Армянская церковь

Содержание:

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Республика Армения

Армения — небольшая по размеру страна, как уже говорилось ранее, находится за Кавказом. Ее полная официальная форма звучит как — Республика Армения. У нее отсутствует выход к морю, а соседними с ней странами являются Азербайджан и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, а также Иран, Турция и Грузия.

По данным специалистов население Армении составляет около трех миллионов человек. Столицей государства является город Ереван. Официальный государственный язык — армянский.

Это государство унитарного типа, которое является президентской республикой. Армению подразделяют на десять областей и город Ереван. Президентом является Серж Саргсян, который в 2013 году был переизбран на второй срок.

Местность страны в основном горная, и большая ее часть находится свыше 1000 м над уровнем моря. Самой высокой точкой является гора, которая называется Арагац, высотой 4095 метров. А самой низкой точкой является ущелье реки Дебед — 380 м. В юго-западном районе страны располагается межгорная Араратская равнина, которая является важным сельскохозяйственным районом страны.

Армения богата своей историей и культурой, а также памятниками. Многие из них относятся к религиозным сооружениям, ведь армяне являются достаточно верующим народом.

Духовные степени в Армянской Апостольской Церкви

В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

1. Католикос (Епископоначальник) — имеет абсолютные полномочия совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов.

2. Архиепископ, Епископ — отличается от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но обычно не может самостоятельно рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень.

3. Священник, Архимандрит — совершает все Таинства кроме Хиротонии.

4. Диакон — сослужит в Таинствах.

5. Дпир — низшая духовная степень, получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу.

Официальные печатные органы ААЦ: ежемесячные журналы «Эчмиадзин», Эчмиадзинский Католикосат, «Колос», Киликийский Католикосат, «Сион», Иерусалимский Патриархат, «Шогакат», Стамбульский Патриархат.

Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ

Для сравнения с русскими православными традициями опишем обряд крещения, принятый в армянской церкви. Отличий не так уж и много, но все же они есть.

Многих русских православных, впервые попавших в армянский храм, удивляет то, что свечки здесь ставят не на специальные постаменты в маленькие подсвечники, а в обычный ящик с песком. При этом они не продаются, а просто лежат рядом. Однако многие армяне, взяв свечку, оставляют деньги за нее по собственному желанию. Сами же верующие убирают и огарки.

В некоторых армянских церквях в купель детей при крещении не погружают. Просто берут воду из большой чаши и умывают. Крещение в армянской церкви имеет и еще одну интересную особенность. Священник, произнося молитву, говорит нараспев. Из-за хорошей акустики армянских храмов звучит она впечатляюще. Отличаются от русских и крестильные крестики. Обычно они очень красиво декорированы виноградной лозой. Подвешивается крестики на нарот (сплетенные вместе красную и белую нити). Крестятся армяне — в отличии от русских — слева направо. В остальном обряд приобщения младенца к вере схож с русским православным.

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915–1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, России, Китая и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять святой Эчмиадзин, и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

культ

Порядок поклонения и священной литургии

Армянская церковь — поющая и молящаяся церковь. Совершение Святой литургии происходит каждое воскресенье. Кроме того, в Армянской церкви ежедневно проводится девять молитв. Сюда входят ночная молитва, утренняя молитва, молитва на восходе солнца, молитва в третий час, молитва в шестой час, молитва в девятый час, вечерняя молитва, молитва о мире и молитва об отдыхе.

Святая литургия совершается по служебному распоряжению Армянской Апостольской церкви. Как здесь описано, святая литургия состоит из четырех частей: подготовка, синаксис или словесное служение, святая литургия или жертвенное служение и, наконец, благословение и отстранение. Подготовка состоит из исповеди, одежды, мытья рук, взятия акта и протеза (подготовки). Вход, Тришагион (восхваляющий Троицу), чтения и символ веры характерны для Собора. В Армянской церкви используются три символа веры: Никейско-Константинопольский символ веры, символ крещения и символ веры Григора Татеваци (14 век). Символ веры Никеи используется в литургии Слова. Затем следует Святая Литургия или жертвенное богослужение. Он состоит из жертвы, приветствия мира, освящения, поминовения и Вечери Господней. Служба завершается благодарением, чтением последнего Евангелия, молитвой о благословении и увольнении.

Святая литургия может проводиться только рукоположенным служителем; Священнослужители могут быть женаты или хранить целомудрие. У алтаря ему помогают дьяконы. Присутствующие прихожане также вносят свой вклад в празднование. Традиционно их голос представлен пением служителей или хора, членами которого разрешено быть всем крещеным. Церковная музыка Армянской церкви основана не на европейской тональности, а на тетрахордовой системе . Здесь большая четверть — это преобладающая четвертая, начало и конец которой остаются неизменными. Шесть из этих четвертых составляют армянские мелодии.

Тух Манук — чернокожий юноша, почитаемый в народной религии, заимствованный из дохристианских мифов и почитаемый в некоторых святынях.

Церковное искусство армян

Христианская вера армян отражена в архитектуре, а также в скульптурах и картинах. Расцвет архитектуры совпадает с периодом независимости государства в IX-XI веках. В особом армянском стиле чувствуется влияние Сирии, Персии и Византии. Типичными для армянского архитектурного стиля являются «сводчатые потолки», использование смеси щебня и «быстро схватывающегося раствора», большие детализированные поверхности внешних фасадов, которые структурированы колоннами и арками, а также неровные внутренние стены храм. Кроме того, характерен план этажа, который состоит из трех коротких основных нефов, которые можно удлинить в форме креста. Затем свод снабжен каменной двускатной крышей в форме креста. В VII веке над перемычкой крыши появился купол. В память об горе Арарат эти купола были покрыты каменной крышей пирамиды.

Церковные торжества

  • В Сурб и 6 января отмечается рождение Христа согласно католическим, протестантским и православным рождественским праздникам и крещению Иисуса ( jrorhnek ).
  • Trndes, изображение Господа , празднуется с костром через 40 дней после Рождества Христова вечером 14 февраля.
  • Загкасард — Вербное воскресенье за неделю до Пасхи.
  • Сатик, Пасха
  • Хамбардсум, День Вознесения на 40-й день после Пасхи.
  • Вардавар , праздник обращения, 14 недель после Пасхи
  • Surb Chatsch, также Chatschweraz, Воздвижение Креста , будет отмечаться в следующее воскресенье, 14 сентября.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

Апостол Варфоломей

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

Отличия в ритуалах

Армянская церковь отличается от русского православия, где имеется три высших сана (епископ, пресвитер, диакон). В ААЦ их насчитывается пять. Самым высоким считается католикос, за которым следуют епископы, священники, дьяконы и чтецы.

Службы в армянских храмах совершаются по особому принципу:

  • большинство священнодействий на алтаре проводятся таким образом, чтобы молящиеся люди могли наблюдать за ними;
  • службы ведутся на грабаре, представляющим собой древнеармянский язык;
  • литургия проходит с использованием пресной просфоры, которая является квасной в русских ритуалах;
  • в молитвенных текстах восхваляется только одна из ипостасей Господа, а не вся Божественная Троица;
  • богослужения сопровождаются звучанием органа, что во многом напоминает католическую традицию.

Внутри большинства церквей отсутствует иконостас. Иногда его можно заметить в уголке помещения, однако он никогда не занимает основное место в храме. На стенах нет привычных для православия изображений святых. Их могут украшать картинами.

Как выбирают?

Подобрать красивое армянское имя для девочки не составит труда

. Большинство из них благозвучны и олицетворяют в своем значении нежную женскую природу:

  • Гехецик – красивая;
  • Чнашхарик – дивная;
  • Аннман – бесподобная;
  • Кнкуш – ласковая;
  • Назели – нежная;
  • Амест – скромная;
  • Назанд – покорная, послушная;
  • Хонар – смиренная.

Подобные имена всегда давались с умыслом: в надежде, что девочка будет обладать такими внутренними качествами, которые заложены в ее имени. Среди армянских имен вообще часто можно встретить такие, которые определяют характер

  • Гаяне – «земная»;
  • Карине – «щедрая»;
  • Лиана – «блистательная»;
  • Элен – «светлая».

Самыми популярными армянскими именами в последние годы считаются

Следующие по популярности

  • Мириам – «возлюбленная»;
  • Элен – «ясная»;
  • Анаит – «мать».

Можно еще предложить взять на заметку красивые и не слишком распространенные имена для девочек

  • Ануш – «бессмертная»;
  • Лиана – «тонкая»;
  • Армине – «судьба».

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Антонин-Марсель Анри и Жан Челини, Долгий марш церкви , Elsevier-Bordas, 1981, с.198-200.
  2. ↑ и Жак Ле Гофф, «Средневековое христианство», в истории религий, том 2 , Gallimard, колл. «La Pléiade», стр.811-815.
  3. Жак Ле Гофф, Средневековое христианство , в Истории религий, Том 2 , Галлимар, сб. La Pleiade, стр. 807.
  4. ↑ и
  5. ↑ и Мишель Балар , Жан-Филипп Жене и Мишель Руш, Средние века на Западе , Hachette 2003, стр. 176
  6. В 1081 году указ будет распространен на кардинальных священников.
  7. ↑ and Антонин-Марсель Анри и Жан Челини, Долгий марш церкви , Elsevier-Bordas, 1981, с.114-117
  8. Габриэль Ле Бра, История права и церковных институтов на Западе , Prolégomènes, Париж, 1956.
  9. Жан-Мари Майер, Марк Венар, Люс Пьетри, Андре Вошез, История христианства , Fleurus ,1193, стр.  461
  10. Жак Верже, Возрождение XII — го  века , Cerf, 1999, p.18-19

Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)

Кафедра в Вагаршапте

  • свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
  • Аристакес I Парфянин (325 — 333)
  • Вртанес Парфянин (333 — 341)
  • Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)

    Даниил (347) хореп. Таронский, избранный архиеп.

  • Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
  • Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
  • Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
  • Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
  • Завен Маназкертский (377 — 381)
  • Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
  • Исаак I Великий (387 — 425)
  • Сурмак (425 — 426)
  • Баркишо Сириец (426 — 429)
  • Самуил (429 — 434)

    434 — 444 — вдовство престола

  • Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
  • Мовсес I (456 — 461)
  • Гют I (461 — 471)
  • Христофор Арцруни (475-480)

Кафедра в Двине

  • Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
  • Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
  • Самвел I (516 — 526)
  • Муше I (526 — 534)
  • Исаак II (534 — 539)
  • Кристофор I (539 — 545)
  • Гевонд I (545 — 548)
  • Нерсес II (548 — 557)
  • Ованес II (557 — 574)
  • Моисей II Эгивардский (574 — 604)

    Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)

  • Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
  • Комитас Агцский (610/615 — 628)
  • Христофор III из Апауни (628 — 630)
  • Ездра Параженакертский (630 — 641)
  • Нерсес III (641 — 661)
  • Анастас I (661 — 667)
  • Израиль I Вотмусский (667 — 677)
  • Саак III (677 — 703)
  • Егиа I (703 — 717)
  • Ованес III (717 — 728)
  • Давид I (728 — 741)
  • Трдат I (741 — 764)
  • Трдат II (764 — 767)
  • Сион I (767 — 775)
  • Есаи I (775 — 788)
  • Степанос I (788 — 790)
  • Оваб I (790 — 791)
  • Согомон I (791 — 792)
  • Геворк I (792 — 795)
  • Овсеп II Скорпион (795 — 806)
  • Давид II (806 — 833)
  • Ованес IV (833 — 855)
  • Закария I (855 — 876)
  • Геворк II (877 — 897)
  • Маштоц I (897 — 898)
  • Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)

Кафедра в Ахтамаре

  • Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
  • Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
  • Егише I (Риштуни) (941 — 946)
  • Ананиа I (946 — 968)

Кафедра в Аркине

  • Ваан I (968 — 969)
  • Степанос III (969 — 972)
  • Хачик I (973 — 992)

Кафедра в Ани

  • Саркис I (992 — 1019)
  • Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)

Кафедра в Тевилуре

Хачик II 1058 — 1065

Кафедра в Джамтаве

Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)

Кафедра в Румкла

  • Барсег I (1105 — 1113)
  • Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
  • Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
  • Григор IV Тха (1173 — 1193)
  • Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
  • Григор VI (Апират) (1194 — 1203)

    Барсег II (восточный католикос) Анийский (1195 — 1206)

  • Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
  • Константин I (1221 — 1267)
  • Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
  • Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
  • Степанос IV (1290 — 1293)

Кафедра в Сисе

  • Григор VII (1293 — 1307)
  • Константин III (1307 — 1322)
  • Константин IV (1323 — 1326)
  • Акоп II (1327 — 1341)
  • Мхитар I (1341 — 1355)
  • Акоп II, повторно (1355 — 1359)
  • Месроп I (1359 — 1372)
  • Константин V (1372 — 1374)
  • Погос I (1374 — 1382)
  • Теодорос II (1382 — 1392)
  • Карапет I (1393 — 1404)
  • Акоп III (1404 — 1411)
  • Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
  • Погос II (1418 — 1430)
  • Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
  • Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)

Кафедра в Эчмиадзине

  • Киракос I (1441 — 1443)
  • Григор X (1443 — 1465)
  • Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
  • Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
  • Ованес VII (1474 — 1484)
  • Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
  • 3акария II (1515 — 1520)
  • Саркис IV (1520 — 1536)
  • Григор XI ((1536 — 1545)
  • Степанос V (1545 — 1567)
  • Микаел I (1567 — 1576)
  • Григор XII (1576 — 1590)
  • Давид IV (1590 — 1629)
  • Мовсес III (1629 — 1632)
  • Пилипос I (1633 — 1655)
  • Акоп IV (1655 — 1680)

    вдовство кафедры (1680 -1682)

  • Егиазар I (1681 — 1691)
  • Нахапет I (1691 — 1705)
  • Александр I (1706 — 1714)
  • Аствацатур I (1715 — 1725)
  • Карапет II (1726 — 1729)
  • Абраам II (1730 — 1734)
  • Абраам III (1734 — 1737)
  • Лазар I (1737 — 1751)
  • Минас I (1751 — 1753)
  • Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
  • Саак V (1755)
  • Акоп V (1759 — 1763)
  • Симеон I (1763 — 1780)
  • Гукас I (1780 — 1799)
  • Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
  • Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
  • Даниел I (1807 — 1808)
  • Епрем I (1809 — 1830)
  • Ованес VIII (1831 — 1842)
  • Нерсес V (1842 — 1857)
  • Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
  • Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)

    вдовство кафедры (1882 -1885)

  • Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
  • Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
  • Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
  • Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
  • Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
  • Геворк VI (1945 — 1954)
  • Вазген I (1955 — 1994)
  • Гарегин I (1995 — 1999)
  • Гарегин II Нерсесян (с 27 октября 1999)

Курский священник отказался крестить ребенка

В чем различие между православием и армянским христианством? Русская православная церковь считает, что в Господе две природы — божественная и человеческая. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что в Боге только одна природа.

Может ли такое различие во взглядах стать яблоком раздора в споре двух православных церквей? Оказывается, не просто может, а является.

27 мая 2020 года куряне Арсен и Кристина приехали в Троицкий храм, чтобы договориться о крещении их сына, маленького Микаэля.

Крестной матерью ребенка должна была стать русская женщина, крестным отцом — армянин по имени Тигран Хачатрян.

Но отец Григорий отвел крестных родителей в сторону и сообщил, что армянин не может быть отцом по Богу в Русской православной церкви, потому что его самого крестили в Армении.

А раз его крестили в Армении, значит, он — еретик, как и все православные армяне. Не зная, что ответить, семья и священник договорились, что крестным отцом будет другой, крещенный в России человек.

Тогда Арсен с Кристиной и Микаэлем в сопровождении всех своих родственников и приглашенных поехали в храм Серафима Саровского, где маленький Микаэль без всяких проволочек и проблем был принят в лоно Русской православной церкви.

Такой случай — уже не первый в Курской области. Однако надо отметить, что в большинстве подобных ситуаций священники разрешают крещенным в Армении быть крестными родителями.

Так все-таки стоит ли считать представителей древнейшей христианской общины еретиками из-за отличного взгляда на природу Бога? Чтобы разобраться, родители ребенка обратились к руководителю Миссионерского отдела Курской епархии Тиграну Хачатряну. Кстати, полному тезке предполагаемого крестного отца Микаэля.

«На тему разделения церквей мне пришлось защищать кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской академии. К большому сожалению, по канонам Православной церкви крестными ребенка не могут быть лица, крещенные в Армянской церкви.

Камнем преткновения в вопросе теологии между Русской церковью и Армянской стало такое понятие, как монофизитство. Именно так называется учение, сущность которого заключается в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Русская православная церковь.

За этим следует другое определение — евхаристическое общение. Этот термин означает, что двое священников могут совместно служить литургию, если их каноны и догматы совпадают.

Между РПЦ и Армянской церковью нет евхаристического общения, поэтому представителям Армении, принявшей православие почти на 700 лет раньше Руси, отказывают в праве быть крестными родителями на территории современной России.

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Она находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из древнейших церквей, апологет православия, разрешает всем христианам мира молиться под одной крышей, не разделяя православных на «еретиков» и «правильных» верующих.

Настанет ли когда-нибудь такое же единение между Армянской и Русской православными церквями?

Значение армянских имен

Армянские имена переводятся по-разному. Некоторые связаны с небесными светилами, эмоциями, драгоценными камнями, цветами, древними названиями богов.

Среди наиболее популярных имен в списке за последние годы:

  • В 2012 году: Милена, Мария, Ани, Анаит, Элен, Мариам, Нарек, Гор, Алекс, Самвел;
  • В 2013 году: кроме перечисленных за 2012 год, Лусине, Мэри, Нарэ, Асмик, мужские – Арман, Артур, Эрик, Давид;
  • 2016 год: Мари, Мария, Милена, мужские – Давид, Нарек, Тигран;
  • В 2020 году: Алекс, Мария, Арпи, Нарэ, Марк, Тигран.

В список армянских имен на современном этапе включено множество вариантов греческого происхождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector