Албанцы: кто такие и откуда взялись, полезная информация для всех

Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.

Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании
довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.

Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.

Правовой статус

Албанская Конституция 1998 года определяет , во введении и подробно в статьях 10 и 24, право на свободу вероисповедания и равное отношение ко всем религиям со стороны государства, которое также признает их правовой статус. Он описывает себя как светского человека . Тёплые отношения между различными религиозными конфессиями способствовали созданию в целом позитивной атмосферы в этой стране. В Албании нет явной государственной религии, все религии одинаковы в глазах государственных властей. Нейтралитет государства в вопросах религии заходит так далеко, что в государственных школах нет уроков религии.

Религиозным группам не требуется регистрироваться, а преобладающие религии (православные, католики, мусульмане-сунниты и община бекташи) пользуются многими официальными привилегиями.

2. Ислам

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82.1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами преимущественно ханафитского мазхаба. До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины, которая появилась в Албании в 1934. Ахмадийской мусульманской общине принадлежит одна из самых больших мечетей Албании — мечеть «Байтул Аввал» в Тиране.

Албанская особенность

Чего вы не увидите нигде больше, так это поразительной терпимости к обрядам и обычаям представителей различных вероисповеданий. Никого здесь не удивит то, к примеру, что усопшего мусульманина проведет в мир иной православный священник. Здесь, как нигде, подтверждается истина: различны только вероисповедания. Самое большое в этой стране и число смешанных браков.

Республика Албания — светское государство, не имеющее официальной религии. Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, равенство религиозных общин и объявляет нейтральность государства «в вопросах веры и совести». Отношения между государством и религиозными общинами регулирует Государственный комитет по культам при Министерстве культуры, туризма, молодёжи и спорта.

В 2002 году правительство Албании заключило с Римско-католической церковью двухсторонние соглашения, регулирующие отношения между государством и данной церковью. В 2008 году подобные соглашения были заключены с православной церковью, общинами мусульман и бекташей. В 2010 году соглашения были подписаны с Евангелическим братством Албании
— зонтичной организацией албанских протестантов.

Албания, наряду с частично признанной Республикой Косово, являются единственными мусульманскими странами Европы. Примерно 63 — 64 % населения Албании являются мусульманами; христианство исповедуют 31 — 32 % ; ещё 5 — 6 % не религиозны. Согласно данным всеобщей переписи населения религиозные верования албанцев распределились следующим образом: мусульмане — 58 %; христиане — 17 % .; однако данные переписи не до конца отражают действительность, так как почти 20 % респондентов отказались отвечать на вопрос о религиозной принадлежности, а некоторые религиозные лидеры призывали бойкотировать перепись или оспорили её результаты.

Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.

Другие группы

Первые сообщения о евреях в Албании датируются VII веком. В XVI веке в Албанию прибывают еврейские беженцы из Испании и Италии. В 2010 году в стране оставалось 300 иудеев; иудейские синагоги действуют в Тиране и Саранде.

Довольно крупную религиозную общину в Албании составляют верующие бахаи (7 тыс.).

По оценкам «Энциклопедии религий» атеистами и агностиками являются 5 % жителей Албании.

Так уж получилось чисто исторически, что албанский народ на протяжении практически всей своей истории находился в центре политических событий, которые диктовали более сильные государства, прилегающие к территории современной Албании. С учетом этого национальная культура Албании
, как ее язык, литература и архитектура, так и остальные ее элементы оказывались под воздействием этих информационных факторов. Однако, можно смело сказать, что национальная культура
от этого не только выиграла, но и сохранив обычаи и традиции предков, приобрела много полезного.

Религия в Албании: ислам

Как вы уже знаете, в Средневековье турки не заставляли коренных албанцев перейти в ислам. Но принявший ислам албанец получал больше прав и возможностей, чем христианин:

  • Налоги меньше
  • Привилегий больше

Можно сказать, что принятие ислама воспринималось в первую очередь как продвижение по карьерной лестнице. И такое ненасильственное влияние ислама на жизнь народа привело к тому, что терпимые отношения сохранились между представителями разных религиозных течений.

Благодаря такому смешению различных традиций появилось молодое направление в исламе — бекташи. И хоть эта конфессия зародилась не в Албании, а в Турции, но именно в Албании стала очень популярна. Потому что догмы бекташей удовлетворяли правилам и христиан и мусульман. Ведь для албанцев дружеские «человеческие» отношения гораздо важнее религиозной принадлежности. И вот, чем схожи бекташи и христиане:

  • бекташи имеют христианские корни — распространены в основном среди перешедших в ислам православных в Турции и на Балканах (Албания и Босния)
  • проводятся такие обряды как крещение, причастие и исповедь
  • вино, хлеб и сыр — ритуальная еда
  • бекташи употребляют алкоголь и занимаются виноделием
  • женщинам-бекташи не нужно носить паранджу и закрывать лицо
  • почитают христианских святых, дав им мусульманские имена, и пользуются иконами
  • у бекташей есть монастыри, как в христианстве, а не только мечети

Свинцовая мечеть в Шкодере также уцелела, так как ее объявили памятником культуры в 1948 году

География расселения албанцев

Албанцы – это один из балканских народов общей численностью в 8 миллионов человек. Примерно треть из них проживает в пределах современной Албании (около 2,5 млн. человек). Помимо этого, большое количество этнических албанцев населяет следующие страны:

  • Косово (1,5 млн человек).
  • Турция (1,2 млн человек).
  • Македония (0,5 млн человек).
  • Италия (0,5 млн человек).
  • Греция (0,48 млн человек).

В самой Албании, помимо коренных жителей (их здесь около 95%), проживают также греки, румыны, сербы, итальянцы и представители других национальностей.

В России, по данным последней переписи населения, проживает не более 300 албанцев. В Украине представители данного этноса компактно проживают в нескольких селах Одесской и Запорожской области. Так, например, в селе Жовтневом Болградского района с населением 2600 человек каждый второй житель – этнический албанец.

Православие в Албании

Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.

После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.

Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.

Ислам

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82,1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами (преимущественно ханафитского мазхаба). До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины.

Албания является единственной европейской страной, входящей в Организацию исламского сотрудничества.

Ислам

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82,1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами (преимущественно ханафитского мазхаба). До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины.

Албания является единственной европейской страной, входящей в Организацию исламского сотрудничества.

2. Ислам

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82.1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами преимущественно ханафитского мазхаба. До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины, которая появилась в Албании в 1934. Ахмадийской мусульманской общине принадлежит одна из самых больших мечетей Албании — мечеть «Байтул Аввал» в Тиране.

Ислам в Албании

Во многих источниках Албанию называют единственной мусульманской страной в Европе. Это не совсем точное определение. Во-первых, не нужно забывать Турцию; во-вторых, мусульманство было доминирующим вероисповеданием только на этапе религиозного возрождения. Итоги последней переписи говорят о том, что процентное соотношение мусульман сейчас представлено цифрой 60 %.

Итак, мусульманская Албания. Религия ислам пришла в эту страну с приверженцами Хаджи Бекташ-вели на рубеже 12-13 веков. Позднее, с 14 века, с османами на территорию державы проникли мусульмане-сунниты. Традиции албанских мусульман-бекташей отличаются от традиционно исламских и содержат некоторые элементы, сходные с христианством.

Если распределять по территориальности, то сунниты занимают в основном северо-восток и центр страны, бекташи преимущественно селятся в городах.

Искусство Албании, и ее литература

В первую очередь, в этом плане стоит сказать, что искусство Албании
, которое более широко известно европейскому сообществу представлено литературными произведениями, созданными албанскими поэтами и прозаиками. Практически до начала XVII века албанская национальная литература существовала в двух основных ее видах. Первая из них представляла собой устный народный эпос посвященный такому национальному герою как Скендербега и его воинов соратников по борьбе с турецкими завоевателями. А так же в виде песенно-поэтического творчества лирических песен и баллад по структуре и сюжету являющихся своеобразным аналогом сербско-мусульманской песенной лирики.

Более самостоятельно литература Албании заявила о себе в середине XIX века, когда албанская диаспора, жившая в Италии по инициативе албанца Джироламо ди Рада начала издавать исторические эпосы о Скендербеге, а так же сборники албанских народных песен. Несмотря на то, что довольно длительное время страна находилась под воздействием прокоммунистического диктата Энвера Ходжи, современная литература Албании развивается довольно динамично. И среди современных албанских авторов, можно отметить такие имена писателей, как Якина Шкодра, Несимбея да Премета, которые пишут лирические произведения, а так же Пострина Фрашери современного албанского драматурга.

3. Христианство

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 — 32 % населения страны по данным Pew Research Center — 18 %. Христианство исповедуют часть албанцев, а также македонцы, арумыны, итальянцы, черногорцы, греки и сербы.

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15.1 % населения Албании по данным переписи — 10 %. Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь. Католики сосредоточены преимущественно на севере страны в районе Шкодера.

Доля православных верующих оценена в 14.6 % по данным переписи — 6.75 %; сосредоточены они преимущественно на юге страны вдоль границы с Грецией. Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников.

Численность протестантов составляет 20 тысяч верующих. Свыше половина из них — пятидесятники преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога. В стране также действуют баптисты, адвентисты, плимутские братья и др.

Достопримечательности Албании

Гирокастра

Гирокастра — живописный город-музей, расположенный в 120 км от Тираны на горных склонах над рекой Дрина. Включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город Гирокастры — великолепный пример османской архитектуры. Поселение здесь было известно как торговый центр с 13 столетия. В османский период город развивался благодаря базару. В Гирокастре можно посмотреть на красивые османские дома, красочный базар, остатки римских укреплений, крепость 15-го века, османские стены, мечеть 15 века и несколько христианских церквей. 

Замок в Гирокастра

Замок в Гирокастра — одно из крупнейших подобных сооружений на Балканах. Крепость здесь была построена уже в 12 столетии, хотя большая часть сохранившихся строений датируются 19 веком. Замок в коммунистический период албанской истории использовался в качестве тюрьмы.

Берат

Берат — ещё один город-музей, расположенный в 122 км к юго-востоку от Тираны. Является одним из древнейших городов Албании и имеет целую россыпь старинных достопримечательностей: от древней крепости и средневековых христианских церквей до османских мечетей.

Замок Преза 

Замок Преза — средневековый замок 15 века, расположенный недалеко от Тираны. Основан был ещё в 6 веке в период правления византийского императора Юстиниана. Известен как один из опорных пунктов албанского сопротивления османам во главе с Скандербегом. 

Тет

Тет — каменная церковь 19 века, расположенная среди живописных гор. Это сооружение выглядит гораздо старше, благодаря традиционной архитектуре. 

Часовая башня

Часовая башня — один из символов Тираны. Это сооружение было построено османскими архитекторами в 1822 году. Башня имеет высоту 35 метров. 

Бутринт

Бутринт — руины древнегреческого города, основанного в 4 веке до н.э. греческими колонистами с острова Корфу. В античный период он являлся одним из важнейших поселений на Балканах, достигнув максимального расцвета и процветания в период существования Византии. Самые интересные его достопримечательности: античный театр 3 века до н.э., древний храм того же периода и фрагменты крепостной стены.

Аполлония

Аполлония — руины античного иллирийского города, расположенные близ города Фиери. Большая часть этого древнего поселения до сих пор погребена под землёй. Этот город был основан греками еще в 855 году до нашей эры и являлся важным средиземноморским полисом. Самые интересные его достопримечательности: римские колоннады, древний амфитеатр, фрагменты крепостных стен и средневековый монастырь. 

Крепость Розафа

Крепость Розафа — главная достопримечательность города Шкодер. Она была основана ещё иллирийцами, а затем восстановлена венецианцами и перестроена османами. Также в Шкодере нужно обязательно увидеть великолепную мечеть шейха Абдуллы Аль Замиля. 

Дуррес

Дуррес — старинный город в 38 километрах к западу от Тираны с потрясающими древними памятниками. Поселение здесь было основано греками в 7 веке до н.э. и на протяжении многих веков считалось крупнейшим портом Адриатического моря. Здесь можно увидеть византийскую стену, соединенную с венецианской башней и амфитеатром, в котором была найдена крипта раннехристианского периода с настенной мозаикой редкой красоты.

Замок Порто Палермо

Замок Порто Палермо — одна из самых красивых крепостей в стране, построенная в османский период. 

Озеро Коман

Озеро Коман — потрясающее горное озеро, которое считается одним из самых живописных мест Албании. 

Христианство

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 — 32 % населения страны (по данным Pew Research Center — 18 %). Христианство исповедуют часть албанцев, а также македонцы, арумыны, итальянцы, черногорцы, греки и сербы.

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15,1 % населения Албании (по данным переписи — 10 %). Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь. Католики сосредоточены преимущественно на севере страны (в районе Шкодера).

Доля православных верующих оценена в 14,6 % (по данным переписи — 6,75 %); сосредоточены они преимущественно на юге страны (вдоль границы с Грецией). Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников.

Численность протестантов составляет 20 тыс. верующих. Свыше половина из них — пятидесятники (преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога). В стране также действуют баптисты, адвентисты, плимутские братья и др.

С 1922 года в Албании проповедуют Свидетели Иеговы (6 тыс.), с 1991 года — Церковь Иисуса Христа святых последних дней (2,3 тыс.).

Демография

Распределение верующих католиков в Албании по данным переписи 2011 года.

Согласно переписи населения Албании 2011 года, 10,03% населения были связаны с католицизмом , в то время как 56,7% были мусульманами , 13,79% не декларировали, 6,75% православные, 5,49% другие, 2,5% атеисты, 2,09% бекташи и 0,14% другие христиане.

Никакой четкой статистики по провинциям бывшей Османской империи не составлено. Однако известно, что до обретения Албанией независимости, когда в стране проживало 1 500 000 жителей, процентное соотношение религиозных жителей составляло: 65% мусульмане , 25% албанские православные христиане и 10% католики . В World Factbook ЦРУ используются данные переписи населения 1939 года: 70% мусульман, 20% православных христиан и 10% католиков .

Тем не менее, католические источники указывают, что статистика существенно изменилась: 38,8% мусульман , 35,4% христиан (16,8% католиков , 16,1% православных, 0,6% протестантов , 0,6% независимых), 16,6% нерелигиозных (9,0% атеистов), 0,2% бахаи. Согласно подсчетам епархий, католическая церковь насчитывает 525 000 членов при населении в 3 миллиона человек.

Географическое распределение

По состоянию на 2011 год католики составляют около 10,03% албанского населения. Они составляют большинство в уезде Леже (72,38%) и самую большую религиозную группу в уезде Шкодер (47,19%).

Доля католиков в Албании на место (перепись 2011 г.)
Место Население (2011 г.) Католики (%)
Шлак 671 99,1
Виг-Мнела 1 509 98,1
Орош 1899 97,7
Шала 1 804 97,7
Хаймель 4 430 96,9
Качинар 1,016 96,8
Fierzë 1,302 96,5
Блиништ 3 361 96,0
Пулт 1,529 95,7
Рубик 4 454 95,1
Ungrej 1,587 93,8
Кельменд 3056 93,5
Каллмет 4,118 93,4
Поклонник 2 977 93,4
Gjegjan 2 846 92,6
Улез 1,229 92,6
Кольч 4228 92,4
Дайч 3 834 92,0
Rrëshen 8 803 91,8
Kthjellë 2 209 91,5
Зеймен 5 660 91,0
Шош 304 90,9
Шенколл 13 102 87,4
Temal 1,562 86,1
Balldre 6 142 85,4
Велипойэ 5 031 84,5
Лекбибай 1 207 84,1
Селите 745 82,5
Кастрат 6,883 82,4
Келез 1,761 82,0
Кафе-Мали 1,548 81,5
Qerret 1,498 81,0
Ибалла 1,129 78,2
Вау и Дежес 8,117 77,0
Фуше-Аррес 2,513 73,3
Shëngjin 8 091 72,4
Фуше-Куке 5 460 71,3
Дайч 3,885 71,1
Ррапе 1,357 69,9
Гури и Зи 8 085 66,4
Леже 15 510 65,3
Шкрел 3 520 62,5
Laç 17086 60,7
Бушат 14 149 57,4
Рретинат 21 199 47,4
Blerim 913 46,6
Мамуррас 15 284 36,9
Bërdicë 5,773 36,4
Баз 2228 32,9
Милот 8 461 32,7
Кодер-Туманэ 12,335 31,0
Шкодер 77 075 29,9
Бубк 5 951 29,2
Fierzë 1 607 28,3
Груэмире 8 890 26,1
Llugaj 1,787 24,0
Pukë 3 607 22,5
Ана и Малит 3 858 21,6
Кендер 4 740 21,2

Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании
довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector