Владимир и его братья

Путешествия мощей

Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви — Успенском соборе.Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана…Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран. Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).

годы правления: 980-1015

      ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВИЧ (в крещении — Василий) (?-15.07.1015) — киевский князь с 980 г., православный святой, равноапостольный.
      Сын киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. В 969 г. Святослав по просьбе новгородцев дал Владимиру Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась усобица. Владимир, опасаясь старшего брата Ярополка, княжившего в Киеве, бежал за море, к варягам. В 980 г. он вернулся в Новгород с варяжскими наемниками и вскоре вступил в борьбу с Ярополком. Первым успехом Владимира был захват Полоцка, в котором правил союзник Ярополка князь Рогволд. Рогволд был убит, а его дочь Рогнеду Владимир взял в жены. В том же 980 г. Владимир расправился с Ярополком и овладел Киевом. Варяги из дружины Владимира потребовали с горожан дань. Не желая отдавать деньги, князь тянул время обещаниями и, наконец, часть варягов разослал по городам наместниками, а других отправил в Византию.
      Первые годы правления Владимира в Киеве ознаменовались преследованиями христиан, поддерживавших Ярополка. Владимир создал в Киеве пантеон языческих богов, в который поместил идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши. Большую активность Владимир проявлял и во внешней политике. В 981 г. Владимир отвоевал у Полыни Перемышль, Червень и другие города. В 981 и 982 гг. ходил на вятичей и наложил на них дань, в 983 г.— на литовское племя ятвягов. В 984 г. воевал с радимичами, в 985 г.— с волжскими булгарами и хазарами.
      К 986 г. Владимир Святославич начал переговоры с Византией относительно женитьбы на сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII принцессе Анне. В обмен на руку Анны киевский князь предлагал императорам военную помощь, в которой те очень нуждались; в конце концов они приняли предложение русской стороны. К этому же времени «Повесть временных лет» относит приход к Владимиру послов-миссионеров от волжско-камских булгар (мусульман), хазар (иудеев), «немцев» (посланцев папы римского) и греков (восточных христиан). Каждый из посланцев стремился привлечь князя проповедью своей веры. Около 987/988 г. Владимир принял крещение. Между тем византийские императоры отказались выдать за Владимира Анну. В ответ на это Владимир в 988-989 гг. захватил г. Херсонес (Корсунь), принадлежавший Византии, чем принудил императоров выполнить свое обещание.
      Вернувшись в Киев, Владимир принялся активно насаждать христианство. На Русь были приглашены греческие священники. После крещения Владимир старался быть образцом христианского правителя. Князь заботился о просвещении, построил храмы, в том числе Десятинную церковь в Киеве (991-996). На ее содержание Владимир ввел отчисления из княжеских доходов (десятую часть — «десятину»).
      После крещения внешнеполитическая активность киевского князя возросла. Были установлены тесные дипломатические связи со многими европейскими странами.
      В то же время Владимир воевал с хазарами, а в 990-992 гг.— с польским князем Мечиславом.
      В 992 г. совершил поход на хорватов. Для отражения печенежских набегов Владимир Святославич в кон. 980-х гг. основал несколько пограничных укрепленных линий с системой крепостей на pp. Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, а на южную границу переселил ильменских словен, кривичей, чудь и вятичей.
      В 992 г. Владимир Святославич отразил набег печенегов у г. Переяславля, а в 995 г. был разбит ими у г. Василев, причем сам едва спасся. Около 1007/1008 г. киевскому князю удалось заключить с печенегами мир, но в 1013 г. их набеги на Русь возобновились.
      Владимиром были основаны гг. Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Белгород и Василев. Желая подчеркнуть свое могущество, Владимир начал лить золотые и серебряные монеты. Щедрость и хлебосольство князя, богатство устраиваемых им пиров и празднеств, вошли в былины, в которых он именуется Владимиром Красное Солнышко.
      Владимир Ярославич умер в разгар подготовки похода на Новгород, отказавшийся платить Киеву дань.
      Уже в XI в. Владимира Святославича почитали как святого, но официально он был на Руси канонизирован в XIII в. День памяти: 15 (28) июля.

автор статьи А. Королев

Полнокровные дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)

В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)

Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого.

Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)

Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)

Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Перемены на Руси

После этого на Руси произошло чудесное перерождение. Начали строиться православные храмы. На горе, где раньше стоял главный идол, и приносились ему жертвы, выстроили храм в честь святого Василия, имя которого носил князь. На месте мученической кончины Федора и Иоанна построили храм Успения Пресвятой Богородицы.

Киевская митрополия стала относиться к Константинопольскому патриархату.

После крещения киевлян православие приняли в других русских
городах:

  • в Пскове;
  • в Смоленске;
  • в Полоцке;
  • в Чернигове и др.

После принятия православия характер князя полностью изменился. Он стал намного добрее, покладистей. Народ стал за это его звать «Красное солнышко». После литургии князь устраивал богатые угощения для простого народа. Он перестал воевать, стал миролюбивым. Народ тоже менялся с князем вместе. По всей Руси распространялась письменность, все больше людей становились грамотными.

Чудо спасения от печенегов

Однажды Владимир чуть не погиб. Он построил новый город Василев, а на него напали печенеги. Князь спрятался под мостом и молился Богу об избавлении от врагов. В благодарность он обещал построить новый храм в честь праздника дня. Так и произошло, когда печенеги оставили его в живых, проехав мимо моста и не заметив князя. Поскольку тогда был праздник Преображения Господня, то в Василеве был построен храм в честь этого праздника.

Были построены князем другие новые города:

  • Владимир;
  • Переяславль;
  • Белгород.

Правление сыновей князя

В новых городах он поставил княжить своих сыновей. Киевский престол он завещал любимому сыну Борису. Старший сын, Святополк, воспротивился воле отца и устроил заговор против него. Он был раскрыт, и Святополка было приказано заточить в темницу. Владимир решил идти войной против него, но этому помешала его кончина. После его смерти Святополк «окаянный» приведет в исполнение свой коварный план, убьет своих братьев Бориса и Глеба.

Скончался князь 28 июля (по новому стилю) 1015 года. Этот день принято считать днем памяти святого князя Владимира. Тело его было положено в Десятинной церкви. Она была разрушена монголами, саркофаги Владимира и его супруги Анны тоже были осквернены. На сей момент местонахождение мощей святого неизвестно.

Канонизация равноапостольного Великого князя Владимира

Точная дата канонизации святого неизвестна, но в четырнадцатом веке он уже почитался как святой. В 19 –м веке в Киеве был воздвигнут памятник князю. Святой Владимир почитается и в католичестве. По всей Руси и на Украине множество храмов воздвигнуто в его честь. Заслуга этого святого для русского народа велика.

Протоиерей Андрей Ткачев о равноапостольном Великом князе Владимире

Общая характеристика правления

Правление Владимира I Святославича можно условно разделить на три этапа: в начале князь боролся за власть в междоусобной войне с братом Ярополком, а после убийства брата и захвата контроля над Киевом — подавлял восстания племен вятичей и радимичей.

Далее Владимир сконцентрировался на постепенном расширении влияния Киева и укреплении собственной власти: проводились походы на территории сопредельных государств и племён, после взятия Херсонеса и согласия князя на крещение византийские императоры согласились выдать за него царевну Анну, а сам Владимир приступил к объединению государства посредством насаждения новой единой религии — христианства. С 988 года обостряется печенежская проблема и для защиты от постоянных набегов кочевников князь приказывает строить на границе города-крепости, а затем населяет их представителями северных племён.

На финальном этапе князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису, которому он планировал передать Киев в обход существующей традиции наследования по страшинству. На последнем году жизни сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира, но великий князь уже был стар и разболевшись умер 15 июля 1015 года. После смерти князя его наследники развязали вторую междоусобицу на Руси, в которой многие из них были убиты.

Внутренняя политика

Общая схема внутренней политики Владимира I Святославича

После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Внешняя политика

Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походов

Походы осуществлялись во всех направлениях, но наибольших успехов князю удалось добиться в конкуренции с поляками за пограничные земли и племена, а также в отношениях с Византией — брак с царевной Анной и последующее крещение Руси Владимиром сблизило два государства.

Столкнувшись с необходимостью противостоять печенегам Владимир организовал оборону границ госдуарства и смог временно снизить число набегов к концу правления, однако решить «печенежский вопрос» предстояло лишь его сыну Ярославу Мудрому.

Также в последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре заключил мир и скрепил его династическим браком с сыном киевского князя Святополком. После смерти Владимира именно Болеслав помог Святополку захватить Киев.

Биография 3

История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.

В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.

Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.

Крещение Руси.

Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.

Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.

Потомки князя чтут его заслуги перед государством,15 июля считается днем памяти властителя. Сегодня князю Владимиру стоит красивый памятник в Москве. Вот так из бунтаря и блуда, приняв православие Владимир Святославович стал мудрым правителем, совершил множество славных дел для своего народа.

Для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Краткая характеристика

Внутренняя политика Владимира I Святославича в начале правления была сосредоточена единственой цели — захвате и удержании власти. Убив брата Ярополка в ходе междоусобицы и захватив Киев, Владимир попытался провести т.н. «языческую» реформу, однако она не имела успеха. После подавления восстаний радимичей и вятичей, Владимир начал размышлять о кардинальной смене религии в государстве. Между исламом, иудаизмом, латинской и греческой христианскими церквями, выбор пал на последнюю, т.к. крещение Владимира и распространение им христианства на Руси было условием заключения брака с византийской царевной Анной.

Общая схема внутренней политики Владимира I Святославича

Столкнувшись с необходимостью противостоять печенегам, Владимир развернул строительство городов-крепостей и переселял туда представителей северных племён.

В конце правления князь намеревался изменить принцип наследования и вместо старшего сына поручить управление Киевом одному из любимых младших сыновей — Борису. После смерти Владимира его наследники развязали очередную кровавую междоусобицу.

Крещению Руси предшествовало личное крещение князя Владимира. Крестились также дети и его жёны

Жизнь князя Владимира известна нам из летописей. Они говорят о том, что решив крестить Русь он провёл «испытание вер» или «выбор вер». Для этого святой князь . Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений, а именно ислама (болгар), иудаизма, католицизма (немцев) и православных греков.

Каждый из проповедников описывал ему достоинства своей веры, но после беседы с «греческим философом» князь остановился на православии.

Выбор веры. Сергей Исаев. 2014 год. Летописи утверждают, что святой равноапостольный князь Владимир пригласил в Киев проповедников всех известных в то время религий, чтобы выбрать из них самую достойную

Также летописи утверждают, что Владимир отправил в Константинополь, столицу Византии десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Посланцы настолько поразились Константинопольской Софией, а именно, великолепной архитектурой храма, ангельским пением хора, красотой богослужения, что они вернулись в Киев со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

987
в этом году Святой князь Владимир принял крещение

Летописи говорят о том, что решение о крещении русского государства «по закону греческому» принято в 987 году князем Владимиром на совете бояр. При этом крещению Руси предшествовало крещение самого князя Владимира.

Дело в том, что в это время византийские императоры Василий II и Константин заключили с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки, который в августе 987 года провозгласил себя императором.

Крещение князя Владимира. В.М. Васнецов. 1890 год. Святое Крещение князь Владимир принял сразу же после осады Корсуни и перед женитьбой на царевне Анне

«Весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон» — так говорит об этой помощи армянский историк Стефан Таронский.

В это же время для подавления внутреннего мятежа против императора в это же время Владимир осадил Корсунь (Херсонес в Крыму). Примерно в это же время он принял святое крещение вместе с дружиной, получив в христианстве имя Василий в честь императора Василия II, своего союзника.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

Борьба с печенегами

Отброшенные от стен Киева Святославом печенеги набеги свои не прекратили, борьба Руси с печенегами продолжилась. В 990, 993 и 996 гг. их орды вновь нарушают границы Древнерусского государства. В 996 году печенеги нанесли сокрушительное поражение русской дружине. Под Василевом состоялась битва Владимира с печенегами, в которой кочевники едва не лишили князя жизни. Эта победа их считается единственной из известных его поражений в борьбе с кочевыми народами. В следующем году осмелевшие печенеги нападают на Киев, а в 1001 и 1013 гг. объединившись с поляками, они проникают дальше в глубь страны.

Для борьбы с набегами печенегов Владимир начинает полномасштабное строительство пограничных крепостей. На юге и юго-востоке страны, по левым и правым берегам Днепра появились земляные окопы, валы и заставы (хорошо укрепленный наблюдательный и оборонительный пункт). Протяженность земляных валов вокруг Киева достигала 800 км (Змиевы валы). Находящимся на заставе воинам приходилось постоянно быть настороже, печенеги кочевали не далее чем в 1 дне пути от границы и всегда были готовы к нападению. Борьба Древнерусского государства с печенегами не утихала.

Окончательно разгромить печенегов Владимиру не удалось, но остановить их и предотвратить тот значительный урон, который набеги кочевников наносили мирным крестьянам, ему все же удалось. Кратко борьба Руси с печенегами представляется как череда бесконечных сражений, длившихся на протяжении нескольких десятилетий.

Русский всадник сражается с печенегом   

Союз Руси и Византии

Из исторических источников нам известно, что инициатива союза с Киевской Русью вышла именно от Византии. Василевс Империи Ромеев попросил князя Киевского о военной помощи. Тот, в свою очередь, потребовал руки византийской царевны. Михаил Грушевский пишет, что объяснить такое желание можно было тем, что тогда «не только Рим Старый и Новый (Византия) верили в свое избранное положение между государствами и народами, как государства над государствами, как центры мировой жизни, – но сим взглядом проникнуты были и «варварские» народы. Для них Византия была идеалом блеска, славы, культурности, византийский император – недостижимым идеалом могущества, власти, влияния, престижа».И это была исключительно заслуга власти, которая, осознавая свой сакральный характер («всякая власть от Бога» (Рим. 13,1)) пыталась в полной мере соответствовать ему – служить Богу и людям. Да, были ошибки, были и определенные проблемы, связанные с так называемым «цезарепапизмом». Однако, в своем идеальном смысле, понятие о власти в христианстве кардинально отличается от понятия о власти в язычестве.Для христианина император – это в первую очередь слуга, причем, слуга не только по отношению к народу, но и по отношению к Богу. В Византии существовало четкое распределение прав и обязанностей императора по отношению к Церкви. Так, он был гарантом не Конституции, а сохранение чистоты Православной веры, и в то же время не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви.Для язычника фигура императора абсолютно сакральная – он царь и бог. Его решение – это решение бога. Его действия не критикуются, он живет исключительно для себя, а если и думает о народе – это большое благо. Отметим, что князь Владимир сознательно отказался от этой позиции, и выбрал путь служения народу и Богу, а не удовлетворение собственных интересов.Наше мнение подтверждают и историки Толочко, которые подчеркивают, что крещение в Византии князя Владимира полностью меняло все: место обладателя в иерархии власти, статус его страны, систему ценностей, самый стандарт и образ жизни. С недавнего почти дикого варвара и практически изгоя обладатель превращался в уважаемого члена «семьи властителей», нередко даже буквального родственника императора. Что чувствовал новокрещенный в Константинополе властитель, этом источнике славы и благодати, можно подтвердить цитатой профессора Гарвардского университета Игоря Шевченко: «До обращения новокрещенный властитель рассматривал государство ромеев как землю обетованную. Вернувшись домой, он будет отождествлять себя с империей как член новой семьи, захочет «входить в неразрывное сообщество» византийцев и будет держать, по крайней мере должен, вечный мир с ними».

Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция П.П.Толочко

Выводы

В историю Киевской Руси князь Владимир вошел как энергичный реформатор, деятельность которого способствовала укреплению страны. Свидетельством признания его заслуг на Руси стало возвеличивание князя народом в былинах как «Владимира Красное Солнышко» и приобщение православной церковью к лику святых. На Западе Владимира с уважением называли «повелителем русов, мощным благодаря своему королевству и богатству».

Территория Киевской Руси на конец княжения Владимира достигла 800 км2 и в целом соответствовала пределам расселения восточнославянского сообщества.

Введение Владимиром христианства как государственной религии Киевской Руси имело значение эпохального переворота, определил ее дальнейшее развитие. Благодаря введению христианства Киевская Русьсмогла войти в число христианских государств мира и поддерживать равноправные отношения с Византией, Германией и другими государствами.

В конце X – начале XI в. Киевская Русь достигла невиданной мощи, укрепилось ее внутреннее положение, и вырос международный авторитет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector