Инкерманский пещерный монастырь
Содержание:
- История и легенды монастыря
- Монастырь Шулдан
- История
- Киево-Печерская Лавра.
- Монастырь Шулдан: как добраться на машине
- Успенский монастырь
- Тепе Кермен — пещерный город в Бахчисарае
- История возникновения обители
- История монастыря
- Мамонтова пещера в Крыму
- Свято-Успенская Святогорская Лавра
- История[править]
- Современное состояние
- Свято—Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае
- РЕЧКА С ЗОЛОТЫМИ РЫБКАМИ
- Популярное за 7 дней
- История монастыря в Инкермане
- История Ай-Тодорской святыни
История и легенды монастыря
Легенда основания монастыря гласит о змие, который пожирал скот и людей. И также о молитвах Пресвятой Богородице, с «просьбой» от освобождения населения от злого змия.
Есть ещё одна легенда, якобы на скале явилась чудотворная икона Божией Матери, перед которой горели свечи. Несколько раз икону частями переносили в дом князя, но она вновь и вновь возвращалась на прежнее место. Именно с того момента в скале высекли ступени, что вели к образу Божией Матери, а спустя некоторое время построили храм, вокруг которого появился монастырь.
Так как чудо произошло в день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа/28 августа по новому стилю), престольный праздник Успенского бахчисарайского монастыря празднуется 28 августа.
Изначально мужской бахчисарайский монастырь почитали не только православные христиане, но и мусульмане. Например, перед военным походом основатель династии Гиреев молился Пресвятой Богородице, давая ей обет – приношение и честь её образу воздати. Заключалось такое обещание в продаже лучших коней, с целью скупки воска для свечей, которые он ставил на весь год.
Есть письменные подтверждения о том, что русские цари – Борис Годунов и Фёдор Иоаннович – оказывали финансовую поддержку Свято-Успенскому монастырю. А также церковь посещали русские послы, которые служили там благодарственный молебен.
Правительство пыталось через мужской монастырь влиять на крымских христиан. Такое «давление» влекло за собой цель переселения крымского населения в Приазовье. Граф Румянцев приказал митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами на берега Азовского моря, в Россию, после чего большинство населения навсегда покинуло свою родину.
Ещё по теме: Пирамида Хеопса: история строительства, тайны и факты
Напротив Свято-Успенского монастыря на левом склоне ущелья вдалеке видны остатки разрушенных домов, высеченные в скале пещеры. Всё это остатки покинутого селения.
Христиане забрали с собой чудотворную икону Божией Матери, что до революции находилась в Успенском соборе г. Мариуполя. По окончании революции икона пропала.
Верующие, которые остались в Бахчисарайском районе, не дали ликвидировать Свято-Успенский монастырь. У последнего крымского хана верующие требовали священника. С 1781 г. в монастыре Бахчисарая проводил богослужения священник Константин Спиранди.
В 1783 г., когда Крым стал Российской империей, русские войска расширили пещерную бахчисарайскую церковь и ведущую к ней лестницу. На место явленной иконы Богоматери Одигитрии в храме поместили икону Успения Пресвятой Богородицы. Она была подарком Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича. А также он создал иконостас, а Коховский губернатор – царские двери.
В 1789 г. в городе был построен Николаевский храм, в который перебрался служить священник Свято-Успенского мужского монастыря. После ухода из монастыря Константина Спиранди храм превратился в кладбищенскую часовню.
С помощью архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, который предложил восстановить святыни Крыма, в 1850 г. был снова открыт Успенский монастырь.
На протяжении нескольких лет в монастыре появлялись новые здания и храмы. Он состоял из трёх ярусов. В долине была расположена трапезная, гостиница для паломников и корпус для богослужений.
В среднем ярусе церковь в честь святого Иннокентия Иркутского, которая была возведена в 1896 г., дом настоятеля, пещерные кельи и фонтан.
На самом верху был расположен Успенский пещерный храм, а также пещерная церковь в честь евангелиста Марка, которую построили в 1859 г.
К Свято-Успенскому монастырю относилось два храма: церковь Святой Анастасии, которая расположена в Качи-Кальоне и церковь Введения Божьей матери в Симферополе.
Монастырь Шулдан
Пещерный монастырь Шулдан – главное украшение Шульской долины. Находится он в северо-восточном углу Севастопольщины, над селением Терновка. Местные назвали гору, на которой стоит Шулдан, «отдающая эхо», поскольку здесь часто можно услышать звучание колокола. Монастырь был основан монахами-иконопочитателями, беженцами из Византии в VII веке. Предположительно монахи были родом с Афона и имели опыт строительства пещерных монастырей, на территории которых они занимались виноградарством и виноделием.
В XVI веке Шулдан захватила Османская империя и помещения горной обители использовались турками в качестве оборонительных сооружений. На территории монастыря расположены два пещерных храма, а также двадцать помещений культового и хозяйственного характера. Сейчас там снова живут монахи и проводятся восстановительные работы.
История
Сельское селение Тополевка до советской топонимической реформы носило название Топлы, откуда и берет свое название монастырь. После Октябрьской революции поселение, сформированное вокруг монастыря, имел название Мичурино, но позже его переименовали в Учебное.
Официальное учреждение монастыря состоялось 25 августа 1864 года, а открыт он был через месяц — 25 сентября в том же году. Формально его закрыли 29 апреля в 1923 году и вновь открыли в 1993 году.
Марина Степанова
Основание
Находится монастырь у водного источника, бьющегося из-под земли, который носит имя Святой Параскевы Римской. По многим легендам, именно в этом месте состоялась её мученическая казнь, после которой лечебная вода ключом забила из-под земли на этом месте. В эту точку приходили многие паломники, верящие в чудодейственность святой воды и простые прихожане, пришедшие сюда, дабы наполнить емкости.
Еще до первых упоминаний о монастыре и его строительстве, отшельником здесь обитала Константина, которая была болгаркой родом из села Кишлав (сейчас село Курское), к которой примкнуло несколько женщин, благодаря чему образовалась некое подобие киновии. В XIX веке, после массовых переселений крымских христиан и приверженцев ислама в Османскую империю после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году, это место пустовало, а множества христианских монастырей и храмов оказались заброшены.
Великая Российская императрица Екатерина II изначально преподнесла эту землю в подарок своему фавориту Захару Зотову. Затем, в XIX веке, эта территория была во владении родственником Зотова, а если быть точным, то землей владели две его сестры Ангелина Алексеевна Ламбири и Феодора Алексеевна. Через какое-то время земля была выкуплена Ангелиной, которая передала её в распоряжении монастыря. Перед открытием монастыря был возведен небольшой по размерам храм Святой Параскевы прямо около целебных источников. В день памяти Святой — 26 июля 1863 году, источник был официально освящен прислужниками церкви. В разработке и строительстве храма активное участие принимал игумен Парфений, которого убили в 1866 году крымские татары. А в 2000 году его причислили к лику святых. Первыми монахинями стали уже долгое время обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была подстрижена и взяла себе новое имя — Параскева.
Марина Степанова
Строительство
В следующие годы на территории монастыря было возведено и обновлено множество новых построек. Больничный пункт с церковью внутри. Монастырский комплекс был перестроен и обновлен, некоторые здания расширились. Была начата постройка собора Свято-Троицкого по специальному проекту В. А. Фельдмана. Внутри помещений были организованы мастерские и садовые хозяйства. Во многом, своему успеху монастырь был обязан качественному руководству игуменьи Параскевы (Родимцевой), которая была главной в этом месте до самой своей смерти. Она же, в 2009 году была причислена к лику святых. Канонизация была проведена в монастыре в 2010 году, которую провел митрополит Владимир. Свои центры монастырь имел в Симферополе и Феодосии.
Прекращение деятельности
После прихода к власти коммунистической партии, на всей территории Советского Союза начали происходить церковные гонения. Это выражалось в конфискации имущества, реквизиции, а из церковных служителей была сформирована садоводческая коммуна.
Марина Степанова
Возрождение
Повторное открытие состоялось только в 90-х годах. Первый богослуженческий обряд состоялся на центральной монастырской площади 8 августа 1992 года. В 1994 году монастырю от властей был передан большой участок земли, который некогда использовался под пионерский лагерь. В настоящее время на территории монастыря установлены действующие купальни, целебные источники, а здания некогда заброшенных церквей — восстановлены. Монастырь регулярно посещают паломники со всех уголков страны и Крыма. Проводятся экскурсии и наборы в монахини.
Киево-Печерская Лавра.
Самый дорогой сердцу православного христианина и самый известный из ныне существующих пещерных монастырей, с невероятным количеством почивающих в древних пещерах подвижников, угодников Божьих – Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о Киеве-Печерской Лавре написано так: «Киево-Печерская лавра находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из города Курска. Когда число их возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи»…
Пещеры Киево-Печерской Лавры окутаны ореолом тайны и святости. Существует поверье, что пещеры тянуться через Днепр вплоть до Чернигова. Однако, многолетние и постоянные исследования, которые проводятся в лаврских пещерах, не дают повода думать, что такие слухи имеют под собой почву.
Дальние (Феодосиевы) пещеры
Глубина залегания — 15-20 метров.
Длина лабиринта без примыкающих с юга Варяжских пещер — 293 метра.
А. Подземная церковь Рождества Христова Б. Подземная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы В. Подземная церковь преп. Феодосия, игумена Печерского
Г. Место, обозначенное как келья преп. Феодосия на карте 1638 г. Д. Место, обозначаемое как келья преп. Феодосия с XIX в.
Мощи 49 святых, сопровождаемые табличками с именами и иконами, почивают в 34 деревянных и 2 металлических раках, а также в 13 «затворах» — древних погребальных нишах.
Ближние (Антониевы) пещеры
Глубина залегания — 10-15 метров.
Длина лабиринта — 383 метра.
А. Подземная церковь Введения Пресвятой Богородицы Б. Подземная церковь преп. Антония Печерского В. Подземная церковь преп. Варлаама, игумена Печерского
Г. Место, обозначенное как келья преп. Антония на карте 1638 г. Д. Место, обозначаемое как келья преп. Антония с 1795 г.
Мощи 73 святых, сопровождаемые табличками с именами и иконами, почивают в 48 деревянных раках, включая 2 двойные раки, 1 деревянной колоде, 9 «затворах» — древних погребальных нишах, 1 оштукатуренной крипте, в которой лежат мощи 12 подвижников, и 1 скрытом под спудом месте, где остались необретенными мощи прп. Антония Печерского.
Большинство икон в Дальних и Ближних пещерах — середины XIX в. Мощи в раках и крипте покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении.
Адрес: улица Лаврская, 15, Киев, 01015
Монастырь Шулдан: как добраться на машине
Самый простой способ попасть в пещерный монастырь Шулдан – приехать в Терновку и пройти по хорошо нахоженной грунтовой дороге к его подножию. Прогулка займет около часа.
Сложнее добраться до самой Терновки. На своем авто это сделать легко. Из Симферополя и Бахчисарая достаточно свернуть с севастопольской трассы на дорогу в Танковое, оттуда повернуть на Мангуп и проехать чуть дальше, в Терновку (следующее село за ним).
Из Симферополя туда можно доехать только с а/с «Западная». Причем туда ходят только рейсы до Родного и Хмельницкого (который туда на самом деле не ходит, а доезжает только до Заречного, хотя нас с билетами довез до Терновки и развернулся назад). Всего таких рейсов по 2 в день и отправляются они очень поздно.
Ялтинцам можно воспользоваться автобусом Ялта – Бахчисарай, некоторые из них ходят через Терновку и Мангуп. Но стоит уточнять это заранее.
Из Севастополя доехать намного проще. Туда отправляются прямые автобусы с 5-го километра до Терновки. Ходят они достаточно часто.
Успенский монастырь
Этот монастырь считают главной пещерной обителью Крыма, а причиной этому является чудодейственное явление иконы Богородицы на том месте, где сейчас находится монастырь. Достопримечательность расположена в южной части полуострова, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере. Одну из главных православных святынь полуострова ежегодно посещают тысячи паломников.
Людей, далеких от религии, это место также не оставит равнодушными, поскольку территория монастыря обладает уникальной атмосферой. У монастыря интересная и богатая история. Обитель грабили, рушили, восстанавливали и использовали как госпиталь, но от этого она стала еще более величественной. Глубокие пещеры, белоснежные церкви, каменные фасады и фигуры, вырезанные в стенах создают невероятный вид.
Тепе Кермен — пещерный город в Бахчисарае
Сугубо стратегическая постройка, возникла на конусовидной горе, на высоте более 500 метров. В скале были построены казематы, помещения для караульных, цистерны для сбора дождевой воды. В городе более 200 помещений, разной формы и объёма, расположенных на шести уровнях.
На верху располагались жилые помещения и ёмкости для воды, внизу — хозяйственные постройки. Северо-восточный склон скалы украшает скальная церковь. По каменной лестнице из неё можно выйти к самому низу скалы. На шестом уровне находится гробница, укрытая каменной плитой, на пятом — ризница и трапезная, на четвёртом склеп с нишей для иконы. Есть тут и часовня.
История возникновения обители
С местного языка название «пещерной» горы переводится как «отдающая эхо». И действительно – звук колокола, звучащий отсюда мало сказать, что потрясающий. Первые пещеры приспособили под себя византийские монахи-иконопочитатели. Им пришлось бежать на окраины своей империи. Причина этого – политика иконоборчества, которую проводил в VIII столетии официальный Константинополь, подвергнувшийся влиянию монофизитов.
Беженцы – бывшие обитатели Афона, уже имевшие опыт пещерного строительства. В результате на вершине Шулдана появился довольно большой монастырский комплекс, прозванный татарами, жившими с иноками в мире, Челтер-Мармара. Нынешний останец – видимо, часть того комплекса. Монахи занимались виноградарством и, соответственно, винокурением. Тем и жили.
Во второй половине XVI века эту землю захватила Османская империя – княжество Феодоро (преданный вассал Византии) пало. Помещения горной обители использовались турками как оборонительное сооружение. Однако им не был причинен ущерб. Через пару столетий район стал частью российской провинции, а альпийское прибежище – домом для православных аскетов со всего мира. Сегодня монастырь Шулдан – охраняемый исторический заповедник.
История монастыря
Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.
За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.
Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.
Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.
Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.
В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.
С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.
В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.
Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.
Мамонтова пещера в Крыму
Второе название — Эмине Баир Хосар — переводится как колодец на горном склоне. На дне провала была обнаружена большая карстовая полость — теперь это главный зал.
Расположение — Чадыр даг, нижнее плато. Протяжённость — 1,5 километра, глубина около 100. Залы и переходы освещены, оборудованы лестницами с перилами.
Здесь нашли кости вымерших животных, даже мамонтёнка, в честь которого и названа пещера.
Сталактиты образуют диковинные фигуры: Шапка Мономаха, Каменный цветок, сказочных божков. Особый интерес представляет двухуровневое озеро. Пещера по заслугам считается одной из самых необычных в Европе.
Свято-Успенская Святогорская Лавра
Пещерный комплекс является древнейшей частью Свято-Успенской Святогорской Лавры. Протяженность его более 800 метров. Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам — не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе. Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI — началу XII века.
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
Бытует очень популярное мнение о тайном пещерном ходе из скалы к реке или даже на левый берег реки Донец. Достоверных источников, подтверждающих это, не найдено. Тайный ход к Донцу действительно мог существовать. Но так как он имел исключительно оборонное значение, то о его наличии могли знать очень немногие.
В этих меловых пещерах в течение 17 лет, практически безвыходно, жил и молился преп. Иоанн Затворник. Его келья находилась рядом с пещерной Николаевской церковью. До настоящего времени она не сохранилась: мел — мягкий камень, и за всю историю монастыря зафиксировано много случаев обрушения меловых сооружений. Поэтому сегодня вопрос сохранности пещер — один из самых актуальных.
Адрес: ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, 84131.
Телефоны +38-066-483-30-07, тел./факс +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 6.00 до 22.00).
История[править]
Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком.
По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена Александром Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи.
С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.
Монастырь в начале XX века
В 1778 году греческое население было депортировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.
В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В 1851 год планирование Успенского Бахчисарайского скита, а также надзор за производством работ выполнил таврический губернский архитектор Константин Гоняев. Ему была объявлена признательность Священного синода.
К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.
Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годах в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.
В 1921 году монастырь был закрыт и осквернён советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.
В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.
В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Строятся новые храмы (святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского).
Настоятелем монастыря с 13 июня 1993 года является архимандрит Силуан.
Современное состояние
Монастырь до сих пор находится на стадии восстановления, монахи все делают своими силами. На территории скита открыта лечебница — реабилитационный центр для алко- и наркозависимых людей.
Пещерный мужской монастырь Шулдан (Покрова Пресвятой Богородицы)
Несмотря на ремонтные работы, двери общины открыты всегда, в ней есть отдельные кельи для паломников и туристов. Богослужения совершаются в главном храме, есть хозяйственные помещения и кельи для братии. На возвышении скалы построена красивая часовня, выполнена она полностью из камня в форме башни с большим золотистым куполом. С плато открывается чудесный вид на долину, захватывающие дух пейзажи.
Что важно знать о православной вере:
Современные техники постройки очень странно сочетаются с остатками древних каменных зданий. Например, современные пластиковые окна очень контрастно смотрятся на фоне выдолбленного храма в скале. Как и в далекие времена у монахов тут нет электричества, для освещения используются керосиновые лампы и свечи. Заготовка дров на зиму приходит с помощью допотопных сооружений в виде лебедки, хворост и палки поднимаются на второй ярус к хозяйственной пещере.
Пещерный монастырь Шулдан в Крыму — великое наследие для православных христиан.
На территории монастыря расположены следующие постройки:
- 20 помещений в скале на двух уровнях в высоту (кельи, усыпальницы, трапезная и хозяйственные помещения);
- два храма, расположенных по одному на ярус;
- башня часовня неподалеку на плато над обрывом.
Важно! Для паломничества туристами открыты не все пещеры, кельи и помещения для жизни братии закрыты от чужих глаз. На территории расположено огромное количество прекрасных икон, которым можно молиться и просто любоваться, ощущая Божию благодать
В открытых пещерах-усыпальницах расположены мощи первых переселенцев
На территории расположено огромное количество прекрасных икон, которым можно молиться и просто любоваться, ощущая Божию благодать. В открытых пещерах-усыпальницах расположены мощи первых переселенцев.
Храмы
На территории обители построено два храма:
Главная действующая церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Само здание сохранилось хорошо. Когда-то из этого храма можно было сразу попасть на плато в часовню, но переход был уничтожен. Пол в этом храме — деревянный настил, поставлен алтарь. На некоторых частях стены можно разглядеть остатки многослойных фресок. Во время ремонтных работ, под алтарем нашли тайный вход в погребальную комнату.
Покровский мужской монастырь “Шулдан”
Частично сохранившиеся старинные фрески привлекают любителей искусства и истории, эта живопись датируется XIV веком. В 1950-х годах, фрески пытались реставрировать, но получилось это сделать только частично. На алтаре тоже можно увидеть сохраненную старую фреску с изображением Иисуса Христа. В храме, в нише хранятся кости умерших подвижников, которые были найдены тут при археологических раскопках и ремонтных работах.
Здание второго храма расположено на втором ярусе, лестница к нему частично разрушена, внутри нет алтаря, но сохранилась длинная скамья по всей длине северной стены.
Другие места паломничества в Крыму:
В целом — обитель выглядит весьма аскетично, но в тоже время поражает воображение. Все туристы выходят из монастыря под огромным впечатлением. Время в этом месте останавливается, и все житейские проблемы отходят на второй план, приходит понимание того, что телесные нужды, это не первоначальная цель человека.
Настоятель
Настоятель монастыря — отец Анатолий, он единственный человек, который живет в обители на постоянной основе. Все остальные братья и послушники приходят на время для помощи, много лет настоятель Анатолий возводит монастырь заново, реставрирует и ремонтирует стены, лестницы, налаживает быт.
Этот монах очень приветлив и доброжелателен со всеми гостями, бесконечный поток шумных туристов нисколько его не раздражает.
Свято—Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае
Этот монастырь тоже основан византийскими монахами. Он вырублен в отвесной скале. У этой святой обители интересная история.
Когда Крымское ханство приобрело независимость, и Россия получила крымские крепости, местные христиане из-за притеснений со стороны мусульманского населения, покидают эти места. В событии принимал активное участие русский полководец Александр Суворов. Но через три года монастырь снова начал проводить богослужения.
Во время революции обитель разграбили, а служителей расстреляли. Во время Великой Отечественной в этих стенах располагался госпиталь. Возродился монастырь снова после распада Советского Союза. Прихожане восстановили Святое место общими усилиями. Они провели титаническую работу: отреставрировали каменную лестницу, Успенскую церковь, восстановили наскальную роспись, возвели колокольню и многое другое.
РЕЧКА С ЗОЛОТЫМИ РЫБКАМИ
Но в этих местах интересен не только монастырь: Мчишта – река, о которой только что упоминалось, на одном из своих участков приютила редкий вид золотистых рыб – королевских форелей, обожающих нереститься в ее холодных водах. Их здесь разводят издавна, и даже монахи Отхарского скального монастыря занимались этим промыслом. И сейчас в деревне есть возможность полюбоваться на разведение этих рыб, покормить их, а также поймать пару-тройку на ужин. Для этого необходимо отправиться на территорию форелевого хозяйства, находящегося неподалеку от Отхарского скального монастыря. Кроме прочего, на территории села Отхара можно увидеть древние дольмены, возраст которых восходит к третьему тысячелетию до нашей эры.
Скальный монастырь в Абхазии великолепен в любое время года: укутанный в снежную шубу, овеянный изумрудным, благоухающим ореолом лета, сопровождаемый весенним звоном капели или украшенный осенним золотом.
Добраться до Отхарского скального монастыря можно из Гудауты. От районного центра до села всего 15 км. Поворот на Отхару не обозначен, но ориентиром выступают два продуктовых ларька, установленные вдоль дороги. Удивительный монастырь, вырубленный в скале и овеянный тайнами, давно скрытыми за пеленой древности, однозначно стоит того, чтобы приехать и полюбоваться этой необычной достопримечательностью.
Абхазия. Отхарский скальный монастырь на карте.
Координаты: 43.241007, 40.499034
Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:
-
Майские праздники в Абхазии
-
Новый Год в Абхазии
-
Треккинг в Абхазии
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41
История монастыря в Инкермане
Создание монастыря историки связывают с сидевшим в то время на католическом престоле Климентом I, который хорошо относился ко всем христианам, за что его почитали даже в древней Руси и за что он в итоге и пострадал.
По дошедшим до нас преданиям, император Рима Траян именно за христианские проповеди сослал Климента в Инкерманские каменоломни, где он и умер мученической смертью, а скорее всего — был убит и впоследствии причислен к лику святых.
Вехи истории Инкерманского монастыря:
- I век от Рождества Христова — Римский форпост северного Причерноморья;
- раннее Средневековье — Пещерная Фиваида, Византийское монашество, обретение и перенесение мощей священномученика Климента;
- Крещение Руси — княжество Феодоро, форпост Византии;
- Турецкое завоевание — изгнание христиан;
- присоединение Крыма к Российской Империи;
- XIX век — возрождение монашеской жизни;
- Крымская война — первая оборона Севастополя, Инкерманское сражение;
- Великая Отечественная война — вторая оборона Севастополя;
- восстановление монастыря в ХХ веке.
Большая часть монастыря высечена прямо в скале, рядом с родником чистейшей воды, который, по сказаниям, с помощью чуда открыл для облегчения тяжелой участи каторжан все тот же святой Климент. Правда из-за строительных работ в 70-х годах прошлого столетия источник иссяк.
Пещеры монастыря, Маргарита Кушниренко
Время, турецкие войны, революция и борьба с фашизмом не прошли для монастыря бесследно. Однако в 1991 году принято решение о начале постепенного возрождения святого места. Восстановлена уже большая часть келейных корпусов и принадлежащих монастырю храмов. Вслед за этим из Киева была привезена и установлена рака с частицей святых мощей мученика Климента.
История Ай-Тодорской святыни
Как и большинство других пещерных монастырей Крымского полуострова, возник Челтер-Коба в период Иконоборческого движения в конце VIII столетия. Как и сам входивший в состав Византийской империи Крым, Пещерный монастырь Феодора Стратилата стал оплотом иконопочитателей в частности и православной веры в целом. Но первоначально находился он на территории Сюйреньской крепости, стоящей на соседнем мысе Куле-Бурун. Впрочем, данная версия спорная, да и доказательств нет – это всего лишь теория.
Возникновение обители на нынешнем месте археологи относят к началу IX века, к большому сожалению, почти ничего неизвестно о его ранней истории. Что уж говорить, когда даже название святыни является условным. Сейчас нет сомнений, что названа она в честь Феодора, но вот какого именно – Тирона, Студита или Стратилата – точно неизвестно. Из трех святых никто не имеет к ней прямого отношения. Отчего преподобный Лазарь отдал предпочтение последнему при восстановлении комплекса – непонятно, даже сегодня это загадка.
Период расцвета пещерного монастыря связан с возвышением княжества Феодоро, пришелся он на XIV-XV вв., но благоденствие это было недолгим. Находясь в северной приграничной области государства, он часто страдал от вражеских нападений, а феодориты, вынужденные отбиваться на всех направлениях, попросту не могли его защитить. Но зато насельники, монахи, монастырские послушники и жители окрестных деревень всегда находили убежище за толстыми стенами Сюйреньской крепости или даже столичного Феодоро.
Однако в 1475 г., во время масштабного османского вторжения на полуостров, ничто не могло защитить ни сам монастырь Челтер-Коба в Крыму, ни его обитателей. После захвата генуэзской Феодосии огромная турецкая армия под командованием Кедук-Ахмет-паши устремилась на запад, покорять границы княжества Гаврасов, по пути она захватила и полностью разорила обитель в пещере.