Рождественский женский монастырь (город москва)
Содержание:
- Современное состояние монастыря
- Исторические сведения об основании
- История Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря
- Время разрушений и гонения
- Святые и подвижники
- Как добраться
- Настоятельницы
- История монастыря
- Архитектурные памятники
- История Рождественского монастыря
- Утрата архитектурного памятника
- Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
- Настоятели, наместники
- Настоятели
- Возрождение обители и современность
- Настоятели и наместники
Современное состояние монастыря
Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире полностью восстановлена. Восточную часть монастырского комплекса украшает Рождественская церковь, узнаваемая по шатровой колокольне, выполненной в стиле барокко эклектической эпохи.
29 октября 2000 года состоялся крестный ход для перенесения мощей священноисповедника Афанасия (Сахарова) во Владимирский монастырь из храма князя Владимира.
С восточной стороны церкви находятся Святые ворота и церковь Александра Невского. Далее следуют келейные корпуса и здание духовной семинарии.
Внутреннее убранство монастыря
Ныне Владимирский фонд культуры активно проводит духовно-просветительскую работу среди населения города, возобновлена издательская деятельность.
Взрослые и дети получают духовное образование в воскресной школе.
Исторические сведения об основании
Основание мужского монастыря во Владимире стало точкой отсчета для Лаврентьевской летописи. Городской Владимирский кремль в 1191 году по указу князя Всеволода Большое Гнездо был дополнен одноглавым белокаменным собором, освященным в честь Рождества Пречистой Божьей Матери.
Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире
Время основания мужской обители указано приблизительно, основываясь на найденной табличке, где было сказано, что Рождественская церковь основана в 699 году. Об игумене мужской обители впервые упоминается в летописи 1206 года.
- Летописец 1212 года, указывает, что после смерти князя Всеволода остался монастырь и при нем церковь Рождества Святой Богородицы.
- Благодатное для служения место стало ступенькой для многих игуменов, которые позже были рукоположены в епископский сан.
- До 1227 года настоятелями владимирской святыни были игумены, после настоятельство перешла к архимандритам.
- 1238 год стал временем разорения от рук татар, захвативших Владимир, обитель была впоследствии сожжена, ее настоятеля священномученика архимандрита Похожия и иноков убили.
- В 1263 году Рождественский собор во Владимире был свидетелем отпевания святого князя Александра Невского, который был похоронен на юго-западной стороне.
- В 1561 году первенство от Рождественского монастыря переходит к Троице-Сергиевской обители.
По летописанию 1599 года Богородице — Рождественский монастырь на то время занимает по значимости второе место среди русских святынь.
Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире неоднократно была посещаема Патриархами:
- 8 мая 1629 года — Филаретом;
- 30 января 1643 года — Иосифом;
- 23 января 1653 года — Никоном.
В 1667 году архимандрит Филарет приобретает право носить архиерейский посох и именуется Преподобнейшим.
В 1697 году мощи Александра Невского перекладываются в новую раку, покрытую серебром и золотом, в 1724 году переносят останки в Александро-Невскую обитель Санкт-Петербурга.
В начале 1701 года количество монахов, живущих в обители, насчитывало 72 человека, а через сорок лет здесь обитали более ста человек, насельники, служащие при храме, среди которых проживали и отставные военные.
Богородице-Рождественский собор монастыря
Открытие в 1722 году цифирной школы для обучения мальчиков стало значимым событием для города.
В 1744 году согласно указу царицы Елизаветы Рождественская обитель становится резиденцией архиерея Владимирского.
Важно! Собрание летописей, древних рукописных книг в монастырской библиотеке являются уникальной исторической ценностью для всего русского православия. В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г
— придел Александра Невского
В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г. — придел Александра Невского.
При церкви Рождества Христова в 1825 году проведено освящение придела Иверской иконы Богородицы архиепископом святителем Феофаном Затворником.
После посещения древней Рождественской церкви в 1858 году императором Александром ІІ было дано повеление об ее восстановлении, на это царем было пожертвовано более сорока тысяч рублей, столько же поступило от частных лиц, а десять тысяч было передано Святейшим Синодом.
Архитектором-реставратором Николаем Артлебеном было принято решение о снесении домонгольской церкви и строительстве нового собора. Освящение новой церкви состоялось в 1869 году.
Случившийся в 1896 году пожар повредил иконостас в этом приделе, при восстановлении иконостас обновили, а деревянное покрытие заменили каменным.
История Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря
Возраст Коневецкого монастыря насчитывает около 700 лет — и за это время обитель пережила немало расцветов и периодов упадка. Интересно ознакомиться с ее историей подробнее.
От основания до ХХ века
Датой основания Коневского Рождество-Богородичного монастыря на Ладожском озере считается 1393 год, а начало святой обители положил преподобный Арсений Коневский. В давние времена святой пришел на остров Коневец, чтобы обратить в христианство местных жителей-язычников и заложил здесь собор Рождества Богородицы. Главной святыней новой Коневецкой обители стала чудотворная Коневская икона Божьей Матери, ее Арсений Коневский привез с собой с Афона.
Из-за своего приграничного расположения монастырь нередко подвергался набегам врагов и тяжелым испытаниям, но вместе с тем его монахи имели возможность вести активную миссионерскую деятельность. В начале XVII в. Коневецкая обитель была захвачена шведами, и ее насельникам пришлось временно перебраться в Новгород в Деревяницкий монастырь. После того, как по итогам Северной войны Коневецкая обитель была снова возвращена России, Петр Iдал разрешение восстановить монастырь. Правда, вплоть до 1760 года он продолжал зависеть от Деревяницкого монастыря и не имел самостоятельного статуса.
Основной расцвет Коневского Рождественского мужского монастыря пришелся на XIX век, когда обитель находилась в составе Великого княжества Финляндского
В этот период монастырь привлек к себе внимание правящих особ, в частности, в середине столетия его посещал Александр IIвместе со своей семьей. Бывали в Коневецкой обители и крупные деятели культуры — Николай Лесков, Тютчев, а также зарубежный писатель Александр Дюма
Благодаря вниманию и финансовой помощи высокопоставленных персон, уже в начале столетия Коневецкая обитель смогла начать активное строительство. В 1809 году было закончено возведение нового собора Рождества Богородицы — огромного двухэтажного здания с 8 колоннами и 5 синими куполами. Частью собора стала трехэтажная колокольня высотой 35 м, строительство которой было окончено в 1812 году. Также на территории древней Коневецкой обители были основаны Казанский и Коневский скиты.
В ХХ столетии
В начале ХХ века приграничная Коневецкая обитель снова попала под чужую юрисдикцию, после революции она стала частью Финляндии, получившей независимость. Несмотря на то, что финская Церковь также являлась православной, монастырю пришлось пережить период упадка. В связи с напряженной обстановкой на острове Коневец появились и разместились в гостиницах военные, остров был значительно укреплен на случай войны с Советским Союзом.
В 1940 году насельники Коневецкой обители были эвакуированы в Финляндию, а в последующие несколько лет здания обители подверглись серьезным разрушениям. Уходя из монастыря перед войной, монахи забрали с собой важнейшую святыню — икону Коневской Божьей Матери. При этом иконостас, колокола и библиотека Коневского монастыря остались на своих местах и понесли значительный ущерб. Многие реликвии были безвозвратно утеряны. В период с начала войны до 1944 года монахи возвращались на территорию обители, однако затем вместе с финской армией покинули остров окончательно и влились в братство Ново-Валаамского монастыря, основанного монахами, покинувшими Валаамский монастырь.
В советское время на территории Коневского Рождественского монастыря располагались военнослужащие, а в самом конце ХХ века в 1990 году он был снова возвращен Русской Православной Церкви — одним из первых в северо-западной области. В 1991 году в обитель вернулись святые мощи Арсения Коневского, пропавшие еще в 1573 году во время нашествия шведов. Коневецкий монастырь был освящен заново и постепенно стал возвращаться к привычной жизни.
В настоящее время Коневецкий монастырь является действующим и продолжает восстанавливаться после периода упадка. Ведутся реставрационные работы на территории, отстраиваются здания, одновременно с этим обитель постоянно принимает паломников и туристов, а также управляет подворьями в Приозерске и в Санкт-Петербурге.
Время разрушений и гонения
1918 год — начало гонений и разрухи. Войска чрезвычайного комитета занимают основные помещения монастыря. Архиерей и служители переселяются в помещения Успенского собора.
Осенью 1918 года в крестильной церкви устраивают зал для танцев, в августе 1920 года все здания монастыря переходят в собственность советской власти, ограду разбирают на кирпичи, колокола отправляют на переплавку.
К 1930 году, несмотря на протесты архитекторов, доказывающих архитектурную и историческую ценность храмовых построек, здание собора и церквей разобрали на кирпичи.
Крестильная церковь оставалась нетронутой благодаря тому, что в ней размещалась музейная библиотека, клуб любителей шахмат, на втором этаже занимались спортсмены.
Святые и подвижники
Святитель Тихон Задонский, на века прославивший обитель, был одним из сонма подвижников связанных с монастырём в XVIII-XIX веках. Наиболее чтимые из них находили упокоение в усыпальнице под алтарём трапезного Вознесенского храма, над пещерой затворника Георгия. Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы многочисленные случаи чудесной помощи, исцелений и заступничества. После закрытия обители в 1920-х годах останки одиннадцати чтимых Задонских подвижников были вывезены на городское Тюнинское кладбище. В октябре года место захоронения было найдено и останки были возвращены в монастырь, где рядом с мощами святителя Тихона по благословению митрополита Воронежского Мефодия (Немцова) была устроена мраморная гробница, перед которой стали служить панихиды по «Задонским старцам» в дни их памяти. В сонм «Задонских старцев» вошли:
- Евсевий (Евфимий II), схиигум. (+ 1745)
- Агапит (Болховитинов), иеросхим. (+ 1825)
- Антоний (Соколов), архиеп. Подольский (+ 1827)
- Георгий Машурин, в монашестве Стратоник, затворник (+ 1836)
- Павел, иером. (+ 1837)
- Нафанаил (Остапов), иеросхим. (+ 1849)
- Антоний Монкин, Христа ради юродивый (+ 1851)
- Авраамий, иеросхим. (+ 1852)
- Ириней, иером. (+ 1863)
Как добраться
Ближайшая станция метро – Трубная. Монастырь находится по адресу улица Рождественка двадцать, поэтому можно воспользоваться общественным транспортом или такси.
Ника
10
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника Достопримечательности, Статьи, Экскурсионный туризм
Настоятельницы
- Анисия (1547)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1634,1638)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1642 — 1655)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1659)
- Ираида (1666)
- Вера (Колычева) (1669)
- Таисия (1677 — 1678)
- Марфа (1685 — 1690)
- Александра (1697 — 1699)
- Евпраксия (Стуколова) (1702 — 1707)
- Аполлинария (Хвицких) (1708 — 1711)
- Памфилия (Водорацкая) (1711 — 1729)
- Евстолия (Лодыгина) (1730)
- Капитолина (Жукова) (1731 — 1739)
- Александра (1762 — 1773)
- Евфрасия (1773 — 1782)
- Паисия (1792)
- Есфирь (1812 — 1815)
- …
- Афанасия (Шипова) (1840 — 29 января 1865)
- Евфросиния (Кашкадамова) (1 декабря 1866 — 18 июня 1878)
- Серафима (Фон-Лескен) (26 июня 1878 — 1887 )
- Ювеналия (Ловенецкая) (октябрь 1902 — 1922)
- 1922 — 1993 обитель закрыта
Викторина (Перминова) (с 16 июля 1993)
История монастыря
В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича — Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.
Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.
По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.
В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго — Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.
Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара
При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.
В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей — Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.
В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного — царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.
В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.
В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.
К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.
Церковь Иоанна Златоуста
С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра — все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.
В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.
В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурные памятники
Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.
Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.
С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.
Колокольня с церковью Евгения Херсонского
С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.
Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.
История Рождественского монастыря
Рождественский монастырь в Москве был сооружен в честь победы русских на Куликовском поле. Купола данного монастыря можно видеть издалека, так как они возвышаются над остальными постройками данной улицы и даже над деревьями.
Сооружение посвятили Рождеству Богородицы. Первыми жительницами монастыря стали женщины, которые пострадали от данного сражения. Это были матери, вдовы, дочери тех, кто участвовал в битве и остался на поле боя навечно.
Икона рождение Богородицы
Сооружение было решено строить на холме, который прилегал к реке Неглинной. Рядом пролегала дорога, которая вела к стенам Кремля. Это дорога пролегала здесь с незапамятных времен. Первые строения этого монастыря были деревянными. Монастырь был выполнен в дереве вплоть до начала шестнадцатого века, когда его перестроили в камне.
Река Неглинка в Москве
В те времена Москва, практически полностью состоящая из дерева, страдала от пожаров. Огонь наносил повреждения всем без разбора постройкам, том числе и церковным сооружениям. В середине шестнадцатого века столицу постиг огромный пожар, он развернулся на внушительной территории и нанес немыслимые убытки. Во время этого бедствия пострадала и данная обитель. Были сожжены постройки и главное сооружение. После этих разрушений собор восстанавливала жена Ивана Грозного по имени Анастасия.
Следующие разрушения настигли обитель в начале семнадцатого века, когда возле неё были сражения с польскими войсками. Битва подошла вплотную к стенам монастыря, те воины, которые положили свою жизнь в этой битве, остались на монастырском погосте. Во время войны с Наполеоном, в начале девятнадцатого века, французы ограбили храмы этой обители.
княгиня Лобанова-Ростовская.
В семидесятых годах семнадцатого века на данную обитель выделила денежные средства сама княгиня Лобанова-Ростовская. На эти денежные средства возвели собор Иоанна Златоуста. Территорию, принадлежащую этому собору, защитили каменным забором. Стоит сказать, что эта ограда позже перестраивалась несколько раз.
Рекомендуем прочитать:
Достопримечательности Херсониссоса
Стены Рождественского монастыря видели и войну с французами. На самом деле, осталось достаточно мало сведений об этом периоде. Есть рассказы о том, как игумения Есфирь прятала ценности. Согласно информации, она положила все, что хотела сберечь в три разных ямы. В результате французы не нашли себе добычи в стенах этого сооружения. Так как воины все равно были настроены решительно, они обыскали все помещения и ограбили храм, сняв все украшения с икон.
Рождественский монастырь Москва
Говорят, в те года в монастыре даже жил одни из генералов Наполеона. Кроме того, французы устроили конюшню в трапезной. Постройки и привычный ритм был восстановлен сразу после победы над Наполеоном. Кроме того, были возведены новые постройки.
В начале двадцатого века при монастыре существовал приют для девочек, здесь могли найти дом те, кто лишился родителей. Кроме того, на территории обители действовала церковно-приходская школа. В эти же года был приглашен архитектор для обустройства Рождественского монастыря. Главной задачей было возведение трапезной.
Годы советской власти для данной обители, как и для остальных религиозных построек, были очень сложными. На втором десятке века монастырь закрыли, иконы ограбили, сняв серебряные оклады и ризы. Кроме того, иконы не оставили в этом соборе, их перенесли в другие помещения. Территория монастыря использовалось для необходимых властям целей. К примеру, там, где жили монахи, сделали коммунальные квартиры, соответствующие духу времени, но не целям, для которых строились. Кроме того уничтожили часть каменной ограды и монастырский погост. Основной собор пострадал в основном от перестроек. Последние проводились с целью приспособления помещения для необходимых нужд.
Светлое время наступило в семидесятых годах двадцатого века, когда власти пришли к выводу о ценности данного сооружения и организовали в нём музей-заповедник. Два десятка лет спустя в этих сооружениях были восстановлены церкви.
Рекомендуем прочитать:
Этапы оформления недвижимости в Турции
Утрата архитектурного памятника
В следующем столетии, а точнее в 1869 году, монастырь лишился одной из своих главных достопримечательностей – древней, построенной ещё в домонгольский период, Рождественской церкви. Дело в том, что за несколько лет до этого монастырь посетил государь Александр II и, осматривая его, заметил, что церковь явно нуждается в реставрации.
Казалось бы, добрые намерения, но ими-то, как известно, и выстлана дорога в ад. В результате церковь, когда-то устоявшая перед татарской ордой, оказалась бессильной перед человеческой глупостью. Нашёлся не в меру ретивый чиновник, приказавший снести её, раз она вызвала нарекание у высочайшей особы, а на освободившемся месте построить новую. Когда государь узнал об этом, то ничего уже нельзя было исправить.
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа).
Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.
Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.
В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.
Настоятели, наместники
- Прохор (упом. в 1632 году. Можно предположить, что он был первым преемником в управлении благочестивых старцев Кирилла и Герасима Задонских — основателей Задонского монастыря).
- Леонид
- Ефрем I
- Ефрем II
- Трифон (1693 — 1697)
- Игнатий
- Филарет
- Антоний
- Евфимий I
- В схим. Авель
- Евфимий II, в схим. Евсевий (1735-1745)
- В схим. Никита
- В схим. Иринарх
- В схим. Пахомий
- В схим. Тихон I
- В схим. Тихон II
- В схим. Питирим
- Стефан
- Тихон III
- Варсонофий I (- 1735)
- Варсонофий II (1751 — ?)
- Корнилий, в схиме Кирилл (1763 — ?)
- Зосима
- Нифонт, в схиме Николай (1767 — 1774)
- Феодосий (1774 — 1776)
- Самуил I (1776 — 1777)
- Венедикт (конец 1777 — 14 июля 1778)
- Самуил I (14 июля 1778 — 1787)
- Климент (Белошапкин) (конец 1787 — 1789)
- Тимофей (Самбикин) (1789 — 1805)
- Зосима, в миру Михаил
Иннокентий (Алексеев) (1805 — 1807)
Евграф (1807 — 1814)
Самуил II (Стебловский) (1814 — 1833)
Иларий (Иродионов) (1834 — 1836)
Досифей (Немчинов) (1836 — 1840)
Мартирий (Горбачевич) (1840 — 1842)
Иларий (Иродионов), 2 раз (1842 — 1845)
Серафим (Покровский) (1845 — 1855)
Дионисий (Долгополов) (1855 — 1860)
Варсонофий (? — 1861)
Димитрий (Григорьев) (25 мая 1860 -13 июля 1882)
Прокопий (Тенеровский) (1882 — 1893)
Иоанникий, в схиме Иоанн (1893 — 19 января 1902)
Леонид (Быковский) (1902 — 1904)
Нафанаил (Чулков) (1904 — 1912)
Александр (Зеленев) (1913 — 1920)
Митрофан (Гринев) (1920 — 1921)
Никандр (Стуров) (1923 — 1925)
Иосиф (Пальчиков) (весна-осень 1990, строитель)
Нафанаил (Черняк) (конец 1990 — (июнь-неофиц.) октябрь 1991)
Никон (Васин) (с октября 1991)
- Гермоген (Крицын) (2004 — 2005)
- Трифон (Голубых) (2005 — 2011)
Трифон (Голубых) (с 30 мая 2011)
Настоятели
- Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
- Андрей (1147 — 1157)
- Алексий (1157 — 1161)
- Мануил (1162)
- Моисей (? — 1187)
- Власий (1187)
- Савва (1359)
- Афанасий (1387)
- Андрей (1499)
- Геронтий (1517 — 1536)
- Константин (1544)
- Вениамин (1551 – 1555)
- Варлаам-Царица (1551 — 1557)
- Геласий (1556 — 1570)
- Мисаил (1571 — 1573)
- Иосиф (1579 — 1580)
- Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
- Аркадий (1600)
- Харитон (1605 — 1606)
- Онуфрий (1611)
- Павел (август 1613 — 1623)
- Александр (1628 — 1631)
- Герасим (июнь 1635)
- Евфимий (февраль 1637)
- Аркадий (1645 — 1649)
- Рафаил (1651- 1653)
- Авраам (1653 — 1655)
- Макарий (1655 — 1688)
- Антоний (1688 — 1695)
- Тарасий (1696 — 1699)
- Макарий (1700)
- Иоиль (1701 — 18 января 1708)
- Иоаким (1711 — 1718)
- Андроник (1728 — 1731)
- Артемий (1731 — 14 июля 1736)
- Антоний (август 1736 — июль 1740)
- Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
- Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
- Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
- Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
- Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
- Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
- Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
- Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
- Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
- Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
- Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
- Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
- Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
- Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
- Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
- Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
- Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
- Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
- Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
- Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
- Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
- Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
- Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
- Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
- Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
- Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
- Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
- Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
- Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
- Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
- Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
- Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
- Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
- Михаил (Темнорусов) (1892 — 1895)
- Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
- Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
- Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
- Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
- Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)
Возрождение обители и современность
В 1992 году в Рождественском соборе возобновились богослужения. Через год Священный Синод решил возобновить монашескую жизнь в обители, и сюда прибыли первые насельницы — сёстры из Пюхтицкой обители. Московский женский Рождественский монастырь получил статус ставропигии.
Расписание богослужений
Сегодня отреставрированы 3 из 4 монастырских храма, кельи насельниц и административные здания. Богослужения проводятся ежедневно. По будним дням в 7 и 17 часов. А в воскресные и праздничные дни добавляется ещё одна утренняя литургия, которая проводится в 9 часов утра.
Престольные праздники
В монастыре отмечают несколько престольных праздников. К ним относятся:
- 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;
- 21 июля и 4 ноября — икона Казанской Божией Матери;
- 27 сентября, 9 и 12 февраля — память Иоанна Златоуста;
- 1 августа, 4 октября и 10 ноября — поминание святого Дмитрия Ростовского;
- 17 июля — Сошествие Святого духа;
- 14 декабря — память Филарета Милостивого;
- 22 мая и 9 декабря — день памяти Николая Чудотворца;
- 20 марта — день святого Евгения Херсонского;
- 6 ноября — икона Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Богослужение в Казанском храме Богородице-Рождественского монастыря
Социальное служение
Помимо богослужебной деятельности в стенах обители проводится активная социальная и общественная деятельность.
- Монастырская воскресная школа принимает на бесплатное обучение основам христианской религии и православия детей от 4 до 17 лет.
- В церковной певческой школе для женщин изучают не только сольфеджио и основы хорового пения, но и богослужебный устав, катехизис и литургию.
- Благотворительный оказывает помощь малоимущим многодетным семьям из многих регионов. Также здесь помогают людям, оставшимся без жилья и попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
- При рождественской общине действует молодёжная организация, занимающаяся вопросами нравственного и духовного развития молодых людей.
- В обители работает библиотека, в которой собрано множество книг.
Настоятели и наместники
- Свт. Симон (1206 — 1214)
- Сщмч. Митрофан (1219 — 1227)
- Свт. Кирилл (? — 1231)
- Сщмч. Пахомий (? — 1238)
- Геннадий (Богоявленский) (? — 1517)
- Евфимий (? — 1572/73)
- Захария (после 1572/73 — 1578)
- Иоаким (1578/79 — ?)
- Варлаам (Рогов) (1583 — 1584)
- Иона (Думин) (1585 — 1588)
- Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 — 1637)
- Иоасаф (1654 — 25 апреля 1656)
- Филарет (ноябрь 1659 — 1672)
- Гавриил (Русской) (ок. 1730 — 1731)
- Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 — 1748)
- Владимирские владыки (с 1748)
Наместники
- Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)
1921 — 1991 — обитель закрыта и разорена - Нил (Сычёв) (17 июля 2001 — 16 июля 2013)
Кирилл (Сурков) (16 июля 2013 — 25 июля 2014)