Монастыри и храмы армении

Как добраться до монастыря Гегард

На автомобиле:

Координаты: 40.14029, 44.81786; 40 км к юго-востоку от Еревана. Машину для путешествия по Армении лучше всего арендовать здесь.

На общественном транспорте из Еревана:

Сначала на маршрутке до Гарни, затем 8 км пешком или на такси (3000 драм/400 руб/6,2 $). От храма Гарни к монастырю ведут две дороги: для любителей пеших походов — по ущелью речки Кармирагет, путь живописный, но трудный, восемь километров по пересеченной местности с несколькими переправами вброд. Для остальных: хорошая асфальтированная автомобильная дорога. От музейного комплекса Гарни до Гегарда можно доехать или дойти по указателям.

Карта географического расположения основных памятников


Санаин

Звартноц (VII в.)

Татев (IX—X вв.)

Нораванк (XIII—XIV вв.)

Севанаванк (IX в.)

Гошаванк (XII—XIII вв.)

Кечарис (XI—XIII вв.)

Агарцин (XIII в.)

Гегард (IV—XIII вв.)

Макараванк (X—XIII вв.)

Аручаванк (VII век)

Мармашен (X—XIII вв.)

Аричаванк (XIII в.)

Ахпат (X—XIII вв.)

Одзун (V—VII вв.)

Гндеванк (X—XIII вв.)

Ваганаванк (X—XI вв.)

Лмбатаванк (VII в.)

Талин (VII в.)

Хор Вирап (IV—XVII в.)

Ерерук (IV в.)

Ованаванк (XIII в.)

Кармравор (VII в.)

Церковь Арени (XIV в.)

Монастырь Макеняц (IX—XII вв.)

Мастара (VII в.)

Маштоц Айрапет (XII в.)

Макраванк (X—XIII вв.)

Айраванк (IX—X вв.)

Ваневан (X в.)

Аван (VII в.)

Бхено Нораванк (XI в.)

Котаванк (IX в.)

Кобайр (XII в.)

Ахтала (X—XIII вв.)

Спитакавор (V—VI вв.)

Нор Варагаванк (XIII в.)

Церковь Святой Богородицы (VII в.)

Хоранашат (XIII в.)

Танаде (XIII в.)

Сисаван (VII в.)

1. Эчмиадзинский кафедральный собор—IV—XVII вв. * Церковь Святой Рипсиме—VII в. * Церковь Святой Гаянэ—VII в. 2. Церковь Катогике—VII—XVII в. * Церковь Зоравор—XVII в. 3. Бюракан—X в. 4. Монастырь Тегер—XIII в. 5. Церковь Ваграмашен—XI в. 6. Гаргаванк—VII в. 7. Сагмосаванк—XIII в.

Храм Гарни

Один из старейших храмов Армении — Гарни, воздвигнутый в I веке. Он представляет собой образец эллинистической архитектуры и соответственно считается языческим. Некогда он был посвящен богу Солнца, именовавшемуся в странах Востока Митрой.

Античный языческий храм Гарни в Армении

Известно, что случившееся в 1679 году землетрясение полностью разрушило храм, но в середине 20 века усилиями многих археологов и реконструкторов храм был восстановлен, что удивительно, частично из тех материалов, что чудом уцелели.

Архитектурно храм представляет собой здание, поддерживаемое 24 колоннами, к которым ведут 9 широких ступеней. Главный вход в зал молитв ознаменован надписью на арабском, сообщающей, что после захвата здание было преобразовано в мечеть.

Что посмотреть в Гарни

Следует сказать, что приехать в Гарни необходимо не только и не столько ради самого древнего в Армении храма. На территории древнего пантеона также имеются и другие достопримечательности:

  • крепость Гарни;
  • разрушенные церкви Святого Сиона и Маштоц Айрапет;
  • дворец короля;
  • королевские бани.

Отдельно стоит рассказать о представленных здесь так называемых хачкарах, чей дословный перевод звучит как «камень-крест».

На заметку! Хачкара — это особый вид памятников архитектуры в Армении, внешне представленных в виде стелы, выполненной из камня с резными украшениями, обязательно содержащими крест.

С 2010 года эти каменные кресты вошли в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Древние хачкары в храме Гарни

Те, кто любит природу, оценят уникальность этих мест благодаря каньону реки Азат. Потрясающие воображение отвесные склоны каньона имеют поэтичное название «Симфония в камне». Лучший вид на это место открывается, если спуститься к реке.

Стоимость посещения и время работы

Тем, кто намерен посетить эти места, следует знать, что стоимость посещения здесь напрямую зависит от времени суток. Так днем можно побывать у храма Гарни за 2-2,5 доллара, а вот вечером плата повысится до 3-3,5 долларов. Также не лишним будет упомянуть, что один раз в месяц (последняя суббота) посещение этой достопримечательности совершенно бесплатное.

Святыни

Мощи древнехристианских святых в Армении находятся в храмах Армянской Апостольской Церкви.

  • Мощи св. свт. Григория, просветителя Армении (Ереван, собор свт. Григория)
  • Мощи св. ап. от 70-ти Анании (Ереван, храм св. ап. Анании)
  • Копье Лонгина Сотника (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин, 15 км. к западу от Еревана)
  • Часть Ноева Ковчега (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи св. ап. от 70-ти Фаддея (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи св. свт. Исаака Великого (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Десница св. свт. Григория, просветителя Армении (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи свв. мцц. Репсимии, Гаиании и Марины (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи св. прп. Месропа Маштоца (селение Ошакан, храм св. прп. Месропа Маштоца, близ Вагаршапата)
  • Пелены Богомладенца (Алаверди, бывший монастырь Одзун, ок. 20 км. к северо-востоку от Ванадзора)

Армения — христианская страна

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь. Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам. Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

Гегаркуник

  • Церковь Святого Минаса, с. Арцвашен
  • Церковь Святого Иоанна, с. Арцвашен
  • Духовная академия Вазгенян, город Севан
  • Монастырь Макенаноц, IX в. — с. Макенис
  • Церковь Богородицы, XIII в. — с. Сотк (Зод)
  • Часовни, XII—XIII вв. — с. Айрк
  • Церковь Святого Григория Просветителя, X—XIII вв. — с. Норатус
  • Церковь Богородицы и хачкары, IX—XV вв. — с. Норатус
  • Церковь Богородицы, IX в. — г. Гавар
  • Церковь св. Георгия, IX—XI вв — с. Цахкашен
  • Церковь св. Иоанна, IX—X вв. — с. Цахкашен
  • Иликаванк, XIII в. — с. Ланджахбюр
  • Крепость, Х в., церковь, XIII в. — г. Мартуни
  • Церковь средневековья — с. Ттуджур
  • Часовня, XVI в. — с. Шоржа
  • Шогакаванк, IX в. — с. Дзорагюх
  • Масруц анапат, IX в. — с. Дзорагюх
  • Котаванк, IX в. — с. Неркин Геташен
  • Монастырь Ваневанruen, 903 г. — с. Арцванист
  • Церковь, XII—XIII вв. — с. Ддмашен
  • Церковь, X—XIII вв. — с. Лчашен
  • Монастырь Севанаванк
  • Монастырь Айраванк
  • Памятники полуострова Севан, 874 г. — г. Севан

Гегард

Гегард – любимец чуть ли не 100% всех моих знакомых, кто ездил по Армении. Но, подозреваю, что хоть монастырь и хорош необычайно, своей популярностью он не в последнюю очередь обязан близости к Еревану. До того же Татева или Айраванка доезжают далеко не все, а Гегард не пропускает практически никто. В целом, конечно, справедливо: как и Татев, Гегард значится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

И пропускать его, конечно, не надо. Пожалуй, именно Гегард показался мне каким-то наиболее энергетически наполненным, что ли.

Все монастыри в Армении старые, но в Гегарде мне прямо было хорошо. И это при том, что он из всех выше перечисленных, пожалуй, самый туристический и оцивилизованный: с закрытыми дверями и разными ограждениями.

Гегард – один из старейших монастырей в Армении. Датируется 8 веком, а основные постройки – 13. Часть зданий комплекса выдолблены прямо в скалах.

Можно прогуляться по окрестностям и посмотреть-потрогать скальные кельи лично. Вырезаны прямо в камне и некоторые хачкары.

По преданию, в Гегарде хранилось копье, которым пронзили тело Христа, – отсюда, кстати, и название монастыря: монастырь копья, Гегардаванк.

Не пропустите очаровательный мост за стенами.

Находится тут.
Вход бесплатно

С чем объединить посещение:
Самое очевидное – с храмом Гарни. По пути из Еревана можно сделать остановку у арки Чаренца, если погода позволяет насладиться прекрасным видом на Арарат. Из неочевидного – заехать к Симфонии камней. По сути, это просто нависающая над дорогой скала, но формация очень живописная.

История Армянской церкви в России

В России первая христианская армянская епархия образовалась в 1717 г. Центр ее располагался в Астрахани. Этому способствовали дружественные отношения, сложившиеся между Россией и Арменией в то время. В эту епархию вошли все существующие тогда христианские армянские церкви страны. Первым ее предводителем стал архиепископ Галатаци.

Собственно Армянская Апостольская церковь была учреждена в России через несколько десятилетий после этого, в эпоху правления Екатерины Второй – в 1773 г. Ее основателем стал Католикос Симеон Первый Ереванци.

В 1809 году указом императора Александра Первого была основана Армянская епархия Бессарабии. Именно эта церковная организация контролировала территории, отвоеванные у турков в Балканской войне. Центром новой епархии стал город Яссы. После того как по Бухарестскому мирному договору Яссы оказались за пределами Российской Империи, он был перенесен в Кишинев. В 1830 году Николай Первый отделил от астраханской московские, санкт-петербургские, новороссийские и бессарабские церкви, образовав еще одну армянскую епархию.

К 1842 году в России уже было построено и открыто 36 приходских, кафедральных и кладбищенских церквей. Большая их часть принадлежала Астраханской епархии (23). В 1895 году ее центр был перенесен в город Новая Нахичевань. К концу 19 века были объединены также среднеазиатские армянские общины. В результате образовались еще две епархии – Бакинская и Туркестанская. В это же время центром Астраханской епархии становится город Армавир.

Пещерный монастырь Гегард

Самое посещаемое туристическое место — монастырь, расположенный в пещере Гегард. Место, где в давние времена был выстроен монастырь, священное — здесь когда было много священных источников, один из которых сохранился до наших дней.

Монастырь Гегард

Когда-то этот пещерный монастырь был лишь несколькими кельями монахов, ушедшими от мира в послушничество, а сегодня это одно из главных мест паломничества в Армении.

Копье судьбы в Армении

Пещерный монастырь стал известен миру главным образом по одной причине — здесь веками хранилась важная для истории христианства реликвия — Копье Судьбы, которым был умерщвлен Христос, распятый на кресте.

Интересно! Считается, что римский солдат, пронзивший Иисуса, проявил к нему милосердие, оборвав его телесные муки, потому Копье символизирует победу и тот полководец, в чьи руки оно попадет всегда будет выходить из войны победителем.

Именно копье (на армянском «гегард») дало название монастырю.

Что посмотреть в Гегарде

Гегард удивит туристов еще несколькими достопримечательностями, среди которых:

  • храм Катогике;
  • ризница в скале, купол которой изнутри обрамляют сталактиты;
  • церковь Авазан и ее священный родник;
  • церковь Божией Матери в пещере с древними рельефами на стенах;
  • вырубленная в скале часовня, посвященная святому Георгию.

Как добраться в Герард

В Герард нет прямых рейсов, потому уместнее сначала посетить Гарни, а затем на такси или пешком (примерно 4 км) добраться до Герарда.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

Айраванк

На фоне остальных монастырей из моего списка Айраванк – крошка. Он очень уютный, очень камерный и самый легкодоступный: никаких высокогорных дорог. Расположен прямо на берегу Севана и ценен именно роскошной панорамой озера: очевидная смена картинки.

Это еще один комплекс 9 века. Самый маленький и аккуратный из всех, что мы видела в Армении. Ехать специально, наверное, смысла нет, но, если уж оказались рядом, почему не зайти? Совершенно нет ощущения туристического места, что ценно.

Находится тут.
Вход бесплатно.

С чем объединить посещение:
С прогулкой по берегу Севана и заездом на кладбище Норатуса (знаменитые древние хачкары).

Авазан

На территории монастыря Гегард расположен скальный храм Авазан («водоем») с родником, считающимся священным еще с Бронзового века. К нему всегда стоит внушительная очередь — мы тоже набрали из него воды в несколько пластиковых бутылок.

Очередь за святой водой из родника

Вообще, с питьевой водой что в Грузии, что в Армении проблем нет. Можно пить воду и из-под крана, и из специальных фонтанчиков на улицах в Тбилиси или Еревана, а при путешествии на машине в изобилии встречаются горные ключи и родники; часто можно набрать родниковой воды на территории какой-нибудь церкви или монастыря. Если в путешествиях по Европе, Америке и особенно Азии покупка питьевой бутилированной воды становится одной из статей расходов, то в Закавказье на этом легко можно экономить.

Возвращаясь к монастырю Гегард, он собственно и возник вокруг того родника: в начале IV века возле источника была основана обитель Айриванк («пещерный монастырь») – с момента ее основания монахи жили прямо в ней, используя пещеры как кельи. Во времена вражеских нашествий, столь частых в истории Армении, храм превращался в крепость, защищенную со всех сторон Гегамскими горами.

ТОП-25 достопримечательностей Армении

Сюник

  • Церковь Святого Григория Просветителя, Горис
  • Надгробный памятник, VII в. — с. Ангегакот
  • Церковь Сисаван, VII в. — г. Сисиан
  • Надгробный памятник, VII в — с. Ахиту (Агуди)
  • Воротнаванк, IX—XI вв. — с. Вагатин (Вагуди)
  • Монастырь Танаат, V в. — с. Аравус
  • Церковь Цакута, X в. — с. Татев
  • Татевский анапат, XVII в.- с. Татев
  • Монастырь Татев, IX—XVII вв. — с. Татев
  • Монастырь Бхено Нораванк, 1062 г. — с. Бардзраван
  • Хачкар VI в. — с. Шинаайр
  • Пещерные поселения XIII—XVIII вв. и церковь св. Рипсиме — пещерный Хндзореск
  • Ериц ванк, VI в. — с. Арцваник
  • Монастырь Ваганаванк, XI в. — в лесу недалеко от г. Капана (по дороге в г. Каджаран)
  • Церковь, XV—XVII вв. — с. Курис
  • Церковь Всеспасителя, XVII в. — с. Агарак
  • Крепость и церкви средневековья — г. Мегри
  • Церковь Св.Геворга (IV—V вв.) — с. Тех

История

Иерархия Апостольской православной церкви восходит к независимой Украинской церкви, которая в начале 1990-х разделилась на две ветви: на Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко) и Украинскую Автокефальную православную церковь, патриархом которой стал епископ Переяславский и Сичеславский Димитрий (Ярема). В 1996 инициативные группы Российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной церкви. 17 декабря 1996, по благословению Патриарха Димитрия, епископы Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) хиротонисали во епископа архимандрита Российской истинно-православной церкви Стефана (Линицкого), от которого Апостольская православная церковь в дальнейшем получила апостольское преемство.

Основателем «Объединения общин апостольской традиции» является архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки, иерарх  «Апостольской православной церкви» (АПЦ). Первое время данная неканоническая религиозная организация именовалась «Апостольской реформированной православной церковью». «Апостольская православная церковь» была образована в 2000 по инициативе бывшего священника Глеба Якунина (решением Архиерейского собора Русской православной церкви, проходившем в 1997, отлученного от церкви). 31 января 2000 архиепископ Стефан (Линицкий) и епископ Кириак (Темерциди) вместе с отцом Глебом Якуниным провели пресс-конференцию, на которой объявили о создании движения за возрождение православия. 13 мая 2000 появилась Декларация о создании Православной церкви возрождения, которая вскоре была переименована в Апостольскую православную церковь. 8 сентября 2000 Апостольская православная церковь провела канонизацию священномученика и просветителя Александра Меня. Весной 2000 общины церкви появились и на Украине. В 2003 был рукоположен епископ для приходов на БАМе (Бурятия). В июле 2003 часть архиереев Апостольской православной церкви присоединилась к Российской истинно-православной церкви митрополита Рафаила (Прокопьева).

В 2004 Апостольская православная церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции» (свидетельство о регистрации № 644 от 6 мая 2004). Вместе с ней в это Объединение вошла на правах автономии и АПЦ  Бурятии (под омофором митр. Дионисия (Агапова).

В 2006 в церкви появились три новых епископа: Арсений (Зубаков), епископ Венский и Ривьерский, Виктор Веряскин, епископ Киевский, Сергий Савиных, епископ Бернский и Западноевропейский. В 2007 был рукоположен Владимир Мочарник, епископ Ужгородский и Черногорский. 8 сентября 2007 епископ АПЦ Алексий Скрыпников-Дардаки отслужил первую «православную литургию» для представителей сексуальных меньшинств. 6-7 сентября 2008 в Москве завершился Собор Апостольской Православной Церкви, на котором были приняты различные церковные документы и причислен к лику святых как святитель и исповедник архиепископ Ермоген (Голубев).

В августе 2008 архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки покинул «Объединение общин апостольской традиции». Таким образом, по состоянию на сентябрь 2009 г., единственным иерархом данной религиозной организации являлся епископ Дионисий Батарчук. В настоящее время «Объединение общин апостольской традиции» насчитывает три общины в России и одну в Германии. Официально на территории России у АПЦ на данный момент осталась всего одна Бурятско-Иркутская епархия, состоящая из зарегистрированных общин и групп, не имеющих регистрации.

Армянский церковный календарь

Армяне чтут древнюю традицию празднования Рождества Христова, Богоявления и Крещения Господня в один день — 6 января. После праздничной литургии верующие забирают из храма освященную воду.

Пасху празднуют в воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия.

Большинство важных праздников переходящие, то есть празднуются в определенный день недели и ежегодно меняют свою дату. Так, Успение Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье в период с 15 по 28 августа, а Воздвижение Креста Господня — воскресенье в период 14–27 сентября.

Как и у других христиан, в армянском церковном календаре значимую часть года занимают посты, прежде всего Великий пост. Также существует уникальный Передовой пост — Арачаворк. Царь Трдат III и вся знать перед крещением в течение 5 дней держали пост, чтобы покаяться и очиститься от грехов и языческой скверны. С тех пор этот пятидневный пост стал одной из особенностей армянской церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector