Житие и икона онуфрия великого, в чем помогает святой и молитвы преподобному

Начало жизненного пути

О жизни преподобного Онуфрия известно из воспоминаний старца Пафнутия, который стал свидетелем последних дней святого и слышал историю отшельничества преподобного из первых уст.


Преподобный Онуфрий Великий

Детство и отрочество

По преданию в 320 году, в семье царя Персии родился долгожданный сын, который был вымолен у Бога в результате многочасовых молитв родителей. Злые души внесли в уши царя сплетню, что ребенок зачат от слуги. Разозлившись, отец бросил сына в огонь, но пламя буквально рассыпалось вокруг крошечного тельца.

Господь повелел назвать мальчика Онуфрием и передать сразу после рождения в египетскую обитель Эрити. Творец устроил так, что питание младенец, отказавшийся от молока матери, получал в виде молока лани, которая была с ним до 3-х лет. Прекрасная община Фиваидской пустыни воспитывала мальчика в страхе перед Господом и любви к Его заповедям.

Интересно! По преданию ключарь старался подкормить ребенка, давая кусочек хлеба, но мальчик никогда не ел сам, он бежал к святому образу Божьей Матери с Младенцем. В один из таких дней ключарь стал свидетелем, как мальчик подошел к иконе со словами о том, что хочет разделить с Младенцем хлеб, ведь Тому не дали ни кусочка.

Иисус протянул руки и взял хлебное подношение. Удивленный ключарь побежал к игумену и поведал тому об увиденном. Настоятель приказал на следующий день не давать мальцу хлеба, а предложил ему попросить еды у Младенца на иконе.

Наивный ребенок не почувствовал подвоха, он с чистым сердцем преклонил колени перед святым образом и попросил хлебушка у Иисуса, и в тот же миг огромная хлебина оказалась у него в руках. Молодой инок едва понес хлеб игумену, после чего вся братия воздала славу Богу, восхищаясь благодатью, лежавшей на Онуфрии.

Юноша не один раз слышал об отшельниках, живущих подобно Иоанну Крестителю в уединении, стремясь получить в будущем Божье блаженство, а не человеческое утешение. В сердце молодого инока возгорелось желание совершить отшельнический подвиг, и он тайно покинул обитель.

Молитвенный подвиг в Акелдаме

Предание о жизни в Акелдаме хранит только Иерусалимская Православная церковь. В нем говорится о том, что после ухода с обители Эрити Онуфрий посетил Иерусалим, и в течение нескольких лет вымаливая не только саму Акелдаму, но и всех похороненных в ней.

Благодарные потомки не забыли молитвенный подвиг святого и возвели в Греции Онуфриевский монастырь. Именно молитвы преподобного о погребенных положили начало православной традиции освящения храмов на кладбищах во имя святого Онуфрия Великого.

Встреча со старцем Ермием

После ухода из Иерусалима монах блуждал по пустыни, пока, обессилев, не упал. В это время над ним появился яркий свет, излучаемый ангелом-хранителем, который пообещал не оставлять Онуфрия до самой смерти. Ведомый ангелом путник пришел к пещере старца Ермия, он много лет вел отшельническую жизнь.


Икона преподобного Онуфрия Великого

В течение нескольких суток, денно и нощно, учил старый отшельник молодого монаха жизни в пустыни, затем отвел его в отдаленное место и оставил наедине с природой. В последующие года старец навещал пустынника, пока смерть не забрала его.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Христианская религия и ее возникновение на Руси

Тремя основными религиями мира являются ислам, буддизм и христианство, которое, в свою очередь, делится на православие, католицизм и протестантство. В основе христианства лежит вера в Иисуса, главный источник вероучения — Библия, а приобщение к вере происходит при участии в священных таинствах.

В Киевской Руси христианская религия появилась через тысячу лет после прихода Христа Спасителя. Мудрая княгиня Ольга стала первой правительницей, принявшей крещение в Царьграде (в тогда еще византийском Константинополе). Ее крестным отцом стал Цесарь Константин. После этого события княгиня Ольга стала умолять своего сына Святослава тоже принять крещение, но он пренебрег ее советом, боясь того, что засмеют его воины. За это он поплатился собственной головой. Когда опытный полководец Святослав пал в бою, из его черепа хан Печенежский сделал обрамленный золотом кубок для вина и пил из него за свою победу.

Сделал упор на делах милосердия

Все украинские религиозные организации ведут гуманитарные проекты, которые с началом войны на Донбассе актуализировались — помощь армии и беженцам, сбор гуманитарной помощи и средств. УПЦ, являясь самой большой украинской церковью, помогала не избирательно и не пиарилась на этом, ведь дела милосердия и помощи ближнему — наиважнейшие обязанности христиан. Обеспечение необходим: лекарствами, продуктами, одеждой и убежищем всех пострадавших от войны по обе стороны фронта, посредничество в обмене пленных — в этом уникальный опыт и заслуга УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием. 

Победа митрополита Онуфрия: Церковь не собирала средства на орудия убийства. Наоборот, аккумулировала помощь для защиты жизни. Это будут помнить всегда, равно как и священников националистических религиозных организаций, которые фотографировались с оружием в руках на линии фронта.

Встреча с Пафнутием и мирный уход

Старцу Пафнутию была дарована встреча со святым накануне ухода того в вечное блаженство.

Находясь в пустыне несколько дней, Пафнутий встретил необычного вида человека с седыми волосами и бородой до колен, которые укрывали его в виде накидки. Странник благосклонно встретил уставшего путника и пригласил в пещеру для долгой беседы.


Святой преподобный Онуфрий Великий

Уставший после блуждания по пустыне Пафнутий не посмел просить об еде, как неизвестно откуда появился хлеб и кувшин с водой. Утолив голод, подвижники провели в беседе день и ночь.

Наутро старец сказал Пафнутию о том, что он послан Господом, чтобы похоронить преподобного Онуфрия Великого. Услышав о желании гостя повторить отшельнический подвиг, преподобный передал послание Господа, в котором говорилось о том, что Пафнутий должен вернуться в монастырь и рассказать инокам о жизни святых отшельников.

Когда последние наставления были отданы, пустынник лег на земляной пол, сложив крестообразно руки на груди, и тихо почил. Как только душа покинула тело, лик святого воссиял удивительным светом, и по пещере распространился приятный запах благоуханий.

Интересно! Пафнутий услышал ангельское пение и голос, говорящий о том, что душа усопшего забрана в вечное блаженство. Завернутое во власяницу Пафнутия тело было погребено под кучей камней, служивших защитой от набегов хищников.

Как только Пафнутий задумал поселиться на время в пещере, та мгновенно рухнула. Пальма засохла и ушла с корнями под землю на глазах изумленного монаха, к тому же не осталось ни капли воды в источнике.

Таким образом, Творец дал знать Пафнутию, что не желает видеть его подвижником, повелевает вернуться в Египет и рассказать обо всем, что с ним произошло в пустыне. Иноки в монастыре, услышав рассказ вернувшегося монаха, составили описание жития святого Онуфрия Великого и способствовали его распространению среди христиан Египта и Востока.

Боянская чудотворная плачущая

В десяти километрах от Черновцов на берегу курортного озера Затока находится живописное село Бояны. В сельском храме 18 декабря 1993 года, в канун праздника Николы Зимнего во время богослужения, священник отец Михаил Жар заметил, что на лике Богородицы глаза Божией Матери наполнились слезами, обильно стекающими по иконе. Священник подумал, что на иконе образовался конденсат, но приглядевшись, заметил, что слёзы истекают непосредственно из глаз Богородицы. После завершения службы отец Михаил попросил прихожан соблюдать спокойствие и, положив кусочек ткани в основание иконы, чтобы собрать чудесную влагу, опечатал храм и сообщил о случившемся правящему архиерею архиепископу Онуфрию. Владыка на следующий же день посетил приход, убедился в явлении новой чудотворной иконы.  

В этот период тяжелых испытаний раскола в Украине были явлены еще две чудотворные иконы Божией Матери – «Призри на смирение» в киевском Введенском монастыре и «Избавительница» в Киево-Печерской Лавре.

Вскоре у новоявленного Боянского образа произошло первое исцеление ребёнка со злокачественной опухолью мозга четвертой степени. Его мать, прослышав о чудотворной иконе, в последней надежде привезла в Бояны маленького Георгия. Вскоре врачи констатировали полное исчезновение опухоли. Второе чудесное исцеление у иконы произошло в том же 1993 году. Тяжелобольной (онкология) польский православный священник Игорь приехал вымолить у Матери Божией терпение и силы, чтобы достойно перенести неизлечимый недуг и по-христиански принять кончину. Но Господь судил иначе. Отец Игорь исцелился. Множество чудес, происходящих от этой святыни, были детально изучены и представлены в Синодальную комиссию. 4 октября 1994 года на заседании Священного Синода УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира икона была признана чудотворной и получила название «Боянская».

28 декабря 1999 года по благословению Владыки Онуфрия при церкви в честь Рождества Богородицы решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был основан Боянский женский монастырь.

С 1995 года за день до праздника в честь чудотворной иконы Божией Матери «Боянская», 24 сентября, к Боянской иконе во главе с Владыкой Онуфрием  ежегодно совершался 10-километровый  крестный ход из Черновцов в село Бояны. Эта традиция, установленная Митрополитом Онуфрием, сохраняется и поныне.

Следует сказать, что все начинания в Черновицкой епархии, строительство монастырей, детских домов, воскресных школ и множество других богоугодных дел происходили по благословению и с личным участием Владыки. Он постоянно служил в самых отдаленных храмах епархии, которая охватывает множество румыноязычных сел. Владыка досконально изучил румынский и прекрасно говорил проповеди на этом языке. Еще в молодые годы он поставил цель самостоятельно изучить английский и сейчас в совершенстве владеет им.

За 22 года служения на Черновицко-Буковинской кафедре авторитет правящего архиерея настолько возрос, что, невзирая на церковные расколы и разделения паствы по политическим взглядам, Черновицкая область сохранила единство в вере, раскольники не находили здесь почвы для реализации своих амбициозных планов. Церковь высоко оценила труды Владыки Онуфрия: 28 июля 1994 г. он был возведён в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода УПЦ, а 22 ноября 2000 г. – в сан митрополита. Вплоть до 14 декабря 2007 г. Митрополит Онуфрий являлся главой Синодальной канонической комиссии Украинской Церкви (до её объединения с богословской комиссией в Богословско-каноническую). Тогда же был назначен председателем Церковного Суда Украинской Православной Церкви.

Все эти годы и десятилетия Владыка Онуфрий оставался таким же открытым, доброжелательным и смиренным. Запомнился такой случай 17-летней давности. Один молодой сельский священник после рукоположения спешил в канцелярию митрополии, чтобы получить документы и указ о новом церковном служении в Броварском районе под Киевом. В дверях он столкнулся с монахом в скуфейке, ласково пропустившим его вперед со словами: «Проходи, батюшка». «А ты знаешь, кто тебе двери открывал?» – спросил священника собрат по служению. «Монах какой-то», – был ответ. «Этот монах – митрополит Черновицкий Онуфрий!»

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Яко сосуд священный Духа Божественнаго / стол и светильник Церкве Православныя во истину явился еси, священномучениче Онуфрие, / егда вся спира богоборцев земли нашея, / злобою ада дышуща, / разорити Церковь Божию устремишася. / Ты же со множеством исповедников Христовых / землю сибирскую костьми своими устилаху, демонскую дерзость гонителей беззаконных посрамил еси. / Ныне, о Всеблаженне, со всеми страстотерпцы Святой Руси, / в Церкве Небесней торжествующе, Моли Вземлющего грехи мира / спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Святительскою благодатию светло облечен, / яко Исаак целомудренный, / священнодействовати своею кровию Пастыреначальнику Христу славно предтекл еси, / Онуфрие богомудре, / Церковь Святую, злобою ересей и расколов злочестивых снедаемую, / и богоборцами разоряему, яко Невесту Христову, страданьми доблесне защищая, / путь верным к Божественному богомудрию ученьми твоими облистал еси, / яко страж недремлющий и верный друг Христов.

Похоронил братьев и сестру

Новость по теме Митрополит Онуфрий возведен на престол главы УПЦ (МП) – Когда мы узнали о его избрании, радовались как дети за земляка. А потом стало грустно: теперь он реже будет к нам приезжать. Но таким человеком, как митрополит Онуфрий, стоит поделиться и с другими областями, – рассказывает Николай Минтенко, председатель сельсовета Корытного. В том, что в Корытном митрополита знают и любят абсолютно все, – факт. Помнят и родню – Орест Владимирович Березовский (мирское имя, отчество и фамилия) родился 70 лет назад в семье священника.

– Отец его, Владимир, тоже был хорошим человеком, практически безотказным. Каждый у него дома мог переночевать и поесть. Времена тогда были тяжелые, военные, – говорят в сельсовете. А вот мама митрополита – матушка Юлия – часто болела, редко выходила из дома, справлялась в основном по хозяйству – у отца Владимира было большое хозяйство. Кстати, и дядя митрополита тоже был священником!

Новость по теме

Предстоятель УПЦ МП Онуфрий готов говорить с Филаретом об объединении Рассказывают в Корытном, и что у митрополита было два старших брата: Иван, тоже священник, и Виктор, водитель – оба уже покойные. А сестра Лидия умерла совсем молодой, в 37 лет, из-за работы с токсичными красками на сувенирной фабрике. У Ивана было двое детей, племянники митрополита. Один тоже умер, а второй работает водителем в селе.

– С прессой он не общается, говорит, что непубличный человек, – рассказывает Минтенко.

Отчий дом Онуфрия совсем крошечный, недалеко от центра села. Зато с ремонтом – оббит деревом, новая черепица, весь в цветах. Здесь уже 28 лет живет Мария Березовская, вдова племянника. Она также работает в епархии и ездит на работу в Черновцы. Старший сын Марии недавно закончил духовную семинарию.

– Никаких излишеств у нас нет – три комнаты, кухня, веранда, – рассказывает Березовская. – Владыка редко приезжает – на Рождество, Пасху. Он ведь занят постоянно. Зато, когда приезжает – от людей отбоя нет. Все идут. Он никому не запрещает приходить, с каждым беседует.

Митрополит Онуфрий Фото: ForUm

В быту владыка неприхотлив. Мария говорит: не смогла даже его поздравить – не пользуется он ни компьютером, ни мобильным телефоном. Даже телевизора своего нет, как и машины. Минтенко это подтверждает:

– У него только стационарный телефон, и то в приемной. А в кабинете книги, иконы. Даже самого простенького компьютера нет, – рассказывает он.

И во всем новый глава УПЦ такой:

– Как приезжает, никогда ничего не просит приготовить – ест то же, что и мы, – суп, мамалыгу, грибы. Последний раз очень хвалил мои соленья и варенья, – говорит Мария и добавляет вдруг: Очень на маму походит. Отец был большого роста, а мать небольшого, как и он сам.

Моего отца-священника уважали даже советские начальники

— Ваше Блаженство, мы знаем, что отец Ваш был священником. Были еще священнослужители у Вас в роду?

— Да, я родился в семье священника. Также был священником родной брат моего отца. Он служил в нашем селе, еще когда Буковина была оккупирована Румынией. Отец принял сан уже в советское время.

— Наверное, тогда было нелегко выбрать этот путь …

— Нелегко … Отец сначала работал заведующим складом в колхозе. Там столько всего — начиная от хлеба, продуктов всяких и заканчивая хозяйственными товарами — лопаты, грабли. Я к нему приходил, маленьким еще, лазил по тем складам — интересно было…

Отец не учился в семинарии, окончил пастырские курсы при епархиальном управлении. Были такие в 50-х годах. Мы, маленькие, и не знали, что он пошел на курсы. А потом принял сан.

Могу сказать, что отца у нас в селе очень уважали. Он много работал, и зарабатывал, я думаю, неплохо. Но все оставил и стал священником. За это его уважали все, даже советские начальники.

Служил он не в нашем селе. У нас тогда была один сельсовет, но разделенный: село, где я родился, называется Корытное, а второе — Бережонка. Вот в Бережонке он и служил. Многих крестил на дому, венчал. Люди ему доверяли.

Помню, как я, уже монахом, приезжал домой в гости, поздно вечером люди приходили к нему крестить детей. Подъезжает машина, из нее выносят ребенка, тихонько идут с ней в дом. А в доме уже все готово для крещения. Иногда и венчал ночью.

— Хватало у него времени на общение с вами, детьми?

— Общался, но свободного времени не так уж много было. Священник всего себя отдает людям, а для семьи остаются такие крошки — словно крохи со стола. Приходит он домой после богослужения усталый и изможденный. Надо просто терпеть, НЕ выворачивать его наизнанку — мол, говори с нами, рассказывай. Он, может, уже и языком едва двигает…

Но были времена, когда он нам рассказывал что-то из житий святых. Помню, маленьким еще был, то он рассказывал о святителе Василии Великом — бывший ученый, оставил все и пошел в монахи. И как становился он на молитву, солнце светило ему еще в затылок, а как кончал молитву, то солнце светило уже в лицо. То есть всю ночь он молился — от заката до восхода солнца. Так мне запомнилось это, что я тогда подумал: «Я таким хочу быть!» Потом об этом забыл, вырос таким, как и все дети…

Но в церковь я все время ходил. Не всегда с охотой, правда… (улыбается и держит паузу — ред.). Хотелось в футбол играть: в воскресенье в первой половине дня команды собираются, а мама: «В церковь, собирайся в церковь». Отец шел очень рано, мы не ходили с ним. Он вставал еще затемно, читал правило и затем шел, а мы уже к началу Литургии. Мама нас собирает, ведет, и было, что я сетовал: «Боже, так хорошо, ребята играют в футбол, а мне в церковь идти».

— Почему тогда, в такое время — расцвет атеистических настроений — Ваш отец принял решение стать священником, что на него повлияло?

— Я не могу сказать. Думаю, это был порыв его души, призвание. Если нет Божиего призвания, то никто не сможет это понести. Ведь он себя обрек на позор и поругание. Люди его очень уважали, но в обществе, в государстве тогда все говорили, что попы — это мракобесы и обманщики.

— Как вы, дети, воспринимали такое отношение к отцу?

— Да нас тоже не хвалили. Мы ходили в церковь, никогда от Бога не отрекались. Нас тоже обзывали, но мы терпели. А что было делать? Было такое время, что не было вариантов.

— Вы были пионером, комсомольцем?

— Честно говоря, не был ни пионером, ни комсомольцем. Моя классная руководительница была женой моего старшего брата, то есть человек не чужой. И как сказали, что будут принимать в пионеры, то я в тот день в школу не пошел и так в пионеры НЕ поступил. Но она меня заставила надеть галстук и ходить в нем, потому что ее и так упрекали: мол, за невестку попа…

И в комсомол я не вступал. Хотя нас в прямом смысле слова заставляли: вызвали в учительскую, ставили на колени (нас несколько было ребят, которые не хотели вступать в комсомол). Мы часами стояли на коленях…

— Сколько у вас детей было в семье?

— Четверо.

— Вы самый младший?

— Предпоследний (улыбается задумчиво). Нас было три брата и после меня младшая сестра.

Старший брат также стал священником. Уже года два, как он умер, и все остальные братья и сестра умерли, я один остался.

Занимался гимнастикой, чтобы вытянуться

Из-за своего невысокого роста будущий митрополит в молодости немного комплексовал. Его одноклассник Василий Данилюк вспоминает, в 5-м классе Орест решил заниматься гимнастикой, чтобы немного «вытянуться».


Митрополит Онуфрий Фото: УПЦ МП

И все, кто знал в молодости будущего митрополита, отмечают: он не пил, не прелюбодействовал, не хулиганил даже до семинарии. С юности хотел стать священником, но родные уговаривали идти в строительную сферу. В 1962 году Орест Березовский поступил в Черновицкое техническое училище, после его окончания до поступления в семинарию два года работал на стройках. С ним работал Александр Билыч, житель Черновцов.

– Однажды даже ночевали с Орестом прямо на вокзале, на чемоданах, – смеется Билыч. – Неудобно это вспоминать. Но нам и вправду не было где переночевать. Да и в то время не было еще так страшно ночевать в общественном месте… Чувствовалось, что он священник от Бога – часто утешал других, советовал, как по совести поступить.

И мечту свою Орест осуществил – стал священником, да еще каким! Из Черновицкого университета попал в Московскую духовную семинарию. В 1971 году принял постриг в монахи. 18 лет провел в братии Троице-Сергиевой лавры. Там, говорят, подружился с будущим патриархом Кириллом. А потом вернулся на родину.

– Епископ очень строгий и требовательный во всем что касается церковных дел. – Рассказала анонимно одна из сотрудниц епархии. – Прежде всего очень требователен к себе, того же требует и от подчиненных. Но в душе он очень добрый человек, никому старается не отказывать в помощи. В епархии говорят, что у него даже есть дар лечить болезни наложением рук – но точно об этом не скажу, ходят слухи. 

Елена МАРЧЕНКО

Великий помощник от духов злобы, о чем молятся святому преподобному Онуфрию

Подвизаясь в пустыне на протяжении 60 лет, Онуфрий Великий обрел великую благодать у Бога. Он претерпел множество скорбей и лишений. Помогает он христианам в любых жизненных обстоятельствах.

Молятся преподобному при желании побороть грехи и телесные страсти, при унынии и скорбях. Также помогает он в борьбе с видимым и невидимым врагом, восстающим на пути спасения.

Все, о чем молятся (просят) с верой этому великому святому, — он всегда слышит и помогает.

Святые пустынники и отшельники претерпевали козни от духов злобы. Более всего, в чем помогает Онуфрий Великий, — это в борьбе со злобными духами, терзающими душевнобольных.

Молитва Онуфрию Великому

О преизящный и превеликий пустынножителю, преподобне отче Онуфрие! Похваляю твоя неизреченная чудотворения и житие пресветло, еже еси препроводил от юности твоея, даже и до старости: никтоже бо изчести возможе терпений и подвигов твоих, пречестне.

Удивися преподобный Пафнутий твоему жестокому еже в пустыни житию, вкупе же и зело возрадовася, обрет тя единаго толиких подвигов и совершенства суща образ. Сего ради и подлинно испыта о трудех твоих святых и о еже колико имел еси временнаго жития.

Темже и написа, яко шестьдесят лет и три в трудолюбии пребывая, в наготе претерпевая мраз и зной, в глубокой пустыне со зверьми и птицы обитая, молитвы непрестанно творя, пожил еси.

Сего ради ныне радость тебе приношу от недостойных устен моих, преподобне отче, преподобному Пафнутию радосте великая (сподобися бо при кончине с львы послужити тебе, погребсти тело твое и с тобою на небеси жити),

Илии Фесвитянину ревнителю, Иоанну Крестителю наследниче, друже Христов и снаследниче истинный, Египту умная красото, Фивеом великое светило, Ливии красная доброто, финикс красно-процветающий,

орле высокопарный, летающий в поднебесная, на небесех гражданство обретый, идеже и водворися у Престола Владыки Славы, с двадесять четырми старцы жилище обретый, с ними же и пребываеши.

И ныне молю тя, пречудный гражданине небесный, святых ликов Ангельских совсельниче, услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего, в час сей и приими сие малое моление мое Акафистово, великий заступниче, скорый помощниче притекающим к тебе усердно.

Заглади рукописание дел моих скверных и нечистых, яже держат демонския полки. Покрый мя твоим заступлением, причти мя ко уготованному пресветлому месту молитвами твоими и сподоби мя вышняго Иерусалима, ибо по Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, тебе между теплейшими помощниками, молебниками и заступниками моими почитаю.

Присещаеши бо и даеши руку помощи припадающим к тебе в храме твоем и повсюду. Темже и аз недостойный ныне тебе молюся и призываю:

умоли милостиваго Бога, да отпустит ми вся прегрешения моя, вольная и невольная, сотворенная вся злая дела моя, и да избавит мя твоим предстательством от вечных мук,

научит мя творити добрая дела, наставит мя на путь к спасению истинному и сподобит мя купно радости вечныя насладитися со всеми святыми, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

60 лет пустынножительства в полном одиночестве, в общении с Ангелом

Невозможно передать трудности, которые перенес святой Онуфрий в пустыне. Днем он изнывал от жары, ночью мерз от холода. Питался подвижник кореньями и зеленью пустынных растений, а пил небесную росу, выпадавшую по утрам.

Онуфрий предал себя воли Божьей. Он посвятил свою жизнь постническим подвигам, обрек себя на жажду и голод. Всеблагий Господь, узрев такое дерзновение подвижника, приказал Ангелу Своему заботиться об Онуфрии.

Ангел на протяжении 30 лет ежедневно приносил ему хлеб и воду

По истечении тридцати лет, Господь преподал пустыннику более обильное питание. Возле его жилища выросла пальма, имевшая 12 ветвей. Ветви плодоносили по очереди, каждый месяц, и количество еды хватало на целый год. Возле пещеры из-под земли начал бить источник питьевой воды. Иногда и Ангел приносил ему хлеб.

Преподобный Онуфрий на протяжении 60 лет сподоблялся Святого Причастия. Святые Дары приносил ему Ангел. По принятии Тела и Крови Христовых, сердце подвижника наполнялось неизреченным веселием.

Ангел причащает преподобного Онуфрия Великого

Если он желал видеть человека, то Ангел брал Онуфрия, и подымал к Небесам. Оттуда подвижник мог наблюдать святых, живших друг от друга на больших расстояниях. Его душа возвеселялась и просвещалась.

В эти минуты он забывал обо всех лишениях пустынножительства. По возвращению в пещеру, отшельник еще усерднее начинает служить Богу, надеясь получить то, что открыл ему Господь.

Когда я поступал в семинарию, то «сжег» за собой все мосты

— После школы, когда встал выбор жизненного пути, у Вас были колебания, что делать в жизни дальше?

— У меня были большие планы! Я себе так мечтал: поучиться в вузе, закончить его, а затем пойти в семинарию.

После школы окончил профессионально-техническое училище, потом пошел на подготовительные курсы в университет. Год проучился и поступил в Черновицкий технический университет на вечернее отделение. Днем я работал — надо же было на что-то жить, потому что отец не помогал. Не то что не мог помочь, мог, но не делал этого принципиально. Говорил: «Я вас вырастил, вы получили образование, теперь вы мне должны помогать, а не я вам». И не давал ни копейки. Поэтому я должен был работать. И работая днем, вечером ходил на учебу.

У меня откуда-то появилось страшное желание учиться! Хотя в школе учился, можно сказать, с нерадением. Окончил школу без «троек», но и сам не знаю, как, потому что никогда ни книг не было, ни портфеля — одна тетрадь у меня была на все случаи жизни.

А потом я с таким желанием учился … Работаю до 4-х или 5-и часов дня, прихожу домой, поем, в шесть начинались занятия в университете и до 23.30. Пока дойду домой — уже 12, пока улегся — полпервого. В половине седьмого вставать, и так — каждый день. Я спал, где мог — в троллейбусе, автобусе. Только сел — и сплю…

— Кем работали?

— Электриком. Сначала работал по монтажу слаботочных линий (окончил училище по этой специальности), а затем, когда поступил в университет, работал на ткацкой фабрике электриком.

Ну и учился. И учился везде! Приеду в деревню, сяду на печь, возьму книги и решаю задачки… Люди-то говорят, а я себе своим занимаюсь.

Окончил три курса университета и думал кончать еще два, но для этого нужно было перевестись или в Одессу, или в Киев и выбрать специализацию. Попробовал перевестись — не получается. А я не хотел учиться заочно, мне нравилось слушать лекции, отвечать на семинарах, лабораторные работы выполнять. И в университете я был среди лучших студентов, меня даже на радио приглашали выступать.

Сел я тогда на площади на лавочке и подумал: «А надо ли мне дальше учиться?» Все равно не буду по специальности работать, пройдет два-три года, и все забуду. Общеобразовательные дисциплины, которые я за три года университета изучил, в жизни понадобились — история, математика, химия, физика. А дальше проходить специализацию — зачем? И решил, что дальше не пойду. Оставил университет после третьего курса и поступил в семинарию.

— Это было время открытых гонений на верующих. У Вас не было сомнений, ведь молодым людям препятствовали поступать в духовные учебные заведения?

— Как вам сказать … Не было сомнений. Даже когда поступал в семинарии, то «сжег» за собой все мосты. Забрал из университета документы на продолжение обучения в высшем учебном заведении, и эти документы подошли для семинарии. Я выписался из города, снялся с воинского учета и уехал, не зная, поступлю или нет. Но возвращаться обратно не собирался, это было бы для меня трудно. Никто из моих друзей не знал, что я выберу такой путь — в семинарию пойду.

Решил так: если не поступлю, останусь в монастыре на каком-нибудь послушании, назад не вернусь. Но Бог дал, меня зачислили, и не пришлось использовать свой​​, таксказать, «планБ»(улыбается).

— Монашеский постриг Вы приняли за год до окончания семинарии, то есть, опять «сожгли мосты»?

— Монашеский постриг принял в 3-м классе семинарии. Я поступил сразу во 2-й класс, в 1969 году, а уже через год был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Тех, кто учился в семинарии, в братию принимали быстро. В конце 1970 года поступил в Лавру, а в марте месяце 1971 меня постригли.

— Как Вы вообще решили принять постриг?

— Да сам не знаю, как… Так быстро все получилось. Честно говоря, в своей жизни до семинарию я монахов живых не видел, монастыри все были закрыты. Но, наверное, такое было Божие призвание — иначе не объяснишь. Бог призвал меня, и я пошел.

— А были рядом с вами люди, которые становились для Вас неким духовным идеалом?

— В Лавре были иноки, которые для нас стали образцом жизни и служения Богу и Церкви. Особенно архимандрит Кирилл (Павлов). Он и сейчас жив, но болеет, ему 95 лет… Он был авторитетом не только для меня, для многих. Прошел всю войну, после войны поступил в семинарию, был очень смиренным, кротким монахом. Наверное, за то, что он всех любил, все его любили и уважали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector