Притча о богаче и нищем лазаре
Содержание:
- Содержание и анализ притчи
- Богач и Лазарь
- Авраам. Милость и суд
- Дети дьявола и дети Всевышнего
- Смысл притчи
- Конфликация с Лазарем из Вифании
- Литературное происхождение и наследие
- Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского
- Доктрина загробной жизни
- Толкование притчи
- Притча о богаче и Лазаре Лук.16:19-31
Содержание и анализ притчи
Притча начинается с описания богатого господина и нищего, живущего на улице у ворот его поместья. Богатый господин в этом повествовании — это некий собирательный образ зажиточного человека, шикарно одетого, проводящего жизнь в удовольствиях и развлечениях.
Притча о богаче и Лазаре записана евангелистом Лукой (Лк. 16:19-31)
Лазарь — нищий, голодный и болезненный человек. Лазарь жил на улице вместе с бездомными животными и питался объедками со стола богача. Оставленный всеми нищий мог надеяться только на помощь Бога.
Важно! Имя Лазаря неоднократно упоминается в притче, имя же богача остается неизвестным. Священное Писание напоминает верующим, что привычный земной взгляд на жизнь отличается от Небесного
В земной жизни люди чаще запоминают имена успешных, богатых, обеспеченных людей, в то время как бедняки живут и умирают в безвестности. О них никто не помнит и не сожалеет. Божий Суд противоположен суду земному.
Все бедные, но благочестивые люди, которые на Земле были подобны бесплотной тени, войдут в Царствие Небесное и будут удостоены Вечной Жизни. Всем праведникам Господь сказал: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Имена же тщеславных, жадных и хитрых богачей будут стерты из Книги Жизни.
Первые строки притчи открывают читателю проблему социального неравенства. С одной стороны — богатый, красивый, сытый человек, окруженный такими же обеспеченными и счастливыми людьми.
Притча обличает в фарисеях любовь к богатству и отсутствие сострадания к неимущим людям
С другой — больной, покрытый струпьями нищий, товарищами которого были лишь бездомные псы. Человек, молчаливо сносящий тяготы и ожидающий смерти.
Важно! В притче не сказано, что Лазарь просил о помощи или стенал на свою судьбу. Он стойко и терпеливо выносил все, что выпало на его долю, и сердцем своим беседовал с Господом
На первый взгляд богач не совершил видимого зла: он не крал, не убивал ради своей выгоды, не лгал. Очевидно, что свое добро он унаследовал, так как в притче не было сказано, каким образом он разбогател — он был богат по умолчанию.
Господь не обличает все пороки, к которым приводит разгульный образ жизни — Священное Писание указывает лишь на один грех богатого господина. Недостойным поступком в глазах Бога стало презрение, с которым богач относился к Лазарю.
Богатый человек презирал Лазаря именно за то, что несчастный оборванец у его порога был больным и нищим. Если бы Лазарь явился к воротам господина чисто и богато одетым, во внешнем блеске, его несомненно посчитали бы своим и приняли, как дорогого гостя.
Основная мысль притчи — привязанность к деньгам приведет к погибели души
Но в бедном больном нищем господин упорно не желал видеть живого человека. Лазарь был для него пустым местом. Богач даже старался не смотреть на нищего, чтобы не замарать свой взгляд
Материальные радости настолько занимали все внимание богатого человека, что он не желал видеть то, что окружает его — чужие нужды, болезни и горести
Оба человека умерли. Богач был похоронен с подобающими почестями, его погребальная церемония была пышной и торжественной. Бедняка поспешили убрать с глаз долой, похоронив кое-как. Загробная же участь этих людей была совсем иной.
После земной смерти Лазарь был отнесен Ангелами Божьими в Царствие всех Святых, в то время как богач был отправлен демонами в преисподнюю. Не зря говорят, что богатые люди умирают, сожалея об этом свете, а бедняки вздыхают и надеются на счастье в будущей жизни.
Оставив Землю, богач оставил за спиной богатую и сытную жизнь. Лазарь же навсегда оставил в прошлом болезни, голод и мучения, попав в место блаженства, ожидающее всех праведников.
Богач и Лазарь
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. (Лук.16:19-21).
Понять что означает ‘’богач и нищий’’, нам поможет пророчество из кн. Иезекииль о жирных и тощих овцах. Если читать место: ‘’сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, стада не пасли’’ (Иез.34:2,3). Тогда становится понятно, что это указывает на образного ‘’богача’’, т.е. правящую элиту Израиля – Иезек.16:3,13.
Их остальной народ был настолько угнетён, ущемлён, стеснён материально, что даже при желании, они не могли позволить себе в достаточной мере заниматься поисками своего Бога. Когда же пришёл Великий Пастырь Христос: ‘’видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря’’ (Матф.9:36).
В Лук.16;21 указывается, что ‘’нищий’’ желал напитаться крошками со стола ‘’богача’’. Вполне логично было бы понять это место буквально, однако Писание нередко учит нас думать аллегорически
Например, обратите внимание на слова: ‘’Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам… но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их’’ (Матф.15:24-27). Это наталкивает на мысль о духовном хлебе (Лук.4:4), которого так не хватало духовно нищим иудеям ко времени прихода Мессии
Что можно сказать о болезни ‘’нищего Лазаря’’, то наиболее ярким образом – знамением указывающим на духовно больной народ, является Лазарь из Вифании, друг Иисуса Христа (Иоан.11:1,3,4.). Когда наш Господь пришёл воскресить Лазаря, Ему было сказано о том, что это не реально, т.к. он уже четыре дня как похоронен и разлагается…
А теперь обратимся к пророчеству: ‘’Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их’’ (Иез.37:1,2,11-14,24). Это пророчество, которое тесно связано с исцелением и воскрешением Лазаря из Вифании, указывает на нежизнеспособность Израиля без милости Всевышнего. Далее, мы плавно переходим к следующим стихам притчи о Богаче и Лазаре.
Авраам. Милость и суд
‘’Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь’’ (Лук.16:22-25)
Здесь в первую очередь мы попытаемся понять, кто такой Авраам . В вехозаветное время, Всевышний Яхве, представлялся Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх.3:15.). Сегодня мы принимаем крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф.28:19.); так что три патриарха Израиля являются прообразом – знамением. Так же апостол Павел в Галат.4:22-26; 3:28,29 указывал на то, что Авраам является образом Небесного Отца.
Итак, Лазарь прибыл на ‘’лоно Авраамово’’, а богача отправили в ад – как это объяснить?.. Мы уже упоминали о том, что до нашего Господа Христа , никто не восходил на небо (Иоан.3:13.); а это означает, что ‘’Лазарь на лоне Авраамовом’’, так же является притчей – образом. Так же, понять к какому именно времени относится эта притча, нам поможет пророчество из Малах.3:1,2,5. где сказано о времени Иоанна Крестителя и Сына Человеческого Христа. В нагорной проповеди Господь говорит: ‘’ … Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете’’ (Лук.6:20,21,24,25)
И снова важно помнить, что Библия, это своего рода большая притча – аллегория; и понятие ‘’смерть’’ , так же не является понятием буквальным – смотри: Быт.2:16,17; 5:3-5. Лук.9:59,60
Кол.3:1,3. Рим.6:2,4.
Читая данные места Писания, мы можем догадаться, что ‘’смерть’’, может означать изменение нашего положения в образном, духовном смысле слова. О этом положении написано в Лук.13:28,30: ‘’ …будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними’’ (Лук.13:28,30).
Что означают слова: ‘’там будет плач и скрежет зубов’’? Пророчества Исаии явно указывают на то, что это должно случиться ещё при жизни ‘’богачей’’, т.е. правящего класса отступников от Всевышнего, угнетателей народа: ‘’Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем’’ (Ис.65:13-15). Нечто подобное описали апостол Иоан в Откр.18:15-20 и пророк Иеремия в Иер.25:32,34-36. Так же, пророк Иеремия писал о том, что огонь гнева Господа на них, будет гореть во веки – Иер.17:1,4.
Дети дьявола и дети Всевышнего
‘’и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят’’ (Лук.16:26).
Так что это за ‘’пропасть’’? Господь сказал фарисеям: ‘’… Куда Я иду, вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира’’ (Иоан.8:21-23). Далее говорится, что эти ‘’богачи’’– фарисеи небыли детьми Отца Небесного – но их отцом был дьявол (Иоан.8:38-44.). Когда книжники и фарисеи стали утверждать, что они хорошо понимают Закон Моисеев, то Господин сказал им: ‘’если бы вы были слепы, то не имели бы греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас’’ (Иоан.9:41); и это так же говорит о том, что они стояли в оппозиции по отношении к Всевышнему . В ветхозаветное время, убивший человека, не мог спастись от наказания в городах убежищах (Иис.Нав.20:2-6.). Так же, Всевышний Яхве не принимал жертвы за грехи сделанные умышленно. По этому, апостол Павел писал: ‘’Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников’’ (Евр.10:26,27). *** Дополнительные места Писания для размышления:
- 1Иоан.3:8,9. Матф.12:34.
- Рим.3:10-12,21. Иер.31:33,34. Иезек.36:27. Притч.4:23.
Смысл притчи
Господь свел этих двоих человек, чтобы они стали зеркалом друг друга у ворот Вечности. Изъязвленное, гниющее тело Лазаря было олицетворением души богача. Господу не требовалось перечислять все грехи, к которым ведет пресыщение и жестокосердие.
Неверное использование при жизни богатства отнимает у человека возможность попасть в Царствие Небесное
Одно лишь отношение к ближнему своему, полное отсутствие какого бы то ни было сострадания, говорит о духовной слепоте богача. В то же время внешний блеск и чистота тела богача олицетворяло чистую и неиспорченную душу Лазаря.
Внешние изъяны не имеют никакого значения, если человек прожил честную и благочестивую жизнь. Смерть в определенном смысле уравнивает всех. Вне зависимости от того, был ли человек сказочно богат или нещадно беден, земной путь его рано или поздно подойдет к концу.
Важно! Притча о богаче и Лазаре убеждает верующих в том, что любая земная несправедливость будет исправлена в будущем веке. Воздаяние от Бога будет соответствовать тем поступкам, которые совершали люди на земле
Даже если фактически человек не совершал греховных поступков, равнодушие и жестокосердие также будут учтены. Господь праведен, и праведен Суд Его, поэтому задумываться о Вечности стоит уже сейчас.
Притча о богаче и Лазаре. Протоиерей Олег Трофимов
Конфликация с Лазарем из Вифании
Имя Лазарь, от иврита : אלעזר, Elʿāzār, Eleazar — «Бог моя помощь», также принадлежит более известному библейскому персонажу Лазарю из Вифании , известному как «Лазарь четырех дней», который является предметом видного чудо, приписываемое Иисусу в Евангелии от Иоанна , в котором Иисус воскрешает его через четыре дня после его смерти.
Исторически сложилось так, что в христианстве просящий Лазарь из притчи (праздник 21 июня) и Лазарь из Вифании (праздник 17 декабря) часто объединялись, при этом некоторые церкви отмечали благословение собак, связанных с нищим, 17 декабря, дата, связанная с Лазарём из Вифании.
Другой пример этого смешения можно найти в романской иконографии, вырезанной на порталах в Бургундии и Провансе. Например, у западного портала церкви Святого Трофима в Арле нищий Лазарь восседает на престоле как Святой Лазарь. Подобные примеры можно найти в церкви в Аваллоне , центральном портале в Везле и порталах собора Отена .
Литературное происхождение и наследие
Еврейские источники
Некоторые ученые-например, GB Кэрд , Joachim Jeremias , Marshall, Хьюго Грессманн , -suggest основной сюжетной линии из Богач и Лазарь был получен из еврейских историй, которые разработали из египетской народной сказки о Си-Осирис. Ричард Бокхэм менее уверен, добавляя:
Стивен Кокс выделяет другие элементы из еврейских мифов, которым притча могла подражать.
Наследие раннего христианства и средневековой традиции
Фреска Лазаря и богача в Рильском монастыре .
Ипполит Римский (ок. 200 г. н.э.) описывает ад с похожими подробностями: лоно Авраама для душ праведников, огненные муки для душ нечестивых и пропасть между ними. Он приравнивает огни ада к озеру огненному, описанному в Книге Откровений , но уточняет, что на самом деле никто не будет брошен в огонь до конца времен.
В некоторых европейских странах латинское описание dives ( лат. «Богатый человек») трактуется как его собственное имя: Dives. В Италии описание epulone (по-итальянски «пиршество») также используется как имя собственное. Оба описания появляются вместе, но не как имя собственное, в проповеди Петра Хризолога De divite epulone (лат. «На богатом пиршестве»), соответствующей стиху: «Был богатый человек , одетый в пурпур и виссон. и которые пировали каждый день пышно ».
Историю часто рассказывали в сложной форме в средневековый период, рассматривая ее как факт, а не как притчу . Лазаря почитали как покровителя прокаженных. В 12 — м веке, крестоносцы в Иерусалимском королевстве основал орден Святого Лазаря .
Историю часто изображали в искусстве, особенно на порталах церквей, у подножия которых сидели нищие (например, в Муассаке и Сен-Сернене в Тулузе ), защищая свое дело. В соборе Буржа сохранился витраж .
В латинской литургии Римско-католической церкви иногда поют слова In paradisum , когда умершего переносят из церкви на погребение, включая эту мольбу: «Chorus angelorum te suscipiat … et cum Lazaro quondam paupere aeternam habeas Requiem» ( Да примут вас чины ангелов … и с Лазарем, который когда-то был беден, да обретете вы вечный покой «).
Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского
Орден Военно-госпитальеров Святого Лазаря Иерусалимского (OSLJ) является порядок рыцарства , который возник в прокаженного больницы , основанной госпитальеры в 12 — м веке крестоносцами в Латинской Иерусалимского королевства . Орден Святого Лазаря — один из самых древних европейских рыцарских орденов, но он является одним из менее известных и менее задокументированных орденов. Первое упоминание об ордене Святого Лазаря в сохранившихся источниках датируется 1142 годом.
Первоначально Орден был основан для лечения смертельной болезни проказы , его рыцари изначально сами были прокаженными. Согласно официальному международному сайту Ордена, «С момента своего основания в 12 веке члены Ордена были привержены двум идеалам: помощь тем, кто страдает от ужасной болезни проказы, и защита христианской веры». Больные проказой считали нищего Лазаря (из Луки 16: 19–31) своим святым покровителем и обычно посвящали ему свои приюты.
Первоначально орден был основан как больница для прокаженных за пределами городских стен Иерусалима , но больницы были открыты по всей Святой Земле в зависимости от больницы в Иерусалиме, особенно в Акко . Неизвестно, когда орден стал военизированным, но милитаризация произошла до конца XII века из-за большого числа тамплиеров и госпитальеров, отправленных в больницы для прокаженных для лечения. Орден основал «дома лазаров» по всей Европе для ухода за прокаженными и был хорошо поддержан другими военными орденами, которые вынуждали братьев-лазаров в их правление присоединяться к ордену после заражения проказой.
Доктрина загробной жизни
Изображение мучающегося богача Джеймсом Тиссо.
Большинство христиан верят в бессмертие души и особого суждения и считают, что эта история согласуется с ней, или даже ссылаются на нее, чтобы утвердить эти доктрины, как это делал св. Ириней . Другие полагают, что основной смысл притчи состоял в том, чтобы предупредить безбожных богатых об их потребности в покаянии в этой жизни, и Иисус не намеревался давать представление о жизни после смерти. Притча учит в этом конкретном случае, что и личность, и память остаются после смерти для души того, кто находится в аду. Восточно-православные христиане и Святые последних дней считают, что эта история соответствует их вере в Аид , где праведники и неправедные в равной степени ожидают воскресения из мертвых . Западные христиане обычно интерпретируют Лазаря как находящегося в раю или в раю, а богатого человека — в аду . Вера в состояние Лимбо встречается реже.
Некоторые христиане верят только в смертность души (« христианский смертность » или « сон души ») и только в общий суд (« Страшный суд »). Этого мнения придерживаются некоторые англиканцы, такие как Э. У. Буллингер . Сторонники смертности души и общего суждения, например христиане адвентизма , условности, адвентисты седьмого дня , свидетели Иеговы , христадельфиане и христианские универсалисты , утверждают, что это притча, использующая рамки еврейских взглядов на Лоно Авраама. , и является метафорическим , и не является окончательным учением о промежуточном состоянии по нескольким причинам. В ад сам брошен в «озеро огненное» после того, как был очищен от мертвых.
Толкование притчи
В центре повествования притчи находятся два человека – богатый и нищий. У богача в притче нет имени, он этого не удостоился. Нищего зовут Лазарь, в переводе это звучит как «Божия помощь», что символично, ведь этому человеку не на кого надеяться кроме Бога. Нищий питался подачками и объедками и просил помощи у богатого.
Но тот был бессердечным человеком. Каждый день он натыкался на человека, лежащего у ворот, и не замечал его. Даже бродячие собаки жалели Лазаря и старались облегчить его страдания, облизывая ему раны.
А потом приходит смерть и уравнивает этих двух людей. Конечно, богача похоронили с максимальной пышностью, а нищего Лазаря зарыли где-нибудь, как собаку, лишь бы он не смердел. Только какая разница? Их тела оказались зарытыми в земле, и богатый ничего не смог прихватить с собой из накопленных ценностей.
А вот с их душами всё произошло совсем по-другому. В зависимости от своего состояния, души попали в разные места. Лазарь был болен и много страдал на земле. Но, как не парадоксально, он оказался чист душой. Он нёс свой земной крест смиренно и надеялся только на Бога. И после смерти Лазарь получил воздаяние – оказался в прекрасном месте, рядом с Авраамом.
Богач в земной жизни не знал лишений, привык считать себя выше других. Ведь он был таким уважаемым человеком. Теперь же богач оказался наг и совершенно беспомощен. Все свои богатства он, находясь в пекле, отдал бы за капельку воды. Почему же всё так произошло?
За многие годы безбедного существования душа богача очерствела. Он спокойно проходил мимо человека, терпящего лишения и ничем не стремился ему помочь. А ведь мог, это ему ничего не стоило. Богач и в загробной жизни недоумевает, почему так хорошо «устроился» Лазарь, и зависть увеличивает его страдания.
Душа богача оказалась нищей – ничего не накопил он в ней, чем мог бы облегчить свою долю. И помочь ему невозможно – нельзя перебраться из ада в рай. Только при жизни добрыми делами человек способен улучшить свою участь в загробном мире.
Когда богач хочет хотя бы предупредить своих грешных братьев, то и в этом Авраам ему отказывает. И он прав, если люди не верят Богу, то воскрешение «какого-то» Лазаря их не убедит. Ведь даже Воскресение Спасителя было воспринято с недоверием. Любому чуду человек всегда может найти какое-то рациональное объяснение.
Толкование притчи от Иерея часть 1
Толкование притчи от Иерея часть 2
Притча о богаче и Лазаре Лук.16:19-31
Лук.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Сначала определим адресата, то есть тех к кому Иисусом была адресована данная притча: это фарисеи.
Лук.16:14 Слышали все это (предыдущую причту о неверном управителе Лук.16:1-13 ) и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал ИМ
Также слышали данную притчу и ученики Христа:
Лук.16:1 Сказал же и к ученикам Своим
Смотрим вокруг и ищем контекст. Он виден из предыдущей 15 главы: там Иисус вступает в конфронтацию с книжниками и фарисеями. Духовная знать Израиля упрекнула Иисуса в том, что Он близко общается с низшими слоями общества – мытарями и грешниками:
Лук.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
В ответ на этот укор Иисус говорит серию притч, в которых сравнивает отношение к грешным и оступившимся людям Господа и духовных лидеров Израиля, явно упрекая последних. Притчи о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне демонстрируют заботу и любовь Бога к каждому человеку, даже потерянному и опустившемуся, и параллельно обличают фарисеев и книжников в отсутствии у них милосердия, человеколюбия, сострадания и прощения.
То есть контекст притчи о богаче и Лазаре – это конфронтация Иисуса с фарисеями на предмет истинной и ложной праведности. Сначала Иисус, в ответ на укор духовенства, обращается к ним с тремя притчами: о потерянной овце, драхме и блудном сыне. Потом Христос подключает учеников, которые тоже слушали Иисуса, и говорит притчу о неверном управителе, обращенную как к ученикам, так и к религиозным лидерам:
Лук.16:1 Сказал же и к ученикам Своим… 14 Слышали всё это и фарисеи
А после притчи о неверном управителе, Иисус снова переключается на фарисеев и книжников. Христос обличает их в ложной праведности, а затем говорит им притчу о богаче и Лазаре. То есть притча обращена конкретно к духовной знати и является продолжением обличения, высказанного им Иисусом. Цель притчи – дать предупреждение и наставление книжникам и фарисеям.
Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во )
Посмотрим ниже, есть ли под притчей истолкование. Истолкования притчи Самим Иисусом мы не видим. Посмотрим в этой притчи сравнение: его не наблюдается. Посмотрим выше раскрываемую тему. А вот тема выше заявлена. Как мы отметили, начиная с 15 главы Иисус обличает фарисеев и книжников. И непосредственно перед притчей это обличение Христос конкретизирует:
Лук.16:14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал им: вы выказываете себя ПРАВЕДНИКАМИ пред людьми, но Бог знает СЕРДЦА ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
То есть данная притча о богаче и Лазаре – это ИЛЮСТРАЦИЯ. Притча показывает, что богатые, уважаемые люди, которые считают себя праведниками, в сердце зачастую не такие уж и праведные, поэтому после смерти они могут потерять Спасение. А те, кого они призирали, могут, наоборт, наследовать Спасение.