Свято-успенский мужской монастырь в бахчисарае

Где находится, история

Расположилась древняя святыня в районе Бахчисарая, в красивейшем ущелье Мариам-Дере. Считается, что появлением в этом месте монастырь обязан чудотворным появлением иконы Богоматери. Сегодня ученые до сих пор ведут споры о дате основания уникального комплекса. Историки утверждают: появился монастырь в конце VIII века, примерно в то же время, что и пещерный монастырь Качи-Кальон. Кстати, он входит в состав Свято-Успенского.

Но археологические находки опровергают это мнение. В процессе раскопок на территории были обнаружены захоронения христиан, относящиеся в VI столетию. Точно известно только одно – в начале IX века храмовый комплекс уже функционировал. В то же время о судьбе монастыря, его жизни и развитии нет никаких данных вплоть до четырнадцатого века.

Достоверно известно одно: в 13 веке его закрыли, уже в то время на полуострове была непростая политическая ситуация. Практически 100 лет комплекс не функционировал, оставались ли там жить люди тоже не известно. Благодаря московским князьям и их дотациям Свято-Успенский пещерный монастырь вновь начал действовать в конце XIV века. Но средств все равно хватало только на то, чтобы он худо-бедно сводил концы с концами.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Комплекс пещерных келий смог избежать разрушения в 1475 году, когда на Тавриду (Крым) напало Османская империя. В то время уцелело не так много православных храмов. С XV века и на протяжении нескольких сотен лет тут обосновались митрополиты Готфские.

Период расцвета пришелся на XIX столетие. В то время на территории появились:

  • Пять церквей;
  • Братские корпуса;
  • Паломнические домики;
  • Роскошный сад.

Следующий тяжелый период монастырскому комплексу пришлось пережить в годы Крымской войны. Сегодня как яркое напоминание о событиях 1854 – 1855 годов туристы и паломники посещают могилы 170 солдат, похороненных на монастырском кладбище. В то время монастырь по факту служил госпиталем.

Самый трагический период храмовый комплекс ожидал с приходом советской власти. В принципе в то время (послереволюционное, 20-е года прошлого века) пострадал ни один храм. Самое ужасное – «советы» расстреляли всех найденных на территории монахов, послушников. Все более-менее ценные вещи были украдены, вывезены или уничтожены.

В стенах древней святыни в Великую Отечественную войну организовали госпиталь, а в послевоенные годы открыли психоневрологический диспансер. К счастью, уже в начале 90-х годов комплекс пещерных святынь отреставрировали, восстановили практически все разрушенные объекты. Сегодня Свято-Успенский монастырь составляет достойную конкуренцию Инкерманскому монастырю в Севастополе.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

История и легенды монастыря

Легенда основания монастыря гласит о змие, который пожирал скот и людей. И также о молитвах Пресвятой Богородице, с «просьбой» от освобождения населения от злого змия.

Есть ещё одна легенда, якобы на скале явилась чудотворная икона Божией Матери, перед которой горели свечи. Несколько раз икону частями переносили в дом князя, но она вновь и вновь возвращалась на прежнее место. Именно с того момента в скале высекли ступени, что вели к образу Божией Матери, а спустя некоторое время построили храм, вокруг которого появился монастырь.

Так как чудо произошло в день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа/28 августа по новому стилю), престольный праздник Успенского бахчисарайского монастыря празднуется 28 августа.

Изначально мужской бахчисарайский монастырь почитали не только православные христиане, но и мусульмане. Например, перед военным походом основатель династии Гиреев молился Пресвятой Богородице, давая ей обет – приношение и честь её образу воздати. Заключалось такое обещание в продаже лучших коней, с целью скупки воска для свечей, которые он ставил на весь год.

Есть письменные подтверждения о том, что русские цари – Борис Годунов и Фёдор Иоаннович – оказывали финансовую поддержку Свято-Успенскому монастырю. А также церковь посещали русские послы, которые служили там благодарственный молебен.

Правительство пыталось через мужской монастырь влиять на крымских христиан. Такое «давление» влекло за собой цель переселения крымского населения в Приазовье. Граф Румянцев приказал митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами на берега Азовского моря, в Россию, после чего большинство населения навсегда покинуло свою родину.

Ещё по теме: Пирамида Хеопса: история строительства, тайны и факты

Напротив Свято-Успенского монастыря на левом склоне ущелья вдалеке видны остатки разрушенных домов, высеченные в скале пещеры. Всё это остатки покинутого селения.

Христиане забрали с собой чудотворную икону Божией Матери, что до революции находилась в Успенском соборе г. Мариуполя. По окончании революции икона пропала.

Верующие, которые остались в Бахчисарайском районе, не дали ликвидировать Свято-Успенский монастырь. У последнего крымского хана верующие требовали священника. С 1781 г. в монастыре Бахчисарая проводил богослужения священник Константин Спиранди.

В 1783 г., когда Крым стал Российской империей, русские войска расширили пещерную бахчисарайскую церковь и ведущую к ней лестницу. На место явленной иконы Богоматери Одигитрии в храме поместили икону Успения Пресвятой Богородицы. Она была подарком Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича. А также он создал иконостас, а Коховский губернатор – царские двери.

В 1789 г. в городе был построен Николаевский храм, в который перебрался служить священник Свято-Успенского мужского монастыря. После ухода из монастыря Константина Спиранди храм превратился в кладбищенскую часовню.

С помощью архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, который предложил восстановить святыни Крыма, в 1850 г. был снова открыт Успенский монастырь.

На протяжении нескольких лет в монастыре появлялись новые здания и храмы. Он состоял из трёх ярусов. В долине была расположена трапезная, гостиница для паломников и корпус для богослужений.

В среднем ярусе церковь в честь святого Иннокентия Иркутского, которая была возведена в 1896 г., дом настоятеля, пещерные кельи и фонтан.

На самом верху был расположен Успенский пещерный храм, а также пещерная церковь в честь евангелиста Марка, которую построили в 1859 г.

К Свято-Успенскому монастырю относилось два храма: церковь Святой Анастасии, которая расположена в Качи-Кальоне и церковь Введения Божьей матери в Симферополе.

Паломнику

Где остановиться

Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники останавливаются на проживание в гостинице только с личного благословения отца наместника или лиц, им назначенных. Они обязаны:

1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.

2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.

3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.

4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.

5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.

Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.

Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.

Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.

По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий — монастырская площадь. Периодичность — по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).

Распорядок дня паломников смотрите на сайте монастыря

Труднику

Кто хочет приехать обитель потрудится: при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника — о. Силуана, или благочинного — о. Флавиана (или его помощника — о. Мелетия).

Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.

До посещения монастыря ознакомление с Уставом обители — обязательно (см. на сайте)

Свято-Успенский монастырь

В ущелье Марии (Марьям-дере) расположилась жемчужина бахчисарайских окрестностей —  Свято-Успенский монастырь. Его история начинается с VII века, когда греческие монахи основали здесь Успенскую церковь.

По местной легенде, именно в здешних скалах произошло явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии. Ее нашел пастух, икону перенесли к местному князю, но она все возвращалась и возвращалась на то место, где ее обнаружили. Это был красноречивый знак, что место это выбрано для храма.

В годы турецкого владычества церковь пережила упадок: состоялся исход христиан из этих мест (они основали город Мариуполь, куда и перевезли икону). Но после Крымской войны вокруг церкви стал отстраиваться монастырь.

В годы советской власти монастырь был закрыт, его возрождение началось с 1993 года.

Сейчас это очень популярное место для паломников и туристов.

Пещерный город Чуфут Кале

В окрестностях Бахчисарая много пещерных городов, но Чуфут Кале пользуется особой популярностью не только потому, что сюда просто и удобно добраться. Это еще и самый сохранившийся пещерный город в окрестностях.

Историки считают, что возник Чуфут Кале в IV-VI веках. Основало его племя сармато-аланов. По прошествии нескольких веков город превратился в мощную крепость, неоднократно осаждаемую татарами. Но покорить ее им удалось только в конце XIII века. В эпоху Крымского ханства татары покинули крепость, и здесь обосновались караимы. Отсюда и возникло название города: Чуфут-Кале значит «иудейская крепость».

Татарские ханы держали в здешних тюрьмах важных и знатных пленников: русские князья и воеводы, даже один польский гетман томились здесь в ожидании, когда за них заплатят выкуп.

Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам

Караимская кенаса XIV века — молитвенный дом караимов.

А продолжаем гулять по территории пещерного города.

Дюрбе (мавзолей) Джаныке-ханым умершая в 1437 году. Дочь хана Тохтамыша, довольно влиятельная и мудрая правительница.

Когда вы гуляете по Чуфут Кале, не забывайте смотреть по сторонам.

Здесь много обзорных площадок, виды с которых прекраснее древнее памятников (ИМХО).

Чауш-Кобасы — подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века.

Усадьба Авраама Самуиловича Фирковича (1787-1874), известного караимского ученого-гебраиста. Он изучал иврит, а также написал очень спорный труд о караимском учении.

От усадьбы открываются потрясающие виды на пещеры средневекового города

Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам

Дом Чал-Борю (Седой волк) восемнадцатого века.

Восточные ворота

Оборонительные стены VI-XV века

На территории городища двадцать лет назад был найден клад с монетами общим весом почти 5 килограммов.

Квартиры в Бахчисарае | Туры по Крыму | Аренда авто в Крыму

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Пещерный комплекс является древнейшей частью Свято-Успенской Святогорской Лавры. Протяженность его более 800 метров. Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам — не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе. Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI — началу XII века.

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

Бытует очень популярное мнение о тайном пещерном ходе из скалы к реке или даже на левый берег реки Донец. Достоверных источников, подтверждающих это, не найдено. Тайный ход к Донцу действительно мог существовать. Но так как он имел исключительно оборонное значение, то о его наличии могли знать очень немногие.

В этих меловых пещерах в течение 17 лет, практически безвыходно, жил и молился  преп. Иоанн Затворник. Его келья находилась рядом с пещерной Николаевской церковью. До настоящего времени она не сохранилась: мел — мягкий камень, и за всю историю монастыря зафиксировано много случаев обрушения меловых сооружений. Поэтому сегодня вопрос сохранности пещер — один из самых актуальных.

Адрес: ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, 84131.

Телефоны +38-066-483-30-07, тел./факс +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 6.00 до 22.00).

История монастыря

Староладожский Свято-Успенский женский монастырь — один из древнейших на Руси.

Свято-Успенский женский монастырь, вид с противоположного берега Волхова

Время основания Успенского монастыря точно неизвестно. Чаще всего в качестве даты основания обители указываются 1157-1158 годы. Но есть версии, относящие основание монастыря к началу 12 века или даже к концу 11-го.

Там, где находится монастырь, когда-то протекала маленькая речка Грубица, впоследствии засыпанная. Предполагают, что на мысу, образованном этой речкой и Волховом, еще задолго до монастыря существовало поселение, которое было одним из центров Ладоги.

По одной из версий монастырь был основан в начале 12 века, когда был построен древнейший из сохранившихся до наших дней каменных храмов Ладоги — церковь Успения Пресвятой Богородицы, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря.

Возможно, что основателем обители был князь Мстислав Великий. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он мог быть и заказчиком строительства Успенской церкви как усыпальницы для своей жены, шведской принцессы Кристины. Основательницей обители могла быть и сама Кристина; есть версия, что она была похоронена в Успенском монастыре.

Однако после того, как во время реставрационных работ на одной из арок в Успенском храме был обнаружен геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из сыновей Мстислава и Кристины, князю Ростиславу Мстиславовичу, возникло обоснованное предположение, что каменный храм Успения строили в 1157-1158 гг., когда князь Ростислав княжил в Новгороде; возможно, тогда же возник и сам монастырь.

Но, возможно, Успенский собор изначально был приходским, а монастырь вокруг него появился позднее; во всяком случае, первое упоминание о монастыре в летописях относится к 1500 году.

Есть и другая любопытная версия: монастырь с деревянной церковью Успения был основан еще в 11 веке дочерью шведского короля Олафа принцессой Ингигердой (она позднее стала известна как св. Анна Новгородская), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в качестве приданого.

В любом случае, Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Северо-Запада России, а Успенский храм — самым северным храмом в стране, построенным в домонгольский период, и самым древним храмом Ладоги.

Монастырь долгое время оставался одним из крупнейших религиозных центров на Русском севере.

Б. М. Кустодиев. Монахиня. 1908 г.
На картине изображена игуменья
Староладожского Успенского монастыря
Олимпиада.

В ходе русско-шведской войны 1610-1617 годов эти территории были захвачены противником, и Успенский монастырь был разорен. Монахини скитались по деревням. После заключения Столбовского мира в 1617 году и возврата земель России некая старица Акилина собрала оставшихся монахинь и возобновила монастырь. В том же году заново была освящена Успенская церковь — главный храм монастыря. Но многое пришлось строить заново.

В 1718-1725 гг. в монастыре находилась в заточении Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I и последняя русская царица. Во время ее пребывания здесь постоянно дежурил военный караул, было приостановлено пострижение новых послушниц и запрещен вход прихожанам на территорию обители.

Обитель стала пристанищем нескольких и других довольно известных женщин, о них — чуть ниже.

В 19 веке в монастыре началось интенсивное строительство: были построены Западные Святые врата, Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие здания.

Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, он избирал игумений из числа сестер обители для настоятельства в основанных им новых монастырях.

Многие известные люди делали пожертвования в пользу монастыря: супруга Александра II императрица Мария Александровна, меценат Алексей Томилов, живущий в усадьбе по соседству, граф Дмитрий Шереметев.

После революции монастырь был закрыт. Здесь размещался детдом, потом коррекционная школа. В 1958—1960 гг. была проведена комплексная реставрация храма, тогда были отреставрированы фасады и убраны более поздние пристройки.

В 2004 году все здания монастырского комплекса, — а они являются памятниками архитектуры федерального значения, — были переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии. Многие здания монастыря были в аварийном состоянии, начались ремонтно-восстановительные работы. В 2005 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. В августе 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия.

Советы желающим посетить Свято-Успенский скит

Добраться до святыни можно несколькими путями:

  1. Пешком, это всего 2 км от Бахчисарая.
  2. Автобусом № 2., который довезет из города до остановки «Староселье».

Внимание! Делать съемки на территории комплекса запрещено, на это требуется личное разрешение митрополита. При желании паломники могут пожить в монастыре, ночуя при церкви Евангелиста Марка и соблюдая порядок, установленный для монахов

При желании паломники могут пожить в монастыре, ночуя при церкви Евангелиста Марка и соблюдая порядок, установленный для монахов.

Приезжие могут помочь в обустройстве храма как средствами, так и личным трудом, но на это нужно благословение настоятеля. Питание и проживание бесплатное.

Службы в монастыре проходят по расписанию. По уставу монастыря Таинства Крещения и Венчания в обители не совершаются.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ И РАБОТЫ ХРАМОВ

Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ открыта для посещения 7:30-19:00 ежедневно
13:00-14:00 обеденный перерыв
12:00-13:00 обеденный перерыв в воскресные и праздничные дни
Утреннее монашеское правило с молебном ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ понедельник 5:00-6:30 Храм св.апостола и евангелиста Марка
вторник
среда
четверг
пятница
суббота 6:00-7:30
воскресенье, праздничные дни 6:00-7:30 Храм Успения Пресвятой Богородицы
Божественная Литургия понедельник 6:30-8:30 Храм св.апостола и евангелиста Марка
вторник
среда
четверг
пятница
суббота 7:30-10:00
воскресенье 7:30-10:00 Храм Успения Пресвятой Богородицы
Панихида воскресенье 10:00-11:00 Храм Успения Пресвятой Богородицы
Водосвятный молебен воскресенье 11:00-12:00 Храм Успения Пресвятой Богородицы
Вечернее богослужение ежедневно 15:00-18:00 Храм св.апостола и евангелиста Марка
суббота Храм Успения Пресвятой Богородицы
Вечернее монашеское правило с канонами ко Св.Причащению и с акафистом у иконы «ВСЕЦАРИЦА» ежедневно 19:30-21:30 Храм св.апостола и евангелиста Марка
Таинство исповеди ежедневно во время вечернего богослужения или перед началом Св.Литургии
Таинство Св.Причащения ежедневно во время Св. Литургии.Предварительно обязательны исповедь и присутствие на Вечернем богослужении накануне

История Свято-Успенского монастыря

Свято-Успенский мужской монастырь был заложен около 1200 лет назад.

Легенды монастыря

Считается, что монастырь основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.

По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.

И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.

Julia Alisova

Исторические события

В конце XV века здесь находилось основное место обитания Кафских и Готфских метрополитов. Много веков лавра была центром притяжения всех крымских христиан. На территории монастыря в свое время побывало множество известных правителей: Александр I, Александр II, Александра Федоровна, Николай I и другие великие особы.

К сожалению, во время Октябрьской революции храм был разграблен, а монахи его расстреляны. Монастырь стал разрушаться. Во время Великой Отечественной войны и вовсе здесь находится госпиталь для раненых солдатов, а после войны — психоневрологический диспансер. И только в 1993 году лавра была отреставрирована и вновь передана во владение церковью.

Современная история

В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Часть зданий монастыря до сих пор находится на реконструкции. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.

Юра Лепеса

Важные факты

Внешний вид посетителей монастыря должен быть скромным, не допускается короткая и слишком открытая одежда, а для женщин обязателен платок

В храме можно купить на память газету, которая выпускается прямо здесь

С собой на экскурсию рекомендуется взять пустую бутылку для набора святой воды

На каменной лестнице, ведущей в обитель, в советском союзе снимался фильм «Гамлет», и именно здесь был произнесен известный монолог «Быть или не быть?»

Город

Инкерман Крым
Инкерман — город с многовековой историей, последнее название которого было Белокаменск. Такое название город имел 15 лет до 1991 года, а потом переименовали в Инкерман. Основанный как крепость, он сформировался в 20 веке в рабочий поселок.

Город расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города…

Симферополь
Все дороги, ветвящиеся на территории Крымского полуострова, непременно могут привести в самый центр Крыма – город Симферополь. Несмотря на то, что этот город не имеет выхода к морю и не является «любимым» местом для туристов, он является столицей полуострова.Площадь горда Симферополя – 107,41 кв. км, население – около 340 тысяч человек.

Географические координаты…

Бахчисарай. Крым.
Бахчисарай — это сердце Крыма. Во всемирной истории он известен, прежде всего, как город, в котором на протяжении двух с половиной столетий располагалась столица крымского ханства.Приехав в Бахчисарай, вы окунетесь в историю наяву, так как возникает уникальная возможность созерцать Крымский полуостров таким, какой он был много лет тому назад. На каждом шагу…

Севастополь
Севастополь — это город с многовековой историей, который расположен в юго-западной части Крыма, непосредственно у берега Черного моря, береговая линия которого составляет 106 километров. Основные исторические достопримечательности расположены в южной части Севастопольской бухты.

Географические координаты города Севастополь на карте Крыма GPS: N44.6146, E33.6380.

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

История монастыря до наших дней

Мужской Успенский монастырь прячется под скальными сводами и похож на великолепный пещерный дворец. Он расположен в середине Мариам-Дере, ущелья, рядом с городом Бахчисараем. Храм окружен отвесными стенами 1,5 метров высотой. Монастырь часто называли «Лаврой» и даже ханы, исповедовавшие мусульманство, приходили ночами к иконе Богородицы для получения благословления.

История храма начинается приблизительно еще до 13-го века, когда он закрылся на 100 лет. Спасли монастырь финансовые вливания от московских князей. Благодаря этому храм «восстал из пепла», хоть и влачил жалкое существование. Когда Таврида в 1475 г. оказалась в плену татарской орды, обитель не разрушили и в нее приходили многие (в том числе и послы) на богослужения.

Затем в монастыре десятки лет находился оплот митрополитов Готфских. Многие крымские ханы посещали обитель, а глава династии Гирей даже обеспечил храм свечами на целый год. В конце 15-го в. Крым захватили османы и потребовали дань за проведение богослужений. В 18 в. земли перешли к русской армии, и новые власти обязали монахов перебраться из пещерного храма в Мариуполь. С ними отправился и образ Богородицы.

Охранять пустой монастырь начал греческий святой отец К. Спиранди. С ним прибыла и новая святыня – уникальная икона «Успения Богородицы». Богослужения возобновились. Потом в Бахчисарае появился новый монастырь, куда перешло много прихожан.

Пещерный храм вновь закрылся. Возрождение его началось лишь с середины 19 в., реставрационные работы – с 1850 г. Монахам активно помогали простые люди. В итоге были куплены колокола, образа, утварь для богослужений. За короткое время храм снова начал функционировать в полную силу.

Управлял им тогда архимандрит Поликарп. В 1818 г. храм посещал Александр I, целовал икону Богоматери и поставил свечку. В ските также побывали Николай I и II, Александр II. После начала Крымской войны в храме располагался госпиталь, где выхаживались раненые.

Последующая реставрация храма шла еще много лет. Появились новые постройки и корпуса. Обрела «новую жизнь» Церковь Успения. Скит дополнился 3-мя ярусами, 11-ю кельями, колокольней, домом для настоятеля монастыря. Были построена пекарня, гостиницы для гостей, хозпостройки, кухня и столовая. Восстановили даже водопровод, который брал воду из подземного родника.

После окончания революции и расправы над царской семьей, храм был закрыт (начиная с 1921 г.), разграблен, а иноки расстреляны. На месте обители открылась Трудовая колония им. Артема. Бесценными церковными томами топились печки. В 1925 г. верующие обратились к советской власти с просьбой отдать им на хранение старинные монастырские вещи. В итоге часть икон была спасена и отправлена в бахчисарайский музей.

В 1927 г. случилось сильное землетрясение, разрушившее многие постройки. Осталась целой только Успенская церковь. До Великой Отечественной разрушенный храм оставался нежилым, а потом вновь был приспособлен под солдатский госпиталь. После в нем обосновалась психоневрологическая клиника.

Следующее возрождение храма пришлось на 1993 г. Настоятелем стал одесский иеромонах Силуан. Он и занялся восстановлением пещерного храма. Деньги собирались «всем миром». Большую часть внесли паломники. Они также приезжали, чтобы работать и физически. В итоге был восстановлен Храм Успения, ступеньки к монашеским кельям, роспись под балконом. Новые церковные колокола подарил храму металлургический завод в Днепродзержинске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector