Как князь владимир русь крестил

Теперь о самом крещении. Как оно проходило.

Многие представляют крещение, как один обряд. Мол, всю Русь построили на берегу реки, и заставили. Несогласных один-два миллиона человек убили. На самом деле процесс геноцида людей был длинный и продолжительный, вы это вполне можете увидеть в прошлой статье.

Датой крещения Руси, является время принятия христианства государственной религией. Даже по раскладам церкви последние крупные города докрестили в 13-14 веке. На самом же деле на территории России сохранялись язычники вплоть до прошлого века, оставшихся почти добила советская власть. Традиции сохранились в основном на границе и во всяких глухих местах. Многие уходили постепенно вместе с границей на Урал и в Сибирь. Кроме того язычники остались и среди казаков. Но об этом, как-нибудь потом.

Теперь, как всё это проходило на самом деле. Согласно летописям первым крещёным городом был Киев. В один день князь объявил: «Кто не пойдёт креститься, тот ему враг.» Многие из местных были в курсе предстоящего мероприятия и заблаговременно ушли в лес, другие ушли позже. Почему были в курсе, да потому, что до этого Владимир крестился сам и крестил дружину. Ещё долго князья будут бороться с разбойниками из тех язычников, что ушли в леса. Постоянно будут казнить их вождей, постепенно убивая носителей настоящей веры борющихся за свою веру.

Далее Владимир крестит небольшие городки, и посылает Добрыню с попом-предателем Анастасом покрестить Новгород. Новгород заранее готовится, громят дома христиан, жгут и грабят церковь. Применив хитрость Добрыня пробирается в город и поджигает его. Пока люди пытаются драться с дружиной, сгорают их дома. В итоге, им приходится остановить сражение и тушить город. В итоге и Новгород крещен, противники этого убиты или заставлены.

Наступает очередь других городов, там тоже без борьбы не обошлось. Вятичи до 13 века были язычниками, а в Новгороде и Ростове постоянно горели церкви.

Далее христианская вера двигалась вместе с завоеваниями князей. А процесс насилия и геноцида язычников длился многие века.

Но, чтобы вы не преувеличивали значимость христианской церкви в то время, замечу:

Первые более-менее полные библии появились в 16 веке. До этого «библия» существовала кусками, написана непонятным языком(азбукой Кирилла и Мефодия) и почти не была доступна населению. То, что называют «Славянской Библией Кирилла и Мефодия», на самом деле псалтырь, кусок нового завета и книга по богослужению. При всём этом самой книги не сохранилось, вполне возможно она была ещё незначительнее, чем думают учёные. Как и сомнительно создание славянской азбуки: «Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены евангелие и псалтирь, написанные «русскими письменами». (Паннонские жития конец 9 века)». Ещё не создал, а уже обнаружил.

Учение передавалось по большей части со слов священника. Сохранились свидетельства современников, что в больших городах мусульмане и христиане совместно ходили в одну церковь. Часто священники пользовались арабскими и греческими книгами в богослужениях, что не способствовало пониманию. От богослужений на греческом остались греческие слова типа «котовасии». Многие «артефакты» того времени остались в старообрядчестве. Почитайте эту статью. Вы можете посмотреть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина 15 века, там тоже есть интересный момент в конце. Но это совсем другая история.

Только в 15 веке устаканили нормальный «кодекс», а в 16 веке напечатали Библию. Доходило до того, что с появлением типографских библий люди обнаруживали несоответствия с церковной практикой, за что платили собственной жизнью. Католики были в этом плане намного умнее, они запретили читать библию не церковникам, запрет был снят совсем недавно.

Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Остальное «просвЯщение» растянулось на многие века.

Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство

Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).

Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.

Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира

В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.

В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.

Князь Владимир — правитель Киевской Руси

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня – Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией

Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.

988

в этом году состоялось принятие христианства

Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.

Крещение князя Владимира — 988 год

Первое крещение Руси

На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.

Андрей Первозванный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.

Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание. А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт. Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.

Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим. Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси. Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.

К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.

Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».

И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.

Религиозная деятельность князя Владимира была направлена — на укрепление княжеской власти

Религиозная деятельность князя Владимира — была направлена на укрепление княжеской власти. Мнения историков по этому поводу схожи.

О Владимире говорил Карамзин Н.М.:


Николай Карамзин
русский писатель и историк

Рассмотрим подробнее религиозные реформы князя Владимира.

Для раннефеодального государства  язычество было довольно не прогрессивной формой государственной религии, именно поэтому великий князь Владимир принял меры для установления соответствия между религией и политическим строем.

Князь Владимир провел две религиозные реформы:

  • это реформирование язычеств;
  • обращение к христианству всех людей.

988
в этом году Владимир и его дружина приняли христианство

Первая же сводилась к тому, что Владимир должен отобрать из числа языческих богов несколько главных. Среди них выделялись бог — Перун, это был покровитель княжеской дружины, а также другие божества южных восточнославянских областей.

Эта реформа была недостаточной, потому что  для феодального государства требовалось уже утверждения монотеистической  религии, которые лучше всего освещали власть великого князя. Именно таких религий в Киеве существовала только 3— это христианство, ислам и иудаизм.

Равноапостольный князь Владимир и равноапостольная княгиня Ольга. Именно они принимали решение, какое христианство лучше принять — западное или восточное

Княгиня Ольга, так же как и князь, Владимир должны были принять такой важный вопрос, какое христианство принять — западное или восточное. Тогда он начал думать.

Киеву намного выгоднее было иметь дело с Константинополем, потому что в его руках был водный путь «из варяг в греки», а с Византией давно уже существовали давние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда они были мирные.

Много лет Киев общался с Константинополем, и поэтому в связи с Западом были намного слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.

Если бы Владимир принял католичество

Рассмотрим все-таки вариант, при котором Владимир выбирает сближение с Римом. Не говоря о том, что это был бы совершенно неверные политический шаг и не вдаваясь в богословские детали, попробуем представить себе, что происходило бы дальше.

В 988-м Русь принимает христианство западного образца (официально еще не католицизм), в 1054-м окончательно оформляется как католическое государства. По стране строятся соборы и монастыри западного типа, епископы назначаются из Рима, а не из Константинополя. Для начала такая Русь оказалась бы во враждебном окружении. Рим-то далеко, а вот Константинополь — близко. Из Днепра в Черное море — и вот он. Выбор князя в пользу Папы означал бы одно: Русь и Византия больше не союзники. Это не объявление войны, это констатация того, что эта война очень возможна.

Византия, в борьбе за сферу влияния, вполне могла бы создать некую военную коалицию, направленную против Руси. Впрочем, это бы еще полбеды. Куда страшнее была бы возможная экономическая блокада. Для Руси Константинополь был важнейшим торговым партнером. И если Киев от этого партнерства сильно зависел, то Константинополь мог бы обойтись и без него.

Впрочем, мог быть и обратный эффект, негативный уже для Византии. Вполне возможно, что морские походы на Константинополь стали бы для русских князей нормой. Не исключено даже, что те с охотой заключали бы союзы против Византии. Довольно привлекательными, в этом плане, были бы Крестовые походы. Тем более, что освобождение Иерусалима, для многих его участников, было далеко не главной целью. Объединиться с западными рыцарями против Константинополя, чтобы ослабить его влияния, провернув дело под прикрытием Крестового похода, — хороший политический ход.

Загадывать можно и дальше. Например, интересен вопрос, как сложилась бы судьба Тевтонского ордена. Он перебрался на север Европы, чтобы воевать с местными язычниками и православными. Но в чем смысл, если тут уже есть католическая Русь, способная справится с этой задачей? Ну и совсем из далекого. Каким путем пошла бы Москва в XVI веке, когда наступила пора Реформации? Дальше с Римом? Или, наоборот, по пути Лютера, Кальвина и других отцов протестантизма? Вполне вероятно, что на Руси появился бы свой религиозный реформатор.

Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство

Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).

Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.

Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира

В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.

В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.

Князь Владимир — правитель Киевской Руси

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Причины принятия христианства, летописные и не очень.

Согласно многим летописям он рассылает послов к различным вероисповеданиям. Как красиво заворачивают христианские летописцы, он, мол, почувствовал стремление к их вере, или же ему понравилась внешняя помпезность и глубина идей. Некоторые совсем наивные верят, что Владимир решился увидев картину с страшным судом или же описывают любовную историю (что смешит, ведь на этот момент у него было 5 жен и около 600 наложниц, а Анну он и в глаза не видел). С какого перепугу он пришёл к идее принятия новой веры достоверно не известно.

Возможно, на него подействовали булгары с их исламским посольством к Владимиру, мусульмане часто пытались склонить в ислам соседей.

Или же здесь подействовали неудачи с княжеским пантеоном.

Возможно тут мировой черномагический заговор.

Или виной всему хитрый план, который он привёл в действие. Ведь в 988 году Владимир захватил Корсунь, и потребовал от Царьграда царевну Анну в жёны. Женившись на Анне, Владимир стал бы равен европейским правителям. Византийцы потребовали принятия христианства князя, что для Владимира не являлось проблемой.

Предыстория

Исторически высокое влияние на христианизацию земли Русской оказала Византия. Византийские императоры издавна использовали христианство как один из методов воздействия на врагов и союзников. Язычники, которые представляли угрозу Ромейской империи в виду своего воинственного нрава, подвергались христианизации. Таким образом произошло введение христианства на территориях болгар, в Великой Моравии. Первую попытку обратить русичей в своих союзников византийцы предприняли еще в середине девятого века. Патриаршие миссионеры способствовали крещению князей Аскольда и Дира, но распространения веры не произошло. Эту гипотезу поддерживают не все историки и богословы, но принято говорить о том, что официально первой русской правительницей, принявшей христианство, стала княгиня Ольга.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь с целью заключить с византийцами союз, которого они так ждали. Среди условий княгини было признать Русь равной империи, от чего константинопольские князья отказывались. Это не помешало правительнице креститься и принять духовное имя Елена.

Заключение союза откладывалось на несколько лет. Ольга отказывалась отправлять войска на помощь византийцам, при этом принимала у себя послов католического Папы. Чтобы не допустить развития католичества на землях потенциальных союзников, Константинополю пришлось принять условия княгини. Но до Владимирского крещения оставалось еще тридцать лет. Христианство не распространялось в серьезных масштабах, оставаясь уделом знати.

Владимир, воцарившись, активно пропагандировал язычество и гонения на исповедующих христианство. С его правлением связан первый случай, когда на Руси появились святые мученики. Собираясь принести жертвы языческим богам, Владимир выбрал молодого христианина по имени Иоанн. Его отец, Федор, отказался отдавать сына на растерзание варварского обряда. Он прославлял веру в единого Бога и Христа, за что озверевшие язычники убили их с сыном. На Владимира это событие оказало настолько глубокое воздействие, что после крещения он приказал построить на месте убийства одну из первых русских церквей – Десятинную.

Известен исторический эпизод, когда к князю пришли послы от различных религий с целью привлечь на свою сторону. Правитель выслушал каждого, но ни с кем не общался так долго, как с посланниками греческого патриарха. Вдохновившись рассказами о торжестве православных литургий и величии церквей, Владимир послал собственных людей убедиться, так ли это. Греческая вера также привлекала его интерес из-за стойкости и уверенности, с которой мученики Федор и Иоанн приняли за нее смерть. Когда доверенные лица возвратились в Киев, они подтвердили, что византийские храмы выглядели так, что и не понять было, на земле они находятся или на небе.

Была у Владимира еще одна причина: согласившись прийти на помощь Василию и Константину, императорам Византии, он потребовал отдать за себя их сестру Анну. Когда войска князя пришли на помощь императорам, те отказались отдавать сестру. В результате, Владимиру пришлось взять осадой крупнейший черноморский порт греков, полностью парализовав их экономическую систему. Только тогда Василий и Константин приняли условия киевского князя. Владимир крестился и забрал Анну в столицу своего княжества. Наступил переломный момент в истории Руси.

Если бы Владимир принял католичество

Рассмотрим всё-таки вариант, при котором Владимир выбирает сближение с Римом. Не говоря о том, что это был бы совершенно неверный политический шаг, и не вдаваясь в богословские детали, попробуем представить себе, что происходило бы дальше.

В 988-м Русь принимает христианство западного образца (официально ещё не католицизм), в 1054-м окончательно оформляется как католическое государства. По стране строятся соборы и монастыри западного типа, епископы назначаются из Рима, а не из Константинополя. Для начала такая Русь оказалась бы во враждебном окружении. Рим-то далеко, а вот Константинополь — близко. Из Днепра в Чёрное море — и вот он. Выбор князя в пользу Папы означал бы одно: Русь и Византия больше не союзники. Это не объявление войны, это констатация того, что эта война очень возможна.

Византия в борьбе за сферу влияния вполне могла бы создать некую военную коалицию, направленную против Руси. Впрочем, это бы ещё полбеды. Куда страшнее была бы возможная экономическая блокада. Для Руси Константинополь был важнейшим торговым партнёром. И если Киев от этого партнёрства сильно зависел, то Константинополь мог бы обойтись и без него.

Впрочем, мог быть и обратный эффект, негативный уже для Византии. Вполне возможно, что морские походы на Константинополь стали бы для русских князей нормой. Не исключено даже, что те с охотой заключали бы союзы против Византии. Довольно привлекательными в этом плане были бы Крестовые походы. Тем более что освобождение Иерусалима для многих его участников, было далеко не главной целью. Объединиться с западными рыцарями против Константинополя, чтобы ослабить его влияния, провернув дело под прикрытием крестового похода, — хороший политический ход.

Загадывать можно и дальше. Например, интересен вопрос, как сложилась бы судьба Тевтонского ордена. Он перебрался на север Европы, чтобы воевать с местными язычниками и православными. Но в чём смысл, если тут уже есть католическая Русь, способная справиться с этой задачей? Ну и совсем из далёкого: каким путём пошла бы Москва в 16-м веке, когда наступила пора Реформации? Дальше с Римом? Или же по пути Лютера, Кальвина и других отцов протестантизма? Вполне вероятно, что на Руси появился бы свой религиозный реформатор.

Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде

Однако насильное крещение Руси отражено в исторических источниках. Это факт, и мы не можем закрыть на него глаза

Крещение Новгорода — важное событие в христианизации Руси, и оно не прошло бескровно

В 991 году епископ Иоаким Корсунянин и воевода Добрыня отправились с киевской дружиной в Новгород.

Однако жители великого города вовсе не желали принимать новую религию. На то имелись и политические причины, ведь стать христианами значило — зависеть от киевского князя.

Великий Новгород — город, который, по «Иоакимовской летописи», крестили огнём и мечом.

Началось вооружённое сопротивление.

Часто сторонники версии о бескровном крещении Руси приводят в качестве аргументов цифры. Рассуждают так: в дружину максимум могли бы набрать 40 тысяч человек. Что они против непокорного народа?

Но Добрыне и не понадобилось численное преимущество. Он просто начал сжигать дома новгородцев, пока те не сдались и разрешили распространение христианства на своей территории.

Однако не все исследователи верят в эту историю.

Историк Алексеев С. В. указывает, что единственный источник этой истории — «Иоакимовская летопись». Этот документ не все считают подлинным. Есть версия, что это поздняя фальшивка.

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector