Тысячелетие крещения руси в воспоминаниях

Народные приметы в День Крещения Руси

28 июля раньше считали особенным

Люди обращали внимание на погоду. Считалось, что если утро солнечное, то и вес июль будет теплым

Дождь с утра пророчил ясную погоду во второй половине дня. Хорошей приметой считалось солнце, выглянувшее из-за туч. Это можно расценивать как божье благословение. В День Крещения нельзя работать в поле. Сейчас эта работа механизирована, но примета сохранилась. Многие люди, занятые приусадебным хозяйством, в не ходят огород. Считается, что в поле бродят злые духи.

28 июля не рекомендуется играть свадьбы. Такой запрет связан со многими праздниками. Считается, что в эти даты нужно вспоминать о Боге, посвящая себя молитвам. А свадьба предполагает веселые гуляния.

Аскольдово или Фотиево крещение

По одной из версий Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика, но вскоре после приезда в Новгород они отказались подчиняться чужой воле и двинулись на юг в поисках лучшей доли. Согласно древним летописям в Киеве на тот момент правили Хорива и Щека, другие источники указывают, что поляне в ту пору остались вовсе без правителя и вынуждены были платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в Киеве и стали княжить на полянской земле, защищая ее от воинственных и недружелюбных соседей.

Вскоре их южное княжество окрепло и начало представлять угрозу для Византийской империи. Даже Черное море, которое в древности именовали Русским, не могло стать надежной защитой от воинственных русичей. Византийцы в таких случаях поступали очень мудро: тем или иным способом они обращали грозных соседей в свою веру. Так произошло с Болгарией и Моравией, а чуть позже и с Киевской Русью.

Константинопольский патриарх Фотий послал в русские земли своих миссионеров, которые, согласно летописям, и обратили в христианскую веру Аскольда, Дира и ряд влиятельных киевских бояр. Это событие можно считать первым проникновением христианства на территорию Древней Руси. Крещение двух киевских князей вошло в историю как Аскольдово или Фотиево крещение и датируется 860-ми годами, почти за век до крещения Ольги.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Причины

Поворот власти лицом к церкви объяснялся неудачами перестройки. Экономический эффект от политики «ускорения» и создания кооперативов оказался незначительным. В то же время общественное обсуждение болезненных тем, прежде всего связанных с историей раннесоветского периода, вскрыло противоречия, которые нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.

Активизация церковной жизни в Советском Союзе совпала по времени с общественно-экономическим кризисом 1980—90-х. Вера в Бога помогла пережить тяжелые времена многим людям, столкнувшимся с крушением прежних идеалов.

Василий Васильевич или Владимир!?

Василий Васильевич — это великий князь Василий II Темный, живший как раз в XV веке. Получается, что именно эту эпоху и описала Повесть Временных Лет как последнее КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРИ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ. Напомним, кстати, что крестное имя Владимира Святого как раз и было ВАСИЛИЙ. Это хорошо известно, и отмечено, в том числе, и в Большом Катехизисе, лист 29.

Но тогда возникает естественное желание разобраться — кто же такие Никола Хрусоверт, Сисиний и Сергий — архиепископ новгородский, чья вера была выбрана на Руси при ее крещении. В миллеровско-романовском учебнике, в якобы X веке, — куда сегодня помещено крещение Руси, — никакого архиепископа новгородского Сергия, конечно, нет. И в самом деле. Какая может быть в «языческом Новгороде» православная архиепископия? Новгород «еще только собираются крестить».

Однако обратимся к XV веку. И поищем поименованных деятелей в эту эпоху. Оказывается, здесь они действительно есть и, более того, ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ.

Крестители Руси

Это, скорее всего, известный Николай Кузанский — Nicolaus Chryppfs Cusanus, живший в 1401-1464 годах . Считается «величайшим из немецких гуманистов… богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель» , т.2, с.212. Его прозвище КУЗАНСКИЙ считается происходящим от ДЕРЕВНИ КУЗА, откуда он был родом.

Хотя не очень понятно, почему прозвище Кузанский отразило имя никому неизвестной ДЕРЕВНИ, а не, скажем, провинции или страны, откуда он был родом. По нашему мнению, прозвище КУЗАНСКИЙ скорее означало КАЗАНСКИЙ. То есть, — родом из знаменитого в пятнадцатом веке города КАЗАНЬ.

Становится понятным и откуда возникло его имя ХРУСОВЕРТ, попавшее на страницы Большого Катехизиса. Оказывается, Николай Кузанский носил также имя CHRYPPFS, см. выше, что на старом русском языке могло звучать как ХРУС. Откуда же тут появилось еще и слово ВЕРТ в имени ХРУСО-ВЕРТ? Возможно следующее объяснение. Оказывается, Николай Кузанский написал сочинение о ВРАЩЕНИИ земли, в котором, как считается, «на 100 лет предварил Коперника», т.2, с.212. Но тогда слово ВЕРТ просто указывает на его открытие ВРАЩЕНИЯ Земли, от слова ВЕРТЕТЬ.

То есть, ХРУСОВЕРТ — это «ХРУС, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ». Или, еще проще, «ХРИСТИАНИН, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ». Тем более, что согласно Большому Катехизису, он был одним из основателей христианского православного вероучения XV века. Поэтому его прозвище ХРУС могло означать ХРИСТИАНИН, от имени ХРИСТОС = ХОРУС. Как мы начинаем понимать, именно при нем, или вскоре после него, великий князь Владимир = Василий крестил Русь.

Кто такой в XV веке Сисиний — второй церковный деятель эпохи крещения Руси? Мы не обнаружили в энциклопедии «Христианство» какого-либо известного СИСИНИЯ в XV веке. Зато мы нашли в ней ЗОСИМУ — одного из известнейших русских святых, основателя знаменитого Соловецкого монастыря. Зосима умер в 1478 году. Не Зосима ли упомянут в Большом Катехизисе под именем Сисиний?

Кроме того, оказывается, что именно на год крещения Руси 1489-й (по нашему исследованию), умер московский митрополит Геронтий, и вскоре был поставлен его преемник митрополит ЗОСИМА , т.1, с.387. История митрополита Зосимы сложна, запутана и происходила в обстановке бурной церковной смуты. Ее детали известны плохо , т.1, с.562. Не исключено, что СИСИНИЙ эпохи крещения Руси, по Большому Катехизису, это — московский митрополит ЗОСИМА конца XV века.

Князь Владимир: от языческой реформы до Крещения Руси

Князь Владимир Великий правил в Киеве с 979 по 1105 год. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши (согласно преданию, дочери древлянского князя Мала). Бабушкой князя Владимира была княгиня Ольга, которая приняла христианство еще в 957 году.

Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов. Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах (христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси. Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии.

«Великий князь Владимир избирает религию», полотно И. Е. Эггинка

Первое крещение Руси

На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.

Андрей Первозванный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.

Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание. А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт. Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.

Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим. Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси. Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.

К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.

Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».

И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.

В честь праздника в Москве построили колокольню, часовню и храм

Московское патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси Постройки возвели на берегу Борисовских прудов. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.

У подворья 11 колоколов (самый большой — весом почти 2500 кг) привезли в 2001 году.

В 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году — соорудили помост и смонтировали «систему управления» звоном.

Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове

Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове Вместимость массивного храма — до трёх тысяч человек, высота с крестом — 70 метров. Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырёх сторон пристроены полуциркульные экседры, что сделало план храма крестообразным.

В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых — приделы, а западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершает здание полусферический ребристый купол. В его барабане двенадцать окон по числу апостолов. Полукупола экседр повторяют форму купола и почти равны ему по диаметру, из-за чего храм кажется многоглавым.

Александро-Невская часовня

Александро-Невская часовня Часовня во имя благоверного великого князя Александра Невского — первое сооружение, которое возвели на патриаршем подворье. Расположена к юго-западу от храма. Здание увенчано полусферической главой на высоком гранёном барабане.

Высота часовни — 16,4 м

Колокольня Московского патриаршего подворья

Колокольня Московского патриаршего подворья Постройка расположена на западной стороне подворья, у края пешеходного моста, ведущего от Каширского шоссе. Колокольня завершена куполом и полукуполами подобными храмовым, но меньшего размера.

Крещение Руси в живописи

Такое важное событие, как Крещение Руси было запечатлено на картинах известных художников. Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси

Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе

Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси. Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе.

Еще одна известная работа принадлежит кисти Федора Андреевича Бронникова и датирована 1883 годом.

А это – полотно Андрея Иванова 1829 года.

Темой Крещения Руси также вдохновлялись такие художники, как Василий Перов, Алексей Кившенко, Клавдий Лебедев и другие.

Православие на рубеже перестройки

После небольшой «передышки» в военный и послевоенный период Русская православная церковь вновь подверглась гонениям при Хрущеве. Но ни генсеку-«кукурузнику», ни сменившим его Брежневу, Андропову и Черненко не удалось «показать по телевизору последнего попа». Более того, к 1980 году, когда коммунисты планировали полностью «изжить» религию в стране, давление государственных органов на церковь, напротив, стало ослабевать. В 1970-х многие интеллигенты разочаровались в марксистко-ленинской идеологии, одним из способов «внутренней эмиграции» для них стали духовные поиски. У таких авторов, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин, представляющих популярную в ту пору «деревенскую прозу», появляются образы героев-праведников, созданные словно бы по канонам древнерусской агиографии, а Владимира Солоухина советская критика обвиняла в «заигрывании с боженькой».

С началом политики гласности в 1987 году перед обществом встал вопрос моральной реабилитации репрессированных в сталинское время, в т. ч. и священнослужителей. Однако официальная политика в отношении церкви оставалась прежней, пока в 1988-м страна не подошла к знаковому юбилею — 1000-летию крещения Руси князем Владимиром.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дилетант (5 июня 2013). Дата обращения: 15 июня 2014.
  2. Матвеев С. И. . bogoslov.ru (19 июня 2015).
  3. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1981. — № 2. — С. 4-5
  4. О передаче Московскому Патриархату Даниловского монастыря в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1983. — № 8. — С. 2.
  5. Определения Священного Синода // ЖМП. 1986, № 9, стр. 6—7
  6. П. Н. Сенько. Введение // Русские церковные деятели – члены Академии наук. — СПб.: Ланс, 1995. — С. 10. — 288 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86379-021-0.
  7. Цит. по: ЖМП. 1988, № 9. — С. 37.
  8. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1988. — № 7. — С. 2-6.
  9. ↑ vmeremina.narod.ru/istor3/ist3-59p.rtf
  10. Указ Президиума Верховного Совета СССР (о награждении орденами СССР религиозных деятелей) // Журнал Московской Патриархии. 1988. — № 9. — С. 2.
  11. Кырлежев А. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Константинопольском Патриархате // Журнал Московской Патриархии. 1988. — № 12. — С. 53-54.
  12. Герд Штриккер. // Русская православная церковь в советское время 1917-1991 материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. Книга 2. — Изд-во «ПРОПИЛЕИ», 1995. — С. 234. — 462 с.
  13. Алла Митрофанова. Последний храм в жизни // Фома. 2005. — № 3 (26). — С. 52-53.
  14. Герд Штриккер. // Русская православная церковь в советское время 1917-1991 материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Книга 2. — М.: «Пропилеи», 1995. — С. 219. — 462 с.
  15. Галина Шипилова. . obchina-xxc.ru. Община. Возродившие Храм Христа Спасителя (23 июля 2013).
  16. . www.religare.ru. РЕЛИГАРЕ (3 марта 2006).
  17. Владислав Мальцев. . www.ng.ru. Независимая газета (7 августа 2013).
  18. Под Патриаршим омофором. Издание Московской Патриархии. М., 1989, последняя стр. (нумерация страниц отсутствует).
  19. Из слова на встрече с творческой и научной интеллигенцией Чувашии 25 июня 1996 года // Журнал Московской Патриархии, 1996. — № 8. — C. 23-24

Значение

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. Торжества, посвящённые Тысячелетию, стали для Русской православной церкви подлинным триумфом, какого верующие не могли представить себе до этого события. Митрополит Ювеналий (Поярков) по этому поводу сказал: «Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник. А тут оказалось…».

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва, который использовал юбилей в своих целях для рекламы собственной деятельности

Вероятнее всего ему было важно завоевать доверие Запада. Именно с этого момента наблюдается значительное ослабление контрольно-репрессивного давления со стороны государственного аппарата на РПЦ

Церкви возвращаются храмы, происходят частые встречи государственных деятелей с церковными иерархами, прекращается преследование простых верующих. Впрочем, значительное государственное давление на Церковь сохраняется.

Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы (этот процесс наметился ещё в 1987 году, но после празднований развернулся с новой силой). После 1000-летия Крещения Руси были официально изменены советские правила регистрации православных приходов. Уже не требовалось собирать в общину «двадцатку», разрушенные храмы передавались властями массово. По всему СССР регистрировалось более полутора сотен общин ежедневно.

Всё больше людей стало обращаться к Богу, становятся доступной Библия и церковная литература. С этого времени партийная и государственная пресса (другой в СССР тогда не существовало) начала активно освещать проблемы религиозной жизни, на телевидении появляются духовные христианские программы.

Вместе с тем, торжества оправдали ожидания советских властей; по словам Харчева «Все увидели, что партия изменила политику в отношении религии, и не только Русской православной церкви. После этого началось и массовое открытие храмов, чему уже не препятствовали секретари обкомов. В свою очередь, что получило от этого государство? Люди поверили Горбачёву, что на самом деле происходит перестройка общества. Ведь в экономике-то особых успехов не было. Был и колоссальный резонанс за границей, мы избавились от жупела „империи зла“».

Новая политика Горбачёва сделала возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. Так, в 1989 году патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР. В 1996 году Патриарх Алексий II отмечал, «1000-летие Крещения Руси вылилось во всенародный праздник. И началось как бы Второе Крещение Руси. Вот с этого момента, а особенно с 1989 года, когда был принят Закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни».

5–12 июня 1988 года отмечали юбилей крещения

Основные юбилейные торжества были в Загорске и Москве 5–12 июня. Тогда же назначили и Поместный собор — это крупное религиозное собрание, на котором епископы, пресвитеры, диаконы и миряне обсуждают вопросы веры, реформы церковной жизни, утверждают новых святых.

В Москву съехались участники Поместного собора, а также 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей:

  1. Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  2. Патриарх Иерусалимский Диодор.
  3. Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
  4. Патриарх Болгарский Максим.
  5. архиепископ Кипрский Хризостом I.
  6. митрополит Варшавский Василий.
  7. митрополит Пражский Дорофей.
  8. митрополит всей Америки и Канады Феодосий.

13 июня 1988 года в Москве, патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Храм находится в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе.

Праздники начались в московском Богоявленском соборе с Божественной литургии.

Патриарх Пимен в Богоявленском соборе открывает торжества, посвященные празднованию 1000-летия крещения Руси

Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах были праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Это особое торжественное богослужение, которое проходит вечером.

Всенощное бдение состоит из:

  1. Вечерни – первая служба, которая напоминает и изображает ветхозаветные времена. Вспоминают как Бог сотворил мир, как согрешили первые люди, как их изгнали из рая, они раскаялись и молились о спасении. Также в службе упоминают о надежде согласно обетованию Бога и о том, как обетование исполнилось.
  2. Утрени – вторая служба, которая напоминает о новозаветных временах: как Иисус Христос явился в мир, жил, умер и воскрес.
  3. Первого часа – короткого молитвенного чтения на 15–20 минут, где верующие просят Бога, чтобы Он услышал их голос и исправил дела рук их в течение дня.

В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Во время такой службы храм освещают больше, чем в другие дни.

Празднование в Москве

Памятная медаль в честь празднования 1000-летия крещения Руси. Такие продавались в лавке Троице-Сергиевой лавры в 1988 году

На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря прошла Божественная литургия. Ее совершили:

  • Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  • Патриарх Иерусалимский Диодор I.
  • Патриарх Московский Пимен.
  • Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II.
  • Патриарх Румынский Феоктист.
  • Патриарх Болгарский Максим.
  • Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Обряд Божественной литургии в Даниловом монастыре

Когда в СССР решили «повернуться» к религии

Гонения на христиан в СССР было делом привычным, не удивляющим и не возмущающим обычный народ. Религия считалась опиумом для народа, из-за чего много православных священников были репрессированы во времена становления государства под названием СССР.

Небольшую передышку церкви дали военный и послевоенный периоды. Власти нужно было бороться за экономику и восстановление государства, а не против священнослужителей.

Но после 1955 года все вернулось на круги своя: православная церковь была объявлена врагом для народа. При этом ни разу по отечественному ТВ не показали «последнего священника». И в сложных условиях церковь продолжала существовать.

Перерождение Русской Православной Церкви произошло в 1970-х годах, когда многие представители интеллигенции обратились к духовности, разочаровавшись в идеологии Советов. При этом официально политика по отношению к церкви оставалась прежней еще почти 20 лет, пока перед властью не встала проблема организации празднования 1000-летия крещения Руси или, наоборот, высмеивание праздника.

5–12 июня 1988 года отмечали юбилей крещения

Основные юбилейные торжества были в Загорске и Москве 5–12 июня. Тогда же назначили и Поместный собор — это крупное религиозное собрание, на котором епископы, пресвитеры, диаконы и миряне обсуждают вопросы веры, реформы церковной жизни, утверждают новых святых.

В Москву съехались участники Поместного собора, а также 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей:

  1. Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  2. Патриарх Иерусалимский Диодор.
  3. Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
  4. Патриарх Болгарский Максим.
  5. архиепископ Кипрский Хризостом I.
  6. митрополит Варшавский Василий.
  7. митрополит Пражский Дорофей.
  8. митрополит всей Америки и Канады Феодосий.

13 июня 1988 года в Москве, патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Храм находится в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе.

Праздники начались в московском Богоявленском соборе с Божественной литургии.

Патриарх Пимен в Богоявленском соборе открывает торжества, посвященные празднованию 1000-летия крещения Руси

Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах были праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Это особое торжественное богослужение, которое проходит вечером.

Всенощное бдение состоит из:

  1. Вечерни – первая служба, которая напоминает и изображает ветхозаветные времена. Вспоминают как Бог сотворил мир, как согрешили первые люди, как их изгнали из рая, они раскаялись и молились о спасении. Также в службе упоминают о надежде согласно обетованию Бога и о том, как обетование исполнилось.
  2. Утрени – вторая служба, которая напоминает о новозаветных временах: как Иисус Христос явился в мир, жил, умер и воскрес.
  3. Первого часа – короткого молитвенного чтения на 15–20 минут, где верующие просят Бога, чтобы Он услышал их голос и исправил дела рук их в течение дня.

В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Во время такой службы храм освещают больше, чем в другие дни.

Празднование в Москве

Памятная медаль в честь празднования 1000-летия крещения Руси. Такие продавались в лавке Троице-Сергиевой лавры в 1988 году

На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря прошла Божественная литургия. Ее совершили:

  • Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  • Патриарх Иерусалимский Диодор I.
  • Патриарх Московский Пимен.
  • Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II.
  • Патриарх Румынский Феоктист.
  • Патриарх Болгарский Максим.
  • Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Обряд Божественной литургии в Даниловом монастыре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector