов « исихаст» , « исихия» и « исихазо» не совсем ясно. Согласно записям в « Лексиконе святоотеческого греческого языка» Лампе , основные термины « исихия» и « исихазо» появляются уже в 4 веке у таких отцов, как Иоанн Златоуст и каппадокийцы . Эти термины также появляются в тот же период у Евагрия Понтика (ок. 345 — 399), который, хотя он пишет в Египте, не входит в круг каппадокийцев, и в высказываниях отцов-пустынников .
Термин исихаст редко используется в христианских аскетических писаниях, исходящих из Египта с 4-го века, хотя писания Евагрия и изречения отцов пустыни подтверждают это. В Египте чаще используются термины анхоретизм ( греч . Ἀναχώρησις , «уход, отступление») и анахорет ( греч . Ἀναχωρητής , «тот, кто удаляется или отступает, то есть отшельник»).
Термин исихастская был использован в 6 — м веке в Палестине в Lives от Кирилла Скифополь , многие из которых живет удовольствие от исихастов , которые были современниками Кирилла. Некоторые из святых, о которых писал Кирилл, особенно Евфимиос и Савас, на самом деле были из Каппадокии . В законах (новеллах) императора Юстиниана I (годы правления 527–565) исихаст и отшельник рассматриваются как синонимы, что делает их взаимозаменяемыми терминами.
Термины исихия и исихастские используются довольно систематически в Лествице от Иоанна Синайского (523-603) и в Pros Theodoulon св Hesychios (с. 750?), Который обычно также считается Школой Синай . Неизвестно, где родились святой Иоанн Синайский или святой Исихий и где они получили монашеское образование.
Похоже, что особенность термина исихаст связана с интеграцией постоянного повторения Иисусовой молитвы в практики умственной аскезы, которые уже использовались отшельниками в Египте. Сам исихазм не записан в Лексиконе Лампе, что указывает на то, что это более позднее употребление, а термин Иисусова молитва не встречается ни у одного из отцов церкви. Святой Иоанн Кассиан (ок. 360 — 435) представляет в качестве формулы, используемой в Египте для повторяющейся молитвы, не Иисусовую молитву, а «О Боже, ускорись, чтобы спасти меня: Господи, поспеши на помощь мне».
Однако к XIV веку на Афоне термины исихазм и исихаст относятся к практике и практикующему метод умственной аскезы, который включает в себя использование Иисусовой молитвы с помощью определенных психофизических техник. Скорее всего, появление термина исихазм отражает то, что эта практика выдвинулась на передний план как нечто конкретное и конкретное, о чем можно говорить.
Книги, используемые исихастом, включают « Филокалия» , собрание текстов о молитве и уединенных мысленных аскезах, написанных с 4 по 15 века, которое существует в ряде независимых редакций; Лествица ; собрание сочинений преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022); и работы святого Исаака Сирийца (7 век), поскольку они были отобраны и переведены на греческий язык в монастыре святого Савы недалеко от Иерусалима около 10 века.
Храм, располагающий к исихастской молитве
– Много ли людей знает этого святого в Грузии? Почему вы решили возвести храм преподобного Иосифа в Тбилиси? Связано ли это с практикой Иисусовой молитвы, к которой призывает нас святой Иосиф?
– Не сказал бы, что многие знают отца Иосифа. Хотя в последнее время более или менее начали знакомиться с этим святым. Была переведена на грузинский и книга отца Ефрема, одного из его духовных чад. Наставления монахам самого отца Иосифа уже давно переведены, хотя особенной популярностью они пока не пользовались, люди не были с этим знакомы, к тому же была переведена только малая их часть. Но сейчас уже для многих этот святой становится известным.
То, что мы возвели этот храм, мы – наша община – считаем особой милостью Божией; вообще мы считаем особой милостью то, что мы имеем связь с этим святым и с его духовной школой. Для нас постройка храма стала прямым Божиим знаком, хотя она и не была особенно легкой, сопровождалась определенными трудностями. Но слава Богу, что этот храм был все-таки возведен.
Получился он очень аккуратным, красивым, похожим на древние храмы, которые возводились в Грузии в VI веке, по древней традиции, полностью из камня, с весьма красивыми, с нашей точки зрения (Улыбается.), иконами внутри и мозаикой. Церковь маленькая, но очень аккуратная, она соответствует отцу Иосифу и его небольшой братии. Она напоминает маленькую пещеру, если можно так сказать, и это располагает входящего к исихастской молитве.
И, конечно, идея возведения такого храма заключается именно в этом: в популяризации этого святого и, соответственно, в популяризации исихастской умной молитвы и интенсивной евхаристической жизни, без чего, как мы считаем, христианство невозможно. Потому что христианство – это Христос, и Христос поселяется в нашем сердце, как Он установил, посредством евхаристической жизни (см.: Ин. 6: 56). А умная молитва – это сделанный нами ищущий шаг по направлению к Нему. Нам ведь нужно всегда Его искать, стараться быть с Ним.
И возведение этого храма ставит задачей сделать акцент именно на таком укладе жизни. Я вновь повторяю: отец Иосиф, уже преподобный отец Иосиф, призывал к этой молитве и мирян. Так что я думаю, этот храм многих настроит научиться – а этому надо именно учиться – умной молитве.
Мэгура и другие скиты, Молдова
Молдова и Румыния знамениты как центры, где сложилась, благодаря подвижничеству Паисия Величковского, современная исихастская традиция. Делание святого Паисия было настолько масштабным, что в богословии Румынии есть даже понятия паисианизм. В современности на территории Румынии и Молдавии также есть очаги исихазма. Например, из монастыря – скита Мэгура происходит великий афонский старец Дионисий (Игнат — на фото выше), в крещении Димитрий, – один из самых почитаемых афонских духовников современности. Его чтили самые разные люди, например, английский принц Чарльз. Старец Дионисий (Игнат) отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу».
“Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем”
«Настал твой час, и ты проснулся? Не рассеивайся, не зевай, не вставай вяло. Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем. Проснулся? Встань, перекрестись и сразу: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”».
«Насколько возможно, следите за языком, чтобы он не празднословил и не осуждал, но непрестанно творил молитву, когда вы заняты работой. Вот вам мое благословение, исполняйте это, и у Христа мы все будем вместе».
Отец Арсений рассказывал: «Вчера повар говорит мне: “Благослови, у меня подгорела еда”. “Верно, есть у тебя какой-то плохой помысл”, – отвечаю ему. – “Не помню, геронда”. Тогда я говорю: “Ум твой о чем-то замечтался, и молитвы не стало”. – “Да разве это связано?” – “Связано, и еще как. Заметь, что, когда ты говоришь молитву непрестанно, пища никогда не отвлечет твоего ума, и увидишь, какую вкусную еду ты приготовишь!”».
Происхождение
Евагрий Понтийский
Исихастическая практика включает в себя обретение внутреннего фокуса и блокировку физических чувств. В этом исихазм показывает свои корни в Евагрии Понтийском .
Еврейский мистицизм Меркабы
Согласно некоторым адептам иудейской мистической традиции Меркаба , если кто-то хотел «спуститься к Меркабе», он должен был принять молитвенную позу, которую принял пророк Илия в 3 Царств 18:42, а именно помолиться, положив голову между собой. колени. Это та же самая молитвенная поза, используемая христианскими исихастами, и является причиной того, что их оппоненты высмеивали их как «пуповидных» ( омфалопсихитов ). Такое положение тела и практика ритмичного дыхания при вызове божественного имени, кажется, являются общими как для еврейского мистицизма Меркабы, так и для христианского исихазма. Таким образом, эта практика может возникнуть из аскетических практик библейских пророков.
Алан Сигал в своей книге « Павел Обращенный» предполагает, что апостол Павел, возможно, был одним из первых адептов мистицизма Меркавы, и в этом случае новым для Павла переживания божественного света на пути в Дамаск было не само переживание божественного света, а то, что источник этого божественного света идентифицировал себя как Иисуса, последователей которого Павел преследовал. Даниэль Боярин отмечает, что собственное описание этого опыта Павлом, следовательно, будет самым ранним рассказом от первого лица о мистическом видении адепта Меркабы.
Евангелие-толкование
Исихаст истолковывает повеление Иисуса в Евангелии от Матфея «войти в свою комнату помолиться», чтобы означать, что нужно игнорировать чувства и уйти внутрь. Святой Иоанн Синайский пишет:
Метод непрестанной молитвы
По времени вторым и более узким значением термина «исихазм» является особый метод непрестанной молитвы в среде православного монашества в XIII–XIV веках. Непрестанная молитва, по преимуществу — Иисусова молитва – есть постоянное обращение ко Христу, Чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника, «прилепиться к дыханию»
Это предписание понималось буквально, в смысле использования дыхания как способа сосредоточить внимание и связать молитву с непрерывающейся функцией организма. В отличие от подхода Евагрия этот метод молитвы предполагал положительное отношение к телесному аспекту человеческой жизни
Хотя в исторической литературе встречается мнение, что в широкий обиход Афонского монашества этот подход был введен преподобным Григорием Синаитом, такой духовно-телесного метод был известен на Афоне уже с конца XIII века.
Житие Иосифа, говорит нам о том, что родился он на острове Парос, в деревне Лефке
Житие Иосифа, говорит нам о том, что родился он на острове Парос, в деревне Лефке 2 ноября 1897 года. Родители его были большими тружениками. Жили они все праведной жизнью.
Уже с самых детских лет, они приучали своих детей жить благочестиво. После того, как у мальчика умер отец, все воспитание на себя взяла его мать. Так как в семье было шестеро детей, семье пришлось столкнуться с большими трудностями.
Из-за смерти отца мальчик так и не смог окончить начальный курс обучения в школе.
В 1914 году Франгискос уезжает в другой город в поисках заработка для своей семьи.
Вскоре он был призван на военную службу. После своей демобилизации, он устраивается на работу в Афинах. Во многих источниках указывается различная информация. По одним источникам говорят, что мальчик трудился поваром, а в других источниках, сообщается о том, что он работал кондуктором трамвая.
Когда мальчику исполняется 20 лет, он начинает проявлять интерес к различной духовной литературе, он начинает вдохновляться жизнью различных угодников Божиих. И старается по мере возможности стать похожими на них.