Притча о добром самарянине. краткое толкование притч иисуса христа
Содержание:
- Что такое притча
- Притча о добром самаритянине
- Нежданное спасение
- Что такое притча
- Картина Рембрандта
- “Истинный иврит” – язык самаритян
- Культурное восприятие
- Богословское толкование[ | ]
- состав
- Богословское толкование
- Библейское толкование
- Святоотеческое толкование притчи
- Закон доброго самаритянина
- Выражение «добрый самаритянин»
- Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон
- Иисус – самарянин?
- Притча о добром самаритянине
- История
Что такое притча
Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.
Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.
Притча о добром самаритянине
История начинается с того, что один человек по дороге из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников. Избитый до полусмерти и ограбленный, он был брошен умирать на обочине. Мимо него прошли несколько людей, но они не оказали ему помощь. Первым был священник, который заметил несчастного, но прошел мимо. Вторым оказался левит (представитель особого еврейского сословия священнослужителей из колена Левия), который также прошел мимо. Следующим был самаритянин, представитель этнической группы, которую евреи не признавали единоверцами и с которыми их разделяла многовековая вражда. Казалось бы, этот человек имел все основания пройти мимо. Однако именно он перевязал раны несчастного, отвел его в гостиницу и оплатил расходы на содержание, пока тот не поправится.
«… а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Евангелие от Луки, 10: 29-37).»
Исследователи предполагали, что священник и левит не помогли нуждающемуся не от душевной черствости, а, возможно, были слишком заняты мыслями о духовном, вот и не заметили его
Иначе говоря, их внимание в тот момент было сфокусировано на другом. Дарли и Батсон решили поставить эксперимент, чтобы выяснить это
Нежданное спасение
Очнулся он уже утром, на постоялом дворе. Под ним была чистая постель. Раны его почти не болели и были аккуратно перевязаны. Он не помнил, как самарянин заботливо обработал раны лекарствами, положил его на ослика и всю ночь шел рядом, придерживая его тело. Как на руках принес его к хозяину постоялого двора и уговорил того дать кров израненному безвестному путнику…
А сейчас, очнувшись, он увидел, что самарянин собрался уезжать. И услышал, как уже перед самым отъездом он говорит хозяину постоялого двора:
— Уважаемый, вот я оставляю два динария, чтобы твои слуги позаботились об этом несчастном. Через несколько дней я вернусь. И если окажется, что ты потратил на уход за больным больше, я возмещу тебе все расходы.
Хозяин взял деньги и согласно кивнул.
А самарянин подошел к больному, чтобы попрощаться.
— Зачем ты спас меня? — прошептал раненый иудей. — Ведь мы, иудеи, относимся к вам, самарянам, как к собакам. Почему ты заботишься обо мне так, будто я твой близкий родственник? Самарянин улыбнулся в ответ и аккуратно приложил ладонь к его губам.
— Молчи. Тебе сейчас не нужно много говорить. За гостиницу я заплатил хозяину, теперь он будет заботиться о тебе. И кстати, с твоей собакой тоже все в порядке, слышишь, как она лает? Выздоравливай!
И с этими словами самарянин удалился. Раненый посмотрел на дверь, которую тот аккуратно закрыл за собой. И ему почему-то захотелось плакать. А со двора доносился знакомый заливистый лай. Это его собака охраняла дом в ожидании, пока хозяин поправится.
Что такое притча
Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.
Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.
Картина Рембрандта
Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:
- Передний план целиком занимает лошадь, которую прислуга удерживает за уздечку;
- Еще один слуга помогает умирающему взойти по лестнице в помещение;
- У входа стоит состоятельный мужчина, в котором можно узнать добродетеля. Он вручает владельцу дома динары как плату за заботу о пострадавшем;
- В левом краю картины можно увидеть молодого человека в шляпе с оперением;
- В его сторону и смотрит несчастный. Выражение лица его говорит о том, что он едва понимает, где оказался. Согласно популярному прочтению иудей полагает, что попал в лапы главаря растерзавших его разбойников;
- По словам критиков, образ еврея наиболее точным образом передает положение человека, обеспокоенного за свою жизнь. Ни до, ни после художникам не удавалось так живописать выражение беспомощности на лице;
- На правом конце полотна безучастная служанка берет воду из колодца.
Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.
“Истинный иврит” – язык самаритян
Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.
Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.
Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.
Самаритянский канон гораздо меньше еврейского и содержит первые пять книг еврейского масоретского текста из Библии Авраам Вальдман / thetower.org
Культурное восприятие
Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:
- Рембрандт;
- Винсент Ван Гог;
- Эме Морот;
- Доменико Фетти;
- Иоганн Карл Лот;
- Джордж Фредерик Уоттс;
- Джакомо Конти;
- Ян Вейнантс.
Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:
- Английский композитор Бенджамин Бриттен написал одноименное произведение к столетию «Красного Креста»;
- В 2003 году австрийский монетный двор выпустил серию денежных знаков, на реверсе которых отражены сцены из Библии (в том числе и помощь ближнему);
- Оригинальная интерпретация содержится в шестом эпизоде четвертого сезона американского сериала «Агенты ЩИТ»;
- Серия комиксов «Хэллбой» также паразитирует на известных христианских мотивах.
Богословское толкование[ | ]
Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»
Масло, упоминаемое в Лк. 10:34, в греческом оригинале передано словом elaion
(елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словомeleos . Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Числа 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).
состав
Притча относится к особому свойству Лукана . Структура притчи соответствует введению в мидраш фарисейского иудаизма , как правило, традиционной еврейской интерпретации религиозных текстов:
- вводный вопрос к письменному тексту (стихи 25-27 : Dtn 6.5 , Lev 19.18 )
- второй письменный текст (стих 28 : Lev 18,5 )
- Толкование на примере повествования (стихи 28–36 )
- Заключительное замечание со ссылкой на исходный текст и часто с предложением что-то сделать (стих 37 )
интерпретация
Эме Моро : Добрый самаритянин, 1880 г.
Рембрандт: Добрый самаритянин
История происходит в реальном месте: на трудном, пустынном участке протяженностью около 27 км, на тогдашнем главном торговом пути между Африкой и Азией, который пролегает между Иерусалимом в горах и Иерихоном в долине реки Иордан . Упомянутый выше спуск более чем на тысячу метров усложнил для торговцев и облегчил грабителям. Тем не менее, путь использовался много.
Для священников в Торе было положение, что им не разрешалось загрязнять себя трупом члена племени, за исключением ближайших родственников ( Лев. 21.1 и далее. ). Если бы этот человек был мертв, прикосновение к священнику осквернило бы себя за нарушение этой заповеди.
Левит тоже шел в Иерихон. Согласно Торе ( Num 19.11 ), возможное прикосновение к мертвому человеку означало бы для него семь дней приручения (ритуальной нечистоты), поэтому ему не было разрешено совершать какие-либо ритуальные действия в пункте назначения его путешествия в его родина.
Некоторые переводчики подозревают, что ввиду антиклерикальных течений аудитория в то время ожидала, что следующим будет израильский мирянин, который проявил бы милосердие к возможной ритуальной нечистоте и помогал раненым: подробности ухода за раненым были вполне реалистично для того времени. Однако свидетельств антиклерикальных тенденций в Евангелии от Луки нет. Неожиданный самаритянин с его состраданием, его постоянная забота от ухода за раной до транспортировки пациента (в гору), размещение, предоплата, объявление о возвращении — все эти подробности привязанности придают притче от ободрения до шока. эффект. Не указано, был ли раненый еврей, а торговый путь был международным. На переднем плане нет ни деятельности, которая преодолевает границы, ни храмовой брани священников и левитов. Любовь к Богу конкретизируется в любви к людям, что отвечает на серьезный первоначальный вопрос фарисея.
В самаритянах были рассматриваться евреями того времени, такие как Иосиф Флавий , с одной стороны , в качестве религиозных родственников ( 2 Chr 28,11 ), но и приравнены с синкретическими потомками северной империи ( 2 Царствами 17.24-41 ), если смотреть и рассматриваются как враги, которых глубоко презирают ( сэр 50.25-26 ). Под соседом имелся в виду народный товарищ. Люди сформировали сообщество солидарности. С другой стороны, Писание призывало к любви к незнакомцам в память о том факте, что Израиль жил как чужой в самом Египте. На вопрос писца можно было быстро ответить в традициях галахического мидраша: все они израильтяне и все полные прозелиты . Незадолго до этого, в 6 и 9 годах нашей эры, самаряне осквернили храмовую площадь в Иерусалиме во время праздника Пасхи, разбросав человеческие кости, так что они не могли быть соседями. Теперь Иисус провокационно спрашивает фарисея об отношениях между поступком и преступником с помощью примера истории: на вопрос о том, что Тора в Лев. 19:18 подразумевает под термином « ближний», нельзя ответить, определив объект, нуждающегося человека. И наоборот, кто мой ближний, решается на основе предмета: помощник (самаритянин) становится соседом нуждающемуся.
Аллегорические интерпретации
Джордж Фредерик Уоттс : Добрый самаритянин
Даже в раннем христианстве притча имела центральное значение. Оно было истолковано аллегорически , согласно которому под павшим среди разбойников понимали человека (Адама). Город Иерусалим считался раем, а Иерихон — миром. Грабители были демоническими силами врага. Священник олицетворял закон, левит — пророков и самаритянский Христос. Непослушание можно было увидеть в нанесенных ранах, в теле Господа на горе, в церкви под гостиницей, которая приветствует всех, кто хочет войти, в трактирщике был глава церкви, а защита и забота о гостях были ответственны . В обещанном возвращении самаритянина, в обещанном новом явлении Христа.
Богословское толкование
Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»
Масло, упоминаемое в Лк. 10:34, в греческом оригинале передано словом elaion
(елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словомeleos . Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Числа 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).
Библейское толкование
Важным моментом этой притчи является выяснение истинного смысла слова «ближний», которое вызывает недопонимание у книжника. Он трактует его буквально. Ближний – это родственник, единоверец, соплеменник. По мнению Иисуса, ближний – это совершивший милость, в нашем случае милосердный самарянин из Нового Завета. Смысл притчи состоит в том, чтобы дать понять, что любой человек является ближним — и тот, кто попал в беду, и тот, который делает добро.
У самарянина с собой были масло и вино, которые использовались при священном жертвоприношении Господу. Символичны слова Иисуса о том, что не жертвы он ждёт, а милости. Обрабатывая вином и маслом раны, предназначенные для проведения ритуала, самарянин символически приносит милость — жертву Господу.
Святоотеческое толкование притчи
Притча учит людей ставить милосердное отношение к близким выше всяческой вражды, ведь не существует людей, которые были бы недостойны доброго отношения. Таким образом, родство — это не только кровные узы, но и дела милосердия. Оно способно породнить одинокие души на века, в то время как родственные и общественные связи часто не могут по-настоящему объединить людей.
Мнение Антония Сурожского
Антоний Сурожский считал, что слова «положить жизнь» в этой истории употребляются не в значении «умереть». В притче идет речь о том, чтобы изо дня в день заботиться о тех, кто в этом нуждается.
Притча учит людей быть милосердными к страданиям другого человека
Если внимательно оглядеться вокруг, можно увидеть, как много людей нуждается в нашей помощи и поддержке. Кто-то голоден, кто-то растерян, кто-то нуждается в теплом слове, кто-то потерял веру в людей. Помощь этим людям и есть истинное предназначение каждого человека.
Мнение Всеволода Шпиллера
Как бы странно это не звучало, но любовь часто оборачивается ненавистью. Люди любят свой народ так, что начинают ненавидеть соседние. Иногда человек так любит свое окружение, что начинает с презрением относиться к людям других взглядов. Это не та любовь, которую проповедовал Сын Божий. Любовь должна быть всеобъемлющей, ведь только в таком чувстве человек находит свое призвание и счастье.
Мнение Иллариона Алфеева
Несмотря на то, что книжник хорошо знаком с Законом, многое в книге осталось для него непонятным. Он задал правильный вопрос Спасителю, ведь не достаточно просто знать Заповеди Божьи, нужно еще стараться их выполнять.
История о милосердном мужчине, спасшем постороннего человека, сеет зерна добра в человеческих душах
Оказалось, что люди другой национальности и религии могут выполнять Закон более ревностно, нежели его служители. Господь специально сделал акцент на том, что ближним для иудея оказался самарянин, ведь ближние — это не только соотечественники и единоверцы. Эти барьеры создаются самими людьми, в то время как перед Богом мы все равны.
Мнение Павла Великанова
Любовь всегда говорит о других, нелюбовь — о самом себе. Самарянин смог получить похвалу от Бога, так как нашел в себе силы переступить через условности и предрассудки и помочь иудею, видя в нем прежде всего живого человека, а не врага.
С собой у самарянина были масло и вино, которые обычно используются для жертвоприношения Господу. Не зря Иисус говорил, что Он ждет не жертвы, а милости — самарянин обработал этими снадобьями раны несчастного иудея, и Господь не только не прогневался на него за это, а и благословил этот добрый поступок.
Важно! Эта притча учит людей правильно расставлять приоритеты и грамотно определять иерархию ценностей — вначале должен стоять человек, а потом — политические, идеологические и социальные установки. Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья
Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья.
Воскресная проповедь протоиерея Геннадия Заридзе: Притча о добром самарянине
Закон доброго самаритянина
Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.
Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла:
- Человек обязан помогать пострадавшему только в том случае, если их связывают семейный узы, он является лечащим врачом или виновником бедственного положения. Во всех остальных случаях закон оставляет право спасения на усмотрения каждого гражданина;
- Если прохожий решил добровольно подойти к пострадавшему, то он не имеет права покидать место происшествия до приезда «скорой». Единственное исключение: опасность для жизни самого помощника;
- Успешное спасение чужой жизни не подлежит оплате, даже если действия производил квалифицированный специалист;
- При прочих равных условиях «самаритянин» не несет ответственности за возможную потерю здоровья в результате медвежьей услуги;
- Мнение пострадавшего имеет значение. Если он явным образом выразил желание не принимать помощь, то нарушение его волеизъявления будет караться по всей строгости закона.
Выражение «добрый самаритянин»
Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.
Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.
Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:
- Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
- Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо – Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) – Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
- Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.
Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.
Видео: откуда это пошло, притча
В этом ролике Анна Свиридова расскажет притчу о добром самаритянине, как важно помогать малознакомым людям:
Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон
На первый взгляд, творить добрые дела несложно. Но обычно это легко лишь до тех пор, пока для этого не нужно чем-то жертвовать. В адрес же человека, чей добрый поступок сопровождался ущемлением собственных интересов, нередко слышна ироничная фраза: «добрый самаритянин».
В эпоху, когда главными ценностями становятся высокое положение в обществе и величина банковского счёта, вышеназванное высказывание утратило свой первоначальный смысл. Употребляя его, многие забывают, что пришло оно из Библии. И за этой фразой скрывается одна из главных мыслей учения Иисуса Христа.
Добрый самаритянин (католическая фреска)
Постараемся же разобраться, кто такой самаритянин и почему он добрый.
Иисус – самарянин?
Есть ещё одна интересная толкование трактовка. Хочется сказать, что каждый человек, читая притчу о милосердном самарянине, смысл в ней видит по-разному. А Господь не даёт никаких пояснений, призывая тем самым человека к осмыслению притчи.
Человек, шедший из Иерихона в Иерусалим – это Адам, который представляет всё человечество. Иерусалим, куда он идёт – царствие небесное. Иерихон – земная жизнь, полная грехов, слёз и плача. Разбойники, напавшие на путника – тёмные сатанинские силы. Священник и левит – это Ветхий Завет, в котором священник – Закон Моисея, левит – это пророки.
Два врача, направленные Богом – Закон Моисея в виде священника, и пророки в виде левита, прошли один за другим мимо. Закон Моисея только приблизился, пророки подошли и посмотрели, но лечить не стали, а прошли мимо. И тут появляется добрый самарянин – это Иисус Христос, который обвязывает раны, смазывая их маслом, доставляет в гостиницу и просит присмотреть за больным.
Почему Господь сам себя назвал самарянином? Иисус показывает нам, что не всегда нужно иметь высокие звания, положения и саны, не всегда нужно много денег, чтобы делать добро, быть милосердным. Для этого необходима лишь добрая душа, желание помогать другим. Ну а если сам Господь под видом презираемого евреями самарянина выступает в качестве спасителя, то почему бы нам, простым смертным, не последовать его примеру?
Притча о добром самаритянине
Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии.
Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:
- Героем притчи является еврей, пешком преодолевавший дорогу в Иерихон;
- Но на пути ему попались бандиты, которые ободрали его до нитки и оставили умирать посреди дороги;
- Несчастный долгое время лежал на оживленном пути, но никто не помогал ему. Что обычный благопристойный еврей, что священник не находили в себе жалости к нему;
- Но помощь подоспела от одного из оказавшихся в здешних краях самарян (их евреи считали давними врагами). Тот не пожалел последних денег ради помощи умирающему.
Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде
И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.
История
Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название группы и обозначение всей территории — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией. Согласно иудейскому вероучению, самаритяне — потомки гутиев (у Иосифа Флавия — хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и вскоре воспринявшие иудаизм от своих соседей иудеев.
Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой. Евангельский образ «доброго самаритянина» приобретал особые краски на фоне этой многовековой вражды.
После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне под руководством Санаваллата построили храм на горе Гризим, два века спустя его разрушил хасмонейский царь Иоанн Гиркан I. Римская административная реформа провинции Иудея (56 г. до н. э.) предоставила самаритянам автономию. В результате гонений многие самаритяне, которые, в отличие от евреев, были обязаны выказывать лояльность языческой вере, отступили от своей веры. После разрушения Второго храма значительные общины самаритян стали появляться за пределами Самарии (в Бет-Шеане, Кесарии, Эммаусе, Яффе, Явне и др.), а в близких к Самарии районах самаритяне составляли заметную часть населения. В V—VI веках в результате волнений дважды провозглашалась независимость от Византии. Самаритяне смогли ненадолго возвести на престол собственных царей, но оба раза восстания были подавлены. В последующие века численность самаритян сокращалась (главным образом за счёт перехода в ислам), к 1917 году их оставалось 146 человек. В 1954 году все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме (совр. Наблус), были переселены в Холон. Когда в 1993 году было принято решение вывести израильские войска из Шхема, шхемские самаритяне потребовали, чтобы на район Кирьят-Луза распространился статус израильского поселения, но в этой просьбе израильское правительство им отказало. В то же время на самаритян распространяется «Закон о возвращении», поэтому все самаритяне имеют израильское гражданство и, при желании, могут переселиться в Израиль.
Самаритянка Софи Цдака является известной израильской актрисой (в основном — исполнительницей детских и «сказочных» ролей) и певицей, в прошлом — королева красоты Израиля.
До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках, а затем — и на христианках.
В Палестинском законодательном совете первого созыва (—) за самаритянами был закреплён один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.