Значение фразеологизма «притча во языцех»
Содержание:
- Глава 15
- Как применить мудрость на практике?
- Понятие притчи
- Зачем Иисус Христос говорил притчи?
- Мудрые притчи: что такое притча
- Эпос как род литературы: определение, особенности, примеры
- Синонимы
- Библейские притчи[править | править код]
- Притча о том, как сохранить семейное счастье
- Популярное за 7 дней
- Загадка № 1: зачем разбрасывать зерно повсюду?
- Попробуем написать притчу сами
- Хранители семейного очага
- Ветхозаветное Добротолюбие
Глава 15
1 | Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. | |
2 | Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. | |
3 | На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых. | |
4 | Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа. | |
5 | Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. | |
6 | В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство. | |
7 | Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так. | |
8 | Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. | |
9 | Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. | |
10 | Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. | |
11 | Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. | |
12 | Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. | |
13 | Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. | |
14 | Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. | |
15 | Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. | |
16 | Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. | |
17 | Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. | |
18 | Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. | |
19 | Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий. | |
20 | Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. | |
21 | Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. | |
22 | Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. | |
23 | Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! | |
24 | Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. | |
25 | Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. | |
26 | Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему. | |
27 | Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. | |
28 | Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. | |
29 | Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. | |
30 | Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. | |
31 | Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. | |
32 | Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. | |
33 | Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. |
Глава 14
Глава 16
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
- Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
- У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
- Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
- Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
- Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).
Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)
«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).
- Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
- Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
- Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).
Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз
Понятие притчи
Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».
- Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
- Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др.
По мнению Василия Великого, термин происходит от корня -течь- (идти) или -ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.
Зачем Иисус Христос говорил притчи?
По этому поводу есть два противоположных мнения:
- Христос говорил притчами, чтобы не все поняли то, что Он хотел сказать. Притча – это некая форма, завуалированного знания, чтобы не все поняли, что Иисус имеет ввиду.
- Христос говорил притчами, чтобы еще понятнее изложить то, что Он хотел сказать.
Вот что говорит Сам Господь:
Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.
Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:
Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.
Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:
Спаситель так характеризовал Своих слушателей:
«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат».
Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.
Итак, зачем же Христос говорил притчи:
- Это образные яркие рассказы, которые помогают лучше понять. Когда мы пытаемся что-то объяснить детям «вот посмотрите на воробушка», «вот посмотрите на листочек» и так далее, мы тоже применяем тот или иной вид притч.
- Человек, который может даже не хотел бы слушать проповеди Христа, так как внутренне с Ним не соглашается, все равно запомнит притчу. Придет время, и эта притча начнет действовать в его жизни и сердце.
ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.
Мудрые притчи: что такое притча
Своим рождением этот жанр обязан древнему Востоку, его историям и легендам. Именно там почитался замысловатый стиль речи мудрецов, говоривших загадками и аллегориями. На простых вещах объяснялся глубокий философский смысл, передававший многовековые традиции.
Притча – это короткий рассказ, несущий тайный смысл и заставляющий размышлять над ситуацией, делая самостоятельные выводы. Простой сюжет и понятные герои обыгрываются неожиданной развязкой, часто не той, к которой готов читатель или слушатель. Этот диссонанс не ожидаем, он служит толчком к удивлению, анализу услышанного, заставляет думать, примеряя ситуацию к своей жизни.
Часто притча носит религиозный характер и объясняет тайный смысл Святых писаний. В «Притче о сеятеле» есть зёрна, которые, попадая на землю, камень или дорогу, дают разные всходы. В жизни так и происходит: нет корня – засохнет, на открытом месте – склюют птицы. И совсем иную неожиданную картину даёт евангельское толкование, что сеятель – это сам Господь, семя – слово Божье, а земля – люди, по-разному принимающие веру.
Эпос как род литературы: определение, особенности, примеры
Кратко:
Эпос (от гр. epos — слово) — один из трех родов литературы; повествование о событиях, поступках и переживаниях человека в различных жизненных обстоятельствах.
Среди эпических жанров в зависимости от широты охвата событий и протяженности их во времени различают большую повествовательную форму (роман), среднюю (повесть, очерк) и малую (рассказ, новелла, басня).
Как и другие литературные роды, эпос появился в древности и изначально представлял так называемый архаический тип эпических произведений — мифы и сказки, относящиеся к народно-поэтическому творчеству. Например, древнегреческие мифы о Геракле, об аргонавтах, русская «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и др. На смену архаическому эпосу пришел историко-героический, к нему можно отнести гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», вергилиевскую «Энеиду», французскую средневековую «Песнь о Роланде», немецкую «Песнь о Нибелунгах», а также русские былины («Илья Муромец и Калин-царь», «Садко» и др.). Современная жанровая система этого литературного рода стала складываться не ранее XIII в., когда появился светский рыцарский роман. Особенно интенсивно она развивалась в эпоху Возрождения и период XVII — XVIII вв., тогда популярны были новеллы, романы, басни и сентиментальная повесть (Д. Боккаччо, Ф. Рабле, Д. Дефо, Д. Свифт, Ж . Лафонтен, С. Ричардсон, Н. Карамзин и др.), а в XIX — XX вв. помимо указанных форм стал разрабатываться рассказ (Л. Толстой, А. Чехов, О. Генри, М. Зощенко и др.).
С точки зрения речевой организации, повествовательные произведения могут быть отнесены к прозаическим текстам или к стихотворным (например, пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин»). Поэтические сочинения этого рода литературы определяют как лиро-эпический жанр.
Эпос более свободен в построении сюжета и обладает широкими возможностями в раскрытии характеров героев, в создании пространственно-временной структуры текста.
Подробнее:
Аристотель в трактате «Поэтика» (IV век до н. э.) выделил три рода литературы — эпос, драму и лирику. Это деление сохраняется в теории литературы по сей день.
Определим особенности эпоса. Художественное произведение словесности считается эпическим, если: 1) мир (бытие) рассматривается объективно, т. е. писатель сам себя в картину описываемого мира не включает, описывает не «себя в мире» и не «мир в себе», а показывает мир таковым, «как он есть», 2) мир (бытие) рассматривается событийно, как пространственно-временная последовательность событий; и, наконец, 3) если об этих событиях рассказывается, если мир рассматривается повествовательно. Само слово эпос происходит от греческого слова, означающего «повествование».
Деление литературы на роды (эпос, драма, лирика) не совпадает с делением на поэзию (в узком смысле слова) и прозу. Каждый род литературы существует в характерных для него жанрах (от фр. genre — вид, разновидность).
Роман — жанр эпический. Более того, вот уже несколько столетий роман — это основной эпический жанр. Роман — крупная эпическая форма. Более мелкими (не столько по объёму, сколько по временному и пространственному охвату действительности, по количеству героев, сложности событийной и идейной структуры) эпическими формами являются повесть и рассказ. Граница между последними весьма условна. Например, тургеневскую повесть «Ася» нередко называют рассказом. Роман «Накануне» Н.А. Добролюбов назвал повестью. Начинающие писатели, как правило, пробуют свои силы сначала в рассказах, потом переходят к повестям и, наконец, когда мастерство окрепнет, автору становятся доступны произведения, сложные по системе действующих лиц, по количеству событий, по времени действия, которое может протекать иногда и в разные эпохи, — романы.
Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018
Синонимы
О людях, опозоривших своё честное имя нелепыми поступками, дурным поведением или скверным характером, сложено немало пословиц, поговорок, фразеологизмов. Вот лишь некоторые из них:
- шут гороховый;
- вошёл в историю;
- только и разговоров;
- анекдот ходячий;
- об этом только глухой не слышал.
В иностранных языках тоже найдутся синонимичные выражения:
- talk of the town (англ.) – разговор на весь город;
- sur toutes les levres (фр.) – на устах у всех.
Похоже, люди склонны подолгу обсуждать смешное, нелепое, дурное. О хорошем ничего нового не скажешь: оно прекрасно всегда.
Так что, если вы хотите быть прославленным на всех языках мира, сотворите что-нибудь причудливое, одиозное, скандальное. Может быть, живой легендой вы не станете, но вот притчей во языцех – непременно!
Библейские притчи[править | править код]
В русской Библии словом «притча» переводятся два греческих слова:
Παροιμία (буквально «припутное») — краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни, таковы многие притчи Соломона.
Παραβολή — целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям. Такими притчами изобилует Евангелие.
Отдельные сюжеты, например, об Иове, Аврааме и т. д. тоже можно условно назвать притчами, но в них ещё нет окончательного разделения времени и вечности, принципиально отличающего евангельскую притчу.
Притчи Соломона — «премудрость, «изложенная как житейский совет, обоснованная волей единого Бога, придающий мудрости объективный и непреходящий характер». Их толкование по характеру не идентично евангельскому. Толкования, которые Иисус Христос даёт своим притчам, говорят о вечной, небесной, истинной, духовной жизни, а соломоновы притчи целиком обращены к повседневной бытовой и ритуальной практике человека. Фабула, связующая земное, временное и небесное, вечностное, фабула, говорящая об индивидуальном нравственном выборе и индивидуальной ответственности за этот шаг — вообще отсутствует.
Притчи Иисуса Христа призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства. Толкование в ней — это её суть, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. То есть существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь и Бога, и Царствие Небесное нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а притча делает эти идеи, принципиально лишённые зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми». В притче происходит постепенное развоплощение земных реалий в сторону духовной абстракции. В евангельской притче толкование — часть неотъемлемая, в отличие от последующих эпох.
Притча о том, как сохранить семейное счастье
Однажды молодой человек поинтересовался у мудрого человека: — Как у вас получается сохранять семейное счастье? Вы с женой никогда не ссоритесь, все вас уважают и ходят к вам за советами. В чем секрет?
Мудрец улыбнулся и окликнул свою жену. В комнату вошла улыбающаяся и красивая женщина. Кажется, она всем своим видом излучала счастье:
Да, дорогой! — Милая, приготовь, пожалуйста, тесто для пирога. — Хорошо!
Она вышла и через 20 минут пришла сказать, что тесто готово.
— Добавь в него самое лучшее топленое масло из наших запасов. И все те орехи, которые мы оставили для именинного пирога нашего сына.
— Хорошо.
И снова она пришла через 10 минут, а муж сказал:
— Добавь туда и нашей дворовой глины. А потом запекай.
— Хорошо, — сказала жена.
И через полчаса в ее руках уже находился этот странный пирог.
— Конечно же, мы не будем это есть! — сказал муж. — Отдай это свиньям на улице.
— Хорошо, — сказала жена.
Гость был в шоке. Неужели такое возможно? Ни одного слова против, сделала все, что муж сказал. Даже когда он предложил абсурдную вещь.
И мужчина решил повторить эксперимент дома. Когда он вошел туда, сразу услышал смех жены. Вместе с подругами жена играла в настольную игру.
— Жена! — обратился к ней мужчина. — Я занята! — раздраженно крикнула из спальни супруга. — Жена!
Через 10 минут она появилась:
— Что тебе нужно? — Поставь тесто! — Ты с ума сошел! В доме полно еды, а мне есть чем заняться! — Поставь тесто, я сказал!
Через полчаса жена раздраженно сообщила, что тесто готово.
— Добавь туда лучшие орехи и все топленое масло. — Ты с ума сошел! Послезавтра свадьба моей сестры, и эти орехи нужны для пирога! — Сделай, как я говорю!
Жена положила в тесто лишь часть орехов, а потом снова вышла к мужу.
— А теперь добавь в тесто глины! — Ты вообще из ума выжил? Столько продуктов зря перевела? — Добавь глины, говорю! А потом запекай. Через час жена принесла этот пирог и бросила его на стол: — Очень мне хочется увидеть, как ты это есть будешь! — А я не буду это есть — отнеси пирог свиньям! — Знаешь что, — возмутилась жена — тогда сам иди и корми своих свиней!
Хлопнула дверью и ушла в свою комнату. Еще несколько дней она смеялась над мужем при всех, рассказывая эту историю. И тогда гость решил вернуться к мудрецу:
— Почему? Почему у тебя все получилось, и твоя жена все сделала, как ты сказал, а моя закатила скандал и до сих пор смеется надо мной? — спросил он уже с порога.
— Все просто. Я не ругаюсь с ней и не командую. Я защищаю ее, и это делает ее спокойной. Моя жена — залог моего семейного благополучия.
— И что мне теперь, искать другую жену?
— Это самый простой способ, который приведет тебя к самому печальному результату. Вам с женой нужно научиться уважать друг друга. И ты, как мужчина, должен первым сделать все, чтобы она была счастлива.
— Да я и так для нее все делаю!
— А она счастлива? Ты счастлив? Ведь вы создали семью для того, чтобы любить друг друга, заботиться и радоваться вместе. А вместо этого ругаетесь, делите главенство и обсуждаете друг друга…
В раздумье побрел мужчина домой. По пути он увидел красивый куст роз. Именно такими розами он когда-то добивался ее руки. Каждый день дарил по одной веточке роз. В любое время года… Когда же он последний раз дарил ей такие цветы? Он уже не мог вспомнить. Он сорвал веточку и понес ее домой. Дома уже все спали. Он не хотел беспокоить жену — и просто поставил цветы у ее изголовья. Утром его впервые за последние годы ждал завтрак. И красивая жена с сияющими глазами. Он обнял ее и нежно поцеловал, как когда-то много лет назад.
Он перестал заниматься неважными делами, больше времени стал уделять жене и старался сделать ее счастливее
Его внимание и забота, нежность и любовь возвращались к нему приумноженные во много крат. Жена перестала ходить дома «как попало», снова стала готовить для него любимые блюда, они перестали ругаться, и все наладилось…
Прошло несколько лет, и однажды в дверь его дома постучался юноша.
— Я слышал, что ваши отношения с женой — образец для других. А у меня ничего не получается. С женой все время ссоримся, она тратит все деньги, постоянно спорим… В чем секрет? Я перечитал уже столько книг, но ни одна не помогла мне…
Хозяин улыбнулся и сказал:
— Проходи, дорогой гость. Моя жена как раз собирается печь пирог…
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Дела семейные
30.09.21 10:41
Загадка № 1: зачем разбрасывать зерно повсюду?
Для современных людей, преимущественно живущих в городах, начало этой истории не кажется чем-то необычным. Речь идёт о посеве зерновой культуры — например, пшеницы. «Вышел сеятель сеять», — говорит Иисус Христос и приводит несколько ситуаций того, в какую почву попадает семя.
А это — семя, упавшее на обочину дороги; семя, попавшее на каменистую почву (на асфальт, как сказали бы сегодня); семя, залетевшее в заросли сорняка; и семя на плодородной почве. В такой классификации всё вроде бы нормально.
Но давайте задумаемся: а что это за странный и нерачительный крестьянин? У него что, так много зерна? Зачем он разбрасывает семена на асфальт или в кусты? Какой урожай он собирается там получить? Это и есть первая загадка рассматриваемой притчи. Почему сеятель ведёт себя нелогично?
Отгадку нужно искать в истории сельского хозяйства Палестины. Если у нас принято вначале распахать поле с помощью трактора, а затем засеивать его зерновыми культурами, то в древности сеять могли по-другому. Вначале шёл сеятель, неся на плече сумку или мешок с зерном, и щедро разбрасывал семена. В этом случае зерно могло залететь и на каменистую почву, и в бурьян. А уже потом засеянное поле распахивали.
Помимо исторического толкования есть и духовное. В притче Иисус Христос говорит, что Богу не жалко Своих даров для людей. Он готов одаривать им всех: и тех, кто находится где-то на обочине жизни, но всё же делает шаги по направлению к Богу, и тех, чьи праведные души уже давно готовы воспринять то, что даёт Господь.
Бог не делит людей на Своих «любимчиков» и «врагов». Он протягивает руку, полную семян (или благодати Божией), каждому. И наша задача — откликнуться на этот подарок, воспринять дар Божий. Стать той доброй почвой, которая преумножает посеянное Богом если не стократно, то хотя бы в несколько раз.
Попробуем написать притчу сами
Попробуем выполнить все эти условия на примере. Сюжет: бумажный кораблик плывёт по ручью, стремится в море, это – его мечта.
Не будем описывать бурный поток, развесистые ивы на берегах и тетрадные клеточки на лодочке. Главное – определить двойную тему: 1) кораблик, плывущий в море, 2) человек, идущий к цели.
Далее выстраиваем классическую композицию литературного произведения:
- Во-первых, экспозиция. Знакомим читателя с героем. Есть некий кораблик, который дети бросили в ручей. Он не утонул, не раскис, он знал, что ручей впадает в реку, а она – в море. Откуда он это знал? Это было написано на его тетрадном боку нерадивым учеником в школе.
- Во-вторых, завязка. Кораблик начинает путь к морю. Море – это предел его мечтаний. Целеустремлённости можно позавидовать
- В-третьих, развитие сюжета. Преграды в виде волн, коряг, дождя и рыб.
- В-четвёртых, кульминация. Потрёпанный испытаниями кораблик выплывает в море, радуется, ликует и…
- В-пятых, развязка. Самый сложный пункт. Нужно заставить читателя задуматься над ситуацией «достижения цели ради цели»: нужна ли такая мечта, оправдывает ли она средства и риски.
Уместно использовать выразительные средства:
- аллегорию (бумажный кораблик – слабый человек)
- метафоры (вода под ним бурлит, кипит, пенится)
- гиперболы (качается в море как жалкая тряпочка)
Не лишним будет многосоюзие (и снова волна, и другая).
Хранители семейного очага
Где то далеко на небесах Старый Ангел обучал молодых ангелов – хранителей семейного очага нелегкой науке нести любовь в семьи.
— Вам легко будет с людьми, которые счастливы в браке. Вам только иногда придется корректировать некоторые их желания. Это допустимо со счастливыми семьями. Но будет намного тяжелее с людьми, которые считают себя несчастными.
Я вот что хочу сказать. Они на самом деле могут и не быть несчастными, но так хорошо и долго себя в этом убеждают, что нам не остается другого выхода … мы им это исполняем.
— А можно вопрос? – поднял руку самый маленький из ангелов,
— А как я пойму кто счастлив, а кто несчастлив.
— Не волнуйся, разберешься, — Старый Ангел задумался, а потом добавил,
— В ваших учебниках есть описание трех самых распространенных вариантов.
Он подошел к столу и открыл лежащую на столе книгу.
— Смотрите, — он полистал и, найдя нужную страницу, процитировал, — «Обратите внимание на то, как они, т.е. муж с женой разговаривают друг с другом
Если они разговаривают громко, даже иногда кричат, это значит, что они недовольны друг другом. Сердца их настолько отдалены друг от друга, что не слышал голоса сердца. Поэтому они и повышают голос, чтоб докричаться до другого.
Второй вариант: разговаривают тихо. Значит, здесь царят нежные чувства. Сердца настолько близко, что услышат даже шепот друг друга.
И третий вариант: когда двое просто иногда перешептываются друг с другом. А больше просто смотрят в глаза друг другу и все без слов понимают. Это значит, что их сердца стали одним целым. У таких людей и чувства одни на двоих и любовь одна на двоих.
Если хорошо присмотреться, то и ауры у них, получается, почти слились в одну.
Так вот, ваша задача любыми путями уводить людей от громогласных разговоров. Особенно, если есть чувства. Вам нужно помочь сохранить им эти чувства. А то эти сердитые разговоры уводят людей друг от друга так далеко, что иногда так случается, что возврата назад нет. Пройдена точка невозврата, понимаете?
Молодые ангелы заворожено следили за учителем.
— И вы это сможете. Не зря ведь вам присвоено звание ангела – хранителя семейного очага.
Старый Ангел поднял глаза на своих учеников и улыбнулся:
— Ну что? В дорогу. Помогите людям научиться разговаривать глазами.
Ветхозаветное Добротолюбие
Главная тема притч Соломона — как стать мудрым. Этот израильский царь получил мудрость от Бога. Он не приобретал её долгим и трудным путём учёбы, собственного опыта, исполненного проб и ошибок, но и читателя не призывает пройти им. Автор притч рассказывает о том, как обрести благословение Господа. Ведь только от Него можно получить этот дар — мудрость: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2:6).
Книга Притчей — Добротолюбие ветхозаветного времени. Она должна стать настольной у бедного и богатого, знатного и простого человека, юноши и старца… Автор обращается к своему читателю «сын мой» и с любовью даёт отеческие советы. О чём же они?