Как происходило крещение руси?
Содержание:
- Для князя Владимира стоял выбор — выбор между восточным греческим Православием, западным латинским католичеством, хазарским иудаизмом и арабским исламом.
- Последствия для русского государства
- Предпосылки принятия христианства
- Крещение Ольги в Константинополе
- Крещение киевлян в днепровских водах
- Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде
- Выбор вероисповедания
- Мы мало знаем о том, как крестили Русь, и не можем на 100% полагаться на исторические источники
- Выбор князем Владимиром новой государственной религии
- Кто крестил Киев и киевлян
- Какие события предшествовали крещению Киева
- Огнем и мечом?
- Апостольский подвиг княгини Ольги
- Как происходило, основные исторические этапы
- Православные или правоверные?
- Владимир проводит испытание вер
Для князя Владимира стоял выбор — выбор между восточным греческим Православием, западным латинским католичеством, хазарским иудаизмом и арабским исламом.
Это был не просто выбор какой-то религиозной традиции, оторванной от других сфер общественной жизни.
Тогда вера не считалась исключительно личным делом человека, Церковь не была отделена от государства и школы. Религия, по сути, была идеологической основой жизни общества во всех без исключения сферах. Для раннего средневековья христианство было самой передовой созидательной идеологией, обеспечивающей ее носителям государственное, экономическое, культурное выживание, строительство, развитие и процветание. От его принятия или непринятия зависело выживание народов. Христианство было синонимом цивилизации и культуры. Все нехристиане рассматривались как варвары, да, по сути, и являлись таковыми. Любой вменяемый государственный деятель того времени учитывал этот факт. Так же, как сегодня любой политик учитывает господство в мире антихристианской либерально-буржуазной идеологии.
Тогда выбор веры означал выбор всеохватного цивилизационного проекта развития народа. На тот момент с политической, экономической, исторической, наконец, семейной точки зрения для князя Владимира оптимальным был выбор православно-византийского проекта. Любой другой выбор был бы непоследовательным, неразумным и не имел бы устойчивых исторических последствий.
В.Васнецов. Крещение князя Владимира
Во всей исторической сложности обстоятельств, процессов, тенденций, личных судеб, совпадений, приведших к Крещению Руси, просматривается всесильная рука премудрого Промысла Божия, подобно тому, как она видится в избрании и истории еврейского народа Богом, в обращении ко Христу всех православных народов. Господь Своими невместимыми для нашего разума путями ведет всех людей к Себе. Крещение и христианизация Руси — это удивительное чудо и тайна Промысла Божия.
Последствия для русского государства
Подводя итоги, можно сказать, что принятие христианства позволило Киевской Руси получить немало преимуществ. Будучи объединенным единой религией, русский народ стал более сплоченным, сумел повысить уровень своей духовности. Многие люди приобщились к наукам, получили ранее недоступные знания, отказались от устаревшего мировоззрения. В обществе появилось понятие о христианской морали и чистоте души.
У христианской Руси значительно возрос престиж на международной арене. Государство начало вести перспективную внешнюю политику. Чтобы укрепить отношения с другими странами, русские князья стали отдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Во времена язычества это не представлялось возможным, поскольку при заключении династических браков вероисповеданию придавалось первостепенное значение.
Предпосылки принятия христианства
Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…
Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.
В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана
Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения
Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.
Источники и дополнительный материал по теме:
- «Утверждение христианства на Руси» — Брайчевский М.Ю. 1989
- «Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества» — Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
- «Крещение Киевской Руси» — Кузьмин А.Г. Москва, 2012
Крещение Ольги в Константинополе
«Повесть временных лет» гласит, что в 957 году Ольга отправилась в Константинополь, где приняла крещение от императора Константина VII Багрянородного и патриарха Феофилакта. Правитель Византии хотел, чтобы Ольга стала его женой, но та отказалась, сказав, что негоже язычницам выходить замуж за христиан. После крещения Константин повторил ей свое предложение, но княгиня сказала, что она не может стать женой своего крестного отца, после чего император передал ей богатые дары и она отбыла в Русь.
Вернувшись домой, княгиня, ставшая крещеной Еленой, хотела, чтобы Святослав тоже принял христианство, но не смогла убедить сына. Другим русским князь разрешал проводить обряд крещения по их желанию.
Крещение киевлян в днепровских водах
В Киев он возвратился, будучи сопровождаемым корсунскими и греческими священниками, и там крестил своих сыновей, рожденных предыдущими женами. Это произошло в источнике, который известен под названием Крещатик. Здесь же крестились и многие бояре.
Как уже сказано выше, некогда в Киеве Владимиром было устроено капище, то есть место, где происходило поклонение языческим богам. Теперь он приказал разгромить его. Всех кумиров изрубили в щепки и сожгли.
Статую главного божества Перуна было решено подвергнуть особому «наказанию». Его сбросили в реку и до самых днепровских порогов, то есть до границ русских земель, не давали плывущему идолу пристать к берегу. Это должно было символизировать изгнание язычества со всей территории Киевской Руси. Позже на месте капища будет возведена церковь Святого Василия. После чего по всей Руси начнут строиться храмы и назначаться священники.
Вслед за этими событиями все жители Киева были собраны на берегу Днепра. Накануне народу было объявлено, что если кто-то завтра не придет на реку, будь то раб или нищий, бедный человек или богатый, он будет врагом князю.
Массовое крещение произошло в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Согласно летописным данным, Владимир вместе с прибывшими с ним священниками вышел на Днепр, где сошлось людей без числа. Они вошли в воду – одни по грудь, другие – по шею, малые дети находились по грудь у берега, некоторые держали на руках младенцев. Церковники при этом стояли на месте и совершали молитвы. А князь вознес Всевышнему следующую молитву:
В ней он просил великого Бога, сотворившего небо и землю, взять под свое покровительство вновь обращенных в христианство людей и утвердить их в их вере, праведной и непогрешимой, а также помочь князю в борьбе с его врагами и посодействовать ему в победе над их кознями.
Согласно летописной хронологии «Повесть временных лет», это важнейшее событие – крещение Руси – относится к 988 году. Многие из историков говорят, что крещение самого князя произошло в 987 году.
Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде
Однако насильное крещение Руси отражено в исторических источниках. Это факт, и мы не можем закрыть на него глаза
Крещение Новгорода — важное событие в христианизации Руси, и оно не прошло бескровно
В 991 году епископ Иоаким Корсунянин и воевода Добрыня отправились с киевской дружиной в Новгород.
Однако жители великого города вовсе не желали принимать новую религию. На то имелись и политические причины, ведь стать христианами значило — зависеть от киевского князя.
Великий Новгород — город, который, по «Иоакимовской летописи», крестили огнём и мечом.
Началось вооружённое сопротивление.
Часто сторонники версии о бескровном крещении Руси приводят в качестве аргументов цифры. Рассуждают так: в дружину максимум могли бы набрать 40 тысяч человек. Что они против непокорного народа?
Но Добрыне и не понадобилось численное преимущество. Он просто начал сжигать дома новгородцев, пока те не сдались и разрешили распространение христианства на своей территории.
Однако не все исследователи верят в эту историю.
Историк Алексеев С. В. указывает, что единственный источник этой истории — «Иоакимовская летопись». Этот документ не все считают подлинным. Есть версия, что это поздняя фальшивка.
Выбор вероисповедания
Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.
«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что благодаря миссионерству, князья Аскольд и Дир, а также некоторые бояре крестились. Это малочисленное крещение в истории называется Аскольдовым или Фотиевым. Следующей, но уже официально, в 957 г. приняла крещение княгиня Ольга и добивалась, чтобы Византия воспринимала Киевскую Русь не как варварское государство, а как равнозначную державу.
Приняв решение о крещении, Владимир колебался в выборе вероисповедания. Поскольку граничащие государства исповедовали и ислам, и иудаизм, князь решил выслушать всех религиозных представителей и на основании анализа их убеждений определиться с выбором. Это событие историки называют «Испытанием вер».
В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.
Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.
Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.
Мы мало знаем о том, как крестили Русь, и не можем на 100% полагаться на исторические источники
Вопрос о добровольности нашими предками христианства — очень острый, сложный и требующий деликатного подхода. Вся правда о крещении Руси никогда не всплывёт — это факт, которой придётся принять.
Почему так? Историю, как известно, пишут победители. О X веке нашей Родины мы знаем немного. Популярно мнение, что письменность здесь была развита слабо.
Хотя средневековые князья не могли потягаться по размаху влияния с потомками — русскими императорами, их ресурс всё же внушительнее, чем у простого народа.
Страница из «Повести временных лет» — одного из немногих источников информации о крещении Руси
К чему эти факты? К тому, что записать всё по-своему и уничтожить все неугодные записи (если таковые существовали) для князя Владимира было бы несложно.
А потому ссылаться сегодня на дошедшие до наших дней письменные свидетельства некорректно по отношению к стороне, верящей в кровавое крещение Руси.
С их точки зрения князь Владимир — самодур и предатель веры. С чего бы ему не стереть все следы язычества и не объявить свой поступок подвигом? Могло так быть? Могло.
Потому опираться на исторические документы нужно осторожно. Логика и косвенные свидетельства в этом отношении надёжнее, чем свидетельства «официальных» летописцев
Выбор князем Владимиром новой государственной религии
Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные). Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед. Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».
Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие. Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе. Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе.
Кто крестил Киев и киевлян
Принятие христианства Киевской Русью неразрывно связано с именем Владимира Святославича, сына киевского князя Святослава Игоревича. Этот выдающийся правитель жил в X–XI столетиях.
Владимир вошел в историю как талантливый и грамотный политик, неординарная личность. На его счету значится множество военных побед. Благодаря своему мудрому и справедливому правлению этот князь был особенно любим русским народом и получил прозвище Красно Солнышко.
Владимир Святославович изначально являлся язычником, однако в зрелом возрасте стал крестителем Киева, а вместе с ним и всех прилегающих земель. За эту выдающуюся заслугу перед христианской верой, а также за неуклонное соблюдение Божиих заповедей он был признан святым и канонизирован Православной церковью.
Какие события предшествовали крещению Киева
Князь Владимир принял решение заменить старую религию Киевской Руси новой, поскольку:
- рассматривал языческую веру как неспособную обеспечить объединение русских земель, дальнейшее процветание и успехи государства;
- понимал, что устаревшие славянские обычаи, не исключавшие приношение кровавых человеческих жертв, делали Русь отсталой на фоне других стран;
- пришел к выводу, что языческая вера стала крайне невыгодной во внешней политике и не способствует укреплению княжеской власти.
Правитель Киевской Руси решил сделать выбор между несколькими мировыми религиями – православием, католицизмом, мусульманством, иудаизмом. Чтобы лучше разобраться в преимуществах каждой из этих конфессий, Владимир Святославович пригласил к себе их представителей. Пообщавшись с католиками, иудеями и мусульманами, он не увидел в их учениях того, что нужно было Киеву на тот момент. Интерес князя сумел вызвать христианский философ, который провел с правителем Руси глубокомысленную беседу, а также показал ему впечатляющие картины будущего суда над человеческими душами.
Огнем и мечом?
картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев
После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.
По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.
«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов
Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.
«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.
«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.
Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.
Апостольский подвиг княгини Ольги
В Киев Ольга привезла иконы и богослужебные книги. Ею был воздвигнут храм во имя святителя Николая. Множество киевлян она обратила ко Христу. Княгиня отправилась на Север, чтобы проповедовать истинную веру. На Киевской и Псковской земле, на отдаленных территориях и на перекрестках дорог она велела устанавливать кресты и уничтожать языческих идолов. В городах возводились храмы.
Апостольским трудам княгини Ольги оказывалось сопротивление язычниками – как явное, так и тайное. В среде дружинников и бояр было немало тех, кто возненавидел ее. Язычники оказали влияние на ее сына Святослава, который не захотел принимать христианство.
Как происходило, основные исторические этапы
Крещение Руси имеет давние корни. Так, первыми крещенными князьями были Аскольд и Дир еще в IX веке. Вместе с ними христианство приняли также некоторые бояре. В 957 в Византии официально крестится княгиня Ольга, которая хотела вывести державу в ранг «цивилизованных» и «не варварских». Сын Ольги — Святослав, не отверг христианство и культивировал в своем окружении язычество. Владимир стал первым, кто решился окрестить всю Русь.
Существует несколько подходов относительно даты крещения и того, что стоит считать поводом к его осуществлению.
- Летопись гласит, что Владимир в 987 году принимает решение о крещении на совете бояр.
- Согласно версии сирийского историка Яхъи Антиохийского, поводом к крещению была просьба о помощи со стороны Византии в борьбе со вспыхнувшим мятежом в 987 году. Так, Владимир просит руки сестры царя Василия — Анны. Греки обещают ему царевну, если Владимир примет христианство. Владимир крестится, выполняя требование, и получает в жены Анну.
- Средневековый арабский историк Ибн аль-Асир утверждает, что крещение произошло в 986 году. При чем в последовательности «сперва крестился-женился-пошел бороться с мятежом».
Примечание
Существует взгляд, который утверждает, что Владимир напал прежде женитьбы на Корсунь, чтобы Анна все же досталась ему. Другие историки, в том числе Анджей Поппэ, убеждены, что это нонсенс, а вопрос о женитьбе к тому времени уже был решен.
Этапы крещения:
- В 988 крестится Владимир и его приближенные. Свидетельства о месте крещения князя были утеряны, но предположительно это могли быть Киев, Василев или Корсуне. Согласно историческим данным крещение Владимира произошло 987 году.
- После крещения Владимира происходит повсеместное крещение всего населения, начавшееся с Киева. Капища (храмы богов) и идолы разрушаются, а жителей города, согласно летописи, крестят в Днепре, как это делал сам Иисус Христос. Крещение осуществляют византийские священники. Согласно летописной традиции, крещение Руси происходит в 988 году, однако разнообразные исторические данные указывают 989 год как более вероятную дату.
- После Киева происходит крещение остальных племен и поданных страны. Некоторые племена, глубоко верующие в своих богов и их силы, не были готовы и не желали отказываться от своих верований. Потому повсеместное крещение проходило по-разному в разных частях государства. Некоторые принимали новую веру более терпимо, другие же резко противились. Среди противящихся распространялась агитация против «единого Бога». Несогласные с крещением киевляне уходили в леса.
Примечание
Христианство не было чем-то радикально новым для государства. Небольшие общины христиан действовали в крупных городах, однако вели религиозную деятельность подпольно.
Борьбу с несогласными вел порученный князя — Добрыня Никитич. Особенно сложным стало крещение Новгорода, где большинство города резко отрицало новую веру. Горожане противились крещению и всячески мешали официальным властям в его возможном осуществлении. Но, применив насилие, устроив поджоги домов и введя репрессии, цели удалось достичь. Считается, что город «крестили огнем и мечем». Сопротивление оказали также Муром и Ростов, крещение которых длилось до XII века.
Примечание
На части территорий Руси крещение происходило насильно, с преследованиями, угрозами и репрессиями.
Чтобы новая религия более органично вплелась в духовный ландшафт страны и подданных, к языческим праздникам привязывают библейские. К примеру, праздник Ивана Купала является языческого происхождения, но нынче почитается как поминальный день Иоанна Крестителя. Люди не отказались целиком от родной веры, но смогли со временем примерить ее со своими воззрениями. Спустя века язычество затеряется в уже христианском сознании русичей, но не исчезнет окончательно. Даже сейчас мы можем обнаружить следы архаических верований славян.
Примечание
Христианство на Руси стало синкретизмом греческого варианта и язычества. Языческие традиции, мифология и воззрения переплелись с библейскими героями и христианскими святыми. Потому христианство на Руси еще называют Киевским христианством.
Православные или правоверные?
Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка — христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…
Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.
Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.
Значение принятия христианства на Руси
Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:
- Сплочение народа вокруг единой религии
- Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
- Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
- Укрепление власти князя в стране
Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…
Владимир проводит испытание вер
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, что в 986 году князь Владимир принял у себя четыре делегации, представлявшие разные религии, чтобы привлечь каждая к своей вере киевского правителя. Речь идет о:
- булгарах-магометанах;
- хазарский евреях;
- латинянах из Рима;
- греко-византийцах.
Посланец Византии в летописи назван Философом, тем самым подчеркивается его мудрость
Князь слушал его долго, с большим вниманием и интересом. Он узнал от византийца о законах христианской религии, об истории сына Божия
Хотя киевский князь и был сильно заинтересован всем услышанным от греко-византийского посланника, окончательного решения он не принял. Не остановившись ни на одной из вер, он взял время для размышления.
После этого правитель призвал на совет свое окружение, и было решено дополнительно испытать веру. В 987 году в разные земли были направлены гонцы с целью увидеть, как у других народов происходит служение Богу. В результате возвратившиеся посланцы отдали предпочтение византийскому обряду, поразившему их своей красотой.
В итоге Владимир объявил, что будет принято крещение, соответствующее греческому обряду, чему предшествовал еще ряд событий.