Притчи иисуса христа: 3 правила для изучения

Притча о зерне горчичном (Матф. 13:31-32; Марк. 4:30-32; Луки 13:18-19)

На Востоке горчичное растение может достигать размеров громадных, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Смысл притчи в том, что, хотя начало Царствия Божья, по-видимому, мало и не славно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в царство великое и всемирное. Златоуст говорит: «Сей притчей, Господь хотел показать образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики Его были бессильнее всех, всех более уничиженные, но поскольку в них была заключена великая сокровенная сила, то она (проповедь), распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая вначале, неприметная для мира, распространилась так на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под ее сенью. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более
охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Господь призывает нас учиться прощать

Эта притча учит нас прощать без задней мысли, принимать раскаяние без назидательных внушений, без умствований и морализаторства. Господь пытается внушить нам, чтобы мы не боялись, что раскаявшийся близкий человек, получив отпущение, снова пустится во все тяжкие. Это не должно нас заботить

Умение прощать не менее важно, чем умение просить прощения. Ни для кого не секрет, что в том, что сын бросает семью и растрачивает отцовское имущество на удовлетворение собственных прихотей, есть вина и отца

В обычной человеческой жизни такое бывает довольно часто. Внутри семьи мы на протяжении всего совместного существования время от времени припоминаем друг другу прошлые обиды. Это формирует неприязненные отношения, из которых хочется вырваться, и мы время от времени бросаем семью и начинаем жить только своими личными интересами, убеждая себя, что настрадались достаточно – можно и для себя пожить. Следствие этого – душевное опустошение.

Одна и та же ситуация, лишь слегка изменившись, повторяется снова и снова. У разных народов даже сложились пословицы: «Чёрного кобеля не отмоешь добела», «Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес смотрит», что говорит о бессмысленности прощения. Эти пословицы, хоть и являются народной мудростью, насчитывающей многие сотни лет, всё-таки проникнуты неприязнью и презрением к человеку. В них чувствуется пристрастное отношение к согрешившему, вознесение собственной личности над личностью человека, которого назвали чёрным кобелём или волком. Ни в одной из Своих притч Господь не выглядит презирающим людей.

Учение Господа Иисуса Христа в притчах

О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.

Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи» и «паримиа». Паримиа в дословном
переводе означает «краткое изречение, выражающее правило жизни» (таковы,
для примера, Притчи Соломона); параволи — это рассказ, имеющий
прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах,
взятых из повседневного
быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи. Притчи, изложенные
в 13-й главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах
у двух других синоптиков, Марка и Луки, были произнесены Господом
при столь многочисленном стечении народа, что Господу Иисусу Христу пришлось
войти в лодку, чтобы устраниться от осаждавшей Его толпы, и уже
из лодки обращаться к людям, стоявшим на берегу Геннисаретского
озера («моря»)

Св. Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам». Притчи Господа  это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни еврейского народа и из окружающей природы.

На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11; ср. Марк. 4:10-11 и Луки 8:9-10). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями. Об этом пророчествовал еще Исаия (6:9-10). Если показать этим нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.

Загадка № 3: что бы значила притча сия?

Третье сложное место в, казалось бы, известной притче — это вопрос, заданный Христу учениками: «Что бы значила притча сия?» Ответ Господа вряд ли можно назвать понятным: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10).

Нельзя сказать, что форма подачи информации в виде притчи была для иудеев чем-то новым. Иносказание, облечённое в понятную для слушателей, а чаще всего и в парадоксальную форму, — отличительная особенность любой притчи. Но Господь придал таким историям особый смысл.

Сеятель, почва, горчичное зерно, верблюды, светильники, свадебные пиршества — эти и другие герои и обстоятельства притч Христа были понятны слушателям того времени. Гораздо проще выслушать понятную историю на житейскую тему, чем воспринять объёмный доклад, насыщенный серьёзными богословскими терминами.

Выражением «они видя не видят и слыша не разумеют» Господь направляет слушателей к 6-й главе книги пророка Исаии. За много веков до вочеловечения Спасителя пророк говорил слова, которые сводятся к следующему: «огрубело сердце этого народа и оглохли уши их и сомкнулись глаза их. Но ваши блаженны очи, потому что видят то, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите».

По мнению профессора Александра Лопухина, эта параллель слов Христа со словами пророка полна глубокого смысла. Таким людям, которые, видя, не видят и, слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны. Но Господь пришёл на землю, чтобы проповедовать и им — притчами.

Ученики же Христовы обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли понять больше, чем остальной народ. А притчи, образы, метафоры и выражения, быстро ставшие крылатыми, сделали учение Христово более понятным. В яркой образности и запоминаемости притч заключается одна из причин их популярности и сегодня.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15) — такими словами завершается рассматриваемое сегодня евангельское чтение. И в этой фразе заложен ещё один глубокий смысл: нужно уметь не только говорить, но и слушать. Ведь слушающий Слово Божие уподобляется доброй почве, принимающей семя. Помоги, Господи, преумножить семя и дать добрый плод!

О плохом и хорошем

Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».

Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще – нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

Как применить мудрость на практике?

Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.

  1. Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
  1. У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
  1. Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
  1. Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
  1. Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).

Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)

«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).

  1. Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
  1. Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
  1. Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).

Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!

Автор статьи: Татьяна Мороз

Смысл притчи

Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.

Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.

Мультфильмы на библейскую тему

Для маленьких деток, которые предпочитают смотреть, а не читать библейские притчи, мультфильмы будут выходом из положения. Конечно, даже их нужно смотреть со взрослыми, чтобы можно было растолковать трудные моменты. Возможно, если в непонятных местах будет обращение к печатаному источнику, то ребенок захочет его прочесть, так как мультфильм может несколько отличаться от оригинала.

Сейчас практически все притчи транслируются по телевидению в виде мультфильмов. Тут уже каждый родитель должен выбрать подходящий, который больше приближен к оригиналу и содержит поучительные моменты.

Конечно, некоторые могут и не согласиться с пользой мультика, но все же стоит принимать во внимание нынешнее подрастающее поколение. Не всегда можно исключить просмотр телевизора или компьютера, поэтому лучше подобрать с малых лет более подходящую телевизионную программу для вашего малыша

Перечень притч

Притча о блудном сыне

Притча о работниках в винограднике

Притча о богаче и Лазаре

Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор (например, «Вы — соль земли» (Мф. )). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Большая их часть содержится в синоптических Евангелиях. В Евангелии от Иоанна притчи Христа носят в большинстве своём характер развёрнутых метафор.

Притча Евангелие
О сеятеле Мф. ; Мк. ; Мк. ; Лк. ; Лк. 
О добром семени и о плевелах Мф. ; Мф. 
О зерне горчичном Мф. ; Мк. 
О закваске Мф. 
О сокровище, скрытом на поле Мф. 
О купце, ищущем хорошего жемчуга Мф. 
О неводе, закинутом в море Мф. 
О немилосердном должнике Мф. 
О работниках в винограднике Мф. 
О двух сыновьях Мф. 
О злых виноградарях Мф. ; Мк. ; Лк. 
О благоразумном рабе Мф. 
О десяти девах Мф. 
О талантах Мф.  Лк. 
О семени, возрастающем в земле неприметным образом Мк. 
О двух должниках Лк. 
О добром самарянине Лк. 
О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга Лк. 
О неразумном богаче Лк. 
О неплодной смоковнице в винограднике Лк. 
О тесных вратах Лк. 
О брачном пире Мф. ; Лк. 
О заблудившейся овце Мф. ; Лк. 
О потерянной драхме Лк. 
О блудном сыне Лк. 
О неверном домоправителе Лк. 
О богаче и Лазаре Лк. 
О работнике, пришедшем с поля Лк. 
О неправедном судии Лк. 
О фарисее и мытаре Лк. 
О десяти минах Лк. 
О смоковнице и деревьях Мф. ; Мк. ; Лк. 
О добром пастыре и наёмнике Ин. 

В Евангелиях встречаются также краткие высказывания Иисуса, изложенные языком притч. К ним относятся рассказы:

  • о человеке благоразумном, построившем свой дом на камне, и о безрассудном, воздвигшем свой дом на песке (Мф. , Лк. ),
  • о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф. ), (Лк. )
  • о женихе и сынах брака (Мф. ).
  • о двух слепцах (Лк. ); Иисус произнёс подобное высказывание также в отношении книжников и фарисеев (Мф. )
  • о доме сильного (Мф. )
  • об овце, упавшей в яму (Мф. )
  • о хозяине дома и воре (Мф. )
  • о детях на улице (Лк. )
  • о разделившемся царстве и доме (Мф. )
  • о малых птицах (Мф. )

Притча о фарисее и мытаре

Текст притчи приводится только в Евангелии от Луки (Лк.18:9-14).

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.


Фарисей и мытарь.
Валериан Крюков
http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889

Притча о сеятеле(Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)

В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем  проповедуемое Им Слово Божье, а под почвой, на которую семя падает  сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником  тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеянье  прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая на сердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

«Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»,  неоднократно повторяет Господь в разных частях Евангелия (для прим. Матф. 13:12, 25:29; Луки 19:26 и т. д.). Смысл этого присловья в том, что богатый при усердии богатеет более и более, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с уже дарованным вам знанием тайн Царствия Божья можете все глубже и глубже проникать в эти тайны, понимать их все совершеннее. Народ же потерял бы и то скудное знание этих тайн, какое еще сохранилось в нем, если бы при откровении подобных тайн не дать в помощь ему приточную речь, много более пригодную для народа. Св. Златоуст объясняет это так: «Тому, кто желает и старается приобрести дары благодати, Сам Бог дарует все; а если в ком нет ни желания, ни старания, тому не принесет пользы даже то, что он, как ему кажется, имеет».

У того, чей ум омрачен, а сердце огрубело в грехе так, что он не понимает Слово Божье, это Слово, ложится на поверхность ума и сердца, не пустив корней, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый  сатана или демон  легко его похищает, делает бесплодным услышанное. Каменистую почву представляют собой те, кто увлекается проповедью Евангелия, как приятной новостью, порой даже искренне и чистосердечно, находя удовольствие в проповеди, но сердцем  холодные, твердые и неподвижные, как камень. Такие не в силах ради требований евангельского учения изменить свой образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов и вести борьбу с искушениями, претерпевая скорби и лишения за истину евангельского учения. В борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию. Под тернистой почвой подразумеваются сердца людей, опутанных страстями: к богатству, к наслаждению, к благам мира сего вообще.

Под доброй же и плодоносной землей подразумеваются люди с добрым
и чистым сердцем, которые, услышав Слово Божье, твердо решили сделать
его руководством своей жизни и творить плоды добродетели. «Виды
добродетели различны, как различны и преуспевающие в духовной мудрости» (Блаж.
Феофилакт).

Притчи Соломона

Глава 3.

1Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
2ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

3Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

5Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

6Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

7Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

9Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,-
14потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
15она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава;
17пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.

18Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

19Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
20Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
22и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

25Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
26потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.

29Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
32потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

35Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Тематика притч

Систематизация притч по общему принципу заголовка, который до определенной степени отражает их темы, может оказаться полезным, хотя следует признать, что такая классификация достаточно условна.

Притчи о царстве.

В некоторых притчах явно прослеживается акцент на царстве. Иногда они начинаются словами: «Царство Небесное подобно …».

Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска », «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».

Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. гл. 20), «Злые виноградари» (Мат. гл. 21), «Два сына» (Мат. гл. 21), «Горчичное семя» (Мар. гл. 4) и «Большой ужин» (Лук. гл. 14).

Притчи о грешниках.

Есть три притчи, которые имеют непосредственное отношение к грешникам; все три записаны в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Потерянная овца», «Потерянная драхма» и «Блудный сын».

Притчи о прощении.

Некоторые притчи раскрывают тему прощения, например, «Ничего нестоящие рабы» (Лук. гл. 17), «Немилосердный раб» (Мат. гл. 18) и «Два должника » (Лук. гл. 7).

Притчи об управлении.

Служение подразумевает признание того, что Бог это Верховный правитель всего и над всем, что мы имеем. Мы всего лишь «домоправители» (управляющие) имущества Господа.

Три притчи посвящены этой теме: «Таланты», «Мины» (Лук. гл. 19) и «Богатый безумец» (Лук. гл. 12).

Притчи о молитве.

Есть три притчи (все в Евангелии от Луки), которые дают наставление о молитве: «Друг в полночь» (Лук. гл. 11), «Неправедный судья» (Лук. гл. 18) и «Фарисей и мытарь» (Лук. гл. 18).

Притча о помощи.

Притча о добром самарянине (Лук. гл. 10) стоит некоторым особняком, потому что в ней раскрывается вопрос о том, кто достоин нашей дружбы и помощи.

Притчи о готовности.

В заключение, есть четыре притчи, в которых разными средствами подчеркивается представление о том, что каждому из нас в конечном итоге придется держать ответ за свои поступки, и поэтому в данных притчах говорится о необходимости быть готовыми к вечности.

Это притчи «Бесплодная смоковница» (Лук. гл. 13), «Неверный управитель» (Лук. гл. 16), «Брак сына царя» (Мат. гл. 22) и «Десять дев» (Мат. гл. 25).

Притчи Соломона

Начнём с того, что писал о притчах мудрый Соломон:

‘’Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;  чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их’’ (Прит.1:5,6).

И это было не просто сиюминутное высказывание выскочившее из головы…  Многие просто соглашаются с тем, что Соломон превосходил мудростью всех, кто жил до прихода Христа на землю (3Цар.4:29-31.).  

Однако не многие задумываются над тем, что притчи Соломона – это не просто книга ‘’Притчи’’, это книга аллегорий, образов, указывающих на нечто большее.

Этот мудрый Сын Мира ,  являлся образом великого Учителя Христа, Который  учил притчами (Матф.12:42. Мар.4:33,34.). Тем не менее, притчи Соломона  люди всё так же пытаются воспринимать  буквально.

Возьмём для примера некоторые притчи Соломона: 

1) ‘’Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы’’ (Прит.20:20).

Нормальному человеку впору задуматься, действительно ли светильник перегорает от того, что человек злой и неблагодарный по отношению к своим родителям?.. Бесспорно, закон учит почитать своих родителей, однако аллегорически, это указывает на Всевышнего Отца, образом Которого был Авраам,  а так же Небесный Иерусалим , образом чего являлась жена Авраама, Сарра (см. Галат.4:22-26. Мал.1:6.).

 Светильником, в данном смысле, является духовное видение человека  (см. Исаия.29:13,14. Амос.5:18-20.).

2) ‘’Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда’’ (Прит.22:14).

Как вы, дорогие читатели, это себе представляете?.

 ‘’Настоящий мужчина’’ больше обращает внимание не на красивые слова буквальных блудниц… В данном стихе, речь идёт о ДУХОВНЫХ блудницах

Обратите внимание на эту притчу:

»И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,  шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:  то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.  Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,  потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:  дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти’’ (Прит.7:10-12,25-27).

И позднее, апостол Иоанн, описал притчу – видение о блуднице Вавилон:

‘’с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле’’ (см. Откр.17:1-5).

 Так же, о духовных блудниках предупреждал апостол Пётр:

‘’Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет… Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия’’ (2Пет.2:1-3,14.).

А как понять слова из второй части притчи: ‘’на кого прогневается Господь, тот упадет туда’’ (Прит.22:14)?.. Об этом писал апостол Павел:

‘’со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду’’ (2Фесс.2:10-12.).

3) Есть в 31-й главе книги Притч описание так же и добродетельной жены.  

Обратите внимание на слова: ‘’много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит.31:29.)

  • Что это за супер жена, которая превзошла всех других жён?..
  • Или, что это за муж, который ‘’известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли’’ (Прит.31:23)?..
  • На самом деле величественным мужем здесь представлен Царь царей, Христос (Откр.19:11,16.).
  • Непревзойдённая и добродетельная жена в данной притче является образом церкви Христа (Ефес.5:30-32. Иоан.14:12.).

 Если внимательно исследовать контекст, именно к такому выводу мы и сможем прийти – сравнить: 

1) Прит.31:11. – Ефес.4:11-13. Матф.25:14-23. 

2) Прит.31:15,18. – Лук.12:35,36,42,43. Матф.5:14. 

3) Прит.31:22,25,31. – Михей 5:5,7. Зах.9:16. Откр.2:25,26.

Притчи из книги Псалом

Притчи использовали не только мудрый Соломон и наш Учитель Христос, их использовали так же Давид и другие пророки

Обратите внимание на ключевую деталь:. ‘’Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,  да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира’’ (Матф.13:34,35)

‘’Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,  да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира’’ (Матф.13:34,35).

Эти слова были приведены из псалма, который, на первый взгляд, просто повествует о библейской истории и неверности Израиля (Псал.77:2,3.). Но первое впечатление обманчиво. На самом деле эта история полна пророческих образов, указывающих на Иисуса Христа, и то, как впоследствии принял его Израиль.

Чтобы изъяснить  все эти образы, понадобится написать отдельную книгу (Иоан.21:25.). Поэтому, для сравнения приведём лишь некоторые моменты:

1) Псал.77:14. – Исх.13:21,22; 14:19,20. Исх.23:20,21; 33:2,3. Евр.4:1-3,7,8. Матф.9:2-6. 

2) Псал.77:15-17. – 1Кор.10:4-6. Иоан.7:37-40. 

3) Псал.77:23-25. – Матф.4:1-4. Иоан.6:27,49-51. 

4) Псал.77:36-39. – Рим.3:11-13,19,21,24-26.  

5) Псал.77:70-72. – Иез.34:2,22-24. Матф.9:35,36. Иоан.10:6,11,14,15.

Так же, ярким описанием притчей, можно назвать 126-й и 127-й псалмы.

На первый взгляд может показаться, что дети- это благословение для любого христианина. Однако в жизни это бывает далеко не всегда.

‘’восстанут дети на родителей и умертвят их.  И будете ненавидимы всеми за имя Мое…’’ (Мар.13:12,13).

Так о чём же нам говорится в этих словах:

‘’Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.  Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.  Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах (Пс.126:3-5)?..

Что это за человек, который ‘’наполнил ими колчан свой’’?

Ответ даётся через пророчество Исаии:

‘’Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.  Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым’’ (Ис.29:22,23. Так же: Исаия.49:2,3).

Когда фарисеи пытались доказывать Христу, что они являлись детьми Авраама, Господь оспорил это, указав на то, что их ДУХОВНЫМ отцом, был дьявол (Иоан.8:37-44.).

Такой же смысл имеет 126-й и 127-й псалом, который указывает на ДУХОВНЫХ детей (Псал.127:3. Исаия.49:14,20-22. Галат.4:22,24,26.)

Важно в первую очередь то, насколько у таковых детей чистая внутренняя сущность от Небесного Отца. 

 Апостол Павел писал:

‘’…ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.  Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого’’ (Рим.9:6-8,25,26).

‘’Нет уже Иудея, ни язычника… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники’’ (Гал.3:28,29).

Выше приведённые изъяснения из книги Псалом являются лишь ничтожно малой частью того, о чём на самом деле повествуется в этих пророческих песнях (Втор.31:19; 32:1-44.). Смысл нашего описания состоит в том, чтобы показать, что Библия, это та книга, которая заслуживает не просто чтения, но и пристального внимания – Прит.2:1-9.

Например,  Закон, который был дан через Моисея, всегда ли он имеет прямой смысл? Написано: ‘’Не заграждай рта волу, когда он молотит’’ (Втор.25:4). Если бы впоследствии апостол Павел не написал разъяснения о том, что это касается соработников у Бога трудящихся в церкви (1Кор.3:9; 9:9,10.), как бы мы сегодня понимали этот закон о волах?..

Из данного примера, мы так же можем понимать, что для исследования Писания важны, как Святой Дух (1Кор.2:13,14.), так и УСИЛИЯ для понимания духовного мира от Всевышнего (Матф.11:12,13.).

Притча о богаче и Лазаре

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. Лк.16:19-31

Богач и Лазарь
Василий Иванович Суриков. 1873 г.
 Санкт-Петербург. Государственный Русский музей


Притча о Лазаре.
Федор Андреевич Бронников. 1886 г. Холст, масло, 127×84.5 см
Тверская областная картинная галерея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector