Мытари, саддукеи, фарисеи, ессеи и книжники
Содержание:
- [править] Общие сведения
- Судейские амбиции
- Культ #ясчитаю
- Фарисейство вне религии[править]
- Значение по Википедии
- Саддукеи
- * * 7 * *
- Христос и фарисейство
- Соблюдай день субботний
- Законоучители народа
- Кто такие фарисеи – основное определение
- Значение
- Двойные стандарты
- Притча о мытаре и фарисее
- Почему фарисеи ненавидели Спасителя и желали Ему смерти?
[править] Общие сведения
Название является производным от корня פרש, означающего «отделяться» и «обособляться».
Иосиф Флавий рассказывал о фарисеях как об одной из трёх, наряду с саддукеями и ессеями, еврейских сект или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своём изложении Иосиф Флавий уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами». Кроме того, Иосиф утверждает, что фарисеи и две другие вышеупомянутые секты сложились в правление Ионатана Хасмонея, но столь ранняя датировка представляется сомнительной; сам историк пишет об участии этих сект в политической и общественной жизни начиная лишь с эпохи правления Гиркана I
В то же время, современные историки склонны рассматривать фарисеев как идейных наследников более раннего движения хасидеев, упоминаемых в Маккавейских книгах. Иосиф говорит о симпатиях народа к фарисеям.
Законоучители Талмуда в основном описывают галахические дискуссии фарисеев.
Отношение Нового Завета к фарисеям противоречиво: Иисус Христос обвиняет фарисеев в лицемерии и тщеславии, но его критика направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению. Текст Нового Завета свидетельствует о связи раннего христианства с учением фарисеев, особенно с тем из них, которые признавали примат этических норм в религии. Подобно фарисеям, Иисус Христос утверждал веру в воскресение из мёртвых. В Новом Завете вместе с критикой фарисеев содержатся и положительные высказывания о некоторых из них. Апостол Павел называл себя фарисеем, сыном фарисея.
Фарисеям противостояли саддукеи, причём предметом спора в основном был Устный Закон. Иосиф писал, что «Фарисеи обнародовали несколько халахот, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти халахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе». Но из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, но настаивали, чтобы эти толкования были записаны. Фарисеи же выступали против, говоря, что «халахот не записывают в книгу», и поэтому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний». По доктрине фарисеев, Тора, согласно Библии данная Богом Моисею, включала и Письменный и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Поэтому, законы Торы необходимо понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых, согласно мнению фарисеев, Всевышний наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.
В отличие от саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, фарисеи полагали, что все предначертано Всевышним, но добродетель и порок — во власти человека. Всевышний любит свои создания, требует исполнять данный ему закон и вложил в человека два разных импульса — благой и дурной — и, заповедовав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем».
Фарисеи, в отличие от саддукеев, верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мёртвых перед наступлением царства Божия. Они считали, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.
Выступали против смертной казни.
Еретическое учение фарисеев является основой Галахи и современного иудаизма.
Судейские амбиции
Если мы пытаемся образумить кого-то, но этот кто-то упорствует в своем нежелании принимать истину, мы ищем способы повлиять на него по-другому, пытаясь «причинить добро». Пристыдить, а если не работает – запугать адом и геенной огненной. Вот только одна важная деталь ускользает от нас: отношения между человеком и Богом –– это их личное дело. Мы же, не зная изнанку жизни конкретного человека, пытаемся поставить ему духовный диагноз, разложить перед ним последствия его ужасающего выбора –– и судим человека еще до Страшного Суда. Мы отнимаем у Бога Его право вершить правосудие.
Таким образом, фарисей – это далеко не глупый, невежественный человек или злодей, но тот, кто не может отказаться от своих предубеждений, кто относится формально к другим и к Богу, кто имеет высокое мнение о себе самом и не видит меры своего падения.
Существует ли противоядие от такого духовного состояния? Что делать, если мы обнаруживаем в себе эти черты? Нужно понимать: нет четкой последовательной схемы, волшебной таблетки, которая будет действовать и работать за нас. Если цель закона была в том, чтобы своими обличениями и указаниями грехов вызвать в людях стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой, –– Христа, то нам необходимо одно: сделать закон трамплином, оттолкнувшись от которого, мы сможем прийти к Живому Богу. Прийти здесь и сейчас. Ведь наша цель – стремиться к Тому, Кто видит нас изнутри, неустанно искать Его, довериться Ему и научиться у Него смотреть на мир глазами любви.
И для этого нам очень важно помнить, что «мы не становимся другими людьми, просто крестившись в Церкви, миропомазавшись, исповедовавшись и причастившись. Это –– долгий путь длиной во всю нашу жизнь, на котором Бог и человек неустанно движутся навстречу друг другу
Человек призван преодолеть свои немощи и искажения, приближаясь к Господу как к источнику бесконечного света, ослепительному и страшному огню, который, с одной стороны, может обжечь, а с другой –– может и переплавить. Вдумаемся в слова апостола: Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр. 10: 31). Это значит: страшно оказаться в его объятиях, страшно именно потому, что не сгореть в огне может только сам огонь» (протоиерей Алексей Уминский).
Культ #ясчитаю
Как часто мы смотрим на внешние проявления жизни других людей и считаем себя вправе поучать их, не зная ничего об их жизни, не ведая путь, который они прошли, не чувствуя их боли и потерь, не думая об их окружении, обстановке, обществе, в котором они воспитывались и формировались как личности. Нам кажется необходимым раскрыть человеку глаза, научить его истине или попытаться эту истину отстоять, сообщить окружающим о том, что этот человек живет неправильно, неправедно, недостойно, чтобы другие не брали с него пример. Но при этом мы забываем, что у каждого человека свой уникальный путь. Мы смотрим на соответствие чужих поступков и слов своим привычным шаблонам, но не видим, что сделало человека таким, какой он есть сейчас. Не можем мы видеть и то, каким он станет через 5, 10, 15 лет. Мы не хотим принять, что его слова или действия – это результат сложного жизненного пути, который мог состоять из боли, потерь, страха, неприятия или одиночества.
Фарисейство вне религии[править]
Но продуман распорядок действий И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти |
— Борис Пастернак, «Гамлет» |
Понятие столь объёмное и многозначное, что закрепилось и сохраняется в общественном дискурсе даже после того, как религия утратила ведущие позиции. В светской культуре фарисейство стало синонимом лицемерия, ханжества, а также засилья бессмысленных формальностей. Например, фарисейскими можно назвать порядки при каком-нибудь насквозь прогнившем королевском дворе, где все чинно раскланиваются, тщательно соблюдают церемониал и знают все тонкости в цветовой дифференциации штанов, тогда как в альковах царит оголтелый разврат, а под коврами яростно грызутся бульдоги.
В науке и культуре фарисейство отождествляется с ретроградством и обскурантизмом. Нередки сюжеты, когда новатор наталкивается на сопротивление большей части профессионального сообщества. Все ведь и так давно уже знают, «как надо», а этот выскочка, видите ли, желает странного (следовательно — вредного).
В социально-политической жизни, бывает, в фарисейство скатывается философская доктрина, положенная в основу общества. Все лозунги на месте, речёвки декламируются, парады маршируют и портреты лидеров висят на каждом углу. А какого гражданина ни ткни — диссидент (причём больше всего диссидентов в спецслужбах, госструктурах и на пропагандистских каналах, т. е. среди тех, чья задача обеспечивать индоктринацию населения).
Значение по Википедии
Значение слова «фарисейство» сама Википедия не содержит, но зато в интернет-энциклопедии присутствует подробная статья о фарисействе, как о религиозном течении. Толкование значения слова «фарисейство» можно обнаружить в Викисловаре и там определение слову дается следующее: фарисейство – это строгое, но показное, на публику выполнение каких-либо обязанностей, правил, предписаний морали или религии. Поэтому самое простое значение слову фарисейство – это лицемерие.
Но как слово, изначально обозначающее религиозное течение приобрело такой негативный смысл? Разобраться в этом вопросе поможет экскурс в историю происхождения слова.
Саддукеи
В отличие от фарисеев, о саддукеях в Евангелии сказано немного. Лишь однажды они попытались искусить Христа коварным вопросом о жене, у которой умерло семь мужей. Попытка эта была столь же безуспешной, как и многочисленные подобные ей провокации со стороны фарисеев. Но в отличие от них саддукеи просто отошли от Иисуса и больше не пытались проверить Его на знание Священных Писаний. Однако в своих проповедях Он предупреждает людей беречься учения саддукеев точно так же, как и фарисейского показного «благочестия»: …Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6). Кто же такие были саддукеи и в чем заключалось их учение?
Название их происходит от имени Садок (или Цадок). Так звали священника, возглавлявшего богослужение в Иерусалимском храме во времена Соломона — великого царя, правившего Израилем за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. По одной из версий, саддукеи называли себя так потому, что считали, будто их традиция идет от этого первосвященника. И действительно, на протяжении многих столетий именно саддукеи занимали все главные посты в духовной, административной и военной иерархии иудеев. Даже в период оккупации Иудеи римскими войсками саддукеи, будучи первосвященниками, могли по-прежнему распоряжаться всеми сокровищами главной святыни народа Израиля — Иерусалимского храма, а это были огромные деньги.
Обладавшие властью саддукеи были подвержены обычным для людей власти искушениям. Бесконтрольно управляя пожертвованиями на храм, они порой опускались до откровенных махинаций и обмана. Так, знаменитый евангельский эпизод с изгнанием торговцев и менял из храма был по сути прямым обличением саддукеев в творимом ими беззаконии.
Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование на нужды храма можно было принести только специальными монетами — храмовыми сребрениками, на которых не было изображения римского императора. Считалось, что такое изображение осквернит сокровищницу. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.
Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого требовал иудейский закон. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники готовы были платить эту завышенную цену. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев?
В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых. Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние. Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь. Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение. И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса.
Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.
* * 7 * *
Фарисеи были искусными проповедниками.
Но не смотря на то, что они говорили заумные фразы, их проповеди были сухими и лишенными жизни. Когда Иисус пришёл в Капернаум, то люди говорили, что Он проповедует с силой, а не так, как книжники и фарисеи.
Слушая сегодня многих проповедников, мне кажется, что их стиль вообще не отличается от фарисейского. Некоторые служители напоминают коучей, которые вместо Слова Божьего читают лекции о том, как достичь успеха в жизни. Но только Библия способна изменять людей. Поэтому многим проповедникам сегодня нужно вернуться к началам и начать проповедовать из Библии, а не по книжкам Джона Максвелла.
Христос и фарисейство
Со временем, вполне предсказуемо, среди фарисеев внешнее благочестие, необходимость которого жестко утверждалась, стало довлеть над внутренним, порождая во многих из них гордыню, тщеславие и уверенность в собственной праведности только за счёт соблюдения всех предписаний.
Именно это несоответствие внешнего с внутренним, косность и лицемерие обличает Христос
Хотя при этом Он не отрицает важности того, что они проповедуют – всё-таки, в основе их учения лежало именно Пятикнижие Моисея
«Книжники и фарисеи заняли место Моисея и учат вас. Все, что они вам велят соблюдать – соблюдайте, но не следуйте их примеру, потому что они говорят, а сами не делают. Они возлагают на людей тяжёлое и неудобоносимое бремя, а сами и пальцем до него не дотронутся. Все дела свои делают, чтобы видели их люди» (Мф 23:2-5).
Он осуждает не учение, а поведение и внутренние мотивы. Весьма характерен в этом смысле спор Христа с фарисеями о соблюдении субботы: когда фарисеи стали пенять Ему, что апостолы, проголодавшись, срывают спелые колосья, нарушая тем самым священный субботний покой, Христос возразил им – «суббота для человека, а не человек для субботы», тем самым указав на то, что любовь превыше закона.
Потому же Он предостерегает апостолов «беречься закваски фарисейской» — то есть, духа лжи, лицемерия и формализма в вере. Обличал Он и сребролюбие фарисеев, полагавших, что богатство – это знак Божьего благоволения к человеку и вполне закономерный спутник праведности. Особенно яркую иллюстрацию такого явления как «фарисейство» мы видим в евангельской притче о мытаре и фарисее.
Однако среди фарисеев были и те, кто, сохранив стремление к подлинной, а не показной праведности, признали Христа. Таким человеком был Гамалиил — будущий святой христианской церкви и уважаемый иудейский законоучитель, изречения которого есть в Талмуде (хотя, самими иудеями его принадлежность к христианству, конечно, отрицается).
Он был осторожен и, как говорится в книге Деяний апостолов, предостерегал Синедрион от судилища, противного Богу, убеждая оставить в покое христиан: «ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Доподлинно неизвестно, как Гамалиил стал христианином — об этом говорит нам лишь предание.
Фарисеем был и Никодим — тайный ученик Христа, который, согласно Евангелию от Иоанна, участвовал в погребении Иисуса. Из среды фарисеев вышел и апостол Павел- ученик Гамалиила, однако, в отличие от своего учителя, он был сперва яростным гонителем христиан, а затем стал одним из главных проповедников Евангелия.
Соблюдай день субботний
В принципе, фарисеи полностью не исключали себя из жизни всех остальных евреев, не порывали отношений с Иерусалимским Храмом. Однако они считали, что народ недостаточно скрупулезно соблюдает религиозные предписания, делая это нерадиво и очень приблизительно.
Отличительной особенностью фарисеев было стремление к детальному уточнению предписаний Ветхого Завета, которые были изложены довольно расплывчато, и к их неукоснительному соблюдению. Вместе с тем, огромная роль ими отводилась «преданиям старцев». Вследствие этого нормы, которые утвердились в иудаизме в начале нашей эры, были гораздо более строгими и детальными, чем те, что предписаны Пятикнижием.
Так, например, Моисеев закон дает прямой запрет на работу в день субботний, требуя отдавать его Господу Богу. При этом слово «работа» понимается весьма расширительно. Запрещено, например, всякое зажигание огня, запись больше чем всего одной буквы, передвижение больше чем на определенное число шагов. Таким же подробным образом регламентируются все стороны человеческой жизни – отношения между супругами, процесс и время приготовления пищи.
Таким образом, в отношении религии фарисеи считали, что письменное слово вдохновлено Богом, но в то же время они давали равные права и устным преданиям, настаивая на их происхождении от Моисея. Со временем они присоединяли предания к Слову Божьему и строго следовали правилам из обоих этих источников.
Законоучители народа
Название «фарисеи» происходит от еврейского «перушим», что значит «отделенные» или «обособленные». Это течение, которое легло в основание современного ортодоксального иудаизма, оформилось в Иудее ко II веку до н. э., наряду с двумя другими (течением ессеев и саддукеев). Фарисеи не принадлежали к церковной иерархии, считается, что большая часть из них была либо торговцами, либо принадлежали к сословию небогатых землевладельцев. Многие из них полностью посвящали жизнь изучению Закона.
Фарисеи полагали, что израильский народ недостаточно строго соблюдает предписания Торы, что, по их мнению, безусловно вредит как духовному состоянию общества, так и его национальной идентичности, подверженной к тому времени влиянию эллинизма и зороастризма. А потому одной из главных забот фарисеев была детальная проработка правил ветхозаветного Закона и проповедь неукоснительного их соблюдения. В деле уточнения древних правил особое значение приобрели «предания старцев» — устные толкования Пятикнижия иудейских вероучителей.
В своих трудах иудео-римский историк Иосиф Флавий пишет: «Фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства». Фарисеи полагали, что Бог предопределяет путь человека, однако выбор у него всегда есть, и если человек желает идти по пути добра, то должен руководствоваться тем законом, который даровал ему Бог – то есть, Торой и устным преданием вероучителей.
Видимо, именно желание руководствоваться Торой побудило к более подробной разработке и толкованию законоположений и сопроводило её сводом толкований и комментариев, бесчисленных правил, религиозно-этических норм, дополнений, как правило, связанных именно с регламентацией внешней обрядовой стороны жизни. Таким образом, фарисеи стали основоположниками Талмудического иудаизма.
Фарисеи пользовались уважением у простого народа как святые люди строгой праведной жизни, что заключалось, по их мнению, как раз в соблюдении многочисленных правил и предписаний, частых постах, молитве, строгом отношении к совершению ритуалов и в самоограничении. Большинство же простых иудеев не могло следовать бесчисленным предписаниями своих учителей, а потому, безусловно, фарисеи у народа были в авторитете, к тому же обычно они были на его стороне в спорах с власть имущими.
Кто такие фарисеи – основное определение
Фото: K-istine.ru Фарисеи – представители наиболее влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. Рассуждая и рассказывая о том, кто такие фарисеи и чем именно они занимались, обязательно стоит упомянуть о следующих фактах:
- в евангельских текстах можно прочитать о том, что Господь действительно называл фарисеев лицемерами;
- фарисеи были серьезными людьми, исполняющими взятые на себя обязанности;
- фарисеи были людьми, которые стремились познать Закон, быть образованными и исполнить все предписания Священного Писания;
- именно к исполнению написанного Закона, фарисеи относились чрезмерно мелочно, что и заставило считать их лицемерами.
Как мы видим, фарисеи действительно следовали библейским законам и исполняли их, из-за чего многие не понимают в полной мере, чем они провинились перед Богом. На самом деле, если уделить изучению этого вопроса немного времени и внимательно углубиться во все мелочи, можно получить ответы на свои вопросы, со всем детально разобравшись.
В Евангелии можно часто наблюдать тот факт, что фарисеи спорят с Иисусом в знании Закона и испытывают его. Иисус называет их лицемерами за искажение Закона Божьего, презрительное отношение к грешникам, считая их ниже себя перед Богом, за бездушный формализм и обрядовость.
Поскольку Иисус имел много последователей, фарисеи увидели в Нем угрозу для себя, что и привело к дальнейшим спорам.
Значение
Только разобравшись с историей, можно понять что такое фарисейство для верующих христиан. В церковных проповедях нередко можно услышать высказывания о том, как христианину не стать фарисеем, разбираются определение и корни этого понятия.
В первую очередь, речь идет о соответствии или не соответствии формы и содержания в религиозной жизни.
Например, многие прихожане, как говорят священники, критикуют женщин, стоящих в храме без платков, считая, что это недопустимо.
В то же время они сами допускают более серьезные прегрешения, злословя ближних и гневаясь на них. Отмечается, что такое фарисейство по определению сводит на нет духовные достижения, связанные с соблюдением внешнего благочестия.
В качестве равнозначных лингвистами упоминаются следующие слова:
- фальшь,
- лицемерие,
- двойственность,
- ханжество,
- неискренность,
- лживость,
- двуличие,
- двоемыслие,
- двоедушие,
- криводушие.
Что значит фарисейство для светского человека. Разумеется, стать фарисеем в первоначальном смысле данного слова в современном мире невозможно. Но даже если Вы далеки от религии, понять, что значит фарисейство, несложно.
Речь идет о людях, которые за внешним соблюдением формы скрывают полное равнодушие к ее содержанию. Вместо реальной помощи они предложат отписку или отговорку.
К сожалению, данное явление широко распространено. Также обвинить в фарисействе с полным основанием можно лживых и неискренних людей.
Двойные стандарты
Невозможно в духовной жизни вести войну на два фронта –– бороться со своими пороками и с несовершенствами этого мира одновременно, преуспевая и там, и там. Как только человек видит в других ту же грязь, что разглядел в себе, он пытается донести до них, что они живут неправильно, и тратит все силы на морализаторство и споры вместо борьбы с собственными страстями. В результате человек перестает замечать, что его духовная жизнь теперь в глубоком застое. Что он –– далеко не пример благочестия и чистоты, и не имеет права учить других. Иногда получаются настоящие курьезы.
Например, однажды некая девушка Н. решила поделиться в соц.сетях
своим важным открытием: на нее очень повлиял отрывок из Евангелия, где Христос
разговаривает с самарянкой об источнике живой воды (Ин 4:5-27).
По нравам того времени, поступок Христа был скандальным. Но вовсе не потому,
что Он совершил какое-то преступление. Дело в том, что правоверные иудеи
считали ниже своего достоинства разговаривать с жителями Самарии, они считали
себя чистыми, а самарян –– нет. Иметь с ними дело считалось дурным тоном. И вот Христос не просто говорит с самарянкой,
Он остается с ней наедине –– с женщиной, у которой, ко всему прочему, очень
плохая репутация. Этот Евангельский отрывок привел Н. к осознанию того, как сильно
Господь любит всех: не только избранных, но и тех, кого отринуло общество и на
ком оно уже давно поставило жирный крест. Ее открытие вылилось в стихи. Какова
же была реакция окружающих? Было много недовольства. Казалось бы, человек смог
на своем личном опыте прийти к тому, чему некоторые учатся годами, и захотел
прокричать об этом на весь мир: «как же благ наш Господь!» Но большинство
комментариев было не о глубоком смысле стихотворения, а о ее одежде. На видео она
читала стихи… в штанах. «Не благочестиво!», «Стих то красивый, а одежда –
мужская!», «Говорить о Боге может каждый, а жить по-божьи –– нет!», «Неверный в
малом, неверен и в большом! Нельзя женщине носить мужскую одежду!» – вот, какая
реакция была у людей. В результате дискуссия под видео велась между теми, кто
пытался вступиться за девушку, и теми, кто порицал ее за внешний вид
Важно то,
что смысл ее слов прошел мимо и тех, и других. При этом среди порицающих были и
женщины, которые сами носят штаны в повседневной жизни, но тем не менее считают,
что в брюках нельзя говорить о Боге или ходить в храм, и мужчины, которые
ратовали за исполнение всех законов из Пятикнижия Моисея, но при этом брили
бороду, несмотря на то, что в книге Левит есть прямой запрет на это
Притча о мытаре и фарисее
Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.
Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.
Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.
Фарисей – человек, который относится к Богу и ближним без любви и при этом превыше всего ставит самого себя
И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.
Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.
Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.
Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.
Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.
Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило. Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе
Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет
Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.
Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.
Почему фарисеи ненавидели Спасителя и желали Ему смерти?
С началом проповеди Иисуса Христа сразу обозначились коренные разногласия между Ним и фарисеями.
В первую очередь они не могли поверить, что сын обычно плотника может быть Мессией. По их представлению Мессия – это влиятельный, могущественный Царь, который освободит от римского рабства и вознесет еврейский народ. Тот, кто внесет в их жизнь богатство, величие и процветание. “Фарисейский” Мессия должен был царствовать и повелевать. Христос же проповедовал Царствие Божье, милосердие и любовь даже к врагам. Всё это никак не сочеталось с образом могущественного и грозного Мессии.
Второй причиной возникших противоречий являлась проповедь Спасителя. Господь призывал народ к покаянию, к любви, к милосердию, терпению, исправлению себя. Спаситель уделял намного меньшее значение соблюдению внешней религиозности и многочисленных правил. Фарисеев же заботило лишь внешнее исполнение Закона, который ставился на главенствующее место. Однако они не задумывались о смысловой составляющей всех правил и запретов, о смысле самого Закона.
Спаситель говорил:
Как человек может быть Богом?
Фарисеи не могли признать, что Иисус Христос, сын обычного плотника, может быть Мессией. Также они слишком буквально понимали заповедь о Едином Боге. И не представляли, что Сын Божий, Иисус Христос, может быть равен Богу Отцу. И тем более неприемлемым было для них принять критику с Его стороны. Поэтому после обличительных слов Спасителя внешне праведные фарисеи искали удобный момент, чтобы придать Христа смерти.
Вышеперечисленные разногласия породили ненависть к Иисусу Христу со стороны фарисеев. Они не могли смириться, что появился Человек праведнее, чище и духовнее их самих.