Святой эчмиадзин

Содержание:

Ориентирники

Материнский собор Святого Эчмиадзина находится в комплексе, окруженном множеством других построек, построенных на протяжении веков. Большинство зданий имеют большое архитектурное значение, например, старые и новые Папские резиденции, Канцелярия или Диванатун , Ворота короля Трдата , Музей сокровищницы Алекса и Мари Манукян (1982), Хримский музей, Еремские монашеские кельи, старое здание семинарии. , Часовая башня, Книжный магазин и т. д.

Геворкянская духовная семинария — богословский колледж Армянской Апостольской церкви, основанный Католикосом Геворком IV в 1874 году на территории комплекса Первопрестольной. Помимо Материнского собора, Вагаршапат является домом для многих других важных армянских церквей и соборов. Кафедральный собор Эчмиадзина, церкви Святого Рипсиме, Святой Гаяне и Святого Шогаката, а также археологические раскопки Звартноц внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Эчмиадзинский собор

Эчмиадзинский собор

Исторически центром города является Материнский собор Святого Эчмиадзина ( армянский : Մայր Տաճար Սուրբ Էջմիածին Mayr Tachar Surp Ejmiatsin ), который является одной из старейших церквей в мире. Впервые он был построен святым Григорием Просветителем как сводчатая базилика в 301–303 годах, когда Армения только что приняла христианство в качестве государственной религии (первая таковая в мировой истории). Церковь многократно расширялась, особенно в 480, 618 и 1658 годах.

Баптистерий Святых Вартана и Ованеса — это трехглавая часовня, расположенная к северу от Собора Матери и предназначенная для церемоний крещения. Он был спроектирован архитекторами Джимом Торосяном и Ромео Джулхакяном и освящен 26 сентября 2008 года, а строительство финансировалось британско-армянским благотворителем Арменом Саркисяном.

Церковь Святых Архангелов была построена между 2009 и 2011 годами и расположена во дворе Геворкян Семинарии здания. Однокупольный храм освящен 5 ноября 2011 года по проекту архитектора Джима Торосяна. Строительные работы профинансировал армянский меценат Гагик Галстян.

Церковь Святой Рипсиме

Построенная в 618 году церковь Святого Рипсиме в основном сохранилась практически без изменений. Он считается одной из старейших сохранившихся церквей в Армении, известной своей прекрасной архитектурой классического периода, которая оказала влияние на многие другие армянские церкви. Он был возведен в 618 году католикосом Гомидом на вершине первоначального мавзолея, построенного католикосом Сааком Великим в 395 году, в котором хранились останки замученной святой Рипсиме . В соответствии с 17 — го века армянский историк Аракел Тебриза , церковь была отремонтирована в течение 1651-1653 Католикос Филиппа I . Отремонтированы крыша, верх купола, стены и основания. На крыше поставили крест, а с западной стороны пристроили небольшой портик. Это одна из немногих армянских церквей, сохранивших свою активность в советский период.

Церковь Святой Гаяне

Церковь Святой Гаяне, построенная в 630 году католикосом Эзрой I , отличается гармоничными пропорциями. Это трехнефная купольная базилика с восьмиугольным барабаном, покоящимся на четырех внутренних колоннах, которые делят внутреннее убранство церкви на три. Его дизайн остался неизменным, несмотря на частичную реконструкцию купола и некоторых потолков в 1652 году.

Церковь Шогакат

Значение падения света , Шогакат Церковь является Однонефная Купольная базилика, построенная и завершено в 1694 году князем Агамалом Sorotetsi в период Католикоса Nahabed I . Он построен из красного и черного туфа на развалинах базилики VI века. Остатки небольшой часовни 4-го века можно увидеть на юго-западном конце церкви Святого Шогаката.

Звартноц собор

Звартноц — это разрушенная круглая церковь 7-го века, построенная по приказу католикоса Нерсеса III Строителя между 641 и 653 годами. Она находится на восточной окраине современного Вагаршапата. Звартноц — величественный собор, известный своим уникальным дизайном, посвященный святому Георгию , построенный на том месте, где должна была состояться встреча царя Тиридата III и святого Григория Просветителя . В 930 году церковь была разрушена землетрясением и оставалась похороненной до тех пор, пока не была заново открыта в начале 20 века архитектором Торосом Тораманяном . На раскопках между 1900 и 1907 годами были обнаружены фундамент собора, а также остатки Папского дворца и винодельни.

Храм Звартноц — где находится, история, музей

Руины храма Звартноц расположены в 4 км, не доезжая до Эчмиадзина. То есть Звартноц можно посетить как до, так и после Эчмиадзина, так и отдельно от него.

Звартноц в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Храм был построен в 640-650 годах, в 10 веке он обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца были открыты раскопками в 1901 году, в настоящее время почти целиком реконструирован первый ярус.

Это памятник раннесредневековой армянской архитектуры. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список всемирного наследия Юнеско.

На территории есть небольшой музей, самым интересным экспонатом музея является макет храма, который дает полное представление о бывшем великолепии Звартноц.


Руины храма Звартноц


Знаменитые спиральные символы храма Звартноц

Во время нашего посещения на территории Звартноц шла запись на видео выступления армянских танцевальных женских коллективов, и наше посещение было реально классно украшено армянской музыкой, группами девчушек и девушек в ярких танцевальных костюмах, кружащих прямо посреди руин храма. Такое чудесное сочетание древнего и настоящего, священности и быта. Благодаря этому событию Звартноц оставил у меня только лучшие воспоминания.


Армянский танцевальный ансамбль на фоне руин храма


Яркие армянские девчонки фотографируются


Вид на жилые дома за раскопками


Выступление ансамбля на раскопках храма Звартноц, Армения

Другие проекты и деятельность Матери Престола [ править ]

Мать Престола отвечает за многие образовательные и социальные программы, в том числе:

  • Стоматологическая клиника: работает с 2003 года в отреставрированном здании, первоначально построенном как духовная больница в 1902 году, расположенном недалеко от комплекса Материнского Престола в Вагаршапате. Здесь есть четыре полностью оборудованных стоматологических кабинета, а также кабинет логопеда. Клиника предлагает бесплатную стоматологическую помощь семьям жертв и ветеранов Первой Нагорно-Карабахской войны , ветеранам Великой Отечественной войны , инвалидам и семьям, страдающим от бедности.
  • Детский дом: расположен во дворе церкви Святой Гаяне, где проживают 45 детей-сирот в возрасте от 6 до 16 лет. Проект финансировали Джордж и Джон Куркджиан из Соединенного Королевства.
  • Дом для престарелых: расположен в Вагаршапате, предоставляет убежище, еду, медицинское обслуживание и гуманитарную помощь более чем 50 пожилым мужчинам и женщинам.
  • Нерсийский лес и детская площадка: детская площадка была открыта в июне 2009 года на юго-западе монастырского комплекса, на территории Нерсинского леса Первопрестольной.
  • Городской стадион Вагаршапат : футбольный стадион, открытый в 1973 году к югу от комплекса «Матерь Престол», вмещающий 3000 зрителей. В ближайшее время стадион будет полностью отремонтирован при финансовой поддержке церковных благотворителей.
  • Плавательный комплекс на озере Нерсесиан: расположенный к югу от комплекса Матери Престол, к западу от футбольного стадиона, в ближайшее время будет полностью отремонтирован.
  • Шогакат ТВ Первопрестольной: базируется в районе Шенгавит Еревана, вещает с ноября 2002 года.
  • Солнечный фотоэлектрический парк «Let It Be Light»: расположен к югу от Первопрестола, за стенами комплекса. Проект был инициирован и реализован в 2017 году, включая установку солнечных водонагревателей и фотоэлектрических батарей, стоимость которого превышает 2 миллиона долларов США. Он также включает в себя солнечный парк, систему солнечного отопления и программы повышения эффективности использования солнечной энергии. Проект финансировался Семейным фондом Тунянов .

Организационная структура Первопрестольной [ править ]

Организационная структура Первопрестольного Святого Эчмиадзина состоит из духовных и административных органов, представляющих власть Армянской церкви, а именно:

Высший Духовный Совет править

Высший духовный совет ( армянскийԳերագոյն Հոգեւոր Խորհուրդ Герагуин Хокевор Хорхурт ) возглавляет Католикос всех армян. Это высший исполнительный орган Армянской Апостольской церкви. Члены Духовного совета избираются Национальным церковным собранием или назначаются непосредственно Католикосом всех армян. Высший Духовный Совет был учрежден 1 января 1924 года в результате реформ, инициированных Католикосом Георгием V , заменив Синод епископов.

Национальное церковное собрание править

Национальное духовное собрание ( армянскийԱզգային եկեղեցական ժողով Азгаин Екегетсакан Жогов ) возглавляет Католикос всех армян. Это высший законодательный орган Армянской церкви. Национальное духовное собрание избирается отдельными епархиальными собраниями и избирает Католикоса всех армян.

Собор епископов править

Архиерейский собор ( армянскийԵպիսկոպոսաց ժողով Yepiskoposats Zhoghov ) — административный орган, возглавляемый Католикосом всех армян. Он выполняет консультативную функцию, вносит предложения по догматическим, религиозным и каноническим вопросам, которые будут обсуждаться на заседаниях Национального церковного собрания.

Епархиальное собрание править

Епархиальное собрание ( арм . Եմական Պատգամաւորական Ժողով Temakan Patkamavorakan Zhoghov ), возглавляемое предстоятелем епархии, является высшим законодательным органом каждой епархии Армянской церкви. Собрание избирает делегатов Национального церковного собрания, а также членов епархиального совета. Собрание активно участвует в решении административных вопросов в епархии. В некоторых случаях собрание избирает предстоятеля епархии.

Епархиальный совет править

Епархиальный совет ( арм . Թեմական Խորհուրդ Temakan Khorhurt ), возглавляемый предстоятелем епархии, является высшим исполнительным органом епархии Армянской церкви. Он регулирует внутреннюю административную деятельность епархии под руководством предстоятеля. Члены совета избираются Епархиальным собранием.

Монашеское братство править

Монашеское братство ( арм . Անական Միաբանութիւն Vanakan Miabanutiun ) состоит из безбрачных священнослужителей монастыря, возглавляемых настоятелем. В настоящее время Армянская Церковь имеет 3 братства: братство Первопрестольного Святого Эчмиадзина, братство Святого Иакова в Армянском Патриархате Иерусалима и братство Святого Престола Киликии. Братство участвует в принятии решений, касающихся внутренних дел монастыря. Каждое братство избирает 2 делегатов для участия в Национальном церковном собрании.

Приходское собрание править

Приходское собрание ( армянскийԾխական Ժողով Цхакан Жогов ) — общее собрание общины, регулируемое духовным пастырем. Приходское собрание избирает или назначает членов приходского совета, а также делегатов на епархиальное собрание.

Приходской совет править

Приходской совет ( армянскийԾխական Խորհուրդ Цхакан Хорхурт ) является исполнительным и административным органом общины, регулируется духовным пастырем общины. Он в основном участвует в административной и финансовой деятельности сообщества. Члены совета избираются или назначаются Приходским собранием.

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Русская Православная Церковь

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный ]Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг. Духовная академия (начало XX века);
  • Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

ТОННЕЛЬ ПАМЯТИ

Население Эчмиадзина очень дорожит историей, поэтому практически в каждом доме хранятся древнейшие вещи. Григор Бабаханян организовал дома Музей целующегося человека.

Григор коллекционирует старинные вещи. Эту коллекцию он собирал тридцать лет. Что-то привозил из отдаленных районов Армении, некоторые экспонаты буквально откопал. Например, вековые пистолеты нашел во время строительных работ.

В частной коллекции хранится камень с вершины горы Арарат, колбочки с водой из озер Армении, глиняная посуда. Есть и фрагмент трубы древней водопроводной системы. Кстати, такую роскошь могли позволить лишь очень состоятельные горожане.

Старинные предметы здесь можно увидеть повсюду. Уголок под названием «Тоннель памяти» — это арка, увешанная ветхими и отслужившими свой век предметами быта. Григор говорит, это волшебное место. Через эту арку просто так никто не проходит. Нужно обязательно где-то посередине остановиться и загадать желание.

Как добраться до Эчмиадзина (Вагаршапата) и храма Звартноц из Еревана

Добраться до Эчмиадзина на общественном транспорте можно с центральной автостанции Еревана под названием «Киликия».

С этой автостанции регулярно и часто ходят автобусы – пазики до Эчмиадзина, время в пути в пределах получаса, стоимость проезда 200 драм (26 рублей).

До автостанции Киликия в Ереване можно добраться из центра с проспекта Маштоца на автобусе номер 5 и 27, стоимость проезда 100 драм (13 рублей).

По дороге в Эчмиадзин автобус проходит мимо Звартноца, и по требованию останавливается прямо напротив входа на территорию храма.

Месторасположение автостанции «Киликия» и остановка возле Звартноца отмечены на карте к статье.


Красные маки на руинах Звартноц

Чем заняться в Эчмиадзине – туры и достопримечательности

У каждого народа есть свои святые и особо почитаемые места. Для армян всего мира, вот уже почти две тысячи лет, таким местом является древний Эчмиадзин, раскинувшийся на живописной Араратской равнине. Город своей богатой историей восходит к старинному поселению Вардкесаван, основанному во II веке до н.э. Позже, в начале II века н. э. царь Великой Армении Вагаршак I (117-140 гг.) построил на этом месте свою столицу, назвав ее в честь себя Вагаршапатом.

Вера на этой земле во все времена была и остается главным оплотом государственности, символом единства и процветания народа. Армения – первая в мире страна, в незапамятном 301 году н. э., провозгласившая христианство своей государственной религией. И с тех самых пор Эчмиадзин становится культовым местом для всех верующих: культурным, духовным и цивилизаторским сердцем страны. По давней легенде на этом месте некогда случилось пророческое видение у святого Григория Просветителя – первого католикоса всех армян: Христос сошел с небес и золотым молотом указал на место, где должен быть воздвигнут храм. Так в 301 году царь Трдат III основал Первопрестольный кафедральный собор – Эчмиадзин, что с армянского языка означает: «сошел Единородный», он является одним из старейших в мировой истории. Впоследствии, в 1945 году и сам город был переименован в честь храма.

Шли столетия, вокруг собора вырастали все новые и новые религиозные сооружения: церковь великомученицы Рипсимэ, возведенная в 618 году, базилика святой девы Гаянэ, построенная в 630 году, храм святой девы Шокагат, воздвигнутый в 1634 году.

По преданию девы были одними из первых христианок в Армении, проповедовали и распространяли веру в единого Бога среди народа. Однажды случилось так, что царь Трдат III, в то время еще будучи язычником, возжелал прекрасную Рипсимэ, дева отличалась необычайной красотой. Но она была добродетельна и непреклонна к властителю, тогда тиран в порыве ярости приказал побить камнями ее вместе с верными подругами. И Рипсимэ приняла мученическую смерть, убийцу же вскоре настиг неизлечимый недуг. Святой Григорий Просветитель, сжалился над царем и исцелил его, после этого чуда Трдат III раскаялся в своем грехе, уверовал в Иисуса, построил Эчмиадзин и позволил крестить народ.

Сегодня Эчмиадзин – стержневая опора Армянской апостольской церкви, в нем находится резиденция патриарха. В 1992 году городу было официально возвращено древнее наименование Вагаршапат, но многие по-прежнему используют прежнее название. В 2000 году Первопрестольный кафедральный собор был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Особый интерес представляют реликвии, хранящиеся в Эчмиадзине: частичка креста, на котором был распят Христос, и фрагмент Ноева Ковчега.

Посетить Армению и не увидеть Эчмиадзин, означает не побывать в этой стране вовсе. Каждый, кто интересуется культурой и историей уникального государства, должен отправиться в небольшой городок в 20 км западнее Еревана, чтобы по-настоящему ощутить дух древнего народа.

Достопримечательности

Духовная академия
Кафедральный собор
Резиденция Патриарха
Храм Святой Гаянэ
Храм Святой Рипсимэ
Храм Святой Шогакат
Эчмиадзинский монастырь

Этимология

По словам Мовсеса Хоренаци , местность Вагаршапата была известна как Артимед (Արտիմէդ), происходящее от древнегреческого божества Артемиды . Позже он был переименован в Аван Вардгеси (Աւան Վարդգէսի, «Город Вардгес») или Вардгесаван (Վարդգէսաւան) князем Вардгесом Мануком, который восстановил поселение у берегов реки Касах во время правления короля Армении Оронта I Сакавакьяца (570–570 гг. 560 г. до н.э.). Однако, в своей первой книге, войны Юстиниана , византийский историк Прокопий относится к городу как Valashabad (Balashabad), названному в честь короля Vologases I Армении . Имя превратилось в свою более позднюю форму благодаря сдвигу медиального l на gh , что является обычным в армянском языке. Мовсес Хоренаци упомянул, что город Вардгес был полностью перестроен и огорожен королем Вагаршем I и стал известен как Норакагак (Նորաքաղաք, «Новый город»), а позже — Вагаршапат .

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Город Эчмиадзин и Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор

На территории Армении есть множество исторических, культурных, природных достопримечательностей. Здесь каждый гость независимо от предпочтений найдет для себя что посмотреть с  интересом и восторгом. Однако в многочисленности интересных мест Армении наиболее впечатляющими являются религиозные святыни и памятники. Благодаря чему Армения превращается в центр религиозного туризма. Поэтому прибыть в эту страну и не побывать в его Святом городе и религиозном центре – значит оставить Армению для себя закрытой. Имя этого Святого города – Эчмиадзин.

Город Эчмиадзин – История

Город Эчмиадзин, ранее известный как Вагаршапат, был основан во 2 веке. После того, как римляне разгромили город Арташат, Эчмиадзин стал культурным и политическим, а затем религиозным центром Армении и остается таким по сей день. Строить Эчмиадзинский кафедральный собор начали в 301, после того, как христианство стало государственной религией Армении, и строили его не один век.

В VI веке до н.э. князь Вардгес построил большой город, назвав его Вардгесаван. По прошествию нескольких веков царь Вагаршак I (117-140 гг.) окружил Вардгесаван большой крепостной стеною и сделал город второй столицей после Арташата, и переименовал в Вагаршапат. Город назывался Вагаршапат до 1945 года, после  был переименован в Эчмиадзин в честь Эчмиадзинского монастыря, который стал резиденцией Католикоса всех армян. В 1992 году городу вернули прежнее название Вагаршапат, но сегодня среди людей чаще используется название Эчмиадзин.

Легенда Эчмиадзина

Согласно легенде, просветителю Армении Григору Лусаворичу приснился сон. Во сне Иисус Христос – Единородный сын Божий – спустился с неба и огненным молотом указал на место, где должна быть построена религиозная святыня – христианский собор. В 303 году, через два года после принятия христианства государственной религией, на месте языческого храма была построена христианская церковь. Церковь назвали Эчмиадзин, что с армянского переводиться как «И спустился единородный».

Тем самым, собор считается одним из первых христианских храмов в мире. Эчмиадзинский собор – главный храм Армянской апостольской церкви.

Что смотреть в Эчмиадзине?

В городе Эчмиадзин находятся Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские школы. Рядом с собором расположен возведенный в 618 году храм святой мученицы Гаяне, одноименная купольная базилика, Церковь Святой Шогакат и

Рядом с собором находятся храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, купольная базилика Святой Гаянэ, учрежденный в 630 году, Церковь Святой Шокагат и трехарочный притвор. 

В Музее-сокровищнице Эчмиадзина хранится Копье Лонгина – копье, которую вонзили в тело Христа на Кресте. Копье, привезенное в Армению апостолом Фадеем, ранее держали в Гегардаванке – в еще одной религиозной достопримечательности Армении.

Где находится город Эчмиадзин?

Расстояние между Эчмиадзином и Ереваном всего 30 км., город находится в 15 км. от железнодорожной станции Эчмиадзин, в Араратской долине.

Программы Матери Престола [ править ]

  • Молодежные центры, известные как Hayordyats toun ( армянский : Հայորդյաց տուն ) на армянском: центры детского творчества, расположенные по всей Армении под управлением Первопрестольного престола и поддерживаемые Армянским Всеобщим благотворительным союзом . Программа была инициирована католикосом Гарекиным II в 1993 году, который в то время служил Папским викарием Араратской Папской епархии . В настоящее время существует 8 центров: 4 в столице Ереване (в том числе Детский реабилитационный центр им. Айка и Эльзы Титизян), а остальные 3 центра расположены в Ванадзоре , Вагаршапате и Аштараке.. Центры регулярно посещают около 3 500 студентов.
  • Министерство колледжей: программа была запущена 26 декабря 2004 года Католикосом Гарекиным II с целью сотрудничества с организациями студенческих советов крупнейших армянских университетов. Штаб-квартира министерства находится в Ереване.
  • Медицинский центр Измирлян и научно-образовательный центр Сурб Нерсес Мец: медицинский центр-институт, первоначально открытый в 1986 году в Ереване как центр проктологии. В период с 1998 по 2000 год центр был реконструирован Армянским Всеобщим благотворительным союзом. В 2000 году центр был передан Первопрестольному Святому Эчмиадзину. В 2013 году центр был полностью перестроен на пожертвования Семейного фонда Измирлян.
  • Суповые кухни: программа была запущена в 1992 году, вскоре после обретения независимости, в партнерстве с Всеобщим благотворительным союзом Армении. В настоящее время в Ереване действуют 3 бесплатные столовые, остальные 3 расположены в Севане , Вагаршапате и Раздане . Кухни обслуживают более 1200 человек в день из наиболее уязвимых слоев общества.
  • Тюремное служение: программа была запущена в мае 1993 года католикосом Гарекиным II, который в то время служил Папским викарием Араратской Папской епархии. Цель программы — сделать духовное служение в местах лишения свободы более организованным и продуктивным. В настоящее время все 12 центров содержания под стражей в Армении обеспечены духовным обслуживанием.
  • Церковный капеллан Вооруженных сил Армении : программа была официально запущена 13 ноября 1997 года по совместной инициативе Ктахоликоса Гарекина I и тогдашнего министра обороны Вазгена Саркисяна . Программа инициирована в первую очередь для службы в пограничных полках Армянской армии, военных учебных заведениях, а также в полках Армии обороны Нагорного Карабаха . Во многих полках открыты постоянные часовни.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Достопримечательности

Эчмиадзин имеет 5 церквей: Собор Святой Эчмиадзин, Святой Рипсиме, Святой Гаяне, Святой Шогакат и Святой Девы Мариам. Важнейшим центром Армянской Апостольской Церкви является Собор Святой Эчмиадзин. Этот храм был построен в начале 4-го века первым патриархом святым Григорием Просветителем, сразу после того, как христианство было принято в качестве государственной религии.
Говорят, что Святой Григорий видел сон, в котором у него было видение, что Иисус сошел с небес и показал место, где должна быть церковь. Это замечательное место, которое вы должны посетить в первую очередь, находясь в Армении. Другое изумительное здание — церковь Св. Гаяны, которая представляет собой куполообразную церковь типа базилики. Это прекрасный образец архитектуры, в котором вы можете увидеть прекрасный стиль армянской архитектуры. Другой церковью, включенной в мировое наследие ЮНЕСКО, является церковь Св. Рипсиме. Она была основана в 618 году Комитасом Агеци на месте захоронения святой Рипсиме, чья гробница находится под церковью. Это настоящее сокровище армянской архитектуры.
Еще одна достопримечательность, находящиеся в этом городе-собор Звартноц; который является разрушенной церковью 7-го века. У него уникальный круговой дизайн. Несмотря на свой разрушенный вид, этот собор остается любимым местом туристов.
В Эчмиадзине много галерей; если вы хотите узнать историю города, вы можете посетить этнографический музей Эчмиадзина и другие музеи, такие как Хиримский музей, музей Рубена Севака и другие. Дворец культуры имени Комитаса работает с 1957 года. Национальная галерея Эчмиадзин была открыта в 1970 году.
Так что, если вы в Ереване, посетите также этот прекрасный город. Это не займет много времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector