Первые каменные храмы на руси : строительство, архитектура, внутренние элементы

Архитектура Древней Руси

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи.

Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой.

Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе.

Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.

Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу».

«Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы.

Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.

В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома.

Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Первые деревянные храмы Киевской Руси

hostingkartinok

Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь – первый православный храм на Руси .

Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм. Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.

Андреевская церковь в Киеве

Православная церковь в честь Святого Апостола Андрея, построенная в 1747-1762 годах в стиле барокко, архитектором Бартоломео Растрелли. Высокая церковь на Андреевском спуске видна из нескольких районов вокруг.

Церковь устояла в 1930-е годы, став музеем, относящимся к Софии Киевской. Однако, богослужения в ней прекратились. Служба была возобновлена во времена Второй мировой войны, и велась до начала 1960-х.

Реконструкция церкви производилась в 1949-1954 годы. Тогда к ней была добавлена пристройка, которую убрали уже во время современной реконструкции, в 2020 году.

Андреевская церковь открывается после реконструкции 15 декабря 2020. Она относится к Вселенскому патриархату. По будням церковь будет работать как музей, а по воскресеньям в храме будет вестись служба.

Литература

Современная

  1. Каргер М. К. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. — М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. — Т. II. — 662 с. — 30 000 экз.
  2. Архипова Е. И. Резной камень в архитектуре древнего Киева (конец X — первая половина XIII вв.) / Отв. ред. П. П. Толочко, ред. О. Шолуденко. — К.: ИД «Стилос», 2005. — 286 с. — ISBN 966-8518-25-X.
  3. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. — К.: Будівельник, 1982. — 160 с. — 50 000 экз.
  4. Каргер М. К. Древний Киев // По следам древних культур / Науч. ред. Г. Б. Федоров, ред. А. И. Кантер, худ.-тех. ред. Е. Н. Пергаменщик. — Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1953. — 30 000 экз.
  5. Россия: иллюстрированная энциклопедия / Под ред. Ю. А. Никифорова. — Olma Media Group, 2006. — С. 176. — 600 с. — ISBN 9785373002394.
  6. Толочко П. П. Древний Киев. — К.: Наукова думка, 1976. — 208 с. — 100 000 экз.
  7. Церква Богородицi Десятинна в Києвi. Ред. П. Толочко. Киiв, 1996.

Исторические издания

  1. Десятинная церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Макарий (епископ Винницкий). История русской церкви. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1857. — Т. 1.
  3. Сементовский Н. Киев = Кієвъ, его святыня, древности, достопамятности и свѣдѣнія необходимыя для его почитателей и путешественниковъ. — Типография Сементовского, 1864.
  4. Закревский Н. Описаніе Кіева. — М.: Напечатано иждивенѣм Московксаго археологическаго общества, 1868. — 950 с.
  5. Муравьев, Андрей Н. Описание Десятинной церкви в Киеве. Киев, 1872.

Технология строительства

Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.

Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.

Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.

Планы реконструкции

Монета Украины с изображением Владимира Великого и макет церкви

В Киеве рассматривается план восстановления церкви

Сторонники реконструкции указывают на историческое и политическое значение восстановления церкви, столь важной в истории восточных славян. Противники ссылаются на отсутствие каких-либо документальных описаний или изображений первоначальной церкви и на то, что раскопки не смогли определить даже план ее фундамента

Кроме того, монументальное здание новой церкви, скорее всего, будет не в гармонии с хрупкой Андреевской церковью 18 века , одной из самых известных достопримечательностей Киева, расположенной по соседству с первоначальным местом разрушенной Десятинной церкви. Его реконструкция также потребует уничтожения самого старого дерева города — 370-летней липы . 3 февраля 2005 года президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета выделено почти 90 миллионов гривен (18 миллионов долларов). В 2006 году рядом с Десятинной церковью была установлена ​​православная скиния. В 2007 году на месте скинии был построен деревянный храм, освященный Предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром 25 июля того же года.

9 июля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии Рождественского Десятинного монастыря в Киеве и назначении наместником Гедеона архимандрита (Харона) . В январе 2010 года киевский руководитель отдела градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Сергей Циловальник сообщил, что на развалинах Десятинной церкви будет построена платформа, которая послужит фундаментом для новой церкви, которая будет принадлежать украинской православной церкви. Церковь (Московский Патриархат) .

Современный вид на место, где когда-то располагалась церковь

Первые каменные храмы на Руси

hostingkartinok

Первый древнерусский каменный храм  возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма,  первой каменной церкви на Руси  – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый  крестово-купольный храм Древней Руси  . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

hostingkartinok

Первым каменным церквям на Руси  основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были  фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

hostingkartinok

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Венец русской храмовой архитектуры

А сам Иван Грозный отметился строительством знаменитого храма Василия Блаженного. Зодчим его был пскович Барма Постник, религиозный человек с глубоким ощущением славянских корней. Царь потребовал от него создать что-то невиданное, необычайное – и русскому архитектору это удалось. Несмотря на полную асимметрию своих девяти куполов, храм выглядит очень гармонично, а цветовое разнообразие и орнаменты создают праздничное настроение.

По легенде, царю Ивану Васильевичу храм настолько понравился, что он приказал… ослепить архитектора, чтобы он нигде не мог больше сотворить подобного чуда.https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kto-post…-rusi-5b7907cb5d4ed100a9277ec8

Примечания

  1. Леонід Маковець. Географічний покажчик. Київ. Літопис руський за Іпатським списком
  2. Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн (рус.). Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Проверено 7 сентября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  3. 12В. Болоцких, В. Деев, В. Кузнецов. История России. Том 1. IX—XVIII века. Учебное издание. — Litres, 2017. — 389 с. — ISBN 9785040331154.
  4. Г. Ю. Ивакин, Д. Д. Ёлшин. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митрополита Петра Могилы: история, археология, изобразительные источники (рус.). Спілка археологів України. Проверено 1 июня 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
  5. Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). — Directmedia, 2013. — С. 237. — 605 с. — ISBN 9785446000159.
  6. 1234Ю. С. Асеев. Архитектура древнего Киева. — Будивельнык, 1982. — С. 26-30. — 168 с.
  7. 12Петр Петрович Толочко. Древний Киев. — Наукова думка, 1983. — С. 53-54. — 336 с.
  8. Повесть временных лет. — Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Т. 2. — Стб. 89-112
  9. 123 Россия: иллюстрированная энциклопедия / Никифоров Ю. А.. — ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 176. — 600 с. — ISBN 9785948498973.
  10. Десятинна церква – перший кам’яний православний храм Київської Русі (укр.). Моя планета . myplanet.com.ua. Проверено 22 декабря 2021.
  11. Ивакин Г. Ю., Ёлшин Д. Д. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митрополита Петра Могилы: история, археология, изобразительные источники
  12. Котышев Д. К вопросу об интерпретации «языческого капища» в Киеве // Вестник церковной истории. 1-2(45-46). 2021. С. 117-126
  13. Андрей Юрьевич // Все монархии мира (рус.). Проверено 29 мая 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
  14. Десятинная церковь (рус.). Проверено 29 мая 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
  15. Макарий (епископ Винницкий). История русской церкви. — Типография Императорской академии наук, 1857. — Т. 1. — С. 46. — 328 с.
  16. Архипова Е. И. Резной камень в архитектуре древнего Киева (конец X — первая половина XIII вв.) / П. П. Толочко, О. Шолуденко. — Киев: ИД «Стилос», 2005. — С. 24. — 286 с. — ISBN 966-8518-25-X.
  17. 12Борис Дмитриевич Греков, Институт археологии (Академия наук СССР), Михаил Илларионович Артамонов, Институт истории (Академия наук СССР). История культуры древней Руси: Домонгольский период. Общественный строй и духовная культура. — Изд-во Академии наук СССР, 1951. — 582 с.
  18. Десятинная церковь (рус.). www.nedaleko.ua. Проверено 22 декабря 2021.
  19. Михаил Константинович Каргер. Древний Киев: очерки по истории материальной культуры древнерусского города. — Издательство Академии наук СССР, 1958. — 708 с.
  20. Капличка на території Десятинної церкви стоїть незаконно?, Українська правда — Київ (31.05.2011). Проверено 22 декабря 2021.
  21. Korrespondent.net . На месте Десятинной церкви построят храм УПЦ МП (рус.) (14 января 2011). Проверено 22 декабря 2021.
  22. Целовальник: На фундаменте Десятинной церкви ночью работали археологи (рус.). ZN.ua (26 мая 2011). Проверено 1 июня 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
  23. Заява Всеукраїнського громадського об’єднання «Спілка археологів України» щодо відбудови Десятинної церкви (укр.). Спілка археологів України (30.05.2011). Проверено 1 июня 2011. Архивировано 10 августа 2011 года.
  24. ЮНЕСКО выступает против восстановления Десятинной церкви, LB.ua . Проверено 22 декабря 2021.
  25. В ЮНЕСКО не поддержали «восстановление» Десятинной церкви, pressplus.ru (24.07.2011).
  26. Г. Ю. Івакін., В.К. Козюба, О. В. Комар, О. В. Манігда. Дослідження території, прилеглої до Десятинної церкви. Археологічні дослідження в Україні 2011. — Київ, 2012.

Первый храм (996—1240)

История

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками) Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:

В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.

Фундамент церкви во время раскопок в 2008 году

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи священномученика Климента, папы Римского, утопленного в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. По преданию, Пётр Могила их отыскал, но в XVIII веке останки вновь исчезли.

В первой трети XII века церковь перенесла неупомянутый в летописи значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.

Второе освящение

Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Ф. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным). Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

Церковь Дмитрия Солунского или Николо-Иорданская (улица Кирилловская, 51)

Коллаж Андрея Германа

История этой церкви берёт начало ещё в Киевской Руси. Первоначально храм был посвящён Святому Николаю Иорданскому. Вероятно, это культовое сооружение было первой православной церковью ещё до официального крещения Киевской Руси. Есть и более смелое предположение: именно этот храм (а не Пустынно-Николаевский монастырь), был построен над могилой Аскольда.

Николо-Иорданский храм

При храме существовал женский монастырь, в котором принимала постриг мать Феодосия Печерского. В середине XIII века, во время монголо-татарского нашествия, святая обитель прекратила своё существование.

С 1616 года женский монастырь и его главный храм Святителя Николая были восстановлены. Вторым монастырским сооружением был трапезный храм, возведённый в честь великомученика Дмитрия Солунского. Рядом находился мужской монастырь – Кирилловский, в честь которого и названа улица.

Акварель Федора Солнцева. Кирилловский монастырь, 1843 год.

В 1787 году монастырь был упразднён, Иорданский храм Св. Николая стал приходским, а в 1821 году погиб при пожаре.

Иорданская церковь

В 1884 году на Подоле при поддержке городских меценатов и на пожертвования простых прихожан была возведена Церковь Дмитрия Солунского. Храм был построен в поздней версии русско-византийского стиля, характерном для того времени.

В память о храме-предшественнике его также именовали Николо-Иорданским. При церкви работали приходская школа и хирургическая лечебница Зайцева.

В 1935 году церковь была уничтожена, а вместо неё построена школа, где во времена Второй мировой войны размещался немецко-фашистский концлагерь.

Десятинная церковь – утерянная украинская святыня

Десятинная церковь – это один из самых древних храмов, возведенных на территории современного Киева сразу после крещения Руси. Возвел его князь Владимир. Храм строился всего 5 лет, с 991 по 996 год. К сожалению, судьба у него была довольно трагическая, уже в 1240 году он перестал существовать. Некоторые остатки церкви сохранились до наших дней и сегодня находятся в усадьбе Исторического музея.

В период, когда христианство на Руси только зарождалось, строительство церкви имело очень большое значение. Она была возведена по образцу Константинопольского храма при дворе императора. Десятинная церковь строилась специально приглашенными из Византии мастерами из совершенно новых отделочных материалов. Место для ее возведения выбрано не случайно. Там раньше жили два христианских мученика, убитых язычниками. Для искупления такого греха князь Владимир и принял решение возвести храм.


Десятинная церковь так называется, потому что князь выделил на строительство храмов десятую часть своего имущества, а она была главной сокровищницей. Известно, что ее структура и размеры были очень впечатляющие, лучше этой церкви была только София Киевская. Многие письменные источники тех времен называют Десятинную церковь мраморной, видимо, потому, что в ней было много колонн, фресок и мозаик из мрамора. По декоративному оформлению она была одной из лучших.

Десятинная церковь в Киеве изначально охраняла покой князя Владимира и его жены Анны, а также княгини Ольги. Чуть позже были перенесены останки Олега и Ярополка – братьев Владимира, а затем Изяслава Ярославовича и Ростислава Мстиславовича. Простоял храм недолго, в 1240 году на Киевскую Русь напал хан Батый со своим начисленным войском. Все киевляне пытались укрыться в церкви, но она не выдержала такой нагрузки, стены обвалились, похоронив под собой всех людей.


Десятинная церковь (а точнее ее руины) простояла вплоть до XIX века. Предпринималось несколько попыток ее изучения. Археологи отмечали, что стены храма испещрены надписями на грецком языке. Во время раскопок обнаружили и саркофаги с останками князей, а также золотыми украшениями, которые были на них.

Десятинную церковь неоднократно пытались возродить. Сначала это произошло в 1636 году, тогда был построен небольшой храм; а в 30-х годах XIX столетия построили новую десятинную церковь, но по архитектуре она совсем не напоминала свою предшественницу. Многие киевляне считали ее позором и оскорблением великого храма князя Владимира. Поэтому никто сильно не расстроился, когда в 1936 году церковь полностью разрушили, разобрав по кирпичику.


В 2005 году правительством был подписан указ о восстановлении такого архитектурного памятника и украинской святыни, как Десятинная церковь. Киев – великий город с десятками красивейших храмов, но, все же, подняв из руин эту церковь, он станет еще красивее и интереснее. Но судьба храма пока не известна, поскольку строительство до сих пор не начиналось. Ведутся ожесточенные споры на счет того, какой должна быть Десятинная церковь – восстанавливать ее первоначальный вид или строить совершенно новое строение. Придут ли стороны к компромиссу, и будет ли возведена святыня, покажет только время.

Русская школа храмового строительства

В 1045 году по повелению князя Владимира Ярославича состоялась закладка храма Софии в Великом Новгороде. На церемонии присутствовали родители князя: Ярослав Мудрый и Ингигерда. Собор по пропорциям сильно отличается от киевского. Это первый пример русского стиля храмового строительства: строгая монументальная композиция, но в то же время впечатление устремления ввысь.

Внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир. Он построил там множество прекрасных каменных храмов, многие из которых сохранились до сих пор. Первым был храм Боголюбово, на том месте, где князю привиделась Богородица со свитком в руках.

Самым крупным храмовым сооружением стал кафедральный Успенский собор. По стилю он аналогичен Софийскому собору Новгорода. В украшении и росписи принимали участие немецкие мастера, присланные Фридрихом I (Барбароссой), с которым князь Андрей находился в дружественных отношениях. В 1138 году при взятии города Батыем собор выгорел внутри, при этом погибли укрывшиеся в нём княжеская и боярские семьи.

В память своего сына Святослава, погибшего в бою, Андрей Боголюбский построил один из самых знаменитых храмовых шедевров: церковь Покрова на Нерли. Стройные и строгие пропорции, ставшие визитной карточкой русской архитектуры. Скупо украшенный резьбой, храм напоминает одинокую белую свечу. Храм удивительно вписывается в ландшафт: он расположен на равнине, на рукотворном холме, а в паводок оказывается как бы на острове

Брат Боголюбского Всеволод Большое Гнездо продолжил традиции храмового строительства, но ему захотелось построить не монументальный храм, а красивый и необычный. Князь тщетно искал иноземных мастеров, которые могли бы исполнить его задумку, в итоге нашёл русских. В 1191 году был освящён Дмитриевский собор во Владимире – настоящая жемчужина каменного зодчества. Храм выстроен из белого известняка и сплошь покрыт резьбой. Сюжеты довольно экзотические: львы, грифоны, слоны и даже Александр Македонский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector