Религия армян

Содержание:

Алфавит для слова Божиего

Месроп Маштоц, который почитается христианами как святой, в 404 году от Рождества Христова создал первый и единственный пока армянский алфавит, во времена создания он был признан самым современным и в нем уже тогда применяли классический стиль письма – слева направо.

Совместно со своими учениками-последователями Маштоц перевел Библию на армянский язык, книга его стала известна всему миру как «Царица перевода» за совершенство перевода первоначального источника.

Маштоц, исполняя свой христианский долг, создал алфавит для грузинов и кавказцев Аланов.

Сейчас в Ереване в Хранилище древних рукописей имени Маштоц хранятся более 20 тысяч рукописных текстов, собирать которые начал сам Маштоц. Это собрание рукописей представляет большую историческую и культурную ценность для народов всего мира.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из поместных общин единой христианской Церкви. Однако вследствие неверной оценки постановлений четвертого Вселенского Собора возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Основная религия Армении исповедуется на пяти континентах более 9 миллионами верующих. Духовным главой является патриарх-каталикос, в титуле которого значится, что он является духовным вождем Нации как в самой Армении, так и армян в рассеянии по всему миру.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в монастыре Эчмиадзин. В юрисдикции Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке. Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в каноническом плане армянские патриархи в Стамбуле (Константинополе), Иерусалиме и Великий Дом Киликии (современный г. Козан в Турции).

История ААЦ

Проповедь христианства в Армении в I—III веках

Христианство попало в Армению вскоре после своего возникновения. Согласно церковному преданию, христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями церкви в Армении.

Письменные источники, повествующие о развитии христианской общины Армении первых веков, довольно редки. Однако известный апологет христианства Тертуллиан (ок. 155—220 гг.) называет Армению в числе стран, где имелось значительное количество христиан. Также известно о послании александрийского епископа Дионисия, написанного в 254 году епископу Армении Меружану.

Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)

Кафедра в Вагаршапте

  • свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
  • Аристакес I Парфянин (325 — 333)
  • Вртанес Парфянин (333 — 341)
  • Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)

    Даниил (347) хореп. Таронский, избранный архиеп.

  • Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
  • Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
  • Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
  • Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
  • Завен Маназкертский (377 — 381)
  • Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
  • Исаак I Великий (387 — 425)
  • Сурмак (425 — 426)
  • Баркишо Сириец (426 — 429)
  • Самуил (429 — 434)

    434 — 444 — вдовство престола

  • Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
  • Мовсес I (456 — 461)
  • Гют I (461 — 471)
  • Христофор Арцруни (475-480)

Кафедра в Двине

  • Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
  • Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
  • Самвел I (516 — 526)
  • Муше I (526 — 534)
  • Исаак II (534 — 539)
  • Кристофор I (539 — 545)
  • Гевонд I (545 — 548)
  • Нерсес II (548 — 557)
  • Ованес II (557 — 574)
  • Моисей II Эгивардский (574 — 604)

    Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)

  • Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
  • Комитас Агцский (610/615 — 628)
  • Христофор III из Апауни (628 — 630)
  • Ездра Параженакертский (630 — 641)
  • Нерсес III (641 — 661)
  • Анастас I (661 — 667)
  • Израиль I Вотмусский (667 — 677)
  • Саак III (677 — 703)
  • Егиа I (703 — 717)
  • Ованес III (717 — 728)
  • Давид I (728 — 741)
  • Трдат I (741 — 764)
  • Трдат II (764 — 767)
  • Сион I (767 — 775)
  • Есаи I (775 — 788)
  • Степанос I (788 — 790)
  • Оваб I (790 — 791)
  • Согомон I (791 — 792)
  • Геворк I (792 — 795)
  • Овсеп II Скорпион (795 — 806)
  • Давид II (806 — 833)
  • Ованес IV (833 — 855)
  • Закария I (855 — 876)
  • Геворк II (877 — 897)
  • Маштоц I (897 — 898)
  • Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)

Кафедра в Ахтамаре

  • Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
  • Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
  • Егише I (Риштуни) (941 — 946)
  • Ананиа I (946 — 968)

Кафедра в Аркине

  • Ваан I (968 — 969)
  • Степанос III (969 — 972)
  • Хачик I (973 — 992)

Кафедра в Ани

  • Саркис I (992 — 1019)
  • Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)

Кафедра в Тевилуре

Хачик II 1058 — 1065

Кафедра в Джамтаве

Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)

Кафедра в Румкла

  • Барсег I (1105 — 1113)
  • Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
  • Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
  • Григор IV Тха (1173 — 1193)
  • Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
  • Григор VI (Апират) (1194 — 1203)

    Барсег II (восточный католикос) Анийский (1195 — 1206)

  • Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
  • Константин I (1221 — 1267)
  • Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
  • Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
  • Степанос IV (1290 — 1293)

Кафедра в Сисе

  • Григор VII (1293 — 1307)
  • Константин III (1307 — 1322)
  • Константин IV (1323 — 1326)
  • Акоп II (1327 — 1341)
  • Мхитар I (1341 — 1355)
  • Акоп II, повторно (1355 — 1359)
  • Месроп I (1359 — 1372)
  • Константин V (1372 — 1374)
  • Погос I (1374 — 1382)
  • Теодорос II (1382 — 1392)
  • Карапет I (1393 — 1404)
  • Акоп III (1404 — 1411)
  • Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
  • Погос II (1418 — 1430)
  • Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
  • Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)

Кафедра в Эчмиадзине

  • Киракос I (1441 — 1443)
  • Григор X (1443 — 1465)
  • Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
  • Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
  • Ованес VII (1474 — 1484)
  • Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
  • 3акария II (1515 — 1520)
  • Саркис IV (1520 — 1536)
  • Григор XI ((1536 — 1545)
  • Степанос V (1545 — 1567)
  • Микаел I (1567 — 1576)
  • Григор XII (1576 — 1590)
  • Давид IV (1590 — 1629)
  • Мовсес III (1629 — 1632)
  • Пилипос I (1633 — 1655)
  • Акоп IV (1655 — 1680)

    вдовство кафедры (1680 -1682)

  • Егиазар I (1681 — 1691)
  • Нахапет I (1691 — 1705)
  • Александр I (1706 — 1714)
  • Аствацатур I (1715 — 1725)
  • Карапет II (1726 — 1729)
  • Абраам II (1730 — 1734)
  • Абраам III (1734 — 1737)
  • Лазар I (1737 — 1751)
  • Минас I (1751 — 1753)
  • Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
  • Саак V (1755)
  • Акоп V (1759 — 1763)
  • Симеон I (1763 — 1780)
  • Гукас I (1780 — 1799)
  • Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
  • Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
  • Даниел I (1807 — 1808)
  • Епрем I (1809 — 1830)
  • Ованес VIII (1831 — 1842)
  • Нерсес V (1842 — 1857)
  • Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
  • Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)

    вдовство кафедры (1882 -1885)

  • Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
  • Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
  • Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
  • Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
  • Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
  • Геворк VI (1945 — 1954)
  • Вазген I (1955 — 1994)
  • Гарегин I (1995 — 1999)
  • Гарегин II Нерсесян (с 27 октября 1999)

Может ли армянин быть крестным у православного

Необходимо помнить о том, что члены Армянской церкви являются христианами, но не православными. А крестным для православного может стать только православный христианин. Именно поэтому он не может быть восприемником. Но есть исключение в том случае, если он самостоятельно примет Православие.

Помните, что отличия в религиях, церквях есть всегда. Просто некоторые совершенно незначительные и не ведут к серьезным разногласиям. Но есть и такие, на основе которых могут быть вызваны и религиозные распри. Переходить и присоединятся или нет к другой церкви – добровольное решение только самого верующего. Только его сердце может подсказать правильное решение в данном вопросе.

Господь всегда с Вами!

Интересное в православии

интересное

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Особенности армянских христиан

Армянская апостольская церковь (ААЦ) обладает собственными особенностями, которые касаются проведения ритуалов и догматики. Это отличает ее от византийского православия и римского католицизма. При проведении Богослужений применяются особые обряды, а верующие армяне крестятся слева направо.

В отличие от православной церкви представители ААЦ считают, что Иисус Христос имеет только Божественную природу. Армянский крест выглядит очень своеобразно. Для него характерно наличие «ласточкиных хвостов» и растительных орнаментов, отсутствие фигуры распятого Спасителя. В армянских храмах мало икон, здесь не удастся увидеть привычный для православия иконостас. Во многих случаях богослужения проходят под сопровождение церковного органа. Некоторые ритуалы в корне отличаются от православных. К примеру, матах, при проведении которого в жертву приносят животное, а его мясом кормят всех нуждающихся.

С 1920-х гг. ААЦ живет по григорианскому календарю. По этой причине многие армянские церковные праздники совпадают с католическими. Исключением является Рождество, которое принято отмечать 6 января.

Библия на армянском

В 404 году нашей эры, причисленный к лику святых Месроп Маштоц, изобрел алфавит армянского языка. На момент его создания он считался наиболее современным и в нем уже на тот момент был применен классический стиль письма – слева направо.

После возникновения армянского алфавита в V веке, Маштоцем и его последователями на армянский была переведена первая книга – Библия. Она стала так же известна миру как «Царица перевода», за безупречный перевод оригинального исходника.

Кроме этого, Месроп Маштоц придумал алфавит грузинам и кавказцам Аланов.

На сегодняшний день в столице Армении сберегаются более двадцати тысяч рукописей, которые собирал еще сам Маштоц. Данное собрание рукописных текстов очень значимо с исторической и культурной точки зрения для всех народов мира.

Значение армянских имен

Армянские имена переводятся по-разному. Некоторые связаны с небесными светилами, эмоциями, драгоценными камнями, цветами, древними названиями богов.

Среди наиболее популярных имен в списке за последние годы:

  • В 2012 году: Милена, Мария, Ани, Анаит, Элен, Мариам, Нарек, Гор, Алекс, Самвел;
  • В 2013 году: кроме перечисленных за 2012 год, Лусине, Мэри, Нарэ, Асмик, мужские – Арман, Артур, Эрик, Давид;
  • 2016 год: Мари, Мария, Милена, мужские – Давид, Нарек, Тигран;
  • В 2020 году: Алекс, Мария, Арпи, Нарэ, Марк, Тигран.

В список армянских имен на современном этапе включено множество вариантов греческого происхождения.

Становление христианства в Армении

До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.


Вера армянского народа считается первоапостольской

После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.

Апостол Варфоломей также принял мученическую смерть по приказу армянского царя. Но гонения не смогли остановить распространение христианства. После подвижничества апостолов в Армении появилось много верующих. Христиане молились тайно, у них не было храмов или других мест для богослужений.

Позже новая религия получила широкую популярность в соседних странах, с которыми Армению связывали торговля, культура и общее прошлое. Это подготовило хорошую почву для распространения христианства на территории Армении.

Ситуация изменилась в 314 году, когда царь Тиридат III принял крещение и отдал указ о строительстве первого христианского храма. Этот год стал официальной датой принятия христианства народом Армении.

Интересно знать! Собор Эчмиадзин, основанный Тиридатом III, до сих пор считается религиозным центром для всех армян. Это главное местопребывание верховного Патриарха и Католикоса.

Разрыв Армянской Церкви с Православием произошел в V веке из-за неточного перевода некоторых решений, принятых Вселенским Халкидонским Собором.

В последующие периоды Армянская Церковь неоднократно искала точки соприкосновения с Католицизмом. В 1198 году была подписана уния между Католической и Армянской Апостольской Церковью, но это привело к расколу и образованию Армянской Католической Церкви. В итоге, Апостольская Церковь осталась отдельной независимой конфессией.

Традиционные армянские религии [ править ]

Армянская Апостольская Церковь править

Шествие армянских апостольских священников.

Согласно традиции, христианство впервые было введено в эту область апостолами Варфоломеем и Фаддеем в I веке нашей эры. Армения стала первой страной, установившей христианство в качестве государственной религии , когда, в случае традиционно приурочено к 301 году нашей эры, Святой Григорий Просветитель убежден Тиридат III , с королем Армении, чтобы преобразовать в христианство. До этого доминирующей религией было армянское язычество , находившееся под теологическим влиянием зороастризма . необходима цитата

Гетанизм править

Хетанский ритуал инициации «огонь и меч» в храме Гарни в Михр-Ваагне.

Hetanism ( Հեթանոսություն , Hetanosutyun ) является нео- этнического движения в Армении. Приверженцы называют себя «гетанами» ( Hetanos հեթանոս , древнеармянский библейский термин, заимствованный из греческого ἐθνικός «язычник»). Движение восходит к работе политического философа и революционера начала 20 века Гарегина Нжде и его доктрины цегакрон (возрождение через национальную религию). В 1991 году она была узаконена в арменоведа Slak Kakosyan в «Орден детей Ари» ( Arordineri Ukht ). Движение тесно связано с армянским национализмом.. Он находит некоторую поддержку со стороны националистических политических партий Армении, в частности, Республиканской партии Армении и Союза армянских арийцев .

Армяне — первый в мире народ, который официально принял христианскую веру, как официальную государственную и, это произошло еще в IV века при царе Трдате III Аршакуни.

Вместе с тем, большинство современных армян исповедует собственное ответвление христианства — Армянское Апостольское Христианство (ААХ). Конечно, при этом в Армении есть и другие ветви христианства (католическая, протестантская, православная) и никто их не ущемляет. Есть и хемшилы, которые перешли под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, правда, часто их даже не относят к армянам, как таковым.

Кстати, Армянское Апостольское Христианство именуют также григорианским по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворча). При этом Апостольской армянскую церковь называют, так как она идет от апостолов — первые христиане на армянской земле появились еще в I веке, а распространяли вероисповедание ученики Христа (апостолы) Фаддей и Варфоломей. Кроме того, армянская церковь относится еще и к древневосточным христианским, то есть самым исконным и первым, как и коптская, сирийская и ассирийская.

Для начала следует понять, что армянская ААЦ не монофизиты, а миафизиты, которые верят в гармоничное сочетание Христа божественного и человеческого. А православные христиане — диофизиты считают, что божественное и человеческое начало в Христе не смешивались. Стоит также отметить, что ААЦ действительно особая церковь, так как формально не подчиняется никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века находится в Эчмиадзине — одном из древнейших армянских городов около Еревана. Правда, в силу исторических причин у армян также есть Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Богослужения в ААЦ выдуться на грабаре — древнем армянском языке, который был зафиксированным в форме IV столетия от рождества Христова. Кроме того, у Армянской Апостольской Церкви особый вид христианского креста — без изображения распятого Христа, но увитый растительным орнаментом, как символ жизни и «ласточкиными хвостами» по краям.

Немаловажная часть особенности Армянской Апостольской Церкви — строгая архитектура и довольно скромные храмы (по меркам РПЦ). Кстати, эти особенности ведут еще от древнего армянского зодчества. В церквях также довольно малое количество икон и есть некоторые особенные обряды, которых не существует в других ветвях христианства, например, как матах — жертвоприношение.

Стоит также отметить, что ААЦ следует своему собственному календарю в плане церковных праздников, поэтому армянские церковные праздники (Пасха, Сурб Затик, Рождество) часто совпадают то с католическими, то с православными, то и выпадают на собственные даты.

Пожалуй, одна из главных особенностей ААЦ от других ветвей христианства в XXI веке — довольно развитый институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет, так как еще в IV веке при царе Папе было постановлено, что монашество дело Богоугодное, но в силу особого окружение Армении, армянки должны рожать детей, а не томиться в кельях.

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

Другие религии

Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками». Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана. Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.

Проживающие в Армении немногочисленные общины курдов, азербайджанцев и персов исповедуют ислам. В самом Ереване в 1766 была построена знаменитая Голубая мечеть.

Армянская Библия и древнейший христианский храм

Поначалу богослужения в Армении совершались на сиро-арамейском и греческом языках. Это сильно затрудняло понимание новой религии мирянами, поэтому возникла острая необходимость в развитии письменности и переводе Священного писания на родной язык местного населения. В 405 г. архимандрит Месроп создал армянский алфавит. Вместе со своими учениками он выполнил множество переводов библейских текстов, за что был причислен к лику святых.

В городе Вагаршапат, находящемся в Армавирской области, расположена главная достопримечательность армянских христиан – Эчмиадзинский кафедральный собор (Эчмиадзин переводится как «сошествие Единородного»). Он был построен в IV–V веках. По преданию, место для возведения собора указал Григорию Просветителю сам Иисус Христос. Сначала этот храм был деревянным. В VII столетии он стал каменным. В XX веке здесь появился новый алтарь из мрамора, были отреставрированы внутренние росписи. Сегодня Вагаршапат с находящимся в нем Эчмиадзинским кафедральным собором является главным духовным центром Армении, куда приезжают верующие со всей страны.

Трдат III — креститель Армении или жертва обмана?

Посадив Григория в яму, Трдат забыл о нем, вновь переключившись на государственные дела — тем более, что Армения, поддержанная Римской империей, перманентно воевала с Персией. Царской армии удалось одержать множество великих побед над персами, а самому Трдату — прославить свое имя, и как воину, и как полководцу. В страну потекла богатая добыча. Впрочем, Персия оказалась в то время не единственным врагом армянского царства — воевать пришлось также с кочевниками-гуннами, впрочем, вполне успешно.

Параллельно в Армении, равно как и по всему античному миру, протекали очень примечательные политико-идеологические и социальные процессы. Дело в том, что традиционная для этих пространств языческая религия уже долгие десятилетия пребывала в состоянии кризиса. Ее идеологический потенциал был исчерпан, а сакральность утрачена. Религия в позднем античном обществе все более превращалась в плохо связанный между собой сборник отдельных традиций, праздников и ритуалов — больше социокультурных, нежели непосредственно религиозных. У общества в целом и отдельного его члена в частности создавался ментальный вакуум, который необходимо было заполнять. Заполнение происходило, по-разному — древними восточными культами (к примеру, древнеегипетскими, одно время весьма популярными в Риме), новыми или обновленными восточными системами (самым известным из которых является культу Митры, митраизм) и, конечно, христианством, для которого сложившаяся ситуация стало благодатной почвой. Из маргинальной секты учение Иисуса Христа стремительно превращалось в мировую религию — невзирая на противодействие властей и жестокие расправы над своими адептами. Росло число христиан и в Армении — причем, не только среди простого населения, на которое изначально была обращена проповедь Христа, но и в кругу аристократов — нахараров. Армянское общество стремительно менялось, и за 13 лет нахождения Григория в яме ситуация стала качественно иной.

Подготовка к обряду

Крещение состоит из чинопоследования с дальнейшим миропомазанием. Пройти таинство может человек любой возрастной группы — и взрослый, и ребенок. Чаще обряд осуществляется в младенческом возрасте, в один из первых месяцев жизни. Восприемник при таинстве — мужчина, являющийся армянином, уже прошедший обряд крещения, и знающий основные черты вероисповедания.

Перед таинством необходимо приобрести нательный крест и веревочку для него. Она должна быть сделана из переплетения красной и белой нити. Веревочка именуется “нарот”, а нити этих цветов являются символами крови, истекшей из ребра Христова, и воды. Для процедуры необходимо взять полотенце и рубашку — белоснежные крестильные одежды.

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол. Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.

Другие христиане и другие религии [ править ]

Другие христианские конфессии править

Христианство в Европе в процентах (2010 г.)

Католическая церковь править

Католическая церковь в Армении разделена между Latin Rite приходы (субъекта Апостольской Администрации Кавказа ) и Армянской Католической Церкви приходы «s. Перепись 2011 года насчитала 13 996 католиков.

Протестантизм править

После распада Советского Союза американские протестантские миссионеры проповедовали в стране прозелитизм. Перепись 2011 года насчитала 29 280 евангелистов (1% населения) и 773 основных протестанта .

Восточное православие править

Согласно переписи 2011 года, в Армении насчитывается 7 587 приверженцев восточного православия, в основном русские, украинцы, грузины и греки. Русская православная община сосредоточена вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване, освященной в 1912 году.

Реставрационизм править

В Свидетели Иеговы подсчитали свое членство в 11500; перепись 2011 г. обнаружила 8 695 человек.

По состоянию на конец 2011 года Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывала около 3000 приверженцев в Армении; перепись 2011 г. обнаружила 241.

Езидизм править

Храм Язида Зиарат в селе Акналич

Около 1% населения Армении (23 374 по переписи населения 2011 года), в основном этнические езиды , этнорелигиозная группа, проживающая в западной части страны, исповедуют езидизм , одну из религий Яздана . Многие езиды приехали в Армению и Грузию в 19 ​​- начале 20 веков, спасаясь от религиозных преследований. Отношения между езидами и армянами крепкие. Самый большой в мире езидский храм построен в небольшой деревне Акналич .

Иудаизм править

В настоящее время в стране проживает около 750 евреев, остаток некогда более крупной общины. Большинство из них уехали из Армении в Израиль после распада Советского Союза из-за стремления к повышению уровня жизни. Тем не менее, несмотря на небольшую численность, высокий уровень смешанных браков и относительную изоляцию, существует большой энтузиазм, чтобы помочь сообществу удовлетворить свои потребности.

Ислам править

Распределение мусульман в современных границах Армении, 1886–1890 гг.
 Шииты

 Сунниты

Минарет городской мечети в Ереване

Азербайджанцы и курды, проживающие в Армении, традиционно исповедовали ислам , но большинство азербайджанцев, которые составляли самое многочисленное меньшинство в стране, бежали во время Первой войны в Нагорном Карабахе . В 2009 году исследовательский центр Pew Research Center подсчитал, что менее 0,1% населения, или около 1000 человек, были мусульманами. необходима цитата

Голубая мечеть 18 века открыта для пятничной молитвы.

На протяжении всей истории армяне не обращались в ислам в больших количествах, несмотря на длительные периоды мусульманского правления. Во время арабского завоевания к армянам пришел ислам; Однако очень немногие армяне обратились в ислам, поскольку мусульманские законы не требовали от христиан принимать ислам.

Однако есть меньшинство этнических армян-мусульман, известных как амшенцы , подавляющее большинство которых проживает за пределами Армении, в основном в Турции и России .

Вера Бахаи править

Вера Бахаи в Армении начинается с некоторыми поражениями в исполнении и высылки в Бабу , Основатель Бабизм , рассматривается Бахаи как религии предшественника. В тот же год казни Баба религия была введена в Армению. В период бахаи в Армении потеряли связь с бахаи в других местах. Однако в 1963 году были выявлены общины в Ереване и Артезе . После перестройки первые бахаи Армении формируются в 1991 году а армянские бахаи избрали свое первое в 1995 году. По оценкам, на 2010 год в Армении насчитывалось около 1200 бахаи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector