Какие отличия есть у армянского христианства от других ветвей, в том числе и русского православия
Содержание:
Другие христиане и другие религии [ править ]
Другие христианские конфессии править
Христианство в Европе в процентах (2010 г.)
Католическая церковь править
Католическая церковь в Армении разделена между Latin Rite приходы (субъекта Апостольской Администрации Кавказа ) и Армянской Католической Церкви приходы «s. Перепись 2011 года насчитала 13 996 католиков.
Протестантизм править
После распада Советского Союза американские протестантские миссионеры проповедовали в стране прозелитизм. Перепись 2011 года насчитала 29 280 евангелистов (1% населения) и 773 основных протестанта .
Восточное православие править
Согласно переписи 2011 года, в Армении насчитывается 7 587 приверженцев восточного православия, в основном русские, украинцы, грузины и греки. Русская православная община сосредоточена вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване, освященной в 1912 году.
Реставрационизм править
В Свидетели Иеговы подсчитали свое членство в 11500; перепись 2011 г. обнаружила 8 695 человек.
По состоянию на конец 2011 года Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывала около 3000 приверженцев в Армении; перепись 2011 г. обнаружила 241.
Езидизм править
Храм Язида Зиарат в селе Акналич
Около 1% населения Армении (23 374 по переписи населения 2011 года), в основном этнические езиды , этнорелигиозная группа, проживающая в западной части страны, исповедуют езидизм , одну из религий Яздана . Многие езиды приехали в Армению и Грузию в 19 - начале 20 веков, спасаясь от религиозных преследований. Отношения между езидами и армянами крепкие. Самый большой в мире езидский храм построен в небольшой деревне Акналич .
Иудаизм править
В настоящее время в стране проживает около 750 евреев, остаток некогда более крупной общины. Большинство из них уехали из Армении в Израиль после распада Советского Союза из-за стремления к повышению уровня жизни. Тем не менее, несмотря на небольшую численность, высокий уровень смешанных браков и относительную изоляцию, существует большой энтузиазм, чтобы помочь сообществу удовлетворить свои потребности.
Ислам править
Распределение мусульман в современных границах Армении, 1886–1890 гг.
Шииты
Сунниты
Минарет городской мечети в Ереване
Азербайджанцы и курды, проживающие в Армении, традиционно исповедовали ислам , но большинство азербайджанцев, которые составляли самое многочисленное меньшинство в стране, бежали во время Первой войны в Нагорном Карабахе . В 2009 году исследовательский центр Pew Research Center подсчитал, что менее 0,1% населения, или около 1000 человек, были мусульманами. необходима цитата
Голубая мечеть 18 века открыта для пятничной молитвы.
На протяжении всей истории армяне не обращались в ислам в больших количествах, несмотря на длительные периоды мусульманского правления. Во время арабского завоевания к армянам пришел ислам; Однако очень немногие армяне обратились в ислам, поскольку мусульманские законы не требовали от христиан принимать ислам.
Однако есть меньшинство этнических армян-мусульман, известных как амшенцы , подавляющее большинство которых проживает за пределами Армении, в основном в Турции и России .
Вера Бахаи править
Вера Бахаи в Армении начинается с некоторыми поражениями в исполнении и высылки в Бабу , Основатель Бабизм , рассматривается Бахаи как религии предшественника. В тот же год казни Баба религия была введена в Армению. В период бахаи в Армении потеряли связь с бахаи в других местах. Однако в 1963 году были выявлены общины в Ереване и Артезе . После перестройки первые бахаи Армении формируются в 1991 году а армянские бахаи избрали свое первое в 1995 году. По оценкам, на 2010 год в Армении насчитывалось около 1200 бахаи.
Различие
Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре. Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.
Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.
Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской — Верховный Патриарх и Католикос всех армян.
Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.
Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).
Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.
Кардинально различаются обряды, а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.
Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос — это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу — объединяет в себе и бога, и человека.
Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.
Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.
Армянская апостольская церковь
Место армянской церкви в христианском мире
Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.
К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.
Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.
Армянский обряд
В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.
В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.
Особенности армянской церкви
Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».
В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.
В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.
Структура армянской церкви
Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.
Другие религии страны
Поскольку конституция регламентирует свободное вероисповедание граждан, в стране можно отметить присутствие и других религий. К примеру, встречаются здесь и представители ислама. В столице — Ереване для них располагается знаменитая Голубая мечеть, которую построили еще в 1766 году. Это великолепное сооружение, которое носит религиозный характер.
Помимо ислама на территории государства встречается и католицизм. Католических приходов в стране немного. Их насчитывают в районе 36, и эти общины называют «франками». Они появились приблизительно вместе с крестоносцами.
Среди армян также распространение получило псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Небольшая часть народа и вовсе отрицает Бога и религию и относится к атеистам.
Столетия борьбы
Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.
Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры. Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены. После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.
История
Армянская история насчитывает более 3000 лет. Это один из древнейших народов Закавказья. Армяне исторически населяли Армянское нагорье — обширный участок гор и долин между Восточной Анатолией и Южным Кавказом. Предками современных армян являются племена хурритов, урартов и лувийцев. Большую часть своей богатой истории армянский народ провёл под властью великих держав региона. Западные районы Армении долгое время находились под византийским, а затем османским правлением, а восточными районами владели персы и намного позже Российская империя, а затем СССР после её распада. Удивительно, как при этом армянам удалось сохранить свою культуру, язык и религию.
Процесс формирования армянского народа начался примерно в 12 столетии до нашей эры и завершился 6 веков спустя. В этот период на армянских землях находилось государство Урарту, после падения которого эти территории принадлежали сначала Мидийскому царству, а затем Первой Персидской империи. В 4 веке армянам удалось создать независимое государство — Айраратское царство. В 189 году до н.э. династией Арташесидов была создана Великая Армения, которая в период правления Тиграна II Великого превратилась в достаточно крупную и мощную империю. Впоследствии это государство было захвачено Римской империей. Римляне сделали Армению буферной зоной между своими владениями и древним Ираном. В 1 веке н.э. римляне уничтожили армянское государство, завершив историю династии Арташесидов.
Площадь Республики в Ереване
В первые десятилетия 4 века при царе Трдате III официальной религией стало христианство. Затем территория Армении была разделена между Римом и государством Сасанидов. В 405 году был создан армянский алфавит, который способствовал развитию единства армянской нации. В 5 веке персы пытались ассимилировать армян, навязав им зороастризм. Но эта затея не имела успеха.
В 6 веке большая часть территории Армении перешла к Византии. В середине 7 века армянские земли были захвачены арабами. Армянам удалось обрести независимость только в 9 веке, создав мощное средневековое государство, которое затем было раздроблено на федеральные царства, находившиеся в вассальной зависимости от государства Багратидов. В 11 веке на армянские царства обрушились сельджуки, которые нанесли им чудовищный урон. Армяне были оттеснены в Малую Армению, Каппадокию и Киликию, образовав там несколько государств. Дольше всех просуществовало Киликийское царство, которое успешно отражало набеги сельджуков на протяжении трех веков.
В 12 — 13 веках часть армянских земель вошла в состав Грузинского царства. В 1236 году Армения была захвачена монголами, а полтора века спустя — войсками Тамерлана. Все эти нашествия уничтожили армянское государство, рассеяв нацию по просторам Кавказа, Передней Азии и Ближнего Востока. Небольшое армянское государство (Хаченское княжество) осталось лишь на территории современного Нагорного Карабаха
Древний монастырь Хор Вирап
В 16 и 17 веках Армения стала ареной битв между Оттоманской империей и Сефевидской Персией. В начале 17 века значительная часть армян была переселена в центральные области Ирана. В 18 веке в Армении начинается период национально-освободительной борьбы, главной фигурой которой становится Исраэль Ори. В результате русско-персидской войны 1826—1828 гг. значительная часть Армении была присоединена к Российской империи. Этот период считается эпохой ренессанса армянской нации и культуры. Также тогда были начаты процессы репатриации армян из Ирана. При этом армяне, проживавшие на территории Турции, терпели многочисленные дискриминации. В течение 1894—1896 годов в Османской империи произошли массовые убийства армян. В этот период в Российской империи были закрыты армянские школы и газеты. Большая часть османских армян погибла в процессе геноцида 1915 года.
В конце Первой мировой войны была образована Республика Армения, которая уже в 1922 году стала частью СССР. Советской республикой Армения была до 1990 года. В 1991 года был проведён референдум о выходе из состава СССР и установлении независимости, который стал началом истории современного армянского государства.
Основные направления религии
За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.
Православие
К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии. Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.
Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.
Армянская церковь
Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.
Католицизм
Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.
Протестантизм
Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.
Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.
Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.
Армения — христианская страна
Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь. Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам. Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.
Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)
Коротко о религии в Армении
Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Армении, за 15-19 минут. История культуры армянского народа берёт своё начало с глубокой древности. Вероисповедание, традиции, уклад жизни продиктованы религиозными взглядами армян. Постараемся разобраться, какая вера у армянского народа, когда произошёл переход от язычества к христианству, чем армянское христианство отличается от русского православного.
Религия в Армении
- 1. Какая религия в Армении Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?
2. Какое христианство в Армении православное или католическое
- Религия армян в чем отличие от православия
Основные отличия Армянской Церкви от других Ортодоксальных Церквей обычаи
Армения до и после принятия христианства (историческая справка)
- Древняя Армения
Проникновение христианства на территорию Армении
Переход из язычества в христианство
Борьба за религию
Основание Армянской Церкви
Отпадение от Православия
Мусульманское иго
Армянская Церковь сегодня
Особенности Армянской апостольской церкви
- Место армянской церкви в христианском мире
Армянский обряд
Структура армянской церкви
Армянский церковный календарь
Религия армян в России
Армянская католическая церковь
- Венецианская Армения
Где живут армянокатолики
Официальная религия жителей Армении
- Республика Армения
Статистика о религиях в Армении
Другие религии страны Буддизм
Езидизм
Иудаизм
Ислам
Молокане
Язычество
Атеизм
Православные христиане в Армении
Свобода вероисповедания в Армении
Армения и Азербайджан религия
Армяне и грузины религия
Монастыри Армении — очаги культуры и науки
Сколько раз армяне меняли религию
Армянская церковь является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения стала первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, когда святитель Григорий Просветитель убедил правителя Армении Тиридата Великого принять христианство.
Специфика армянской диаспоры России
С распадом СССР на постсоветском пространстве образовалась армянская диаспора, качественно отличающаяся от прежней. По сравнению с диаспорой в странах дальнего зарубежья, армянская община России не обладает столь сильным политическим, финансовым и организационным потенциалом и, скорее, сама является объектом патронажа со стороны мировой армянской диаспоры. Причин здесь несколько.
Во-первых, армянская диаспора России достаточно неоднородна как в социальном, так и в этнокультурном смысле. Так, большая часть армян, обосновавшихся в России в «доперестроечный» период, адаптирована в правовом и социально-экономическом плане. Значительную же часть тех, кто приехал в РФ в конце 1980-х — в 1990-е гг., составляют люди с неопределенным гражданским статусом, испытывающие затруднения в трудоустройстве и другие социально-экономические проблемы. Как следствие, создаваемые ими объединения носят характер адаптационных центров, в которых этнокультурные и политические задачи отходят на второй план. В то же время именно среди армянских эмигрантов 1990-х гг. немало тех, кто сумел создать финансовые, коммерческие структуры и активно участвует в лоббировании экономических интересов, — правда, не столько Армении, сколько отдельных кланов из числа армянской диаспоры.
Армяне, относящие себя к «коренным россиянам», крайне насторожено относятся к армянским мигрантам 1990-х гг., не без основания считая, что в их среде немало криминальных личностей и групп, чья деятельность отрицательно влияет на отношение русского населения и властей к выходцам из республик Закавказья. Этнокультурная неоднородность армянской диаспоры проявляется в том, что определенная дистанцированность существует между армянами — выходцами из Армении и из других республик бывшего СССР, особенно Азербайджана. Азербайджанские, в первую очередь, бакинские армяне определяют в качестве виновника обострения армяно-азербайджанских отношений руководство Армении, чьи «непродуманные политические шаги создали для армян в Азербайджане нетерпимую обстановку». «Особой кастой» в диаспоре называют тбилисских и среднеазиатских армян, которых «айастанские» армяне (выходцы из Армении) считают «ассимилированными». Вследствие этих причин армянская диаспора России менее консолидирована, чем в странах дальнего зарубежья.
Во-вторых, несмотря на то, что экономический потенциал выходцев из Армении, проживающих в России, достаточно высок, особенно в сфере среднего бизнеса (рестораны, магазины, швейные и сапожные мастерские, пекарни), финансирование армянских диаспоральных объединений осуществляется ими крайне редко. По некоторым оценкам, крупный армянский бизнес носит криминальный характер и большого интереса к благотворительности не проявляет. Средний бизнес также не спешит вкладывать деньги в развитие армянских общественных, культурных объединений, школ. Ситуация иная, если речь идет о возможном лоббировании экономических проектов. Данное положение качественно отличается от механизмов финансирования армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья. Так, во Франции и США армянский бизнес не только финансирует церкви, школы, культурные центры, но и выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств.
В-третьих, особенностью армянской диаспоры России является отсутствие «конкуренции» основных партий («Дашнакцутюн», «Рамкавар», «Гнчакян»), борющихся за влияние на диаспору. В армянской диаспоре позитивно оценивается конкуренция различных партий и движений, пытающихся бороться за влияние на нее. Критерием же оценки их деятельности является реальный вклад в развитие диаспоры (финансирование, создание школ, библиотек, поддержка предпринимательства). Этот реальный вклад наглядно демонстрирует, какие партии и движения способны содействовать развитию диаспоральных объединений. В России гнчакяны и рамкавары не имеют сетевой структуры, в отличие от дашнаков, а потому традиционная конкуренция трех партий отсутствует.
В-четвертых, не пройдена стадия становления армянской диаспоры в России на институциональном уровне, существует конкуренция между армянскими объединениями Москвы, вследствие чего фактически отсутствует единый в федеральном масштабе координационный центр.
Современная миграционная волна
Всесоюзная перепись населения 1989 г. зафиксировала на территории РСФСР примерно полмиллиона армян, значительная доля которых была сосредоточена около южных границ России, а примерно 50 тыс. проживали в Москве и Ленинграде. Официальной статистики в 1990-х гг. не велось, однако с уверенностью можно сказать: за счет иммиграции количество армян в РФ резко возросло, а социальный и этнографический состав диаспоры сильно изменился.
Распад СССР вызвал новую большую волну эмиграции армян в Россию. Причинами исхода из республики стали разрушительное Спитакское землетрясение (1988 г.), транспортная блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, неблагоприятные социальные условия, массовая безработица. Основная часть армянских эмигрантов нашла пристанище в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, Москве, в промышленных центрах Урала и Сибири. Огромное число армян эмигрировали в Россию из Абхазии и Азербайджана, спасаясь от войны и этнических чисток. В этот период из Армении в Россию эмигрировало около 700 тысяч армян, меньшая часть — в Европу и США. В 1989 г. общее число армян в России составляло 532 тысяч, а в 1994 г. — уже 1,8 млн. Так постепенно происходило формирование новой армянской диаспоры России, которая насчитывала в 2003 г. около 2,2 млн человек.
Миграционные волны начались сразу после первых погромов в Сумгаите. В 1988–1990 гг. беженцы из Азербайджана ехали в Армению и Россию. Карабахский конфликт, экономическая блокада и энергетический кризис первой половины 1990-х гг. привели к первой значительной эмиграции из самой Армении. В этой волне значительную часть составляли уезжавшие семьями азербайджанские армяне, так и не сумевшие в условиях перманентно разрастающегося кризиса обосноваться на «исторической родине». Они покидали ее окончательно, в отличие от большинства граждан Армении, которые тогда выезжали только на заработки и не собирались порывать связи с родиной.
Экономическая стабилизация середины 1990-х гг., на время сократившая поток эмиграции, закончилась вместе с кризисом 1998 г. Ухудшение экономической ситуации, кризис верхов, завершившийся «дворцовым переворотом», а особенно трагедия, разыгравшаяся в парламенте РА 27 октября 1999 г., и последовавшая за ней чехарда в высших эшелонах власти — все это привело к росту неуверенности у населения и к новому витку эмиграции. Кроме того, с 1998 г. начался массовый отъезд граждан Армении с семьями (иногда в форме вызова жен и детей обосновавшимися на новом месте отходниками).
Основной принимающей страной стала РФ, куда уехало примерно 80% эмигрантов. По неофициальным данным, в Москве сейчас проживает более 600 тыс. армян — больше, чем во всей российской диаспоре 1980-х гг. Характерным явлением стало чрезвычайно широкое дисперсное расселение иммигрантов в малых городах и даже в сельской местности РФ.
Появление армян
Как и у всякого народа, происхождение которого уходит далеко в прошлое, история появления армян тесно переплетена с мифами и легендами, и порой именно устные сказания, передающиеся в течение тысячелетий, дают более четкие и ясные ответы, чем многочисленные научные гипотезы.
Согласно народным преданиям, основателем армянской государственности и собственно всего армянского народа является древний царь Айк. В далеком третьем тысячелетии до нашей эры он вместе со своей армией пришел на берега озера Ван. 11 августа 2107 года до н. э. состоялось сражение между предками современных армян и войсками шумерского царя Утухенгала, в котором победу одержал Айк. Этот день считается исходной точкой отсчета национального календаря и является всенародным праздником.
Имя царя и дало название народу (самоназвание армян – хай).
Историки предпочитают оперировать более скучными и размытыми рассуждениями, в которых остается много неясного по поводу происхождения такого народа, как армяне. Какая раса у них – также предмет споров разных исследователей.
Факт то, что на территории армянского нагорья в первом тысячелетии до н. э. существовало государство с высокоразвитой цивилизацией – Урарту. Представители этого народа хурарты смешивались с местным населением, постепенно приняли язык, так и образовалась такая нация, как армяне. Какие они стали за два тысячелетия, с чем им пришлось столкнуться – отдельная драма.