Князь владимир: как сын язычника крестил русь и сделал её святой

Тёмное прошлое

Год рождения старшего сына князя Святослава Игоревича неизвестен современным исследователям. Также не вполне ясно, кто была матерью будущего киевского князя — но, в отличие от своего младшего брата, тот мог похвастаться благородным происхождением. Так, русский историк В. Татищев указывает на угорскую княжну Предславу как на возможную мать Ярополка.

Памятник Святославу Игоревичу в городе Запорожье. (discover.net.ua)

О детстве князя летописи не содержат никакой информации. Вплоть до начала знаменитых балканских военных кампаний Святослава Ярополка словно не существует в Киеве, пока в 970 году отец не оставляет его за старшего в столице своего государства. Через два года на днепровских порогах воинственный князь пал от рук печенежских наёмников — эту весть в Киев принёс воевода Свенельд. После этого Ярополк становится главой государства, а варяжский дружинник фактически делается его соправителем — влияние Свенельда на внутренние дела Древней Руси было велико.

Таким образом, после смерти Святослава его сыновья, Ярополк, Олег и Владимир, обосновываются в Киеве, древлянской земле и Новгороде одновременно.

Точная дата канонизации святого равноапостольного князя Владимира неизвестна

К сожалению, точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира неизвестна. Считается, что почитать его как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Видеоролик: Святой равноапостольный великий князь Владимир. Крещение Руси (православный мультфильм). На 8 минуте 50 секунде автор говорит о том, что святой равноапостольный князь Владимир — это пример настоящего русского человека с его исканием Бога в душе.

Чёткое упоминание в Прологах и богослужебных книгах о памяти и похвалы святого равноапостольного Владимира, приуроченное к 15 июля (28 июля по новому стилю) встречается уже в XIV веке. Именно поэтому считается, что канонизация святого состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

В наше время святого равноапостольного князя Владимира широкое почитают в России, так, например, он с 2002 года считается покровителем внутренних войск МВД России.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Князь Владимир Святославич: происхождение и биография

Зайти стоит издалека, еще от отца будущего правителя киевского. Убежденный язычник, носивший на лысой голове чуб на одну сторону, отчаянный боец и могучий ратник, но не много смыслящий в дипломатии, князь Святослав, согласно дошедшим до нас сведениям из летописей, имел троих сыновей. Матери первых двух (Ярополка и Олега) неизвестны, но многие думают, что родила их знаменитая угорская (венгерская) принцесса Предслава, упомянутая еще в военно-торговом договоре с Византией 944 года. Матерью младшенького, Владимира, стала ключница Малуша.

Важно

Точных данных о том, кем была Малуша Любечанка нет, однако известно, что у княгини Ольги она была ключницей. Якобы ее привез Игорь из военного похода на Византию еще девочкой и подарил любимой супруге в качестве помощницы и рабыни. Ольга полюбила девушку, словно родную дочь, сделала ее собственной милостницей, а потом и подарила в качестве наложницы Святослава Игоревича. По преданию, она являлась родной сестрой Добрыни, который стал прообразом второго былинного богатыря, после Ильи Муромца.

Происхождение

Точный год рождения Владимира Святославича неизвестен, «Повесть временных лет» почему-то не указывает таких- сведений, но историки пытаются высчитать ее хотя бы приблизительно. Есть сведения, что батюшка князя Святослав родился в 942 году, а его старший отпрыск появился на свет году в 977-ом. Из этого можно сделать вывод, что приблизительным годом рождения самого Владимира наиболее вероятно является 960-ый.

Относительно места рождения будущего крестителя всей Руси, тоже сведения достаточно ненадежны. К примеру, Никоновская, а также Устюжская летописи называют село Будутин или Будятин. Однако датируются эти документы только шестнадцатым веком, то есть за пять-шесть сотен лет после вышеозначенных событий. Знаменитый российский историк, нумизмат и палеограф Дмитрий Иванович Прозоровский считал, что Малуша была отослана в эту деревню именно потому, что забеременела от Святослава во грехе, то есть вне брака.

Будучи уже на то время ярой приверженкой христианства, да еще и крещеной, Ольга не могла потерпеть такого позора. О локализации деревни, в которой родился будущий Красно Солнышко, известно мало. Некоторые считают, что это деревня Будник, неподалеку от Пскова, другие называют Будатин, что под Гомелем. Кроме того, в непосредственной близости к Владимиру-Волынскому имеется село Будятычи, которое тоже вполне могло стать место ссылки для опальной ключницы.

Немного по-другому рассказывает и видит эту историю Юрий Дыба. Он считает, что родился Владимир в 962 году. Перед этим бабушка его Ольга написала королю Оттону I Великому, который и прислал ей миссийного епископа Адальберта. Он приехал, но язычник Святослав отнесся к этому крайне негативно, он никогда не поддерживал стремление матери в христианство, считая это предательством веры предков. Князь решил уничтожить миссию, а потому и отослал беременную Малушу в деревню, чтобы не навредить малышу. Когда епископ удирал из Киева, практически все его соратники были убиты, да он и сам чудом спасся, до конца жизни впоследствии называя Русь адом на земле

Получается, что предосторожность действительно мела смысл

Личные качества

Дальнейшая судьба ключницы Малуши, после рождения сына Владимира, достоверно неизвестна. Говорят, что прожила она долгую и счастливую жизнь и даже имеются свидетельства этого. Так в «Саге о йомсвикингах» конца десятого века рассказывается история, будто есть такой король Владимир в земле Гардарике, и есть у него старая мать, которая уже ходить не может, из-за чего ее и носят в креслах. Однако ум имеет крепкий и чистый, а также обладает даром предвидения. Она якобы в большой годовой праздник делает предсказания, которые всегда сбываются.

Как бы там ни было, но малыша Владимира отправили в Киев, на воспитание к его бабушке Ольге. Однако это не значит, что за ребенком бегали мамки да няньки, вовсе нет. Жизнь в Древней Руси была сурова и там некогда было разводить сентименты. К воспитанию самого младшего княжича подключили дядю, то есть родного брата ее матери Добрыню. Именно он стал первым другом, защитой, опорой и надежным плечом для Владимира на долгие годы.

Мальчик подрастал умным, смекалистым, задорным, а также обладал достаточно амбициозным характером. Он считал, что отец обделил его и Олега, распределив княжения таким образом, что в Киеве сидел Ярополк, который совершенно этого не заслуживал. ОН прекрасно владел оружием и всегда был вместе со всеми в охоте и сражении. За спинами друзей и ратников не прятался, но и бездумно на смерть не шел.

Авангард

Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»

Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.

Конец неправедного брака

Сразу после свадьбы Владимир отправил Рогнеду в терем на реке Лыбедь – куда-то под Киев. Через девять месяцев у княгини родился сын – маленький Изяслав. Нет, Владимир не забыл свою жену – кроме первенца она подарит ему ещё несколько сыновей и дочерей. Только Рогнеда не простит того, что сделал её муж…

Владимир в тереме Рогнеды. Рисовальщик – Медведев, гравер –Бренд’Амур, XIX век. 85×23 см.

Однажды Владимир приехал в её терем, и, когда он уснул, Рогнеда пытается заколоть его. Но Владимир просыпается и успевает перехватить руку жены.

Князь решает казнить вероломную супругу, и вдруг в горницу входит малыш – семилетний Изяслав, держащий в ручонках меч. Видя, как ребёнок защищает мать, и не имея сил убить Рогнеду на глазах сына (хотя некоторые летописи говорят, что эта картина просто рассмешила князя, который пришёл в хорошее расположение духа), Владимир прощает жену и собирает бояр, чтобы посоветоваться с ними, что дальше делать с супругой.

Покушение Рогнеды на Владимира. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Боярский совет рекомендует отправить Рогнеду с сыном в Полоцкую землю, что и делает Владимир, основывая город Изяславль. Так появится гордая полоцкая ветвь Рюриковичей, считавшими себя потомками Рогволда, а не Владимира.
Приняв христианство, князь Владимир отпускает на волю всех рабов и наложниц. Приходит он и к Рогнеде, сообщая, что отныне у него имеется только одна жена – византийская царевна Анна, ставшая супругой Владимира сразу после крещения. А потому Рогнеда может или считать себя свободной женщиной, или выйти замуж за другого.

Рогнеда же отвергает предложенных женихов из числа бояр и постригается в монахини под именем Анастасия, вернувшись в Изяславль. Летописи сообщают, что княгиня ответила мужу: «Царицей была, а рабыней быть не хочу».
Исследователи считают, что Рогнеда прожила недолго после своего пострига – наверное, менее года. А вот князь Владимир жил и правил после её гибели ещё около 15 лет, превратив Русь в совершенно иную страну и став абсолютно другим человеком.

Да, историки до сих пор спорят, какие из описанных в летописях событий правдивы, а какие являются плодом фантазий авторов текстов. Но вот что известно точно: был Владимир. Была Рогнеда. Был их страшный и непонятный в наши дни брак.

И, наверное, был у Владимира ещё один повод замаливать свои грехи. А история получила ветвь полоцких Рюриковичей – Рогволдовичей, которые считаются основателями белорусской государственности.
Но стоило ли это разбитой жизни девушки из Полоцка?..

Общая характеристика правления

Правление Владимира I Святославича можно условно разделить на три этапа: в начале князь боролся за власть в междоусобной войне с братом Ярополком, а после убийства брата и захвата контроля над Киевом — подавлял восстания племен вятичей и радимичей.

Далее Владимир сконцентрировался на постепенном расширении влияния Киева и укреплении собственной власти: проводились походы на территории сопредельных государств и племён, после взятия Херсонеса и согласия князя на крещение византийские императоры согласились выдать за него царевну Анну, а сам Владимир приступил к объединению государства посредством насаждения новой единой религии — христианства. С 988 года обостряется печенежская проблема и для защиты от постоянных набегов кочевников князь приказывает строить на границе города-крепости, а затем населяет их представителями северных племён.

На финальном этапе князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису, которому он планировал передать Киев в обход существующей традиции наследования по страшинству. На последнем году жизни сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира, но великий князь уже был стар и разболевшись умер 15 июля 1015 года. После смерти князя его наследники развязали вторую междоусобицу на Руси, в которой многие из них были убиты.

Внутренняя политика

Общая схема внутренней политики Владимира I Святославича

После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Внешняя политика

Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походов

Походы осуществлялись во всех направлениях, но наибольших успехов князю удалось добиться в конкуренции с поляками за пограничные земли и племена, а также в отношениях с Византией — брак с царевной Анной и последующее крещение Руси Владимиром сблизило два государства.

Столкнувшись с необходимостью противостоять печенегам Владимир организовал оборону границ госдуарства и смог временно снизить число набегов к концу правления, однако решить «печенежский вопрос» предстояло лишь его сыну Ярославу Мудрому.

Также в последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре заключил мир и скрепил его династическим браком с сыном киевского князя Святополком. После смерти Владимира именно Болеслав помог Святополку захватить Киев.

Распри между братьями

Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.

После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.

По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда — отца заколотого воина — решил отобрать у брата древлянские земли. Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками. Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.

Печенеги

Их набеги создавали постоянные проблемы для князя. В 996 г. у Василева состоялось неудачное сражение. В 997-м печенеги напали на Киев. В 1001 и 1013 годах произошло крупное польско-печенежское вторжение. Спустя век воспоминания об этих событиях приняли форму народного эпоса. Так, например, существует легенда о Никите Кожемяке, Белгородском киселе и пр. Для защиты от печенегов было сооружено несколько крепостей вдоль южной границы Руси. По юго-восточному и южному пределам по левую и правую стороны от Днепра были выведены ряды сторожевых застав и земляных окопов.

В 1006-1007 гг. через Киев ехал Бруно Кверфуртский (немецкий миссионер). Он направлялся к печенегам на проповедь Евангелия. Владимир, принимая его у себя, пытался отговорить от поездки. Однако убедить миссионера князю не удалось. Тогда Владимир вызвался проводить его с дружиной до границ. Здесь Бруно увидел частокол, длина которого составляла порядка 800 км.

Крещение Древней Руси

В своем стремлении укрепить личную власть князя и государственность, Владимир задумывается о необходимости принятия всеми единой веры. Изначально, он рассчитывал на то, что славяне откажутся от остальных языческих богов и будут поклоняться одному Перуну, идол которого он воздвиг в Киеве. Но на местах простые язычники не понимали того, почему им нельзя просить защиты и у других богов, рассматривая Перуна, не как верховного бога, а как одного из многих. Это духовно и политически разобщало языческие племена, создавало повод для конфликтов. У Владимира же была совершенно иная цель. Так появилась идея о необходимости крещения Киевской Руси, она же была причиной религиозной реформы, проведенной ранее.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

Семья и личная жизнь

Подсчитать точное количество жен и тем более других связей Владимира I Святославича не представляется возможным — великий князь был слишком любвеобилен, согласно изложению летописца:

Согласно летописи всего у Святослава было трое сыновей: двое от венгерской княжны, и один от ключницы Малуши.

Жены и дети

От «чехини» — Вышеслав

От Предиславы, вдовы Ярополка Святославича — Святополк Окаянный

От Рогнеды, княжны Полоцка — Изяслав, Мстислав, Ярослав Мудрый, Всеволод, Предслава, Премислава, Мстислава.

От Адельи — Мстислав Тмутараканский, Станислав, Судислав.

От второй чехини, Мальфриды — Святослав.

От «болгарыни» Милолики или византийской царевны Анны: Борис, Глеб.

Матери неизвестны — Позвизд, Добронега-Мария (возм. племянница).

  • Предслава
  • Борис
  • Святополк Окаянный
  • Мария Добронега
  • Глеб
  • Мстислав Храбрый
  • Ярослав Мудрый

Характеристика личности от историков

Karamzin

Сей Князь, названный церковию Равноапостольным , заслужил и в истории имя Великого … выслав мятежных Варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ Ятвяжский; расширил пределы Государства на Западе;

Н. М. Карамзин

Soloviev

… главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе с степными варварами. Святослав заслужил упрек, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам.

С. М. Соловьёв

Kostomarov

Летописец наш изображает вообще Владимира жестоким, кровожадным и женолюбивым; но мы не можем доверить такому изображению, так как по всему видно, что летописец с намерением хочет наложить на Владимира-язычника как можно более черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства.

Н. И. Костомаров

Образ в культуре и памяти поколений

Личность князя Владимира Святославича оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины и фильмы посвященные князю.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава. 

Князь Владимир Святославич с сыновьями

Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость. 

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон. 

Святополк и Ярослав

Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Поднимитесь к власти

Родился в 958, Владимир был естественный сын и младший сын Святослава I Киева его экономка Малуши . Малуша описывается в норвежских сагах как пророчица, которая дожила до 100 лет и была принесена из своей пещеры во дворец, чтобы предсказывать будущее. Брат Малуши Добрыня был наставником и самым доверенным советником Владимира. Сомнительная достоверность агиографических традиций также связывает его детство с именем его бабушки, Ольги Киевской , которая была христианкой и правила столицей во время частых военных походов Святослава.

Перенеся свою столицу в Переяславец в 969 году, Святослав назначил Владимира правителем Великого Новгорода, но отдал Киев своему законному сыну Ярополку . После смерти Святослава от рук печенегов в 972 году в 976 году вспыхнула братоубийственная война между Ярополком и его младшим братом Олегом , правителем древлян . В 977 году Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону , правителю Норвегии , собрав как можно больше норвежских воинов, чтобы помочь ему вернуть Новгород. Вернувшись в следующем году, он выступил против Ярополка. По пути в Киев он послал послов к Рогволоду (скандинав: Рагнвальд), князю Полоцкому , просить за руку его дочери Рогнеда (скандинав: Рагнхильд). Высокородная княгиня отказалась помолвиться с сыном рабыни (и была обручена с Ярополком), поэтому Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода и силой взял Рагнхильду, убив ее родителей. Полоцк был ключевой крепостью на пути к Киеву, а взятие Полоцка и Смоленска облегчило взятие Киева в 978 году, где он предательски убил Ярополка и был провозглашен князем всей Киевской Руси .

Происхождение и воспитание

Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

Крещение князя Владимира

Византийская империя, стремясь подчинить себе соседние языческие народы, предпринимала попытки обратить в христианскую веру их элиту. Киевской Руси эта политика касалась в полной мере. Так, известно, что княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе.

«Повесть временных лет» прямо указывает, что сведения о месте крещения князя Владимира не сохранились. Она описывает «испытание веры», которое произошло перед этим историческим событием.

Первыми пришли к Владимиру булгары с предложением принять мусульманство, затем послы папы римского, хазарские иудеи, и наконец, философ-византиец. Владимир решил отправить своих посланников лично посмотреть на богослужения всех предложенных религий. По возвращению в Киев они рассказали о своих впечатлениях князю, и тот выбрал крещение по греческому обряду, т. е. от Константинополя.

Существует три версии о том, где произошло крещение самого князя Владимира:

  • в Киеве;
  • в Василеве под Киевом;
  • в Корсуни.

Вернувшись из Крыма в Киев, Владимир крестил народ в водах Днепра и реки Почайны, приказав уничтожить воздвигнутых им ранее языческих идолов.

Рис. 1. «Крещение Владимира в баптистерии». Радзивилловская летопись. Конец XV века

Крест Робичича

Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ — из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран спасителем, предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он?

Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравнится с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.

Малуша

Ольга «в гневе» на свою рабу, за то, что та сошлась с ее сыном, сослала ключницу подальше от глаз, в сельцо Будотино под Псковом. Однако вскоре княгиня вернула внука в Киев, где воспитывала при своем дворе. Можно только догадываться о сложных переживаниях ребенка, которого презрительно за спиной прозвали «робичич», что значит «сын рабыни». Но Владимира растила не только бабка-христианка. Одновременно к нему приставили «кормильца», как это было принято на Руси: им стал «уйко», то есть родной дядя по матери Добрыня, истовый язычник.

Известно, что Святослав не взял в расчет третьего младшего сына при разделе земель. Но когда к нему прибыло посольство из Новгорода и попросило: «Дай нам Владимира», — он сразу согласился. Так в конце 969 года Владимир, будучи еще ребенком, обрел собственный «стол» в Новгороде. В сопровождении дяди Добрыни он отправился на место княжения. Там он возмужал, обрел дружину и первую жену – чехиню Аллогию, которая принесла ему первенца — сына Вышеслава.

Всего Владимир имел пять жен до крещения и дважды вступал в брак, став христианином. Его супругой после «чехини» стала Рогнеда, полоцкая княжна, которую он насильно сделал своей женой, начав войну с ее отцом, князем Рогволодом. Рогнеда жестоко поплатилась за то, что посмела презрительно отвергнуть предложение «робичича». Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей.

Третьей женой князя стала вдова убитого им сводного брата Ярополка, бывшая монахиня-гречанка Наталия, которую он взял беременной, ослепленный ее красотой. Ее сына «двуотчича» Святополка (которого мы знаем как «Окаянного») он усыновил и воспитал наравне с собственными детьми. Еще одной женой Владимира стала «болгарыня», мать князей Бориса и Глеба. В поминальных записях Начальной летописи среди княжеских жен наряду с Рогнедой названа еще Мальфрид, судя по имени скандинавско-варяжского происхождения. От этих браков великий князь имел 13 сыновей и десять дочерей. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», — с осуждением писал о Владимире летописец.

Князь Владимир и жена его Апраксия Королевична

Вклад Владимира в историю Руси

За годы своего правления (980—1015 гг.) Владимир расширил и существенно укрепил границы древнерусского государства. Он отвоевал у Польши Червенско-Перемышльскую землю, покорил балтские племена ятвягов. А для обороны от набегов неприятелей возвел на Руси множество городов-крепостей. При княжении Владимира началось строительство каменных оборонительных сооружений и христианских храмов. Эго был период экономического и культурного подъема государства.

Памятник Владимиру Великому в Киеве, воздвигнутый в 1853 г.

Владимир первым на Руси приступил к чеканке золотых и серебряных монет — златников и сребреников. До этого обходились византийскими и арабскими золотыми и серебряными монетами. Собственные деньги подчеркивали независимость и устойчивое положение князя как христианского государя. На одной стороне монет чеканился образ Христа, дабы обозначить новое вероисповедание Руси, а на другой — изображался сам князь. Благодаря этому мы знаем, как выглядел Владимир — обладатель массивного подбородка, небольшой бороды и длинных усов.

Златник Владимира Святославича

Сребреники Владимира Святославича

Вопросы по теме

  1. Как звали сыновей князя Святослава?
  2. Где княжили Ярополк и Владимир?
  3. Как Владимир стал киевским князем?
  4. Какое деяние князя Владимира считается главным? В каком году это произошло?
  5. В каком городе произошло бракосочетание князя Владимира с византийской царевной Анной?

Ответы

  1. Ярополк (старший сын), Владимир и Олег.
  2. Ярополк — в Киеве, Владимир — в Новгороде.
  3. Убил Ярополка и захватил власть.
  4. Крещение Руси. В 988 г.
  5. В Херсонесе — городе в Крыму, основанном древними греками.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector