Владимир равноапостольный
Содержание:
годы правления: 980-1015
ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВИЧ (в крещении — Василий) (?-15.07.1015) — киевский князь с 980 г., православный святой, равноапостольный.
Сын киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. В 969 г. Святослав по просьбе новгородцев дал Владимиру Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась усобица. Владимир, опасаясь старшего брата Ярополка, княжившего в Киеве, бежал за море, к варягам. В 980 г. он вернулся в Новгород с варяжскими наемниками и вскоре вступил в борьбу с Ярополком. Первым успехом Владимира был захват Полоцка, в котором правил союзник Ярополка князь Рогволд. Рогволд был убит, а его дочь Рогнеду Владимир взял в жены. В том же 980 г. Владимир расправился с Ярополком и овладел Киевом. Варяги из дружины Владимира потребовали с горожан дань. Не желая отдавать деньги, князь тянул время обещаниями и, наконец, часть варягов разослал по городам наместниками, а других отправил в Византию.
Первые годы правления Владимира в Киеве ознаменовались преследованиями христиан, поддерживавших Ярополка. Владимир создал в Киеве пантеон языческих богов, в который поместил идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши. Большую активность Владимир проявлял и во внешней политике. В 981 г. Владимир отвоевал у Полыни Перемышль, Червень и другие города. В 981 и 982 гг. ходил на вятичей и наложил на них дань, в 983 г.— на литовское племя ятвягов. В 984 г. воевал с радимичами, в 985 г.— с волжскими булгарами и хазарами.
К 986 г. Владимир Святославич начал переговоры с Византией относительно женитьбы на сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII принцессе Анне. В обмен на руку Анны киевский князь предлагал императорам военную помощь, в которой те очень нуждались; в конце концов они приняли предложение русской стороны. К этому же времени «Повесть временных лет» относит приход к Владимиру послов-миссионеров от волжско-камских булгар (мусульман), хазар (иудеев), «немцев» (посланцев папы римского) и греков (восточных христиан). Каждый из посланцев стремился привлечь князя проповедью своей веры. Около 987/988 г. Владимир принял крещение. Между тем византийские императоры отказались выдать за Владимира Анну. В ответ на это Владимир в 988-989 гг. захватил г. Херсонес (Корсунь), принадлежавший Византии, чем принудил императоров выполнить свое обещание.
Вернувшись в Киев, Владимир принялся активно насаждать христианство. На Русь были приглашены греческие священники. После крещения Владимир старался быть образцом христианского правителя. Князь заботился о просвещении, построил храмы, в том числе Десятинную церковь в Киеве (991-996). На ее содержание Владимир ввел отчисления из княжеских доходов (десятую часть — «десятину»).
После крещения внешнеполитическая активность киевского князя возросла. Были установлены тесные дипломатические связи со многими европейскими странами.
В то же время Владимир воевал с хазарами, а в 990-992 гг.— с польским князем Мечиславом.
В 992 г. совершил поход на хорватов. Для отражения печенежских набегов Владимир Святославич в кон. 980-х гг. основал несколько пограничных укрепленных линий с системой крепостей на pp. Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, а на южную границу переселил ильменских словен, кривичей, чудь и вятичей.
В 992 г. Владимир Святославич отразил набег печенегов у г. Переяславля, а в 995 г. был разбит ими у г. Василев, причем сам едва спасся. Около 1007/1008 г. киевскому князю удалось заключить с печенегами мир, но в 1013 г. их набеги на Русь возобновились.
Владимиром были основаны гг. Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Белгород и Василев. Желая подчеркнуть свое могущество, Владимир начал лить золотые и серебряные монеты. Щедрость и хлебосольство князя, богатство устраиваемых им пиров и празднеств, вошли в былины, в которых он именуется Владимиром Красное Солнышко.
Владимир Ярославич умер в разгар подготовки похода на Новгород, отказавшийся платить Киеву дань.
Уже в XI в. Владимира Святославича почитали как святого, но официально он был на Руси канонизирован в XIII в. День памяти: 15 (28) июля.
автор статьи А. Королев
Кратко о сути и направлениях внешней политики
Целью внешней политики Владимира I Святославича было расширения влияния Киева во всех направлениях: конфликты с Польшей за пограничные земли и племена, походы на Волжскую Булгарию и хазар, борьба с печенегами и отношения с Византией — действия великого князя были устремены к границам государства из его центра, Киева.
В отличии от отца, Святослава Игоревича, князь Владимир чаще использовал дипломатию и при осуществлении вторжений в чужие земли предпочитал не заводить войска глубого в территорию противника, как результат — итоги его внешнеполитических едйствий были более стабильны, нежели у предшественника. В последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре был заключён мир, подкреплённый династическим браком между сыном киевского князя Святополком и неизвестной по имени дочерью Болеслава.
Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походовПодробнее о внешней политике
Последние годы правления
На финальном этапе своей политической жизни князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису. В 1014 году сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира: Ярослав отказался выплачивать положенный от Новгорода налог в 2000 гривен, а Святополка Владимир приказал бросить в темницу по подозрению в подготовке переворота. Вместо со Святополком под арест была направлена его жена, дочь Болеслава I, и приехавший вместе с ней польский епископ — целью заключённого ранее династического брака было не столько подтверждение мира между Русью и Польшей, сколько перехват власти из рук стареющего Владимира. Это вполне соответствует характеристике Боласлава от немецкого хрониста и епископа Титмара Мерзебургского, подчёркивающегот «лисью изворотливость» польского князя«Хроника Титмара Мерзебургского.
Владимир собирался было пойти на Ярослава войной, однако уже был слишком стар и не смог отправиться из-за случившейся болезни. Тем временем от пограничных застав прибыли вести о приближающихся печенегах и князь приказал сыну Борису вместе с великокняжеской дружиной отправиться на перехват кочевников.
Смерть и последствия
Владимир I Святославич умер 15 июля 1015 года, в своей загородной резиденции Берестове, под Киевом. Практически сразу после смерти князя началась вторая междоусобица на Руси — его сыновья начали бороться друг с другом за власть. Сначала киевский стол смог захватить Святополк Окаянный, согласно летописи пославший убийц к трём своим братьям: Борису, Глебу и Святославу Древлянскому.
Затем, после нескольких лет противостояния Ярослав Мудрый смог в 1019 году изгнать Святополка, и сам утвердился в Киеве, но был вынужден отстаивать свою власть в конфликтах с племяником Вячеславом Брячиславичем и братом Мстиславом Тмутараканским. Окончательный мир наступил лишь в 1026 году.
Схема — вторая усобица на РусиМеждоусобица детей Владимира I
Жены
«Чехиня»
По «Саге об Олаве сыне Трюггви» её звали Аллогия, по ТатищевуВ. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4 она была «варяжкой» Оловой или «норвежской княжной Олавой». Информации об этой женщине практически не сохранилось, единственным сыном данного брака был Вышеслав, правивший в новгороде до 1010 года.
Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна
Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда
Дочь полоцкого князя Рогволода должна была стать женой брата Владимира — Ярополка. Однако в самом начале междоусобной войны Владимир попытался склонить её отца к союзу путём заключения брака, а получив унизительный отказ — направил свои войска к Полоцку и осадил город.
По совету своего дяди Добрыни, князь обесчестил Рогнеду, убил её родителей и братьев, а саму княжну сделал своей женой. От Рогнеды у Владимиро родилось семь детей: Изяслав, Ярослав Мудрый, Всеволод, Мстислав, Предслава, Премислава и Мстислава.
Византийская царевна Анна
Византийская царевна Анна
Родная сестра византийского императора Василия II, Анна была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия заключения мира и соглашения о русской военной помощи Византии.
Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»
C XV века возникла тенденция считать сыновьями Анны князей Бориса и Глеба, убитых в последовавшей за смертью Владимира междоусобице. Татищев в приводимой им Иоакимовской летописи также указывает на Анну, как мать Бориса и ГлебаВ. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4.
«Мачеха» Ярослава
После смерти царевны Анны в 1011 году, со слов Титмара Мерзебургского Владимир женился ещё раз на неизвестной «мачехе Ярослава», попавшей в плен к Святополку и польскому князю Болеславу I в 1018 году. Не исключено, что речь шла об одной из жён Владимира в дохристианский период. Русские летописи о 2-м браке умалчивают.
Крещение Руси
Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.
После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.
Источники и дополнительный материалпо теме:
- «Владимир Святой» — КарповА.Ю. Москва, 2004
- «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии» — Фроянов И.Я. Ленинград, 1990
- «Власть в Древней Руси X-XIII вв» — Толочко П.П. Санкт-Петербург, 2011
Великий сын великого отца: молодость Святослава и Владимира
В свое время этот правитель был известен как Владимир в соответствии с древневосточной транслитерацией (Volodiměrъ Svętoslavičь, Володимѣръ Свѧтославичь). Однако в настоящее время принимаются две транслитерации: русский Владимир и украинский Владимир. Оба будут использоваться в этом тексте. С самого начала мы должны обратиться к его рождению. Он был младшим сыном знаменитого великого князя Святослава Храброго.
Святослав Великий, отец Владимира, запомнился славной и знаковой славянской фигурой благодаря его успешному правлению и консолидации самого большого государства в Европе.
В качестве правителя Святослав был славной и знаковой славянской фигурой, которая своим весьма успешным правлением и множеством подвигов вписала свое имя в стены истории. Святославу удалось противопоставить посредственное и непродолжительное правление своего отца и значительно расширить границы своего народа. Его непрекращающиеся кампании против его многочисленных врагов позволили позиционировать Киевскую Русь как одну из влиятельных наций того времени, в то же время значительно ослабив его давних врагов. Эти успешные кампании сыграли важную роль в цепной реакции, последовавшей за падением огромных империй.
Традиционные враги Святослава находились в основном к востоку и югу от земель Киевской Руси. Это были тюркские кочевники, печенеги и тюрко-славянские булгары Первой Болгарской империи. Как и его отец, он также работал над покорением многочисленных меньших славянских племен в своем регионе, взимая с них дань и вербуя их в свои армии. Таким образом, во время своего правления ему удалось создать самое большое государство в Европе. Увы, у таких успешных лидеров появляется много врагов. Святослав погиб очень молодым – около 30 лет. Его противник сделал из его черепа чашу для питья.
Эта внезапная кончина означала, что Святослав не получил возможности объединить все свои территориальные владения в единую империю, оставив тяжелую задачу для своих трех сыновей.
Его старшим сыном был Ярополк I, а средним – Олег. Оба были от первого брака. У него также был третий законный сын, младший Владимир, от брака со славянской служанкой Малушей. Трое сыновей в те времена означали определенный спор. Так и случилось, когда Святослав умер. Большой вопрос был в том, кто будет править всей землей?
Почему не Киев?
Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.
Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году — 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.
Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева
Интересные факты о Владимире
- Погода в городе большую часть года пасмурная, ясные, солнечные дни составляют лишь 1/3 часть года.
- На территории Владимира расположено более двухсот памятников культуры и истории. В их числе есть и несколько уникальных архитектурных сооружений, внесенных в списки культурного наследия человечества по версии ЮНЕСКО.
- В течение года температура воздуха в городской черте колеблется в пределах от -40 до +37 градусов.
- Во Владимире очень много парков и лесных массивов, поэтому он буквально утопает в зелени.
- На территории города расположены Золотые ворота, привлекающие туристов со всего мира. Сегодня в их верхней части действует Музей военного снаряжения.
- Гордостью Владимира является Успенский собор, послуживший образцом для возведения одноименного храма Московского Кремля. В нем можно увидеть несколько фресок работы Андрея Рублева.
- Город известен своим необычными музеями, среди которых наряду с традиционными есть несколько необычных. В их числе музеи ложки, оптических иллюзий, хрусталя, пряника и пр.
- Во Владимире сохранился великолепный образец домонгольской архитектуры — Дмитриевский Собор.
Теперь вы знаете годы основания Владимира, год первого упоминания города и другую информацию, касающуюся его истории. Достопримечательности, которые там находятся, уникальны и заслуживают того, чтобы увидеть их своими глазами. Поэтому при первой же возможности обязательно посетите Владимир.
Семья
Владимир и Рогнеда (1770)
Судьба всех дочерей Владимира, которых около девяти, неизвестна. Его жены, наложницы и их дети были следующими:
- Олава или Аллогия ( варяжская или чешская ), умозрительная; она могла быть матерью Вышеслава, в то время как другие утверждают, что это путаница с Еленой Лекапене
Вышеслав (ок. 977 — ок. 1010), князь Новгородский (988–1010)
- вдова Ярополка I
Святополк Проклятый (род. Ок. 979), возможно, оставшийся в живых сын Ярополка.
, греческая монахиня
-
Рогнеда (дочь Рогволода ); позже после развода она поступила в женский монастырь, приняв христианское имя Анастасия.
- Изяслав Полоцкий (род. Ок. 979, Киев), князь Полоцкий (989–1001)
- Ярослав Мудрый (не ранее 983 г.), князь Ростовский (988–1010), князь Новгородский (1010–1034), великий князь Киевский (1016–1018, 1019–1054). Возможно, он был сыном Анны, а не Рогнеды. Еще один интересный факт: он был моложе Святополка по словам Бориса из « Повести временных лет», а не так, как это было официально известно.
- Всеволод (с 984 -. 1013), возможно , шведским принцем Wissawald из Волынских (. С 1000), был , пожалуй, первым мужем Эстрид Датского
- Мстислав, в отличие от Мстислава Черниговского, возможно, умер младенцем, если когда-либо родился.
- Мстислав Черниговский (родился ок. 983), князь Тмутараканский (990–1036), князь Черниговский (1024–1036), другие источники утверждают, что он был сыном других матерей (Адела, Мальфрида или какая-то другая болгарская жена)
- Предслава, наложница из Болеслава I Храброго в соответствии с Хроника и деяния князей или правителей польских
- Премислава, (умер в 1015 г.), в некоторых источниках утверждается, что она была женой князя Ласло (Владислава) «Лысого» из арпадианцев.
- Мстислава, в 1018 г. была взята Болеславом I Хробрым в числе других дочерей.
- Болгарка Адела, некоторые источники утверждают, что Адела не обязательно болгарка, так как Борис и Глеб могли родиться от какой-то другой жены.
- Борис (род. Ок. 986), князь Ростовский (ок. 1010 — 1015), примечателен тот факт, что Ростовское княжество, как и Муромское княжество, граничили с территорией волжских болгар.
- Глеб (род. Ок. 987), князь Муромский (1013–1015), как и Борис, Глеб также считается сыном Анны Порфирогениты.
- Станислав (родился ок. 985 — 1015), князь Смоленский (988–1015), возможно, от другой жены и судьба которой неизвестна.
- Судислав (умер в 1063 г.), князь Псковский (1014–1036 гг.), Возможно, другой жены, но упоминается в Никоновских летописях. Он провел в тюрьме 35 лет, а затем стал монахом.
-
Мальфрида
Святослав (ок. 982-1015), князь древлян (990-1015)
-
Анна Порфирогенита
Теофана, жена новгородского посадника Остромира , внука полулегендарной Добрыни (весьма сомнительна ее принадлежность к Анне)
- внучка Отто Великого
Мария Доброньега Киевская (род. Ок. 1012 г.), герцогиня Польская (1040–1087), вышла замуж около 1040 г. за Казимира I Реставратора , герцога Польши, ее материнство дочери этой жены вытекает из ее очевидного возраста.
(возможно, Рехлинда Отона )
- другая возможная семья
- Владимировна, внебрачная дочь (умерла в 1044 г.), замужем за маркграфом Нордмарка Бернаром .
- Позвизд (родился до 988 г.), сын Владимира по Хустинским летописям. Он, возможно, был князь Khrisokhir упоминается Никита Хониат .
Случайная находка
В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги.В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата — 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя — князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.
Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века
Краткая история правления князя Владимира
Князь Владимир Святой Будущий князь Владимир Святославич родился приблизительно в 962 году. Мальчик являлся внебрачным сыном киевского князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. И хотя, согласно языческим древним обычаям статус ребёнка в социуме определялся по отцовской линии и династические права, таким образом, не ущемлялись, но обидное прозвище «робичич», то есть рабский сын, ещё долго тяготело над Владимиром.
Спустя восемь лет он становится новгородским князем. Наставником в правлении Новгородом над молодым князем был поставлен Добрыня, его дядя и воевода.
Происхождение князя Владимира
Восшествие на престол в 978 году
После кончины в 972 году великого князя Святослава править Киевской Русью стал Ярополк. Через три года между сыновьями Святослава начинается междоусобная борьба, в итоге которой вначале погибает древлянский князь и брат Владимира Олег, а потом и сам Ярополк. Таким образом, восхождение на киевский престол Владимира было омрачено братоубийством. В 978 году он становится единоличным правителем Руси.
За время своего правления Владимир неоднократно вёл войны с соседями: ходил на вятичей, воевал с поляками, завоевал земли ятвагов и радомичей, открыв путь к Балтике, а также сумел одолеть волжских болгар и подчинить хорватов.
Являясь ревностным язычником, князь то и дело возводил новые богатые по убранству капища и ставил идолов, которым нередко приносились и кровавые людские жертвы. Однако, с разрастанием христианской веры по Руси и в том числе в княжеской дружине, Владимир начал испытывать сомнения в верности веры.
Установление христианского вероисповедания на Руси
Вскоре князь решает установить в Киевской Руси единоверие, сплотив тем самым население и показать миру цивилизованность его государства. Среди нескольких популярных религий Владимир решил выбрать христианство. Историки отмечают этот выбор, как самую удачную политическую княжескую реформу. Ведь, таким образом, Русь становилась намного ближе Византии, что несло немалые блага и развитие обществу.
После своего крещения и принятия имени Василий в 987 году князь приказывает возводить церкви и храмы. Учёные полагают, что сам процесс христианизации Киевской Руси проходил довольно мирно, ведь на тот момент многие были знакомы с христианством.
Внутренняя политика данного правителя отличалась созидательным новаторским характером. Владимир возводил каменные города, укреплял границы и первый начал чеканить на Руси серебряные и золотые монеты.
Религиозная реформа 980 года
Внутренняя политика князя Владимира Князь скончался 15 июля 1015 года.
Монумент князю Владимиру
Крест Робичича
Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ — из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран спасителем, предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он?
Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравнится с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.
Малуша
Ольга «в гневе» на свою рабу, за то, что та сошлась с ее сыном, сослала ключницу подальше от глаз, в сельцо Будотино под Псковом. Однако вскоре княгиня вернула внука в Киев, где воспитывала при своем дворе. Можно только догадываться о сложных переживаниях ребенка, которого презрительно за спиной прозвали «робичич», что значит «сын рабыни». Но Владимира растила не только бабка-христианка. Одновременно к нему приставили «кормильца», как это было принято на Руси: им стал «уйко», то есть родной дядя по матери Добрыня, истовый язычник.
Известно, что Святослав не взял в расчет третьего младшего сына при разделе земель. Но когда к нему прибыло посольство из Новгорода и попросило: «Дай нам Владимира», — он сразу согласился. Так в конце 969 года Владимир, будучи еще ребенком, обрел собственный «стол» в Новгороде. В сопровождении дяди Добрыни он отправился на место княжения. Там он возмужал, обрел дружину и первую жену – чехиню Аллогию, которая принесла ему первенца — сына Вышеслава.
Всего Владимир имел пять жен до крещения и дважды вступал в брак, став христианином. Его супругой после «чехини» стала Рогнеда, полоцкая княжна, которую он насильно сделал своей женой, начав войну с ее отцом, князем Рогволодом. Рогнеда жестоко поплатилась за то, что посмела презрительно отвергнуть предложение «робичича». Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей.
Третьей женой князя стала вдова убитого им сводного брата Ярополка, бывшая монахиня-гречанка Наталия, которую он взял беременной, ослепленный ее красотой. Ее сына «двуотчича» Святополка (которого мы знаем как «Окаянного») он усыновил и воспитал наравне с собственными детьми. Еще одной женой Владимира стала «болгарыня», мать князей Бориса и Глеба. В поминальных записях Начальной летописи среди княжеских жен наряду с Рогнедой названа еще Мальфрид, судя по имени скандинавско-варяжского происхождения. От этих браков великий князь имел 13 сыновей и десять дочерей. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», — с осуждением писал о Владимире летописец.
Князь Владимир и жена его Апраксия Королевична
Вариант 2
Князь Владимир Святославович великая историческая личность. Третий князь киевский, носивший славянское имя. Точная дата рождения князя историка не установлена, по историческим летописям около 980 года. Третий сын в семье князя Святослава, он был рожден вне брака от ключницы Малуши. Бабушка великая княгиня Ольга, отослав от двора беременную рабыню, после рождения внука не отказалась от него и в три года привезла его в Киев. Воспитание и обучение было поручено брату княгини Добрыне- полководцу
Святослав Игоревич, находясь постоянно в военных походах, разделил свои владения на сыновей. Владимиру достались Новгородские земли, где после смерти отца он стал полноценным князем.
Междоусобная война между двумя старшими братьями посадила на престол Ярополка, который также завладел и Новгородом. Князь Владимир почувствовав опасность, скрылся от брата в Скандинавии. Народ любил Владимира , поэтому когда через два года он с войском вернулся в Новгородские земли, люди поддержали его и он вернув свои земли, покорил всю Русь. Так в 980 году на киевский престол взошел князь Владимир в народе любовно прозванный красно солнышко.
После убийства своего брата Ярополка, Владимир женился на беременной жене покойного. Родившегося мальчика назвали Святополком и Владимир усыновил его.
Приступив к правлению в Киеве князь начал с укрепления языческой религии. Строго придерживаясь обрядам, у князя Владимир было 5 жен по закону и более 1000 девиц-наложниц. Согласно историческим летописям у Владимира ясно солнышка было более 20 детей, точное количество установить не представляется возможным. Точно можно лишь говорить о 13 сыновьях.
За первое десятилетие правления Владимир укреплял свои границы, захватывал новые земли. Но имея острый ум, князь Владимир Святославович начинал понимать о не состоятельности языческой религии. Даже его бабушка княгине Ольга была христианкой. Учитывая необходимость поддержания дружеских отношений с Византией, князем было принято решение о крещении Руси в православную веру. Для женитьбы на византийской принцессе Владимир Святославович крестился , затем крестил своих детей и весь народ киевский. Историки датируют это событие 989 годом. Женившись на Анне Византийской Владимир отказался от всех жен. Политика его была на созидание. При его правлении основаны города Владимир, Переславль, Белгород. Были издан церковный устав, открыты учебные заведения для священников.
В загородном поместье Берестова князь Владимир скончался в 1015 году.
За неоценимый вклад в развитие русских земель князь Владимир почитался во все времена. Церковь причислила его к лику святых и 15 июля в день смерти святого церковь отмечается православный праздник. Во многих городах России, Украины установлены памятники князю Владимиру. В 2021 году в Москве открыт самый большой памятник Владимиру Крестителю в мире.
3, 4, 6 класс
Вариант 2
Владимир Красное Солнышко (Владимир Великий, Владимир Святославович) являлся князем Киевской Руси. Происходил из знатного рода Рюриковичей (был внуком основателя династии).
Родился приблизительно в 960 году, точная дата не установлена. Его отцом был известный полководец Святослав Игоревич. Именно во время правления князя Владимира в Киевской Руси отказались от языческого вероисповедания и приняли христианство. Смену религии князь расценивал как возможность объединения земель в целостное государство. Владимир смог также расширить территориальные границы Киевской Руси.
Владимир Красное Солнышко пришёл к власти в 978 году. После смерти его отца Святослава, будущий креститель Руси и два его старших брата (Олег и Ярополк) вели междоусобную борьбу за право правления землями. Перед смертью, Святослав поделил свои владения между сыновьями, но Ярополк убил Олега и присвоил себе его земли. Позже, Владимир собрал большое войско и направился в Киев к Олегу, но брат сбежал. Таким образом, Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.
О князе Владимире есть упоминания в исторической летописи под названием «Слово о полку Игореве». В ней описываются военные его военные походы, а также управленческие достижения и политические реформы. Также, до наших времён сохранились серебряные и золотые монеты с изображением Владимира Великого. Считается, что эти монеты были первыми из выпущенных в Киевской Руси.
До крещения Руси, у Владимира было несколько жён и наложниц, а также, множество детей от них. Позже он женился на дочери византийского царя Анне. Предполагается, что у этого брака были политические мотивы. Согласно историческим данным, у Владимира было более, чем двадцать детей. Наиболее известной исторической личностью среди его сыновей был князь Ярослав Мудрый, своим же приемником Владимир собирался сделать другого отпрыска — Бориса.
Датой смерти Владимира Святославовича принято считать 15 июля 1015 года. Он был тяжело болен, а также, измотан военными походами, целью которых было завоевание территории. После смерти князя, власть над Киевской Русью перешла к одному из его сыновей — Вышеславу.