Библейская смоковница

Бесплодная смоковница — это фразеологизм

До революции в России считалось хорошим тоном знать текст Священного Писания. Культурные, образованные люди изучали Ветхий и Новый Завет. Поэтому они знали, что в них говориться.

При этом многие из них не считались религиозными и даже выступали против религии.

Н.Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895. Русский музей. На картине присутствуют представители интеллигенции

Именно из среды интеллигенции стали проникать в народ библейские фразеологизмы. Это устойчивые выражения, носящие ярко выраженный эмоционально-оценочный характер. Они носят переносное значение и позволяют сделать речь яркой, образной.

Библейские фразеологизмы образуют библейскую фразеологию, то есть, совокупность выражений восходящих к Библии. Библейские фразеологизмы обычно происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

Библейские фразеологизмы происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

К библейским фразеологизмам относится и выражение бесплодная смоковница. Происходит оно от новозаветной притчи. Её содержание следующее: однажды Иисус шёл по дороге и увидел смоковницу. Он подошёл к ней и не увидел на ней ни одного плода. Тогда Христос сказал:

(Матф. 21.19)

После слов Спасителя дерево засохло.

Библейский фразеологизм — это устойчивое выражение, имеющее эмоциональную окраску и символический смысл

Естественно, что притча носит символический характер и имеет переносный смысл, поэтому этот библейский текст не нужно понимать буквально. Что же касается расшифровки выражения «бесплодная смоковница», то значение фразеологизма двоякое.

Так, в первом случае этим именем называют бездетную женщину. Во втором подобную характеристику дают тому, кто ведёт бесплодную деятельность.

Притча о бесплодной смоковнице:

Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

(Лк 13:6–9)

Рисунок Натальи Доренковой

Это одна из самых известных и в то же время непонятных для неподготовленного читателя притч Христа. Зачем Он вдруг просит садовника не рубить смоковницу, которая стала совсем бесполезной? И если спасает ее, то почему только на год, а потом — пусть садовник уничтожит дерево? Разве справедливо даровать спасение, а потом, словно бы «по звонку будильника», отобрать этот дар?

Значение проклятия смоковницы

Фото: Flickr.com

Все время, которое Господь провел с людьми, он служил образцом милосердия, служения людям, прощая им самые страшные грехи и ожидая от них раскаяния и веры. Может быть, поэтому фарисеи считали его слабым и не способным на проявление жесткости и силы? Иисус решил показать, что Спаситель мира является еще и Судьей для тех, кто предстанет перед ним в свой час с нераскаянными грехами. Для тех, кто только внешне показывает себя верующим, а плода в виде приближения к Богу – не дает.

Виноград и смоковница являлись символами Израиля. Ведь в Ветхом Завете он называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Мир и Божие благословение израильскому народу символизировало это дерево.

И когда после проклятия Господом смоковницы на другой день ученики с ним шли в Иерусалим, то увидели, что дерево, которое вчера сияло листьями, было совершенно сухим. Это поразило их, и слух о чуде разошелся по городу. Но израильтяне не захотели понять предупреждения, хотя это было не первое слово, сказанное Господом о символе Израиля.

Фото: Flickr.com

Примерно за полгода до этого события Иисус Христос рассказал ученикам притчу о смоковнице, которая не приносила плода в течение 3 лет. Хозяин хотел ее вырубить, но виноградарь сказал, что еще попробует удобрить ее и поработать с ней. И если тогда она не принесет плода, то нужно будет ее срубить.

Это было начало истории со смоковницей. Господь дал понять, что он не сторонник строгих мер, он до последнего часа борется за каждого человека, удобряя его душу и надеясь на то, что она начнет плодоносить, рождая любовь и милосердие. Но плода от Израиля он так и не дождался.

Для истории проклятие смоковницы, это символ духовной смерти тех религиозных руководителей евреев, что не желали признать Христа и отправили его на страшную смерть. Но в Священном Писании изложены не чудеса и легенды. Это живая книга, которая и сегодня для нас является руководством к действию, предостережением и напутствием. Поэтому притча о смоковнице должна служить для нас уроком того, что нужно не внешним признакам отдавать приоритет, а приносить плоды – покаяние, оставление своих грехов, воспитание детей в вере и доброте, милосердие и любовь.

Читая Евангелие, люди должны становиться лучше и ближе к Богу.

Аспект житейский

Человек (пусть это будет житель нашего города) имеет сад или огород. Там он выращивает огурчики, кабачки, помидорчики, вишню, сливы, яблоки. Земли под огород мало, не развернёшься на наших советских шести сотках. Труда же вложено много. Надо полоть, поливать, убирать сорняки, защищать от вредителей. Выходите вы в огород, смородинку покушать, и наблюдает такую картину: в центре сада яблоня старая и понимаете, что яблок в этом году опять не будет. Корневая система у дерева уже большая. Питательных веществ отбирает дерево много. Есть переживания, что огурчиков будет мало, помидорчики мелкие. Крона у яблони большая — cолнце загораживает сливам. Беда просто. Какие мысли возникают у вас? Похожие на мысли хозяина виноградника. Надо срубить, чтобы более молодые культуры принесли больше плодов. И вы уже решились. Пила и лопата готовы. Но кто-то вдруг говорит: «Давай я окопаю её, наполню корневую систему воздухом, обложу навозом — может быть даст урожай следующим летом».

Ваше решение? Точно срубить в следующем году, а в этом году благодаря вашему добровольцу, вы её оставите. Потому что вы хотите свой огород видеть совершенным. В следующем году любое решение будет правильным.

Житейский аспект — он простой: делай как решил, но не торопись. Точно также поступаем мы и в других случаях. Автомобиль сломался; поломка одна и та же, повторяющаяся. Что делать? Ну, ещё раз хорошенько отремонтирую, если повторится, то продаю на детали. Куплю другую недорогую, но ходовую.

Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Джеймс Тиссо “Притча о смоковнице”

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

ПРИТЧА О БЕСПЛОДНОЙ СМОКОВНИЦЕ.

Однажды, когда в большой толпе народа Иисус говорил проповедь, перемежая ее, как всегда, притчами и живыми примерами, подошли еще люди, рассказавшие страшную новость. Оказывается, Пилат, римский правитель Иудеи, неожиданно и самым коварным образом приказал умертвить нескольких галилеян. Произошло это преступление во время жертвоприношения, так что кровь невинных смешалась с кровью жертвенных животных. Злодейства во времена Пилата были нередки, но это поражало своей бессмысленностью. Казалось, что здесь выплеснулась ненависть именно к галилеянам, которых недолюбливали не только иерусалимские фарисеи и законники, первосвященники и левиты, но и римская легионерская — чернь и знать. Но, возможно, слухи эти, принесенные Христу во время проповеди, были даже специально предназначены именно для слуха Иисуса, который ведь и сам был галилеянином. Можно предположить, что расчет фарисеев строился на том, чтобы раздражить Христа неожиданным сообщением о кровавой резне, учиненной над выходцами из Галилеи. То был умышленный сигнал о готовящейся расправе со знаменитым галилеянином.

Кто-то из толпы пересказал еще один слух, но он, правда, не имел такого угрожающего личного смысла: вблизи Силоамского источника рухнула башня, задавив под обломками восемнадцать человек.

«Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом:

Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лука. 13:2-9).

Обычное толкование притчи о бесплодной смоковнице сводится к тому, что Иисус с ее помощью учит терпению и милосердию: нужно ждать плода и заботиться о появлении его даже тогда, когда, на торопливый взгляд, всякая надежда уже исчезла. Иные же толкователи склонны видеть в притче как бы последнее предупреждение, сделанное Христом фарисеям, истощавшим его терпение своими кознями, в том числе и подбрасыванием слухов о расправе с галилеянами.

Что же касается скупых комментариев Иисуса по поводу погибших от руки Пилата и тех, что были раздавлены внезапно рухнувшей башней, то, скорее всего, он говорит, что жизнь человеческая, находящаяся в руке Божьей, может оборваться в любую минуту, грешник ли ты или праведник: нужно, следовательно, не осквернять жизнь, дарованную на неизвестный, но всегда краткий срок, грехом и преступлениями. Здесь, по-видимому, и заключается смысл его слов: «Так же погибнете», то есть погибнете, не будучи духовно просветленными и очищенными.

Смоковица — это инжир или фиговое дерево

Смоковица носит несколько названий. Так её ещё называют инжир и фига. Кроме того, ещё бытует название «винная ягода».

С точки зрения ботаники, это субтропическое листопадное растение. Его латинское название — Fícus cárica. Это дерево из рода Фикус, семейства Тутовых.

Родина инжира — горные районы Карии. Такое название в древности носила одна из провинций в Малой Азии. Его выращивают как ценное плодовое растение, ведь одно даёт плоды, называющиеся винные ягоды.

Ареал распространения смоковницы широк. Например, она распространена на территории Средней Азии, Средиземноморья, Иранском нагорье.

Смоковница — это инжир или фиговое дерево. Оно часто упоминается в Библии, так, например, единственное среди деревьев упомянуто как произрастающее в Эдемском саду

Считается, что инжир — это самое древнее культурное растение. Первоначально оно выращивалось в Аравии. Позже его заимствовали египтяне, сирийцы, и финикийцы. Знали смоковницу и на территории Древней Иудеи.

Листья фигового дерева крупные, имеют три, пять или семь лопастей. Они твёрдые и жёсткие. В пищу употребляют сочные, сладкие соплодия, имеющие грушевидную форму. Они покрыты тонкой кожицей с мелкими волосками.

Цвет плодов инжира разный начиная от жёлтого до чёрно-синего. Чаще всего же встречаются жёлто-зелёные плоды. Кроме того, фиги используют в медицине как лекарство, например, для лечения бронхиальной астмы.

Аспект религиозный

Смоковница — это символ Израиля, его благополучия и процветания. Инжир очень быстро насыщает организм. Он очень питателен. Им запасались воины, он место занимал немного и быстро восстанавливал силы. Смоковница в этой притчи обозначает религиозное сообщество Израиля, да и весь народ еврейский. Каких же плодов ожидал увидеть хозяин (очевидно это Бог) от Древних Евреев? Плодов покаяния, плодов добрых дел, плодов веры, любых плодов, которые прославляют величие Его и Его человеколюбивую природу.

Смоковница плодоносит очень интересно. В то время как другие плодовые деревья сначала дают цвет и лишь потом завязывают плоды, смоковница сначала даёт завязи, потом цвет и уже потом развивает плоды.

Поэтому не смотря на всю красоту этого дерева и здоровый вид уже на ранних стадиях созревания плодов можно понять будет урожай или нет.

Богу (Христу), который пришёл 20 веков назад к народу иудейскому, чтобы восстановить отношения людей с Богом скоро стало ясно, плодов покаяния не будет. Люди не ищут Бога. Они заняты чем?

  • политической обстановкой (Израиль был под унией Рима),
  • философскими учениями,
  • бытовыми проблемами (70% живут за чертой бедности).

Знать сребролюбива. Иудеи из филосовских школ (фарисеи и садукеи) кичились внешним соблюдением традиций, знанием закона, чтением псалов, хождением в храм и другими религиозными действиями, но сердца их всё дальше и дальше удалялись от Бога.

Народ экономил на всём и перестал отдавать Богу самое ценное; в десятину вкладывали хромое и слепое и испорченное, перестали блюсти свои сердца в чистоте. Но память о великом религиозном прошлом в них была. Поэтому всякий раз фарисеи, книжники и духовная знать старались перед посторонними засвидетельствовать свою святость публичными молитвами и постами, а простолюдины — побиванием камнями блудниц и прелюбодеев.

Евреи извратили заповеди Господни. Тем не менее три года Иисус был с народом, совершил немало чудес, учил в синагогах, на площадях, в домах, на нагорьях (чтобы видно и слышно было всем), ища плоды веры. Но не нашёл. А нашёл он её где? В самаритянах! Народе, жившем по соседству, тоже некогда евреях, но допустившие смешение своей крови с другими народами. Самаритяне считались нечистым народом. Помните притчу о добром самаритянине? А помните самаритянку, которая просила о выздоровлении своей дочери и которой Иисус cказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам?» А она отвечала: «Но ведь псы питаются крохами, которые падают со стола хозяев». Такая вера не могла не тронуть сердце Христа. Хотя, я уверен, он желал видеть такие плоды веры в Израиле.

Надо сказать что вся история отношений Бога и человека тесно связана с приношением плодов для Бога. Какие плоды угодны Богу?

Помните плоды Духа?

Плод Духа любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Галатам 5:22)

Другими словами, действия, которые невозможно описать никакими инструкциями. Где растут такие плоды? В сердце!

И вот проходит, условно, год и смоковница, которую окопали, опять не принесла плодов. Настало время принимать решение и дать шанс другим культурам (народам) обильно плодоносить.

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Матфея 21:18-22)

Эти события случились после въезда Иисуса в Иерусалим на ослике. В этот момент простолюдины встречали его как Царя Израильского, благодарили за Его исцеления и воскрешения мёртвых. И связывали с ним перемены в политической жизни Израиля (освобождении от римского подчинения); после изгнания менял и торговцев из храма; после ещё ряда исцелений.

И всё же Иисус видел другую картину. Толпа, которая встречала его как Царя, через три дня будет требовать у Пилата распять Христа за то, что Тот, очевидно, не стал их народным государственным вождём (предводителем) и не оправдал их внутренних ожиданий. А вот Варрава попытался, за что и был помилован. Иисус проповедовал не земное освобождение, а духовное. И Он царь не земной, а Небесный.

Израильтяне и иудеи не смогли это понять и изменить свои сердца.

Они не смогли принести достойных плодов покаяния. Кто же эти новые культуры/народы? Это те, кто ищет Бога. Избранные не по плоти и крови, а по духу. Это мы с вами — язычники, которым тоже открылась дверь в Царство Небесное.

Под библейской смоковницей понимается сикимор

Необходимо отметить, что библейская смоковница — это обычная смоковница, к которой всей привыкли. Под смоковнице в Священном Писании понимают сикимор. Сикимора или «дикая смоковница», так же как и обыкновенная смоковница, относится к роду Фикус семейства Тутовых.

Сикимор — это библейская смоковница. С точки зрения биологии это дикий вариант инжира. Главное отличие от культурной смоковницы — урожай один раз в год

Это вечнозелёное дерево, которое произрастает в африканских саваннах и лесах. Ствол его прямой, имеет высоту 30 — 40 метров, а в Палестине до 20.

В холодные зимы растение листья может сбрасывать. Ветки с млечным соком. Листья крупные, длинной 18 — 20 сантиметров, овальной формы.

Сикмор в Палестине вырастает до 20 метров в высоту.

Плоды сикимора съедобны, при этом они мельче плодов настоящих смокв. Ими часто питались жители Иудеи, так их сбором занимался пророк Амос (Мам. 7:14). При этом главная ценность библейской смоковницы заключается в её древесине, а не плодах.

Дело в то, что растение обладает быстрорастущим прямым стволом. Он пригоден для выполнения любых строительных работ.

От обычной смоковницы сикимор отличается тем что, это вечнозелёное высокое дерево со стройным стволом. Смоковница же — это невысокое дерево, с толстым стволом. Смоковница даёт плоды двух типов: сочные и сухие, сикимор — одного.

Смоковница произрастает в прохладных субтропиках, а сикимор растёт в Африке, в более тёплой местности.

В наше время библейская смоковница растёт в диком состоянии. Учёные же утверждают, что сюда её первоначально принёс человек, как ценную хозяйственную породу дерева. Библия говорит о том, что выращивать сикимор в Иудее и Палестине начал царь Соломон (3Цар. 10:27, 2Пар. 1:15).

Дело в том, что он не хотел покупать у других народов строительную древесину и решил развести рощи сикиморов на территории собственной страны.

Кроме того, такие рощи, высаженные на спорных с соседними племенами, территориях символизировали господство царя Соломона над ними.

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Царь Соломон решил развести рощи сикиморов в Израиле для того, чтобы обеспечить его строевой древесиной

В Синодальном переводе иногда сикимора называется смоковницей

Это важно для понимания смысла притчи о бесплодной смоковнице. Скорее всего, Иисус проклял обычную смоквицу, которая сбрасывает листья

Дикий же вариант этого растения — листья никогда не сбрасывает. Кроме того, согласно коптской легенде святое семейство укрылось под сикиморой во время его бегства в Египет.

Таким образом, Иисус должен был знать его отличительные признаки и уметь отличить его от домашней смоковницы, плоды которой значительно вкуснее и сочнее.

Интерпретация

Отцы церкви / католики / восточно-православная интерпретацияОтцы церкви, а впоследствии и католическая церковь, истолковали эту притчу как предупреждение Иисуса Христа христианам о том, что они должны принести после своего обращения плоды, достойные покаяния, или рискуют быть приговоренными к аду. Бог по Своей милости постоянно проверяет верующих, чтобы увидеть, принесли ли они плод, достойный своего крещения и обращения. Если тот, кто был крещен и говорит, что он христианин, не принес плода, он осужден. Этот стих использовался во время Контрреформации, чтобы поддержать веру Церкви в то, что вера без дел мертва.

Протестантская интерпретацияВ этой притче хозяин обычно считается представителем Бога-Отца, который посадил смоковницу в своем винограднике и пришел искать плода. Садовник (виноградарь) — Иисус. Фиговые деревья были обычными деревьями, и их редко сажали на виноградниках, потому что глубокие корни и большие ветви занимают много земли, которая в противном случае использовалась бы для виноградных лоз.

Другой резонанс связан с Исходом 34: 6-7 и Второзаконием 5: 9-10, где Бог провозглашает, что Он милосерден, великодушен и долготерпелив, оказывая милость 1000 поколениям тех, кто любит Его и подчиняется Его указаниям, прощая их; беззаконие, беззаконие и грех. Однако, как праведный судья, Он должен в конце концов посетить непрощенное беззаконие (это слово на иврите отличается от преступления и греха — Второзаконие 24:16) «третьему или четвертому» поколению тех, кто продолжает отвергать Его. Садовник умоляет о милосердии в третьем году / поколении и обещает создать наилучшие условия для четвертого года / поколения, чтобы принести плод покаяния до того, как будут реализованы все последствия беззакония.

Смоковница была обычным символом Израиля и может иметь то же значение здесь, и дерево в притче может относиться к христианину, который верой услышал Евангелие Христа ко спасению. В любом случае притча отражает то, что Иисус предлагает шанс на покаяние и прощение грехов, показывая Свою благодать по отношению к своим верующим. «Эти три года» логически относятся к периоду служения Иисуса, или просто это период, в течение которого смоковница принесла плоды. Смоковнице (язычнику) была предоставлена ​​возможность быть на винограднике, где она в противном случае не могла бы быть, а также время, необходимое для плодоношения. Виноградарь, которым является Иисус, не ошибся и предложил возделывать его, чтобы оно принесло плоды.

Владелец — отсутствующий домовладелец, посещающий свой виноградник только раз в год. Закон о первых плодах, Левит 19: 23-25, запрещает есть плоды с дерева в первые три года его существования. Виноградарь избавился от плода, сорвав его на ранней стадии или бросив в компост, чтобы никто не случайно съел запретный плод. История предполагает, что виноградарь — соблюдающий еврей, а хозяин — язычник, незнакомый с законами о первых плодах. Теперь, когда дерево вступает в свой продуктивный период, виноградарь спас его от топора, не сообщая хозяину, что случилось с предыдущим плодом. Однако хозяина ждет еще один сюрприз, потому что на четвертый год все плоды приносятся Господу. Лука, возможно, подобрал еврейский рассказ о еврейском чернорабочем, который перехитрил своего языческого хозяина. В конце концов, верные преобладают.

Библия неоднократно говорит о смоковнице

Библия часто упоминает смоковницу. Это дерево единственное, упомянутое среди многочисленных деревьев, которые произрастали в Эдемском саду (Быт 3,7).

Именно поэтому из листьев смоквы или же фигового дерева Адам и Ева сделали себе одежду после того, как вкусили запретный плод с Древа познания добра и зла.

Тициан — Адам и Ева Тициан. 1488 — 89 годы. Адам и Ева, вкусив запретный плод и узнав свою наготу, прикрыли свою естество листьями фиги — смоковницы

Кроме того, в священном Писании также говориться о том, что в Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8). Среди иудеев это дерево, имеющее широкую крону и дающие сладкие, вкусные плоды всегда считалось символом мира и благополучия.

Созревать смоквы начинали с праздника Пятидесятницы. С этого дня начинался годовой цикл, во время которого инжир-смоква плодоносил.

Всего же дерево давало три урожая. Особенно ценились ранние смоквы (Ис. 28: 4; Иер. 24:2; Наум. 3:12). Неурожай инжира считался большим бедствием.

Плоды смоковницы или инжира. Созревать они начинали с праздника Пятидесятницы. Вначале на дереве появлялись плоды, а потом листья

На этом дереве вначале появляются плоды и потом только вырастают листья. Появление листьев означает наступление лета. Естественно, что дерево с листьями, но без плодов достойно осуждения.

Появление листьев на смоковнице говорит о наступлении лета.

Все эти сведения необходимы для того, чтобы правильно понять поступок Христа. Без них невозможно уяснить смысл притчи и понять, почему Иисус проклял смоковницу.

Значимость этого поступка Спасителя столь велика, что о нём поминается не только в Евангелии от Матфея 21.19, но и ещё три раза: (Мф. 21.20, Мк. 11:20, 11:21).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector